ВЛИЯНИЕ ПРОЦЕССОВ ГЛОБАЛИЗАЦИИ НА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ РОССИЙСКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ
П. В. ПАВЛОВ, кандидат экономических наук, доцент Таганрогский институт управления и экономики
Павлов Павел Владимирович, кандидат экономических наук (2002). Начальник контрактно-договорного отдела ОАО «Таганрогский авиационный научно-технический комплекс им. Г.М. Бериева». Доцент кафедры экономики и финансов Таганрогского института управления и экономики. Читает курсы: «Финансовое право», «Международные экономические отношения», «Законодательство о внешнеэкономической деятельности», «Правовое обеспечение внешнеэкономической деятельности», «Законодательство о банках, финансах и бухгалтерском учете». Сфера научных интересов: свободные экономические зоны, специальные налоговые и таможенные режимы, глобализация мировой экономики, место России в ней; развитие форм внешнеэкономической деятельности.
Информационно-ком муникационная революция ускорила развитие мирохозяйственных отношений. В последниетри десятилетия физический объем мирового товарного экспорта вырос почти в 4,9 раза, составив поданным ВТО во всем мире в 2004 г. 9 трлн 123,5 млрд дол. США1. При этом глубина включения той или иной страны в международный обмен зависит от величины ее экономического потенциала. Чем больше экономический потенциал страны, тем шире у нее возможности развития за счет опоры на внутренний рынок, тем меньше ей требуется привлекать товаров и услуг извне и, следовательно, выделять ресурсов для экспорта. Степень включения страны в мирохозяйственные связи зависит также от обеспеченности ее основными видами сырьевых ресурсов. Более обеспеченная ими страна имеет меньше потребностей ввозить из-за рубежа топливо, сырье для промышленности и продовольствие, и ей, следовательно, нет необходимости покрывать эти импортные закупки соответствующим экспортом. Иными словами, наличие собственной сырьевой базы снижает зависимость воспроизводственного процесса от международного обмена. Однако невозможность полной автаркии и необходимость участия в международном обмене обязывают страны иметь конкурентоспособную продукцию.
1 Независимая газета, №84 (3480) от 25.04.2005. С. 4.
Глобализация современной экономики наряду с либерализацией международной торговли приводит к повсеместному ужесточению конкуренции. В силу более глубокой интеграции национальных экономик в мировое хозяйство и вытекающей отсюда конкуренции смещаются интересы внутри отдельных стран и повышаются стимулы для государства выстраивать свою экономическую политику в соответствии с условиями конкуренции на мировом рынке.
Конкурентоспособность— многогранная экономическая категория, которую можно рассматривать как на уровне товаров и их производителей, отраслей, так и науровне страны в целом. Однако между всеми этими уровнями существует тесная взаимосвязь, поскольку именно конкурентоспособность отдельных производителей и выпускаемой ими продукции в конечном итоге предопределяют конкурентоспособность того или иного государства.
В настоящее время в промышленно развитых странах участие государства в повышении конкурентоспособности предприятий резко возросло. Правительства этих стран разрабатывают и реализуют специальные программы обеспечения конкурентоспособности, берут на себя непосредственную заботу о развитии и удешевлении необходимой для этого инфраструктуры — науки, систем связи, сбора информации, пересматривают налоговое
законодательство в целях поощрения конкурентоспособных отраслей. Лидирующие страны мира поддерживают свою конкурентоспособность на базе инвестиций и нововведений. Развитие конкуренции путем инвестиций предполагает готовность и способность национальных фирм инвестировать средства в современное эффективное оборудование и лучшую технологию, в покупку лицензий и создание совместных предприятий.
Глобализация рынков способствовала изменению характера конкуренции, которая стала технологической, и при этом более сложной и острой. Именно технологические преимущества в настоящее время являются основой достижения конкурентных преимуществ. Участились случаи слияния и поглощения фирм с целью усиления своих конкурентных позиций в технологической сфере. Также представляется целесообразным странам и предприятиям специализироваться на соответствующих сравнительных ценовых преимуществах, возникающих вследствие открытости торговой политики.
Конкурентные позиции предприятий на мировом и внутреннем рынках во все большей мере обеспечиваются за счет использования наукоемких технологий, причем борьба за рынки постепенно перемещается из мира материальных товаров и услуг в мир знаний, идей и информации. Именно достижениями в новых областях знаний сильны экономически развитые страны, и эти преимущества они стараются применять в максимальной степени. Под влиянием процессов глобализации экономической деятельности в мировой экономике произошел кардинальный сдвиг от добывающей и обрабатывающей промышленности в пользу наукоемких отраслей, составляющих основу постиндустриальной модели хозяйствования. Удельный вес сферы услуг стремительно рос и превысил 60%, характеризуя переход в постиндустриальную эпоху. Причем значение услуг увеличивается и в материальном производстве, которое неизмеримо усложнилось в результате НТР. Все это обусловило серьезные изменения. Так, на промышленность еще в 1980 г. приходилось 38 % суммарного ВВП мира, в 1990 г. — 35 %, в начале 2000-х годов. — 31%. Если в 1980 г. в мировом промышленном производстве было занято около 20% экономически активного населения мира, то ныне — 17%2. Мировой бизнес стремительными темпами погружается в электронную коммерцию. Наступает эра Интернет-экономики. К 2000 г. электронная торговля через Интернет достигла 44,5 млрд дол.
г Родионова H.A. Мировая экономика: Учебное пособие. - СПб.: Питер, 2005. С. 32.
США. Самая «интернетизированная» страна мира США потратила в 1999 г. на сетевые покупки в общей сложности около 8 млрд дол., а к 2004 г. оборот виртуального бизнеса достиг 1,5 трлн дол., что позволило сократить издержки при покупке товаров и сырья на 40%3.
. Экономический рост страны стал возможен благодаря открытости экономики и активному использованию внешнеэкономического фактора. Поэтому в ближайшей перспективе России не обойтись без развития товарообмена с внешним миром. По существу, российская экономика уже включена в процесс глобализации и является частью этой целостной системы. Однако такое включение относится прежде всего к сырьевым отраслям. Россия занимает 2-е место в мире по масштабам производства энергоносителей. Она является одним из ведущих экспортеров природного газа и нефти. Доказанных запасов нефти при нынешнем уровне ее добычи, по оценкам иностранных экспертов, хватит на 19 лет, газа - на 83 года. Представители российского бизнеса считают эти оценки неточными и прогнозируют, что к концу нынешнего десятилетия добыча нефти выйдет на уровень 420-500 млн т в год и будет держаться в этих пределах в течение 30 лет. Вырастет и добыча газа - до 600-700 млрд куб. м в год, причем газовых ресурсов в России хватит для поддержания такого уровня добычи на протяжении 50 лег. При таком увеличении нефтедобычи и внутреннем потреблении в 160-180 млн т потенциальные возможности экспорта нефти и продуктов ее переработки могут составить до 340 млн т4.
Помимо экспорта энергоносителей, в статистике мировой торговли Россия присутствует в таких сегментах, как оружие и военная техника, коммерческие запуски космических спутников, создание телекоммуникационной и навигационной аппаратуры. Наиболее крупным сегментом наукоемкой высокотехнологичной индустрии, способным на равных конкурировать с экспортной продукцией развитых стран на мировых рынках, является ориентированные на внешние поставки часть оборонно-промышленного комплекса России (ОПК) — авиакосмическая и атомная промышленность, судостроение, производство лазерной техники и средств информатики, разработка программного обеспечения. Во многом благодаря оборонной продукции Россия поддерживает удельный вес продукции машиностроения в экспорте на
3 Там же. С. 123.
4 Мировая экономика и международные отношения. 2004. N2 6. С. 78,79.
уровне 10%. При этом страна за последние годы является четвертым по значению мировым экспортером вооружений (после США, Великобритании и Франции)5. Отечественные обрабатывающие отрасли располагают весьма важным в современных условиях конкурентным преимуществом - наличием уникальных передовых технологий, которые опираются на достижения отечественной фундаментальной и прикладной науки.
Однако на сегодняшний день положение России во внешней торговле товарами и услугами не столь благополучно, что с учетом ее небольшой доли в мировой торговле (в 2004 г. - около 1,8%) затрудняет эффективную интеграцию в мировое хозяйство. За последние годы усилилась топливно-сырьевая направленность отечественного экспорта. Поданным за 2002 г., доля продукции топливно-энергетического сектора в стоимости экспорта в России составила 56%, черной и цветной металлургии — 1.5%, машин и оборудования - 7,7%, химической промышленности - 6,5%, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной - 4,9%. Если в середине 1980-х гг. доля машин и оборудования в экспорте составляла 33-35%, то в 2002 г. — 9,5%. Уже в настоящее время в нашей стране экспортно-ориентированные отрасли вносят наибольший вклад в экономический рост, а многие предприятия других отраслей испытывают острую нехватку ресурсов, не могут производить конкурентоспособную продукцию6.
При этом нельзя не отметить, что в 2002 г. доля промышленных товаров в стоимости мирового товарного экспорта составила 75%, а сырьевых и топливно-энергетических товаров всего — 13%. Поэтому снижение цен на нефть может привести к бюджетному кризису, но в то же время оказаться важнейшим стимулом активизации структурной перестройки экономики.
Примечательно, что в настоящее время происходит не только наращивание экспорта невоспроизводимого первичного сырья, но и перераспределение всегда ограниченных финансовых, материально-вещественных и людских ресурсов в пользу добывающих отраслей, что затрудняет решение задачи преодоления сырьевой экспортной зависимости страны за счет ускоренного развития предприятий, выпускающих сложную и наукоемкую продукцию. Следует понимать, что экспорт сырья может оказать стимулирующее влияние на
5 Оболенский В. Глобализация мировой экономики и Россия //Мировая экономика и международные отношения. 2001. № 3. С. 25.
6 Современная глобализация и Россия / Под ред. А.Ю. Архипо-ва. - Ростов н/Д: Изд-во Рост, ун-та, 2004. С. 86.
экономический рост лишь при условии, что заработанные средства станут вкладываться в развитие высокотехнологичных производств, сферы услуг, т.е. всего того, что называется экономикой постиндустриального общества. Необходимо постоянное преобразование доходов от экспорта природных ресурсов в инвестиции, которые будут способствовать созданию экономики, базирующейся на инновационных процессах. При условии принятия необходимых мер можно было бы рассчитывать на увеличение вывоза за рубеж продукции газо-хими-ческой промышленности (вместо продажи природного газа); бумаги (вместо экспорта необработанной древесины и целлюлозы); нефтепродуктов (вместо сырой нефти); гражданской и специальной авиационной техники и т.д.
Не совсем благополучна и структура экспорта в страновом разрезе. В 2002 г. на страны ЕС приходилось 35% экспорта РФ, на страны СНГ — 15%, страны Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ)— 15%, КНР - 6,4%, США -3,7%. Очевидно, что сложившаяся к настоящему времени страновая структура не соответствуетэкономическому потенциалу торговых партнеров России. Рольстран СНГ и ЦВЕ в экспорте России значительно превышает их значение в мировом импорте (соответственно в 25 и 5,5 раза). Ситуация еще более ухудшилась после вступления стран ЦВЕ в ЕС. Не все гладко с перспективами развития СНГ. Во внешней торговле следует большее внимание уделять странам Восточной и Юго-Восточной Азии, Латинской и Южной Америки, странам Ближнего Востока. Со многими из них возможно налаживание взаимовыгодных встречных поставок.
Одно из направлений внешнеторговой политики - рационализация, или оптимизация импорта. В структуре отечественного импорта 25% приходится на продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье. Бесспорно, импорт экзотических фруктов и овощей, некоторых сортов рыбы и морепродуктов, кофе, чая и других экзотических продуктов оправдан, так как обеспечивает удовлетворение потребностей россиян на более высоком качественном уровне. Но трудно объяснить закупки в США и странах Латинской Америки замороженного мяса птицы, говядины, свинины, молочных продуктов, которые могут производиться на территории России. Как известно, часто в Россию завозятся некачественные продукты, представляющие угрозу здоровью граждан России. Нельзя забывать и о критерии обеспечения экономической безопасности страны (доля импорта во внутреннем потреблении не должна превышать 20%). По мно-
гим видам продовольствия она уже давно и намного превышена. Но наиболее угрожающее положение сложилось с закупками за рубежом лекарственных препаратов. В 2003 г. доля импорта для этой товарной позиции составила свыше 60%7.
В настоящее время свыше одной трети российского импорта приходится на машины и оборудование. Однако за 14 лет рыночных преобразований было построено лишь несколько новых машиностроительных предприятий. Уровень физического и морального износа оборудования на предприятиях добывающей и обрабатывающей промышленности продолжает оставаться чрезвычайно высоким, что не позволит добиться прорыва в повышении конкурентоспособности российской готовой продукции как на внутреннем, так и на внешнем рынках. Старое оборудование несовместимо с высоким уровнем производительности труда и наилучшего качества. В основном приобретается оборудование для пищевой промышленности, торговли, предприятий общественного питания, финансовых организаций, строительных компаний. К машинам и оборудованию принадлежат также и новые, и подержанные легковые, грузовые, специальные автомобили.
Наибольшие опасения при этом вызывает угроза захвата рынка мощными и многоопытными зарубежными конкурентами, их утверждение в самых выгодных секторах, использование наиболее квалифицированной части российской рабочей силы.
Основным источником структурных изменений в экономически развитых странах являлся внутренний экономический рост, который вызвал перераспределение капитала и рабочих мест из менее рентабельных отраслей в более высокотехнологичные отрасли обрабатывающей промышленности (и сферу специализированных услуг) с большей добавленной стоимостью.
Мировой рынок наряду с другими факторами способствовал размещению разного рода производств (в том числе наукоемких) во многих менее развитых регионах и странах мира. В то же время использование новых видов сырья, новых технологий, более высокопроизводительных средств транспорта привело к экономически обоснованному территориальному разрыву возникших ранее технологических цепочек, что способствовало перемещению отдельных звеньев производственного процесса, на-примеротместдобычи сырья к местам потребления
7 Совершенствование системы регулирования ВЭД в свете присоединения РФ к ВТО. Материалы научно-практического семинара из серии «Процесс присоединения РФ к ВТО и проблемы подготовки и перепои оцшкп кадров». — М.: ГУУ, 2004. С. 147.
продукции. Поэтому при проведении продуманной целенаправленной структурной политики, инициации прогрессивных структурных сдвигов, Россия, используя свое геополитическое положение, уже в ближайшие годы может превратиться в важнейшее связующее звено между развитыми и развивающимися странами, Востоком и Западом.
Рыночная устойчивость российских поставщиков товаров и услуг пока основывается на ценовых преимуществах. Дешевый труд высокой квалификации определяет более низкие цены на аналогичную продукцию, чем у зарубежных конкурентов. Имеющийся научно-технологический и кадровый потенциал России остается высоким по самым строгим мировым критериям, но до сих пор во многом не востребован как на внутреннем, так и на мировом рынках.
Для России, заметно отставшей от мировых лидеров, в свете усиливающегося процесса глобализации и интернационализации экономики задача повышения конкурентоспособности на всех уровнях становится первоочередной. Какой бы внешнеэкономической политики в перспективе ни придерживалось государство — экспортно-ориентированной, импортозамещающей либо сочетающей то и другое направление, ее успех будет определяться в первую очередь успехами в деле повышения конкурентоспособности.
Национальная конкурентоспособность зависит от целого ряда факторов — совокупного экономического потенциала, уровня управления, масштабов и результативности НИОКР, состояния финансового рынка и качества финансовых услуг, развития инфраструктуры, квалификации производственного персонала, влияния государства на создание конкурентной среды и некоторых других.
Анализ конкурентоспособности национальной экономики весьма актуален в условиях бурного развития качественно новых интеграционных процессов и глобализации в рамках мирового хозяйства. Однако вполне закономерно, что экономика страны конкурентоспособна,если устойчиво и динамично развиваются отдельные ее отрасли. Величина спроса на внутреннем рынке способствует расширению конкурентных преимуществ тех отраслей и предприятий, в которых могут быть реализованы эффект масштаба при поточном производстве либо снижение издержек по мере освоения нового продукта, т. е. прежде всего в обрабатывающей промышленности. Для подобных отраслей рост спроса становится сигналом к увеличению инвестиций. Достичь успеха в той
или иной отрасли тем легче, чем больше в стране конкурентоспособных родственных отраслей.
В этих условиях приоритетными задачами внешнеэкономической политики в России являются:
• развитие импортозамещающих отраслей промышленности (легкая, пищевая, деревообрабатывающая), сельского хозяйства и сферы услуг;
• гармоничная конверсия предприятий ОПК при одновременном наращивании экспорта вооружений;
• стимулирование экспорта готовой продукции и полуфабрикатов в противовес экспорту сырья и природных ресурсов;
• валютное и иное регулирование экспортной выручки с целью стимулирования инвестиций в импортозамещающие отрасли, финансовой поддержки сферы высоких технологий, НИОКР, образования;
• совершенствование налогового и таможенного закон одател ьства.
Стране необходим поиск путей по изменению сложившейся негативной экономической ситуации. Одним из таких путей может стать привлечение в страну иностранных инвестиций для создания совместных высокотехнологичных производств. Государству необходимо стимулировать приток иностранного капитала в отрасли, требующие современных по мировым стандартам и пока отсутствующих в России технологий, создавать в них максимально благоприятный тарифный режим. Именно в этом кроются главные резервы повышения эффективности экономики России.
Закон определяет иностранные инвестиции как вложение иностранным инвестором на территории РФ в объект предпринимательской деятельности объектов гражданских прав, в том числе денег, ценных бумаг, услуг, прав интеллектуальной собственности, информации и иного имущества, имеющего денежную оценку. При этом к прямым инвестициям относятся приобретение иностранным инвестором не менее 10% доли уставного капитала коммерческой организации, или вложение капитала в основные фонды филиала иностранного юридического лица, или осуществление в качестве арендодателя финансового лизинга оборудования на сумму не менее 1 млн руб. (к такому оборудованию относятся: станки, средства наземного, воздушного и водного транспорта)8.
Существующий в России национальный режим хозяйственной деятельности крайне непривлекателен для иностранных компаний. Учитывая
* Федеральный закон от 09.07.1999 г. № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации». Ст. 2.
обострение конкуренции в мире за иностранные инвестиции, сопровождающееся предоставлением странами многочисленных льгот иностранным инвесторам, а главное — неблагоприятный инвестиционный климат в России (несмотря на заверения Президента РФ в ежегодном послании к Федеральному собранию РФ в 2005 г. о возможности легализации ранее вывезенных капиталов из России путем уплаты 13-процентного налога на доходы физических лиц), принцип национального режима в России должен быть дополнен системой льгот и гарантий для иностранных инвесторов.
Исходя из мировой практики, меры по привлечению иностранных инвестиций сводятся к следующему:
1. Предоставление иностранным инвесторам благоприятного налогового режима, включая так называемые налоговые каникулы, т. е. период облегченного режима налогообложения в течение некоторого времени (обычно несколько лет) после создания предприятия с иностранными инвестициями.
2. Неухудшение режима налогообложения предприятия с иностранными инвестициями в течение некоторого периода времени с момента его создания (так называемая «дедушкина оговорка»),
3. Поощрение совместного предпринимательства — создание особенно благоприятных условий для предприятий, которые организуются местным и иностранным капиталом на условиях сотрудничества (в том числе для реализации конкретных инвестиционных проектов, эксплуатации различных изобретений и иных объектов интеллектуальной собственности, природных ресурсов и т. д.).
4. Привлечение иностранного капитала в рамках мер и программ по развитию отсталых регионов путем рассмотрения пакетов инвестиционных проектов (может включать практически любые меры поощрения иностранных инвесторов, наиболее распространенными являются создание благоприятного налогового режима, субсидирование, применение упрощенных правил ввоза и вывоза товаров).
5. Применение упрощенных правил при осуществлении внешнеторговых и валютных операций в отношении предприятий с иностранными инвестициями, позволяющее им существенно снизить издержки, связанные с экспортом и импортом, и таким образом добиться повышения конкурентоспособности как на внутреннем, так и на внешнем рынке.
6. Обеспечение открытости финансовых операций.
7. Предоставление государственных гарантий и снижение инвестиционных рисков.
Нынешняя Россия не может поддерживать развитие всех отраслей одновременно. Отечественная промышленность значительно отстает от мировых стандартов, ее производственные основные мощности характеризуются большим моральным устареванием и изношенностью. По итогам 2001 г. более 40% предприятий являлись убыточными и, следовательно, не могли финансировать капиталовложения из прибыли. Прибыльные же предприятия в основном вкладывали средства в восстановление старых и выбывающих мощностей, т. е. в капремонт, что не приводило к повышению технологического уровня производства9.
Для реализации программ по привлечению иностранных инвестиций в экономику России государству необходимо провести инвентаризацию народного хозяйства страны (отдельных отраслей, подотраслей, предприятий и даже видов продукции) с точки зрения развития совместного предпринимательства и по результатам данной инвентаризации определить приоритетные сферы, в которых участие иностранных инвесторов наиболее желательно. При этом необходимо определить конкурентные преимущества в отдельных отраслях народного хозяйства и развивать эти отрасли посредством новации воспроизводства на региональном, а потом и федеральном уровнях.
Требуются большие инвестиционные ресурсы для реконструкции мор;шьно и физически устаревших мощностей. Нужна тщательно продуманная государственная политика повышения конкурентоспособности национальной экономики путем выбора и поддержки приоритетных направлений промышленной политики. Определение приоритетности промышленной политики в свою очередь основывается на осознании необходимости эффективной международной специализации, создании производств, которые займут и закрепят за собой определенные мирохозяйственные рыночные «ниши», характеризующиеся более ускоренным развитием, которые в перспективе будут стимулировать развитие остальных отраслей.
Для выполнения поставленной выше цели необходимо разработать систему критериев опережающего роста для отраслей российской экономики, учитывающую высокий уровень рентабельности и наукоемкое™ продукции, удельный вес научных работников, динамичность и гибкость производства, качество продукции, подтвержденное международными стандартами, наличие запатентованных
'' Мировая экономика и международные отношения. 2002. № 5. С. 44.
образцов. России следует в первую очередьсконцен-трировать свои ресурсы на НИОКР, высокоточных и уникальных производствах, на развитии именно тех отраслей отечественной промышленности, которые имеют значительные конкурентные преимущества, а также на развитии сферы услуг, систем связи и телекоммуникаций, создании новейших технологий.
При существенном государственном стимулировании, разработке новых правительственных программ развития и изменении внутрифирменной политики самого предприятия опережающее развитие возможно у следующих российских отраслей промышленности:
• аэрокосмическая;
• авиационная;
• химическая;
• фармацевтическая;
• атомная;
• приборостроительная.
Важный вклад в обновление внешнеэкономической специализации страны может внести научно-техническая сфера, которая располагает высокими технологиями в оборонных и некоторых других отраслях промышленности, опирается надостаточно широкую сеть организаций, ведущих фундаментальные и прикладные исследования. В настоящее время доля России на рынке высокихтехнологий ничтожно мала — около 0,3%. По объему экспорта высокотехнологичной продукции Россия многократно уступает не только развитым, но и отдельным новым индустриальным странам, Китаю и Венгрии. Ее выручка от экспорта лицензий не идет ни в какое сравнение с выручкой любой из стран «Большой семерки», за исключением Канады, уступая, например, выручке Италии в 6 раз. Наши предприятия являются конкурентами других производителей главным образом на рынках ядерных технологий, космической техники и услуг, боевой авиации и некоторых видов продукции электронной промышленности.
Россия могла бы гораздо больше зарабатывать па производстве программного обеспечения по заказам зарубежных компаний. Офшорное программирование принесло Индии в 2002 г. доход в 9,5 млрд дол., а России — всего 300 млн дол. Хотя в России имеется большее число специалистов-программистов высочайшего уровня, владеющих и н о стра н н ы м и я з ы кам и10.
Россия интегрируется в мировую экономику, имея деформированную структуру народного хо-
Совершенствование системы регулирования ВЭД в свеге присоединения РФ к В'ГО. Материалы научно-практического семинара из серии «Процесс присоединения РФ к ВТО и проблемы подготовки и переподготовки кадров» — М.: ГУУ, 2004. С. 146.
зяйства, стремительно стареющий производственный аппарат и основанные на природных ресурсных факторах конкурентные преимущества. Невысокий уровень технико-экономического развития, низкая конкурентоспособность большинства отраслей отечественной промышленности и наличие излишков добываемых природных ископаемых в условиях экономического спада — вот основные причины того, что Россия участвует в международном разделении труда в незавидном качестве поставщика сырья и потребителя готовой продукции.
Одним из способов исправления сложившейся ситуации и привлечения инвестиций в отечественную экономику для ее интеграции в систему мирохозяйственных связей является предоставление инвесторам определенного «пакета» льгот и привилегий. При этом в целях придания притоку инвестиций наиболее выгодного с точки зрения интересов национальной экономики направления, страны-реципиенты стараются включить в свою инвестиционную политику не только меры, связанные с поощрением иностранного капитала, но и меры, дифференцирующие доступ инвесторов в различные секторы, отрасли, в том числе связанные с требованиями, ограничивающими возможности иностранного инвестора в пользу национального. В связи с этим Правительством РФ активно пересматривается отношение к свободным экономическим зонам (СЭЗ).
Система льгот, устанавливаемых в СЭЗ, в достаточной степени индивидуальна и тесно связана с реализуемыми на ее территории программами и проектами. Режим СЭЗ предполагает освобождение иностранных товаров от таможенных пошлин и налогов при их ввозе из-за границы на территорию СЭЗ и последующим освобождением произведенной из них продукции оттаможенных пошлин и налогов. Сточки зрения фискальной политики государство регулярно недополучает в бюджет суммы данных освобождений. Также страдает и отечественный производитель аналогичной продукции - товары-конкуренты ввозятся без взимания таможенных платежей и без уплаты уравнительных налогов (НДС, акцизов). Однако на сегодняшний день не всегда принятие решения о предоставлении льгот сопровождается явным желанием государства получить именно экономические дивиденды. Создание совместных предприятий на территории России позволяет привлечь в отечественную экономику иностранные инвестиции, обеспечить занятость российским гражданам, улучшить политический и экономический климат в стране.
Естественно, в политике многих зарубежных стран в отношении развития СЭЗ, как и в практике
функционирования зон, происходят изменения. Во-первых, привилегии, которые получили распространение в СЭЗ, все более активно выходят за рамки зон. Во-вторых, идет расширение числа импортозамещающих зон, т.е. зон, обращенных внутрь страны, формирующих внутренний рынок. В-третьих, наблюдается тенденция создания в зонах национальных предприятий не только с долевым участием иностранного капитала, но и целиком использующих свой национальный капитал.
Анализ мировой практики применения СЭЗ показывает очевидный интерес зарубежных стран к вопросу создания и функционирования СЭЗ на их территории. В странах с различным экономическим укладом и уровнем экономического развития используются разные формы СЭЗ. Проведенный анализ мирового опыта функционирования СЭЗ показал, что для стран Западной Европы характерны беспошлинные зоны свободной торговли в морских портах, свободные аэропорты (больше всего их создано в Великобритании), финансово-банковские центры, офшорные зоны (Швейцария, Лихтенштейн, Нормандские острова — Мэн, Гернси). Экспортно-производственные зоны в Европе особо развиты в бывших социалистических странах (Румыния, Венгрия, Болгария, Польша, Венгрия). Специфическая черта их состоит в том, что это своеобразные предприятия, главное назначение которых — экспорт услуг и обеспечение производственной деятельности национальных и иностранных хозяйственных субъектов. Активное развитие СЭЗ получили в странах Азиатско-Тихоо-кеанского региона. СЭЗ созданы в Южной Корее, Малайзии, Индии, Сингапуре, на Филиппинах. В Японии широкое развитие получили технополисы. Крупнейший из них — технополис «Цикуба», обеспечивает работой 1 455 тыс. человек". Центры, специализирующиеся на банковской деятельности, кроме Швейцарии и Люксембурга, регистрируются в Гонконге, Сингапуре, Бахрейне и на Каймановых островах. Страховые фирмы предпочитают Бермудские острова, острова Мэн, Гернси, Терке, Кайкос. Офшорные морские компании регистрируются преимущественно в Либерии, Панаме, Белизе, Гибралтаре. СЭЗ торгового типа наиболее распространены в США, которые именуются зонами внешней торговли (ЗВТ). Примерно из 180 СЭЗ в США 80% товарооборота приходится на 15 зон. В конце 90-х годов XX в. общая стоимость товаров, ежегодно ввозимых в ЗВТ, составляла уже 130—150 млрд дол.12.
" Мировой опыт создания и функционирования свободных экономических зон //Директор. — 1997. - № 5. С. 142.
12 Зименков Р. Свободные экономические зоны: американский
опыт// Российский экономический журнал. - 1998. - №3. С. 78-82.
Большая роль механизму свободных экспортно-производственных зон, получивших название «макиладорас», отводится в Мексике. В 1998 г. приток инвестиций в этот сектор составил 3,5 млрд дол., или почти 40% от общего объема инвестиций в Мексику. На продукцию «макиладорас» приходится около 45% всего экспорта страны и более половины промышленного экспорта. Поданным на 1998 г., на «макиладорас» работало более 1 млн человек13. Китайская практика создания СЭЗ начитывает более 20 лет. С 1980 г. в стране создано пять особых экономических районов (ОЭР). После 1991 г. решениями Госсовета КНР статус «открытых» получил и ряд приграничных городов и административные центры внутри континентальных провинций и автономных районов. В крупных и средних городах страны было создано 13 беспошлинных зон, 32 зоны технико-экономического освоения и 52 зоны освоения новых и высоких технологий государственного значения. В 1978 г. в Китае были созданы СЭЗ в 14 прибрежных городах - во всех крупных портах страны. Число совместных предприятий в этих городах исчисляется тысячами, а объем привлекаемых капиталов достигает нескольких миллиардов долларов. В группе стран развивающихся экономик по размерам притока прямых иностранных инвестиций в 1994-1998 гг. Китай занимал первое место14.
Следует обратить внимание на то, что практически все страны бывшего СССР пошли по пути привлечения иностранных инвестиций методом создания на своих территориях СЭЗ. В Украине 13 октября 1992 г. был принят Закон «О свободных экономических зонах». В Указе Президента Республики Беларусь «О свободных экономических зонах» от 20 марта 1996 г. отмечается, что СЭЗ имеет предусмотренный законодательством статус свободной таможенной зоны. Уже в конце ноября 1990 г. в Казахстане был принят специальный Закон «О свободных экономических зо-нахв Казахской ССР», а 26января 1996 г. принят Указ Президента Республики Казахстан «О специальных экономических зонах в Республике Казахстан». Закон «О свободных экономических зонах» Киргизии от 16 декабря 1992 г. предусматривает особые правовые режимы в СЭЗ. Там действует особый таможенный режим, который может включать отмену или снижение таможенных пошлин на вывоз определенных товаров, упрощенный порядок перемещения товаров через границу, смягчение (отмену) нетарифных ограничений на экспорт и импорт. Очень лаконично
15 Кузнецова Г.В. Свободные экономические зоны — опыт Мексики // Внешнеэкономический бюллетень,- 2000. - № 6. С. 34, 35. 14 Там же. С. 36.
решен вопрос о СЭЗ в законе Молдовы от 25 мая 1993 г. Законом предусматривалось создание различных СЭЗ: производственных (экспортно-ориентированных и импортозамещающих), технологических, транзитных, торговых и складских; страховых и банковских, туристических. Согласно Закону Республики Узбекистан «О свободных экономических зонах» от 25 апреля 1996 г. особый таможенный режим в СЭЗ предполагает отмену или снижение таможенных пошлин на ввоз и вывоз товаров, отмену или смягчение нетарифных ограничений на экспорт и импорт, упрощенный порядок перемещения товаров через таможенную границу СЭЗ с их обязательным декларированием в установленном порядкеь. Законодательные акты по свободным экономическим зонам приняты и в странах Балтии.
Большое внимание к СЭЗ связано прежде всего с тем, что создание льготного режима для предпринимательства не только дает мощный импульс развитию промышленности на территории региона, где расположена СЭЗ, но и привлекает туда предпринимателей из ближних и более удаленных территорий, ведет к развитию смежных отраслей экономики. В процессе-функционировании СЭЗ происходит торгово-промышленная диверсификация их деятельности, дальнейшее комплексное развитие. Создание одного рабочего места на предприятиях СЭЗ влечет за собой образование до четырех рабочих мест за ее пределами в строительстве, сфере обслуживания, смежных производственных отраслях 16.
Несмотря на достаточно широкое использование СЭЗ в мировой практике, в России они находятся на начальном этапе развития. На это есть много причин, хотя одной из наиболее четких является отсутствие специального законодательства в данной области.
Попытки осуществления идеи развития СЭЗ в нашей стране привели к созданию на ее территории за период с 1990 по 2004 г. 24 СЭЗ. Так, в 1990-1991 гг. по России прокатилась настоящая волна создания всевозможных СЭЗ. За этот период появились 12 СЭЗ: особая экономическая зона «Янтарь» в Калининградской области, СЭЗ «Находка» в Приморском крае, СЭЗ «Даурия» в Читинской области, свободные предпринимательские зоны в Ленинграде и Выборге, СЭЗ «Сахалин» в Сахалинской области, СЭЗ в Алтайском крае, СЭЗ «Ева» в Еврейской ав-
15 Швыдак Н. Таможенные льготы в свободных экономических зонах // Законодательство и экономика. - 2000. - № 4. С. 56.
16 Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения: Учебное пособие. М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 2000. С.126.
тономной области, СЭЗ «Садко» в Новгородской области, СЭЗ «Кузбасс» в Кемеровской области, СЭЗ «Технополис Зеленоград», экологическая и экономическая зона «Горный Алтай» в Республике Алтай. В последующие годы были созданы еще 12 СЭЗ 17. Они значительно различались не только механизмом действия льготного экономического режима, но и высокой неоднородностью по характеристикам занимаемой территории.
Хотя созданные СЭЗ и способствовали притоку в Россию иностранного капитала, росту числа совместных предприятий в Находке, Калининграде, на Сахалине, они нуждались в корректировке. Во-пер-вых, масштабы зон были заведомо нереальными. Для инфраструктурного обустройства большинства из них требовались большие капиталовложения, обеспечить которые российское правительство было не в состоянии. От идеи обширных зон пришлось отказаться. Стало понятно, что обеспеченными ресурсами могут стать тол ъко локальные зоны, где действительно сосредотачиваются государственные и региональные интересы России.
Основной отличительной чертой процесса создания СЭЗ в России является его политизированность в ущерб экономической сути: вопросы создания зон решались стихийно, при отсутствии четких критериев и достаточной нормативно-правовой базы. Если в самом начале (еще в период существования СССР) замысел создания зон использовался руководством союзных республик в качестве инструмента политического противодействия союзному центру, то затем, с обретением Россией суверенитета после распада СССР, «выбивание» этих полномочий стало средством аналогичной борьбы, но теперь уже со стороны руководителей регионов по отношению к федеральным властям.
В свободных экономических зонах имели место массовые случаи несоответствия инвестиционной, производственной и внешнеэкономической деятельности хозяйствующих субъектов действующему российскому законодательству; получил развитие теневой бизнес.
Отмечается тенденция осложнения криминогенной обстановки в свободных экономических зонах. Нередко СЭЗ используются в качестве «канала перекачки» стратегического сырья, дефицитных ресурсов и валюты из России за границу. Согласно экспертным оценкам наибольшая часть нелегально вывозившейся валюты из России проходила через СЭЗ.
17 Шеховцев А., Шестакова М., Громов А. Свободные экономи-
ческие зоны: мировой опыт и перспективы в России // Вопросы экономики. - 2000. -№ 10. С. 115-117.
В связи с этим вопрос о формировании СЭЗ в России нуждается в более системном подходе. В отличие от развитых стран, где зональная поли гика отнесена, как правило, к сфере региональных забот правительства, а также новых индустриальных стран Азии, где она является элементом промышленной политики, в России было бы целесообразно поднять задачу создания СЭЗ до уровня самостоятельного направления социально-экономических преобразований, выходящего за рамки строго внешнеэкономических проблем или проблемы привлечения иностранных капиталов.
Процесс образования СЭЗ в России выявил следующие проблемы при их создании и функционировании1*:
• отсутствие четкого понимания реальных целей и задач СЭЗ;
• огромность отводимых территорий для СЭЗ (на долю формально созданных «свободных зон» приходилось более одной трети территории России);
• массовая раздача льгот и привилегий зонам и лоббирование их интересов в правительстве РФ;
• стремление местных властей к суверенитету через создание СЭЗ.
Анализ специальных нормативно-правовых актов РФ о СЭЗ позволил выделить следующие общие принципы и особенности создания и функционирования СЭЗ в России.
Общим ориентиром при создании СЭЗ на территории РФ служит прежде всего принцип — « СЭЗ — неотъемлемая часть государственной территории РФ». Он имеет конституционное происхождение. В п. 3 ст. 4 Конституции РФ от 12 декабря 1993 г. зафиксировано, что «Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории», а в п. 5 ст. 13 Конституции РФ говорится о противоконституционности общественных объединений, цели или действия которых направлены на нарушение ее целостности. Таким образом, СЭЗ остается в пределах государства, но в отношении взимания таможенных пошлин и иных платежей, уплачиваемых при таможенном оформлении ввозимых и вывозимых товаров, СЭЗ рассматривается как находящаяся в режиме свободной таможенной зоны.
Другой важный принцип, подлежащий соблюдению в практике учреждения СЭЗ, - единое экономическое пространство. Он закреплен в п. 1 ст. 8
АвОокушин Е.Ф. Международные экономические отношения: Учебное пособие. М.: Информацпоппо-впсдрснческпн центр «Маркетинг», 2000. С. 152.
Конституции РФ, где его содержание раскрывается следующим образом: «В Российской Федерации гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств». Сложность реализации принципа обеспечения единого экономического пространства на всей территории РФ объясняется требованиями «двойного» статуса СЭЗ, которые одновременно должны оставаться и частью внутреннего государственного (федерального) рынка, и в сравнении с основной территорией государства более тяготеть к внешнему рынку.
Анализ различных типов СЭЗ показал, что одним из способов интеграции российских предприятий в систему мирохозяйственных связей, позволяющих конкурировать с иностранными производителями на отечественных и мировых рынках, является использование ими упрощенных процедур, предоставляемых на территории такого вида СЭЗ, как свободные таможенные зоны и свободные склады.
Свободные таможенные зоны и свободные склады представляют собой часть национального экономического пространства, где используется особая система льгот и стимулов, не применяемая в остальных частях страны, что дает возможность инвесторам получать более высокие прибыли. И хотя в международной практике общепринятым считается, что свободные таможенные зоны и свободные склады относятся лишь к торговому типу свободных экономических зон, законодательство некоторых стран (в том числе и России) определило возможность осуществления на их территории и промышленного производства, ориентированного как на экспорт, так и на внутренний рынок.
Иностранные товары размещаются и используются в соответствующих территориальных границах свободных таможенных зон и свободных складов без взимания таможенных пошлин, налогов, а также без применения мер экономической политики, а при вывозе полученной в результате переработки данных товаров продукции с территории свободных таможенных зон и свободных складов на остальную часть таможенной территории РФ, таможенные платежи не взимаются, если произведенная продукция признается произведенной на территории РФ согласно кри териям страны ее происхождения19.
При радикальном снижении в Российской Федерации общего уровня импортных пошлин их исторически сложившаяся многоступенчатая
19 Закон Российском Федерации от 21.05.1993 М> 5003-1 «О таможенном тарифе». Ст. 33, н. 3.
структура, нацеленная на выборочную защиту национальных рынков, осталась, в сущности, неизменной. Все пошлины, как и прежде, подразделяются на три основные категории, исходя из места и роли каждого импортируемого товара в процессе воспроизводства. Закупаемое за границей сырье практически не облагается пошлинами, с разного рода полуфабрикатов взимаются пошлины среднего уровня, а с готовых изделий - самые высокие. Использование на территории свободных таможенных зон и свободных складов прогрессивных таможенных режимов окажет положительное влияние на процесс модернизации развивающейся российской экономики. В связи с этим иностранным инвесторам выгодно развивать в России именно производство готовых изделий на территории свободных таможенных зон и свободных складов с целью снижения стоимости продаваемой продукции за счет экономии на таможенных платежах.
Остается только добавить, что перспективы создания и развития СЭЗ в российской экономике сегодня во многом зависят от формирования в сравнительно сжатые сроки эффективного специального законодательства, основой которого должен послужить федеральный закон «О свободных экономических зонах». Об этом, в частности, говорилось и на совещании, проведенного Президентом РФ В.В. Путиным 11 января 2005 г. в Новосибирске.
Устройство свободных зон должно регламентироваться именно четко сформулированным законом, а не постоянно меняющимися решениями исполнительной власти. Без базового федерального закона о СЭЗ реализация любых принимаемых по вопросу о зонах правовых решений (будь то президентские указы, постановления Правительства или даже парламентские акты) будет неизбежно упираться в приоритетность более общих норм регулирования хозяйственной деятельности, установленных специальными разделами федерального законодательства (что и подтвердила российская практика). Принятие же такого закона позволило бы упорядочить многочисленные нормативно-правовые акты, принятые по вопросу о СЭЗ, открыв таким образом новый специальный раздел в федеральном законодательстве — раздел о СЭЗ, а также внести в другие специальные разделы законодательства (налоговый, таможенный, валютный, банковский и т.д.) такие дополнения и изъятия, без которых реальное повышение конкурентоспособности большинства отраслей отечественной экономики не представляется возможным.