Научная статья на тему 'Влияние процесса евроинтеграции на сферу государственных закупок в Украине'

Влияние процесса евроинтеграции на сферу государственных закупок в Украине Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
157
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕВРОИНТЕГРАЦИЯ / ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАКУПКИ / РЕФОРМИРОВАНИЕ / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / єВРОіНТЕГРАЦіЯ / ЄВРОПЕЙСЬКИЙ СОЮЗ / ДЕРЖАВНі ЗАКУПіВЛі / РЕФОРМУВАННЯ / ГЛОБАЛіЗАЦіЯ / EUROPEAN INTEGRATION / THE EUROPEAN UNION / PUBLIC PROCUREMENT / REFORM / GLOBALIZATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дараган Валерий Валерьевич

Статья раскрывает влияние процессов глобализации в контексте евроинтеграции Украины на сферу государственных закупок в Украине. Основное внимание акцентируется на положительных изменениях в этой сфере, которые могут произойти в случае ассоциации между Украиной и Европейским Союзом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INFLUENCE OF EUROPEAN INTEGRATION TO THE SPHERE OF PUBLIC PROCUREMENT IN UKRAINE

The article is dedicated to the impact of globalization in the context of European integration of Ukraine, to the sphere of public procurement in Ukraine. The main attention of the paper, the author focuses on the positive developments in the field of public procurement in Ukraine that may occur in the case of association between Ukraine, on the one hand, and the European Union and its Member States, on the other hand.

Текст научной работы на тему «Влияние процесса евроинтеграции на сферу государственных закупок в Украине»

УДК 339.922 (477) Валерий Валерьевич Дараган,

канд. юрид. наук, старший преподаватель Днепропетровский государственный университет

внутренних дел

ВЛИЯНИЕ ПРОЦЕССА ЕВРОИНТЕГРАЦИИ НА СФЕРУ ГОСУДАРСТВЕННЫХ

ЗАКУПОК В УКРАИНЕ

Статья раскрывает влияние процессов глобализации в контексте евроинтеграции Украины на сферу государственных закупок в Украине. Основное внимание акцентируется на положительных изменениях в этой сфере, которые могут произойти в случае ассоциации между Украиной и Европейским Союзом.

Ключевые слова: евроинтеграция, Европейский Союз, государственные закупки, реформирование, глобализация.

Состояние сферы государственных закупок в Украине вызывает беспокойство не только у представителей правоохранительных органов, бизнес-организаций и украинской общественности, но и у международных организаций и фондов, при этом свою обеспокоенность такие организации выражают через достаточно ощутимые для экономики Украины финансовые санкции.

Так, в конце февраля 2011 г. Европейский Союз официально сообщил о приостановлении безвозмездной бюджетной помощи органам государственной власти в связи с внесением Верховной Радой Украины изменений в процедуру государственных закупок. Беспокойство было вызвано решением не проводить конкурсные торги при закупке энергетических товаров, а также услуг по водоснабжению и водоотводу. В связи с этим, было заморожено транш на 31 млн евро. Этим, как в Брюсселе отметили, санкции в отношении Киева не исчерпываются [1].

Одной из первых задач, направленных на восстановление и стабилизацию экономики Украины в нынешних условиях, является преодоление коррупции в сфере государственных закупок.

Во время заседания Правительства 23 марта 2014 г. Премьер-министр Украины Арсений Яценюк резонно заявил: «Это самая коррумпированная схема украинской государственной власти, которая в течение года, по разным оценкам, вымывала до 300 миллиардов. Это общий оборот среди государственных закупок. Все закупки должны быть в Интернете, все компании - прозрачные. Все тендеры должны проходить исключительно по предварительному информированию, у всех должно быть право принять участие в этом тендере, и вся общественность и вся страна должна знать кто, на каких основаниях и на каких условиях выиграл или проиграл тот или иной тендер» [2].

Сегодня в Украине происходят процессы, направленные на евроинтеграцию. Развитие европейских интеграционных процессов происходит в различных сферах и проявляется в двух основных измерениях: наряду с внутренним измерением, что имеет фундаментальное значение и охватывает разнородные явления и процессы в рамках Европейского Союза, а также между государствами-членами, существует также очень важное международное измерение [3]. Безусловно, указанные процессы повлияют практически на все экономические процессы в Украине, в том числе и на сферу государственных закупок.

К вопросам влияния евроинтеграционных процессов на управление государственными ресурсами в Украине в своих исследованиях обращались: Н. В. Антонюк, К. О. Ващенко, В. А. Гошовская, М. М. Белинская, И. А. Грицяк, Б. М. Данилишин, В. С. Загорский, М. М. Ижа, Ю. В. Ковбасюк, В. А. Ландсман, А. О. Олефир, И. С. Половец, А. А. Попок, Ю. П. Сурмин и др. Но работ, посвященных

влиянию процесса евроинтеграции на сферу государственных закупок в Украине, практически нет.

Целью статьи является определение влияния процессов глобализации в контексте евроинтеграции Украины на сферу государственных закупок в Украине, а также позитивных изменений в этой сфере, которые могут произойти в случае ассоциации между Украиной и странами Европейского Союза.

Одним из этапов евроинтеграции является оптимизация законодательства Украины к европейским стандартам. Первый этап реформирования системы государственных закупок Украины - присоединение Украины к Соглашению всемирной торговой организации (ВТО) о государственных закупках. Украина обязалась стать обозревателем и начать переговоры относительно присоединения к соглашению о государственных закупках с момента присоединения к ВТО в 2008 г. О возможности такого присоединения 6 сентября 2013 г. в ходе доклада на Часе Правительства в Верховной Раде сообщил Министр экономического развития и торговли Украины Игорь Прасолов: «Продолжаются переговоры относительно присоединения Украины к Соглашению ВТО о государственных закупках. Это должно предоставить украинским компаниям доступ к рынкам государственных закупок 43 стран - подписантов Соглашения» [4].

По мнению некоторых экспертов, такое присоединение открыло бы украинским предприятиям доступ к зарубежным государственным тендерным закупкам, объем которых, по данным ВТО, составляет $ 80-100 млрд в год. Так прокомментировала заявление главы Министерства экономического развития и торговли юрист Адвокатского объединения «Волков и Партнеры» Ирина Половец: «Потенциальными выгодами от присоединения к Соглашению, кроме доступа к рынку других членов, являются увеличение конкуренции, снижение уровня коррупции, повышение эффективности распределения общественных ресурсов, а также повышение прозрачности принятия решений на правительственном уровне в целом. Укрепление стандартов гласности и прозрачности, в свою очередь, может способствовать привлечению в страну инвестиций и передовых технологий» [5].

Что касается самого Соглашения, исходя из его положений, следует отметить следующие изменения, которые коснутся сферы государственных закупок Украины [6]:

- стороны Соглашения признают, что законы, нормативные акты, процедуры и практика, касающиеся государственных закупок, не должны готовиться, приниматься или применяться относительно иностранных или национальных товаров и услуг, а также к иностранным или национальным поставщикам таким образом, чтобы предоставлять защиту национальным товарам или услугам или национальным поставщикам, и не должны создавать дискриминацию среди иностранных товаров или услуг или среди иностранных поставщиков. Указанная норма, по нашему мнению, может негативно повлиять на возможность поддержки национального производителя. Нельзя не согласиться с мнением А. О. Олефира, что такой подход хотя и будет способствовать определенной тактической экономии ресурсов, но в то же время ликвидирует стратегические перспективы формирования тех же ресурсов [7];

- каждая Сторона обязана при подготовке и в процессе применения законов, нормативных актов и процедур, которые влияют на государственные закупки, содействовать увеличению импорта из развивающихся стран, принимая во внимание особые проблемы менее развитых стран и среди них стран, которые находятся на низких стадиях экономического развития. Указанная статья соглашения, по нашему мнению, положительно повлияет на импорт товаров из Украины, так как Украина относится к странам, которые развиваются;

- каждая Сторона, которая является развитой страной, должна, по обращению, предоставлять любую техническую помощь, которую считает нужной, Сторонам, которые являются странами, которые развиваются, в решении их проблем в сфере государственных закупок. Техническая помощь может включать перевод документации

относительно квалификаций и тендерных предложений, сделанных поставщиками Сторон, которые являются странами, которые развиваются, на официальный язык ВТО. Указанная статья, по нашему мнению, способствует увеличению уровня конкуренции в сфере государственных закупок, что несомненно приведет к улучшению качества закупаемых товаров (работ, услуг), либо уменьшению их цены.

Вторым этапом реформирования системы государственных закупок Украины будет подписание Соглашения про ассоциацию между Украиной, с одной стороны, и Европейским Союзом и его государствами-членами, с другой стороны (далее Соглашение).

Исходя из положений проекта указанного Соглашения, рассмотрим основные изменения, касающиеся сферы государственных закупок Украины [8]:

- установить следующие пороги для контрактов, превышение которых будет регулироваться положениями Соглашения: 133.000 EUR для государственных контрактов на поставку товаров и предоставление услуг для центральных государственных органов, за исключением государственных контрактов на предоставление услуг, определенных в Директиве 2004/18/ ЕС Статья 7.b абзац 3; 206.000 EUR для государственных контрактов на поставку товаров и предоставление услуг, на которые не распространяется предыдущий пункт а; 5.150.000 EUR для государственных контрактов на выполнение работ и государственных концессий; 5.150.000 EUR для государственных контрактов на выполнение работ в коммунальном и инфраструктурном секторах; 412.000 EUR для государственных контрактов на поставку товаров и предоставление услуг в коммунальном и инфраструктурном секторах. Указанное в некоторой степени улучшит положение национальных производителей;

- закупка происходит исходя из принципов недискриминации, равного отношения, прозрачности и пропорциональности. Возникает вопрос относительно принципа пропорциональности. Указанный принцип является новым для системы государственных закупок в Украине, сегодня государственные закупки в Украине осуществляются исходя из таких принципов: добросовестная конкуренция среди участников; максимальная экономия и эффективность; открытость и прозрачность на всех стадиях закупок; недискриминация участников; объективная и беспристрастная оценка предложений конкурсных торгов; предотвращение коррупционных действий и злоупотреблений; свободное перемещение товаров; свобода предоставления услуг [9]. Исходя из общих положений о принципах государственных закупок, принцип пропорциональности заключается в том, что формальная сторона процедуры должна отражать масштаб и природу контракта, закупающая организация должна согласовывать стоимость и объем контракта с выбором процедуры конкурса [10]. Указанные изменения, по нашему мнению, в некоторой мере снизят уровень коррупции в сфере государственных закупок;

- стороны усилят сотрудничество путем обмена опытом и информацией, которая касается их наилучших практик и нормативно-правовой базы. Такие изменения, по нашему мнению, будут способствовать выведению нормативно-правового регулирования сферы государственных закупок в Украине на качественно новый уровень.

Подводя итог, можно сделать вывод, что влияние процессов глобализации в контексте евроинтеграции Украины, связанные с реформированием системы государственных закупок, приведут к следующим положительным изменениям:

- увеличению конкуренции;

- снижению уровня коррупции;

- повышению эффективности распределения общественных ресурсов;

- повышению прозрачности принятия решений на правительственном уровне;

- откроет украинским предприятиям доступ к зарубежным государственным тендерным закупкам;

- увеличению качества закупаемых товаров (работ, услуг);

- удешевлению закупаемых товаров (работ, услуг), что повлияет на экономию государственных средств;

- выведет нормативно-правовое регулирование сферы государственных закупок на качественно новый уровень.

Однако, по нашему мнению, большинство этих изменений могут негативно повлиять на развитие украинской экономики в случае отсутствия законодательно закрепленных положений по защите национального производителя.

Список литературы: 1. Госзакупки дорого обходятся [Електронний ресурс]. -Режим доступу : http://www.kommersant.ua/doc.html?docId=1590491.html. 2. Уряд звернеться до Парламенту невщкладно проголосувати законопроект про держзакутвл^ який вщповщае европейським стандартам [Електронний ресурс]. - Режим доступу : http://www.kmu.gov.ua/control/publish/ article?art_id=247132124.html. 3. Антонюк Н. В. Актуальш проблеми дослщження европейсько! штеграцп / Н. В. Антонюк // Вюник Львiвського ун-ту. Серiя мiжнароднi вщносини. 2012. - Вип. 30. - C. 9-17. 4. Украша може приеднатися до Угоди СОТ про державш закупiвлi [Електронний ресурс]. - Режим доступу :

http://www.kmu.gov.ua/control/uk/publish/article?art_id=246656463&cat_id=244276429. 5. Присоединение к соглашению ВТО о госзакупках откроет украинским компаниям рынок объемом до $100 млрд в год [Електронний ресурс]. - Режим доступу : http://www.volkovpartners.com/s/home/comments/546. 6. Угода про державш закупiвлi вщ 15.04.1994 р. [Електронний ресурс]. - Режим доступу:

http://zakon4.rada.gov.ua/laws/show/981_050/ conv. 7. Олефiр А. Закон про закутвлк початок реформування / А. Олефiр [Електронний ресурс]. - Режим доступу : http://www.apteka.ua/article/293922. 8. Угода про асощащю мiж Украшою, з одного боку, i Свропейським Союзом i його державами-членами, з шшого боку [Електронний ресурс]. -Режим доступу : http://comeuroint.rada.gov.ua/komevroint/doccatalog/document?id=56219.

9. Про здшснення державних закутвель : Закон Украши вщ 10.04.2014 р., № 1197-VII [Електронний ресурс]. - Режим доступу : http://zakon3.rada.gov.ua/laws/ show/1197-18/conv.

10. Сфера, фокус и основные выводы о законодательстве и практике государственных закупок в странах операций ЕБРР [Електронний ресурс]. - Режим доступу : http://zakon4.rada.gov.ua/laws/show/981_050/ conv.

ВПЛИВ ПРОЦЕСУ еВРОШТЕГРАЦП НА СФЕРУ ДЕРЖАВНИХ ЗАКУП1ВЕЛЬ В

УКРА1Н1 Дараган В. В.

Стаття розкривае вплив процеав глобашзацп у контекст евроштеграци Украши на сферу державних закутвель. Основну увагу в робот акцептовано на позитивних змшах у цш сфер^ яю можуть статися в разi асощаци мiж Украшою та Свропейським Союзом.

Ключовг слова: евроштегращя, Свропейський Союз, державш закутвл^ реформування, глобалiзацiя.

THE INFLUENCE OF EUROPEAN INTEGRATION TO THE SPHERE OF PUBLIC PROCUREMENT IN UKRAINE Daragan V. V.

The article is dedicated to the impact of globalization in the context of European integration of Ukraine, to the sphere of public procurement in Ukraine. The main attention of the paper, the author focuses on the positive developments in the field of public procurement in Ukraine that may occur in the case of association between Ukraine, on the one hand, and the European Union and its Member States, on the other hand.

Key words: European integration, the European Union, public procurement, reform, globalization.

Поступила в редколлегию 01.08.2014 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.