© Дараган В.В., 2015
ВОПРОСЫ
УПРАВЛЕНИЯ
О ПЕРСПЕКТИВНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОГО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ КОРРУПЦИИ В СФЕРЕ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ЗАКУПКАМИ В УКРАИНЕ
Дараган В.В.
кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры оперативно-розыскной деятельности и специальной техники факультета подготовки специалистов для подразделений криминальной милиции, Днепропетровский государственный университет внутренних дел (Украина), 49124, Украина, г. Днепропетровск, ул. Кондукторская, д. 12, [email protected]
УДК 347
ББК 67.404.014
Цель. Определение в результате анализа нормативно-правовых актов и научных исследований наиболее перспективных направлений нормативно-правового предупреждения коррупции в сфере государственных закупок, а также разработка возможных путей внедрения выделенных направлений в сферу государственных закупок в Украине.
Методы. В процессе исследования использовались общенаучные и специальные методы: сравнительно-правовой - при изучении нормативно-правовой регламентации регулирования сферы государственных закупок; структурно-логический - для определения наиболее перспективных направлений нормативно-правового предупреждения коррупции в сфере государственных закуп; историчный - дли исследования процесса развития нормативно-правового регулирования проведения закупки у одного участника, а также при изучении вопросов внедрения уголовной ответственности за преступления в сфере государственных закупок; логико-юридический -предоставил возможность сформулировать предложения касающиеся усовершенствования нормативно-правового предупреждения коррупции в сфере государственных закупок.
Результаты и область применения: приведенные меры предупреждения коррупции в сфере государственных закупок в Украине могут быть использованы для совершенствования механизмов противодействия коррупции в сфере государственных закупок не только в Украине, но и в других странах. Также рассмотренные направлениями предупреждения коррупции в сфере государственных закупок могут быть использованы для дальнейших научных исследований проблем в рассматриваемой сфере.
Научная новизна. Осуществлен анализ нормативно-правовых актов и научных исследований в сфере регулирования государственных закупок, определены наиболее перспективных направлений нормативно-правового предупреждения коррупции в сфере государственных закупок, предложены пути внедрения выделенных направлений в сферу государственных закупок в Украине.
Ключевые слова: коррупция, государственные закупки, нормативно-правовое регулирование, государственные средства.
ON THE PERSPECTIVE TRENDS OF REGULATORY PREVENTION OF CORRUPTION IN THE FIELD OF PUBLIC PROCUREMENT IN UKRAINE
Daragan V.V.
Candidate of Sciences (Law), senior lecturer of Operational and Investigative Activities and Special Equipment Department, Faculty of Cadre Training for Criminal Police Units, Dnepropetrovsk State University of Internal Affairs (Ukraine), 12, Conductorskaya str.,
Dnepropetrovsk, Ukraine, 49124, [email protected]
Purpose. Identification, as a result of analyzing legal regulations and researching, of the most promising areas of regulatory prevention of corruption in public procurement, as well as development of possible ways of implementation of the identified directions into the field of public procurement in Ukraine.
156
ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО И СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
Дараган В.В.
Methods. In this research scientific and special methods have been used: a comparative-legal - to study the legal norms of public procurement regulation; structural-logical - to identify the perspective trends of regulatory prevention of corruption in public procurement; a historicity method - to study the legal regulation development process of procurement from a participant, as well as to examine the implementation of criminal liability for crimes in the field of public procurement; logical-legal - provided an opportunity to make suggestions concerning the improvement of legal prevention of corruption in the field of public procurement.
Results and scope: The identified measures to prevent corruption in public procurement in Ukraine can be applied to improve mechanisms for combating corruption in public procurement not only in Ukraine but in other countries. Also, the considered directions of corruption prevention in public procurement can be used for further research in this field.
Scientific novelty. Legal acts and research in the field of public procurement regulation are analyzed, perspective trends of regulatory corruption prevention in public procurement are identified, ways of implementation of the identified directions in the field of public procurement in Ukraine are provided.
Key words: corruption, public procurement, legal regulation, public funds.
Согласно данных международной организации Transparency International и Евразийской группы по противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма наиболее склонными к коррупции секторами является: сфера строительных подотрядов и государственных закупок, сектор жилищной и коммерческой недвижимости, нефтяная и газовая промышленность, тяжелая промышленность и сфера добычи полезных ископаемых. При этом на первом месте находится сфера строительных подотрядов и государственных закупок [1].
В последние годы как для Украины так и для других стран мира стала негативной практика расточительства денежных средств на фоне коррупционных правонарушений и преступлений в сфере проведения государственных закупок. Такое положение дел ставит перед всеми странами мира общую задачу - предупреждение и предотвращение коррупционных проявлений во время проведения государственных закупок.
Вопросы предупреждения коррупции в сфере государственных закупок в рассматривали такие ученные как: В. И. Василинчук, В. В. Коряк, С. В. Нага-чевский, Л. П. Скалозуб, В. Р. Сливенко (Украина), Питер Трепте (Великобритания), Н. И. Соловяненко, А. А. Анисимов, С. С. Цветанов (Российская Федерация), Г. А. Василевич (Республика Беларусь), Хасан Гюль (Турция), Лаура Штефан (Румыния), Мартин Каменик (Чешская Республика), Сергей Злотников (Республика Казахстан), а также другие.
Несмотря на довольно большое количество публикаций, связанных с предупреждения коррупции в сфере государственных закупок, вопросы нормативно-правового предупреждения коррупции в сфере государственных закупок в Украине практически не рассматривались.
Целью статьи является определение в результате анализа нормативно-правовых актов и научных исследований наиболее перспективных направлений
нормативно-правового предупреждения коррупции в сфере государственных закупок, а также разработка возможных путей внедрения выделенных направлений в сферу государственных закупок в Украине.
Борьба с хищением государственных средств во время проведения государственных закупок в Украине является очень актуальной на сегодняшний день, ведь объемы утраченных в результате незаконных действий государственных средств колоссальны. Как заявил на пресс-конференции в 2009 году Глава Счетной палаты Украины Валентин Симоненко: «При объемах закупок на текущий год в размере 200 млрд. грн., сегодня, из-за отсутствия конкурентоспособной системы, прозрачной системы, мы теряем порядка 35-40 млрд. грн.», - сказал он на пресс-конференции. Также глава Счетной палаты заметил, что до 20% всех заключенных соглашений из госзакупок - это элементарные «откаты» [2]. При этом ситуация со временем не меняется, как заявил во время заседания Правительства 23 марта Премьер-министр Украины Арсений Яценюк «Это самая коррумпированная схема украинской государственной власти, которая в течение года, по разным оценкам, вымывала до 300 млрд. Это общий оборот среди государственных закупок. Все закупки должны быть в Интернете, все компании - прозрачные. Все тендеры должны проходить исключительно по предварительному информированию, у всех должно быть право принять участие в этом тендере, и вся общественность и вся страна должна знать кто, на каких основаниях и на каких условиях выиграл или проиграл тот или иной тендер» [3]. Такая ситуация несомненно оказывает негативное влияние на экономику страны в целом препятствуя ее развитию.
Анализ нормативно-правовой базы и научных исследований показал, что на сегодняшний день наиболее перспективными направлениями предупреждения коррупции в сфере государственных закупок, как в Украине, так и в некоторых странах мира, являются:
157
ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО И СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
Дараган В.В.
организационно-правовое обеспечение общественного контроля в сфере государственных закупок; усовершенствование нормативно-правового регулирования процедур осуществления государственной закупки; ужесточение мер ответственности за нарушения, связанные с проведением государственных закупок. Предлагается рассмотреть возможные пути внедрения указанных мер в сферу государственных закупок в Украине.
Разработка и внедрение организационно-правовых основ участия общественности в профилактике преступности в сфере государственных закупок, приобретает сегодня особое значение в борьбе с преступлениями в указанной сфере. Это обусловлено рядом факторов:
• Конституция Украины гарантирует гражданам Украины право на информацию и их участие в управлении государственными делами, обеспечение открытости формирования и реализации стабильной, понятной экономической и социальной политики, получение достоверной информации о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления;
• сфера государственных закупок являются одной из наиболее подверженных коррупции сфер и без участия общественности побороть коррупцию в указанной сфере крайне сложно;
• без поддержки общественных организаций государство просто не способно обеспечить качественный контроль за проведением государственных закупок, так как такая деятельность связана с привлечением большого количества разного рода специалистов.
Система законодательства Украины содержит ряд норм, которые предоставляют правовые условия для активного участия общественности в профилактике преступлений в сфере государственных закупок. Так, в ст. 9 Закона Украины «Об осуществлении государственных закупок» [4], выделено понятие «Общественный контроль в сфере государственных закупок», который обеспечивается через свободный доступ ко всей информации, касающейся государственных закупок, что подлежит обнародованию.
Несмотря на наличие указанной выше нормы, по нашему мнению, она не в полной мере обеспечивают правовую основу для осуществления борьбы с коррупционными проявлениями в сфере государственных закупок возможностями гражданских организаций, так как не имеют конкретного механизма осуществления данной деятельности.
Мы поддерживаем мнение Ковальчук Ю.А. о том, что основой для разработки такого механизма могло бы стать принятие Закона Украины «Об общественном (гражданском) контроле» [5], что позволило б создать не только юридические, но и фактические предпосылки для активизации и объединения общественных
усилий в борьбе с коррупцией сфере государственных закупок в Украине.
Разработка и внедрение налаженного механизма осуществления общественного контроля в сфере государственных закупок позволит [5]:
• снизить уровень коррупции в сфере государственных закупок;
• значительно снизить затраты государственных средств на приобретение товаров, работ и услуг;
• значительно увеличить количество общественных организаций, деятельность которых будет направлена на осуществление контроля в сфере государственных закупок, что в свою очередь, несомненно, повлияет на объем обработанной информации связанной с проведением государственных закупок;
• получить постоянно действующий безоплатный источник информации о нарушениях связанных с осуществлением государственных закупок;
• привлекать общественные организации к разработке и реализации планов и программ, направленных на борьбу с коррупцией в сфере государственных закупок;
• активизировать интерес правоохранительных органов к борьбе с коррупцией в сфере государственных закупок.
Создание и реализация комплексных мер по формированию конкурентной среды в сфере государственных закупок, предотвращение проявлений коррупции, обеспечение прозрачности процедур закупок товаров, работ и услуг за государственные средства и достижение оптимального и рационального их использования является одним из основных приоритетов государственной политики Украины в сфере государственных закупок.
Значительное количество ученых и экспертов склоняются к мнению, что предоставление заказчикам права самостоятельно осуществлять закупку товаров, работ и услуг за государственные средства у одного участника приводит к коррупционной составляющей в этой сфере.
Одной из норм направленных на обеспечение принципов добросовестной конкуренции среди участников и предотвращения коррупционных действий и злоупотреблений были положения ст. 39 Закона Украины «Об осуществлении государственных закупок» от 01.06.2010 № 2289-VI в (редакция от 02.10.2011) , а именно абзац, который определял, что процедура закупки у одного участника применяется заказчиком после согласования с Уполномоченным органом (Министерство экономики Украины) в порядке, утвержденном Кабинетом Министров Украины. Однако указанный абзац в октябре 2011 года был исключен на основании Закона Украины от 08.07.2011 № 3681-VI «О внесении изменений
158
ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО И СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
Дараган В.В.
в некоторые законодательные акты Украины по вопросам государственных закупок», принятие которого вызвало беспокойство у некоторых ученых и общественных организаций.
Согласно действующему Закону Украины «Об осуществлении государственных закупок», закупка у одного участника получила новое название «переговорная процедура закупки» - это процедура, которая используется заказчиком как исключение и в соответствии с которой заказчик заключает договор о закупке с участником после проведения переговоров с одним или несколькими участниками (ч. 1 ст. 39).
В целом, анализ ст. 39 действующего Закона Украины «Об осуществлении государственных закупок» указывает на то, что законодатель не в полной мере учел недостатки предыдущего закона. По нашему мнению положения указанной нормы требуют изменений с целью предотвращения возможных коррупционных рисков.
Во-первых, исходя из положений п. 2. ч. 2 ст. 39, который регулирует условия применения переговорной процедуры закупки, непонятно как принимается решение о проведении переговоров с конкретным участником (участниками) в случае отсутствия конкуренции (в том числе по техническим причинам) на соответствующем рынке (при отсутствии при этом альтернативы).
Во избежание злоупотреблений положениями указанной нормы, по нашему мнению, указанный пункт закона необходимо изложить в следующей редакции:
«Отсутствия конкуренции (в том числе по техническим причинам) на соответствующем рынке, вследствие чего договор о закупке может быть заключен только с одним поставщиком, при отсутствии при этом альтернативы. Применение переговорной процедуры закупки в этих случаях осуществляется на основании соответствующей справки Антимонопольного комитета Украины или соответствующего его территориального отделения»(курсив наш. - В.В.).
Во-вторых, с целью обоснования решение о применении такой процедуры участником делается ссылка на документы, подтверждающие наличие условий применения процедуры закупки, размытость нормы, в данном случае, может привести к абсурдным случаям, которые уже встречались во время обоснования процедуры закупки у одного участника, что также может быть использовано злоумышленниками. Прежде всего, указанное касается закупки в случае насущной необходимости в осуществлении закупки в связи с возникновением особых экономических или социальных обстоятельств, которые делают невозможным соблюдение заказчиками сроков для проведения процедур конкурсных торгов. Ведь насущной необходимостью, например, может быть подготовка к празднованию профессионального
праздника и т.п. Например, в 2013 году в СМИ появилась информация о том, что ООО «Техно-Строй» на реконструкцию зданий областного клинического перинатального центра «Мать и дитя» по ул. Замковая, 10 в г. Тернополе. Стоимость сделки составила 29,37 млн. грн. Закупка была проведена по неконкурентной процедуре «закупка у одного участника». Настоятельную потребность в осуществлении закупки обосновали распоряжением главы Тернопольской областной государственной администрации Валентина Хоптяна о торжественном открытии перинатального центра в декабре 2012 года [6].
Размытость формулировки норм, по мнению экспертов, позволяет применять ее почти всегда. Как сообщила начальник отдела анализа госзакупок Минэкономразвития Украины Наталья Шимко в 2013 году Украина закупает товары и услуги при проведении государственной закупки по неконкурентной процедуре с одним участником на сумму около 200 млрд грн (расходы бюджета Украины на 2013 год заложены на уровне 411 млрд грн) [7].
Напомним, что после исключения в 2011 году нормы об обязанности заказчиков согласовывать процедуру закупки у одного участника с Уполномоченным органом, объем фактических расходов по заключенным договорам закупок товаров, работ и услуг за государственные средства по процедуре закупки у одного участника в Украина составил 137,26 млрд грн. Таким образом, по сравнению с объемом расходов в 2010 году (53,196 млрд грн), Закупки у одного участника выросли в 2,58 раза [8]. Таким образом, в Украине, по нашему мнению, развивается негативная ситуация относительно увеличения применения при осуществлении государственных закупок неконкурентной процедуры закупки у одного участника, что негативно влияет на экономику Украины ведь указанная процедура является одной из самых незащищенных от проявлений коррупции.
Ситуация которая сложилась в сфере государственных закупок, по нашему мнению, угрожает не только самой системе осуществления государственных закупок, но и экономической безопасности страны в целом. Поэтому с целью с целью избегания коррупционной составляющей рассматриваемой нормы, а также учитывая специфику субъектов определенных в п. 3 ч. 2 ст. 39, и то что координацию и контроль за деятельностью органов исполнительной власти в сфере национальной безопасности и обороны в мирное время осуществляет Совет национальной безопасности и обороны Украины, в соответствии с возложенными на нее функций (п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона Украины «О Совете национальной безопасности и обороны Украины») [9], предлагаем указанный пункт изложить в следующей редакции:
159
ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО И СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
Дараган В.В.
«Насущной необходимости в осуществлении закупки в связи с возникновением особых экономических или социальных обстоятельств, которые делают невозможным соблюдение заказчиками сроков для проведения процедур конкурсных торгов, а именно связанных с немедленной ликвидацией последствий чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера, с особым периодом, если заказчиком выступает Министерство обороны Украины, Министерство внутренних дел Украины, Служба безопасности Украины, Национальная гвардия Украины, Государственная пограничная служба Украины, Служба внешней разведки Украины, Государственная служба специальной связи и защиты информации Украины, Государственная служба Украины по чрезвычайным ситуациям, а также предоставлением в установленном порядке Украиной гуманитарной помощи другим государствам. Применение переговорной процедуры закупки в таких случаях осуществляется по решению Совета национальной безопасности и обороны Украины, кроме случая предоставления Украиной гуманитарной помощи другим государствам» (курсив наш. -В.В.).
Борьба с коррупцией в сфере государственных закупок актуальна не только для Украины, а и для многих старт участниц СНГ. Так, например, в Российской Федерации убытки от общего объема госзакупок на федеральном, региональном и муниципальном уровне, по оценкам экспертов, составляет свыше 300 млрд рублей (около 10 млрд долларов США) в год [1]. В Казахстане убытки от коррупционных преступлений в сфере государственных закупок за период с 2008-2012 года составили более 7 млрд тенге [10].
Такое состояние дел ставит перед всеми странами общую задачу - преодоление коррупционных проявлений во время проведения государственных закупок. Но, не смотря на такое состояние дел, мировое сообщество еще не выработало эффективного механизма противодействия преступлениям и иным правонарушениям в этой сфере. В большинстве стран ответственность, за такого рода правонарушения, предусмотрена лишь административными нормами, при этом отсутствуют непосредственные нормы, которые предусматривали б уголовную ответственность за нарушения законодательства в сфере государственных закупок. Однако в некоторых странах происходят определенные сдвиги в направлении внедрения соответствующих норм в уголовное законодательство.
Одними из первых такие изменения прошли в Грузии, так в Уголовном кодексе Грузии внедрена статья 195-1 «Нарушение правил участия в государственных закупках», также соответствующая норма присутствует в Уголовном кодексе Киргизской Республики, а именно статья 306 «Составление контракта,
осуществление государственной закупки наперекор интересов Киргизской Республики» [11]. В Российской Федерации о необходимости уголовной ответственности за неоднократные нарушения во время осуществления государственных закупок заявлял руководитель Федеральной антимонопольной службы [12].
Не совсем понятной, в этом вопросе, является позиция Казахстана, ведь прямая норма, которая предусматривала ответственность за нарушения порядка проведения публичных торгов, аукционов и конкурсов, была предусмотрена статьей 197 Уголовного кодекса Республики Казахстан, однако указанная статья в 2011 году была исключена из кодекса в связи с ее несовершенством и крайне редкого применения [13]. Указанные изменения, по нашему мнению, не совпадают с официальной статистикой относительно уровня выявления преступлений в сфере государственных закупок. Как заявил официальный представитель Агентства Республики Казахстан по борьбе с экономической и коррупционной преступностью (финансовая полиция) Мурат Жуманбай количество таких преступлений растет из года в год, по его словам 78% из всех выявленных в 2012 году коррупционных преступлений, составляют преступления, которые выявлены в сфере государственных закупок [10].
Что касается соответствующих изменений в украинском законодательстве, можно отметить, что они довольно часто рассматриваются в научных дискуссиях, так, одними из первых, ввести соответствую-шую норму в Уголовный Кодекс Украины предложили Л. П. Скалозуб и В. И. Василинчук, еще в 2007 году ими было предложено название соответствующей статьи «Нарушение лицами, входящими в состав тендерного комитета заказчика - распорядителя государственных средств в соответствии с Законом Украины «О закупке товаров, работ и услуг за государственные средства» [14, с. 219].
В. Р. Сливенко, в своем диссертационном исследовании, предлагает дополнить Уголовный кодекс Украины статьей 210-1 «Нарушение законодательства об осуществлении государственных закупок» указанную мысль поддержало 97,9 % опрошенных им респондентов [15].
По нашему мнению, в целях усиления ответственности членов комитета конкурсных торгов за умышленные нарушения законодательства в сфере государственных закупок, Уголовный кодекс Украины необходимо дополнить статьей 210-1 «Нарушение лицами, входящими в состав комитета по конкурсным торгам, законодательства об осуществлении государственных закупок» [16, с. 410].
Безусловно, введение уголовной ответственности за нарушения законодательства в сфере государственных закупок полностью не изменит ситуацию, которая
160
ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО И СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
Дараган В.В.
сложилась на сегодняшний день в сере государственных закупок, однако такое введение в ощутимой мере повлияет на снижение уровня коррупции в указанной сфере, что в свою очередь повысит её экономическую безопасность.
Приведенные нами меры предупреждения коррупции в сфере государственных закупок в Украине могут быть использованы для совершенствования механизмов противодействия коррупции в сфере государственных закупок не только в Украине, а и в других странах. Также рассмотренные нами направлениями предупреждения коррупции в сфере государственных закупок могут быть использованы для дальнейших научных исследований проблем в рассматриваемой сфере.
Литература:
1. Легализация (отмывание) доходов, полученных в результате хищения бюджетных средств и злоупотребления должностными полномочиями руководителями организаций с государственной долей участия [электронный ресурс]. URL: http://eurasiangroup.org/ ru/ restricted/embazzelment_rus.doc (дата обращения
25.06.2014)
2. Через вщкати на держзакутвлях бюджет втратить 35-40 млрд. грн. [электронный ресурс]. URL: http:// news.finance.ua/ua/~/1/0/ all/2009/ 09/14/171106 (дата обращения 25.06.2014)
3. Уряд звернеться до Парламенту невщкладно про-голосувати законопроект про держзакушвлф який ввдповвдае европейським стандартам [электронный ресурс]. URL: http://www.kmu.gov.ua/control/ publish/article?art_id= 247132124.html (дата обращения 25.06.2014)
4. Про здшснення державних закушвель: Закон Украши ввд 10.04.2014 № 1197-VII (редакция от 09.05.2014) [сайт]. URL: http://zakon4.rada.gov.ua/laws/show/1197-18/conv (дата обращения 25.06.2014)
5. Ковальчук Ю.А. К вопросу о перспективах взаимодействия общественных организаций и органов государственной власти в борьбе с коррупцией в сфере государственных закупок в Украине / Ю. А. Ковальчук // Деятельность органов государственной власти по борьбе с организованной преступностью и коррупцией: материалы VI Международной научно-практической интернет-конференции. Екатеринбург, 26 марта - 3 апреля 2014 г. Екатеринбург: Уральский институт - филиал РАНХиГС при Президенте РФ, 2014 [электронный ресурс]. URL: http://conference. uapa.ru/attachment.php?aid=163 (дата обращения
25.06.2014)
6. Закушвля через «одного учасника» на 29 млн. в Тернополц бо так сказав губернатор. ДФ1
та Мшекономши не проти [электронный ресурс]. URL: http://antac.org.ua/case/upravlinnya-kapitalnoho-budivnytstva-ternopilskoji-oblderzhadministratsiji/ (дата обращения 25.06.2014)
7. Украша витрачае половину держбюджету на закупiвлi на тендерах з одним учасником [электронный ресурс]. URL: http://nikorupciji.org/2013/02/26/ ukrajina-vytrachaje-polovynu-derzhbyudzhetu-na-zakupivli-na-tenderah-z-odnym-uchasnykom/ (дата обращения
25.06.2014)
8. В Укра1т обсяг держзакутвель у одного учасника за шдсумками 2012 р. зрю в 2,6 рази [электронный ресурс]. URL: http://rss.novostimira.com/ n_4050411. html (дата обращения 25.06.2014)
9. Про Раду нацюнально! безпеки i оборони Украши: Закон Украши ввд 05.03.1998 № 183/98-ВР (редакция от 05.03.1998) [сайт]. URL: http://zakon4.rada.gov.ua/ laws/show/183/98-вр (дата обращения 25.06.2014)
10. Количество коррупционных преступлений в сфере госзакупок в Казахстане с каждым годом только растет - финпол [электронный ресурс]. URL: http:// www.inform.kz/rus/article/2547107 (дата обращения
25.06.2014)
11. Уголовный кодекс Кыргызской Республики от 1 октября 1997 года № 68 [электронный ресурс]. URL: http:// kenesh.kg/RU/ Articles/7307-UGOLOVNYJ_ KODEKS_ KYRGYZSKOJ_RESPUBLIKI_v_red_ZKR_10_ ot_1032012g.aspx (дата обращения 25.06.2014)
12. Уголовный кодекс дополнят статьями за нарушение законодательства о госзаказе [электронный ресурс]. URL: http://www.pro-goszakaz.ru/forum/forum81/ topic274/ (дата обращения 25.06.2014)
13. Куатова А.С. Проблемы квалификации преступлений в сфере государственных закупок в Республике Казахстан [электронный ресурс]. URL: http://ores.su/index. php/-3152013/372-2013-03-20-15-45-32 (дата обращения 25.06.2014)
14. Скалозуб Л. П. Деяю проблеми законодавчого забез-печення при здшсненш закушвель товарiв, робтг i послуг за державш кошти / Л. П. Скалозуб, В. I. Васи-линчук // Боротьба з оргашзованою злочиннютю i корупщею (теорiя i практика). 2007. № 16. С. 212220.
15. Сливенко В.Р. Оперативно-розшукова протидiя зло-чинам у сферi державних закушвель: автореф. дис. на здобуття наук. ступеня канд. юрид. наук: 12.00.09. К., 2013. 19 с.
16. Дараган В.В. Про доцшьнють уведення «прямих кримшальних складiв» за порушення законодавства про здшснення державних закушвель в Укра1ш // Актуальт проблеми кримшально! вщповщальносп : матерiали мiжннар. наук.-практ. конф., 10-11 жовт. 2013 р. / редкол.: В. Я. Тацш (голов. ред.), В. I. Борисов (заст. голов. ред.) та ш. Х. : Право, 2013. С. 407-410.
161
ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО И СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
Дараган В.В.
References:
1. Legalization (laundering) of proceeds obtained as a result of theft of budget funds and abuse of office by managers of parastatal companies [e-resource]. URL: http://eur-asiangroup.org/ru/ restricted/embazzelment_rus.doc (date of reference 25.06.2014)
2. Due to kickbacks in public procurement the budget loses USD 35-40 bn. [e-resource]. URL: http://news.finance. ua/ua/~/1/0/ all/2009/ 09/14/171106 (date of reference
25.06.2014)
3. The Government will appeal to Parliament to vote without delay on public procurement bill that meets European standards [e-resource]. URL: http://www.kmu.gov.ua/con-trol/publish/article?art_id= 247132124.html (date of reference 25.06.2014)
4. On Public Procurement: Law of Ukraine of 10.04.2014 № 1197-VII (as amended of 09.05.2014) [website]. URL: http://zakon4.rada.gov.ua/laws/show/1197-18/ conv (date of reference 25.06.2014)
5. Kovalchuk Yu.A. To the issue of the prospective cooperation of voluntary organizations and public authorities for combating corruption in public procurement in Ukraine / Yu. A. Kovalchuk // Activity of public authorities to combat organized crime and corruption: proceedings of the VI International scientific and practical internet-conference. Ekaterinburg, March 26 - April 3, 2014 Ekaterinburg: Ural Institute - branch of the RANEPA, 2014 [e-resource]. URL: http://conference.uapa.ru/attachment.php?aid=163 (date of reference 25.06.2014)
6. Purchase through “one participant” for 29 million in Ter-nopil, for the Governor says so. DFI and Ministry of Economy do not mind [e-resource]. URL: http://antac.org.ua/ case/upravlinnya-kapitalnoho-budivnytstva-ternopilskoji-oblderzhadministratsiji/ (date of reference 25.06.2014)
7. Ukraine spends half the budget for the procurement tenders with one participant [e-resource]. URL: http://nikorup-ciji.org/2013/02/26/ ukrajina-vytrachaje-polovynu-der-zhbyudzhetu-na-zakupivli-na-tenderah-z-odnym-uchas-nykom/ (date of reference 25.06.2014)
8. In Ukraine the volume of procurement through one participant on the basis of 2012 increased by 2.6 times [e-resource]. URL: http://rss.novostimira.com/ n_4050411.html (date of reference 25.06.2014)
9. On the National Security and Defense Council of Ukraine: Law of Ukraine of 05.03.1998 № 183/98-VR (as amended of 05.03.1998) [website]. URL: http://zakon4.rada.gov.ua/ laws/show/183/98-vr (date of reference 25.06.2014)
10. The number of corruption crimes in public procurement in Kazakhstan is only growing with every year - financial police [e-resource]. URL: http://www.inform.kz/rus/arti-cle/2547107 (date of reference 25.06.2014)
11. The Criminal Code of the Kyrgyz Republic of October 1, 1997 № 68 [e-resource]. URL: http://kenesh.kg/RU/ Articles/7307-UGOLOVNYJ_ KODEKS_KYRGYZS-KOJ_RESPUBLIKI_v_red_ZKR_10_ot_1032012g.aspx (date of reference 25.06.2014)
12. The Criminal Code will be supplemented with articles for violating laws on public procurement [e-resource]. URL: http://www.pro-goszakaz.ru/forum/forum81/topic274/ (date of reference 25.06.2014)
13. Kuatova A.S. Problems of codification of crimes in the field of public procurement in the Republic of Kazakhstan [e-resource]. URL: http://ores.su/index.php/-3152013/372-2013-03-20-15-45-32 (date of reference
25.06.2014)
14. Skalozub L.P. Legislative problems in the procurement of goods, works and services for public money / L. P. Skalozub, V. I. Vasilinchuk // The fight against organized crime and corruption (theory and practice). 2007. № 16. P. 212220.
15. Slyvenko V.R. Tracking combating crime in public procurement: author’s thesis for obtaining scient. degree of a Candidate of Legal Sciences: 12.00.09. K., 2013. 19 p.
16. Daragan V.V. On the feasibility of putting “direct criminal warehouse” for violation of legislation on public procurement in Ukraine // Actual problems of criminal responsibility: proceedings of inter. scientific-practic. conf., Oct. 10-11. 2013 / ed. by: V. Tacii (ed.-in-chief.), V. I. Borisov (lead.ed..) et al. X: Pravo, 2013. P. 407-410.
162