СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
ТЕРРИТОРИЙ
Мищенко Роман Иванович
Аспирант кафедры экономической политики Национальной академии государственного управления при Президенте Украины e-mail: [email protected]
Roman Ivanovich Mischenko
National Academy of Public Administration under the Office of the President of Ukraine, postgraduate student of economic policy
e-mail: [email protected] УДК 351.824.5:339.13
Предотвращение и противодействие коррупции в сфере государственных закупок: анализ опыта Украины и зарубежных стран
Preventing and Fighting Corruption in Public Procurement: Analysis of the Ukrainian and Foreign Experience
В статье проанализированы и обобщены меры по предотвращению и противодействию коррупции в сфере государственных закупок. Определено понятие и видов коррупции в сфере государственных закупок. Исследованы научные источники и законодательные акты по вопросам противодействия коррупции в сфере государственных закупок. Проанализирован опыт зарубежных стран по предотвращению и противодействию коррупции в сфере государственных закупок.
Ключевые слова и словосочетания: государственные закупки, тендер, коррупция, антикоррупционная политика.
The article analyzes and summarizes the measures to prevent and combat corruption in public procurement. There identified and explained notion of corruption in public procurement. Fighting corruption is explained on the basis of research of scientific sources and legal acts. Foreign experience is analyzed.
Key words and word-combinations: public procurement, tender, corruption, anticorruption policy.
Актуальность вопроса эффективного предотвращения и противодействия коррупции в сфере закупок за государственные средства в Украине обусловлено расширением ее международных связей, проведения экономической реформы в государстве и её желанием занять достойное место среди экономически развитых стран мира. Именно коррупция провоцирует и усугубляет негативные общественные явления, подрывает имидж нашей страны как демократического и независимого государства.
Ради защиты украинской экономики государству необходимо разрабатывать, принимать и внедрять соответствующие меры по предотвращению и противодействию коррупции в сфере государственных закупок. Для этого в Украине уже сделаны первые шаги: действует антикоррупционное законодательство, приняты нормативно-правовые акты по вопросам государственных закупок, которые по своей сути приближены к европейским стандартам, осуществляются научные исследования по данной тематике. Но, к сожалению, коррупция продолжает существовать.
Проблеме изучения такого сложного социального явления, как коррупция, а также предотвращения и противодействия ей, посвящены работы многих отечественных ученых, создателей научной мысли и исследователей, таких, как Л. И. Аркуша, А. А. Бова, М. В. Буроменского, Л. М. Доли, А. Дудорова, В. А. Кальмана, Н. И. Мельника, Ю. П. Мельника, В. С. Лукомского, А. С. Новакова, А. А. Сафоненко, А. В. Сердюка, А. В. Скрипника, А. В. Терещука, С. А. Шалгунова, В. И. Чуба и др..
Целью статьи является осуществление анализа коррупционных составляющих в современной системе государственных закупок в Украине и других странах мира, рассмотрение основных направлений деятельности для предотвращения и противодействия коррупции в данной сфере экономики государства.
Для достижения указанной цели целесообразно решить следующие задачи:
- осуществить анализ научных трудов, имеющих целью изучение понятия "коррупция" и отнесение этого понятия к противоправным действиям в сфере государственных закупок;
- исследовать актуальные принципы предотвращения и противодействия коррупции в сфере государственных закупок;
- рассмотреть мировой опыт решения вопроса предотвращения и противодействия коррупции в сфере государственных закупок;
- выделить основные возможности решения вопроса предотвращения и противодействия коррупции в сфере государственных закупок.
Термин "Коррупция" возник от латинских слов "correi" ( солидарность ) и "rumpere" (ломать, повреждать). В результате образовался самостоятельный термин "corrumpere", предусматривающий коллективную деятельность с нарушением каких-либо правил.
Анализ понятия "коррупция" в законодательных актах различных государств и определениях ученых свидетельствует о различных подходах к его формулировке.
В 1994 году Совет Европы предложил следующее определение термина: "Коррупция представляет собой взяточничество, а также любое другое поведение в отношении лиц, которым поручено выполнение определенных задач в государственном или частном секторе, ведущее к нарушению их обязанностей, возложенных на них вследствие их статуса как государственных служащих, частного сотрудника, независимого агента или иного рода отношений и имеет целью получение любых незаконных выгод для себя или других" [1 , с. 99].
По мере развития понятия к «коррупции», кроме взятки и подкупа, международная организация Independent Commission Against Corruption относит целый спектр должностных нарушений и преступлений, которые рассматриваются как отдельные "случаи коррупции". При этом термин "коррупция" становится чисто номинальным и употребляется для обозначения конкретных противоправных действий, связанных с использованием общественных ресурсов (в том числе и власти) для достижения индивидуальных целей [2 , с. 585-586].
Анализ современных научных определений понятия коррупции показывает, что некоторые ученые трактуют коррупцию в наиболее узком смысле слова как синоним "взятки", "подкупа", продажности должностных лиц (государственных служащих). Так, авторы отечественного юридического словаря - справочника предлагают рассматривать коррупцию как одну из форм злоупотребления властью, связанной с подкупом должностных лиц [3, с. 308].
А.И. Долгова определяет коррупцию как "социальное явление, характеризующееся подкупом, продажностью государственных или иных служащих и на этой основе корыстным использованием ими в личных или в узко групповых, корпоративных интересах официальных служебных полномочий, связанных с ними авторитета и возможностей" [4, с. 501].
Вместе с тем такие авторы, как В. С. Лукомский и В. С. Комиссаров, считают принципиально неправильным отождествление коррупции только с получением взятки [5, 6].
Неправомерным считает отождествление коррупции с получением взятки и П. С. Матишевский, подчеркивая, что взяточничество является составной коррумпированности многих звеньев государственного аппарата [5, с. 576].
Похожие определения часто встречающихся как в отечественных, так и в зарубежных публикациях. Так, по мнению К. Фридриха, коррупция является " ... девиантным поведением, совмещенной с частной мотивацией, которая означает, что индивидуальные или групповые цели преследуются за общественный счет" [6, с. 15].
Доктор Сар Дж. Пундей определяет коррупцию как злоупотребление государственной властью,
должностью или авторитетом ради частного блага. Перечень коррупционных действий включает: взяточничество, вымогательство, торговлю влиянием, кумовство, обман, "быстрые деньги" и т.д. . Он подчеркивает, что, хотя мы склонны рассматривать коррупцию как "грех" правительства, она очень распространена в частном секторе. Именно этот сектор зачастую причастен к коррупции правительства [7].
М.Тихомиров предлагает рассматривать коррупцию как преступную деятельность в сфере политики или государственного управления, использования должностными лицами предоставленных им прав и властных возможностей в целях личного обогащения [8].
Такие ученые, как Г. Аврек и В. Овчинский, рассматривают коррупцию как форму служебного злоупотребления, в которой всегда имеется прямая или завуалированная корысть [9 , с.105 -11].
Согласно Закону Украины "О принципах предотвращения и противодействия коррупции" от 7 апреля 2011 № 3206-У1, коррупция - использование лицом предоставленных ему служебных полномочий и связанных с этим возможностей с целью получения неправомерной выгоды или принятия обещания / предложения такой выгоды для себя или других лиц или соответственно обещание / предложение или предоставление неправомерной выгоды лицу или по его требованию другим физическим или юридическим лицам с целью склонить это лицо к противоправному использованию предоставленных ему служебных полномочий и связанных с этим возможностей.
То есть, согласно данному определению, "коррупция" - умышленное деяние, содержащее признаки преступления, совершенное лицом, за которое установлена ??уголовная, административная, дисциплинарная или гражданско-правовая ответственность.
Исследователи из США определяют такие виды коррупции:
- подкуп политических и профсоюзных деятелей, иностранных официальных лиц;
- незаконные пожертвования на политические цели;
- фальсификация счетов по контрактам с государственными учреждениями;
- уклонение корпорации от уплаты налогов;
- взятки агентам - покупателям товаров;
- нечестная реклама, продажа некачественных и поврежденных товаров, вредных продуктов, поддельных и бесполезных лекарств;
- подтасовка данных и фальсификация отчетности по внешнеэкономической деятельности;
- преступления, связанные с незаконным использованием электронных вычислительных машин;
- нарушение правил охраны окружающей среды [10, с. 350].
Почти все коррупционные преступления совершают с использованием воздействия на государственных должностных лиц путем привлечения их к участию в коррупционных действиях и взяточничестве. Правоохранительные органы в своей деятельности опираются на целый ряд законов.
Приведенный пример видов коррупции в США говорит о том, что коррупция - не только украинская проблема, это явление имеет свои проявления во многих странах мира. Над ее решением работают ООН, Европейский парламент, Организация безопасности и сообщества в Европе (ОБСЕ), другие международные организации. Не находится в стороне и Украина. В нашем государстве принята и совершенствуется антикоррупционная правовая база, наработан определенный опыт в борьбе с коррупцией [11].
С 2011 года в Украине функционирует принципиально новая антикоррупционная система, которая имеет преимущественно превентивный характер и ориентирована на создание в обществе эффективных механизмов предупреждения коррупции. При таких условиях усиливается значение требований к поведению лиц, уполномоченных на выполнение функций государства или местного самоуправления, которые должны быть ими усвоены как нормы повседневного поведения.
Реформа антикоррупционной системы началась в 2011 году с созданием Президентом Украины Национального антикоррупционного комитета и последующего принятия ряда законодательных актов, среди которых ключевым является Закон Украины "Об основах предотвращения и противодействия коррупции". В практической плоскости основные направления государственной антикоррупционной политики закреплены в Национальной антикоррупционной стратегии на 2011-2015 годы, одобренной Указом Президента Украины от 21 октября 2011 № 1001. Формы и методы реализации стратегии определены в Государственной программе по предотвращению и противодействию коррупции на указанный период, утвержденной постановлением Кабинета Министров Украины от 28 ноября 2011 № 1240 [12].
Статьей 3 Закона Украины "О принципах предотвращения и противодействия коррупции" определены следующие основные принципы предотвращения и противодействия коррупции:
- верховенство права;
- законность;
- комплексное осуществления правовых, политических, социально - экономических, информационных и других мероприятий;
- приоритетность мер;
- неотвратимость ответственности за совершение коррупционных правонарушений;
- открытость и прозрачность деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления;
- участие общественности в мероприятиях по предотвращению и противодействию коррупции, государственной защите лиц, оказывающих помощь в осуществлении таких мер;
- обеспечение восстановления нарушенных прав и законных интересов, возмещение убытков, вреда, причиненного коррупционным правонарушением.
Из указанного перечня следует, что именно предотвращение коррупции через ряд установленных законодательством механизмов, в том числе в активном сотрудничестве с общественностью, является приоритетным подходом в вопросе преодоления коррупции [13].
Законодательство Украины содержит не только общий запрет неправомерного использования служебного положения, но и перечень форм (разновидностей) ненадлежащего поведения. Указанным лицам согласно Закону Украины "Об основах предотвращения и противодействия коррупции" запрещается использовать свои служебные полномочия и связанные с этим возможности с целью получения неправомерной выгоды или в связи с принятием обещания / предложения такой выгоды для себя или других лиц, в том числе: неправомерно способствовать физическим или юридическим лицам в осуществлении ими хозяйственной деятельности, получении субсидий, субвенций, дотаций, кредитов, льгот, заключении контрактов (в том числе на закупку товаров, работ и услуг за государственные средства).
Кроме этого, на сегодня в Национальной антикоррупционной стратегии на 2011 - 2015 годы, одобренной Указом Президента Украины от 21 октября 2011 № 1001, определены отдельные зоны повышенного коррупционного риска: правоохранительная, медицинская, земельная, образовательная, налоговая, таможенная сферы, сферы государственных закупок и государственной службы.
В целом же устранение коррупционных рисков в деятельности государственных служащих минимизирует возможность нарушения законодательства, положительно повлияет на улучшение работы государственных органов и органов местного самоуправления, поспособствует повышению их авторитета.
Вместе с тем, отдельные аспекты коррупционной проблематики остались неурегулированными, что создает условия для совершения коррупционных деяний в сфере государственных закупок:
- перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупок квалификационным критериям, определяется заказчиками по своему усмотрению;
- значительный размер платы за подачу жалобы в отношении государственных закупок (5000 грн - для товаров и услуг, 15000 грн - для работ) сужает возможности защиты прав, нарушенных в ходе процедуры закупок;
- остается не определенным общий порядок осуществления государственного регулирования и контроля в сфере закупок.
Коррупция в системе государственных закупок связана с реализацией властных полномочий, распределением (перераспределением) материальных ресурсов, вызывает значительные потери государства. В результате искусственного завышения закупочных цен на товары или услуги государство несет финансовые убытки, среди других распространенных угроз - падение показателей качества, нарушение норм и стандартов, невыполнение технических условий договоров. Как следствие, граждане и отдельные субъекты предпринимательской деятельности теряют доверие к местной власти и государства в целом.
К основным причинам коррупционных преступлений в сфере государственных закупок можно отнести:
- несовершенство действующего законодательства в сфере закупок;
- неполное и нерегулярное финансирование закупок;
- незнание и непонимание специалистами, занятыми в сфере закупок, своих прав и обязанностей;
- недоверие участников к системе конкурсных закупок, неверие в возможность честной конкуренции, беспристрастность заказчиков;
- недобросовестные действия отдельных чиновников, принимающих решения о проведении и о ходе процедур закупок.
Борьба с коррупцией крайне важна, однако весьма затруднена комплексностью государственных закупок. В процедурах государственных закупок сложен и неоднозначен как предмет закупки ( он охватывает множество различных ситуаций и потребностей: от простых товаров до разработки научных исследований и конструирования строительных объектов),так и сама организационная структура.
Среди факторов, способствующих распространению коррупции в сфере государственных закупок, отмечаются: несовершенство нормативно - правовой базы по объявлению, проведению тендеров, определению их результатов. Ответственность заказчиков за нарушение тендерных процедур и нанесение убытков государству часто несопоставимы с полученными или потенциальными выгодами. Одновременно наказания для участников процедур тендерных закупок, вступивших в сговор с заказчиком с целью упрощения или избежания конкурентного отбора, вообще отсутствует .
Предпринимательство и общественность на региональном уровне все чаще сталкиваются с механизмами воспроизведения круговой поруки, при которой местные чиновники, налоговые и таможенные органы покрывают друг друга. Коррупционные действия часто сопровождают деятельность бюро технической инвентаризации, пожарных инспекций, таможни, налоговой инспекции и других государственных институтов, наделенных контрольно - инспекционными и разрешительными функциями, обладающих компетенцией по проверке (регулированию) предпринимательской деятельности. Путем к минимизации коррупции в указанных сферах является дерегуляция, сокращение количества инструкций и разрешительной документации, обеспечение прозрачности процесса предоставления публичных услуг [14].
Подытоживая вышесказанное, можно сделать вывод, что Закон Украины "Об осуществлении государственных закупок" остается все же несовершенным, установленный им механизм государственных закупок - неоправданно сложным, непрозрачным и неэффективным. Изменения механизма закупок лишь ухудшали ситуацию, поскольку в результате их принятия увеличивался документооборот и отчетность, необходимые для каждой закупки, вводились взаимоисключающие реестры для участников торгов, а также создавалось почва для возможных злоупотреблений должностных лиц органов власти, заказчиков и участников торгов.
Результатами проявления коррупции в сфере государственных закупок являются:
- значительные финансовые потери государственных средств в связи с завышенными закупочными ценами, в которые заложены так называемые дополнительные расходы для выигрыша в тендере;
- качественные потери. Распорядители государственных средств осуществляют закупку конкурентно несостоятельного, менее качественного товара (услуги или работы), поскольку при сговоре сторон для получения неправомерной выгоды вопрос критерия относительно качества товара обсуждается редко;
- потеря доверия граждан к государству, что также является одной из причин дальнейшего роста уровня коррупции;
- потеря имиджа Украины. Рынок государственных закупок становится все менее привлекательным для иностранных поставщиков в связи с прямыми преференциями для отечественных производителей, закрепленными на законодательном уровне, а также учитывая высокий уровень коррупции в этой сфере.
Коррупция является одним из самых опасных факторов, угрожающих верховенству права, экономическому и демократическому развитию государств во всем мире.
Попытки преодоления этого явления всегда начинаются с установления желательных стандартов поведения. Европа в этом направлении достигла значительных успехов, поскольку европейские антикоррупционные конвенции закладывают комплексную систему стандартов, которые должны хотя бы предотвращать осуществление преступных актов коррупции, это, в первую очередь, мониторинг. Первой международной организацией, которая ввела такой мониторинг, является Организация экономического сотрудничества и развития. Позже Советом Европы создана Группа государств против коррупции. Это единственная международная организация по мониторингу антикоррупционных стандартов, в состав которой входят 46 государств, среди которых и Украина, которая присоединилась к организации в 2006 году. Основной деятельностью организации является проведение анализа антикоррупционных мероприятий в государствах -членах этой организации, с учетом законодательных рамок, работы антикоррупционных структур, правовых институтов и систем правового иммунитета [15 , с. 7-8].
Все негативы взаимоотношений государства и бизнеса становятся очень заметными, когда речь идет о государственных закупках. Беспристрастная статистика свидетельствует, что вокруг государственных заказов осуществляется около 40% всех коррупционных деяний в США, Западной Европе, Японии и странах Азии, которые быстро развиваются [16, с. 8-12].
Закупки товаров, работ и услуг в сфере государственного управления составляют очень значительную
часть бюджетных расходов государства - в среднем 15-30 % от ВВП, а в некоторых странах даже больше. Среди многочисленных функций государства именно эта в наибольшей степени подвержена влиянию коррупции. По данным Центра антикоррупционных исследований и инициатив Transparency International, пагубное влияние коррупции составляет в среднем 10-25 %, а в некоторых случаях достигает и 40-50 % от общей стоимости заключенного контракта [17].
В процессе выявления форм коррупции и сфер ее возникновения эксперты всех стран сходятся во мнениях, что процесс государственного заказа необходимо делить на стадии, однако мнения относительно количества стадий, а соответственно и их детальности, различаются.
В общих чертах можно выделить три главных стадии:
- до начала ведения торгов или подготовительная (pre - bidding );
- непосредственно торги (bidding , далее - торги);
- после торгов или завершающая стадия (post - bidding , далее - завершающая) [18].
В США, Японии и странах Европы существует ряд принципов, которые способствуют снижению уровня коррупции в сфере государственных закупок. Чаще всего к ним относят целостность, прозрачность, подотчетность, справедливость и эффективность. Соблюдение этих принципов необходимо для того, чтобы принятые меры по предотвращению и противодействию коррупции не имели временный характер и способствовали увеличению экономических, социальных и политических выгод, а также повышению экономии бюджетных средств.
То же самое касается и тех конкурентоспособных государственных закупок, в которых несколько товаров или услуг приобретаются последовательно. Если риск сговора большой, то единственной политикой раскрытия информации является хранение всей информации о торгах и победителях по каждому лоту в тайне для всех участников торгов [20].
Поскольку заказчики, как правило, работают от имени общества, они просто не могут позволить себе полностью непрозрачную политику раскрытия информации в связи с риском коррупции. По очевидным причинам заказчику приходится раскрывать победителя тендера, что он был избран, другим участникам торгов, что они - нет.
Таким образом, степень прозрачности касается количества опубликованной информации об отмене торгов.
Итак, способы размещения заказа с предъявлением цены, сообщением о закупке (начальной максимальной цены) подпадают под риск от сговора поставщиков. С учетом того, что цена предложений поставщиков объявляется в протоколах, то есть уже по факту сделанных предложений, этот риск не выводится при проведении конкурса, а переходит на стадию рассмотрения заявок.
В электронном аукционе, который проводится в режиме реального времени, этот риск становится максимально выраженным и переходит на стадию подачи и оценки предложений поставщиков, поскольку участники заговора видят, как идут торги - по установленному сценарию или нет. Итак, электронные аукционы являются наиболее провоцирующими сговоры поставщиков.
Подытоживая, можно определить, что прозрачные закупки уменьшают коррупцию, но увеличивают риски возникновения заговора, заговор снова порождает коррупцию, снизить которую можно за счет увеличения прозрачности.
Противодействие сговору на электронных аукционов специалисты многих стран видят в применении следующих мер:
- электронный аукцион проводить только по каталогам (простые и стандартно - сопоставимые товары) на конкурентных рынках;
- цена контракта не должна быть высокой, в этом случае выигрыш от заговора минимальный, снижается мотивация договариваться поставщикам;
- цена контракта не оглашается заказчиком до начала аукциона (в этом случае поставщик знаком с объемом закупки, но не со стартовой ценой. Цена объявляется только при начале аукциона или аукцион стартует от цены, предложенной первым поставщиком. В этом случае, цена может идти и вверх, и вниз, поэтому заказчик должен установить диапазон приемлемых цен, объявленный после проведения аукциона);
- электронных торговых площадок должно быть много: в этом случае мест для торговли много, заказчики и поставщики могут менять площадки, возможности для сговора объективно уменьшаются за счет "перемещений" субъектов рынка [21].
Достижения положительного результата закупки при использовании государственных средств, ее эффективность связаны с прозрачностью проведения таких процедур, а также с предотвращением и противодействием коррупции. Они по сути являются факторами сдерживания или развития государственных
закупок в любой стране мира.
Целью мероприятий предотвращения и противодействия проявлениям коррупции в сфере государственных закупок, в первую очередь, является не абсолютное уничтожение таких проявлений, а уменьшение масштабов и уровня коррупции в этой области отношений. Такими мерами являются законодательное регулирование регламентных и процедурных этапов государственных закупок:
- упрощение системы проведения процедур государственных закупок и ее доступность;
- четкость формулировки законодательной нормы во избежание коллизий между юридическими нормами;
- установление необходимых и объективных стандартов поведения и проведения процедур государственных закупок, включая определение терминов и понятий на законодательном уровне (связанные лица, заговор);
- имплементация международных стандартов как нормотворчества, так и научных достижений.
Библиографический список:
1. Ломакина О.Б. Коррупция, мошенничество и не только // ГОСЗАКАЗ: управление, размещение, обеспечение. 2006. № 3. С. 99.
2. Политическая энциклопедия. - Т. 1. - М.: Мысль, 1999. - С. 585'586.
3. Юридичний словник довщник. - К., 1996. - С. 308.
4. Криминология: Учеб. для юрид. вузов / Под общей ред. А. И. Долговой. - М., 1997. - С. 501.
5. Кримшальне право Украши: Особлива частина. Щцруч. - К.: Юршком 1нтер, 1999. - С. 576.
6. Political corruption: A handbook Ed by Heldenheimer A. J. Oxford. Transaction. 1985. - Р. 15.
7. Пундей Сар Дж. Боротьба з корупщею. Критичний огляд з аналiзом мiжнародного досвщу // Матерiали украшсько'американського семшару "Проблеми економiчного зростання: питання доброчесносп". - Львiв, 1997.
8. Тихомиров М. Ю.Юридическая энциклопедия. - М., 1995.
9. Аврек Г., Овчинский В. Мздоимство и лихоимство на переходе к рынку // Наш современник. - 1992. -№ 12. - С. 105-111.
10. Основы борьбы с организованной преступностью / [под ред. В.С. Овчинского, В.Е. Эминова, Н.П. Яблокова]. - М. : Инфра-М, 1996. - 350 с.
11. Камлик М.1. Напрями протидп корупцп в Украш [Електронний ресурс] / М.1. Камлик. - Режим доступа: http://www.akmf.org/wbook/print/563.htm
12. Методичш рекомендацн "Запобпання i протидiя корупцп в державних органах та органах мюцевого Мш'юст Украши"; Рекомендацн вщ 16.10.2013 Режим доступа: http://zakon0.rada.gov.ua/laws/show/n0020323-13
13. Про засади запобпання i протидп корупцп. Верховна Рада Украши; Закон вщ 07.04.2011 № 3206-VI. Режим доступа: http://zakon0.rada.gov.ua/laws/show/3206- 17/paran 19#n19
14. Розвиток законодавства з питань державних закутвель та проблемш питання його застосування [Електронний ресурс]. - Режим доступа : http://zakon1.rada.gov.ua/laws/show/n0041323-11/conv/ print1317324976403 809
15. Драго Кос. Европа борется с коррупцией / Драго Кос // Зеркало недели. - 2009. - № 38 (766). - С. 7-8
16. Смиричинський В. В. Прок' юремент як мехашзм формування конкурентоспроможного ринку державних закутвель европейського типу в Украш / В. В. Смиричинський // Журнал "Конкуренщя".— 2004. — № 4 (13). — С. 8— 12
17. Beth, Elodie. Integrity in Public Procurement: Good Practice from A to Z. Organisation for Economic Cooperation and Development (OECD), 2007. Режим доступа - http://www.oecd.org/dataoecd/43/36/38588964.pdf
18. Boehm, F., Olaya, J. "Corruption in public contracting auctions: the role of transparency in bidding processes", Annals of Public and Cooperative Economics, 2006, vol. 77, N.4.
19. Coppier, R., Piga, G. "Why do Transparent Public Procurement and Corruption Go Hand in Hand?" Режим доступа - http://www.ec.unipg.it/DEFS/uploads/coppier-piga_.pdf
20. Dimitri N., Piga G. and Spagnolo G. (Eds.), Handbook of Procurement, Cambridge University Press, 2006
21. Curbing corruption in public procurement, Handbook/ Transparency International, 2006, p. 14. Режим доступа - www.transparency. org/content/download/12496/120034.