190
Международные отношения. Политология. Регионоведение Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2008, № 1, с. 190-193
ВЛИЯНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА НА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ АРАБСКИХ СМИ
© 2008 г. Е. Ф. Сухова
Нижегородский госуниверситет им. Н.И. Лобачевского [email protected]
Поступила в редакцию 28.01.2008
Поднимаются проблемы, связанные с влиянием правительства на арабские СМИ. Делается попытка дать характеристику тем ограничениям, которые оказываются на СМИ в арабском мире. Эти ограничения связаны со следующими факторами: выпуск газет, финансовая страховка; владение газетами; предварительная цензура; цензура; запрещение закрытия газет в особых случаях; ограничения, накладываемые на деятельность журналистов.
Ключевые слова: арабский мир, СМИ, правительство.
В арабском мире СМИ создаются и поддерживаются правительствами тех стран, в которых они действуют, правительства же издают и законы, ограничивающие и регулирующие деятельность СМИ.
Издание любого печатного органа: газеты, журнала - в арабских странах сопряжено со многими ограничениями, так как ни один арабский режим не принял еще либеральную систему печати.
Мы остановимся только на некоторых из них: лицензировании, страховых сборах и предварительной цензуре; цензуре и мерах, предусмотренных в связи с закрытием газеты; лицензиях для занятий журналистской деятельностью.
Издание газеты в арабском мире невозможно без получения лицензии, в большинстве стран этот процесс схож: подается заявка в департамент печати, министерство информации или Совет министров.
Например, в ОАЭ - издание газеты невозможно без получения лицензии, выданной Советом министров. Заявка на лицензирование подается в Совет министров министром информации вместе с рекомендацией министерства информации. Получение лицензии в Кувейте -обязательный процесс, эта лицензия может быть выдана главой департамента печати и публикаций, в Бахрейне лицензия выдается министерством информации после одобрения Советом министров, в Катаре лицензия выдается в департаменте печати Катарского генерального управления радио и телевидения, в Султанате Оман лицензия выдается департаментом печати министерства информации и культуры.
В Королевстве Саудовская Аравия лицензия на издание газеты выдается министром информации. Журналы и бюллетени, издаваемые правительственными властями, гражданскими и частными корпорациями лицензируются мини-
стерством информации после одобрения Совета министров. В Иордании лицензия выдается Советом министров, в соответствии с рекомендациями департамента печати. В Ливии директор департамента печати имеет право одобрить или отклонить любую лицензию после обсуждения с министром информации.
В некоторых арабских странах получение лицензии имеет свои особенности. Так, в Сирии лицензия может быть выдана после решения Совета министров, но премьер-министр может отклонить одобрение на издание, а также отказать в выдвижении любого человека на пост владельца, управляющего и главного редактора издания, если будет доказано, что любой из них может поддержать неконституционную ситуацию в стране. Издание новых политических органов в Ливане в настоящий момент блокировано. Покупая концессию на старое издание или издание, у которого истек срок лицензии, владелец газеты должен обратиться к министру информации и в ассоциацию журналистов. Закон требует, чтобы лицензированный печатный орган (политический или неполитический) издавался не реже двух раз в год. Министр информации имеет право аннулировать лицензию, если орган не удовлетворяет этому условию. Однако политическая элита игнорирует исполнение этого пункта закона, в угоду журналистам, обеспечивающим ее поддержку. Следует отметить, что в Ливане больше 50 лицензированных политических печатных изданий (но меньше четверти из них издаются), а также больше 2000 лицензированных неполитических изданий (в действительности только 15% из них выходят в свет). Политические издания должны печататься акционерными компаниями, именными акциями которых могут владеть только ливанцы. Эти компании должны работать в соответствии с законом о труде.
В Тунисе заявка на лицензирование подается министру внутренних дел, затем передается министру информации. Заявитель получает квитанцию, подтверждающую регистрацию заявки. Без этой квитанции в Тунисе невозможно издание ни одной газеты. В Алжире любое издание должно пройти регистрацию заявки по прежде предъявленной декларации за 30 дней до его печати. Государственный министр отвечает за все издания в его регионе. В Марокко положение V Акта № 587/58/1 говорит, что перед изданием каждой газеты письмо директора печати представляется на рассмотрение суда первой инстанции; если этот суд не в состоянии рассмотреть это письмо, то его направляют в суд той провинции, где намереваются издавать газету. Выдается специальная квитанция на это письмо. В Судане лицензия на издание выдается Советом министров после уплаты определенной суммы. Лицензия выдается только на один год.
В Египте издание газеты является исключительным правом политических партий или корпораций в частном и общественном секторах. Заявка на лицензирование подается в Высший совет журналистов, который должен рассмотреть ее в течение 40 дней. Корпорации должны быть кооперативами или акционерными компаниями, именные акции которых принадлежат египтянам. Образование этих корпораций возможно только с одобрения Совета министров, который в свою очередь советуется с министром экономики [1].
Таким образом, ни в одной арабской стране невозможно осуществить издание газеты или журнала без получения лицензии, одобренной правящим режимом.
Но не только это обстоятельство ограничивает прессу в арабском мире. Например, в нижеприведенных арабских странах существуют еще и финансовые ограничения для выпуска газет и журналов - это так называемые страховые суммы, которые необходимо выплатить при получении лицензии.
В Королевстве Бахрейн заявителю на получение лицензии необходимо заплатить 5000 бахрейнских динаров для ежедневного издания и 3000 бахрейнских динаров для неежедневного издания. В Катаре плата составляет 3000 катарских риалов для каждого журналистского издания, выходящего чаще трех раз в неделю, для остальных изданий плата равна 2000 к. риалов. Страховой взнос в Сирии равен 1000 сирийских фунтов для ежедневного издания и 250 с.ф. для других типов изданий. Капитал издательской корпорации в Ливане должен быть не меньше 30 000 000 ливанских лир. Капитал компании с
ограниченной ответственностью должен быть не меньше 5 000 000 ливанских лир. Владелец издательства должен внести деньги в банк после разрешения министерства информации и консультации с ассоциацией журналистов. В Иордании лицензирование ежедневного издания может осуществляться при предоплате не менее 500 000 иорданских динаров, для неежедневных сумма составляет 100 000 иорданских динаров и 5000 и.д. для неполитического периодического специализированного издания. Однако газеты, издаваемые политическими партиями, а также бюллетени, публикуемые правительственными министерствами, университетами, общественными объединениями и т.п., освобождаются от уплаты каких бы то ни было сумм. Освобождение от уплаты взносов получают при обращении в департамент печати. Предоплата для ежедневного издания в Египте составляет не менее 1 000 000 египетских фунтов, для еженедельного издания - 250 000 е.ф., 100 000 е.ф. - для ежемесячного издания и должна быть внесена в банк до начала издания. Заявитель, желающий получить лицензию в Кувейте, вносит в Департамент печати следующие суммы: 1000 кувейтских динаров - за ежемесячное издание; 2000 к.д. - за издание, выходящее два раза в месяц; 3000 к.д. - за еженедельное издание; 4000 к.д. - за издание, выходящее чаще двух раз в неделю. Страховой сбор в Йемене за ежедневное издание составляет 1 000 000 йеменских риалов, за еженедельное издание - 700 000 й.р.; 1 200 000 й.р. за издание еженедельного журнала, 1 000 000 й.р. - за издание ежемесячного или ежеквартального журнала; 100 000 за выпуск бюллетеня. До начала издания необходимо внести в фонд министерства информации 5% от требуемой суммы. Суданский закон также требует от издателя взноса оговоренной суммы на правительственный счет [2].
Очевидно, что издание газет в арабских странах ограничено экономически, а в таких странах как Иордания, ОАЭ, Египет, Ливан, Йемен имеются ограничения и для владельцев газет, они обязательно должны быть гражданами этих стран и проживать в них.
Ни в одной арабской стране не может выйти ни одно издание без разрешения на его печатание. Помимо получения лицензии и внесения определенной страховой суммы, издатель газеты или другого печатного органа обязан получить разрешение на его тираж, то есть пройти предварительную цензуру.
Так, в ОАЭ ни одно издание не может быть напечатано и распространено без специального разрешения министерства информации и культуры. Министерство информации Бахрейна
192
Е.Ф. Сухова
имеет право проверить любое издание, перед тем как его напечатают или распространят. Продажа изданий в Катаре невозможна без разрешения департамента печати. Министерство информации в Саудовской Аравии дает разрешение на тираж любого издания и имеет окончательное право не допустить издание к печати. Ни одно издание в Кувейте не может быть распространено и продано без разрешения департамента печати. В йеменском законе о печати в статьях 138-151 перечислены все подлежащие запрещению к печати случаи, а правительству предоставлено право подвергать цензуре любое издание до его выхода в печать. Алжирский издатель обязан перед публикацией своей газеты получить разрешение на ее печать [3].
Что касается свободы слова, то в арабском мире свобода на высказывание собственного мнения провозглашается официальными документами, но с некоторыми ограничениями. Приведем несколько примеров: так, в Саудовской Аравии свобода высказывания гарантируется в рамках законных и религиозных правил, но в исключительных ситуациях газеты становятся объектом полной цензуры. Любая публикация может быть запрещена в Катаре по решению главы департамента публикаций на трехмесячный срок. В Ливане в экстремальных ситуациях, когда есть угроза национальной безопасности, общественному порядку и безопасности граждан и страна находится в опасности, например, в состояниях войны, революции и т.п., все СМИ подвергаются цензуре, предусматриваемой соглашением, изданным Советом министров (соглашение № 104 от 1977 года, дополненное актом № 89/91 и актом 330/94). В Египте закон № 96, выпущенный в 1996 году, констатирует, что цензура СМИ разрешена только в случаях войны. Египетский закон дает президенту или лицу, его замещающему, власть направить дело о любой газете в суд для выяснения, насколько эта газета или материал в этой газете опасен в ситуации военного режима.
Необходимо остановиться также на случаях ограничений в профессиональной деятельности журналистов. Во-первых, для занятия журналистской деятельностью во многих странах арабского мира нужна лицензия. В Йемене министерство информации выдает журналистам пресс-карту, позволяющую им выполнять свои задачи и являться членом союза журналистов. Эта пресс-карта выдается его держателю только после прохождения необходимых процедур проверки, и выдача этой карты основана на решении Совета министров. В Катаре журналист не имеет права работать без лицензии, выданной департаментом печати. Бахрейнские авторы
и редакторы не могут работать ни в одном издании без лицензии министерства информации. Владельцы всех СМИ в Объединенных Арабских Эмиратах, Султанате Оман не имеют права взять на работу автора или редактора без лицензии департамента информации министерства информации. Высшему совету прессы в Алжире необходимо выдавать пресс-карты и создавать условия для работы журналистов, он также ответственен за продление этой карты или отзыв ее. В Марокко профессиональную пресс-карту выдает Комитет по пресс-картам, состоящий из представителя государственного департамента, связанного с управлением по СМИ (глава комитета), четырех членов, представляющих ассоциацию профессиональных журналистов, а также членов, представляющих те или иные СМИ.
Национальный совет по прессе регистрирует всех журналистов, работающих в Судане, без этой регистрации они не имеют права на работу. В Ливане, прежде чем журналист получит пресс-карту, он должен вступить в союз журналистов от ассоциации редакторов. Пресс-карта подписывается министром информации и главой союза журналистов и выдается высшим советом по прессе. Одно из важнейших условий получения карты - наличие у претендента университетского диплома. Никто в Египте не имеет права заниматься журналистской деятельностью, пока не получит регистрации в союзе журналистов, после одобрения высшим советом по прессе. Чтобы быть зарегистрированным в союзе журналистов, претенденту необходимо быть: профессиональным журналистом, а не хозяином, партнером или держателем акций газеты или агентства новостей; он должен иметь египетское гражданство и не иметь судимостей, подтвердить свою высокую квалификацию соответствующими дипломами. Журналиста в Египте могут лишить членства в союзе журналистов за любой аморальный поступок.
Приведенные выше примеры прекрасно характеризуют ситуацию, которая складывается в арабском мире в отношении свободы слова. Еще до выхода в печать любое издание проходит фильтрацию на благонадежность, а журналисты не имеют права работать, не пройдя проверки на лояльность режиму, - это дает право обвинять арабские печатные СМИ в том, что они превратились в политические инструменты своих правительств и потеряли право на доверие к ним массового читателя. Арабские печатные СМИ нуждаются в реформах, которые помогли бы создать новые организации журналистов, отстаивающих свое право на выражение собственного мнения и гарантирующих читателям право на получение достоверной информа-
ции. Эти реформы помогут избежать ситуации, когда США оказывают давление на арабский мир, упрекая его в отсутствии демократических институтов, требуя изменений от неугодных арабских режимов. Эти реформы помогут избавиться от болезненного американского вмешательства в арабскую культуру, в религиозное сознание арабов. Арабское общество имеет право на свое видение демократии, частью которой могут стать независимые арабские СМИ.
Благодаря новым коммуникационным технологиям и той озабоченной дискуссии, которая сейчас ведется ведущими арабскими учеными, занимающимися проблемами арабских СМИ, есть надежда на то, что и в арабском мире сможет появиться «четвертая власть» [4].
Список литературы
1. Saab E. «The Independence of the Arab Media» in the book «Arab Media in the Information Age» The Emirates Center for Strategic Studies and Research, Abu Dhabi, UAE. 2006. Р. 512.
2. Rugh W. Arab Mass Media: Newspapers, Radio, and Television in Arab Politics, Praeger, Westport, Connecticut. London, 2004. Р. 87, 121.
3. Египетская организация за права человека, «Халат хукук ал-инсан фи миср», ежегодный отчет за 2003 год, глава 6 «Хуриат ал рай ва ал-таабеер» www.eohr.org
4. «Towards Freedom in the Arab Word» Arab Human Development Report 2004 www.eohr.org
THE IMPACT OF GOVERNMENTS ON ARAB MEDIA ACTIVITIES
E.F. Sukhova
This article examines the impact of government on media activities in Arab countries. There is an attempt to categorize the various limitations imposed on the media in the Arab world. These include limitations in the following matters: newspaper publishing; financial insurance; ownership; prior censorship; censorship; prohibition and closure in exceptional emergency cases; limitations imposed on journalistic practice.