Научная статья на тему 'Печатные СМИ Сирии до и после х регионального съезда партии Баас 2005 г. (часть 1)'

Печатные СМИ Сирии до и после х регионального съезда партии Баас 2005 г. (часть 1) Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
400
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БААС / СМИ / СВОБОДА СЛОВА / MASS MEDIA / PUBLISHING / FREEDOM / BAAS

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Байрамова Энеш Курбансейидовна

В статье рассматривается становление средств массовой информации в Сирии в конце ХХначале XXI в. Ставится вопрос о свободе слова в печатных СМИ до и после Х съезда партии БААС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Syrian mass media before and after the 10th regional session of BAAS party (Part 1)

The article deals with the development of Syrian mass media in 20-21 centuries.

Текст научной работы на тему «Печатные СМИ Сирии до и после х регионального съезда партии Баас 2005 г. (часть 1)»

ЖУРНАЛИСТИКА

Э. К. Байрамова

ПЕЧАТНЫЕ СМИ СИРИИ ДО И ПОСЛЕ Х РЕГИОНАЛЬНОГО СЪЕЗДА ПАРТИИ БААС 2005 Г. (часть I)

Формально Сирийская Арабская Республика стала независимым государством в

1945 г., однако действительная независимость была обретена Сирией лишь после окончательной эвакуации французских войск, завершившейся 15 апреля 1946. В период с

1946 г. по 1963 г. в Сирии произошло несколько государственных переворотов, совершенных политиками и военными, пока в марте 1963 г. путч, организованный Военным комитетом во главе с Амином Хафезом, не привел к власти Социалистическую партию арабского возрождения (БААС)—правящую партию Сирии в настоящее время. После переворота 8 марта 1963 г. военные объявили о введении в стране чрезвычайного положения, действующего до сих пор.

В ноябре 1970 г. к руководству страны в результате внутрипартийной чистки (так называемого «исправительного движения») пришел командующий военно-воздушными силами Сирии генерал Хафез аль-Асад, который был избран президентом в 1971 г. Во время его правления Сирия из одной из беднейших стран с крайне неустойчивой политической структурой превратилась в одного из самых влиятельных региональных игроков. Сумев подавить активные выступления исламистов в начале 1980-х годов и восстание собственного брата Рифаата аль-Асада в 1984 г., Хафез аль-Асад смог консолидировать власть в стране, превратиться в авторитарного лидера во многом благодаря искусной политике расстановки лояльных ему лиц, преимущественно — алавитов, на важнейшие посты в армии и государстве, а также интеграции правящей алавитской верхушки с суннитской элитой сирийского общества.

В 1970-е годы и вплоть до середины 1980-х годов правящая партия БААС проводила курс на построение социализма: была национализирована крупная промышленность, банки, предприятия сферы услуг. Из-за низкой эффективности госсектора и ухудшившейся международной рыночной конъюнктуры, избыточная централизация привела к серьезному падению жизненного уровня населения, выразившемуся в введении в 1987 г. распределительных карточек на основные продукты питания. Начиная со второй половины 1980-х годов партийное руководство Сирии начало постепенно проводить политику либерализации экономики, отходя от жесткой модели административно-планового хозяйствования, и предоставив большую свободу частному сектору. Несмотря на противодействие бюрократии, частный сектор помог спасти Сирию от экономического краха [1].

© Э. К. Байрамова, 2009

СМИ Сирии в период построения социализма

После баасистского военного переворота 1963 г. в Сирии была установлена партийно-государственная монополия над печатными и вещательными СМИ. Принятие новой конституции страны в марте 1973 г., содержащей гарантии свободы выражения мнений, не изменило ситуацию. На основании пунктов (а) и (б) статьи 4 Приказа №2 от 1963 г., вводящего до сих пор действующее в Сирии военное положение, «чрезвычайный военный комендант или его заместители вправе самостоятельно определять объем необходимых ограничений, налагаемых на свободу собраний, проживания и передвижения граждан. Они также имеют полное право контролировать любые передаваемые сообщения и прослушивать любые телефонные переговоры, а также осуществлять контроль над изданием газет, брошюр, книг, рисунков, публикаций, радиопрограмм и деятельностью любых иных средства выражения мнения до их выхода в свет» [2]. Статьи приказа о чрезвычайном положении использовались партийными идеологами для оправдания государственного контроля над деятельностью газет, выпуском книжной продукции, радио- и телевизионным вещанием, рекламой, предоставляя органам правопорядка право конфисковать и уничтожать материалы, если они представляли собой угрозу государственной безопасности.

Руководство партии БААС стало рассматривать национальные СМИ в качестве важного инструмента развития общества и государства во имя достижения целей арабского единства и построения социализма. Хафиз аль-Асад считал, что «роль СМИ на данном историческом этапе очень велика. Они являются важным инструментом мотивации масс и самым мощным средством распространения культуры». . . В апреле 1976 г. во время посещения Сирии делегацией Иорданской пресс-ассоциации, официальная газета «аль-БААС» писала: «задача прессы — выражать истинные национальные чаяния, противодействовать распространению ложных идей и подрывных тенденций, служа национальным интересам» [3. Г. 6]. Мухаммад Хайр аль-Вади, редактор ежедневной газеты «ас-Саура», в октябре 1985 г. так определял основные цели, стоящие перед сирийской прессой:

1. Воспитание нового человека, приобщение его к истинным ценностям, реализация творческого потенциала во всех областях.

2. Поддержка норм социалистической системы и построение социалистического образа жизни [3. Р. 6].

Кроме того, пресса в Сирии считалась инструментом огромной важности, способным воздействовать на общественное мнение в других арабских странах. Когда в июле 1993 г. сирийский министр информации д-р Махмуд Сальман встретился с алжирским министром культуры и коммуникаций, газета «ас-Саура» сообщила, что состоявшийся между ними диалог «касался задач, возложенных на плечи арабских СМИ по укреплению арабской солидарности». Целью этой публикации было донесение до общественности в Иордании и Египте через головы правительств этих стран мнения о неприятии Сирией и Алжиром мирных переговоров с Израилем. Пресса Сирии использовалась также для пропаганды оппозиционных движений в тех странах, режимам которых сирийское правительство не симпатизировало. Большое место в сирийских СМИ отводилось освещению фактов противодействия правительству Саддама Хусейна внутри Ирака и в других странах, публиковались документы иракской оппозиции и заявления «Иорданского патриотического движения», выступавшего против мира с Израилем [3. Р. 16].

На рубеже веков в стране выходили три общенациональные газеты на арабском язы-

ке: «аль-БААС» (БААС), «ас-Саура» (Революция) и «ат-Тишрин» (Октябрь). Кроме того, издательством «ат-Тишрин» выпускалась и единственная англоязычная газета «Syria Times». Помимо трех центральных арабоязычных газет, в Сирии издавались несколько специализированных печатных газет и журналов, ориентированных на определенные социальные и профессиональные слои общества. По замыслу идеологов партии БААС, все они должны были распространять идеи и указания партийного руководства в соответствующих социальных и профессиональных группах1. В их число входили ежедневные газеты, издающиеся в мухафазах (провинциях) Сирии, журнал «ат-Та-ли’и» (Авангард), ориентированный на детей дошкольного возраста, журнал «аш-Ша-биба» (Молодежь) для учащихся средней и высшей школы, затем журнал «Джайль ас-Саура» (Революционное поколение)—для студентов университетов, журналы «Кифах аль-Амиль аль-Иштираки» (Борьба социалистического рабочего), «Нидаль аль-Фаля-хин» (Крестьянская борьба), «аль-Джунди аль-Араби» (Арабский воин) и «Джайш аш-Шааб» (Народная армия), «аль-Мухандис аль-Араби» (Арабский инженер), «аль-Муаллим аль-Араби» (Арабский учитель) и «аль-Маукыф ар-Рияды» (Спортивная позиция) [2].

«Дамасская весна» — время несбывшихся надежд на либерализацию

Хафез аль-Асад скончался 10 июля 2000 г. на 70-м году жизни. После его смерти сирийское отделение партии БААС возглавил его сын Башар аль-Асад, который был избран также и новым президентом страны. Представители различных слоев сирийского общества преисполнились надежд на грядущие изменения и наступление новой эры в развитии страны, вдохновленные иннаугурационной речью нового лидера, произнесенной им 17 июля 2000 г., в которой Башар аль-Асад говорил о проблемах, стоящих перед сирийским обществом: стагнации, необходимости повышения роли граждан, политической и экономической прозрачности, демократии, проведении административных реформ, образовании и подготовке к вхождению Сирии в XXI в. В своей речи он впервые коснулся вопросов, замалчивавшихся в сирийском обществе на протяжении десятилетий [4]. Активные общественные деятели стали организовывать дискуссионные клубы, где открыто критиковали существующий режим и призывали к проведению политических реформ. Они верили, что новый президент способен изменить систему. В октябре 2000 г. правительственный орган — газета «ас-Саура» опубликовала критический анализ состояния государственного сектора сирийской экономики. В течение последующих нескольких месяцев «ас-Саура» печатала на своих страницах статьи бывших политических заключенных и интеллектуалов, которым ранее было запрещено публиковаться в государственных газетах [5]. Ни в одной из таких статей не оспаривалась легитимность режима или партии БААС, однако даже осторожное обсуждение в прессе таких вопросов, как финансовая подотчетность правительства, представляло собой прорыв 30-летней стены молчания [6]. Башар аль-Асад предпринял ряд шагов по выполнению своего обещания открыть к 2001 г. 200 000 общественных Интернет-точек в Сирии2. К марту 2001 г. были начаты работы по развертыванию общенациональной Интернет-

1 Покойный министр информации Сирии Ахмад Искандер (умер в 1983 г.), выступая перед сирийскими журналистами, воспользовался такой образной метафорой, описывающей роль и место сирийских СМИ в системе государственно-политического устройства Сирии: «Я хочу, чтобы все сирийские СМИ действовали как слаженный симфонический оркестр под управлением дирижера — министра информации, где каждый музыкант следил бы за его палочкой и исполнял мелодию, подчиняясь движениям маэстро» (Халяту-л-И’лям фи Сурийя ва Хурийя-т-Та’бир,—см. [18]).

2 До своего избрания президентом Башр аль-Асад возглавлял Компьютерное общество Сирии.

сети, которой должен был управлять государственный Сирийский телекоммуникационный фонд. Предполагалось, что после строительства этой сети доступ в Интернет, до сих пор составлявший привилегию государственных организаций, компаний и университетов, будет обеспечен и простым сирийцам.

В течение нескольких месяцев 2000 г. правительство Сирии разрешило шести политическим партиям начать выпуск собственных газет, правозащитным организациям — выпуск собственного журнала, выдало лицензию на издание нового еженедельного журнала «аль-Иктисадыйя» (Экономика), позволило известному сирийскому карикатуристу Аднану Фарзату выпускать еженедельный сатирический журнал «ад-Домари» (Светильник)3, и, спустя четыре десятилетия, разрешило вновь выходить независимой частной еженедельной сирийской газете «ад-Дунья» (Жизнь) [8. Р. 36]. При этом заявлениям на организацию выпуска периодических изданий, поданным другими издателями, относительно которых у компетентных органов Сирии имелись подозрения, было отказано. Новые газеты, например такие, как «Саут аш-Шааб» (Глас народа), вели себя достаточно почтительно по отношению к властям, восхваляя президента порой даже больше, чем официальные СМИ. Даже газета «ан-Нур» (Свет), издающаяся Сирийской коммунистической партией, начавшая выходить в мае 2001 г., лишний раз старалась избегать критики правительства [6].

В сентябре 2000 г. издающаяся в Лондоне общеарабская газета «аль-Хайят» опубликовала «Заявление 99 сирийских интеллектуалов», в котором содержались требования отмены чрезвычайного положения, введенного в Сирии в 1963 г., амнистии политических заключенных, предоставления гражданских свобод, отмены репрессивных законов [9]. Государственные сирийские СМИ проигнорировали эту петицию, а сирийское правительство запретило журналистам иностранных арабских газет, освещавшим эту тему, въезд в Сирию. Тем не менее тот факт, что правительство Сирии не приняло репрессивных мер в отношении авторов «Заявления 99», как его стали называть, вдохновило робкое, но постепенно нарастающее движение за реформы и придало смелости контролируемой государством сирийской прессе. Если «Заявление 99» представляло собой небольшую одностраничную декларацию, последовавшее за ним в январе 2001 г. «Заявление 1000», подписанное 1000 сирийскими инакомыслящими, было более детальным и решительным. В нем подвергался осуждению однопартийный режим и содержались требования демократизации сирийского общества [10. Р. 42]. Фактически «Заявление 1000» представляло собой разработанную политическую платформу ожидаемых реформ. Оно было опубликовано несколькими арабскими газетами за пределами Сирии. Сирийские газеты вновь обошли молчанием появление этого документа, а правительство Сирии опять не приняло никаких мер в отношении лиц или иностранных изданий, напечатавших это заявление.

Однако эйфория продолжалась недолго. Уже к лету 2001 г. правительство провело масштабные аресты диссидентов, закрыло дискуссионные клубы и форумы и предупредило недовольных о возможности их преследования за контакты с оппозиционерами за рубежом. Все три государственные газеты дружно прекратили публиковать мнения несогласных. Редактор «ад-Домари» по распоряжению Министерства информации был вынужден снять две статьи и карикатуры на премьер-министра Мухаммада Мустафу Миро4. В сентябре 2001 г. правительство Сирии издало Указ № 50 — крайне жесткий

3 Закрыт в 2003 г. в результате массированного административного давления. См. [7].

4 Аднан Фарзат ушел с поста главного редактора «ад-Домари» осенью 2001 г. Сатирическая направленность его издания оказалась выхолощенной после запрета публикации острых политических материалов. Газета потеряла боевитость и задиристость, уйдя в «сатиру ради сатиры». 22 января

и ограничительный закон о национальных СМИ. Один сирийский журналист назвал его образчиком «полицейского творчества». Данный указ резко ограничивал свободу выражения мнений и ограничивает круг разрешенных для обсуждения тем, а также позволял правительству практически произвольно трактовать любой опубликованный в СМИ материал [11].

Короткий (менее года) либеральный период в новейшей истории Сирии получил название «Дамасской весны»[12. P. 1—5], сменившийся «Дамасской зимой» [13. P. 373]. Однако оппозиция оказалась не полностью деморализована и в декабре 2005 г. выпустила Дамасскую декларацию, а в мае 2006 г. — другой программный документ — Бейрутско-Дамасскую декларацию. Первая представляла собой политический документ, подписанный представителями пяти политических групп и восемью известными деятелями оппозиции. Вторая — манифест из десяти пунктов, критикующий состояние сирийско-ливанских отношений, в котором, в частности, содержались требования уважения суверенитета и независимости как Сирии, так и Ливана, налаживания ди-

~ 5

пломатических отношений5 и демаркации границы между двумя странами, взаимного уважения законов, институтов, выборов и прав человека, построения демократических систем правления в обеих странах, отказа от практики политических убийств и поддержки расследования гибели бывшего премьер-министра Ливана Рафика Харири. Эта последняя декларация была подписана 300 ливанскими и сирийскими интеллектуалами. В течение недели после ее опубликования по всей Сирии прокатилась самая крупная после «Дамасской весны» 2001 г. волна арестов. Момент появления данной декларации оказался знаменательным как для подписавших ее деятелей, так и для правительства Сирии — это было время активного этапа работы международной комиссии во главе с Сержем Браммецем, расследующей обстоятельства гибели Рафика Харири. Кроме того, она появилась спустя всего несколько дней после опубликования резолюции Совета Безопасности ООН № 1680, вновь содержащей заявление о решительной поддержке ООН территориальной целостности, суверенитета и политической независимости Ливана в пределах его международно признанных границ. Государственные газеты Сирии назвали эту резолюцию «подозрительной» [14]. Сирийские диссиденты полагают, что резкая реакция властей на появление этой резолюции объясняется тем, что обсуждение сирийско-ливанских отношений в то время считалось запретной темой. Два известных сирийских диссидента, подписавших Бейрутско-Дамасскую декларацию, — Мишель Килу и Анвар аль-Бунни — были арестованы.

Законодательная регламентация деятельности сирийских СМИ

Статья 38 Конституции Сирии предусматривает относительную свободу прессы: «Каждый гражданин, — говорится в ней, — имеет право свободно и открыто излагать свои взгляды словами, в письменном виде, а также другими выразительными средствами. Он имеет право на наблюдение и конструктивную критику в порядке, гарантирующем надежность внутреннего и национального устройства, и укрепляющем социалистическую систему. Государство гарантирует свободу прессы, печати и публикаций в соответствии с текстом настоящего закона» [15]. Однако на практике трактовка сирийскими властями понятия «конструктивная критика» во втором предложении статьи 38

2002 г., спустя всего год после выхода в свет, выпуск «ад-Домари» был приостановлен [10. P. 132].

5 Дипломатические отношения на уровне послов между Сирией и Ливаном в соответствии с уставом ООН и нормами международного права были установлены в августе 2008 г. С момента провозглашения Сирией и Ливаном независимости от Франции на протяжении более чем 60 лет между двумя государствами не существовало официальных дипломатических отношений.

подразумевает, что свобода выражения мнения не должна наносить ущерба сохранению и укреплению существующей в Сирии системе. Министр информации Сирии Ад-нан Омран таким образом прокомментировал позицию руководства страны и партии относительно свободы слова: «Нам нужна ответственная свобода, которая давала бы гражданам возможность открыто выражать свои взгляды и мнения на основе консти-туции»[10. Р. 48]. Соблюдение баланса между реализацией права на свободу выражения мнения и национальной безопасностью страны, находящейся в состоянии перманентной угрозы военной конфронтации с Израилем и США, — аргумент, чаще всего используемый руководителями идеологического аппарата Сирии для сохранения ограничений и контроля над работой СМИ6.

Принятый в сентябре 2001 г. вместо старого Закона о печати от 1946 г.7 Указ №50 официально узаконил деятельность 50 частных газет, журналов и других периодических изданий, предоставив им, впервые почти за 40 лет, возможность добиваться получения лицензии на публикацию. Вместе с тем Указ конкретизировал типы ограничений, налагаемых на сирийские СМИ в условиях наступившей «Дамасской зимы». Во-первых, в соответствии с пунктом 19 статьи № 129, подтверждался принцип сохранения государственной собственности на большинство средств массовой информации Сирии. Более того, председателю Совета министров по его личному усмотрению было дано полное право предоставления или отказа в выдаче лицензии любым периодическим печатным изданиям по соображениям общественного интереса без объяснения причин отказа, включая и издания других партий. При этом заявитель не имел права возражать против отказа в выдаче лицензии или оспаривать его. Новое заявление может быть подано через год после получения первичного отказа. Пункт 5 статьи № 29 запрещает публикацию статей и новостных сообщений, содержащих угрозу национальной безопасности и единству общества. Статьи № 50 и № 51 предусматривают жестокие наказания в отношении тех, кто наносит вред общественной морали, распускает слухи и чьи материалы могут повредить международным отношениям Сирии. Статья №56 грозит немедленным закрытием изданиям, призывающим к «незаконному» пересмотру действующей конституции страны. В формулировках статей Указа власти намеренно старались избегать использования точных и ясных формулировок, прибегая к таким расплывчатым и общим выражениям, как например: «ложные новости», или «сведения, касающиеся национальной безопасности», или «информация, наносящая ущерб экономике и стабильности национальной валюты», «сведения, подрывающие престиж государства, его достоинство и идею национального единства» и т. д. Пункт «д» статьи № 44 Указа под угрозой штрафа запрещал неполитическим изданиям печатать политические новости, а пункт «б» статьи № 55 предусматривал возможность закрытия любой газеты или журнала в случае получения ими средств от зарубежных организаций или компаний. Статьи 9 и 10 Указа давали Министерству информации право

6 То, что противостояние Сирии и Израиля в любой момент может вылиться в вооруженный конфликт между этими странами, подтверждает факт бомбежки израильскими ВВС предполагаемого места размещения ядерного реактора в сентябре 2007 г. Что же касается США, то экономические санкции, введенные ими против Сирии в 2004 г., продолжают действовать и по сей день. Более того, в январе 2006 г. США ввели санкции против зятя президента Башара аль-Асада, бывшего главы военной разведки Сирии Асефа Шауката, чьи зарубежные активы были заморожены. В январе 2008 г. той же участи подвергся Рами Махлюф, двоюродный брат президента и один из богатейших людей Сирии. Одного из них подозревают в «связях с террористами», другого — в коррупции. См. [16, 17].

7 Ирония заключается в том, что отмененный Закон о печати №35 от 1946 г. содержал список пяти причин, по которым любое периодическое издание могло быть закрыто. Именно из-за этого перечня данный закон в свое время и подвергался критике и осуждению.

приостанавливать распространение любых зарубежных изданий, если они «нарушают государственный суверенитет, наносят ущерб безопасности или подрывают общественные моральные устои» [18. С. 18]. Иностранцам, а также представителям национальных меньшинств Сирии было запрещено владеть общенациональными печатными изданиями или занимать в них ответственные посты [18. С. 19].

Согласно Указу, сфера лицензирования сирийских СМИ ограничивается лишь печатными изданиями. Деятельность других средств массовой информации — радио и телевидения — не подпадает под лицензирование, что означает их преднамеренное выведение за рамки юридического поля и превращение этих видов СМИ в «государственный домен» со всеми вытекающими из этого последствиями. Разрешения на организацию частных вещательных СМИ выдается Министерством информации Сирии на основании специальных подзаконных актов. Разрешение на работу в стране иностранным журналистам также выдается Министерством информации исключительно по своему усмотрению, поскольку порядок аккредитации иностранных журналистов в Сирии никак не регламентирован [18. С. 24].

Очевидно, что национальные сирийские СМИ в период с 1963 по 2005 гг. выступают в роли ограниченной системы, во многом управляемой властями страны. Деятельность СМИ Сирии в этот период отражает назревающий экономический и политический кризис в стране, предвещает приход неизбежных реформ и долгожданных изменений в жизни сирийского общества, толчком для которых послужили события февраля 2005 г.

Литература

1. Шапке Р. Лев Дамаска. Хафез Асад и современная Сирия / Пер. с нем. А. Игнатьева. НБ-Портал. — http://www.nb-info.ru/asad.html.

2. Аль-Бунни А. Ас-Сихафа ас-Сурийя бейна Халя-т-Тавари’ ва Канун аль-Матбу’ат аль-Джадид. Аль-Ма’рафа. 03.04.2004.

3. Kedar M. Asad in search of legitimacy. Message and Rethoric in the Syrian Press under Hafez and Bashar. Sussex Academic Press, 2005.

4. Speech delivered by Bashar al-Assad on his inauguration as President of Syria in 2000. — http://www.al-bab.com/arab/countries/syria/bashar00a.html.

5. Middle East and North Africa. Study of Media Laws and Policies in the Middle East and Maghreb — Syria. Internews. — http://www.internews.org/regions/mena/amr/

6. Campagna J. Syria Briefing Sept. 2001: Stop Signs // Committee to Protect Journalists. http://cpj.org/reports/2001/09/syria-sept01.php.

7. Young M. Paper Lion. Opening up Syria, but closing a newspaper // Reason On-Line. 2003. August 7. —http://www.reason.com/news/show/32680.html.

8. Moubayed S. Independent Journalism Slowly Returning to Syria // Washington Report on Middle East Affairs. July, 2001.

9. Statement by 99 Syrian Intellectuals. Al-Hayat. 27 September 2000, MEIB / Translation from the original Arabic by S. M. Kayal // Middle East Intelligence Bulletin. Oct. 2000. Vol. 2. N 9. — http://www.meib.org/articles/0010_sdoc0927.html.

10. George Alan, Syria: Neither Bread, nor Freedom, Zed Books, 2003.

11. Al-Bunni A. Syria’s Crisis of Expression, Arab Insight. — http://www.arabinsight.org/aiartic-les/185.pdf.

12. Wikas S. Battling the Lion of Damascus. Syria’s Domestic Opposition and the Asad Regime // The Washington Institute for Near East Policy. Policy Focus. May, 2007. N 69. P. 1-5.

13. Bar Sh. Bashar’s Syria: The Regime and its Strategic Worldview. The Interdisciplinary Center Herzliya. Lauder School of Government, Diplomacy and Strategy Institute for Policy and Strategy, 2006.

14. Roumani R. Syria launches crackdown on dissidents. The biggest wave of arrests since 2001 hits advocates of better ties with Lebanon // Christian Science Monitor. May 25, 2006. — http://www.csmonitor.com/2006/0525/p06s01.

15. Дустур аль-Джумхурийя аль-Арабийя ас-Сурийя ва Та’дилятуху (на араб. яз.) — http://www.parliament.gov.sy/ar/law.php.

16. США ввели санкции против сирийского разведчика // http://www.isra.com/news/?item =62251.

17. Makhlouf R. Dossier // Mideast Monitor. January-March 2008. Vol. 3. N 1. URL: http://www.mideastmonitor.org/issues/0801/0801_8.html.

18. Халяту-л-И’лям фи Сурийя ва Хурийя-т-Та’бир аль-Марказ ас-Сури ли-л-И’лям ва Хурийя-т-Та’бир. 2006 (на арабском языке).

Статья поступила в редакцию 17 сентября 2009 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.