Научная статья на тему 'Влияние практики виртуальных поэтических сообществ на творческую активность поэтов'

Влияние практики виртуальных поэтических сообществ на творческую активность поэтов Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
96
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Разинкина Алла Олеговна

Приведены результаты исследования функционирования виртуальных поэтических сообществ, возникновение которых обусловлено необходимостью изучения социокультурных изменений, которые коснулись сферы культуры и имеют связь с социальными взаимодействиями, духовными потребностями социума и отдельных его членов. Социокультурные практики виртуальных поэтических сообществ важны при изучении области современной культуры, особенно, когда наблюдается активный непрерывный процесс глобализации в обществе постмодерна.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The author researches virtual poets communities which origin is caused by the necessity of social and cultural changes applied to the sphere of culture and has connections with social interactions, cultural wealth of the society and their individuals. Social and cultural practice of virtual poets communities is important while studying the field of modern culture, especially when there is an active constant process of globalization in the post-modern world.

Текст научной работы на тему «Влияние практики виртуальных поэтических сообществ на творческую активность поэтов»

УДК 316.3:008

А.О. Разинкина

ВЛИЯНИЕ ПРАКТИКИ ВИРТУАЛЬНЫХ ПОЭТИЧЕСКИХ СООБЩЕСТВ НА ТВОРЧЕСКУЮ АКТИВНОСТЬ ПОЭТОВ

Приведены результаты исследования функционирования виртуальных поэтических сообществ, возникновение которых обусловлено необходимостью изучения социокультурных изменений, которые коснулись сферы культуры и имеют связь с социальными взаимодействиями, духовными потребностями социума и отдельных его членов. Социокультурные практики виртуальных поэтических сообществ важны при изучении области современной культуры, особенно, когда наблюдается активный непрерывный процесс глобализации в обществе постмодерна.

Виртуальные поэтические сообщества

АЮ. Razinkina THE IMPACT OF PRACTICE OF VIRTUAL POETS COMMUNITIES ON POETS CREATIVE ACTIVITY

The author researches virtual poets communities which origin is caused by the necessity of social and cultural changes applied to the sphere of culture and has connections with social interactions, cultural wealth of the society and their individuals. Social and cultural practice of virtual poets communities is important while studying the field of modern culture, especially when there is an active constant process of globalization in the post-modern world.

Virtual poets communities

Обращаясь в данной статье к культурному пространству XXI века, мы можем подчеркнуть, что оно претерпевает фундаментальные изменения, которые во многом связаны со сложившейся новой информационной ситуацией. Глобализация экономической активности сопровождается волнами трансформации в сфере культуры, процессом, который называют «культурной глобализацией».

Модернизация общества предполагает переход к информационному обществу, в котором процессы порождения и распространения знания в культурной среде становятся ключевыми. Необходима адаптация к актуальным и перспективным потребностям современного общества и современной культуры.

Глобализация мирового сообщества влияет на все аспекты жизни общества, а, совмещенная с новыми коммуникационными технологиями, она создает необходимость и возможность для организации совместной культурной и творческой деятельности индивидов, разделенных в пространстве и времени, представляющих различные

социокультурные сообщества. В этом случае можно говорить об открытости появившихся виртуальных культурных сообществ, к которым относятся и поэтические.

Культура самодетерминируется знанием, ценностью, нормой и образцом, ориентирующим человека в поведении и взаимодействии с другими. Эти элементы культуры проявляются в повседневности, в культурной, коммуникационной сфере, в сфере профессиональной, литературной и другой деятельности.

Речь уже может идти о новой культурной индустрии, которая зависит не столько от глобальной экспансии коммуникаций, сколько от национального и локального содержания информации. Так продолжается экспансия культурной индустрии в мир повседневности.

Социолог Г. Рейнгольд, затрагивающий проблему нового вида коммуникации -виртуальной, дает определение виртуальным сообществам, которые представляет как социальные объединения, вырастающие из Сети, когда «группа людей поддерживает открытое обсуждение достаточно долго и человечно, для того чтобы сформировать сеть личных отношений в киберпространстве» [1].

Все конкретные системы действия несут в себе систему культуры, являясь одновременно личностями и социальными системами или подсистемами [2]. Виртуальное поэтическое сообщество также представляет собой систему интерактивных отношений, объединяющую множество индивидуальных акторов, и может рассматриваться как определенная культурная система.

По мнению П. Сорокина, любая реально существующая культурная система состоит из основных компонентов, к которым относятся: система идей, ценностей и значений, составляющих основу целостности системы; совокупность физических объектов и процессов, являющихся средствами объективации указанных идей, ценностей, значений; индивидуумы, которые генерируют, воспринимают и используют эти идеи и являются их носителями [3].

Культурное поэтическое сообщество способно продуцировать идеи и ценности, которых придерживаются его члены. Поэтому такое сообщество можно понять и описать через призму присущей ему системы ценностей, норм, составляющих культурное качество.

Общение людей, опосредованное видами литературного творчества - такой вид коммуникаций, который осуществляется путем обмена действиями порождения и интерпретации содержательно-смысловых структур - текстов, имеющих мотивационноцелевую доминанту.

Мотивационно-целевой анализ применим к анализу любых проявлений человеческой активности. Для этого в его основу положен такой признак как мотивация, которая характеризует побуждающее начало человеческой деятельности, является равнодействующей мотивов и целей деятельности, общения и взаимодействия людей с окружающим их миром.

Возникновение и функционирование, а также развитие поэтических виртуальных сообществ - социальный проект, обращенный на развитие области культуры. Социальными заказчиками виртуальных поэтических сообществ выступают литературные агентства, а также частные лица, принадлежащие к культурной творческой среде и инициирующие создание таких виртуальных сообществ.

Типология виртуальных поэтических сообществ может осуществляться на основе разных критериев. К таким критериям могут быть отнесены, например, количественный состав участников, виды совместной деятельности, ориентация на определенные темы.

В процессе нашего исследования также обращается внимание на социокультурный подход, который направлен на определение места и роли виртуальных поэтических сообществ в общественной системе. Это значит, что речь должна идти о выявлении взаимодействия, взаимовлияния виртуальных поэтических сообществ в области

литературы и, в первую очередь, социальных и культурных сферах, а также экономических и политических.

Экономические, политические, социальные реформы, связанные с демократизацией общества, не могли не повлиять на область культуры и ее развитие, на деятельность индивидов, относящих себя к профессиональным деятелям культуры, так же как и к дилетантам, на их творческую деятельность. Поэтому, рассматривая состояние развития и функционирования виртуальных поэтических сообществ, методологически правильно было бы проанализировать их зависимость от общественных преобразований и глобализации. Такой подход подразумевает выявление места виртуальных поэтических сообществ в области культуры, а также системе социальных отношений и процессов, их социальной роли в жизни трансформирующегося общества.

Но социокультурный подход к исследованию виртуальных поэтических сообществ означает также рассмотрение виртуальных поэтических сообществ как социального и культурного феномена и изучение отношения к виртуальной реальности, к инновациям в сфере культуры и литературы в качестве одного из наиболее значимых элементов образа жизни поэта и поклонников поэтического творчества.

В рамках социокультурного подхода интерес вызывает влияние практики виртуальных поэтических сообществ на формирование ценностных ориентаций людей творчества, на развитие их творческого потенциала. Использование социологического подхода позволяет сочетать в изучении виртуальных поэтических сообществ социальную, личностную, социально-групповую стороны. Одновременно сущность социокультурного подхода состоит в рассмотрении сообщества как единства культуры и социальности.

При этом подходе присутствует наличие анализа ценностей, свойственных членам поэтических сообществ как отдельно взятой социальной группы, выявление ее социокультурных характеристик.

Деятельность виртуальных поэтических сообществ получила развитие в конце XX -начале XXI вв. в связи с активным внедрением коммуникационных технологий в область культуры. Деятельность данных сообществ удается осуществлять благодаря поддержке со стороны литературных агентств и издательских домов.

Виртуальные поэтические сообщества используют различные структуры, которые дают возможность развернуть процесс по трансляции поэтической репрезентации. В культурной поэтической среде неизбежно возникают процессы, способствующие преобразованию новых видов и способов творческой деятельности поэта в социальнокультурные нормы и образцы, обеспечивающие их интеграцию и закрепление в культуре общества.

Члены виртуальных поэтических сообществ обладают предрасположенностью к определенному новому восприятию условий деятельности и к определенному поведению в этих условиях, принимают новые ценностные ориентиры, развивают в ином, инновационном для себя ключе, общую направленность своей личности.

В ходе создания, освоения и распространения культурных знаний благодаря виртуальной реальности наблюдается формирование глобальной системы открытого, гибкого, индивидуального творчества. Эта система опирается на новые механизмы в области культуры, новые методы и приемы распространения литературной информации, новых организационных структур в области литературы.

В свою очередь для своего выживания и процветания любое виртуальное поэтическое сообщество должно быть способным адаптироваться к постоянно меняющимся условиям внешней среды, к которым относится само киберпространство, расширять коммуникацию, интегрировать свои части в единое целое, организовывать поэтические конкурсы, стремиться быть признанным людьми и другими схожими культурными литературными сообществами, добиваться выполнения поставленных им целей, к которым относятся укрепление связей, сообщение культурных и моральных ценностей.

Виртуальное поэтическое сообщество определяет совместную деятельность своих членов и может рассматриваться как основа процесса развития самого такого вида культурного сообщества. Виртуальное поэтическое сообщество можно понимать как коллективный субъект деятельности в киберпространстве, соответственно обращают на себя внимание атрибуты такого сообщества - общие установки его членов, групповые потребности, мотивы и этические нормы поведения в киберпространстве, возможное взаимодействие с другими виртуальными поэтическими сообществами (рис. 1, 2).

г~

Социальные ценности

(Моральные, этические, эстетические)

Групповые ценности

(Интересы и нормы сообщества)

Моральные ценности

(Нравственные)

Рис. 1. Ценностные ориентации членов виртуальных поэтических сообществ

Мотивы (Деятельность поэта)

Духовные (Эмоциональность)

Социальные

связи

(Новые контакты)

Общение

(Культурная активность, обмен продуктами творческой деятельности)

Признание

(Со стороны других членов, публики)

Самореализация

(Проявление

индивидуальных

способностей)

Рис. 2. Потребности членов виртуальных поэтических сообществ

В целом, участие в сетевых культурных сообществах может рассматриваться как участие в своеобразном клубе людей, интересующихся однородной информацией, ради которой продолжаются отношения с носителями той же информации, что способствует укреплению связей в сетевом культурном сообществе, типология которых включает и виртуальные поэтические сообщества.

Высокая социальная активность виртуальных поэтических сообществ объясняется, конечно, и тем, что в их основе лежат коммуникативные процессы, а сеть социальных взаимодействий состоит из социальных акторов и процедур взаимосвязей между ними. В качестве социальных акторов выступают индивиды - поэты, организации, включенные в структуру поэтического сообщества, страны, в пределах которых функционирует сообщество, а под связями понимаются не только коммуникационные обмены, но реальные взаимодействия между акторами.

Одной из характеристик виртуальных поэтических сообществ является такое объединение усилий, которое характеризуется определенной степенью общности интересов, целей и единства действий, причем первые два выступают основанием для третьего компонента характеристики [4]. Одним из основополагающих принципов функционирования виртуальных сообществ является принцип самоорганизации.

Виртуальные поэтические сообщества объединяют деятелей культуры, которые в режиме реального времени могут быть разделены географическими расстояниями, границами, языковыми барьерами, различиями в культуре, обычаях, традициях, а также в направлениях культурной политики государств. Причем люди творчества являются как опытными литераторами, так и поэтами-любителями. Основой специфики

функционирования виртуальных поэтических сообществ является необходимая презентация образцов творческой деятельности индивида, причем должно осуществляться периодическое обновление таких образцов, расширение объема членом сообщества отведенных ему веб-страниц в пределах сайта одного виртуального поэтического сообщества. Член сообщества, приостановивший презентацию своих произведений, продолжает поддерживать связь с другими членами, присылая свои отзывы на произведения, участвуя в роли критика, сохраняя, тем самым, свою как творческую, так культурную и социальную активность.

Через творческое общение происходит своеобразная проверка результатов культурной деятельности, их оценка и обмен уже сложившимися культурными ценностями и идеалами. Культурное общение является важнейшим источником удовлетворения объективных потребностей индивидов в познании, добре, красоте и т.д. В субъективно-личностном плане потребление культурных ценностей через общение призвано удовлетворить такую всеобщую и существенную потребность, как потребность в общении.

Виртуальное поэтическое сообщество предоставляет своим членам возможность коммуникационной организации, которая включает коммуникацию членов внутри сообщества и коммуникацию сообщества с внешней средой, т.е. с публикой. Таким образом, присутствует ориентация на публику с учетом ее возможного социального статуса, тематических интересов в поэзии.

Следует отметить, что ряд виртуальных поэтических сообществ имеют тенденцию к компаративизму и стремлению оградить свое сообщество от нежелательных внешних контактов. В данном случае, публикой являются сами члены сообщества, которых объединяют общие цели и интересы, культурные особенности, создание культурных артефактов, создание ценностей и новых культурных образцов, готовность поделиться продуктами творческой деятельности с другими членами сообщества, участие в определенных мероприятиях, типичных для данного поэтического сообщества, следование определенному набору традиций, правил, руководств, выработанных в данном поэтическом сообществе.

Существование виртуального поэтического сообщества в целом зависит от индивидуального вклада каждого отдельного его члена. Члены сообщества, заинтересованные в поддержании культурной формы общения, сами развивают виртуальный проект, и он становится для них нередко основным способом социальной и творческой активности.

Виртуальные поэтические сообщества ориентированы на культурную деятельность, представляющую собой социальную деятельность поэтов, которая направлена на создание, усвоение, сохранение, распространение культурных и литературных ценностей общества. В целом практика любых виртуальных культурных сообществ возвышает до уровня всеобщего индивидуальную человеческую деятельность.

Распространенность в Сети поэтических сообществ связана с ситуацией, когда большое количество творческих людей могут одновременно репрезентировать объекты своей творческой деятельности и выражать свое отношение к ним через общение, решать конкретные задачи, что в реальной жизни может быть и невозможным.

Потенциальный член поэтического сообщества должен первоначально усвоить нормы и установки сообщества. Речь может идти о приобщении к условиям и ролевым функциям индивида, к социальным нормам сообщества, которое выступает частью его жизнедеятельности. Взаимодействие потребностей, ценностных ориентаций и интересов образует механизм мотивации социальной деятельности индивида [5]. Вступление индивида в поэтическое сообщество также может определяться потребностью в социальных связях, что выражается в стремлении принадлежать к какому-либо сообществу, который индивид воспринимает как свое.

Социальная активность связана с творческой активностью, которая в свою очередь предполагает развитие способностей и талантов личности. Эта совместная, объединенная социальная и творческая активность приводит к возникновению новых знаний, ценностей, норм, образцов, регулирующих жизнедеятельность человека. Социальная и творческая деятельность поэта - это также творение общих образцов действий, принципов, выбора цели и соотношения цели и средств, ценностей, верований, символических средств, обеспечивающих коммуникацию этих смыслов и норм [6].

В заключение хочется отметить, что совместная деятельность членов виртуального поэтического сообщества по поддержанию культурных требований и традиций поэзии служит основой процессов устойчивости данного сообщества и сохранения его как целого, позволит решать стоящие перед виртуальным сообществом культурные, социальные, имиджевые и иные задачи.

ЛИТЕРАТУРА

1. Рейнгольд Г. Virtual Community / Г. Рейнгольд. www.treko.ru/show_dict_983

2. Парсонс Т. О структуре социального действия / Т. Парсонс. М.: Академический Проспект, 2002. 880 с.

3. Петухова Л.Г. Искусство как фактор социокультурной динамики в философии Питирима Сорокина: автореф. дис. ... канд. филос. наук / Л.Г. Петухова. М., 1996. 18 с.

4. Предвечный Г.П. Избранные труды / Г.П. Предвечный. Ростов-н/Д: Феникс, 2001. 190 с.

5. Социология / под ред. Г.В. Осипова. М.: Мысль, 1990. 280 с.

6. Минюшев Ф.И. Социокультурное творчество / Ф.И. Минюшев // Актуальные проблемы культуры XX века: сб. тр. М.: Знание, 1993. С. 50-58.

Разинкина Алла Олеговна -

соискатель кафедры «Социальная антропология и социальная работа»

Саратовского государственного технического университета Статья поступила в редакцию 26.03.08, принята к опубликованию 22.05.08

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.