Научная статья на тему 'Виртуальные поэтические сообщества: проблемы и перспективы'

Виртуальные поэтические сообщества: проблемы и перспективы Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
563
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВИРТУАЛЬНОЕ СООБЩЕСТВО / VIRTUAL COMMUNITY / ЛИТЕРАТУРНОЕ АГЕНТСТВО / LITERARY AGENCY / МАКРО-СООБЩЕСТВО / MACRO-COMMUNITY / МИКРО-СООБЩЕСТВО / MICRO-COMMUNITY / МАССОВАЯ ЛИТЕРАТУРА / MASS LITERATURE / СЕТЕВЫЕ ПОЭТЫ / NET POETS / КУЛЬТУРНО-ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО / CULTURAL AND INFORMATION SPACE

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Еремина А. О.

В статье говорится о виртуальных поэтических сообществах, выявляется ряд проблемных моментов, связанных с существованием виртуальной поэзии, затрагивается проблема ценностей, массовой литературы, изменения интонации стиха. Внимание обращено на ряд негативных моментов в функционировании сетевых поэтических сообществ. Делается вывод, что виртуальные поэтические сообщества расширяют границы творчества, а современная поэзия будет существовать и развиваться во многом за счет Сети.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VIRTUAL POET COMMUNITIES: PROBLEMS AND PERSPECTIVES

The article reads about virtual poet communities, reveals some problematic matters connected with the existence of virtual poetry, values, mass literature, changes in the intonation of poetry. Attention is paid to a number of negative moments in the functioning of net poet communities. A conclusion is made that virtual poet communities broaden the boundaries of creative work, and modern poetry will exist in the Net.

Текст научной работы на тему «Виртуальные поэтические сообщества: проблемы и перспективы»

КУЛЬТУРОЛОГИЯ

X

УДК 304.2

А.О. Еремина

канд. культурологии, кафедра иностранных языков и международной коммуникации, ФГБОУ ВПО «Саратовский государственный технический университет имени Гагарина Ю.А.»

ВИРТУАЛЬНЫЕ ПОЭТИЧЕСКИЕ СООБЩЕСТВА: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Аннотация. В статье говориться о виртуальных поэтических сообществах, выявляется ряд проблемных мо-

ментов, связанных с существованием виртуальной поэзии, затрагивается проблема ценностей, массовой литературы, изменения интонации стиха. Внимание обращено на ряд негативных моментов в функционировании сетевых поэтических сообществ. Делается вывод, что виртуальные поэтические сообщества расширяют границы творчества, а современная поэзия будет существовать и развиваться во многом за счет Сети.

Ключевые слова: виртуальное сообщество, литературное агентство, макро-сообщество, микро-сообщество, массовая литература, сетевые поэты, культурно-информационное пространство.

А.О. Yeremina, Saratov State Technical University named after Gagarin Yu.A.

VIRTUAL POET COMMUNITIES: PROBLEMS AND PERSPECTIVES

Abstract. The article reads about virtual poet communities, reveals some problematic matters connected with the existence of virtual poetry, values, mass literature, changes in the intonation of poetry. Attention is paid to a number of negative moments in the functioning of net poet communities. A conclusion is made that virtual poet communities broaden the boundaries of creative work, and modern poetry will exist in the Net.

Keywords: virtual community, literary agency, macro-community, micro-community, mass literature, net poets, cultural and information space.

Новые информационные технологии оказали значительное влияние на протекание и содержание духовных процессов, что привело к возникновению такого культурного феномена, как виртуальные поэтические сообщества. Становление автора как поэта не может происходить вне среды, вне сообщества. В XIX и XX вв. такой средой были литературные кружки, салоны, литобъединения. В виртуальных поэтических сообществах происходит то же самое, только они охватывают сразу как поэтов, так и читателей, вне географических и временных границ. Виртуальное поэтическое сообщество - это объединение поэтов, разделяющих общие ценности, убеждения, представляющие свои произведения в широком доступе; оно противостоит традиционному поэтическому сообществу, но, одновременно, является его продолжением, т.к. связь с традицией не прервалась, и литературные дома, литобъединения, сотрудничают с крупнейшими из виртуальных сообществ (среди них - Литературно-художественный журнал «Новая Литература», «Стихи.ру», «Poetbay.com», «AllPoetry» и др.). Крупнейшие и значимые виртуальные поэтические сообщества способны объединить деятелей литературы, культуры, которые в режиме реального времени разделены географическими расстояниями, языковыми барьерами, различиями в культуре, обычаях, традициях, а также в направлениях культурной политики государств.

Возникновение и функционирование, а также развитие виртуальных поэтических сообществ является проектом, обращенным на индивидов, которые пишут стихи и, как правило, не публикуют их в журналах. Заказчиками виртуальных поэтических сообществ выступают литературные агентства, а также частные лица, принадлежащие к культурной творческой среде и инициирующие создание данных сообществ. В основе мотивации заказчиков виртуального поэтического сообщества лежат интересы по созданию новых каналов получения и распространения поэтических произведений. Виртуальные поэтические сообщества выступают с поиском представителей поэтических сайтов и представляют стихотворения на суд профессиональному жюри и широкой публике. Интернет со своим интерактивным способом создания и распространения новых культурных текстов выполняет функцию книги. Члены виртуальных поэтических сообществ имеют возможность создавать электронные сборники стихотворений, и подобные книги объединяют в одном лице читателя, писателя и издателя.

Типология виртуальных поэтических сообществ может осуществляться на основе таких критериев, как: количественный состав участников (например, самый посещаемый сайт в России «Стихи.ру» насчитывал 507 839 автора и зарегистрированных читателей в июне 2013 г.); ориентация на определенные темы (например, «ГеоПоэзия.Ру: Библиотека географической поэзии», «Природное наследие», «Сайт иронической и юмористической поэзии»); ориентация на определенную группу поэтов, учитывая также

гендерный аспект («Наброски - женский литературный журнал»); на географическое положение сообщества с учетом определенного региона («Древо поэзии» г. Тольятти); макро-сообщества - общенациональные виртуальные поэтические сообщества, принимающие в свои ряды поэтов из различных стран мира по определенным, строго согласованным критериям («Poetbay.com», Портал «Русские рифмы - русская поэзия и стихосложение» и др.); микро-сообщества - локальные поэтические сообщества, на страницах которых публикуются поэты только своей страны («Тайны Вкушения. Природа Творчества») или города («Опушка», г. Санкт-Петербург), а также сообщества, являющиеся авторскими редакторскими сайтами (например, «Линия обороны»). Что касается структуры виртуальных поэтических сообществ, то она включает поэтов и публику, образцы коммуникативных взаимодействий (стихотворения, виртуальные выставки, критические замечания и отзывы на размещенные стихи), средства регуляции (нормы и правила), ресурсы поэтического сайта (навигацию, контент и др.).

Члены виртуальных поэтических сообществ разделяют ценности, характерные для виртуального мира, как признание (автоматически при размещении на сайте) авторского права, потребность в быстрых вневременных культурных и социальных связях, потребность в признании с целевой установкой на массовую аудиторию за счет членства иногда в более чем одном поэтическом сообществе.

Несмотря на популярность, многонациональность, налаженную коммуникацию и структуру, виртуальные поэтические сообщества имеют ряд негативных моментов в своем развитии. Один из них касается попыток замещения актуальности виртуальностью - в обоих мирах различен диалог автора и читателя, автора и слушателя, иные правила поведения - в виртуальном мире поэты более сдержаны и вежливы. На страницах ряда исследуемых сообществ отсутствует смелая критика со стороны читателей и сетевых поэтов, и это, скорее, говорит о том, что поэт бегло читает поэта - и это огромный минус виртуальной среды.

Поэзия - такая метафизическая вещь, которая не может существовать только виртуально. Вопрос еще и в том, насколько сегодня читатель и профессиональная критика оказываются в состоянии морально и этически соответствовать появлению сетевой поэзии. Профессиональная критика всегда стояла обособлено, и не все критики способны увидеть нечто новое. Они воспринимают творчество сетевых поэтов как любительское, самодеятельное творчество. С точки зрения других, сетевая поэзия - это нормальное, полноценное воспроизведение художественных ценностей поэтами-сетевиками.

Критики современных литературных процессов практически не поднимают вопрос о том, относится ли сетевая литература, и поэзия в частности, к явлениям массовой литературы - функциональное противопоставление в современную эпоху высокой и массовой литературы, порой, заводит исследователя в тупик. Проблему виртуальных поэтических сообществ можно рассматривать как проблему массовой литературы, что связано с социокультурным функционированием поэтических произведений в общей системе текстов. Интернет - это все же отдельная часть массовой культуры, в рамках которой может существовать массовая литература. Известные авторы, лауреаты премий, предпочитают оформлять свои произведения в книжных изданиях, что, своего рода, дань традиции. Многие поэты имеют возможность рассматривать виртуальное поэтическое сообщество как трамплин, благодаря которому кто-то из них получит признание.

Сегодня потребность в творчестве, в поэзии живет в людях, о чем свидетельствует количество поэтов и читателей, зарегистрированных на сайтах. В наши дни на ряде поэтических сайтов могут соседствовать имена известных поэтов современной эпохи (например, Риммы Казаковой, Дмитрия Воденнико-ва, Ренаты Олешевской, Кэрол Энн Даффи, Тура Ульвана и др.) и малоизвестных или неизвестных поэтов. Наиболее крупные из виртуальных поэтических сообществ являются частью общей культуры, привлекают поэтов из многих городов и стран. Интернет несет новую идею развития современного литературного процесса - сетевой литературы. Виртуализация влияет на характер творческого процесса. Поэт может реализовать свои желания и стремления, расширить границы своего творчества, ознакомиться с художественными ценностями других культур, что может способствовать претворению новых смыслов и нового звучания в его творчестве.

Группа сетевых поэтов сегодня принимает многих в свои ряды, но это и лучше, потому что отсутствует та агрессия, которая была в 1970-е годы, когда из литературных сообществ выталкивали И. Бродского и С. Довлатова. Виртуальные поэтические сообщества сходны между собой по структуре и тематическим рубрикам, которые весьма разнообразны, что, в свою очередь, привлекает на их страницы довольно большое число поэтов и читателей. Однако такие сообщества имеют ярко выраженную степень стандартизации, о чем говорят повторяющиеся мотивы многих авторов и сходные жанрово-тематические разновидности. Вопрос еще и в том - не изменялась ли интонация стиха и, вообще, сама форма произведений, представленных на страницах поэтических сообществ, где меняется ритмика, ибо стих воспринимается, в первую очередь, аудиально? В виртуальном мире может стираться то, что свойственно и важно для поэзии, поэтов и публики.

Очевидно, что существование виртуальных поэтических сообществ соответствует постмодерну,

технической форме. Не столкнемся ли мы в ближайшем будущем с симптомом раскола и разрыва в поэтических мирах и поэтическом сообществе, как таковом, ведь мы по-прежнему еще долго будем наблюдать традиционные поэтические сообщества? Для того чтобы придать жест, интонацию, поэты-сетевики используют совершенно особые инструменты: пробелы, разного рода пунктуацию. Речь идет о существовании иной формой знакомства с поэзией, но и в этом новом виртуальном мире есть много достоинств, есть много замечательных возможностей. Нам сегодня нужно сделать одну главную вещь - указать на данный симптом. Раскол усиливается между голосом и знаком. Ряд руководителей поэтических сайтов начинают осознавать данную проблему, когда раскол проходит через сам язык - через живой язык и язык, существующий в Сети, в связи с чем на ряде сайтов поэты имеют возможность представлять свои произведения в аудио- и видео форматах, что, по крайней мере, в такой форме позволяет окончательно не терять связь с традицией. При обсуждении виртуальных поэтических сообществ можно сколько угодно говорить о коммуникации и рассуждать о ней, но музыка стиха, интонация, красота также играют огромную роль - это та проблема, на которую следует обратить внимание.

Сегодня потребность в творчестве, в поэзии живет в людях, о чем свидетельствует количество поэтов и читателей, зарегистрированных на поэтических сайтах. Однако выделяя те или иные произведения как достойные хвалы или порицания, нужно увидеть эти произведения в общем литературном движении, тогда станут понятнее тенденции, определяющие особенности современного литературного процесса, определятся и его закономерности. Каждый человек имеет право на доступ к культуре, в том числе, на доступ к таким культурным продуктам, или артефактам, как стихи. И в настоящее время нет более эффективного способа, минуя печатные литературные издания, критиков, минуя уже устоявшийся круг поэтов и литераторов, поэту, открывающему свое творчество публике, заявить о себе.

Современная поэзия - одна из форм понимания мира через художественные образы. На сегодняшний день очевидно, что литература XXI века будет продолжать существовать в Интернете. По мнению Д. Кравчука, координатора проекта «Национальная Литературная Сеть», «сетевые поэты - это люди, которые стоят у истоков литературы XXI века. Виртуальные поэтические сообщества - это не просто сайты, авторы и редакторы - это целое движение, в результате которого появляется новая литература, новая поэзия. Главная движущая сила - это свободная творческая среда, особый механизм подачи произведений и рецензий, который существует на сайтах. Он предоставляет возможность непрерывного творческого роста для каждого автора» [3]. М. Гофайзен - поэт, член редколлегий и жюри ряда сетевых литературных проектов, говорит о том, что «рано или поздно все или почти все литературные процессы можно будет наблюдать в сетях мировой паутины, где они в той или иной мере приобретут интерактивный характер, вытесняя на задний план привычные печатные издания» [1].

Что касается масштаба оценки, то очевидно, что литература и, в частности, поэзия XXI века будет существовать и развиваться во многом за счет глобальной Сети. Книга сегодня конкурирует с экраном. Но, тем не менее, хотелось бы закончить свои мысли на позитивной ноте и признать, что сложился новый тип культурно-информационного пространства, где особое место отводится визуальному образу, а также верить в то, что сами инновации влияют на развитие стимулирующих процессов в литературе, культуре, где у поэта новая роль и новый образ. Как сказал М. Швыдкой, «научные открытия (к которым относится и Интернет), изменили не только окружающий мир. Они изменили нас самих. Они властно вторгаются в наши дома, в наши сердца, в наши умы, и, естественно, сами вторжения эти вызывают и сопротивление, и приятие, и, в конечном счете, массу споров» [2].

Список литературы:

1. Гофайзен М. Липки-2003: Круглый стол «Сетевое будущее русской литературы». URL: http://lipki-fest.narod.ru/Lipki_2003_round.htm

2. Канал «Культура», программа «Культурная революция», серия «Мы напрасно боялись Интернета» от 11.11.2010.

3. Кравчук Д. Липки-2003: Круглый стол «Сетевое будущее русской литературы». URL: http://lipki-fest. narod. ru/Lipki_2003_round. htm

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.