Научная статья на тему 'Виртуальные поэтические сообщества как предмет социологического анализа'

Виртуальные поэтические сообщества как предмет социологического анализа Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
188
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВИРТУАЛЬНЫЕ ПОЭТИЧЕСКИЕ СООБЩЕСТВА / VIRTUAL POET COMMUNITIES

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Разинкина Алла Олеговна

Приведены общие положения исследования виртуальных поэтических сообществ как предмета социологического анализа, которые возникают на стыке культуры и социальных сообществ. Виртуальные поэтические сообщества рассматриваются как социокультурное явление, являются элементом общества, испытывают на себе изменения, происходящие в социуме.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Virtual poet communities as social analysis subject

The general provisions are given about the research of the virtual poet communities as a subject for social analysis; the communities originate at the tern of culture and social communities. The virtual poet communities are regarded as a social and cultural phenomenon, are the element of society and are under the influence of changes that occur in the social life nowadays.

Текст научной работы на тему «Виртуальные поэтические сообщества как предмет социологического анализа»

УДК 316.3:008

А.О. Разинкина

ВИРТУАЛЬНЫЕ ПОЭТИЧЕСКИЕ СООБЩЕСТВА КАК ПРЕДМЕТ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА

Приведены общие положения исследования виртуальных поэтических сообществ как предмета социологического анализа, которые возникают на стыке культуры и социальных сообществ. Виртуальные поэтические сообщества рассматриваются как социокультурное явление, являются элементом общества, испытывают на себе изменения, происходящие в социуме.

Виртуальные поэтические сообщества.

A.O. Razinkina

VIRTUAL POET COMMUNITIES AS SOCIAL ANALYSIS SUBJECT

The general provisions are given about the research of the virtual poet communities as a subject for social analysis; the communities originate at the tern of culture and social communities. The virtual poet communities are regarded as a social and cultural phenomenon, are the element of society and are under the influence of changes that occur in the social life nowadays.

Virtual poet communities.

В настоящее время наблюдается становление нового научного направления, относящегося к области социологии, а именно - теоретической социологии виртуальных сетевых сообществ, исследованием которой занимаются ряд ученых в России и за рубежом. То, что социология виртуальных сетевых сообществ находится на этапе становления, объясняется относительной молодостью сетевых телекоммуникационных технологий.

Исследование проблем становления и развития виртуального сообщества как элемента информационного общества получило достаточно широкое распространение в социологической литературе. При этом основное внимание исследователей, даже при описании виртуальных сообществ, уделяется анализу проявлений в условиях виртуального пространства традиционно выделяемых феноменов социальной жизни, представленных разного рода отношениями.

Термин «виртуальное сообщество» был предложен в 1993 г. Говардом Рейнгольдом, известным американским исследователем социальных отношений в Сети. Рейнгольд затрагивает проблему нового вида коммуникации - виртуальной, которая наблюдается между членами социальных групп на базе электронных рассылок, новостных списков, многопользовательских сообществ и т.п. «Виртуальные сообщества являются социальными объединениями, которые вырастают из Сети, когда группа людей поддерживает открытое обсуждение достаточно долго и человечно, для того чтобы сформировать сеть личных отношений в киберпространстве» [1].

Виртуальное сообщество понимается как коллективный субъект деятельности в киберпространстве, соответственно изучаются атрибуты сообщества - коллективные установки, групповые потребности, мотивы и этические нормы поведения в киберпространстве, взаимодействие с другими виртуальными сообществами, которые служат для выявления целостных характеристик процессов совместной информационной деятельности.

Виртуальное сообщество является совместным продуктом деятельности его членов, но, в то же самое время, являясь сообществом, оно не может не быть управляемо. Так же и исследуемые нами виртуальные поэтические сообщества полностью зависят от своих членов, их желания обмениваться творческими идеями, общаться друг с другом.

Виртуальные сообщества являются уже традиционным объектом анализа социологии. Особую группу виртуальных сообществ представляют сообщества, несущие свойства, характерные для области культуры.

Виртуальные культурные сообщества способны объединить деятелей культуры, которые в режиме реального времени разделены географическими расстояниями, границами, языковыми барьерами, различиями в культуре, обычаях, традициях, а также в направлениях культурной политики государств. Такие сообщества являются элементом социальной системы киберпространства. В процессе культурного общения люди вступают во всевозможные культурные контакты друг с другом, что указывает на постоянство движения культурных ценностей и идеалов.

Виртуальное поэтическое сообщество, как сообщество культурное, отражает концепции социального характера, возникшие в результате попыток социологического истолкования особенностей человеческого культурного творческого самовыражения, связанного с новыми социокультурными условиями. Д. Рисман, определяя социальный характер как более или менее постоянную, социально и исторически обусловленную организацию стремлений индивида и его возможностей их удовлетворить, отмечает, что социальный характер способствует осуществлению индивидом тех требований, которые ставит перед ним данное общество [2].

Виртуальные поэтические сообщества возникают на стыке культуры и социальных сообществ. Объединяясь, взаимодействуя, оказывая влияние друг на друга в рамках поэтического сообщества, его члены участвуют в производстве символической коммуникации, создают культурные образцы, моральные нормы, определенный набор правил, который разделяется всеми участниками общения.

Виртуальные поэтические сообщества довольно разнообразны: они могут быть локальными и глобальными, различными по числу их членов и целям, культурному уровню, географическому размещению, могут представать как открытая или закрытая система.

На основе количественного критерия глобальную социально-культурную общность киберпространства представляют как состоящую из макросоциальных и микросоциальных сообществ. Если принимать во внимание существующую в том плане, в каком она есть, общую классификацию сообществ, которые подразделяются на микро- и макросоциальные, то виртуальные поэтические сообщества можно представить следующим образом.

К макросоциальным сообществам могут быть отнесены общенациональные и региональные виртуальные поэтические сообщества (в нашем исследовании - европейские и русские поэтические сообщества), распространяющие свою деятельность практически на все страны мира, но принимающие в свое сообщество членов по определенным строгим согласованным критериям. К макросоциальным сообществам относятся, например, такие как РойВау (общеевропейское сообщество, возникшее на базе шведского микросообщества), «Юго-Восточное сетевое издательство «Южный город» и др.

К микросоциальным сообществам относятся локальные поэтические сообщества, функционирующие в пределах одной страны (например, сообщества «Тайны Вкушения.

Природа Творчества», «Сайт иронической и юмористической поэзии») или города («Опушка», «РУКОМОС») и попадающие в зависимость от языковой среды. К микросоциальным поэтическим сообществам относятся, например, сообщество Интернет-журнал «Эрфольг», поэтический альманах «45-я параллель», «Полутона», «Виртуальный клуб поэзии», «Рое1ег» (шведское виртуальное сообщество).

Однако в процессе исследования мы пришли к выводу, что деление виртуальных поэтических сообществ на микро- и макросоциальные можно рассматривать как условное. Любое поэтическое сообщество не может претендовать на статус строго микросоциального даже при обращении к проблеме зависимости от языковой среды. Связано это с тем, что виртуальное поэтическое сообщество, функционирующее в пределах одной страны, может принимать в свой состав поэтов из других стран мира, представляющих свои произведения на русском языке (если брать в качестве примера российское сообщество), при этом новые члены могут и не являться истинными носителями русского языка. Так же обстоит дело и с сообществами, функционирующими в пределах одного города (например, московское сообщество «РУКОМОС»), которые в силу определенных обстоятельств вынуждены принимать представителей из других городов России, а также стран.

Такими «вынужденными обстоятельствами» могут быть: необходимость

демонстрации произведений широкой общественности, что является инициативой и желанием самих авторов произведений; необходимость в дополнительных источниках коммуникации, связанной с оценкой и критическими замечаниями; нежелание являться закрытым сообществом с ограниченным доступом к ресурсам сайта только для членов данного города (если только это не является целью сообщества), что может привести к однообразию репертуара, снижению количества присылаемых произведений и в дальнейшем к непопулярности самого сайта.

Совместная деятельность внутри виртуальных поэтических сообществ имеет основным свойством связывать и объединять различных участников культурной деятельности: членов сообщества и организаторов, координаторов, учитывая

стратификационные основания.

Членов виртуальных сообществ может объединять разделение общих целей и интересов, культурных особенностей, создание культурных артефактов, создание ценностей и новых культурных образцов, готовность поделиться информацией с другими членами сообщества, участие в определенных мероприятиях, типичных для этого сообщества, следование определенному набору традиций, правил, руководств, выработанных в данном сообществе. Существование виртуального поэтического сообщества в целом зависит от индивидуального вклада каждого отдельного его члена.

Через общение членов сообщества происходит своеобразная проверка результатов культурной деятельности, их оценка и обмен уже сложившимися культурными ценностями и идеалами. Культурное общение является важнейшим источником удовлетворения объективных потребностей индивидов в познании, добре, красоте и т.д. В субъективно-личностном плане потребление культурных ценностей через общение призвано удовлетворить такую всеобщую и существенную потребность, как потребность в общении.

В процессе исследования мы обращаемся также к коммуникационной организации, которая включает в себя разнообразные существующие информационнокоммуникационные взаимодействия поэтического сообщества, которые условно можно разделить на два типа - коммуникация внутри сообщества и коммуникация сообщества с его внешней средой. С позиций науки коммуникационная организация имеет своим предметом в узком смысле - взаимовлияние структуры поэтического сообщества и его коммуникационных потоков, в широком смысле - коммуникационные потребности данного сообщества.

При исследовании виртуальных поэтических сообществ необходимо обратить внимание на социальную деятельность их членов, которая представляет собой «совокупность социально значимых действий, осуществляемых индивидами, преследующими определенные социальные цели и интересы» [3].

Внимание также привлекает культурная деятельность, являющая собой такую социальную деятельность людей, которая направлена на создание, усвоение, сохранение, распространение культурных ценностей общества. Культурная деятельность представляет собой деятельность по самореализации сущностных сил человека, его способностей, потребностей.

Члены виртуальных поэтических сообществ объединены общими социальными ценностями - такими компонентами социальной системы, которые наделяются особым значением в индивидуальном и общественном сознании. Объекты, которые наделяются социальной ценностью, связаны с существующей системой культуры и с социальной структурой общества. Спектр социальных ценностей, которые можно рассмотреть при исследовании виртуальных поэтических сообществ, разнообразен - это ценности моральные, экономические, эстетические, которые связаны с общественными идеалами и являются регуляторами человеческих стремлений и поступков.

Распространенность в Сети поэтических сообществ связана с ситуацией, когда несколько сотен творческих людей могут одновременно репрезентировать объекты своей творческой деятельности и выражать свое отношение к ним через общение, решать конкретные задачи, что в реальной жизни может быть и невозможным.

Основные потребности членов виртуальных поэтических сообществ

Желание нового опыта виртуального общения Желание признания Желание общего одобрения

Поиск единомышленников (понимания и эмоционального отклика)

Возможная поддержка творчеству (со стороны других членов сообщества или его организаторов)

Получение эстетического наслаждения

Возможность выразить себя в желаемом образе (образе поэта)

Потребность в культурном отдыхе

Потребность в признании, уважении (самоуважении и признания со стороны других) Потребность в самореализации

(демонстрация публике проявлений индивидуальных способностей, склонностей) Возможность завязать новые знакомства (в том числе за рубежом)

Знакомство с творчеством неизвестных, малоизвестных поэтов-любителей и известных поэтов

Открыть свое творчество широкой публике (без притязаний на всеобщее признание и успех) Потребность в социальных связях (желание принадлежности к какому-либо сообществу)

Интернет предлагает ряд существенных ресурсов и преимуществ, не свойственных реальному пространству: стираются географические и временные рамки общения, появляется возможность осуществить коммуникацию в режиме реального времени.

В процессе исследования виртуальных поэтических сообществ обращается внимание на социокультурный подход, который направлен на определение места и роли виртуальных поэтических сообществ в общественной системе. Это значит, что речь должна идти о выявлении взаимодействия, взаимовлияния виртуальных поэтических сообществ в области литературы и различных подсистем общества: культурных, социальных, экономических, политических.

Виртуальное поэтическое сообщество как социокультурное явление является элементом общества, испытывает на себе изменения, происходящие в социуме.

Рассматривая состояние развития и функционирования виртуальных поэтических сообществ, методологически правильно было бы проанализировать их зависимость от общественных преобразований и глобализации. Такой подход подразумевает выявление места виртуальных поэтических сообществ в области культуры, а также в системе социальных отношений и процессов, их социальной роли в жизни трансформирующегося общества.

ЛИТЕРАТУРА

1. Рейнгольд Г. Virtual Community / Г. Рейнгольд. www.Msk.treko.ru/show_dict_983.

2. Руткевич Е.Д. Типология социального характера Д. Рисмана / Е.Д. Руткевич // Социологические исследования. 1993. № 3. С. 56-60.

3. Бондаренко С.В. О методологических аспектах осуществления социоструктурного анализа виртуальных сетевых сообществ / С. В. Бондаренко // Известия высших учебных заведений/ Северо-Кавказский регион. Общественные науки. 2003. № 3 (123). С. 16-25.

Разинкина Алла Олеговна - Razinkina Alla Olegovna -

соискатель кафедры «Социальная Applicant of the Department

антропология и социальная работа» of «Social Antropology and Social Work»

Саратовского государственного of Saratov State Technical University

технического университета

Статья поступила в редакцию 15.09.08, принята к опубликованию 26.11.08

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.