ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ
ВЛИЯНИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ГРАЖДАН НА ПРОЦЕСС СТАНОВЛЕНИЯ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА
В УЗБЕКИСТАНЕ Вафаева Д.Б. Email: Vafaeva667@scientifictext.ru
Вафаева Джамиля Бакиевна - кандидат философских наук, доцент, кафедра гражданского общества и национальной идеи, факультет психологии и социально-гуманитарных наук, Самаркандский государственный университет, г. Самарканд, Республика Узбекистан
Аннотация: в статье раскрываются вопросы взаимоотношений органов государственной власти и общественных организаций, а также роль повышения политической активности граждан для формирования гражданского общества. Особое внимание уделяется вопросу участия граждан в общественном контроле, который способствует повышению активности граждан и формированию гражданского общества в Узбекистане. Приводятся примеры созданных инфраструктур в Узбекистане, которые способствуют повышению политической и правовой активности граждан. Главная мысль статьи - найти связующее звено между государством и обществом, которое будет способствовать повышению гражданской активности человека.
Ключевые слова: демократия, гражданское общество, порядок, активность личности.
INFLUENCE TO POLITICAL ACTIVITY OF THE PEOPLE ON PROCESS OF THE FORMATION CIVIL SOCIETY IN UZBEKISTAN Vafaeva D.B.
Vafaeva Djamilya Bakievna - PhD in Philosophy, Associate Professor, DEPARTMENT OF CIVIL SOCIETY AND NATIONAL IDEA, FACULTY OF PSYCHOLOGY AND SOCIAL-HUMANITARIAN SCIENCES, SAMARQAND STATE UNIVERSITY, SAMARQAND, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: in the article analysis the issues of relations between government bodies and public organizations, as well as the role of increasing political activity of citizens for the formation of a civil society. Particular attention is paid to the issue of citizen participation in public control, which contributes to increased activity of citizens and formation of a civil society in Uzbekistan. There are the examples of the created infrastructures in Uzbekistan, which contribute to increasing the political and legal activity of citizens. The main idea of the article is to find a link between the state and society, which will contribute to increasing the civic activity of a person.
Keywords: democracy, civil society, order, activity to personalities.
УДК 314.96
DOI: 10.24411/2312-8089-2019-11305
Вся история развития человеческого общества показывает, что успешное функционирование последнего возможно только при взаимодействии государства и личности, без учета этого взаимодействия нельзя установить в социуме порядок, необходимый для демократических преобразований. Иначе говоря, цивилизованное(демократического, правовое, социальное, светское и т.п.) государство
и позитивно-активная личность населения должны действовать вместе, в одной связке, в одном направлении(корректируя действия друг друга), а не как противостоящие «инстанции», на основе социального партнерства, а не социальной конфронтации.
«Мир политики» - это уже давно не только прерогатива , исключительное «поле» деятельности государства, но и пространство, в котором разворачивается активная деятельность части граждан. Причем роль человеческого фактора будет возрастать. И этот процесс неизбежно связан с местом и ролью государства в обществе. Еще В.Гумбольдт писал, что усилия государства повысить благосостояние нации, различные способы его опеки населения страны ослабляют силу нации, создают однообразие, препятствуют умножению сил в сфере индивидуального обладания и потребления. Чем большее воздействие оказывает государство, тем более похожими становятся люди, исчезает их индивидуальность и своеобразие. Слишком пространная забота государства о гражданах наносит большой вред энергии деятельности, моральному характеру людей.[1.] Подобную мысль высказывали также Ж.Ж. Руссо, Дж.Локк, А.де Токвиль и др[2]. Идея сильного государства была сформулирована в «Узбекской модели» построения демократического общества, где самым главным принципом провозглашено «Государство - главный реформатор всех преобразований в обществе». Смысл этого принципа заключается в том, что только сильное, эффективное и демократическое государство в состоянии защитить гражданские, политические, экономические свободы, способно создать условия для благополучной жизни людей для процветания нашей родины.
Одной из важных характеристик укрепления демократических ценностей и институтов в обществе, как известно, является рационально-активистская модель политического участия граждан, которая не предполагает участие всех, всегда и в одинаковых формах, но имеет «потенциал включенности», предполагающий, во-первых, наличие соответствующей инфраструктуры (система местного самоуправления, социального партнерства, суды, профсоюзы, локальные общности и т.д.), во-вторых, убежденность граждан в необходимости и эффективности этих механизмов, и в третьих, и это, пожалуй, самой главное, умение в случае необходимости решения принципиальных проблем различного уровня (от локальных до общенациональных) задействовать эти механизмы.
Опыт нашего государства еще раз подтверждает истину, что для подлинно эффективной демократической трансформации общества недостаточно завоевания командных высот в государстве и заимствования передовых институтов. «Импульсы сверху должны еще подкрепляться соответствующими импульсами снизу. Но для этого нужен подъем масс, материальной и моральной, не говоря уже о политическом, тех самых масс, которые «нынче как и древле», ощущают себя забитыми, задавленными, обескураженными - произволом властей предержащих нищетой, лишениями, отсутствием перспективы».[3]
Выходит, что сильное государство - это государство, имеющее прочное сцепление с социальной (прежде всего политической) активностью личности.
В связи с этим возникает принципиальный вопрос: что является сцепляющим фактором между государством и личностью? Данный вопрос решается по-разному. Одни специалисты считают таким фактором гражданское общество, другие делают упор на права человека, общечеловеческие ценности [4].
В общем, самом широком смысле, связующим личность и государство является право и встраиваемое на его основе политическое участие, политическая деятельность граждан.
Одним из показателей взаимосвязи личности и государства является общественный контроль за деятельностью органов государственной власти, осуществляемый гражданами. Неотъемлемой характеристикой демократической формы государственного управления является возможность граждан участвовать в процессе формирования государственной политики. Без развитого гражданского общества и реального обеспечения общественного контроля над деятельностью
органов власти невозможно говорить о развитии демократических реформ. Об этом говорится в «Стратегии действий Узбекистана на 2017-2021 гг», направленной на совершенствование системы общественного управления, которая предполагает внедрение эффективных механизмов диалога с народом; развитие современных форм осуществления общественного контроля, повышение эффективности социального партнерства; развитие институтов гражданского общества, повышение их общественной и политической активности; повышение значения и эффективности деятельности института махалли в общественном управлении; усиление роли средств массовой информации, защита профессиональной деятельности журналистов[5].
Ярким примером повышения активности граждан и создание условий со стороны государства для этого является открытие во всех областях нашей страны Народной приемной Президента Республики Узбекистан на основе Указа Президента нашей страны Шавката Мирзиёева "О мерах по коренному совершенствованию системы работы с обращениями физических и юридических лиц" от 28 декабря 2016 года. Цель этих приемных - осуществить принцип "Не народ должен служить государственным органам, а государственные органы -народу", внедрить качественно новую систему работы с обращениями физических и юридических лиц. Их деятельность направлена на налаживание прямого диалога с народом, полноценную защиту его прав и свобод, законных интересов. Для этого созданы все условия в областных, районных и городских народных приемных. В современном стиле оснащены комнаты матери и ребенка, залы ожиданий. В учреждения привлечены специалисты, обладающие достаточным опытом в деле работы с обращениями граждан, знающие действующее законодательство. Одна из основных задач, стоящих перед народными приемными - это создать условия для безусловной реализации конституционного права граждан, если они обратились к Президенту Республики Узбекистан и правительству, в Олий Мажлис, Аппарат Президента Республики Узбекистан, в органы государственного управления, судебные, правоохранительные и другие государственные структуры, в органы хозяйственного управления.
Взаимодействие политики и человека имеет конкретно-исторический характер. Исторический характер политической социализации сказывается в том, что, во-первых, каждая политическая система имеет свои культурные особенности, свой набор важнейших целей и ценностей. Во-вторых, не только политическая система, но и режим, экономический строй, особенности государственно-правового контекста определяют то, как граждане будут воспринимать власть, каков будет психологический климат в политике. В-третьих, каждому типу политического устройства соответствует определенный идеал «политического человека», гражданина. То, каково будет политическое сознание и поведение, вовлеченность и степень активности, идентификация с теми или иными политическими партиями и группами отдельных граждан, во многом зависит именно от этого эталона, транслируемого институтами и агентами политической социализации.
Поэтому формирование гражданского общества зависит от отношения государства к интересам граждан, от желания и внимания государства к повышению правовой и политической культуры граждан. Только при высокой ответственности органов государственной власти за принимаемые решения будет высока и политическая активность и ответственность граждан, что в конечном итоге будет развивать активную гражданскую позицию и формировать гражданское общество.
Список литературы /References
1. Гумбольдт В. Язык и философия культуры. М. 1985. С. 34-37.
2. Права человека./отв. ред Е.А.Лукашева. М. 1999.С. 219-222.
3. Пантин И.К. Демократический проект в современном мире. Полис 2002 №1. С. 176.
4. Хабермас Ю. Демократия. Разум.нравственность.(Лекции и интервью).М. 1992. С. 134.
5. «Стратегия действий Узбекистана на 2017-2021 гг.» Ташкент. 2017.
6. Вафаева Д.Б. К вопросу участия неправительственных организаций в осуществлении общественного контроля над органами государственной власти// Academy № 4 (19), 2017.С.104-106.
7. Vafaeva D., Ahatova B. Качества личности выдающихся людей как средство в педагогическом воспитании. International scientific review, 2016. № 5 (15). С. 92-94.
8. Демократическое государство и гражданское общество: вопросы взаимодействия. // Журнал Наука и образование сегодня. 2018.