Научная статья на тему 'Роль третьего сектора в формировании и развитии гражданского общества в Узбекистане'

Роль третьего сектора в формировании и развитии гражданского общества в Узбекистане Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
278
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
European science
Ключевые слова
NON-GOVERNMENTAL NON-PROFIT ORGANIZATIONS / CITIZENS / REPUBLIC / CIVIL SOCIETY / НЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ НЕКОММЕРЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ / ГРАЖДАНЕ / РЕСПУБЛИКА / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Фарфиева Камола Атхамджановна

В статье анализируются негосударственные некоммерческие организации считаются важнейшим институтом гражданского общества, они не принадлежат государству, не занимаются коммерцией, однако принимают участие в управлении государством. Их основной задачей является защита демократических ценностей, прав и свобод граждан в республике. Негосударственные некоммерческие организации занимаются деятельностью в социальной сфере, включающей образование, науку, культуру, искусство, здравоохранение, трудоустройство, а также способствуют решению других проблем. Негосударственные некоммерческие организации осуществляют также и общественный контроль. В результате, все более возрастает роль этих организаций по осуществлению общественного контроля над государственными структурами власти.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF THE THIRD SECTOR IN THE FORMATION AND DEVELOPMENT OF CIVIL SOCIETY IN UZBEKISTAN

The article analyzes non-state non-profit organizations considered to be the most important institution of civil society, they do not belong to the state, they do not engage in commerce, but they take part in government. Their main task is to protect democratic values, rights and freedoms of citizens in the republic. Non-governmental non-profit organizations are engaged in activities in the social sphere, including education, science, culture, art, health care, employment, and also contribute to solving other problems. Non-state non-profit organizations also exercise public control. As a result, the role of these organizations in exercising public control over state structures of power is increasing

Текст научной работы на тему «Роль третьего сектора в формировании и развитии гражданского общества в Узбекистане»

PHILOSOPHICAL SCIENCES

THE ROLE OF THE THIRD SECTOR IN THE FORMATION AND DEVELOPMENT OF CIVIL SOCIETY IN UZBEKISTAN Farfieva K.A. (Republic of Uzbekistzn) Email: Farfieva445@scientifictext.ru

Farfieva Kamola Athamdzhanovna - Candidate of Psychology, Associate Professor,

DEPARTMENT OF PHILOSOPHY AND NATIONAL IDEA, TASHKENT STATE TECHNICAL UNIVERSITY NAMED AFTER ISLAMKARIMOV, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: the article analyzes non-state non-profit organizations considered to be the most important institution of civil society, they do not belong to the state, they do not engage in commerce, but they take part in government. Their main task is to protect democratic values, rights and freedoms of citizens in the republic. Non-governmental non-profit organizations are engaged in activities in the social sphere, including education, science, culture, art, health care, employment, and also contribute to solving other problems. Nonstate non-profit organizations also exercise public control. As a result, the role of these organizations in exercising public control over state structures of power is increasing Keywords: non-governmental non-profit organizations, citizens, republic, civil society.

РОЛЬ ТРЕТЬЕГО СЕКТОРА В ФОРМИРОВАНИИ И РАЗВИТИИ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В УЗБЕКИСТАНЕ Фарфиева К.А. (Республика Узбекистан)

Фарфиева Камола Атхамджановна - кандидат психологических наук, доцент кафедра «Философия и Национальная идея», Ташкентский государственный технический университет имени Ислама Каримова, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье анализируются негосударственные некоммерческие организации считаются важнейшим институтом гражданского общества, они не принадлежат государству, не занимаются коммерцией, однако принимают участие в управлении государством. Их основной задачей является защита демократических ценностей, прав и свобод граждан в республике. Негосударственные некоммерческие организации занимаются деятельностью в социальной сфере, включающей образование, науку, культуру, искусство, здравоохранение, трудоустройство, а также способствуют решению других проблем.

Негосударственные некоммерческие организации осуществляют также и общественный контроль. В результате, все более возрастает роль этих организаций по осуществлению общественного контроля над государственными структурами власти. Ключевые слова: негосударственные некоммерческие организации, граждане, республика, гражданское общество.

Роль негосударственных некоммерческих организаций в формировании и развитии гражданского общества в Узбекистане достаточно огромна. Негосударственные некоммерческие организации считаются важнейшим институтом гражданского общества, они не принадлежат государству, не занимаются коммерцией, однако принимают участие в управлении государством. Их основной задачей является защита демократических ценностей, прав и свобод граждан в республике.

В Меморандуме Организации Объединенных Наций негосударственные некоммерческие организации после государства и экономики называются третьим сектором. Понятие «негосударственные некоммерческие организации» применяется во многих странах (США, Великобритании, Австрии, Болгарии).

Понятие «негосударственные некоммерческие организации», - говорится в Меморандуме ООН, - по своему смысловому содержанию является противоположностью понятию государственные организации. Правительственные организации в системе ООН создаются на основе межгосударственных соглашений и состоят из правительств, являющихся членами этой международной организации. В то время как негосударственные некоммерческие организации не создаются на основе межгосударственных договоров и не состоят из правительств, являющихся членами ООН. Национальные и международные негосударственные некоммерческие организации могут взаимодействовать со структурами, входящими в ООН, путем консультаций и осуществления оперативных полномочий. Однако это не означает, что государство вообще не оказывает никакой помощи негосударственным некоммерческим организациям. Каждое государство, исходя из внутригосударственных особенностей и исторического опыта, оказывает им, особенно в настоящее время, действенную помощь.

В соответствии со статьей 56 Конституции Узбекистана, «общественными объединениями в Республике Узбекистан признаются профессиональные союзы, политические партии, общества ученых, женские организации, организации ветеранов и молодежи, творческие союзы, массовые движения и иные объединения граждан, зарегистрированные в установленном законом порядке.»1

Негосударственные некоммерческие организации занимаются деятельностью в социальной сфере, включающей образование, науку, культуру, искусство, здравоохранение, трудоустройство, а также способствуют решению других проблем.

Негосударственные некоммерческие организации осуществляют также и общественный контроль. В результате, все более возрастает роль этих организаций по осуществлению общественного контроля над государственными структурами власти.

Негосударственные некоммерческие организации отражают законные интересы граждан, способствуют в разрешении их проблем. Функции негосударственных некоммерческих организаций имеют богатую палитру. Они служат гражданам в реализации их социальных, политических, экономических и культурных прав, а также всемерно поддерживают и одобряют их инициативу в сфере управления государственными и общественными делами. Место и значение негосударственных некоммерческих организаций в обществе определяются тем, что они выражают интересы различных социальных групп населения, участвуют в процессе укрепления в сознании граждан демократических ценностей, повышения их политической активности, взаимодействуют с государственными органами в работе повышения национального самосознания, правового сознания и культуры .

Любая негосударственная некоммерческая организация, зарегистрированная в Министерстве юстиции Республики Узбекистан, должна осуществлять свою деятельность в строгом соответствии с её уставом. В отношении незаконной деятельности некоторых негосударственных некоммерческих организаций в нашей республике Первый Президент Ислам Каримов выражал следующую мысль: «Следует отметить, что в ряде случаев, как показывают проведенные проверки, деятельность отдельных созданных за счет различных спонсорских средств неправительственных некоммерческих организаций (ННО) выходит далеко за рамки декларируемых ими уставов и программ и преследует определенные заказные цели»2 .

Отдельные негосударственные некоммерческие организации, прикрываясь идеей «защиты политических прав граждан», стремятся проводить информационно-агитационное давление в угоду тех или иных стран. Например, некоторые государства Запада во время проведения в той или иной стране

выборов организовывают социологические исследования, распространяют свои заключения и рекомендации, и применяя так называемые «демократические приемы», вмешиваются в их внутренние дела. Когда речь заходит о негосударственных некоммерческих организациях и об «экспорте демократии» с их стороны, нельзя не вспомнить о «цветных революциях»3 в Сербии, Украине, Грузии или Кыргызстане, события на Ближнем Востоке, Ираке и в Афганистане.

Деятельность негосударственных некоммерческих организаций в целом должна быть направлена на выражение интересов граждан. Они являются основными посредниками в реализации в стране политических, социально-экономических реформ. Наряду с тем, что негосударственные некоммерческие организации играют важную роль в реализации интересов граждан, они активно участвуют и в процессах модернизации, осуществляемых в нашей стране. Негосударственные некоммерческие организации проявляют себя как демократические институты, способствующие формированию и развитию гражданского общества, утверждению демократических ценностей, обеспечению равноправия граждан, интересов личности и общества.

Как подтверждение этому можно привести данные Центра изучения общественного мнения «Ижтимоий фикр», который провел социологическое исследование на тему «Женщины Узбекистана - 2014: социальное положение и социальное самочувствие».

В ходе опроса был зафиксирован достаточно высокий уровень социальной и общественно-политической активности женщин. Абсолютное большинство респондентов (91,3%) позитивно относятся к своей общественно-политической деятельности и считают, что их важнейшим и неотъемлемым правом является участие в происходящих в стране преобразованиях. Результаты опроса показали, что значительно активизировалось их участие в деятельности органов управления, сходов граждан, политических партий, профсоюзов и негосударственных некоммерческих

„4

организаций .

В Узбекистане большие внимание уделяется расширению правового поля деятельности институтов гражданского общества, негосударственных некоммерческих организаций. В этом направлении принято более 200 законодательных актов, направленных на усиление роли и значения институтов гражданского общества5.

Негосударственные некоммерческие организации осуществляют свою деятельность на основе Устава. В нем указываются наименование, цели и задачи организации, полномочия её руководящих органов, источники формирования денежных средств. Закон Республики Узбекистан «О гарантиях деятельности негосударственных некоммерческих организаций» принят в 2007 году. Он служит еще одной важной правовой основой деятельности негосударственных некоммерческих организаций. Сближение государственных органов с народом через негосударственные некоммерческие организации служит развитию демократии. В этом плане огромное значение имеет Закон Республики Узбекистан «О социальном партнерстве», принятый 25 сентября 2014 года.6 В статье 3 Закона приводится понятие социального партнерства, согласно которому социальным партнерством является взаимодействие государственных органов с негосударственными некоммерческими организациями и другими институтами гражданского общества в разработке и реализации программ социально-экономического развития страны, в том числе отраслевых, территориальных программ, а также нормативно-правовых актов и иных решений, затрагивающих права и законные интересы граждан.

Субъектами социального партнерства являются государственные органы, негосударственные некоммерческие организации и другие институты гражданского общества.

На основании статьи 4 данного Закона основными принципами социального партнерства являются: подчинение закону; равноправность; открытость и

прозрачность; доступность; независимость; объективность; взаимное уважение, учет интересов и ответственность; добровольность принятия обязательств.

В первые годы независимости в Узбекистане был заложен фундамент для развития негосударственных некоммерческих организаций. В настоящее время их роль и место в общественно-политической жизни страны все более усиливается.

В целом, в Узбекистане утвердились негосударственные не-коммерческие организации, которые содействуют формированию гражданского общества. В течение короткого времени созданы социально-правовые условия для их деятельности. В результате в настоящее время негосударственные некоммерческие организации активно участвуют в деле управления государством и обществом. Как сказал Президент Республики Узбекистан Ш.М. Мирзиёев «Мы никогда не свернем с пути демократических реформ. Как бы сложно не было, будем идти только вперед- к новым, еще более высоким рубежам».

Список литературы /References

1. Конституция Республики Узбекистан, (Газета «Народное слово» от 15.12.1992 г., № 247 (438); Ведомости Верховного Совета Республики Узбекистан, 1994 г., № 1, ст. 5; Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2003 г., № 3-4, ст. 27; Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2011 г., №12/1, ст. 343; Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2007 г., № 15, ст. 152; 2008 г., № 52, ст. 510; 2011 г., № 16, ст 159; 2014 г., № 16, ст. 176)

2. Каримов И.А. Узбекский народ никогда и ни от кого не будет зависеть. Т. 13. Т., 2005. С. 90.

3. Мухдммадиев У. Нодавлат ташкилотлар // Тафаккур, 2010. № 1. б .25.

4. Мнение современной женщины//информационное агентство «Жахон» при МИД Республики Узбекистан. 01.12.2014.

5. Закон Республики Узбекистан «О социальном партнерстве» от 25 сентября 2014 г. // Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2014. № 39. Ст.488

6. Стратегия действия по пяти приоритетным направлениям Развития Республики Узбекистан в 2017-2021 гг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.