ЛИЧНОСТЬ И ОБЩЕСТВО: ФАКТОР МОДЕРНИЗАЦИИ ОБЩЕСТВЕННЫХ ПРОЦЕССОВ
Д.Ж. Салаев, преподаватель Ургенчский государственный университет (Узбекистан, г. Ургенч)
Аннотация. В статье анализируется взаимосвязь личности и общества в демократизации и модернизации политических процессов в стране. Рассматриваются вопросы социальной активности граждан в общественных делах. Отмечается роль конституции и правовых актов в защите прав и свобод человека.
Ключевые слова: личность, общество, модернизация, конституция, общественные. процессы.
Личность - это понятие, выработанное для отображения социальной природы человека, рассмотрения его как субъекта социокультурной жизни, определения его как носителя индивидуального начала, самораскрывающегося в контексте социальных отношений, общения и предметной деятельности.
В системе политических отношений личность является носителем определенных политических качеств и представляет собой элемент политической системы. Личность играет в политическом процессе ключевую роль, потому что всякая политика осуществляется через людей, посредством людей, во имя людей. Вся система политических отношений, форм, институтов замыкается, в конечном счете, на человеке, ради него существуют государство, право, власть. Она - главная фигура на политической сцене [1].
Некоторые исследователи связывают понятие «личность» с активной жизненной позицией человека или его включенностью в политическую деятельность. Так, В.А. Мальцев считает, что «человек тогда личность, когда занимает активную социальную позицию», «когда результаты реальной политики угрожают интересам не только группы принадлежности, но и самим личным интересам, личность (а не безличность!) обязательно включается в политическую деятельность» [2].
Такое определение личности, по нашему мнению, неправомерно с научной точки зрения. Любой человек, прошедший определенную социализацию и усвоивший
социально значимые качества (даже отрицательные), является личностью.
Что же касается социальной активности или включенности в политическую деятельность, то это качественные характеристики личности в определенных видах деятельности и не имеют никакого отношения к понятию «личность». Социально пассивный и не участвующий в политике индивид могут обладать многими весьма важными социальными качествами, т. с. быть личностью, но не являются субъектом политики. Личность как субъект политики - это индивид, принимающий активное и осознанное участие в политической деятельности и оказывающий определенное влияние на политический процесс.
Еще Аристотель говорил, что человек есть существо политическое, так как он живет в государстве и вынужден, так или иначе, заниматься политикой. К этому высказыванию античного мыслителя можно добавить следующее: если человек сам не занимается политикой (не желает, не умеет и т. д.), то все равно он становится объектом чужой политики.
В философии «личность» в соответствии со сложившимися традициями рассматривается как:
1) произведение (Бога, Природы и Общества), продукт условий существования, который может лишь познать себя и не должен пытаться изменить (человек адаптирующийся, приспосабливающийся);
2) творец, беспредельно активный, либо медитирующий, изменяющий свои собственные условия, либо управляющий своим воображением об условиях своей жизни и
о себе (человек, создающий себя сам, самопроизводящийся);
3) деятель, преобразующий сам себя посредством инструментальной, предметной активности, связывающий его развитие с внешним объективным миром (человек, производящий новые предметы, совершенствующийся посредством деятельности и передающий в предметах свой опыт [3].
Дж. Локк впервые в научной теории разграничил такие понятия, как «личность», «общество», «государство», и поставил на первое место по своей значимости личность. Так возникла теория либерализма, предполагающая свободу личной индивидуальности, инициативу, предприимчивость, субъективность.
С появлением и развитием гражданского общества начинается движение от «мы» к «я», от безличной массы подданных, ориентирующихся на указания власти, к свободным индивидам-гражданам, способным отстаивать свои политические интересы и гражданские свободы.
За годы независимости в Узбекистане тоже осуществляется реформы во всех отраслях общества. Первая Конституция Независимой Республики Узбекистан, принятая 8 декабря 1992 года, является юридическим гарантом защиты прав и свобод человека и гражданина в стране. Республика Узбекистан как суверенное, демократическое, правовое и светское государство, приверженное общепризнанным международным принципам и нормам по правам человека, в первую очередь, конституционно закрепила приоритетность прав и свобод человека, более трети норм своей Конституции, посвятив вопросам обеспечения защиты прав и свобод человека, и устранила ранее довлевший над правами человека приоритет интересов государства.
В Узбекистане проживают представители более 130 наций и народностей и для
нас очень важно то, что Конституция гарантирует равенство всех перед законом и судом, равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, вероисповедания, политических и религиозных убеждений, имущественного и должностного положения, места жительства, принадлежности к общественным объединениям, а также других условий и обстоятельств личного или общественного характера [4].
Основные политические права и свободы личности неотчуждаемы и принадлежат каждому по факту рождения: право избирать и быть избранными в органы государственной власти; право объединяться в политические партии и иные общественные объединения; право проводить митинги, уличные шествия, демонстрации и иные публичные акции при условии предварительного уведомления (или с разрешения) властей; право петиций (обращений) в государственные органы и к должностным лицам. Таким образом, каждый человек имеет право принимать участие в управлении государством как непосредственно, так и через своих представителей, то есть участвовать в процессе выработки, принятия и проведения в жизнь политического решения на любом этапе [5].
Концепция, продвигаемая первым Президентом страны «От сильного государства к сильному гражданскому обществу» является основой для достижение нашей долгосрочной стратегической задачи -твердо, неуклонно и последовательно вести страну по избранному пути демократического строительства и формирования гражданского общества. В этом контексте очень актуально стоит вопрос повышение эффективности общественно-
политических реформ, и совершенствовать взаимосвязь личность - общества - государства.
Библиографический список
1. Абушенко В. Л. Личность // Новейший философский словарь / Сост. А. А. Грицанов. - Мн.: Изд. В. М. Скакун, 1998.
2. МальцевВ.А. Личность в политике. М., 2010.
3. Гидденс Э. Социология. М., 1999.
4. Каримов И.А. Наша главная цель - демократизация и обновления общества, реформирование и модернизации страны. Т., 2005.
5. Конституция Республики Узбекистан. Т.: Узбекистан, 2014.
THE INDIVIDUAL AND SOCIETY: A FACTOR IN MODERNIZATION
SOCIAL PROCESSES
D.J. Salayev, lecturer Urgench state university (Uzbekistan, Urgench)
Abstract. The article analyzes the relationship between the individual and society in the democratization and modernization of political processes in the country. The issues of social activity of citizens in public affairs are considered. The role of the constitution and legal acts in the protection of human rights and freedoms is noted.
Keywords: personality, society, modernization, constitution, social processes.