ISSN 2311-8733 (Online) Социально-экономическая политика
ISSN 2073-1477 (Print)
ВЛИЯНИЕ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ НА ЭКОНОМИКУ РЕГИОНОВ* Наталья Сергеевна ТРУСОВА
кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической безопасности и налогообложения, Юго-Западный государственный университет, Курск, Российская Федерация [email protected]
История статьи:
Получена 20.10.2016 Получена в доработанном виде 30.11.2016
Одобрена 02.02.2017 Доступна онлайн 15.06.2017
УДК 336.02 JEL: Е22, Е27, О41
https://doi.Org/10.24891/re.15.6.1100
Ключевые слова: экономика регионов,региональная налоговая политика, налоговый потенциал, социально-экономическое развитие, инвестиционная активность
Аннотация
Предмет. В Российской Федерации потенциал налоговой политики в части создания условий самоорганизации и саморазвития регионов как элементов целостного механизма их адаптации к происходящим изменениям с учетом стратегических приоритетов инновационной модернизации экономики в должной мере не используется. Подходы к решению задач реализации механизма налоговой политики на региональном уровне не отличаются комплексностью и системностью. В сложившихся условиях проблема управления социально-экономическим развитием регионов через механизмы налоговой политики является актуальной и требует результативного разрешения. В связи с этим в статье рассмотрены теоретико-методологические и практические аспекты воздействия налоговой политики на экономику регионов.
Цели. Комплексное авторское исследование влияния налоговой политики на экономику регионов, а также теоретико-методическое обеспечение эффективного применения налоговой политики на региональном уровне с учетом условий и характера развития региона. Методология. В процессе исследования использовались диалектический метод, методы структурно-функционального, экономико-статистического анализа (в том числе кластерный анализ), табличная интерпретация эмпирико-фактологической информации, системный подход.
Результаты. Предложены и обоснованы направления модернизации налоговой политики и соответствующий им инструментарий, адекватные состоянию регионов, их особенностям и стратегическим целям, включающие выработку процедур по оптимизации налоговой политики, устранению воспроизводственных диспропорций по характеру и уровню развития регионов, стимулированию развития производства, расширению полномочий региональных и местных органов власти в части соответствующей компетенции, поддержке вложений инвестиций в компании инновационного и высокотехнологичного сектора экономики и др. Выводы. Результаты исследования позволят создать научно-исследовательскую основу для повышения эффективности проводимой налоговой политики в регионе. Разработанный методический инструментарий составит основу управленческой деятельности в части формирования и реализации новой налоговой политики, нацеленной на стимулирование экономического развития регионов.
© Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2016
Концептуальные положения региональной налоговой политики и ее воздействие на экономику регионов
Теоретическим вопросам управления экономикой регионов достаточное внимание уделено в работах отечественных и зарубежных ученых:
A.Г. Гранберга, П.А. Минакира [1],
B.М. Рутгайзера [2], РИ. Шнипера [3] и др.
Особенности разработки и реализации налоговой политики в части воздействия на экономику регионов рассматривались в работах Б.Х. Алиева [4], Л.И. Гончаренко [5], Е.Б. Жарковой [6], В.Г. Панскова [7], Е.С. Самарской [8], Н.И. Сидоровой [9], Т.Ю. Ткачевой [10],
* Автор выражает благодарность и глубокую признательность кандидату экономических наук, профессору, проректору по экономике и финансам Юго-Западного государственного университета Ларисе Викторовне СЕВРЮКОВОЙ за советы и ценные замечания при работе над статьей.
Н.И. Чернышевой [11] и др. Несмотря на значительное количество научных трудов в представленной проблемной области, остаются дискуссионными важные вопросы, связанные с разработкой эффективной налоговой политики в регулировании социально-экономического развития регионов.
Современная государственная политика характеризуется диверсификацией структурирования экономики регионов. Это обусловлено стратегией формирования «точек роста», которые способны исполнять роль локомотива российской экономики. По инициативам федеральных органов власти в регионах Российской Федерации создаются особые экономические зоны, реализуются приоритетные национальные проекты. В регионах страны развиваются проекты в области высоких технологий в различных отраслях и секторах экономики. Переход
экономики на инновационный путь развития требует проведения налоговой политики, обеспечивающей достаточный уровень
финансирования государственных расходов при активном стимулировании экономической и инновационной активности. Такой вид политики является основным экономическим методом государственного регулирования экономических процессов (воспроизводственных процессов).
Налоги являются главными источниками доходов бюджетной системы, централизуемых
государством для выполнения законодательно закрепленных за ним функций. Налоговая политика определяет состав налогов, размер налоговых ставок, состав льгот и виды санкций по каждому виду налогов. Государственная налоговая политика направлена на экономическую детерминированность, то есть создание определенного баланса между финансовыми интересами государства и хозяйствующими субъектами.
Целью налоговой политики является создание условий для обеспечения государства финансовыми ресурсами, достаточными для выполнения расходных обязательств, и повышения благосостояния населения.
Эти цели могут быть достигнуты на основе решения следующих основных задач:
• повышения собираемости налогов;
• поддержки отдельных отраслей реального сектора экономики и финансовой системы;
• стимулирования инвестиций в экономику региона;
• сглаживания неравенства в уровнях доходов населения;
• создания условий для экономического роста.
При формировании рациональной системы разрешения противоречий налоговая политика может способствовать стимулированию экономической активности хозяйствующих субъектов, повышению производственного и инвестиционного потенциала, увеличению благосостояния населения, сокращению теневой экономики.
При разработке и проведении налоговой политики реализуются принципы:
• экономической эффективности;
• рациональности закрепления налогов;
• достаточности налоговых источников;
• соотношения прямых и косвенных налогов;
• оптимальности базы налогообложения;
• непрерывности налогообложения;
• использования системы вычетов, налоговых льгот;
• соотношения федеральных, региональных и местных налогов.
При нарушении данных принципов формируется противоречивая налоговая политика, препятствующая экономическому росту и порождающая угрозы экономической безопасности:
• уменьшение поступлений в бюджетную систему;
• сокращение налоговой базы из-за спада производства, высокой налоговой нагрузки;
• неравномерное распределение налогового бремени;
• увеличение масштабов уклонения от уплаты налогов;
• расширение зоны теневой и криминальной экономики;
• подавление экономического роста и инвестиционной активности;
• возникновение конфликтов между участниками налоговых отношений.
Государственная налоговая политика базируется на косвенных методах государственного регулирования экономики. Основная цель такой политики состоит в экономической детерминированности, то есть в создании определенного баланса между финансовыми интересами государства и хозяйствующими субъектами. Однако в той или иной степени данная зависимость должна служить базой для научного обоснования финансовых пропорций развития государства, в частности, для определения наиболее рационального предела налоговых изъятий. В связи с этим налоговые регуляторы могут успешно применяться в индикативном планировании. Влияние налоговой политики на социальное развитие региона выражается:
• сбалансированности фискальной и стимулирующей • в финансировании социальных программ функций; и пенсионного обеспечения;
• в сглаживании неравенства в уровнях доходов;
• в повышении социальной защищенности населения;
• в стимулировании инвестиций в развитие человеческого капитала;
• в сглаживании неравенства в уровнях доходов;
• в повышении уровня жизни за счет роста реальных доходов.
Коэффициент собираемости налогов характеризует уровень поступления налоговых платежей и своевременность их внесения (табл. 1).
Показатель собираемости налогов является основополагающим индикатором налоговой политики. Низкий показатель собираемости (коэффициент собираемости меньше 100%) говорит о недостаточном качестве налогового администрирования. Коэффициент собираемости выше 100% свидетельствует об ошибках в налоговом планировании. В решении проблемы дальнейшего роста налоговых поступлений в бюджетную систему и повышения уровня собираемости налоговых платежей немаловажное значение имеет переход к рациональной системе налогового планирования.
Имеющиеся хозяйственные связи в регионе оказывают значительное воздействие на основные и частные показатели социально-экономического развития региона, что требует их анализа и учета в процессе разработки и реализации региональной налоговой политики (рис. 1).
Формирование и реализация региональной налоговой политики неотделимо связаны с государственной налоговой политикой, а развивается она в соответствии с изменяющимися приоритетами экономической стратегии государства в целом.
Основные инструменты налоговой политики региона находятся в трех пересекающихся плоскостях:
• фискальной, направленной на удовлетворение публичных интересов;
• регулирующей, заключающейся в воздействии на экономические и социальные процессы;
• стимулирующей, улучшающей социально-экономические показатели субъекта (рис. 2) [12].
Эффективность налоговой политики определяется кр ите р иями мо билизации сре дств в государственный бюджет [13]:
• расширением налогооблагаемой базы;
• снижением расходов, связанных с взиманием налогов и соблюдением налогового законодательства;
• степенью удовлетворения потребностей населения в общественных благах.
Результативность налоговой политики зависит от ее соответствия критериям достаточности и эффективности, которые определяют две оптимально допустимые границы: нижнюю и верхнюю. Нижняя граница - уровень потребностей бюджета. Верхняя граница - налогообложение не может превышать допустимый предел, так как следствием этого нарушения может быть снижение доходов хозяйств субъектов и стагнация экономики. Используя налоговую политику в качестве регулятора (создавая стимулирующие, поощрительные или дестимулирующие, ограничительные условия), можно на основе поощрения или введения ограничений, или путем осуществления налогового контроля оказывать воздействие на деятельность субъектов рынка.
Рассмотрим более подробно воздействие налоговой политики на экономику регионов по указанным направлениям.
Стимулирование экономического развития региона инструментами налоговой политики
Современная налоговая политика должна содействовать усилению стимулирующего воздействия на социально-экономическое развитие государства и регионов при одновременном устойчивом выполнении фискальной функции.
В последние годы в экономике Российской Федерации проводится государственная политика, направленная на снижение налогового бремени. Так, например, в 2009 г. была снижена ставка налога на прибыль организаций с 24 до 20%. В России введен мораторий на изменение уровня налоговой нагрузки на бизнес до 2018 г. Активно используются льготы и преференции для поддержки инновационных компаний и компаний, осуществляющих инвестиции в экономику Российской Федерации.
Автором сделана попытка оценить количественно взаимосвязь налоговой и инвестиционной политик и их влияние на результаты экономического роста (валовой региональный продукт). Для этого на основе методов экономико-статистического моделирования составлено уравнение регрессии по показателям инвестиций в основные фонды и налоговых поступлений, которое имеет вид:
У = 56,5597 + 0,3759 х Х1 + 0,07939 х Х2,
где Y - темп роста валового регионального продукта регионов Центрального федерального округа в процентах к предыдущему году;
Х1 - темп роста инвестиций в основной капитал регионов Российской Федерации в процентах к предыдущему году;
Х2 - темп роста налоговых поступлений (с учетом задолженности) регионов Российской Федерации в процентах к предыдущему году.
Из полученного уравнения следует, что с увеличением инвестиций в основной капитал на одну единицу (на 1%) валовой региональный продукт вырастет на 0,38%, при увеличении налогового потенциала на одну единицу (на 1%) валовой региональный продукт вырастет на 0,08%. Множественный коэффициент корреляции, равный 0,8001, свидетельствует о тесной связи между результативным признаком Y и факторными признаками Х1 и Х2.
Налоговая политика способна косвенно воздействовать на показатели социально-экономического развития, выступая главным макроэкономическим регулятором и способствуя повышению конкурентоспособности хозяйствующих субъектов.
Налоговая политика способна прямо воздействовать на инвестиционную активность посредством налоговых льгот и преференций, предоставления инвестиционного налогового кредита, снижения ставок для инвесторов и т.д. Налоговые льготы являются одним из основных инструментов налоговой политики при регулировании инвестиционной активности и могут использоваться при реализации индикативного планирования. SWOT-анализ налоговых льгот как инструмента стимулирования инвестиционной активности представлен на рис. 3.
Налоговый механизм регулирования инвестиционной деятельности призван обеспечивать равновесие между фискальной и регулирующей функциями налогов1.
Предоставление целевых налоговых льгот гарантирует государству практически полное использование высвобождаемых финансовых ресурсов на инвестиционные цели. Принцип целевой направленности инвестиционного налогового кредита теоретически призван поддержать инвестиционную деятельность организаций, осуществляющих капитальные вложения.
1 Чайковская Л.А. Оценка влияния налоговой системы на функционирование предприятий лесопромышленного комплекса // Экономический анализ: теория и практика. 2008. № 1. С. 18-30.
Воздействие государства на процесс привлечения инвестиций в основной капитал через систему налогового стимулирования способно обеспечить высокую инвестиционную активность экономики. Однако большинство налоговых льгот не получили широкого распространения из-за недостаточной эффективности (например, предоставление льгот по региональным налогам способно незначительно снизить налоговую нагрузку предприятия) и издержек, связанных с заявительным порядком их получения.
На выбор инвесторов помимо льготных условий налогообложения оказывают влияние географическое положение региона, ресурсообеспеченность, инфраструктура, промышленное производство, в комплексе формирующие благоприятный инвестиционный климат.
Реализуя налоговую политику, государство может снижать ставки налогов, стимулируя те или иные секторы экономики. В данном случае механизмы государственного регулирования и развития приоритетных отраслей экономики могут предусматривать случаи, когда высвобождаемые суммы по налоговым отчислениям реинвестируются данными предприятиями в модернизацию и расширение производства (рис. 4).
Государство, корректируя налоговую нагрузку путем предоставления налоговых льгот, снижения ставок налогов, может создать индикативный механизм трансформации потенциальных налоговых поступлений в инвестиции реального сектора.
Активное воздействие государства на процесс инновационного развития через систему экономического, и в частности налогового стимулирования, способно обеспечить высокую инновационную активность экономики. Однако большинство налоговых льгот носят точечный, локальный характер и не получили широкого распространения. Инвестиционный налоговый кредит также не является востребованным у хозяйствующих субъектов инструментом.
Таким образом, внедряя эффективные инструменты налогового регулирования с учетом их индикативного характера, государство может влиять на инвестиционную активность, обеспечивая приток инвестиций в те сферы и отрасли, социально-экономический
и бюджетный эффект от которых будет наиболее существенным [14].
Выводы и рекомендации
Формирование региональной политики находится в определенной зависимости от типа
государственного устройства. Так, в некоторых федеративных государствах (Австралия, Канада, США, Австрия, Германия и Швейцария) региональным и местным властям предоставлена относительно большая самостоятельность, поэтому бюджеты разного уровня отличаются автономностью. Унитарные государства и парламентские республики (например, Греция, Ирландия, Люксембург, Италия, Португалия, Франция и др.), характеризуются значительной экономической и политической зависимостью регионов от центра, централизованным перераспределением фискальных ресурсов. В Финляндии, Швеции, Бельгии, Люксембурге, Великобритании создание инфраструктуры территорий не является элементом региональной экономической политики и относится к общенациональной политике.
Экономика России характеризуется высокой степенью централизации, что значительно ограничивает самостоятельность субъектов Федерации в формировании ресурсов, необходимых для реализации собственных функций [15]. Налоговая политика субъектов Российской Федерации реализуется в значительной мере в соответствии с экономической стратегией государства. Региональная налоговая политика, будучи инструментом воздействия на экономику регионов, не позволяет в полной мере реализовать возможности в стимулировании экономического роста в условиях значительной дифференциации регионов по уровню социально-экономического развития. Для усиления ее влияния необходимо реализовывать региональную налоговую политику дифференцированно в зависимости от уровня экономического развития административно-территориальных образований в направлении повышения динамической стабильности налогового потенциала конкретного субъекта.
Формирование и реализация региональной налоговой политики в значительной мере зависят от изменяющихся приоритетов экономической с тр ате гии го с уда р с тв а. О с но в ны ми бюджетообразующими налогами продолжают оставаться отчисления от федеральных налогов по налогу на прибыль организаций (для регионов) и по НДФЛ (для местных бюджетов). Доля поступления налоговых доходов в собственных доходах субъектов составляет 39-42%.
Однако региональная налоговая политика не позволяет в полной мере реализовать ее возможности в стимулировании экономического
роста. Для усиления влияния необходим дифференцированный подход.
Для того чтобы выбор налоговой политики осуществлялся с учетом региональных особенностей субъектов Российской Федерации, регионы Центрального федерального округа со схожими признаками объединены в группы методом кластерного анализа. Группировка проводилась на основе показателей валового регионального продукта, инвестиций в основной потенциал, налогового потенциала. Результатом стало четкое выделение трех групп регионов, представленных в табл. 2.
Поскольку налогооблагаемая база региональных и местных налогов слишком мала и недостаточна для финансирования потребностей субъектов Федерации, а компетенция и полномочия региональных органов сильно ограничены, то такая постановка проблемы требует нахождения новых инструментов региональной налоговой политики и новых форм наращивания налогового потенциала [16].
Региональная налоговая политика должна учитывать местную специфику и оказывать воздействие в соответствии с разработанным инструментарием применительно к конкретному региону (группе регионов).
В целях формирования региональной налоговой политики, соответствующей условиям и характеру развития региона, предлагается:
• расширить фискальные полномочия региональных органов власти;
• увеличить состав налогов, закрепленных за региональным и местным уровнями;
• увеличить долю собственных налоговых доходов в бюджетах субъектов Российской Федерации;
• совершенствовать финансовые основы деятельности регионов и муниципальных образований;
• наращивать налоговый потенциал региона за счет совершенствования налогового администрирования.
При реализации эффективной социально-экономической политики необходимо использовать приемлемый зарубежный опыт и формировать отечественный опыт регулирования региональных социально-экономических процессов и наращивания экономического потенциала.
Таблица 1
Собираемость налогов Российской Федерации и регионов Центрального федерального округа в 2013-2015 гг.
Table 1
Tax collection of the Russian Federation and Central Federal District regions in 2013-2015
2013 2014 2015
Объект исследования Поступило без учета НДФЛ, млрд руб. Начислено к уплате, млрд руб. К собираемости, % Поступило без учета НДФЛ, млрд руб. Начислено к уплате, млрд руб. К собираемости, % Поступило без учета НДФЛ, млрд руб. Начислено к уплате, млрд руб. К собираемости, %
Российская Федерация 8 828 8 602 101 9 980 9 695 102 10 981 10 790 101,7
Центральный федеральный округ 2 441 2 387 101 2 586 2 490 102 8 540 8 711 102
Белгородская область 43,86 41,46 104 43,85 39,99 108 46,39 42,73 108,5
Брянская область 22,71 21,1 106 20,55 18,36 109 22,6 21,61 104,6
Курская область 39,74 28,4 94 28,31 27,23 102 33,2 31,87 104,1
Источник: данные Росстата
Source: Rosstat Таблица 2
Состав и характеристики групп регионов Центрального федерального округа по исследуемым признакам (валовой региональный продукт, налоговый потенциал, объем инвестиций в основной капитал)
Table 2
A composition and characteristics of the groups of regions of the Central Federal District by parameter studied (gross regional product, fiscal capacity, fixed capital investment)
Номер и состав группы Характеристика группы
№ 1 (с наилучшими показателями) - Белгородская область - Воронежская область Регионы характеризуются расширенным типом воспроизводства, высокими уровнями инвестиционной активности и налогового потенциала, благоприятными условиями для функционирования инвестиционного комплекса
№ 2 (со средними значениями показателей) - Владимирская область - Калужская область - Курская область - Липецкая область - Рязанская область - Тверская область - Тульская область - Ярославская область Регионы являются относительно успешными с умеренной инвестиционной активностью, характеризуются структурной перестройкой воспроизводства, активной экономической политикой, направленной на модернизацию экономики и достижение устойчивого экономического роста
№ 3 (с худшими показателями) - Брянская область - Ивановская область - Костромская область - Орловская область - Смоленская область - Тамбовская область Регионы характеризуются слабо выраженной тенденцией создания новых производств, низким налоговым и инновационным потенциалом, формирующиеся инвестиционные ресурсы незначительны и, как правило, из-за низкой инвестиционной привлекательности перетекают в другие регионы страны
Источник: авторская разработка Source: Authoring
Рисунок 1
Влияние региональной налоговой политики на частные показатели экономического развития регионов Figure 1
The regional fiscal policy effect on the individual parameters of economic development of regions
Региональная налоговая полигика
-Г-------------------------------I-
Степень влияния
Высокая Средняя Низкая
1 1
Поступление налогов и сборов в бюджетную систему. Степень зависимости бюджета области от финансовой помощи. Задолженность по налогам в бюджет. Показатель налоговой нагрузки на экономику региона в целом и по отраслям Уровень валового регионального продукта. Объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования. Численность малых предприятий. Денежные доходы на душу населения. Соотношение доходов у 10% наиболее и наименее обеспеченного населения Уровень рентабельности. Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников по видам экономической деятельности. Потребительские расходы на душу населения. Уровень зарегистрированной безработицы
Источник: авторская разработка Source: Authoring
Рисунок 2
Региональные особенности налоговой политики
Figure 2
Regional peculiarities of tax policy
Региональная налоговая политика реализуется на территории региона как совокупность экономических отношений, направленных на осуществление экономических функций и задач соответствующими органами власти и управления для целей регионального экономического развития
Поиск наилучших способов мобилизации средств в бюджетную систему Реализация возможностей использования налогов как способа косвенного воздействия на экономику
1. Региональная налоговая политика должна реализовывать фискальную функцию, которая заключается в обеспечении такого уровня налоговых поступлений в доходы регионов, который был бы достаточен для выполнения расходных обязательств и обгцественнозначимых задач поддержки экономики и социальной среды регионов.
2. Налоговая политика выполняет регулирующую функцию, направленную на сглаживание доходности хозяйствующих субъектов, ограничение возникающих диспропорций в распределении доходов, воздействуя как инструмент распределения на воспроизводственный процесс. Регулирующая роль налогов связана с их влиянием на уровень, структуру и размещение производства, изменение макроэкономических пропорций, осуществление политики поддержки приоритетных отраслей.
3. Региональная налоговая политика направлена на преодоление депрессивности и отсталости регионов, выражающееся в стимулирующей функции улучшения социально-экономических показателей территории субъекта (ВРП, уровень налоговой нагрузки, состояние доходов населения и основных фондов, инвестиции в экономику, доля убыточных организаций и др.). Стимулирующая роль налоговой политики особенно ярко проявляется в качестве фактора поддержки приоритетных сфер экономики (сельское хозяйство, инвестиционная деятельность, инновационные проекты, малое предпринимательство)
Источник: авторская разработка Source: Authoring
Рисунок 3
SWOT-анализ налоговых льгот как инструмент регулирования инвестиционной активности Figure 3
SWOT analysis of tax incentives as a tool for regulating the investment activity
Сильные и слабые стороны налоговых льгот
Сильные стороны Слабые стороны
1. Эффект повышения инвестиционной активности. 2. Адресный характер предоставления льгот. 3. Возможность предоставления дополнительных налоговых льгот в рамках действующего налогового законодательства. 4. Равные условия предоставления налоговых льгот разным категориям налогоплательщиков 1. Предоставление налоговых льгот практически не учитывает особенностей экономической деятельности и инвестиционной активности в различных сферах экономики. 2. Большое количество документов, подтверждающих право на льготу при отсутствии системности в предоставлении налоговых льгот инвесторам. 3. Отсутствие индивидуально ориентированного подхода к инвесторам. 4. Высвободившиеся финансовые средства после применения налоговых льгот не всегда имеют целевой характер и направляются на модернизацию производства
Возможности и угрозы применения налоговых льгот в качестве инструмента регулирования инвестиционной активности
Возможности Угрозы
1. Широкое стимулирование инвестиционной активности как существующих, так и потенциальных инвесторов. 2. Стимулирование вложения инвестиций в приоритетные для экономики отрасли и проекты. 3. Значительная поддержка хозяйствующих субъектов и отраслей реального сектора экономики в условиях экономического кризиса. 4. Компенсация потерь налоговых поступлений в бюджет в форме воспроизводственного эффекта в экономике по мере реализации инвестиционных проектов 1. Способствует незаконному получению налоговых льгот в целях минимизации налоговой нагрузки и/или уходу от налогообложения. 2. Снижает поступления доходов в бюджет. 3. Может служить почвой для осуществления коррупционных действий. 4. Торможение инвестиционных процессов со стороны потенциальных инвесторов в результате ожидания предоставления льгот
Источник: авторская разработка Source: Authoring
Рисунок 4
Механизм влияния налоговой политики на промышленность региона Figure 4
A mechanism of tax policy impact on the industry of the region
Налоговая политика
Механизмы налоговой политики
Снижение налогового бремени, применение дифференцированных ставок по отраслям экономики, уровням развития производства, снижение ставки по налогу на прибыль организаций, освобождение от региональных налогов; предоставление налоговых каникул, отсрочки платежей, инвестиционного налогового кредита и т.д.
Развитие производства и рост его эффективности
1
Рост инвестиционной активности, формирование инвестиционных ресурсов
Рост инновационной активности компаний
Промышленность и производственные кластеры
т
т
Повышение конкурентоспособности экономики
Модернизация и технологическое обновление производства
Формирование инновационной инфраструктуры, современных форм промышленно-территориальной организации производства (технопарков, технополисов, кластеров)
Экономический подъем
Источник: авторская разработка Source: Authoring
Список литературы
1. Минакир П.А. Экономическое развитие региона: программный подход. М.: Наука, 1983. 224 с. URL: http://ecrin.ru/images/files/books1983/%D0%9C%D0%B8%D0%BD%D0%B0%D0%BA %D0%B8%D1%80_1983.pdf
2. Рутгайзер В.М. Региональные особенности общественного воспроизводства. М.: Мысль, 1972. 191 с.
3. Шнипер Р.И. Регион: экономические методы управления. Новосибирск: Наука, 1991. 308 с.
4. Алиев Б.Х., Алиев Х.Б. Налоговая политика и ее роль в регулировании экономики государства // Вопросы структуризации экономики. 2012. № 3. С. 50-56.
5. Гончаренко Л.И., Малис Н.И. Налоговая политика государства: нужна ли смена модели в условиях современного экономического кризиса? // Экономика. Налоги. Право. 2015. № 3. С. 152-156. URL: http://cyberleninka.ru/artide/n/nalogovaya-poHtika-gosudarstva-nuzhna-H-smena-modeH-v-usloviyah-sovremennogo-ekonomicheskogo-krizisa
6. Жаркова Е.Б. Методологические аспекты реализации налоговой политики // Налоги. Инвестиции. Капитал. 2006. № 1-3. С. 23-26.
7. Пансков В.Г. О налоговом стимулировании инвестиционной деятельности // Финансы. 2009. № 2. С.37-43.
8. Самарская Е.С. Региональная экономическая и финансовая политика: особенности, проблемы, перспективы // Аудит и финансовый анализ. 2009. № 2. С. 436-438.
9. Сидорова Н.И. Возможности использования налоговых инструментов для регулирования регионального развития // Проблемы прогнозирования. 2003. № 1. С. 96-107.
10. Ткачева Т.Ю. Особенности налогового регулирования доходов субъектов Российской Федерации // Известия Юго-Западного государственного университета. 2011. № 4. С. 8-14.
11. Чернышева Н.И. Налоговый механизм как действенный инструмент обеспечения региональных экономических интересов // Вестник Ростовского государственного экономического университета, 2007. № 2. С. 75-80.
12. Трусова Н.С. Региональные особенности налоговой политики // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2014. № 1. URL: http://ekonomika.snauka.ru/ 2014/01/3634
13. Трусова Н.С. Методы оценки эффективности налоговой политики // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия «Экономика. Социология. Менеджмент». 2011. № 2. С. 151-156.
14. Севрюкова Л.В., Трусова Н.С. Государственная политика стимулирования инвестиционной активности // Економiчний часопис-ХХ1. 2014. № 9-10. С. 106-109.
15. Бушинская Т.В. Инструменты реализации региональной налоговой политики // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. 2008. № 1. С. 140-144.
16. Богданов А.С. Методические основы анализа и оценки налогового потенциала региона // Экономические и гуманитарные науки. 2014. № 2. С. 97-100.
Информация о конфликте интересов
Я, автор данной статьи, со всей ответственностью заявляю о частичном и полном отсутствии фактического или потенциального конфликта интересов с какой бы то ни было третьей стороной, который может возникнуть вследствие публикации данной статьи. Настоящее заявление относится к проведению научной работы, сбору и обработке данных, написанию и подготовке статьи, принятию решения о публикации рукописи.
ISSN 2311-8733 (Online) ISSN 2073-1477 (Print)
IMPACT OF TAX POLICY ON THE ECONOMY OF REGIONS Natal'ya S. TRUSOVA
Socioeconomic Policy
Southwest State University (SWSU), Kursk, Russian Federation [email protected]
Article history:
Received 20 October 2016 Received in revised form 30 November 2016 Accepted 2 February 2017 Available online 15 June 2017
JEL classification: E22, E27, 041
https://doi.org/10.24891/re.15.6.1100
Keywords: regional tax policy, tax potential, economy of regions, socio-economic development, investment activity
Abstract
Importance The article deals with the theoretical, methodological and practical aspects of the impact of fiscal policy on the economy of regions.
Objectives The article aims to analyze the impact of tax policy on the economy of regions and provide a theoretical and methodological support to the effective application of tax policy at the regional level, taking into account the circumstances and nature of development of the region. Methods For the study, I used the dialectical method, methods of structural-functional, economic and statistical analyses (including a cluster analysis), a tabular interpretation of evidence-and fact-based information. A systems approach is essential in substantiating the directions and tools for the management of regional development.
Results The article justifies and proposes certain directions of modernization of tax policy and the corresponding tools, appropriate to the condition, features and strategic goals of regions. Conclusions and Relevance The study will help establish a scientific basis for improving the effectiveness of tax policy in the region. The developed methodological tools can constitute the basis of managerial activity to form and implement a new tax policy aimed at stimulating the economic development of the regions.
© Publishing house FINANCE and CREDIT, 2016
Acknowledgments
I express my deep gratitude and appreciation to Larisa V. SEVRYUKOVA, Candidate of Economic Sciences,
Professor, Vice-Rector for Economics and Finance of the Southwest State University for the valuable advice
and comments on the article.
References
1. Minakir P.A. Ekonomicheskoe razvitie regiona: programmnyi podkhod [The economic development of the region: A program-based approach]. Moscow, Nauka Publ., 1983, 224 p. Available at: http://ecrin.ru/images/files/books1983/%D0%9C%D0%B8%D0%BD%D0%B0%D0%BA %D0%B8%D1%80_1983.pdf
2. Rutgaizer V.M. Regional'nye osobennosti obshchestvennogo vosproizvodstva [Regional characteristics of social reproduction]. Moscow, Mysl' Publ., 1972, 191 p.
3. Shniper R.I. Region: ekonomicheskie metody upravleniya [Region: economic management methods]. Novosibirsk, Nauka Publ., 1991, 308 p.
4. Aliev B.Kh., Aliev Kh.B. [Tax policy and its role in regulating the economy of the State]. Voprosy strukturizatsii ekonomiki, 2012, no. 3, pp. 50-56. (In Russ.)
5. Goncharenko L.I., Malis N.I. [State tax policy: Is there a need to change the model under the current economic crisis?]. Ekonomika. Nalogi. Pravo = Economy. Taxes. Law, 2015, no. 3, pp. 152-156. (In Russ.) Available at: http://cyberleninka.ru/article/n7nalogovaya-politika-gosudarstva-nuzhna-li-smena-modeli-v-usloviyah-sovremennogo-ekonomicheskogo-krizisa
6. Zharkova E.B. [Methodological aspects of implementing tax policies]. Nalogi. Investitsii. Kapital = Taxes. Investment. Capital, 2006, no. 1-3, pp. 23-26. (In Russ.)
7. Panskov V.G. [Tax stimulation of investment activity]. Finansy = Finance, 2009, no. 2, pp. 37-43. (In Russ.)
8. Samarskaya E.S. [Regional economic and financial policies: features, problems, and prospects]. Audit i finansovyi analiz = Audit and Financial Analysis, 2009, no. 2, pp. 436-438. (In Russ.)
9. Sidorova N.I. [Possibility of the use of fiscal instruments for the management of regional development].
Problemyprognozirovaniya = Problems of Forecasting, 2003, no. 1, pp. 96-107. (In Russ.)
10. Tkacheva T.Yu. [The features of income tax regulation of constituent entities of the Russian Federation].
Izvestiya Yugo-Zapadnogo gosudarstvennogo universiteta = Proceedings of Southwest State University, 2011, no. 4, pp. 8-14. (In Russ.)
11. Chernysheva N.I. [Tax mechanism as an effective tool for meeting the regional economic interests]. Vestnik Rostovskogo gosudarstvennogo ekonomicheskogo universiteta = Vestnik of Rostov State University of Economics, 2007, no. 2, pp. 75-80. (In Russ.)
12. Trusova N.S. [Regional features of tax policy]. Ekonomika i menedzhment innovatsionnykh tekhnologii, 2014, no. 1. (In Russ.) Available at: http://ekonomika.snauka.ru/2014/01/3634
13. Trusova N.S. [Methods to evaluate the effectiveness of fiscal policy]. Izvestiya Yugo-Zapadnogo gosudarstvennogo universiteta. Ser. Ekonomika. Sotsiologiya. Menedzhment = Proceedings of Southwest State University. Series: Economy. Sociology. Management, 2011, no. 2, pp. 151-156. (In Russ.)
14. Sevryukova L.V., Trusova N.S. [State policies to stimulate the investment activity]. Ekohomihhuu naconuc-XXI, 2014, no. 9-10, pp. 106-109. (In Russ.)
15. Bushinskaya T.V. [Tools of realization of regional tax policies]. Izvestiya Tul'skogo gosudarstvennogo universiteta. Ekonomicheskie i yuridicheskie nauki = News of Tula State University. Economic and Legal Sciences, 2008, no. 1, pp. 140-144. (In Russ.)
16. Bogdanov A.S. [Methodological bases of analysis and assessment of the tax potential of the region].
Ekonomicheskie i gumanitarnye nauki = Economic and Humanitarian Sciences, 2014, no. 2, pp. 97-100. (In Russ.)
Conflict-of-interest notification
I, the author of this article, bindingly and explicitly declare of the partial and total lack of actual or potential conflict of interest with any other third party whatsoever, which may arise as a result of the publication of this article. This statement relates to the study, data collection and interpretation, writing and preparation of the article, and the decision to submit the manuscript for publication.