ISSN 2311-8733 (Online) Социально-экономическая политика
ISSN 2073-1477 (Print)
ПРЕДПОСЫЛКИ СОЗДАНИЯ И РАЗВИТИЯ ИНДУСТРИАЛЬНОГО ПАРКА В РЕСПУБЛИКЕ МАРИЙ ЭЛ: НАЛОГОВОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ*
Рамзия Кавиевна ШАКИРОВА
кандидат экономических наук, доцент кафедры анализа и учета, Марийский государственный университет, Йошкар-Ола, Российская Федерация ramziya05@gmail. com
История статьи:
Принята 17.12.2015 Принята в доработанном виде 11.01.2016
Одобрена 28.01.2016 УДК 336.02
JEL: G38, Н25, Н30, 023
Ключевые слова:
конкурентоспособность, кластер, промышленный парк, государственная поддержка, региональная налоговая политика
Аннотация
Предмет. Поиск путей повышения конкурентоспособности субнациональных территорий является одной из первоочередных задач государства и общества. Их эффективное решение может быть заложено в стимулировании кластеризации экономики, создания промышленных парков и технопарков. Одним из проявлений финансовой поддержки этих процессов является предоставление налоговых льгот субъектам предпринимательства. Республика Марий Эл относится к регионам с недостаточной инвестиционной привлекательностью, что требует изыскания и поддержки инновационных форм организации региональной экономики. Цели. Исследование организационно-правовых предпосылок создания промышленного парка в республике и заявленных мер его государственной и муниципальной поддержки, выявление возможностей регионального налогового законодательства в части регулирования экономики и содействия формированию индустриального парка.
Методология. В работе использовано сочетание диалектического, абстрактно-логического, системного, дескриптивного и нормативного подходов.
Результаты. Охарактеризована ретроспектива мер организационно-правового регулирования создания индустриального парка. Систематизированы декларируемые формы государственной поддержки формирования промышленных парков и мероприятия по стимулированию строительства промышленного парка «Южный». Обобщены положения Налогового кодекса РФ об основных компетенциях регионов в сфере налогообложения. Проанализированы нормы регионального налогового законодательства, касающиеся полноты реализации налоговых полномочий субъекта Российской Федерации.
Выводы. Региональная налоговая политика Республики Марий Эл должна формироваться с учетом всех полномочий, предоставляемых федеральным законодательством. Решение об установлении или отмене налоговых льгот должно приниматься на основе научно обоснованных результатов экономического анализа. При введении новых преференций нужно устанавливать срок их действия. Период применения эффективных налоговых льгот необходимо продлевать. Региону и муниципальным образованиям в его составе надо шире использовать право на изменение налоговых ставок и введение льгот по региональным и местным налогам, а также право на уменьшение ставок в отношении специальных налоговых режимов.
© Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2015
Ведение
Длительный период рецессии, сменившийся затянувшейся фазой стагнации экономики большинства регионов Российской Федерации, угнетенное состояние реального сектора экономики, значительное количество нерешенных социальных проблем [1], а также сложившаяся в последнее время неблагоприятная внешнеполитическая и внешнеэкономическая конъюнктура побуждают правительства страны и регионов искать пути выхода из сложившейся ситуации [2, 3].
В качестве инструментов перехода к политике экономического роста государства, способствующих институциональному и инфраструктурному
* Статья подготовлена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда. Грант № 14-12-12005 а(р).
80 Ийр://йп-каа!|
развитию, повышению конкурентоспособности регионов можно выделить:
• создание особых экономических зон (технико-внедренческих, промышленно-производственных, туристско-рекреационных, портовых)1;
• масштабное государственное стимулирование функционирования отдельных инновационных образований (инновационный центр «Сколково»)2;
• поддержку территорий опережающего социально-экономического развития с возможностью распространения положительного опыта на другие территории)3;
1 Об особых экономических зонах в Российской Федерации: Федеральный закон от 22.07.2005 № 116-ФЗ.
2 Об инновационном центре «Сколково»: Федеральный закон от 28.09.2010 № 244-ФЗ.
3 О территориях опережающего социально-экономического
развития в Российской Федерации: Федеральный закон от
29.12.2014 № 473-ФЗ.
• содействие реализации региональных инвестиционных проектов на территориях Республики Бурятия, Республики Саха (Якутия), Республики Тыва, Забайкальского, Камчатского, Приморского, Хабаровского краев, Амурской, Иркутской, Магаданской, Сахалинской областей и др.4;
• популяризацию кластерного развития [4-10], в том числе создание инновационных и промышленных (индустриальных) парков5.
В силу общей депрессивности экономики Республики Марий Эл в рамках
4 О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части стимулирования реализации региональных инвестиционных проектов на территориях Дальневосточного федерального округа и отдельных субъектов Российской Федерации: Федеральный закон от 30.09.2013 № 267-ФЗ.
5 О статусе наукограда Российской Федерации: Федеральный закон от 07.04.1999 № 70-ФЗ;
О государственной программе «Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий»: распоряжение Правительства Российской Федерации от 10.03.2006 № 328-р; О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года: распоряжение Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 № 1662-р; О реализации кластерной политики в Российской Федерации: письмо Минэкономразвития России от 26.12.2008 № 20615-ак/д19; Об утверждении стратегии развития фармацевтической промышленности Российской Федерации на период до 2020 года: приказ Минпромторга России от 23.10.2009 № 965; Об утверждении концепции федеральной целевой программы «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности Российской Федерации на период до 2020 года и дальнейшую перспективу»: распоряжение Правительства Российской Федерации от 01.10.2010 № 1660-р; Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Приволжского федерального округа до 2020 года: распоряжение Правительства Российской Федерации от 07.02.2011 № 165-р; Об утверждении Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года; распоряжение Правительства Российской Федерации от 08.12.2011
№ 2227-р; Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика»: постановление Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 316; Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности»: постановление Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 328; Об утверждении Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года: распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.05.2014 № 941-р; О промышленной политике в Российской Федерации: Федеральный закон от 31.12.2014 № 488-ФЗ; Об утверждении Стратегии устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года: распоряжение Правительства Российской Федерации от 02.02.2015 № 151-р; О промышленных кластерах и специализированных организациях промышленных кластеров: постановление Правительства Российской Федерации от 31.07.2015 № 779 и др.
общегосударственной политики на протяжении ряда лет правительством региона осуществлялись попытки получения статуса особой территории (туристско-рекреационной особой экономической зоны), влияния на инвестиционный климат, повышения предпринимательской инициативы населения6.
На волне кратковременного экономического роста в 2007 г. появилась идея формирования отраслевых кластеров в республике. Результатом практической работы по ее воплощению стало включение в 2014 г. инвестиционного проекта по созданию туристско-рекреационного кластера «Царь-Град» в Йошкар-Оле в составе мероприятий федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 гг.)»7.
Природные условия и этно-культурные традиции региона предоставляют возможность развития туристической отрасли. В этой связи в республике в настоящее время прорабатывается второй проект в данной сфере экономической деятельности, касающийся развития туристско-рекреационного кластера «Волгыдо» на берегу Волги.
Республика Марий Эл является аграрно-промышленным регионом. В структуре валового регионального продукта значительный удельный вес занимают отрасли обрабатывающих производств8. Поэтому в настоящее время активизирована деятельность правительства республики по размещению на территории региона индустриальных парков, концепция создания которых сформировалась к 2013 г.9.
6 Об утверждении Стратегии долгосрочного социально-экономического развития республики Марий Эл: постановление Правительства Республики Марий Эл от 31.08.2007 № 214; О государственной программе Республики Марий Эл «Экономическое развитие и инвестиционная деятельность (2013-2020 гг.)»: постановление Правительства Республики Марий Эл от 31.08.2012 № 326.
7 О федеральной целевой программе «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 гг.)»: постановление Правительства Российской Федерации
от 02.08.2011 № 644.
8 Шакирова Р.К. Отраслевой анализ налоговой нагрузки
в Республике Марий Эл // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2015. № 29. С. 10-29.
9 Об утверждении Концепции создания и размещения территорий перспективного развития, промышленных (индустриальных) парков на территории Республики Марий Эл: распоряжение Правительства Республики Марий Эл от 24.06.2013 № 372-р; О создании промышленного (индустриального) парка на территории Республики Марий Эл: распоряжение Правительства Республики Марий Эл
от 30.10.2013№ 643-р.
Трактовка понятий «промышленный кластер» и «индустриальный парк»: региональные особенности
Следует отметить, что понятия «промышленный (отраслевой) кластер» и «промышленный (индустриальный) парк» не являются идентичными. В своей работе И.В. Пилипенко отмечает: «.. .можно создать технопарк и привлечь в него инновационные фирмы. Однако нельзя создать с нуля региональный кластер, нельзя заставить фирмы взаимодействовать между собой в рамках кластера, если им это не будет выгодно»10.
Исследователи при определении сущности понятий «промышленный кластер» и «промышленный парк» в своих трудах нередко ссылаются на формулировки Ассоциации индустриальных парков [11]. Легитимное определение этих терминов заложено в Федеральном законе от 31.12.2014 № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации» (табл. 1), при этом нормативными правовыми актами Республики Марий Эл понятие «отраслевой кластер» не закреплено.
Одним из идентифицирующих признаков кластера является взаимосвязь и функциональная взаимозависимость экономических субъектов, формирующих данное образование. Индустриальный парк этой особенностью не обладает.
Определение категории «промышленный парк» в свою очередь нашло отражение в региональных нормативных правовых актах Республики Марий Эл (табл. 1). В большей степени оно соответствует формулировке Ассоциации индустриальных парков.
В отличие от промышленного кластера, представляющего собой взаимосвязанную совокупность субъектов в сфере промышленной деятельности, промышленный парк - это комплекс объектов недвижимости, обеспеченный соотве тствующе й инфр аструктуро й и предназначенный для размещения промышленных производств.
Необходимо подчеркнуть, что в постановлении Правительства Республики Марий Эл от 07.07.2014 № 349 «О порядке создания и функционирования индустриальных парков на территории Республики Марий Эл», содержащем определение промышленного парка, оговорена необходимость создания административно-
10 Пилипенко И.В. Проведение кластерной политики в России. URL: https://clck.ru/A2WSF
правовых условий функционирования таких парков.
Организационно-правовое обеспечение создания индустриальных парков в Республике Марий Эл
Основы инновационного развития промышленности Республики Марий Эл были заложены в 2007 г. В соответствии со Стратегией долгосрочного социально-экономического развития региона, утвержденной постановлением Правительства Республики Марий Эл от 31.08.2007 № 214, в состав Основных направлений и приоритетов развития Республики Марий Эл на период до 2025 г. был включен раздел «Повышение конкурентоспособности отраслей промышленности». В данной части документа отмечалась необходимость развития производств, имеющих комплексообразующий характер. Первоочередной задачей было определено формирование отраслевых кластеров, применительно к которым регион мог бы детерминировать стратегические усилия (табл. 2)11.
Спустя пять лет после утверждения Стратегии долгосрочного развития была разработана Государственная программа Республики Марий Эл «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности (2013-2020 гг.)». Документ не содержит прямых указаний на целесообразность создания кластеров и промышленных парков. Вместе с тем в нем отмечено, что важнейшим условием реализации эффективной государственной научно-технической политики является концентрация научного потенциала, финансовых и материально-технических ресурсов на приоритетных направлениях развития науки и техники. При этом были определены проблемы, препятствующие развитию инновационной деятельности, среди которых:
• низкая восприимчивость бизнеса и экономики к инновациям;
• недостаточный спрос организаций реального сектора экономики на результаты интеллектуальной деятельности, перспективные с точки зрения коммерциализации;
• отсутствие банка инновационных технических, технологических решений и идей;
• отсутствие системы непрерывного мониторинга результатов инновационной деятельности;
11 Об утверждении Стратегии долгосрочного социально-экономического развития республики Марий Эл: постановление Правительства Республики Марий Эл от 31.08.2007 № 214.
• отсутствие мер, направленных на стимулирование предприятий к созданию технически более сложного продукта, основанного на современных разработках и открытиях.
Практический опыт показывает, что часть из перечисленных проблем снимается созданием инновационных индустриальных парков, деятельность которых поддерживается на государственном уровне [12].
Несомненно, формирование кластеров должно инициироваться предпринимательской средой12. Это же актуально и для индустриальных парков. Вместе с тем социальные процессы, происходящие в Республике Марий Эл, к которым в первую очередь следует отнести миграционные процессы, сопровождающиеся оттоком молодого активного населения, не позволяют в полной мере полагаться лишь на бизнес-структуры. Кроме того, реализация масштабных проектов по созданию промышленных парков, требует наличия соответствующей нормативной правовой базы, которая могла бы служить для субъектов экономики некоторым ориентиром и гарантом стабильности региональной политики.
По причине отсутствия масштабных преобразований экономики республики, которые сопровождались бы процессами отраслевой кластеризации в сфере промышленного производства, распоряжением Правительства Республики Марий Эл от 24.06.2013 № 372-р была утверждена Концепция создания и размещения территорий перспективного развития, промышленных (индустриальных) парков на территории Республики Марий Эл (далее - Концепция). С научной точки зрения подобные инициативы органов власти по созданию индустриальных парков вполне допустимы и имеют шанс на успех13.
Концепция разрабатывалась в целях:
• обеспечения стабильности институциональных условий инвестиционной деятельности в течение всего периода создания инфраструктуры и обустройства инвестиционных площадок и промышленных (индустриальных) парков;
• соблюдения Закона Республики Марий Эл от 02.08.2011 № 45-З «Об участии Республики Марий Эл в государственно-частном партнерстве».
12 Воронов А.С., КруглоеВ.Н. Перспективы кластерного развития инновационной экономики региона // Региональная экономика: теория и практика. 2014. № 25. С. 26-30.
13 Пилипенко И.В. Проведение кластерной политики в России. URL: https://clck.ru/A2WSF
В Концепции указано, что условиями максимальной конкурентоспособности размещения территорий перспективного развития, промышленных (индустриальных) парков являются:
• минимальные расходы резидентов на создание инфраструктуры;
• меры финансовой поддержки (субсидии, гранты);
• максимальные налоговые льготы в части региональных и местных налогов.
Через два года после выхода Концепции было издано распоряжение Правительства Республики Марий Эл от 30.10.2013 № 643-р «О создании промышленного (индустриального) парка на территории Республики Марий Эл», которым предусматривалось выделение территории площадью не менее 20 000 м2 для создания парка «Южный».
Индустриальный парк «Южный» решено было создать на территории Южного промышленного района, где инвесторам планировалось предоставлять подготовленные к эксплуатации производственные помещения с готовой инфраструктурой. Южный промышленный район, площадь которого составляет 150 га, имеет удобное географическое расположение с точки зрения близости к транспортной инфраструктуре и располагает необходимыми инженерными коммуникациями.
Постановлением Правительства Республики Марий Эл от 07.07.2014 № 349 был утвержден Порядок создания и функционирования индустриальных парков на территории Республики Марий Эл. Согласно этому документу инициаторами образования промышленных парков могут выступать:
• правообладатели земельных участков (органы государственной власти и местного самоуправления);
• частные собственники земельных участков;
• потенциальные управляющие компании;
• группы лиц, претендующих на роль резидентов промышленного парка.
К мерам государственной поддержки участников процесса создания и развития индустриальных парков отнесены:
• снижение административных барьеров;
• расширение доступа к кредитным ресурсам;
• содействие в создании и реконструкции инженерной, транспортной инфраструктуры индустриальных парков прежде всего с использованием механизмов государственно-частного партнерства;
• информационная, организационная и консультационная поддержка.
Можно отметить, что данный документ не причисляет налоговые преференции к мерам государственной поддержки.
Постановлением Правительства Республики Марий Эл от 16.09.2014 № 504 «О промышленном (индустриальном) парке «Южный» определен государственный заказчик (Министерство промышленности, транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Эл) на разработку проектно-сметной документации и строительство промышленного парка «Южный».
Планом первоочередных мероприятий по созданию промышленного (индустриального) парка «Южный», утвержденным распоряжением Правительства Республики Марий Эл от 06.11.2014 № 527-р, определен перечень организационных мероприятий и действий по правовому обеспечению создания индустриального парка, финансированию проекта, маркетинговому продвижению и привлечению резидентов парка (в том числе государственная и муниципальная поддержка резидентов и управляющей компании).
Меры государственной поддержки создания индустриальных парков в Республике Марий Эл
К системе региональных средств государственной поддержки создания индустриальных парков в Республике Марий Эл можно отнести организационно-правовые и финансовые меры (табл. 3).
Распоряжением Правительства Республики Марий Эл от 06.11.2014 № 527-р установлен конкретный перечень мероприятий по поддержке создания и функционирования промышленного (индустриального) парка «Южный», содержащий четыре направления (табл. 4):
• правовое обеспечение деятельности по созданию парка «Южный»;
• финансирование проекта по созданию индустриального парка;
• организационные мероприятия по созданию парка;
84 Ийр:/Лп-каа1|
• маркетинговое продвижение парка и мероприятия по привлечению резидентов.
В данном списке преобладают организационно-правовые и маркетинговые мероприятия, однако как отмечают многие ученые, основным сдерживающим фактором в развитии инновационных форм хозяйствования в Российской Федерации являются проблемы с их инвестированием [13].
О нехватке собственных финансовых ресурсов предпринимателей и недоступности кредитных средств свидетельствуют многие научные исследования [14]. В данной ситуации поддержка государства является необходимым условием роста модернизации экономики [15, 16]. Вместе с тем в условиях острой недостаточности бюджетных средств предоставление прямой помощи в форме субсидий и грантов становится затруднительным [17]. Решение этой проблемы возможно путем ограничения на высшем уровне размера предельной ставки не только в отношении потребительских кредитов14, но и заимствований инвестиционного характера. Помимо этого, одним из известных и широко используемых в мировой практике рычагов государственного стимулирования экономики является замена прямых расходов государства на финансирование инновационных проектов налоговыми льготами [18, 19].
Применение мер налогового стимулирования создания и развития индустриальных парков в Республике Марий Эл
Поскольку республика по рейтингу Национальной ассоциации инноваций и развития информационных технологий относится к регионам с низким уровнем конкурентоспособности, где преобладает территориальная (а не финансовая или экономическая) доминанта конкурентоспособности [20], указанному вопросу следует уделять особо внимание.
Европейский опыт свидетельствует о том, что в настоящее время наибольшее распространение получили национальные кластерные программы, направленные на стимулирование развития отдельных составных частей кластера: развитие научных исследований и разработок, малого и среднего бизнеса, бизнес-инкубаторов и т.п. К таким структурным компонентам кластера можно отнести и промышленные парки. При этом важнейшим элементом кластерных программ является выделение бюджетов и финансирование.
14 О потребительском кредите (займе): Федеральный закон от 21.12.2013 № 353-ФЗ.
Основными источниками финансирования являются бюджеты соответствующего уровня [21]. Для отечественной экономики предпочтительно оказание косвенной финансовой поддержки инновациям путем предоставления налоговых льгот [22].
Налоговым законодательством Российской Федерации не предусмотрены отдельные льготы, связанные с созданием и развитием промышленных (индустриальных) парков, а также с осуществлением деятельности в зоне функционирования отраслевых кластеров (исключение составляют резиденты туристско-рекреационных особых экономических зон, объединенные решением Правительства Российской Федерации в кластер). Тем не менее, Налоговым кодексом РФ определен ряд случаев, способных оказать стимулирующее воздействие на развитие инвестиционных процессов:
• предоставление возможности организациям единовременно списывать в виде амортизационной премии на затраты часть стоимости приобретенных основных средств;
• разрешение применять в отдельных случаях коэффициенты ускоренной амортизации основных средств;
• освобождение от обложения налогом на имущество организаций, относящихся к движимому имуществу объектов основных средств, принятых на учет после 01.01.2013 и др.
Кроме того, Налоговый кодекс РФ устанавливает ряд преференций, направленных на развитие региональной, в том числе инновационной, экономики. Ранее уже отмечалось, что предусмотрен ряд льгот для резидентов особых экономических зон, резидентов территорий опережающего социально-экономического развития, организаций - участников региональных инвестиционных проектов, организаций-участников свободной экономической зоны, участников проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом «Об инновационном центре «Сколково». Вместе с тем субъекты предпринимательской деятельности, зарегистрированные в Республике Марий Эл, воспользоваться этими льготами не могут, поскольку регион в настоящее время не причислен ни к одному из соответствующих видов территорий. Наряду с этим субъекты Российской Федерации и муниципальные образования
наделены рядом полномочий15 в сфере налогообложения (табл. 5), перечень которых за 2014-2015 гг. несколько расширился.
Законом Республики Марий Эл от 27.10.2011 № 59-З в соответствии с нормами Налогового кодекса РФ:
• введены в действие региональные налоги (транспортный налог, налог на игорный бизнес и налог на имущество организаций);
• применяются специальные налоговые режимы (упрощенная система налогообложения и патентная система налогообложения;
• установлен порядок изменения сроков уплаты налогов и сборов уполномоченными органами в Республике Марий Эл, а также порядок списания безнадежной задолженности по платежам в бюджеты соответствующих уровней;
• конкретизированы ставки и сроки уплаты, введены дополнительные льготы по региональным налогам и налогу на прибыль организаций в установленных пределах (табл. 6).
На территории ряда муниципальных образований региона установлен и может взиматься единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности.
Одним из основных условий размещения промышленных парков на территории республики16 является установление максимальных налоговых льгот в части региональных и местных налогов, спектр предоставляемых льгот по данным налогам не очень велик. Практически нет послаблений по транспортному и земельному налогу для лиц, которые могли бы потенциально стать субъектами промышленного парка.
Основные преференции относятся к налогу на прибыль организаций (в части ставок, зачисляемых в региональный бюджет) и налогу на имущество организаций и связаны с осуществлением инвестиционной деятельности в регионе. Необходимо отметить, что минимальный размер инвестиций, дающий право на понижение ставки по налогу на прибыль на 1%, составляет 25 млн руб. Для большинства субъектов экономики в Республике Марий Эл такой объем
15 Шакирова Р.К., Курочкина Н.В. Регулирующая роль специальных налоговых режимов в системе региональной налоговой политики Республики Марий Эл // Финансы
и кредит. 2014. № 26. С. 49-55.
16 Об утверждении Концепции создания и размещения территорий перспективного развития, промышленных (индустриальных) парков на территории Республики Марий Эл: распоряжение Правительства Республики Марий Эл от 24.06.2013 № 372-р.
инвестиций недосягаем в силу причин объективного характера. Максимальный срок действия данной льготы составляет 6 лет.
В отношении налога на имущество введены преференции для организаций, реализующих на территории республики инвестиционные проекты с привлечением инвестиций на сумму более 100 млн руб., что также доступно не многим организациям. Особо надо отметить тот факт, что льгота предоставляется только лишь на срок, не превышающий 3 года. Данное обстоятельство также не способствует повышению привлекательности инвестиционного климата в республике. В данном случае, на наш взгляд, необходимо коррелировать срок действия льготы со сроком окупаемости проекта.
Большинством муниципальных образований Республики Марий Эл принято решение об освобождении от земельного налога учреждений образования, финансируемых из бюджета, однако льготы для инновационных субъектов экономики не предусмотрены.
Высокий уровень дефицита консолидированного бюджета Республики Марий Эл [23] не является сдерживающим фактором при использовании региональным органом власти возможностей, предоставленных федеральным налоговым законодательством в части регулирования отношений в сфере налогообложения. Результатом этого стала отмена с 2015 г. вполне эффективных налоговых льгот, действовавших ранее для налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения с объектом «доходы, уменьшенные на величину расходов». Поэтому возникают сомнения, что региональные власти воспользуются вновь предоставленной возможностью17 уменьшить налоговые ставки для лиц, применяющих упрощенную систему налогообложения с объектом «доходы», а также для плательщиков единого налога на вмененный доход. В настоящее время соответствующие поправки в региональное законодательство не приняты.
Вместе с тем с 2015 г. в Республике Марий Эл введены двухлетние налоговые каникулы для впервые зарегистрированных индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения и патентную систему налогообложения (табл. 7). Действие соответствующих положений регионального законодательства продлится до 01.01.2021.
17 О внесении изменений в статью 12 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации: Федеральный закон от 13.07.2015 № 232-ФЗ.
86 Ийр:/Лп-каа1|
В Республике Марий Эл налоговые каникулы при упрощенной системе налогообложения предусмотрены для отдельных видов производственной деятельности, научных исследований и разработок. В отношении патентной системы налогообложения установлен иной перечень видов деятельности, дающих право предпринимателям на такие каникулы, к которым относятся отдельные виды производства и оказание небольшого спектра услуг.
Современные исследователи отмечают несостоятельность налоговой системы в плане инвестиционно-экономического регулирования и стимулирования важнейших отраслей и видов деятельности российской экономики [24]. Гармонизация налоговых отношений может быть достигнута за счет повышения гибкости налоговой системы, своевременного ее реагирования на текущее состояние экономики и финансов. Учеными предлагаются различные варианты налогового стимулирования производственной деятельности и инноваций [25, 26]. Особый интерес вызывают предложения о предоставлении субъектам Российской Федерации права снижать региональную часть ставки по налогу на прибыль организаций вплоть до нуля для лиц, реализующих инвестиционные проекты на соответствующих территориях. Кроме того, действие положений российского законодательства о налоговых каникулах для впервые зарегистрированных предпринимателей целесообразно расширить, распространив их на вновь образованные организации - субъекты малого и среднего предпринимательства.
Региональная налоговая политика Республики Марий Эл должна формироваться с учетом всех полномочий, предоставляемых федеральным законодательством. Решение об установлении и отмене налоговых льгот должно приниматься на основе научно обоснованных результатов экономического анализа. При введении новых преференций нужно оговаривать срок их действия. Период применения эффективных налоговых льгот (таких, как пониженные ставки при использовании упрощенной системы налогообложения по приоритетным видам деятельности) необходимо продлевать. Региону и муниципальным образованиям в его составе надо шире использовать право на изменение налоговых ставок и введение льгот по региональным и местным налогам (налогу на имущество организаций и земельному налогу), а также право на уменьшение ставок в отношении специальных налоговых режимов.
Таблица 1
Сравнительная характеристика определений термина «промышленный кластер»
Table 1
Comparison of the term definitions of industrial cluster
Источник Формулировка определения Идентифицирующие параметры
Методические рекомендации по созданию индустриального парка (2014 г.), разработанные Ассоциацией индустриальных парков Промышленный кластер - это сконцентрированная на некоторой территории группа взаимосвязанных производственных предприятий, взаимодополняющих друг друга и усиливающих конкурентные преимущества отдельных компаний и кластера в целом Сущность - группа производственных предприятий. Размещение объектов - производственные предприятия сконцентрированы на определенной территории. Взаимосвязь объектов - объекты взаимосвязаны и дополняют друг друга. Экономический эффект от взаимосвязи объектов -усиливаются конкурентные преимущества отдельных компаний и кластера в целом
Индустриальный (промышленный) парк - это управляемый специализированной компанией комплекс объектов недвижимого имущества, состоящий из земельного участка (участков) с производственными, административными, складскими и иными зданиями, строениями и сооружениями, обеспеченный инженерной и транспортной инфраструктурой, необходимой для создания нового промышленного производства, а также обладающий необходимым правовым режимом для осуществления производственной деятельности Сущность - комплекс объектов недвижимости, обеспеченный инженерной и транспортной инфраструктурой (земельный участок, производственные, административные, складские здания, строения, сооружения). Назначение - создание нового промышленного производства. Управление - специализированная компания. Условия - наличие необходимого правового режима для осуществления производственной деятельности
Федеральный закон от 31.12.2014 № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации» Промышленный кластер - это совокупность объектов деятельности в сфере промышленности, связанных отношениями в указанной сфере вследствие территориальной близости и функциональной зависимости, и размещенных на территории одного субъекта Российской Федерации или на территориях нескольких субъектов Российской Федерации Сущность - совокупность субъектов деятельности в сфере промышленности. Размещение объектов - на территории одного или нескольких субъектов Российской Федерации. Взаимосвязь объектов - связаны отношениями в сфере промышленности вследствие территориальной близости и функциональной зависимости. Экономический эффект от взаимосвязи объектов -не отражен
Индустриальный (промышленный) парк - это совокупность объектов промышленной инфраструктуры, предназначенных для создания промышленного производства или модернизации промышленного производства и управляемых управляющей компанией -коммерческой или некоммерческой организацией, созданной в соответствии с законодательством Российской Федерации Сущность - совокупность объектов промышленной инфраструктуры. Назначение - создание или модернизация промышленного производства. Управление - управляющая компания (коммерческая или некоммерческая организация). Условия - не обозначены
Постановление Правительства Республики Марий Эл от 07.07.2014 № 349 «О порядке создания и функционирования индустриальных парков на территории Республики Марий Эл Индустриальный парк - это управляемый единым оператором (специализированной управляющей компанией) комплекс объектов недвижимости, состоящий из земельного участка (участков) с производственными, административными, складскими и иными помещениями и сооружениями, обеспеченный энергоносителями, инженерной и транспортной инфраструктурой и административно-правовыми условиями для размещения производств Сущность - комплекс объектов недвижимости, обеспеченный энергоносителями, инженерной и транспортной инфраструктурой (земельный участок, производственные, административные, складские помещения и сооружения). Назначение - размещение производств. Управление - единый оператор (специализированная управляющая компания). Условия - административно-правовые условия для размещения производств
Источник: авторская разработка Source: Authoring
Региональная экономика: теория и практика 9 (2016) 80-97 Regional Economics: Theory and Practice
Таблица 2 Ретроспектива развития мер правового регулирования по созданию и развитию индустриальных парков в Республике Марий Эл Table 2 A retrospective of the development of legal regulation on establishment and development of industrial parks in the Mari El Republic
Распорядительный документ Принятые меры Комментарий
Постановление Правительства Республики Марий Эл от 31.08.2007 № 214 «Об утверждении стратегии долгосрочного социально-экономического развития Республики Марий Эл» Стратегия долгосрочного социально-экономического развития Республики Марий Эл В разделе «Повышение конкурентоспособности отраслей промышленности» первоочередной задачей определено формирование отраслевых кластеров
Постановление Правительства Республики Марий Эл от 30.11.2012 № 453 «О государственной программе Республики Марий Эл "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности (2013-2020 годы)" (вместе с Перечнем основных мероприятий государственной программы Республики Марий Эл "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности (2013-2020 годы)", паспортом республиканской целевой программы "Развитие инновационной деятельности в Республике Марий Эл на 2013-2020 годы", подпрограммой "Развитие промышленного комплекса" государственной программы Республики Марий Эл "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности")» Государственная программа Республики Марий Эл «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности (2013-2020 годы)» Отмечено, что важнейшим условием реализации эффективной государственной научно-технической политики является концентрация научного потенциала, финансовых и материально-технических ресурсов
Распоряжение Правительства Республики Марий Эл от 24.06.2013 № 372-р «Об утверждении Концепции создания и размещения территорий перспективного развития, промышленных (индустриальных) парков на территории Республики Марий Эл» Концепция создания и размещения территорий перспективного развития, промышленных (индустриальных) парков на территории Республики Марий Эл Указано, что условиями максимальной конкурентоспособности промышленных парков являются: • минимальные расходы резидентов на создание инфраструктуры; • меры финансовой поддержки (субсидии, гранты); • максимальные налоговые льготы в части региональных и местных налогов
Распоряжение Правительства Республики Марий Эл от 30.10.2013 № 643-р «О создании промышленного (индустриального) парка на территории Республики Марий Эл» Распоряжение «О создании промышленного (индустриального) парка на территории Республики Марий Эл» Предусмотрено выделение территории площадью не менее 20 000 м2 для создания парка «Южный»
Постановление Правительства Республики Марий Эл от 07.07.2014 № 349 «О порядке создания и функционирования индустриальных парков на территории Республики Марий Эл» (вместе с «Уведомлением об исключении из реестра индустриальных парков Республики Марий Эл») Порядок создания и функционирования индустриальных парков на территории Республики Марий Эл Установлен перечень возможных инициаторов образования промышленных парков. Определен комплекс мер государственной поддержки создания индустриальных парков в республике
Постановление Правительства Республики Марий Эл от 16.09.2014 № 504 «О промышленном (индустриальном) парке «Южный» Постановление «О промышленном (индустриальном) парке «Южный»» Определен государственный заказчик на разработку проектно-сметной документации на строительство промышленного парка «Южный»
Распоряжение Правительства Республики Марий Эл от 06.11.2014 № 527-р «Об утверждении плана первоочередных мероприятий по созданию промышленного (индустриального) парка «Южный» План первоочередных мероприятий по созданию промышленного (индустриального) парка «Южный» Определен перечень правовых, организационных, финансовых и маркетинговых мероприятий, направленных на создание индустриального парка
Источник: авторская разработка
Source: Authoring
Таблица 3
Меры государственной поддержки создания индустриальных парков, регламентированные нормативными правовыми актами Республики Марий Эл
Table 3
State support measures for the creation of industrial parks, regulated by normative legal acts of the Mari El Republic
Распорядительный документ Комментарий
Распоряжение Правительства Республики Марий Эл от 24.06.2013 № 372-р «Об утверждении Концепции создания и размещения территорий перспективного развития, промышленных (индустриальных) парков на территории Республики Марий Эл» Меры финансовой поддержки (субсидии, гранты). Максимальные налоговые льготы в части региональных и местных налогов
Постановление Правительства Республики Марий Эл от 07.07.2014 № 349 «О порядке создания и функционирования индустриальных парков на территории Республики Марий Эл» (вместе с «Уведомлением об исключении из реестра индустриальных парков Республики Марий Эл») Снижение административных барьеров. Расширение доступа к кредитным ресурсам. Содействие в создании и реконструкции инженерной, транспортной инфраструктуры индустриальных парков, в том числе с использованием механизмов государственно-частного партнерства. Информационная, организационная и консультационная поддержка
Распоряжение Правительства Республики Марий Эл от 06.11.2014 № 527-р «Об утверждении плана первоочередных мероприятий по созданию промышленного (индустриального) парка «Южный» Перечень правовых, организационных, финансовых и маркетинговых мероприятий
Источник: авторская разработка Source: Authoring
Таблица 4
Мероприятия по поддержке создания индустриального парка «Южный», предусмотренные распоряжением Правительства Республики Марий Эл от 06.11.2014 № 527-р «Об утверждении плана первоочередных мероприятий по созданию промышленного (индустриального) парка «Южный»
Table 4
Activities to support the establishment of the industrial park 'Yuzhnyi', stipulated by Decree of the Mari El Republic Government of November 6, 2014 № 527-p On Approval of the Priority Activity Plan to Establish the Industrial Park 'Yuzhnyi'
Мероприятия Содержание
1. Правовые 1. Внесение изменений в нормативные акты Республики Марий Эл и муниципального образования «Медведевский муниципальный район» по стимулированию создания парка «Южный». 2. Подписание соглашения о взаимодействии сторон в целях создания парка «Южный» между уполномоченным органом и муниципалитетом. 3. Разработка и утверждение документов, регламентирующих функционирование парка «Южный». 4. Заключение уполномоченным органом инвестиционного соглашения о создании промышленного парка с муниципалитетом и управляющей компанией. 5. Разработка соглашения о ведении промышленно-производственной деятельности резидентов на территории парка «Южный»
2. Организационные 1. Обеспечение соответствия характеристик проектируемого парка «Южный» стандартам Ассоциации индустриальных парков. 2. Постановка земельного участка, предусмотренного для строительства парка «Южный», на кадастровый учет. 3. Проведение торгов на разработку проектно-сметной документации по строительству парка «Южный». 3. Принятие документов территориального планирования, правил землепользования и застройки с проведением процедуры публичных слушаний (в части размещения объекта - промышленного парка «Южный»). 4. Проведение открытого конкурса по отбору управляющей компании
3. Финансовые 1. Включение в республиканскую адресную инвестиционную программу на 2015 г. разработки проектно-сметной документации по строительству парка «Южный». 2. Определение возможности финансирования проекта за счет бюджетных и внебюджетных источников. 3. Организация участия заявки от Республики Марий Эл по созданию и развитию промышленных парков в конкурсе Минэкономразвития России по предоставлению субсидий из федерального бюджета на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства
4. Маркетинговые 1. Разработка программы продвижения парка «Южный».
2. Разработка пакета презентационных материалов о парке «Южный».
3. Размещение информации о парке «Южный» для субъектов малого и среднего предпринимательства в СМИ.
4. Поиск и привлечение резидентов.
5. Поддержка государством и муниципалитетом резидентов и управляющей компании парка _«Южный» в соответствии с законодательством_
Источник: авторская разработка
Source: Authoring
Таблица 5
Основные налоговые компетенции субъектов Российской Федерации и муниципальных образований Table 5
Main tax competence of the Russian Federation constituent entities and municipal entities
Полномочия Содержание Норма права
1. Предоставляемые федеральным законодательством регионам и муниципальным образованиям, согласно НК РФ При установлении региональных налогов на субфедеральном уровне в порядке и пределах, предусмотренных НК РФ, могут определяться налоговые ставки, а также порядок и сроки уплаты налогов, если эти налоговые элементы не установлены НК РФ Ст. 12 НК РФ
Органы законодательной власти регионов вправе устанавливать дифференцированные налоговые ставки в зависимости от категорий налогоплательщиков по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения Ст. 346.20 НК РФ
Регионом может быть установлена ставка 0% в части упрощенной системы налогообложения и патентной системы налогообложения для впервые зарегистрированных индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в производственной, социальной, научной сферах или в сфере предоставления бытовых услуг населению
Регионом принимается решение о введении в действие патентной системы налогообложения. Субъекты Российской Федерации могут дополнять перечень бытовых услуг, в отношении которых применяется патентная система налогообложения, устанавливать размер потенциального годового дохода с учетом ограничений, предусмотренных НК РФ Ст. 346.43 НК РФ
Представительные органы муниципальных образований вправе вводить в действие систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход, устанавливая при этом виды деятельности (в пределах перечня НК РФ), в отношении которых может применяться система, определять размер и структуру коэффициента К2 Ст. 346.26 НК РФ
На региональном и местном уровнях могут устанавливаться налоговые льготы в отношении региональных и местных налогов Ст. 12 НК РФ
Регион может принять решение о снижении ставки налога на прибыль в части, зачисляемой в соответствующий бюджет Ст. 284 НК РФ
Субъект Российской Федерации определяет перечень объектов недвижимости, по которым налог на имущество организаций должен исчисляться исходя из кадастровой стоимости Федеральный закон от 02.11.2013 № 307-ФЗ
При установлении региональных налогов на субфедеральном уровне в порядке и пределах, предусмотренных НК РФ, могут определяться налоговые ставки, а также порядок и сроки уплаты налогов, если эти налоговые элементы не установлены НК РФ Ст. 12 НК РФ
Органы законодательной власти регионов вправе устанавливать дифференцированные налоговые ставки в зависимости от категорий налогоплательщиков по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения Ст. 346.20 НК РФ
Регионом может быть установлена ставка 0% в части упрощенной системы налогообложения и патентной системы налогообложения для впервые зарегистрированных индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в производственной, социальной, научной сфере или в сфере предоставления бытовых услуг населению
Регионом принимается решение о введении в действие патентной системы налогообложения. Субъекты Российской Федерации могут дополнять перечень бытовых услуг, в отношении которых применяется патентная система налогообложения, устанавливать размер потенциального годового дохода с учетом ограничений, предусмотренных НК РФ Ст. 346.43 НК РФ
Представительные органы муниципальных образований вправе вводить в действие систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход, устанавливая при этом виды деятельности (в пределах перечня НК РФ), в отношении которых может применяться
система, определять размер и структуру коэффициента К2_
На региональном и местном уровнях могут устанавливаться налоговые льготы в отношении региональных и местных налогов, основания
и порядок их применения_
Регион может принять решение о снижении ставки налога на прибыль
в части, зачисляемой в соответствующий бюджет_
Субъект Российской Федерации определяет перечень объектов недвижимости, по которым налог на имущество организаций должен исчисляться исходя из кадастровой стоимости_
Ст. 346.26 НК РФ
Ст. 12 НК РФ
Ст. 284 НК РФ
Федеральный закон от 2.11.2013 № 307-Ф3
2. О регулировании отношений в области налогов и сборов в Республике Марий Эл: Закон Республики Марий Эл от 27.10.2011 № 59-З и нормативные правовые акты муниципальных образований
Законом Республики Марий Эл регламентируются ставки, порядок и сроки уплаты региональных налогов: налога на имущество организаций, налога на игорный бизнес, транспортного налога
Ст. 1, 2, 4-6 Закона Республики Марий Эл от 27.10.2011 № 59-З
Законом Республики Марий Эл для отдельных видов деятельности были установлены пониженные ставки единого налога при применении упрощенной системы налогообложения с объектом «доходы минус расходы» (в настоящее время эти льготы отменены)
Ст. 8
Закона Республики Марий Эл от 27.10.2011 № 59-З
Законом Республики Марий Эл от 17.06.2015 № 23-З внесены изменения в действующее региональное налоговое законодательство. До 01.01.2021 в республике для некоторых категорий индивиду альных предпринимателей вводятсядвухлетние налоговые каникулы
Ст. 8, 9.1
Закона Республики Марий Эл от 27.10.2011 № 59-З
Законом Республики Марий Эл определяются виды деятельности и потенциальный годовой доход для применения патентной системы налогообложения на территории республики
Ст. 9, 10
Закона Республики Марий Эл от 27.10.2011 № 59-З
Нормативными правовыми актами муниципальных образований Республики Марий Эл введена в действие система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход на соответствующих
территориях_
Закон Республики Марий Эл определяет порядок установления дополнительных налоговых льгот, их эффективность
Решения собраний
депутатов
муниципалитетов
Ст. 13
Закона Республики Марий Эл от 27.10.2011 № 59-З
Законом Республики Марий Эл для юридических лиц, осуществляющих инвестиционную деятельность в республике, установлены пониженные ставки зачисляемого в бюджет налога на прибыль
Ст. 12
Закона Республики Марий Эл от 27.10.2011 № 59-З
Установлена ставка для объектов недвижимости иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства
П. 2 ст. 2
Закона Республики Марий Эл от 24.02.2014 № 4-З
Источник: авторская разработка Source: Authoring
Таблица 6
Реализация полномочий, предоставленных регионам и муниципальным образованиям в области федеральных, региональных и местных налогов и сборов в Республике Марий Эл
Table 6
Implementing the powers conferred on the regions and municipalities in the area of federal, regional, and local taxes and fees, in the Mari El Republic
Налог Особенности регионального налогообложения Примечание
На прибыль организаций Ставка налога, подлежащего зачислению в республиканский бюджет, для организаций, осуществляющих на территории Республики Марий Эл инвестиционную деятельность, понижается: - на 1% при условии, что размер инвестиций составляет от 25 до 50 млн руб.; - на 2% при условии, что размер инвестиций составляет от 50 до 75 млн руб.; - на 3% при условии, что размер инвестиций составляет от 75 до 100 млн руб.; - на 4% при условии, что размер инвестиций составляет от 100 млн руб. Право на применение пониженной ставки налога предоставляется на срок не более 6 лет Если в течение периода применения пониженной ставки осуществляются инвестиции, то размеры инвестиций суммируются, а процентные пункты, в размере которых понижается ставка налога, не подлежат суммированию
На имущество организаций Ставки налога: - основная ставка - 2,2%; - для сельскохозяйственных товаропроизводителей установлена ставка 1,1%; - для сельскохозяйственных товаропроизводителей, реализующих на территории Республики Марий Эл инвестиционные проекты с привлечением инвестиций на сумму более 5 млрд руб., установлена ставка 0,5% В случае полной или частичной передачи имущества, создание или приобретение которого явилось основанием для получения льготы, во владение, пользование или распоряжение другим
От уплаты налога освобождены: - организации, вложившие частные инвестиции в строительство объектов социальной инфраструктуры на территории Республики Марий Эл на сумму не менее 100 млн руб. Льгота предоставляется на срок не более 20 лет; - организации, вложившие частные инвестиции в строительство объектов туристской индустрии на территории Республики Марий Эл на сумму не менее 25 млн руб. Льгота предоставляется на срок не более 10 лет; - организации, реализующие на территории Республики Марий Эл инвестиционные проекты с привлечением инвестиций на сумму более 100 млн руб. Льгота предоставляется на срок не более чем 3 года лицам, действие льготы прекращается
Транспортный налог В Республике Марий Эл реализовано право увеличивать размер ставок, установленных НК РФ по транспортному налогу, но не более чем в 10 раз В рамках реализации мер по оптимизации льгот с 2015 г. объем налоговых
От уплаты налога освобождены: - сельскохозяйственные товаропроизводители по зарегистрированным на них грузовым автомобилям; - организации здравоохранения по зарегистрированным на них специальным автомобилям медицинской службы. Применяются понижающие коэффициенты: - 0,4 - организациями жилищно-коммунального хозяйства по зарегистрированным на них специальным автомобилям; - 0,5 - организациями, имеющими мобилизационное задание на содержание автомобильных колонн войскового типа, по грузовым автомобилям и автобусам; - 0,5 - в отношении легковых автомобилей мощностью до 200 л.с. (включительно), зарегистрированных на граждан отдельных категорий льгот по транспортному налогу сокращен
Источник: авторская разработка Source: Authoring
Таблица 7
Реализация полномочий, предоставленных регионам и муниципальным образованиям в области специальных налоговых режимов, в Республике Марий Эл
Table 7
Implementing the powers conferred on the regions and municipalities in the area of special tax regimes, in the Mari El Republic
Режим налогообложения Особенности регионального налогообложения Примечание
Упрощенная система налогообложения Ставка единого налога, уплачиваемого налогоплательщиками, выбравшими в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, установлена в размере 15% С 2015 г. прекращено действие пониженной ставки для некоторых видов деятельности
Налоговая ставка для впервые зарегистрированных индивидуальных предпринимателей устанавливается в размере 0% при осуществлении оговоренных законом видов деятельности. Льгота применяется в течение двух лет со дня регистрации при условии, что средняя численность работников за весь период не превышает 15 чел., сумма доходов от реализации не превышает предельного размера дохода, предусмотренного НК РФ (60 млн руб., скорректированого на коэффициент-дефлятор), уменьшеного в 4 раза
Патентная система налогообложения Дополнительные виды деятельности, в отношении которых применяется патентная система налогообложения (услуги бань, душевых, саун) Размер потенциально возможного к получению годового дохода в 2015 г. был повышен
Наибольший размер потенциального дохода установлен в отношении розничной торговли, общественного питания, сдачи в аренду объектов недвижимого имущества. Потенциальный доход на уровне выше среднего установлен в отношении транспортных услуг, ремонта и техобслуживания автотранспорта, ветеринарных услуг, услуг по присмотру и уходу за детьми и больными, медицинской деятельности, частной детективной деятельности
Налоговая ставка для впервые зарегистрированных индивидуальных предпринимателей, применяющих патентную систему налогообложения, определяется в размере 0% при осуществлении деятельности в отношении установленных законом видов деятельности. Льгота применяется в течение двух лет со дня регистрации при условии, что средняя численность работников за весь период не превышает 15 чел., сумма доходов от реализации не превышает предельного размера дохода, предусмотренного НК РФ (60 млн руб.), уменьшенного в 4 раза
Источник: авторская разработка Source: Authoring
Список литературы
1. Абрамова Е.А., Апокин А.Ю., Белоусов Д.Р., Михайленко К.В., Пенухина Е.А., Фролов А. Будущее России: макроэкономические сценарии в глобальном контексте // Форсайт. 2013. Т. 7. № 2. С. 6-25.
2. Макаров С., Угнич Е. Бизнес-катализаторы как драйверы развития региональных инновационных систем // Форсайт. 2015. Т. 9. № 1. С. 56-67.
3. Шаталов М.А., Ахмедов А.Э., Мычка С.Ю. Формирование кластеров как механизм обеспечения конкурентоспособности региона в условиях нестабильности // Вестник Марийского государственного университета. Сер.: Сельскохозяйственные науки. Экономические науки. 2015. № 1. С. 93-96.
4. Бородина М.А. Формирование экономических кластеров в регионе // Вестник Пермского университета. Сер.: Экономика. 2010. № 2. С. 37-44.
5. Абашкин В.Л., Бояров А.Д., Куценко Е.С. Кластерная политика в России: от теории к практике // Форсайт. 2012. Т. 6. № 3. С. 16-27.
6. Куценко Е.С. Рациональная кластерная стратегия: маневрируя между провалами рынка и государства // Форсайт. 2012. Т. 6. № 3. С. 6-15.
7. Куценко Е.С. Пилотные инновационные территориальные кластеры России: модель устойчивого развития // Форсайт. 2015. Т. 9. № 1. С. 32-55.
8. Карлина Т.В. Идентификация ядер региональных экономических кластеров на основе анализа структурных сдвигов в условиях циклично развивающейся экономики // Вестник Пермского университета. Сер.: Экономика. 2011. № 4. С. 18-29.
9. Ковалева Т.Ю. Алгоритм идентификации и оценки кластеров в экономике региона // Вестник Пермского университета. Сер.: Экономика. 2011. № 4. С. 30-39.
10. Гершман М.А., Кузнецова Т.Е. Особенности участия малых инновационных фирм в международной научно-технической кооперации: опыт российско-германских контактов // Форсайт. 2012. Т. 6. № 3. С. 51-61.
11. Дмитриева О.А. Индустриальный парк как форма развития территориального комплекса // Экономический журнал. 2012. № 28. С. 40-49.
12. Симачев Ю., Кузык М., Кузнецов Б., Погребняк Е. Россия на пути к новой технологической промышленной политике: среди манящих перспектив и фатальных ловушек систем // Форсайт. 2014. Т. 8. № 4. С. 6-23.
13. Ощепков В.М., Кузьмина Ю.Д. Проблемы инновационного развития региона (на примере Приволжского федерального округа) // Проблемы прогнозирования. 2012. № 2. С. 113-119.
14. Разуваев В.В. Оценка инвестиционной привлекательности регионов Российской Федерации // Вестник Пермского университета. Сер.: Экономика. 2011. № 3. С. 45-53.
15. Спасская Н.В. Возможности индустриализации экономики России в контексте современной региональной политики // Вестник Пермского университета. Сер.: Экономика. 2015. № 2. С. 89-98.
16. Лебедева Н.Н. Реализация проектов промышленных парков на основе концессионной модели государственно-частного партнерства // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2009. № 90. С. 214-216.
17. Виноградова Е.А. Проблемы формирования и развития региональных бюджетов Российской Федерации в условиях макроэкономической нестабильности // Вестник Марийского государственного университета. Сер.: Сельскохозяйственные науки. Экономические науки. 2015. № 3. С. 49-53.
18. Иванова М.В. Налоги как инструмент регионального инновационного развития // Российское предпринимательство. 2012. № 8. С. 172-178.
19. Гохберг Л., Китова Г., Рудь В. Налоговая поддержка науки и инноваций: спрос и эффекты // Форсайт. 2014. Т. 8. № 3. С. 18-41.
20. Ощепков В.М., Кузьмина Ю.Д. Конкурентоспособность регионов: сущность, современные факторы повышения // Вестник Пермского университета. Сер.: Экономика. 2012. № 3.1. С. 6-12.
21. Миролюбова Т.В., Афонина А.Г. Кластерная политика в европейских странах и в России: сравнительный анализ // Вестник Пермского университета. Сер.: Экономика. 2011. № 1. С. 37-44.
22. Молодчик А.В., Севастьянов В.П. Границы экономической целесообразности налоговых льгот для инновационных предприятий // Вестник Пермского университета. Сер.: Экономика. 2014. № 3. С.58-65.
23. Казаковцева М.В. Эффективное управление государственным долгом субъектов РФ // Вестник Марийского государственного университета. Сер.: Сельскохозяйственные науки. Экономические науки.2015.№ 3. С. 60-65.
24. Григорьева К.С. Противоречия интересов и конфликты в системе налоговых отношений // Вестник Томского государственного университета. Сер.: Экономика. 2012. № 1. С. 108-112.
25. Гринкевич А.М. Налоговое стимулирование инновационной деятельности: сравнительный анализ российского и зарубежного законодательства // Вестник Томского государственного университета. Сер.: Экономика. 2012. № 2. С. 81-86.
26. Рюмина Ю.А. Зарубежный опыт налогового стимулирования инновационной деятельности // Вестник Томского государственного университета. Сер.: Экономика. 2012. № 3. С. 80-85.
Socioeconomic Policy
ISSN 2311-8733 (Online) ISSN 2073-1477 (Print)
PRECONDITIONS FOR CREATION AND DEVELOPMENT OF INDUSTRIAL PARKS IN THE MARI EL REPUBLIC: TAX INCENTIVES
Ramziya K. SHAKIROVA
Mari State University, Yoshkar-Ola, Mari El Republic, Russian Federation ramziya05@gmail. com
Article history:
Received 17 December 2015 Received in revised form 11 January 2016 Accepted 28 January 2016
JEL classification: G38, H25, H30, O23
Keywords: competitiveness, industrial cluster, industrial park, government support, regional tax policy
Abstract
Importance The article discusses the issues of priming of economy clustering, creating industrial estates and technology parks.
Objectives The article aims to study the organizational and legal prerequisites for the creation of industrial parks in the Mari El Republic and the stated measures of State and municipal support, and identify opportunities for regional tax legislation to regulate the economy and promote industrial parks.
Methods The study uses a combination of dialectical, abstract-logical, systems, descriptive, and normative approaches.
Results The paper presents the characteristic of measures on organizational and legal regulation of the establishment of industrial parks in the Mari El Republic.
Conclusions Regional tax policy of the Mari El Republic must take into account all of the powers granted by the federal legislation.
© Publishing house FINANCE and CREDIT, 2015
Acknowledgments
The article was supported by the Russian Foundation for Humanities, grant No. 14-12-12005a(p). References
1. Abramova E.A., Apokin A.Yu., Belousov D.R., Mikhailenko K.V., Penukhina E.A., Frolov A. [The future of Russia: the macroeconomic scenario in the global context]. Forsait = Foresight Russia, 2013, vol. 7, iss. 2, pp. 6-25. (In Russ.)
2. Makarov S., Ugnich E. [Business catalysts as drivers of the development of regional innovation systems]. Forsait = Foresight Russia, 2015, vol. 9, iss. 1, pp. 56-67. (In Russ.)
3. Shatalov M.A., Akhmedov A.E., Mychka S.Yu. [Formation of clusters as a means of ensuring the region's competitiveness in the face of instability]. Vestnik Mariiskogo gosudarstvennogo universiteta. Ser.: Sel'skokhozyaistvennye nauki. Ekonomicheskie nauki = Vestnik of Mari State University. Ser. Agricultural Sciences. Economic Sciences, 2015, no. 1, pp. 93-96. (In Russ.)
4. Borodina M.A. [Formation of economic clusters in the region]. Vestnik Permskogo universiteta. Ser. Ekonomika = Perm University Herald. ECONOMY, 2010, no. 2, pp. 37-44. (In Russ.)
5. Abashkin V.L., Boyarov A.D., Kutsenko E.S. [Cluster policy in Russia: from theory to practice]. Forsait = Foresight Russia, 2012, vol. 6, iss. 3, pp. 16-27. (In Russ.)
6. Kutsenko E.S. [Rational cluster strategy: maneuvering between the failures of the market and the State].
Forsait = Foresight Russia, 2012, vol. 6, iss. 3, pp. 6-15. (In Russ.)
7. Kutsenko E.S. [Pilot innovative territorial clusters of Russia: a model for sustainable development]. Forsait = Foresight Russia, 2015, vol. 9, iss. 1, pp. 32-55. (In Russ.)
8. Karlina T.V. [Identification of the cores of regional economic clusters on the basis of an analysis of structural changes in the conditions of developing economy cycles]. Vestnik Permskogo universiteta. Ser.: Ekonomika = Perm University Herald. ECONOMY, 2011, no. 4, pp. 18-29. (In Russ.)
9. Kovaleva T.Yu. [An algorithm for identification of clusters in the economy of the region], Vestnik Permskogo universiteta. Ser.: Ekonomika = Perm University Herald. ECONOMY, 2011, no. 4, pp. 30-39. (In Russ.)
10. Gershman M.A., Kuznetsova T.E. [Features of the participation of small innovative firms in international scientific and technical cooperation: the experience of Russian-German contacts]. Forsait = Foresight Russia, 2012, vol. 6, iss. 3, pp. 51-61. (In Russ.)
11. Dmitrieva O.A. [Industrial Park as a form of territorial development of the complex]. Ekonomichesky Zhurnal, 2012, no. 28, pp. 40-49. (In Russ.)
12. Simachev Yu., Kuzyk M., Kuznetsov B., Pogrebnyak E. [Russia on the way to a new technological industrial policy: challenging prospects and fatal traps systems]. Forsait = Foresight Russia, 2014, vol. 8, iss. 4, pp. 6-23. (In Russ.)
13. Oshchepkov V.M., Kuz'mina Yu.D. [Problems of innovation development of the region: evidence from the Volga Federal District]. Problemy prognozirovaniya = Problems of Forecasting, 2012, no. 2, pp. 113-119. (In Russ.)
14. Razuvaev V.V. [Evaluation of the investment attractiveness of regions of the Russian Federation]. Vestnik Permskogo universiteta. Ser.: Ekonomika = Perm University Herald. ECONOMY, 2011, no. 3, pp. 45-53. (In Russ.)
15. Spasskaya N.V. [Opportunities of industrialization of Russia's economy in the context of modern regional policy]. Vestnik Permskogo universiteta. Ser.: Ekonomika = Perm University Herald. ECONOMY, 2015, no. 2, pp. 89-98. (In Russ.)
16. Lebedeva N.N. [Implementation of projects of industrial parks on the basis of the concession of public-private partnership model]. Izvestiya Rossiiskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A.I. Gertsena = Izvestia: Herzen University Journal of Humanities & Science, 2009, no. 90, pp. 214-216. (In Russ.)
17. Vinogradova E.A. [Problems of formation and development of regional budgets of the Russian Federation in the conditions of macroeconomic instability]. Vestnik Mariiskogo gosudarstvennogo universiteta. Ser.: Sel'skokhozyaistvennye nauki. Ekonomicheskie nauki = Vestnik of Mari State University. Ser. Agricultural Sciences. Economic Sciences, 2015, no. 3, pp. 49-53. (In Russ.)
18. Ivanova M.V. [Taxes as a tool for regional innovation development]. Rossiiskoe predprinimatel'stvo = Russian Journal of Entrepreneurship, 2012, no. 8, pp. 172-178. (In Russ.)
19. Gokhberg L., Kitova G., Rud' V. [Tax support for science and innovation: demand and the effects]. Forsait = Foresight Russia, 2014, vol. 8, no. 3, pp. 18-41. (In Russ.)
20. Oshchepkov V.M., Kuz'mina Yu.D. [Competitiveness of regions: the essence, modern factors of improvement]. Vestnik Permskogo universiteta. Ser.: Ekonomika = Perm University Herald. ECONOMY, 2012, no. 3.1, pp. 6-12. (In Russ.)
21. Mirolyubova T.V., Afonina A.G. [Cluster policies in European countries and in Russia: a comparative analysis]. Vestnik Permskogo universiteta. Ser.: Ekonomika = Perm University Herald. ECONOMY, 2011, no. 1, pp. 37-44. (In Russ.)
22. Molodchik A.V., Sevast'yanov V.P. [The boundaries of the economic feasibility of tax incentives for innovative enterprises]. Vestnik Permskogo universiteta. Ser.: Ekonomika = Perm University Herald. ECONOMY, 2014, no. 3, pp. 58-65. (In Russ.)
23. Kazakovtseva M.V. [Effective management of the public debt of the Russian Federation]. Vestnik Mariiskogo gosudarstvennogo universiteta. Ser.: Sel'skokhozyaistvennye nauki. Ekonomicheskie nauki = Vestnik of Mari State University. Ser. Agricultural Sciences. Economic Sciences, 2015, no. 3, pp. 60-65. (In Russ.)
24. Grigor'eva K.S. [Conflicts of interest and conflicts in the system of tax relations]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Ser.: Ekonomika = Tomsk State University Journal of Economics, 2012, no. 1, pp. 108-112. (In Russ.)
25. Grinkevich A.M. [Tax incentives for innovation: a comparative analysis of the Russian and international legislation]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Ser.: Ekonomika = Tomsk State University Journal of Economics, 2012, no. 2, pp. 81-86. (In Russ.)
26. Ryumina Yu.A. [International experience of tax incentives for innovation]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Ser.: Ekonomika = Tomsk State University Journal of Economics, 2012, no. 3, pp. 80-85. (In Russ.)