ВЛИЯНИЕ НА КУЛЬТУРУ ОСОБЕННОСТЕЙ ЭКОЛОГИИ А.М. Саруханян, магистрант
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (Россия, г. Москва)
DOI: 10.24411/2500-1000-2018-10412
Аннотация. Целью статьи является анализ взаимовлияния детерминант экологической стороны бытия и культурного ландшафта. В статье исследуются как специфика воздействия культурных ценностей и установок на природную среду, так и особенности трансформации культурных и мировоззренческих систем на основе экологических факторов. Рассмотрено, как экологические проблемы современности постепенно изменяют культурную среду, выводя концепцию "зеленой экономики" за пределы лишь экономических воззрений в направлении формирования целостной парадигмы устойчивого развития. Оценены направления формирования экологического сознания, играющего важную роль как в процессе формирования экологической культуры человека, так и в становлении и развитии культуры (в том числе - эколого-правовой) того или иного общества или цивилизации в целом.
Ключевые слова: экология, культура, мировоззрение, среда обитания, природосбережение, экологическое сознание, эколого-правовая культура.
Сформировавшись во второй половине XIX века как биологическая наука, экология в последние десятилетия все в большей мере определяет специфику социальной жизни, превращается в важнейшую основу формирования будущего человечества, поскольку одной из наиболее актуальных цивилизационных проблем является сохранение природной среды как неотъемлемой основы человеческого существования.
Содержание современного этапа развития мировой цивилизации в целом и российского общества в частности должно определяться объективными
потребностями принятия новой парадигмы развития, основанной на механизмах устойчивого и гармоничного
сосуществования человека и природы: лишь соблюдение данного постулата позволит обеспечить учет
общецивилизационных тенденций и в то же время продолжение естественного исторического пути развития России на основе своего богатейшего культурного и духовного потенциала, сырьевой ресурсообеспеченности и природного многообразия.
Результаты исследования. Различные аспекты взаимовлияния культурной и природной среды исследуют такие современные российские ученые, как Щепеткина И.В., Тобоев А.И., Гехт И.А., Кислицкий М.М., Лавелина Е.Ю., Флоря В.И., Золотухин В.М., Баркова Л.А., Ильин А.Н., Кудрявцева В.И., Мельник Н.Б., Циплакова Ю.В., Язовская О.В. и др. Многомерная интеграция и тотальная глобализация, с одной стороны, многократно увеличили возможности адаптации человечества к окружающей среде, с другой - породили новые глобальные проблемы, которые теперь осознают не только ученые, но и (правда, зачастую лишь декларативно)
общественность и политики. С институциональной точки зрения, окружающая среда больше не рассматривается отдельно от действующих политик в социальных, экономических и культурных сферах, но на практике экологическая проблематика зачастую остается изолированной, не связанной с измерениями парадигмы развития общества и экономики — необходимость расширить рамки осознания последствий развития на окружающую среду остается
зафиксированной и реализованной лишь на бумаге либо в публичных заявления.
Одним из новых концептуальных направлений решения данной проблемы является парадигма формирования "зеленой экономики", тесно связанная с концепцией устойчивого развития. При характеристике сущности концепции "зеленой" экономики, на наш взгляд, целесообразно обеспечить инклюзию общеэкономического, отраслевого,
технологического и цивилизационного подходов, рассматривая её как экономику устойчивого роста с доминированием экологически чистых отраслей,
использующих альтернативную энергетику и ресурсосберегающие технологии, при которой экономический рост и развитие экологической культуры бизнеса и населения активно стимулируются государственной эколого-экономической политикой (в целях сохранения человеческой цивилизации). Таким образом, неоспоримым является факт того, что улучшение экологической обстановки требует не только перенаправления регулирующей и инвестиционной активности, создания новых
технологических решений и развития научно-технического прогресса, но и трансформации культурной среды и ценностных ориентаций. В этой связи Щепеткина И.В. подчеркивает ценность культуроведческого подхода к
экологической проблематике: именно культура являет собой ту область человеческого бытия, где необходимо искать ответы на вопросы деструктивной эксплуатации природной среды, поскольку именно в основании культуры лежат смысложизненные общечеловеческие ценности [1]. Рассматривая
многоаспектность самого понятия «культура», а также разнонаправленность существующих экологических проблем, исследователь поднимает вопрос поступательного формирования особой эколого-правовой культуры, которую целесообразно воспринимать как вид духовной культуры, характеризующийся общим уровнем знаний и отношением общества к эколого-правовым нормам,
убеждениям и установкам,
регламентирующим правила
взаимодействия личности и окружающей природной среды [2]. Эколого-правовое воспитание можно определить как важнейший компонент интеллектуальной и духовной культуры личности,
обеспечивающий ее творческую самореализацию в осмыслении и разрешении эколого-правовых проблем. Это органичная и приоритетная часть всей системы воспитания, придающая ему новое качество, формирующая иное отношение не только к природе, но и к обществу, к человеку (экогуманизм) [1].
Экологическая культура зависит от доминирования в обществе
идеологических парадигм, формирующих ценностные компоненты экологического сознания. В рамках социокультурного содержания она способствует
формированию у граждан целостной картины окружающего мира на основе совершенствования образовательных
технологий в области охраны и защиты окружающей среды. Уровень
экологического мышления в зависимости от его ценностных характеристик оказывает позитивное и / или негативное влияние на результаты экологически целесообразной деятельности. Гехт И.А., Кислицкий М.М. и Лавелина Е.Ю. также делают акцент на необходимости формировать личный уровень
экологической культуры, являющей собой повседневный процесс раздельного сбора мусора, экономии воды и электроэнергии, снижение потребления излишних товаров и т.д. [3]. Формирование экологической культуры начинается с примера, с семьи. Большую роль играют учителя. Поэтому необходимо вырабатывать нормы социального поведения не приемлющие халатного отношения к природе. Реальность повседневной жизни, в большинстве своем, социально
упорядочена: ее нормы и правила систематизированы в образы культуры и социального поведения; она конструирует тот или иной порядок отношений, существующий независимо от желания человека и его личной системы
культурных ценностей [3]. Подобное воспитание культуры нового типа с большим нравственным, гуманистическим содержанием, ориентированным на сохранение и воспроизводство
общечеловеческих ценностей отношения к природе, обогащает личность целым рядом гуманистических установок: осознанием ценности жизни, уважением природы как ценности, пониманием значимости гуманного отношения к ней и посредством этого способствует решению задачи преодоления экологических проблем, что, в свою очередь, способствует минимизации экологического риска [1, 4].
Золотухин В.М. констатирует, что на результаты позитивного и / или негативного использования экологически безопасного сырья и продуктов оказывает специфика социокультурной и
этнонациональной ментальности, которая способствует формированию
определенных стандартов экономического поведения к решению экологических проблем [5]. Формируя ценностные стереотипы (отношение к природе, поведенческие и мировоззренческие сценарии избегания различных рисков) способствует достижению согласия в глобальном измерении. В то же время, оценивая российскую действительность, исследователи нередко указывают, что низкий уровень развития экологической культуры связан не только с нарушением норм, но и с доминирующим стилем потребительских ориентаций,
пассивностью и невключенностью в практики здорового образа жизни, недостаточной (или искаженной) информированностью по экологической проблематике [6-8].
Заключение. Обобщая рассмотренные аспекты проблемы, мы можем сделать следующие выводы и предложения. Обострение экологических противоречий на микро-, мезо- и макроуровнях объясняет актуальность исследования специфики влияния природных факторов на развитие культурной среды. Данные экологии, исследования состояния биосферы и перспектив мирового развития послужили предпосылкой разработки
концепции устойчивого развития, обосновывающей необходимость
гармонизации социально-экономического, нравственно-культурного и
непосредственно экологического развития как условия выживания человечества: загрязнение окружающей среды, воздуха, воды, даже космического пространства представляют собой прямую угрозу жизни человека. Но понимание этой угрозы не осознано широкой публикой. Природные бедствия и их тяжелейшие последствия воспринимаются людьми только тогда, когда они сами непосредственно подвергаются их воздействию на локальном уровне. Прогресс и технический потенциал развития человечества, и рост численности населения на планете не будут нести негативных ощущений, если в глобальном пространстве современного мира доминирующим будет понимание человека внутри экосистемы, а не над ней. Понятие социальной, культурной, нравственной ответственности должно прививаться в процессе социализации как неоспоримая, единственно верная норма и жизненный ориентир личности. Содержание природоохранных норм экологически культурная личность должна
воспринимать не только как свои обязанности, требования к ней, но и как собственные убеждения, мотивирующие к бережному использованию природных даров в экономической и социальной активности.
Еще раз подчеркнем важность формирования эколого-правовой культуры на основе устойчивых морально-нравственных позиций и правовых норм. Подчеркивая ценность внутреннего осознания экологических проблем, отметим важность для общества и каждой личности ответственности за сохранение среды обитания и природно-экологической безопасности. Ответственность следует понимать как осознанную способность к сознательному и самостоятельному принятию личностью определенных обязательств перед окружением, природой, обществом, коллективом. Именно осознанная и зрелая самостоятельность в
принятии решений, готовность отвечать за свои действия, осознание их влияния на жизнедеятельность и среду обитания, предполагают ответственность,
обязательства и готовность принять наказание в виде юридических, административных, нравственных санкций со стороны общества. На уровне личности ответственность связана с осмыслением своих поступков, эмпатией, чувством вины, угрызениями совести. Непонимание роли и значимости человека в пространственно-временной среде,
технологического и хозяйственного влияния на природу и жизнь, неумение выстраивать стратегическое мышление и поведение, несформированные культурно-этические стереотипы поведения при отсутствии ответственности перед будущим вызывают кризисные
экологические явления.
Для оптимизации среды обитания и взаимодействия всего живого, для бережного отношения к природе возрастает необходимость воспитания, образования и самосовершенствования человека. Для целостного развития цивилизации и природы, для безопасной, обеспеченной и комфортной жизни в
настоящем и будущем для всего человечества нужно решить задачи интегрированного взаимодействия на эколого-экономическом, информационном и культурно-образовательном уровнях. Для гармоничной жизни на земле важна гармония в пользовании и распоряжении ресурсами, в формировании и трансформации потребностей, в осознании целей и сущности человеческой жизни, партнерства и объединения усилий. От семьи, обществ аи государства зависит какие люди будут рождаться и формироваться, что человек несет миру, каковы цели активной жизненной позиции, мировоззрение и поведение каждой личности в отношении пространства, природы, цивилизации. Мы акцентируем давно назревшую необходимость качественного развития человечества, формирования не только образованной, но воспитанной, интеллигентной, целостной личности, решающей вопросы
собственной безопасности и окружающей среды. С позиции признания ответственности за среду обитания, за экологию, природу, за все живое на земле должна измениться система образования, воспитания и саморазвития человека.
Библиографический список
1. Щепеткина И.В. Экология, право и культура: на пути к интеграции // Эко-потенциал. 2014. № 2 (6). С. 176-180.
2. Тобоев А.И. Понятие экологического сознания // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. 2015. № 3 (7). С. 23-26.
3. Гехт И.А., Кислицкий М.М., Лавелина Е.Ю. Формирование экологической культуры - главный вопрос повестки дня // Теория и практика мировой науки. 2018. № 1. С. 14-18.
4. Флоря В.И. Гуманитарная экологизация как фактор развития культурной среды региона // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2014. № 2 (58). С. 139-144.
5. Золотухин В.М. Социально-философские и социокультурные аспекты экологической безопасности // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Гуманитарные и общественные науки. 2018. № 1. С. 38-43.
6. Баркова Л.А. Экология природы, культуры и человека: грани взаимодействия // Позиция. Философские проблемы науки и техники. 2015. № 9. С. 94-100.
7. Ильин А.Н. Культура потребления и экология: проблемы взаимодействия // Человек в мире культуры. 2017. № 2-3. С. 164-174.
8. Кудрявцева В.И., Мельник Н.Б., Циплакова Ю.В., Язовская О.В. Антропоцентризм VS биоэкоцентризм: анализ экологического сознания молодежи // Известия Уральского федерального университета. Серия 3: Общественные науки. 2017. Т. 12. № 4 (170). С. 4656.
- КумbтуромогиR -
INFLUENCE ON THE CULTURE OF THE FEATURES OF ECOLOGY
A.M. Sarukhanyan, graduate student
Russian Presidential academy of national economy and public administration (Russia, Moscow)
Abstract. The article is aimed at the interaction of the determinants of the cultural landscape and the ecological side of being. The article examines both the specifics of the impact of cultural values and attitudes on the environment, as well as the peculiarities of the transformation of cultural and ideological systems based on environmental factors. It is considered how the environmental problems of our time are gradually changing the cultural environment, bringing the concept of "green economy" beyond the bounds of economic views towards the formation of a holistic paradigm of sustainable development. The directions of the formation of ecological consciousness, which plays an important role both in the process of forming the ecological culture of a person, and in the formation and development of culture (including ecological-legal) of this or that society or civilization as a whole, are evaluated.
Keywords: ecology, culture, worldview, habitat, environmental conservation, ecological consciousness, ecological and legal culture.