Научная статья на тему 'На пути к экологическому сознанию'

На пути к экологическому сознанию Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
2305
393
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЯ / КРИЗИС / КУЛЬТУРА / СОЗНАНИЕ / ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ЭКОЛОГИЯ / ECOLOGY / CRISIS / CULTURE / CONSCIOUSNESS / HUMAN ECOLOGY

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Кривошеева Е. С.

В статье рассматриваются вопросы, связанные с феноменом формирования экологической культуры и экологизации сознания человека средствами культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE WAY TO ECOLOGICAL CONSCIOUSNESS

Problems connected with the phenomenon of ecological culture formation and person consciousness ecologization by means of culture are considered in the article.

Текст научной работы на тему «На пути к экологическому сознанию»

УДК 008:574 Е.С. Кривошеева

НА ПУТИ К ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ СОЗНАНИЮ

В статье рассматриваются вопросы, связанные с феноменом формирования экологической культуры и экологизации сознания человека средствами культуры.

Ключевые слова: экология, кризис, культура, сознание, человеческая экология.

Ye.S. Krivosheyeva ON THE WAY TO ECOLOGICAL CONSCIOUSNESS

Problems connected with the phenomenon of ecological culture formation and person consciousness ecologization by means of culture are considered in the article.

Key words: ecology, crisis, culture, consciousness, human ecology.

Выявление в природе духовного начала - одна из вечных проблем человечества в истории. Поиск гармонизации в отношениях человека и природы, социума и культуры, природы и науки привел к пониманию тесной взаимосвязи всех сторон человеческой жизни с окружающей средой.

Столкнувшись с проблемой «глобального экологического кризиса», человечество оказалось не готовым решать возникшие проблемы между человеком и природой. Наиболее существенными причинами экологического кризиса являются ошибочные ценности, способствующие неограниченной эксплуатации природной среды. Вероятно, сложившаяся экологическая обстановка в мире прямо пропорциональна уровню экологической культуры людей. В связи с этим возникла необходимость в раскрытии сущности и возможно переосмыслении понятия «экологическая культура» для того, чтобы в процессе экологического воспитания способствовать ее развитию. Тем более, что культурные нормы формируются на протяжении всей жизни человека посредством обучения, воспитания, целенаправленной деятельности. Чем раньше люди начнут просматривать результаты своей деятельности и корректировать цели, соизмеряя их с возможностями природы, тем быстрее можно будет перейти на более высокую ступень отношений человека и природы.

Одним из первых проблему экологической культуры поднял в своих исследованиях В.И. Вернадский. Разрабатывая концепцию взаимосвязи биосферы и ноосферы, он предсказал, что дальнейшее развитие природы и человека должно строиться как процесс коэволюции, т.е. взаимовыгодного единства человека и природы.

Прежде чем рассмотреть сущность экологической культуры, необходимо уяснить понятие «культура личности». Культурность человека можно характеризовать как выражение зрелости и развитости всей системы социально значимых личностных качеств, продуктивно реализуемой в индивидуальной деятельности. Она - итог качественного развития знаний, интересов, убеждений, норм деятельности и поведения, способностей и социальных чувств. Следовательно, личностная культура представляет собой единый процесс накопления знаний, опыта и качественной реализации их в деятельности и поведении. Культура личности есть и состояние, и результат, и продуктивный процесс усвоения и создания социальных ценностей. Она предполагает развитость и гармонию всех компонентов и их целостное формирование в деятельности.

Естественно, что экологическая культура является составной частью общей культуры личности. Можно по-разному интерпретировать понятие «экологическая культура». Экологическая культура это и знания, касающиеся основных закономерностей и взаимосвязей в природе и обществе, эмоционально-

чувственные переживания, эмоционально-ценностное и деятельностно-практическое отношение к природе, обществу, к действительности. Она формируется в интеграции трех направлений: экологического сознания, нравственно-эстетического и деятельностно-практического отношения. Триединство этой категории отражено в следующем определении. Экологическая культура - это экологическая образованность, сознательное отношение к природе и практическое участие в улучшении природопользования. Экологическую культуру рассматривают и как многомерный целостный компонент интеллектуальной и духовной культуры личности, как субъектный, системный, многомерный опыт личности, обеспечивающий ее творческую самореализацию в осмыслении и разрешении экологических проблем. Правомерно утверждать, что экологическая культура - это сложное личностное образование, включающее в себя ответственность за состояние окружающей среды, наличие экологических взглядов и убеждений, опыт деятельности по изучению и охране природной среды, систему научных понятий по проблемам современной экологии.

На основании вышесказанного можно заметить, что экологическая культура является интегральной категорией, вбирающей в себя множество компонентов. В структуре экологической культуры человека выделяют четыре (когнитивный, эмоционально-эстетический, ценностно-смысловой и деятельный), а иногда и семь взаимосвязанных и взаимопроникающих компонентов, когда с учетом возрастных особенностей на каждом этапе развития личности доминирующим выступает один из них.

Важным компонентом экологической культуры является личностно-ценностное отношение к природе, помогающее осознать себя частью природы и свою ответственность за последствия общения с ней. Так называемая экологическая ответственность предполагает высокий уровень экологического сознания. Ведь формирование экологической культуры личности это не только вооружение ее природоохранительными знаниями и навыками, но и создание особого внутреннего мира. В основе ответственности лежит нравственное отношение людей к миру природы, а фундаментом ее формирования являются экологические знания. При этом ответственность за природу не равна любви к ней, так как провозглашение тех или иных ценностей еще не является условием их воплощения в конкретном поведении. Экологические ценности, установки, потребности, сталкиваясь с аналогичными социальными и экономическими, обычно уступают последним и остаются на заднем плане. Преувеличение ценностей человеческих потребностей создает угрозу равновесия в природе, а их преуменьшение несовместимо с элементарными условиями комфортного существования. Но видимо, на самом деле ценностное предпочтение не может быть отдано ни человеку, ни природе. Речь должна идти о системе, в которой они дополняют друг друга. Чтобы сохранить возможность дальнейшего развития человечества и не разрушить природный баланс, экология и этика должны совместно прокладывать дорогу в будущее.

Повсеместно складывается ситуация, когда при достаточно высоком внутреннем уровне культуры может наблюдаться неэкологичное поведение человека, и, наоборот, «экологические» поступки совершают люди, не обладающие достаточной суммой знаний, умений и навыков по взаимовыгодному сотрудничеству с природой. Но, практическая экологическая деятельность способствует развитию мотивации, появлению новых стимулов к углублению экологических знаний. С другой стороны, укрепление мотивов экологопознавательной активности приводит к осознанию необходимости практического участия в экологической деятельности, являющейся «несущей конструкцией» экологической культуры.

Экологическая культура это - совокупность норм, взглядов и установок, характеризующих отношение общества, его социальных групп и личности к природе. Экологическая культура - одухотворенные ценностным смыслом формы повседневного поведения, чувств и мышления человека, согласующиеся с моральными нормами по отношению к окружающей среде. Экология - это мера свободы человека по отношению к природе.

Гуманитарная экология представляет собой направление в экологии, изучающее природу и символические, психологические, этические, религиозные, культурные и др. отношения человека с природой при помощи методов гуманитарных наук - этики, эстетики, культурологии, теологии, истории, этнографии, социологии, политологии, лингвистики, фольклористики и т.д. Гуманитарная экология открывает религиозное, философское, общекультурное измерение дикой и затронутой цивилизации природы.

Классическая экология относится к области биологии. Необходимость создания природоохранных технологий сформировала понимание экологии как науки химико-физико-технической. Появилась также медицинская экология, географическая, экономическая и т.п. Но экологию следует также рассматривать и как науку о человеке, то есть отнести ее к области чисто гуманитарного знания. Возможно привести перечень основных гуманитарных проблем экологии:

«Антропо-экологическая» - проблема выживания и адаптации человека в окружающей среде, характеризующейся рядом биологических, химических и физических свойств. Предмет исследования в экологии человека.

«Социо-экологическая» - проблема взаимодействия социума и окружающей природной среды. Предмет исследования в социальной экологии.

«Эколого-политологическая» - проблема политических механизмов управления природоохранной деятельностью. Предмет исследования в эколого-ориентированной политологии.

«Экономико-экологическая» - проблема взаимовлияния хозяйственной деятельности и состояния природы. Предмет экологической экономики.

«Эколого-юридическая» - проблема правового статуса Природы или отношений Природы, Государства, Гражданина. Предмет экологического права.

«Педагогико-экологическая» - проблема экологического воспитания и образования. Предмет экологической педагогики.

«Эколого-культурологическая» - проблема влияния природы на культуру. В узком смысле -вопросы сохранения культурной среды. Предмет экологии культуры.

«Эколого-психологическая» - проблема взаимодействия психики (души) человека и обитаемого мира

(дома).

Легко убедиться, что ядром всех перечисленных проблем является отношение «психо» - «эйкос» или «душа» - «дом». Действительно, человеческая душа по принципу матрешки одевает на себя вначале организм, затем социальные отношения (семью, систему социумов, в которых личность функционирует, государство, человечество), религию, затем трансвременные культурные одежды, далее природное окружение, космос в целом. Все это вместе составляет среду обитания души и может быть отнесено к эйкосу, месту обитания «психо».

В культурологии уже давно зафиксировано, что непосредственный источник забот, тревог и мучений человека лежит не вне его, а в нем самом, не в среде обитания, а в дисгармонии между потребностями, способами и возможностями их удовлетворения.

И потребности часто оказываются недостаточно культурными, и способы их удовлетворения бывают малокультурными и просто варварскими, возможности удовлетворения стихийно растущих потребностей небезграничны. В конечном счете, обнаруживается, что социокультурные программы постоянно завышены и не имеют естественных тормозов, а в своей биологии человек намертво привязан к природе и биологическое в человеке не выдерживает социокультурных капризов и прихотей. И тогда становится ясно, что эти капризы и прихоти - выражение не культуры, а малокультурности людей, их социального эгоизма и исторической ограниченности. И вся тяжесть борьбы за будущее общества, таким образом переносится в сферу субъективного. В настоящее время эта борьба разворачивается по линии формирования экологического сознания, разработки экологических принципов управления современной цивилизацией и ревизии культурных ценностей в соответствии с рекомендациями экологической науки, оптимизации культурных ценностей под воздействием экологического кризиса.

Экология - наука, изучающая связи между живыми существами и окружающей средой. Ее интересует эволюция экосистем и биосферы в целом. С середины 20-х годов XX века она оформилась как основа рационального природопользования и охраны живых организмов. А в конце XX века складывается и социальная экология, изучающая закономерности взаимодействия общества и окружающей среды, а также практические проблемы ее охраны. Одним из ее разделов стала экологическая этика, значение которой для культурного развития человечества непрерывно возрастает.

Как наука экология опирается на ряд понятий. Среди этих понятий ведущее место занимает биосфера. Биосфера - это область активной жизни, включающая в себя как живые организмы, так и среду их обитания. Биоценоз - совокупность растений, животных и микроорганизмов, населяющих данный участок суши или водоема и характеризующихся определенными отношениями между собой и приспособленностью к условиям окружающей среды. Непременным участником биосферы и биоценоза является человек. Выделившись из природы, человек создал собственный мир, называемый культурой, в которую входят как техносфера, так и общественные отношения и духовные ценности. Но он не утратил, да и не мог утратить своей связи с природой. Это фиксируется в понятии антропосфера, включающем в себя созданную людьми технику, домашних животных и культурные растения.

Современная культурологическая парадигма говорит в пользу того, что становится жизненно необходимым заменить ставшие привычными максимы «Человек - властелин природы» и «Задача человека

- овладеть природой» максимой «Человек - органическая часть природы» и его цель должна состоять не в

том, чтобы преобразовывать природу, нарушая ее основополагающие реальности и закономерности, а приспосабливаться к ней, опираясь на эти реальные закономерности, что возможно лишь при условии повышения уровня культуры в широком понимании этого термина всеми категориями населения, но в первую очередь придерживающих власть, экономику и индустрию, тех, от кого зависят глобальные процессы и стратегия развития отдельных государств, а также мирового сообщества в целом.

Складываются серьезные предпосылки к формированию на базе цивилизованного подхода новой глобальной культуры в ее общественном содержании. Это означает, что глобальная культура несет в себе лучшие качества интеграционных, общечеловеческих, духовно-нравственных идеалов с сохранением тех достижений национального развития, которые приобрели исторически цивилизованный характер.

Глобальная культура - это общечеловеческая культура, и реализуется она сегодня в наибольшей мере в экологической культуре. На это есть целый ряд своих причин, к числу которых относятся :

- конец традиционного классового общества;

- формирование индивидуализированного общества, основанного на поисках собственной идентичности;

- осознание необходимости конца противостояния природы и общества;

- превращение проблем природы в проблему человека, индивида.

Экологическая культура как социально-духовный феномен - сложное явление, отражающее в себе глобализацию культуры, детерминантом которой являются цивилизационные процессы общества и духовное сознание личности. При этом надо иметь в виду, что ни историческая, ни идеологическая социокультурная парадигма экологии долгое время в полной мере не вписывались в нормативный менталитет современного общества, но с середины 80-х годов ХХ века начинается резкое усиление внимания к экологическим проблемам, что объясняется, помимо общецивилизационных, двумя причинами. Во-первых, ценностным конфликтом и социально-культурным шоком, вызванным последствиями атомных и техногенных аварий, а также варварским отношением к природе, породившим тотальное загрязнение окружающей среды нарушившим сбалансированное развитие и биоритмы человеческого бытия; во-вторых, глобальной модернизацией производства, приведшей к серьезным изменениям в социальной жизни и, как следствие, к интенсификации труда, способствующей отчуждению людей друг от друга и одновременно усиливающей влечение человека к природе. Эти два существенных обстоятельства нашей жизни последнего времени позволяют говорить о том, что осознание экологических проблем постепенно становится нормой культурной и социальной жизни общества.

Применительно к экологии возникают три комплекса проблем: место человека в мире природы, наличие объективных пределов воздействия на нее со стороны человека, экологизация сознания человека средствами культуры.

Подавляющее большинство исследователей признает наличие экологического кризиса. Они исходят из того, что человек в своих хищнических устремлениях по отношению к природе способствует росту числа аварий и катастроф природного и техногенного происхождения. Потенциальные возможности экосистем становятся все более исчерпаемыми, а устойчивое развитие - все более иллюзорным. Мир захлестывают всевозможные тревожные прогнозы, отрицающие саму возможность устойчивости и гармоничности во взаимоотношениях человека с природой. Экологический пессимизм пронизывает сегодня многочисленные духовные, экономические, социальные и политические прогнозы. Порождает его непрерывный рост негативных явлений в экосоциальных системах, которыми мы сегодня не умеем управлять. Однако ни сегодняшние научные изыскания, ни тем более практики оказались неспособными к осознанию планетарной ситуации во всем ее многообразии, а не только с позиции «неравновесия». Поэтому справедливо говорить о том, что экологический кризис - это кризис мировоззрения, культуры: этот кризис будет преодолен тогда, когда описания экосистем освободятся от локальности, мистической зависимости, природных факторов и поднимутся на новый уровень научного и общественного сознания экологических проблем общества. На смену теории катастроф закономерно приходит концепция гармонии природы и общества, их сбалансированного развития. Кризис мировоззрения связан с понятием «экологическая опасность» и выход из него предполагает всеобщее осознание необходимости борьбы за экологическую безопасность не только в материальной, но, прежде всего, в духовной сфере. Экологические вопросы мы сможем решить, если во время осознаем их глобальный характер.

Информационную базу для осознания отношений между человеком и природой, для определения пределов воздействия человека на природу и для раскрытия причин кризиса экологического мировоззрения дает экологическая социология.

Первая, наиболее существенная сфера исследований связана с изучением экологической озабоченности. Здесь анализируются два направления: одно исследует причины возникновения

катастрофических процессов, другое представляет собой исследование поведения, ценностных ориентаций личности в ходе защитных экодвижений.

В настоящее время выделяют четыре типа носителей экологической обеспокоенности. Первый тип характеризуется высокой степенью экологического беспокойства, активен в действиях, противостоящих грабительскому отношению к природе. Второй тип пассивен в действиях, хотя на словах разделяет экологическую озабоченность. Третий тип, хотя и встревожен состоянием среды, но оптимистично настроен в отношении разрешения экологического кризиса, поэтому готов идти на временные нарушения экологических правил и норм природопользования. Четвертый тип не усматривает особой опасности в связи с состоянием природной среды, относится к факторам экологических нарушений индифферентно, не имеет своего мнения о приоритетах в экологической политике. Принадлежность к тому или иному типу напрямую связана с уровнем духовности и культуры индивида и групп. Сегодня остро стоит проблема перехода от потребительского отношения к разумному, модернизационно-устойчивому подходу к природным ресурсам. Поскольку модель экосистемы, основанная на понятии устойчивости, не учитывает ее развития и не отражает реального процесса роста численности населения и потребления, поскольку в основе альтернативного экологического мышления лежит общесоциологический закон усиления влияния общечеловеческих духовных, культурных ценностей на парадигму общественного развития.

На всех этапах становления развития человеческого общества в той или иной форме решается основной ценностный вопрос - проблема взаимоотношения человека с природой. Это и есть главная ценность мировой культуры. Природа является самым ранним объектом культурообразующего воздействия на ценности человека.

Выход на экологическую культуру связан с изучением закономерностей развития экологической деятельности общества, форм экологического сознания, методов распространения экологических идей, а также эколого-культурных принципов, норм, ценностей, установок и образов поведения, регулирующих взаимоотношения в системе «человек-природа». В этой связи существенными проблемами, являются проблемы жизненной среды человека. Однако экология сознания, духовности, культуры, процессы деэкологизации этих сфер, носящие не менее глобальный и губительный для человека и природы характер и являющиеся первичным по отношению к материальным проявлениям и последствиям, практически не исследуются и не регулируются.

В настоящее время ученые все чаще обращаются к изучению национально-региональных моделей экологической культуры. Национальные экосистемы все более глобализируются. Это происходит в условиях серьезных национальных и этнических изменений у народов мира. Экологический кризис даже если он носит национальный характер обуславливает ухудшение всей планетарной системы и ведет к всеобщей деградации. Таким образом, возникает потребность в сближении разных экокультур и сохранении динамического равновесия в системе «человек-общество-природа».

Эта потребность реализуется благодаря применению комплекса мер, заметную роль в ее удовлетворении играет также экологическое движение. Само по себе экологическое движение детерминировано интересами выживания и самосохранения. В зависимости от исторического этапа развития и характера социально-экономического строя оно может иметь эколого-политическое, экологоэкономическое, эколого-правовые, эколого-нравственные и иные аспекты.

А.Л. Маршак рассмотрел экологическую культуру как своеобразный социальный феномен и выделил в процессе становления экономической культуры, два ее вида:

1) общечеловеческая экологическая культура; она присуща обществам с долгой исторической традицией;

2) функционально-потребительская экологическая культура, отражающая систему недавно сложившихся государств [2].

Первый вид характеризуется целостным подходом к экосистеме общества и отражает общецивилизационную идентификацию.

Второй вид отражает роль экокультуры в процессе становления этнокультурной и социокультурной маргинальности и гибели цивилизации.

Что касается форм экологической культуры, то они многообразнее и отражают состояние экокультуры на разных этапах цивилизационного развития. Прослеживая генезис экологической культуры в ее жесткой взаимосвязи с формами общественного сознания, можно выделить несколько форм экологической культуры: родовую, коллективную, этническую, религиозную, индивидуальную, планетарную, институциональную. Каждая форма соответствует глобальному состоянию экологической культуры через диалог с миром природы.

Отсюда выделяются два типа экологической культуры:

1) воспроизводящий, направленный на сохранение общества в рамках заданной экологической культуры;

2) развивающийся, направленный на развитие экологической культуры.

Соответственно эти два типа определяют структуру и динамику экологической культуры. Когда речь идет о глобальной экологической культуре, ее структурном содержании, то наиболее сложным моментом является определение роли и места национального фактора в этом культурном феномене.

Формирование экологической культуры - объективный процесс, и его нельзя отождествлять с какой-либо одной цивилизацией и культурной традицией. Но вместе с тем каждая цивилизация, каждая культурная традиция, каждый регион, этнос и народность вносят своеобразие в глобальную экологическую культуру. Глобальную экологическая культура и национальная экология - суть две стороны одного процесса. Их соединение позволяет выстроить модель экологической культуры, которая носит многополярный характер.

Отталкиваясь от этого состояния, можно говорить о двух сторонах, двойной роли самого процесса глобализации экологической культуры для развития современного общества. Позитивным является попытка объединить усилия для выработки единого подхода к экологическим проблемам и созданию общих условий охраны окружающей среды. Только тогда можно решить вопросы экологии, когда осознаем их глобальный социокультурный характер. Здесь первостепенное значение приобретает проблема самого понятия «глобальная экологическая культура», осознание которого связано с изучением закономерностей развития экологической деятельности, форм экологического сознания, методов распространения экологических идей, а также эколого-культурных принципов, норм, ценностей, установок, образов поведения, регламентирующих взаимоотношения в системе «человек - природа».

По сути, экологическая культура представляет собой динамичную, открытую систему ценностных ориентаций и установок, нацеленную на воссоздание и развитие природно-социального богатства, накопленного человеческим обществом на протяжении длительного периода исторического развития. Она является значительным вектором культурного развития, гарантирующим соответствие социальной деятельности требованиям жизнепригодности природной среды. Экокультура включает в себя необходимые экологические знания, совокупность навыков их применения, а также экологически продуманную технологию. Аксиологическим ядром экологической культуры представляет система ценностных ориентаций и регулятивов, в том числе совокупность потребностей человека, направленных на сохранение, сбережение природной среды. Экологическая культура предполагает гармоничное отношение человека к природной среде обитания и своему социальному окружению, а также отношение к себе самому как части природы. Соответственно экокультура определяет способы взаимодействия общества с природной, исторической и социальной средой. Освоение общественным сознанием исходных принципов экологической культуры, ее аксиологических регулятивов - важнейшая задача экологического образования и воспитания.

В настоящее время особую актуальность обрели проблемы, относящиеся к сфере экологии культуры, экологии духа. Ведь сами экологические проблемы не в последнюю очередь являются отражением уровня духовной культуры общества и человека.

Российский академик Д.С. Лихачев подчеркивал, что «отношение природы и человека - это отношение двух культур, каждая из которых по своему «социальна», общежительна, обладает своими «правилами поведения» и их встреча строится на своеобразных нравственных основаниях. Обе культуры -плод исторического развития, причем развитие человеческой культуры совершается под воздействием природы издавна, а развитие природы с ее многомиллионолетним существованием - сравнительно недавно и не всюду под воздействием человеческой культуры. Одна (культура природы) может существовать без другой (человеческой), а другая (человеческая) не может». Необходим диалог двух различных культур -человека и природы, и человеку в этом диалоге нужно быть чутким и очень осторожным собеседником.

Существует точка зрения, что экологическая культура выступает как норма и идеал, ставящий экологически целесообразные ограничения на пути человеческого эгоизма. Понятием «экологическая культура» охватывается такая культура, которая способствует сохранению и развитию системы «общество -природа». Чем более развивается мир человека, тем глубже и шире становятся его связи с природой. Человеческое отношение к природе ради нее самой, составляющее суть экологической культуры, противостоит человеческой ограниченности, формирует способность соизмерять свое человеческое существование, свои потребности с природными возможностями.

Многие авторы сходятся во мнении, что экологическая культура - это способность людей пользоваться своими экологическими знаниями и умениями в практической деятельности. Люди, у которых не сформирована экологическая культура, могут обладать необходимыми знаниями, но не владеть ими.

Как справедливо считает С. Глазичев: «Нет жизни - нет экологической проблемы. Жизнь благоденствует - тоже нет экологической проблемы. Жизнь, ее сохранение и воспроизводство, - жизни биологической, социальной, жизни культуры, жизни биосферы и общества - критерий экологичности» [1].

Литература

1. Глазачев С. Экологическая культура мира - приоритет безопасности планеты // Зеленый мир. - №910. - 2003. - 17 с.

2. Маршак А.Л. Экологическая культура: сущность и пути становления // Использование и охрана природных ресурсов в России: бюл. - 2005. - №4. - С.138-141.

3. Когай Е.А Экологическая парадигма культуры и образования // Социально-гуманитарные знания. -2004. - №4. - С.114-129.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.