УДК 372.3:379.4 ББК 74.100.551:79.1
Н.В. Бутенко
влияние музейного искусства на становление эстетически развитой личности ребёнка дошкольного возраста
В статье рассматриваются теоретико-методические аспекты влияния музейного искусства как художественного средства, ориентирующего ребёнка дошкольного возраста на приобщение к культуре и ценностям общества. Раскрывается значимость использования образовательного пространства музея в становлении эстетически развитой личности ребёнка-дошкольника.
Ключевые слова: музей, музейная коммуникация, музейное искусство, культурные ценности, эстетически развитая личность, художественное восприятие, методики музейной педагогики, дети дошкольного возраста.
N.V. Butenko
the influence of art museum on the formation of aesthetically developed preschool age children
The theoretical and methodological aspects of the impact of the Museum's art as an art medium, orienting the child of preschool age at the introduction to the culture and values of society are discussed. The significance of use of educational space of the Museum in the formation of aesthetically developed individual preschool child is shown.
Key words: museum, museum communication, museum art, cultural values, aesthetically-developed personality, artistic sensibility, methods of museum pedagogics, children of preschool age.
Музейная педагогика как синтез музееведения, культурологии, психологии и педагогики сформировалась в отдельную научную дисциплину в первой половине XX века, обусловив образовательно-воспитательные аспекты музейной коммуникации средствами диалогического общения. Популяризации, научному обоснованию и внедрению новых музейно-педагогических идей в отечественном образовании способствовали исследования А. Бакушинского, М. Бахтина, А. Зе-ленко, Ю. Лотмана, А. Луначарского, Б. Райкова, П. Флоренского и др. Понятие «музей» появилось в культурном обиходе человека более 2,5 тыс. лет назад и понималось как «мусейон» - святилище муз. Сегодня «музей» (от греч. - «место, посвящённое музам») - это учреждение культуры, осуществляющее сбор, научное исследование, хранение исторических памятников культуры и искусства,
научных коллекции, предметов истории и быта [6, с. 306].
Многоуровневые исторические, духовные и художественные связи, представленные музейными предметами и произведениями искусства, способствуют формированию у людей уважения к истории и культуре человечества, становлению ценностного отношения к действительности, что позволяет рассматривать музей как эффективное средство формирования общей культуры личности. Согласно теории диалога культур (М.М. Бахтин, В.С. Библер), музей как пространство, где осуществляется культурно-исторический диалог («погружение» человека в специально организованную среду), играет важную роль в художественно-эстетическом развитии человека и становлении культурной личности, выводя индивида за границы социума в мир цивилизации, современного
общества и общечеловеческих ценностей. Использование образовательного пространства музея способствует формированию нравственной и психологической готовности человека не только жить в быстроизменяющемся мире, но и быть субъектом происходящих в нём культурно-исторических преобразований. Деятельность современных музеев многогранна и направлена на установление диалогов-контактов (музей - личность) по направлениям: информирование, познание, обучение, развитие художественного восприятия и воображения, культурный досуг, эстетическое развитие и пр.
В педагогических исследованиях (В.И. Волынкин, М.Б. Гнедовский, М.П. Мехнина, Б.А. Столяров и др.) выделяются основные модели музейной коммуникации, выступающей вектором сообщения человеку культурной информации [4; 7]. Эстетическая модель рассматривает музейный экспонат как самоценный объект, расширяющий представления человека об окружающем мире. Познавательная модель трактует музейный экспонат как средство общения, обогащающее опыт познавательной активности человека. Знаковая модель опирается на музейные экспозиции как совокупность знаков социально-исторического содержания и средство осваивающей с культурами других эпох, цивилизаций, времён и народов. Диалоговая модель с помощью диалога в пространстве музея помогает выявить существующие в обществе культурные, ценностно-смысловые и личностные установки. Таким образом, выделенные модели культурной коммуникации составляют целостную систему развития личности в пространстве музея, влияющую на качественные изменения духовных и нравственных состояний человека в результате познания себя в жизни через мир художественных образов.
В условиях реализации ФГОС дошкольного образования и изменения содержательно-организационных рамок образовательного процесса в ДОО развитие ребёнка дошкольного возраста сегодня рассматривается с точки зрения «...его позитивной социализации,
личностного развития, развития инициативы и творческих способностей», что акцентирует проблему становления эстетически развитой личности ребёнка [8, с. 10]. Как отмечает А.Ф. Яфальян, эстетическое становление личности представляет собой сложный и длительный процесс накопления аудиального, визуального и кинестетического опыта в активной деятельности, осваивающей окружающий мир целостно при условии, что взрослые способствуют самореализации природных сил ребёнка [9, с. 77]. Под становлением эстетически развитой личности ребёнка дошкольного возраста мы понимаем специально организованный интегрированный процесс обучения и воспитания, направленный на формирование ценностного эстетического отношения ребёнка к действительности как особого ресурса художественного восприятия окружающего мира, как реализацию способности видеть, ценить и создавать красоту.
Дошкольное образование сегодня рассматривается как производное от культуры, так как является одним из способов приобщения детей дошкольного возраста к её ценностям, которые определяют целеполагающие, организационные и содержательно-технологические аспекты образования. Современная образовательная ситуация видоизменяет понимание процесса развития ребёнка дошкольного возраста, перенося акцент на признание культуры в разных её видах (мировая, отечественная, региональная, народная, родовая, семейно-бытовая) как совокупности ценностей и смыслов, как формообразующего способа связи ребёнка с миром людей, природы и искусства. Существенно замечание Л.В. Ко-ломийченко, что важнейшей чертой, характеризующей современную культуру, является актуализация уникальности личности и её ориентация не на личную пользу, а на самоценность человеческой жизни, становление способности к саморазвитию [5, с. 84].
Музейное искусство способствует не только аккумуляции исторического, эстетического и художественного опыта через трансляцию культуры, но и является проводником накопленных куль-
о ф
т
<й го ь I-
о го
со О
СО
6«?
ф
I-
о о
X
т
о
I-^
ей
со
го
о
X
Ф
k LO
od ±
турных ценностей и социальных норм поведения в обществе. В дошкольном возрасте музейное искусство выступает интерактивным средством социализации дошкольника в культуре и источником познания, способствующим формированию эмоционально-ценностного и смыслового отношения к окружающему миру (А.В. Зуева, И.А. Лыкова, Т.П. Мы-шева, Н.А. Платохина, Б.А. Столяров и др.). Б.А. Столяров отмечает, что процесс освоения музея детьми дошкольного возраста требует от педагога создания максимально комфортных условий для активизации познавательного интереса к этому объекту культуры как особому эстетическому пространству, в котором ребёнок обогащает свой опыт «насмотренно-сти» и художественного восприятия через развитие сенсорно-познавательных и эмоционально-эстетических способностей [7, с. 12]. Художественное восприятие рассматривается как способность ребёнка различать, воспринимать, усваивать и правильно понимать прекрасное в искусстве и действительности [2, с. 33]. Основу осмысленного художественного восприятия составляет развитый чувственно-эмоциональный мир ребёнка, представленный через переживание художественного образа, осознанность (что и как изображено) и оценку. Именно с восприятия начинается эстетическое и художественное познание действительности как универсальной способности ребёнка вычленять в искусстве особенности, свойства и качества, порождающие художественно-эстетическое переживание. Согласно исследованиям В.А. Во-лынкина, художественные образы искусства как объективные раздражители способны вызывать у ребёнка дошкольного возраста сложные эмоциональные реакции - художественные переживания, которые в дальнейшем перерастают в «умные эмоции» (катарсис) [4, с. 241]. Катарсис способен создавать ситуации «взрыва духовной активности», выступая «активизатором» эстетических чувств ребёнка и катализатором его творческой активности.
Процесс приобретения опыта художественного восприятия является
особым «инструментом» познания искусства, что активизирует собственную художественно-творческую практику ребёнка. Обогащение опыта художественного восприятия в образовательном пространстве музея осуществляется в процессе:
• «погружения» ребёнка в насыщенную эстетически привлекательными предметами и произведениями искусства предметно-развивающую среду;
• ознакомления с разными видами изобразительного искусства (живопись, графика, скульптура, архитектура, декоративно-прикладное искусство);
• развития интереса к изображению внутреннего мира человека: чувствам, эмоциям, переживаниям и способам их передачи в собственных продуктах творчества;
• рассматривания разнообразных графических и живописных работ, написанных в разных художественных техниках, цветовых гаммах и передающих разное настроение;
• рассматривания различных по назначению архитектурных объектов и скульптурных произведений:
• освоения основных художественных средств выразительности произведения искусства на доступном для детей дошкольного возраста уровне (особенности построения композиции, способы и средства выделения композиционного центра);
• развития умения эстетически оценивать и трактовать художественный образ, эмоционально откликаться на него.
Процесс освоения ребёнком образовательного пространства музея предполагает поэтапность педагогических действий:
1) установление контакта в процессе знакомства между музейным педагогом и ребёнком (музейный педагог - ребёнок) для активизации интереса к музею как объекту культуры;
2) приобретение опыта дифференцированного художественного восприятия произведений искусства, побуждающего ребёнка к формированию эстетического отношения к окружающему миру (ребёнок - образовательная среда музея),
3) научить ребёнка использовать полученную познавательно-культурную, эстетическую и художественно-искусствоведческую информацию в повседневной жизни (музей - реальная жизнь) [1 с. 21].
Практика работы с детьми дошкольного возраста в образовательном пространстве музея позволила выявить эффективные обучающие методики музейной педагогики, которые способствуют точной интерпретации новых музейных понятий и развитию художественного восприятия произведений искусства [3, с. 8]. Методика вопросов или «сократовский способ» «превращают» познавательные занятия в музее в диалог: культуры и ребёнка, искусства и ребёнка, взрослого и ребёнка. Характер вопросов соотносится с коллекциями конкретного музея и возрастом детей. Поисковая методика (исследовательская стратегия) направлена на формирование мыслительных операций у ребёнка: внимательно осмотреть объект искусства, установить взаимосвязь между несвязанными предметами и образами, классифицировать предметы. Методика театрализации (костюмированный экскурсовод, актёры в костюмах, кукольный и др. виды театров) развивает у ребёнка познавательный интерес, включая его в «оживление» художественных образов произведения искусства. Таким образом, правильный выбор педагогом методик способствует освоению элементов художественного языка изобразительного
искусства, усвоению сюжетов изображений и определению их жанрово-видовых особенностей, пониманию и сопереживанию художественных образов, усиливает познавательный интерес к культуре и искусству.
Обобщая вышесказанное, можем сделать следующие выводы.
Музейное искусство способно активизировать проявление интереса у детей дошкольного возраста к произведениям искусства, музейным памятникам и обогащать опыт освоения искусства.
Становление эстетически развитой личности ребёнка дошкольного возраста происходит в процессе обучения и воспитания, направленного на качественное преобразование культурного и художественно-эстетического опыта.
Своеобразие художественного восприятия представляется неповторимым и специфическим сочетанием различных по интенсивности чувств и эмоций ребёнка дошкольного возраста, основанных на понимании и переживании художественных образов.
Педагогическое значение формирования эмоций у ребёнка-дошкольника в процессе освоения искусства - становление отношения к искусству как духовной ценности.
Современные обучающие методики, используемые в пространстве музея, способствуют развитию музейной коммуникации и ценностного отношения к музею в целом.
о ф
т
S
Ё го
Библиографический список
1. Бутенко, Н.В. Образовательное пространство музея изобразительных искусств в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста [Текст]: учеб. пособие для педагогов / Н.В. Бутенко. - М.: Изд. дом Акад. естествознания, 2013. - 172 с.
2. Бутенко, Н.В. Понятийно-терминологический словарь по художественно-эстетическому образованию [Текст] / Н.В. Бутенко. - Челябинск: Цицеро, 2013. - 44 с.
3. Вербенец, А.М. Теории и технологии художественного развития детей дошкольного возраста [Текст] / А.М. Вербенец, Н.А. Вершинина, О.В. Горбова и др. - М.: Центр педагогического образования, 2008. - 112 с.
4. Волынкин, В.И. Художественно-эстетическое восприятие и развитие дошкольников [Текст]: учеб. пособие / В.И. Волынкин. - Ростов н/Д: Феникс, 2007. - 441 с.
5. Коломийченко, Л.В. Социальное воспитание детей в культурологической парадигме образования [Текст]: монография /Л.В. Коломийченко. - Пермь: Перм. гос. пед. ун-т, 2008. - 154 с.
6. Лопатин, В.В. Русский толковый словарь [Текст] / В.В. Лопатин, Л.Е. Лопатина. - 5-е изд., стереотип. - М.: Рус. яз., 1998. - 832 с. - (Библиотека словарей русского языка).
о го
ф Q.
со
о са
х
ф
5! s§
го £
I- го
о Ü
gio
° ф ^
о н = 8
8 I г i
ей Ш о.
7. Столяров, Б.А. Образовательная программа и методические рекомендации для педагогов дошкольных образовательных учреждений, музейных педагогов и студентов «Мы входим в мир прекрасного» [Текст] / авт. кол. А.М. Вербенец, А.В. Зудина, Б.А. Столяров и др. - СПб.: Изд-во РГПУ, 2008. - 208 с.
8. Управление ДОУ в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования: методические рекомендации для специалистов дошкольного образования [Текст] / под ред. И.Б. Едаковой. - Челябинск: ЧИППКРО, 2013. - 156 с.
9. Эстетическое образование в период детства [Текст]: монография / отв. ред. А.Ф. Яфальян. -Екатеринбург: УрГПУ, 2003. - 282 с.
References
1. Butenko N.V. Educational space of the Museum of fine arts in art-aesthetic development of children of preschool age: textbook. manual for teachers. Moscow: Izd. dom acad. estestvoznania, 2013. P. 172. [in Russian].
2. Butenko N. V. Terminological dictionary of artistic and aesthetic education. Chelyabinsk: Izd-vo "Tsitsero", 2013. P. 44. [in Russian].
3. Verbents A. M., Vershinina N.A., Gorbov O.V. Theory and technology of artistic development of children of preschool age. M.: Tsentr pedagogicheskogo obrazovania, 2008. P. 112. [in Russian].
4. Volynkin V.I. Aesthetic perception and the development of preschoolers. Rostov n/D: Feniks, 2007. P. 441. [in Russian].
5. Kolomiychenko L.V. Social education of children in the culturological paradigm of education. Perm: Perm. GOS. PED. Univ., 2008. P. 154. [in Russian].
6. Lopatin V.V., Lopatina L.E. Russian dictionary. 5th ed. stereotype. M.: Russ. Yaz., 1998. P. 832. - (Library of dictionaries of the Russian language). [in Russian].
7. Stolyarov B.A., A. M., Verbenets, A. V. Zudina, A. B. et al.. Educational program and methodical recommendations for teachers of preschool educational institutions, Museum educators and students "We enter the world ofthe beautiful". SPb: Izd-vo RGPU, 2008. P. 208. [in Russian].
8. The management ofthe DOE in the conditions of introduction of Federal state educational standard of preschool education: methodical recommendations for specialists of preschool education. Ed. by I. B. Edakova. Chelyabinsk: CHIPPKRO, 2013. P. 156. [in Russian].
9. Aesthetic education in childhood: monograph. Ed. edited by A. F. Afalian. - Yekaterinburg: USPU, 2003. P. 282. [in Russian].
Сведения об авторе:
Бутенко Наталья Валентиновна,
кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры теории, методики и менеджмента дошкольного образования,
Южно-Уральский государственный
гуманитарно-педагогический
университет,
г. Челябинск, Российская Федерация. Е-таИ: natali-2058@mail.ru
Information about the author: Butenko Natalia Valentinovna,
Candidate of Sciences (Education),
Academic Title of Associate Professor
Associate Professor of the Department
of Theory, Methodology and Management
of Preschool Education,
South-Ural State Humanitarian Pedagogical
University,
Chelyabinsk, Russia.
E-mail: natali-2058@mail.ru
0
X
Ф
k LO
od
1