УДК 734.08 ББК 54.2
Бутенко Наталья Валентиновна
кандидат педагогических наук, доцент
кафедра теории и методики дошкольного образования Челябинский государственный педагогический университет
г. Челябинск Butenko Natalia Valentinovna candidate of pedagogical sciences, senior lecturer Theory and a preschool education Chelyabinsk State Pedagogical University Chelyabinsk natali-2058@mail.ru Художественно-эстетическое развитие личности в период детства в условиях реализации ФГОС дошкольного образования Artistic and aesthetic personality development during childhood under the GEF
implementing preschool education
Статья посвящена выявлению содержания и особенностей организации образовательного процесса по художественно-эстетическому развитию детей дошкольного возраста, ориентированного на условия реализации
Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования.
Article is devoted to identifying the content and features of the organization of the educational process for artistic and aesthetic development of pre-school children, based on the conditions of implementation of the federal state educational standards of preschool education.
Ключевые слова: развитие личности, художественно-эстетическая
культура, ФГОС дошкольного образования, ресурсное обеспечение, педагогическое взаимодействие, индивидуальная образовательная стратегия, дети дошкольного возраста.
Key words: personal development, artistic and aesthetic culture, GEF preschool education, resource provision, teacher interaction, individual educational strategy, pre-school children.
Современное гуманистически ориентированное образование определяет ребёнка как центральную фигуру образовательного процесса и подчеркивает необходимость уделять особое внимание накоплению опыта творческой деятельности как гармоничному объединению личностных новообразований, в которых ребёнок реализует свои ценностно-смысловые ориентации, формирующие его личностную культуру. В настоящее время широко обсуждаются вопросы полноценного движения творческой личности в
образовательном пространстве, особое место в данной дискуссии занимает аспект художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста. В нынешней образовательной ситуации приходиться констатировать глубинное противоречие между: востребованностью педагогических знаний и технологий организации оптимального взаимодействия в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста при недостаточном использовании современных вариативных ресурсов, средств, форм и методов работы с дошкольниками; необходимостью научно-методического обеспечения и
сопровождения ФГОС дошкольного образования в направлении художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста и
педагогического поиска инновационных оснований организации художественно-эстетического образования ребёнка.
Сегодня система дошкольного образования меняет свои походы к целеполаганию в образовательном процессе. Проблема личности и её
целостности актуальна в связи с гуманитаризацией образования, с
утверждением необходимости формирования субъект-субъектных отношений, в противовес автоматизму «традиционных» методов образования. Сосредоточием аспектов содержания дошкольного образования во всём многообразии выступает взрослый, осуществляющий обучение, воспитание и развитие дошкольника. Для ребёнка взрослый является «матрицей культуры», её носителем, опосредующим взаимодействие ребёнка с культурным содержанием, которое следует проектировать по основаниям компетентного взрослого, социокультурного опыта и направлений развития ребёнка в период детства.
В условиях модернизации дошкольного образования и реализации Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования стало очевидно, что проблемы художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста могут быть успешно решены только при условии повышения качества научно-методического сопровождения образовательного процесса; повышения компетентности каждого педагога, мотивированного, готовного и способного к осуществлению педагогической деятельности. Актуальность исследования обусловлена введением Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования (17. 11. 2013 г. №1155), в которых художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста рассматривается с позиций «развития предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, мира природы, становления эстетического отношения к
окружающему миру, реализации самостоятельной творческой деятельности детей».
Значение художественно-эстетического развития личности как важнейшего рычага общественного прогресса возрастает в переходные эпохи, требующее от человека повышенной творческой активности, напряжения всех его духовных сил. Эстетическая и художественная культура являются важнейшими составляющими духовного облика личности. В наиболее общем виде результатом художественно-эстетической культуры в педагогическом аспекте может выступать эстетико-поведенческий элемент культуры ребёнка, который реализуется в разных сферах человеческой деятельности (отношение к природе, эстетика общения, культура речи, изобразительное искусство). Для обеспечения качественного результата художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста необходимо поддержание в детях постоянного интереса и увлечённости народной культурой; разными видами искусства и окружающим; желание каждый раз выражать свои чувства, своё видение и отношение к миру в ярких художественных образах.
Сегодня, цель художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС дошкольного образования рассматривается в аспекте формирования основ художественно-эстетической культуры ребёнка, в результате которой у него формируется интегральное качество личности, характеризующееся гуманистической направленностью в художественно-эстетической деятельности, выражающейся в эстетикоповеденческих элементах культуры и создании продуктов собственного творчества в поликультурном пространстве.
Практика работы в дошкольных учреждениях показала, что эффективность педагогической деятельности по художественно-эстетическому развитию детей дошкольного возраста немыслима без ресурсного обеспечения, которое понимается как необходимое информационно-методическое средство, позволяющее вывести всех участников образовательного процесса: «ДОУ - ребёнок
- родитель» на качественно новый уровень компетентности. Полученные данные свидетельствуют о том, что в образовательном процессе художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста наиболее приемлемы следующие педагогические ресурсы: музейный ресурс, медиаресурс в образовательной и досуговой деятельности, ресурс накопления представлений о народном и декоративно-прикладном творчестве, инновационный ресурс ИКТ (графический планшет в рисовании), художественная среда как культурный и субкультурный ресурс. Ресурсное обеспечение влияет на качество педагогической деятельности по совершенствованию художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста в образовательном процессе, что позволяет организовать творческое взаимодействие субъектов в разных видах художественной деятельности; вывести каждого педагога на новый качественный уровень развития личностных творческих инициатив, обеспечивая качество дошкольного образования, соответствующее государственным образовательным стандартам.
В современном дошкольном образовании назрел вопрос о пересмотре содержательной стороны условий и иной оценки их роли в художественноэстетическом и творческом развитии личности. Обоснование основных содержательных условий в педагогике предпринималось многими исследователями (Е.В. Бондаренко, А.М. Вербенец, В.И. Волынкин, А.Г. Гогоберидзе, И.А. Лыкова, О.В. Солнцева и др.), которые рассматривали их как культурные ресурсы и выделяли следующие условия:
- эстетизация образовательного пространства дошкольного образовательного учреждения;
- организация творчески наполненной, содержательной жизни ребёнка в образовательном учреждении;
- развитие эмоционально-интеллектуального опыта, который послужит основой для возникновения творческих замыслов ребёнка и материалом для развития воображения и фантазии;
- взаимосвязь организованных занятий с экспериментированием и самостоятельным творчеством; интеграция изобразительного искусства с разными видами детской деятельности (музыка, театр, игра и т.п.);
- обогащение культурного опыта и личностного роста каждого ребёнка с учётом особенностей его развития;
- переосмысление содержания самостоятельной художественной деятельности детей и её генетической связи с игрой;
- обучение как организованный процесс передачи и активного присвоения ребёнком изобразительной деятельности в целом (способы действия с художественными материалами, развивающие способности, позволяющие ребёнку реализовать любой творческий замысел).
Специфические особенности образовательного процесса в дошкольном учреждении заключаются в применении современных технологий обучения, базирующихся на деятельностном принципе, когда осознанное усвоение содержания становится предметом активных действий ребёнка (Т.М. Давыденко, Т.И. Шамова, Г.Н. Шибанова и др.). Нами разработаны процессуально-технологические условия художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста, которые представлены инвариантными составляющими процесса обучения: 1) обновление содержания
образовательного процесса на основе информационно-коммуникационных технологий; 2) самопрезентация продуктов художественно-творческой деятельности детей дошкольного возраста через предъявление ценностносмыслового компонента образа «Я» ребёнка.
Основой продуктивного развития субъектов дошкольного образования выступают актуальные вопросы отношений между педагогами, родителями и детьми, что исследуется многими учёными-практиками (А.М. Алексеева, Н.А. Горлова, О.В. Давыдова, О.М. Дергачёва, А. А. Майер, Г.И. Хозяинов и др.). Согласно ФГОС дошкольного образования, основная задача педагогического взаимодействия направлена на «создание благоприятных условий развития
детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром» (ФГОС, Гл. I, п. 1.4-4). В современном дошкольном образовании начинает реализовываться гуманистическая модель взаимодействия, для полноценного воплощения которой, с точки зрения управления, необходимо совершенствование работы по следующим направлениям: проектирование содержания, коррекция целей, организация учебного процесса и стимулирование интереса каждого ребёнка. Мы соглашаемся с мнением А.А. Майера [3, с. 68], что «в основе таких изменений должна лежать перестройка педагогического взаимодействия: его гуманизация, равновесность и со-
развитие». В условиях продуктивного развития ДОУ стремления педагогов направлены на перестройку своей педагогической деятельности в соответствии с возможностями и внутренними потребностями, а также внешними требованиями социума и государства.
Современное дошкольное образование, согласно ФГОС [4, с. 45], имеет право на формирование разных образовательных траекторий развития ребёнка, что соответствует социальному заказу общества и требованию времени. Образование должно стать эффективным для каждого ребёнка, независимо от уровня его социальной среды, интеллектуального развития и образовательной программы, по которой он обучается. Индивидуализация образовательного процесса предусматривает разработку и внедрение индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся, в основе которой лежит самоопределение личности (Г.К. Селевко).
В исследованиях А.В. Хуторского [5, с. 88] «индивидуальная образовательная траектория» рассматривается как «персональный путь реализации личностного потенциала каждого участника образовательного процесса». На фоне развивающего дошкольного образования изменяется смысл образовательной деятельности, ориентированный на развитие творчества
личности ребёнка и её индивидуализации как высшей цели образования. Сегодня, под индивидуальной образовательной стратегией в дошкольном образовании, согласно мнения И.А. Лыковой [2, с. 21], понимается система дидактических мер, обеспечивающих полноценное развитие ребёнка в соответствии с его индивидуальными особенностями и социальным заказом родителей. Успешности индивидуализации и личностного роста каждого ребёнка способствуют созданные педагогами психолого-педагогические условия в ДОУ, согласно которым необходимо разрабатывать индивидуальные маршруты и программы для каждого ребёнка с учётом его возможностей и способностей, темпа развития, индивидуального стиля обучения и т.п.
Современные требования Стандарта дошкольного образования к результатам освоения Программы [ФГОС, гл. IV, п. 4.1, 4.2, 4.3] представлены в виде целевых ориентиров возможных достижений ребёнка к начальному школьному обучению, которые определяются «независимо от форм реализации Программы, а так же её характера, особенностей развития детей и Организации, реализующей Программу». Авторами стандарта подчеркивается, что «целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальным достижением детей». В художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста мы рассматриваем целевые ориентиры как долгосрочные, направленные на позитивные изменения в развитии личности, готовой к творчеству, саморазвитию и самореализации. Согласно ФГОС дошкольного образования мы разработали содержательную сторону целевых ориентиров по художественно-эстетическому развитию детей дошкольного возраста, на которые должен ориентироваться педагог дошкольного учреждения:
♦♦♦ ребёнок овладевает основными общекультурными способами приобщения к художественно-эстетической культуре, выступающей в качестве информационно-познавательного аспекта жизни ребёнка;
♦♦♦ ребёнок обладает способностью к выстраиванию ценностноэмоционального взаимодействия с миром как культурным средством, в результате чего у ребёнка формируются личностные смыслы и складывается целостная картина мира;
♦♦♦ ребёнок обладает развитым творческим воображением в контексте культуры творческого мышления как индивидуальным свойством личности, проявляющимся в восприятии, осмыслении и преобразовании окружающего мира посредством создания нового продукта собственного творчества, обогащающего его детскую субкультуру;
♦♦♦ у ребёнка развита мелкая моторика и зрительно-двигательная готовность, которые связаны с формированием зрительно-двигательной координации, что обеспечивает творческое решение изобразительных задач и готовность к поискам новых способов композиционных изображений для передачи целостности образов;
♦♦♦ ребёнок проявляет любознательность и 1) склонен к наблюдению за художественно-продуктивной деятельностью других людей, когда проблемное поле ребёнка персонифицируется в образах педагога, народного мастера, художника; 2) склонен к мысленному и художественному
экспериментированию с целью постижения сущности эстетических явлений, где в свободной поисковой деятельности самостоятельно решает социальные, познавательные, нравственные и художественные проблемы;
♦♦♦ ребёнок накапливает элементарные представления об изобразительных художественных материалах, техниках изображения в процессе обучения, поисковой деятельности, накопления личностного опыта (сенсорные и художественные эталоны, знаки, символы, модели) на основе предметов и явлений окружающего мира и выразительных средств разных видов искусств.
Резюмируя вышеизложенное, отметим следующее. Сегодня в культуре, как источнике ценностей, создаваемых, творимых и передаваемых поколениями с целью обеспечения прогресса и собственной видовой сущности учёные и педагоги видят то универсальное средство, которое способно предотвратить многие социальные катастрофы. Отмечая особую роль образования в формировании культурной личности, подчеркнём, что в соответствии с преобладающими научными подходами современное образование частично утратило свою основную составляющую - художественно-эстетическое развитие личности. В этой связи возникает необходимость определения и обоснования научных подходов к изучению педагогических условий художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста, содержательной стороной которого является формирование основ художественно-эстетической культуры через эстетическое отношение и гармонизацию мировосприятия. Развитая художественноэстетическая культура личности открывает для неё возможность полноценного духовного бытия и успешной жизненной практики на основе «обратной связи», возникающей на уровне отношения «личность - искусство», что определяет человеческое достоинство личности. При этом следует видеть, что высокая художественно-эстетическая культура во многом обладает важным позитивным значением для всех окружающих, поскольку является одной из составляющих культуры современного общества.
Библиографический список
1. Бутенко, Н.В. Теоретико-методологический регулятив художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста: теоретико-методологический аспект: монография [Текст] / Н.В. Бутенко. - М.: Издательский центр ВЛАДОС, 2012. - 410 с.
2. Лыкова, И. А., Буренина, А.И. Талантливые дети: индивидуальный подход в художественном развитии (книга для педагогов и родителей) [Текст] / И.А. Лыкова, А.И. Буренина. - М.: Издательский дом «Цветной мир», 2012. -144 с.
3. Майер, А. А. Организация взаимодействия субъектов в ДОУ: учебно-методическое пособие [Текст] / А.А. Майер. - М.: Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012. - 176 с.
4. Управление введением в действие Федеральных государственных образовательных стандартов как основа непрерывности общего образования: материалы Всероссийской научно-практической конференции [Текст] / в 2 ч., Ч.1. - Челябинск: ББОУ ДПО УМЦ, 2013. - 196 с.
5. Хуторской, А.В. Методика продуктивного обучения: пособие для учителя [Текст] / А.В. Хуторской. - М.: Гуманитарный центр ВЛАДОС, 2000. -240 с.
Bibliography
1. Butenko, NV Theoretical and methodological regulative artistic and aesthetic development of preschool children : theoretical and methodological aspects : monograph [Text] / NV Butenko . - Moscow: Publishing Center VLADOS , 2012 . - 410 .
2. Lykov , IA , Burenina , AI Talented children : an individual approach to the artistic development of ( a book for teachers and parents ) [Text] / IA Lykov , AI Burenina . - Moscow: Publishing House " Colorful World ”, 2012 . - 144 .
3. Mayer, A. Cooperation of the Organization in the DOW : Textbook [Text] / AA Meyer. - Moscow: Publishing House "Childhood PRESS », 2012 . - 176 .
4. Managing the introduction of the federal state educational standards as the basis of continuity of general education : Materials of All-Russian Scientific and Practical Conference [Text] / 2 hrs, P.1 . - Chelyabinsk BBOU DPO UMC , 2013 . -196 p .
5. Hutorskoy , AV Productive training methodology : A guide for teachers [Text] / A. Farmhouse . - M.: Humanitarian Center VLADOS , 2000 . - 240 .