УДК 331.45
А. А. Сафина
ВЛИЯНИЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ИНИЦИАТИВ НА РАЗВИТИЕ ХИМИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ
Ключевые слова: химическая отрасль, химическая продукция, международные стандарты, европейский
регламент REACH, экологическая безопасность.
Обоснована приоритетная значимость для России устойчивого развития химической отрасли, проанализированы ее актуальные проблемы на сегодняшний день, рассмотрены международные документы в области обеспечения безопасности химической продукции и их влияние на развитие нефтехимии в нашей стране.
Keywords: chemical industry, chemical products, international standards, European regulations REACH, environmental
safety.
Substantiates the priority importance for Russia of sustainable development of chemical industry, its current problems are analyzed to date, reviewed the international instruments in the field of safety of chemical products and their impact on the development of petrochemical industry in our country.
Химическая отрасль, нефтехимия в этом году находятся в зоне особого внимания как на международном, так и на национальном уровнях. Инициировало подобный интерес к отрасли объявление Организацией Объединенных Наций 2011 года международным годом химии. И это вполне обосновано, учитывая ее огромный вклад в благосостояние человечества. Сегодня нефтегазохимия является одним из крупнейших секторов мировой промышленности. Годовой оборот «мировой семьи» химической промышленности составляет около 2,3 трлн. долларов, в ней занято около 15 млн. человек, 50 компаний входят в мировой рейтинг топ-500.
Процесс развития химической отрасли сопровождался как периодами подъема, так и относительного затишья, а нередко и достаточно драматическими событиями. Говоря о последних, можно лишь вспомнить мировую статистику промышленных аварий на химических предприятиях. Наиболее крупными по принесенному окружающей среде ущербу и соответственно последствиям считаются аварии в Севезо (Италия, 1976 г.) и Бхопале (Индия, 1984 г.). В период с 2003 по 2009 года произошло более пятидесяти таких аварий в разных странах. Среди них Финляндия, Япония, Испания, Латвия, Китай, США, Украина, Англия и т.д. Около половины из них произошло на территории России [1]. Учитывая эти неприглядные факты вполне объяснимо, что в обществе еще не сформировалось представление о химии и нефтегазохимии, как приносящих пользу экологии, а не вред, несмотря на постоянное совершенствование их технологий. Тем не менее, человечество пока не может отказаться от нефтехимии, так как не придумало достойной альтернативы. Поэтому единственный выход - это создание на международном и национальном уровнях механизмов, обеспечивающих экологичность, промышленную безопасность и в целом эффективное развитие химической отрасли. И подобные механизмы уже существуют. Европейский совет химической промышленности (CEFIC) создал 7 программ в целях комплексного развития отрасли: «Промышленная политика», «Здоровье, безопасность, охрана окружающей среды и логистика», «Коммуникации», «Исследования и наука», «Управление продукцией»,
«Ответственная забота», «Законодательство и лоббизм». Международный совет химических ассоциаций (ICCA) также курирует 5 международных программ в области охраны здоровья, экологичности и энергоэффективности:
1. Energy & Climate Change направлена на снижение выделения парниковых газов и повышение энергоэффективности.
2. Global Product Strategy призвана распространять и улучшать передовые методики управления продукцией на всей цепочке производственного цикла; синхронизировать системы риск менеджмента на национальном, региональном и мировом уровнях.
3. Responsible Care отражает стремление к повышению уровня охраны окружающей среды, здоровья, промышленной безопасности в сочетании с открытостью химических производств для всех заинтересованных сторон.
4. High Production Volume представляет собой оценку странами-участницами ОЭСР комплексных проб отходов и выбросов промышленных предприятий.
5. Long-Range Research Initiative нацелена на обеспечение устойчивого развития в будущем засчет организации исследований, внедрения инноваций, тесного взаимодействия регулирующих органов, промышленности, общественности и научных центров.
29 октября 2003 г. Европейская Комиссия приняла к рассмотрению предложение по новой системе регулирования производства, размещения на рынке и использования химических веществ REACH [COM (2003) 644]. В итоге регламент вступил в силу с 1 июня 2007 г. Существующее до принятия REACH законодательство Европейского Союза (ЕС) в отношении производства и использования химических веществ объединяло около сорока исторически сложившихся Директив и Регламентов. В них были установлены различные правила для «существующих» и «новых» промышленных веществ, отличие между которыми определялось датой их поступления на рынок (до или после 1981 г.). Существующее до принятия REACH законодательство, требуя проводить регистрацию и оценку «новых» веществ, не запрещало использование «существующих» не прошедших тестирование веществ, что не способствует внедрению инновационных технологий в химическую промышленность. Кроме того, недостаток законодательства, действующего до принятия REACH, состоял в том, что ответственность за проведение оценки риска от воздействия химических веществ в значительно большей степени была возложена на органы государственной власти, чем на промышленность, которая производила, импортировала или использовала эти соединения. К тому же, требуя от производителей и импортеров химической продукции предоставления соответствующей информации о веществах, прошлая законодательная база не возлагала подобные обязательства на последующего потребителя этой химической продукции.
В соответствии же с требованиями REACH «существующие» и «новые» вещества должны будут пройти через одинаковые процедуры оценки риска. Кроме того, основная ответственность за управление возможными рисками, возникающими вследствие производства, размещения на рынке и использования химических веществ, а также за предоставление информации о токсичности и показателях опасности соединений и оценки риска от их негативного воздействия будет возложена на промышленность. Эта информация должна будет предоставляться на всех этапах производства веществ, а также использования их в последующих технологических цепочках. При дальнейшей обработке этих химических веществ потребители также должны будут отвечать за все аспекты безопасности их продукции и предоставлять информацию об их использовании и воздействии. Таким образом, основная цель REACH - обеспечить высокий уровень защиты здоровья человека и окружающей среды, включая содействие альтернативным методам оценки опасности веществ, а также свободное обращение веществ на внутреннем рынке Европейского Союза, повышая при этом конкурентоспособность химической промышленности стран ЕС и содействуя внедрению инновационных технологий. Кроме того, новый Регламент нацелен на решение таких задач как:
• повышение прозрачности текущего законодательства,
• интеграция с международными усилиями в области управления и контроля над химикатами,
• содействие проведению тестирования веществ без использования животных,
• соответствие международным обязательствам Евросоюза в ВТО.
Основные элементы регламента:
• регистрация химических соединений;
• оценка технического досье и/или вещества;
• выдача разрешений на размещение на рынок и использование;
• ограничения на производство, размещение на рынке и использование;
• согласованная классификация и маркировка;
• доступ к информации.
Введение международным сообществом подобных требований накладывает серьезные обязательства на государства-участники, субъекты химической промышленности. Понимая невозможность внедрения всех норм и требований регламента REACH в одночасье, Европейская Комиссия разработала промежуточную стратегию для обеспечения плавного перехода от ранее действовавшего химического законодательства к новому. Таким образом, отдельные страны и целые регионы с развитой химической индустрией ведут работу по приведению национального законодательства в соответствие с международным. Этот процесс, конечно, затронул и Россию.
У нас в стране нефтегазохимия является базовым сегментом промышленного производства, включающим более 650 средних и крупных промышленных предприятий. Численность промышленно-производственного персонала составляет около 280 тыс. В отрасли сосредоточено примерно 2% стоимости основных фондов промышленности и более 5% стоимости основных фондов обрабатывающих производств. Доля вклада нефтегазохимических предприятий в ВВП России в 2009 г. составила 0,4% [3.С.3].
В целом российская химическая отрасль на сегодняшний день переживает не худшие свои времена, даже наоборот спрос на ее продукцию по сравнению с кризисным периодом увеличился и подобная тенденция, по оценкам экспертов, в ближайшем будущем сохранится. Однако у отрасли есть ряд проблем. Это и износ основных фондов, и технологическая отсталость, и несовершенство нормативно-правовой документации в области технического регулирования и т. д. Причем последняя проблема прямо влияет на остальные. Значит, и начинать необходимо именно с нее. В России внедрение международных норм идет в двух направлениях: а) на уровне законодательных актов (создания концепций развития отрасли, разработки законов, регламентов) и б) на уровне технической документации (ГОСТ и ГОСТ Р). Что касается первого направления, то, например, работа над созданием технического регламента «О безопасности химической продукции» ведется уже восемь лет, в течение которых документ несколько раз кардинально менял свое содержание, концепцию и даже название. Первоначальные версии документа имели ряд существенных недостатков, как то:
• планировалась выдача разрешений на использование всех входящих в состав химической продукции веществ;
• не учитывалась сложность и неоднородность самой химической продукции;
• очень сложная процедура оценки безопасности, которую должны были давать чиновники различных ведомств.
Учитывая это, в последующих версиях документа уже предполагалось разрешительная регистрация ограниченного перечня веществ, обеспечение безопасности продукции путем информирования всех заинтересованных сторон. Последнее направление обеспечивается путем внедрения паспортов безопасности и маркировки химической продукции. Несмотря на то, что в мире не используется практика сопровождения химической продукции при ее транспортировке помимо прочего и паспортом безопасности, в России такой подход вполне оправдан, учитывая масштабы страны.
Особое значение в складывающейся российской системе обеспечения безопасности имеет оценка соответствия в форме государственного контроля. Необходимость создания такой системы продиктована тем, что одновременно со снятием барьеров и перекладыванием ответственности на промышленность происходит снижение государственного контроля за безопасностью химической продукции до ее выхода на рынок. А это потенциально опасный момент, учитывая специфику нашей страны. К тому же в последней версии технического
регламента процедура подтверждения соответствия химической продукции ни в форме обязательной сертификации, ни в форме декларирования соответствия не предусмотрены. Оценка соответствия будет проводится лишь в форме достаточно сложной процедуры регистрации продукции [2.С.13].
Что касается второго направления, в России работа по созданию системы информирования об опасностях, связанных с использованием химической продукции и мерах по обеспечению ее безопасного обращения ведется уже более 15 лет. В настоящее время действует ГОСТ 30333 - 2007, гармонизированный с требованиями международных документов ООН, ИСО, ЕС и МОТ, в соответствии с которым всю химическую продукцию, находящуюся в обращении на территории РФ, необходимо сопровождать паспортом безопасности на русском языке.
Другим элементом информирования об опасных свойствах химической продукции является ее маркировка. До принятия ГОСТ 31340-2007 в РФ единых требований к маркировке химической продукции не было. В конце 2010 г. введены в действие 4 государственных стандарта в области классификации опасности химической продукции. В 2011 - 2012 годах была запланирована разработка и принятие целой серии стандартов:
1. в области методов испытаний химической продукции для оценки степени воздействия ее на окружающую среду, основанные на соответствующих рекомендациях ОЭСР;
2. по Надлежащей лабораторной практике на основе рекомендаций ОЭСР.
Российские производители также высказывают свое мнение по поводу европейского
регламента и процесса его внедрения на территории нашей страны. Вот неполный список затруднений, с которыми столкнулись крупные российские химические компании (СИБУР, Нижнекамскнефтехим, Салаватнефтеоргсинтез и т.д.) в процессе применения стандартов REACH:
• полностью англоязычные регламентирующие и справочные материалы, программы;
• отсутствие аккредитованных по Надлежащей лабораторной практике эко- и токсикологических лабораторий, соответственно необходимость заказывать подобные анализы зарубежом;
• достаточно ощутимая даже для крупных компаний затратность регистрационных процедур.
К тому же, несмотря на глобальность нового регламента, представители химической индустрии отмечают такие его недостатки, как сильная бюрократизированность, большой объем и достаточная расплывчатость документации, рекомендательный характер указаний по регистрации, перекладывание всей ответственности на производителя химической продукции.
Таким образом, в России на сегодня активно ведется процесс оптимизации законодательства в соответствии с международными стандартами, многие химические компании уже успешно зарегистрировали свою продукцию согласно европейскому регламенту, укрепив свои позиции на международном рынке. Однако, внедрение международных стандартов в нашей стране должно происходить с учетом российской специфики. В чем же заключаются те существенные моменты, отличающие наше «химическое» законодательство и практику от западноевропейского. Необходим учет:
Географических масштабов страны, определяющих как многообразие и неоднородность химической продукции, так и длительность ее транспортировки.
Ресурсоэнергоемкого уклона российской экономики. Например, наша промышленность создает огромное количество отходов, которые широко применяются в гражданском и промышленном строительстве, в качестве удобрений. Однако европейский регламент REACH не распространяется на отходы.
Необходимости создания адекватного и эффективного механизма государственного контроля (надзора) за безопасностью химической продукции. Как показывает исторический опыт нашей страны, все попытки государства отстраниться от системы управления приводили
к достаточно плачевным результатам. Также и в химической промышленности необходимо достижение оптимального баланса объема полномочий в сфере обеспечения безопасности между государством и самими производителями.
Стратегической важности для страны развития нефтегазохимического комплекса. Поэтому вряд ли в России возможно повторение европейского сценария, когда осуществляется сильное давление со стороны экологической общественности на производителей химической продукции с требованиями вплоть до их закрытия.
Ощутимого экологического ущерба, нанесенного отраслью в прошлом, о чем открыто заговорили лишь недавно (в отличие от развитых западных стран). В мае 2010 г. министр природы сообщил, что на территориях с высокой степенью загрязнения накоплено 2,3 млрд. тонн токсичных отходов [4.С.27]. Поэтому наряду с профилактическими мерами необходимы экстренные мероприятия по стабилизации экологической обстановки. Также важным в этой связи является широкое информирование общественности о химической продукции, ее важной роли в благосостоянии человечества и улучшении экологической обстановки, внедрении на производствах инновационных экологически безопасных технологий. Все это будет способствовать формированию позитивного облика химической отрасли. Необходимо формирование экологического мировоззрения и у субъектов химической промышленности, начиная от руководителей предприятий и заканчивая рядовыми рабочими [5.С.381].
Литература
1. Аварии, связанные с утечкой химических веществ в 2003-2009 гг. [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://eco.ria.ru/documents/20090723/178398143.html, свободный.
2. Макарова, А.С. Российское лицо REACH / А.С. Макарова, И.Г. Кукушкин, Д.О. Скобелев,
А.Д. Козлов // Методы оценки соответствия. - 2011.- №3.- С.12-18.
3. Мордюшенко, О. Химический пробел / О. Мордюшенко // Коммерсант bussines guide «Химическая промышленность».- №56.- 24 окт. 2011.- С.3-5.
4. Черников, Д. Горячие точки / Д. Черников // Нефтехимия РФ.- 2011.- №01 (февраль/март). - С.26-29.
5. Шайхиев, И.Г. Непрерывное повышение квалификации в области охраны окружающей среды на предприятии - путь к формированию экологического мировоззрения и чистой окружающей среды / И.Г. Шайхиев, Б.Г. Петров, А.К. Садретдинов, Ф.Ю. Хайрутдинов // Вестник Казан. технол. ун-та. -2010. - № 12. - С.379-382.
© А. А. Сафина - канд. пед. наук, доц. каф. социальной работы, педагогики и психологии КНИТУ, [email protected].