УДК 374 ББК 75.1
DOI: 10.24411/2500-0365-2019-14407
ВЛИЯНИЕ МЕТОДИКИ
КОМПЛЕКСНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ ФИТНЕСА НА ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЫХАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
И ФИЗИЧЕСКУЮ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ ДЕТЕЙ 13-14 ЛЕТ
О. Н. Песина, Н. Ю. Мищенко
Уральский государственный университет физической культуры, Челябинск, Россия
Представлена экспериментальная методика комплексного применения средств фитнеса в условиях дополнительного образования, предназначенная для детей 13-14 лет. Установлено, что предложенные средства фитнеса — пилатес, стретчинг, оздоровительная аэробика, общеразвивающие упражнения с предметами — можно использовать для эффективного целенаправленного развития физических качеств, а также воздействия на функциональное состояние дыхательной системы организма детей 13-14 лет.
Ключевые слова: фитнес, средства фитнеса, физическая подготовка, функциональное состояние, дыхательная система, дети 13-14 лет.
Анализ публикаций, связанных с вопросами организации занятий физической культурой с детьми, показал, что развитие сферы рекреации и оздоровления нуждается в научно обоснованных авторских комплексных программах по фитнесу [2; 3]. Это послужило предпосылкой разработки методики комплексного использования средств фитнеса для детей 13-14 лет. Ряд исследователей отдаёт приоритет в данном аспекте учреждениям дополнительного образования детей и центрам фитнеса [2; 6].
Слово «фитнес» в переводе с английского означает «годность, пригодность» (от «to be fit for» быть пригодным к чему-либо, бодрым, здоровым). По мнению В. Е. Борилкевич (2003), фитнес можно определить как систему физических упражнений оздоровительной направленности, согласованной с индивидуальным состоянием психофизической сферы человека, его мотивационной определённостью и личной заинтересованностью [1].
Как указывают Э. Хоули, Б. Френкс (2000), смысловое значение слова «фитнес» постепенно эволюционировало от «физической пригодности» до обозначения социального явления, культурного феномена ХХ века — от «физического здоровья человека, выражающегося в его годности к физической работе» до «стремления к оптимальному качеству жизни, включающему социальный, психический, духовный и физический компоненты» [7].
В декабре 2015 г. ОАО «Всероссийский научно-исследовательский институт сертификации
"ВНИИС"» разработало ГОСТ на фитнес-услуги, вступивший в силу 1 января 2016 г., в котором фитнес определяется как «комплекс спортивно-оздоровительных мероприятий и действий, направленных на формирование, поддержание и укрепление здоровья человека, его физическую реабилитацию, организацию и проведение физкультурно-оздоровительного и спортивного досуга и достижение спортивных результатов».
Важно учитывать, что пик естественного биологического развития детей приходится в среднем на возраст 13-14 лет, который является сенситивным в плане формирования основных физических качеств и считается наиболее благоприятным для обучения разнообразным двигательным умениям и навыкам. В то же время подростки критически настроены по отношению к собственной внешности, их переживания связаны с недостаточностью физического развития или, наоборот, со слишком быстрыми его темпами. Поэтому значение приобретает возникающее у подростка чувство принадлежности к особой «подростковой» общности, ценности которой важны для собственных нравственных оценок. Занятия фитнесом способствуют взаимному сотрудничеству участников образовательного процесса — педагога и учеников, помогают подросткам в самоутверждении [2; 5].
Мотив престижности способен оказать существенное влияние на желание ребёнка приобщиться к занятиям фитнесом. Посещение фитнес-центров, учреждений дополнительного образования позво-
ляет подросткам продемонстрировать собственную значимость перед сверстниками, что немаловажно для подростков. Большую роль играют свобода выбора формы занятий, оснащённость современным оборудованием, привлекательным музыкальным сопровождением, использованием новых технологий обучения [2; 5].
Всё вышесказанное позволило нам сформулировать проблему исследования — каково влияние методики комплексного применения средств фитнеса на уровень функционирования деятельности дыхательной системы и физической подготовленности детей 13-14 лет в условиях дополнительного образования?
Цель исследования: оценить влияние методики комплексного применения средств фитнеса на уровень функционирования деятельности дыхательной системы и физической подготовленности детей 13-14 лет в условиях дополнительного образования.
Задачи исследования:
1. На основе анализа научно-методической и специальной литературы дать определение понятия «фитнес» на современном этапе, выявить эффективные средства и формы занятий фитнесом для детей 13-14 лет.
2. Определить педагогические условия реализации методики комплексного применения средств фитнеса в условиях дополнительного образования для детей 13-14 лет.
3. Разработать методику комплексного применения средств фитнеса в условиях дополнительного образования для детей 13-14 лет.
4. Обосновать эффективность методики комплексного применения средств фитнеса в условиях дополнительного образования при занятиях с детьми 13-14 лет.
Материалы и методы исследования. Исследование проводилось на базе фитнес-клуба «Fitness Park», г. Орска Оренбургской области с участием детей 13-14 лет (20 человек), из которых были сформированы две опытные группы — контрольная (n = 10) и экспериментальная (n = 10). Испытуемые контрольной группы занимались по традиционной (общепринятой) методике. В экспериментальной группе испытуемые занимались по предложенной разработанной методике комплексного применения средств фитнеса, с использованием упражнений пилатеса, оздоровительной аэробики, упражнений стретчинга, а также упражнений со скакалкой, направленной на повышение уровня физической
подготовленности занимающихся детей 13-14 лет. Занятия в экспериментальной и контрольной группах проводились три раза в неделю, продолжительность составляла 90 мин.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: теоретический анализ и обобщение данных научно-методической литературы; метод наблюдения; тестирование физической подготовки; тестирование функционального состояния организма; педагогический эксперимент; методы математической статистики.
Комплексная методика включает целевой, содержательный, организационно-процессуальный, материально-технический и медико-биологический блоки — контроль на доврачебном уровне. Целевой блок методики определялся направленным педагогическим воздействием на физическую подготовку детей 13-14 лет. В разработке и реализации комплексной методики мы опирались на следующие педагогические правила: применять научно обоснованные методы и принципы физического воспитания и оздоровительные средства; физическую нагрузку регулировать в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей 13-14 лет; обеспечивать регулярность и единство врачебного, педагогического контроля и самоконтроля. Содержательный блок комплексной программы частично представлен в табл. 1.
Организационно-процессуальный блок комплексной методики реализовывалась в соответствии с графиком УТЗ в течение 5 месяцев, три раза в неделю по 90 минут. Тренировочные занятия проводились со всей группой одновременно, упражнения выполнялись поточным способом, под музыкальное сопровождение.
Материально-техническая база представляла спортивный зал фитнес-клуба «Fitness Park», оснащённый зеркалами, гимнастическими ковриками, музыкальным центром, спортивным оборудованием, приборами для контроля показателей физической подготовки.
Медико-биологический блок включал педагогическое тестирование с целью получения информации о степени адекватности нагрузок для занимающихся и определения содержания занятий. Для оценки функционального состояния использовались методы доврачебного педагогического контроля. Индивидуальный уровень физических кондиций исследовался по ряду двигательных качеств с их балльной оценкой.
Примечание. Приведена структура и примерное содержание первых 24 тренировочных занятий. В левой части таблицы показаны средства, используемые в системе занятий фитнесом с детьми 13-14 лет, которые имеют следующие цифровые обозначения: I. Подготовительная часть: 1.1. Низкой интенсивности; стретчинг, дыхательные упражнения, ОРУ; II. Основная часть: 2.1. Контрольные (измерение функциональных показателей и физических качеств); 2.2. Пилатес: для развития силы и выносливости; 2.3. Гибкости и подвижности позвоночника; 2.4. На координацию; 2.5. Оздоровительная аэробика (базовые шаги, связки); 2.6. На развитие аэробной выносливости, силы; 2.7. Танцевальные комплексы; 2.8. На выносливость со скакалкой; III. Заключительная часть: 3.1. На расслабление и восстановление; 3.2. Стретчинг.
Таблица 1
График тренировочных занятий методики комплексного применения средств фитнеса для детей 13-14 лет в системе дополнительного образования
Вид деятельности Распределение видов деятельности тренировочных занятий
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24
Содержание тренировочных занятий
I. Подготовительная часть тренировочного занятия
1.1 + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + +
II Основная часть тренировочного занятия
2.1 + + + +
2.2 + + + + +
2.3 + + + + +
2.4 + + + + + + + + + +
2.5 + + +
2.6 + + +
2.7 + + + +
2.8 + + + + + + + + + +
III Заключительная часть тренировочного занятия
3.1 + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + +
3.2 + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + +
В основу нашей методики положен метод спортивного инжиниринга, который позволял сочетать в тренировочных занятиях средства пилатеса, оздоровительной аэробики, стретчинга и общераз-вивающие упражнения с различными предметами. Сочетать упражнения системы пилатеса и оздоровительной аэробики в одном занятии нерационально, так как у них разный темп, техника выполнения, ритм дыхания, поэтому выбор средств чередовался в недельном цикле занятий для обеспечения комплексного воздействия на организм. В недельном микроцикле нагрузка варьировалась от более лёгких к более сложным упражнениям с увеличением числа повторений от 8 до 15 раз. При выполнении комплексов пилатеса ЧСС составляла 100-120, оздоровительной аэробики —
140-180, со скакалкой — 160-180, стретчинга — 70-80 уд./мин.
В занятиях оздоровительной аэробикой объём нагрузки регулировался за счёт вариаций темпа, координационной сложности основных шагов, сменой направления передвижений; со скакалкой — чередованием одинарных прыжков, дополнительными подскоками, двойными вращениями и ходьбой. В процессе реализации комплексной методики объём учебной нагрузки составлял 132 ч и распределялся на четыре этапа: диагностики, обучения, совершенствования и контроля соответственно 8, 32, 84 и 8 ч.
В подготовительной части особое внимание уделялось подготовке организма к последующей работе, локальному разогреву опорно-связочного
аппарата. Средства основной части тренировочного занятия — упражнения пилатеса и аэробики — распределялись таким образом, что упражнения для развития силы и выносливости в одном занятии сочетались с упражнениями на развитие координации, а в следующем — на координацию, гибкость и подвижность позвоночника. Медленный темп выполнения упражнений пилатеса позволял контролировать технику и концентрироваться на включении в работу определённых групп мышц. Комплексы основных шагов аэробики чередовались с прыжками на скакалке, прыжки со скакалкой — с упражнениями на выносливость и силу или с танцевальными шагами. Нагрузка в процессе тренировочных занятий регулировалась за счёт включения двух заминок в основную и заключительную части, то есть активного отдыха в течение 20-30 с, что способствовало освоению более сложных координационных связок и комплексов упражнений. Далее приводится график тренировочных занятий комплексной методики.
На рис. 1 отражена структура методики комплексного использования средств фитнеса детей 13-14 лет в условиях дополнительного образования.
Результаты исследования и их обсуждение.
В начале и в конце педагогического эксперимента
проводилось тестирование занимающихся детей 13-14 лет для определения уровня развития деятельности дыхательной системы и физической подготовленности (табл. 2).
Как видно из табл. 2, полученные данные свидетельствуют о положительной динамике общего функционального развития деятельности дыхательной системы и физической подготовленности. В результате занятий с детьми 13-14 лет экспериментальной группы произошли статистически достоверные изменения во всех исследуемых показателях (Р < 0,05), в то время как в контрольной группе статистически достоверных изменений в обследуемых показателях не произошло (Р > 0,05).
Выполненный сравнительный анализ динамики показателей, отражающих функциональное развитие дыхательной системы и физической подготовленности детей 13-14 лет экспериментальной и контрольной групп в процессе эксперимента (%), показал, что прирост всех исследуемых показателей у детей экспериментальной группы значительно выше, чем у детей контрольной группы (табл. 3; рис. 2).
Выводы. На заключительном этапе тестирования дети экспериментальной группы по результативности фиксации исследуемых показателей, отражающих функциональное развитие деятельности
Рис. 1. Структура комплексного использования средств фитнеса детей 13-14 лет в условиях дополнительного образования
Таблица 2
Сравнительные характеристики исходных и конечных показателей функционального развития деятельности дыхательной системы и физической подготовленности детей 13-14 опытных групп
Показатель ЭГ До эксперимента (n = 10) (Х±о) ЭГ После эксперимента (n = 10) (Х±о) Достоверность различий, Р КГ До эксперимента (n = 10) (Х±о) КГ После эксперимента (n = 10) (Х±о) Достоверность различий, Р
Оценка функционального развития деятельности дыхательной системы
Проба Штанге, с 40,6±4,2 50,2±4,5 <0,05 41,2±4,5 45,8±4,7 >0,05
Проба Генчи, с 39,5±3,8 49,5±3,6 <0,05 40,1±4,3 44,1±4,2 >0,05
Индекс Руфье — Диксона, баллы 4,9±0,7 2,8±0,6 <0,05 5,0±0,73 3,4±0,71 >0,05
Оценка физической подготовленности
Отжимание в упоре лёжа, кол-во раз 15,1±3,2 22,4±3,3 <0,05 14,7±3,3 18,8±3,1 >0,05
Прыжок в длину с места, см 125,6±10,1 143,7±9,9 <0,05 126,0±9,8 135,0±9,7 >0,05
Сгибание туловища, кол-во раз 22,8±4,3 38,5±4,4 <0,05 23,6±5,6 29,8±5,8 >0,05
Вис на перекладине, с 40,5±2,6 65,7±2,4 <0,05 42,5±4,3 51,7±4,1 >0,05
Наклон туловища вперёд из исходного положения сидя, см 6,4±3,2 12,4±3,0 <0,05 6,8±3,5 8,6±3,2 >0,05
Бег 1000 м, мин. 7,1±1,8 5,1±2,1 <0,05 7,6±1,5 7,0±1,4 >0,05
Таблица 3
Сравнительная динамика показателей, отражающих функциональное развитие деятельности дыхательной системы и физической подготовленности детей 13-14 лет экспериментальной и контрольной групп в процессе эксперимента, %
Показатель Динамика показателей
ЭГ КГ
Прирост показателей, отражающих функциональное развитие дыхательной системы, %
1. Проба Штанге, с 3,2 0,2
2. Проба Генче, с 22,5 9,5
Прирост показателей, отражающих физическую подготовленность, %
3. Отжимания в упоре лёжа, кол-во раз 38,9 24,4
4. Прыжок в длину с места, см 13,4 6,9
5. Сгибание туловища, кол-во раз 50,2 23,2
6. Вис на перекладине, с 47,4 19,6
7. Наклон туловища вперёд, см 63,8 7,7
8. Бег 1 000 м, мин 32,8 0,8
63,8
Ч2
22,5 Э,5
1
38,9 4,4
13,4
6,9
50,2
47,4
3,2
19,6
32,8
7,7
0,8
□ ЭГ ПКГ
Рис. 2. Прирост показателей, отражающих функциональное развитие деятельности дыхательной системы и физической подготовленности детей 13-14 лет опытных групп
в процессе эксперимента, %: 1 — проба Штанге, с; 2 — проба Генче, с; 3 — отжимания в упоре лёжа, кол-во раз; 4 — прыжок в длину с места, см; 5 — сгибание туловища, кол-во раз; 6 — вис на перекладине, с; 7 — наклон туловища вперёд, см; 8 — бег 1 000 м, мин
70
60
50
40
30
20
10
0
2
3
4
5
6
7
8
дыхательной системы и физической подготовленности, имели преимущество над своими сверстниками из контрольной группы; также был выявлен значительный прирост всех исследуемых показателей у детей экспериментальной группы благодаря эффективности предложенной экспериментальной методики, основанной на использовании упражнений пилатеса, стретчинга, средств оздоровительной аэробики и ОРУ с предметами.
Разработанная экспериментальная методика и её элементы могут быть адаптированы для других возрастных групп занимающихся, элементы стретчинга будут эффективны в период проведения со спортсменами восстановительных мероприятий. Кроме того, опыт использования данной методики в учреждениях дополнительного образования может быть реализован в рамках занятий на третьем уроке физической культуры в образовательной школе, студентами вузов физической культуры, делающих первые шаги в своей профессиональной карьере.
Список литературы
1. Борилкевич, В. Е. Об идентификации понятия «Фитнес» / В. Е. Борилкевич // Теория и практика
физ. культуры. — 2003. — № 2. — С. 45.
2. Егорова, Н. В. Детский фитнес в системе дополнительного образования / Н. В. Егорова, Е. Ю. Андриянова // Вестн. спортивн. науки. — 2011. — № 4. — С. 66-69.
3. Иваненко, О. А. Современные фитнес-техноло-гии и оздоровительный фитнес / О. А. Иваненко. — Челябинск : УралГУФК, 2018. — 216 с.
4. Мищенко, Н. Ю. Применение средств аэробики в физическом воспитании девочек 12-14 лет, с использованием современных информационных технологий / Н. Ю. Мищенко, А. Р. Бадретдинова // Физическая культура и спорт: наука, образование, технологии : материалы Всерос. науч.-практ. конф. магистрантов, 12 апреля 2019 г. — Челябинск : Урал-ГУФК, 2019. — С. 100-105.
5. Песина, О. Н. Современные оздоровительные технологии в подготовке студентов вуза физической культуры : учеб. пособ. для самостоятельной работы студентов / О. Н. Песина. — Челябинск : Урал. акад., 2014. — 149 с.
6. Сайкина, Е. Г. Социокультурные предпосылки развития детского фитнеса в системе физкультурного образования детей и подростков / Е. Г. Сайкина // Физ. культура: воспитание, образование, тренировка. — 2007. — № 2. — С. 2-6.
7. Хоули, Э. Т. Оздоровительный фитнес / Э. Т. Хо-ули, Б. Д. Френкс. — Киев : Олимп. лит., 2000. — 367 с.
Поступила в редакцию 28 апреля 2019 г.
Для цитирования: Песина, О. Н. Влияние методики комплексного использования средств фитнеса на функциональное состояние деятельности дыхательной системы и физическую подготовленность детей 13-14 лет / О. Н. Песина, Н. Ю. Мищенко // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. — 2019. — Т. 4, № 4. — С. 42-48.
Сведения об авторах
Песина Ольга Николаевна — кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики гимнастики и водных видов спорта, Уральский государственный университет физической культуры. Челябинск. Россия. [email protected]
Мищенко Наталья Юрьевна — кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики физического воспитания, Уральский государственный университет физической культуры. Челябинск. Россия.
NUMishenko @yandex. ги
PHYSICAL CULTURE. SPORT. TOURISM. SPORT AND HEALTH RECREATION
2019, vol. 4, no. 4, pp. 42-48.
The Influence of Complex Use of Fitness Method on the Functional State of the Respiratory System and Physical Fitness of Children 13-14 years
Pesina O.N.1, Mishchenko N.U.2
Ural State University of Physical Culture, Chelyabinsk, Russia. 1pesinla @m ail. ru; 2N UMishenko@yandex. ru
The experimental technique of complex application of means of fitness in the conditions of additional education intended for children of 13-14 years is presented. An experimental technique shows a positive effect on a functional condition of respiratory system activity and physical fitness of children of 13-14 years. It is established that the offered means of fitness — Pilates, stretching, aerobics, general development exercises with objects, are applicable for the use and provide effective purposeful development of physical qualities and also impact on a functional condition of a respiratory system of an organisms of children of 13-14 years. At the same time the means of fitness mentioned above can be applied separately and in a complex that depends on a form of fitness class and on the tasks solved in it.
Keywords: fitness, means of fitness, physical training, functional state, respiratory system, children of 13-14 years.
References
1. Boriskevich V. E. Ob identifikatsii ponjatija «Fitnes» [Identification of the concept of «Fitness»]. Teo-rija i praktika fizicheskoj kultury [Theory and practice of physical culture], 2003, no. 2, pp. 45. (In Russ.).
2. Yegorova N.B., Andriyanova E.U. Detskiy fitnes v sisteme dopolnitelnogo obrazovanija [Children's fitness in the system of additional education]. Vestnik sport-ivnoy nauki [The Bulletin of sports science], 2011, no. 4, pp. 66-69. (In Russ.).
3. Ivanenko O.A. Sovremennyye fitnes-tekhnologii i ozdorovitel'nyy fitnes [Modern fitness technologies and health-improving fitness]. Chelyabinsk, 2018. 216 p. (In Russ.).
4. Mishchenko N.U., Badretdinova A.R. Primeneni-ye sredstv aerobiki v fizicheskom vospitanii devochek 12-14 let, s ispol'zovaniem sovremennykh informatsion-nyh tekhnologi [Application of aerobics in the physical education of girls 12-14 years, using modern information technologies]. Fizicheskaya kul'tura i sport: nauka, obrazovanie, tehnologii: materialy Vserossijskoj nauch-
no-prakticheskoj konferentsii magistrantov (12 aprelja 2019 g.) [Physical culture and sport: science, education, technology: materials of all-Russian scientific-practical conference of undergraduates (April 12, 2019)]. Chelyabinsk, 2019. Pp. 100-105. (In Russ.).
5. Pesina O.N. Sovremennyye ozdorovitel'nyye tekh-nologii v podgotovke studentov vuza fizicheskoy kul 'tury [Modern health technologies in the preparation of students of the University of physical culture: training manuals for independent work of students]. Chelyabinsk, 2014. 149 p (In Russ.).
6. Saikina E.G. Sotsiokul'turnyye predposylki razvi-tiya detskogo fitnesa v sisteme fizkul'turnogo obra-zovaniya detey i podrostkov [Socio-Cultural background for the development of children's fitness in the system of physical education of children and adolescents]. Fizicheskaya kul'tura: vospitaniye, obrazovaniye, tre-nirovka [Physical culture: character building, education, training], 2007, no. 2, pp. 2-6. (In Russ.).
7. Howley E.T., Franks B.D. Ozdorovitel'nyy fitnes [Health fitness]. Kyiv, 2000. 367 p. (In Russ.).