УДК 37.012.85 ББК 75.1
ФИТНЕС-ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ОЗДОРОВЛЕНИЯ СТУДЕНТОК ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА
И. А. Лакейкина, М. Х. Бегметова
Астраханский государственный технический университет, Астрахань, Россия
Описывается применение фитнес-технологий на занятиях физической культурой студенток технического вуза. Представлены результаты исследований по коррекции фигуры средствами фитнеса.
Ключевые слова: оздоровление, коррекция, студенты, физическое воспитание, фитнес-технологии.
В наше время современная молодёжь XX в. очень зависима от социума, в котором живёт, учится, отдыхает. Общество, социальная среда диктуют современным юношам и девушкам, каким должен быть молодой человек, как себя вести, что надевать и даже как выглядеть, чтобы быть успешным в жизни. В современном обществе актуальной стала мода на красивое, физически развитое тело, здоровый образ жизни. Некрасивое телосложение, излишки веса заставляют современных молодых людей прийти в спортивный зал и заняться физической культурой, чтобы приобрести красивые, стандартные формы и уверенность в себе [3; 4].
Одним из самых модных направлений физической культуры в данный момент являются фитнес-технологии [4].
Фитнес представлен в очень разнообразных формах двигательной активности. Отличительная особенность фитнес-программ — их доступность. Доступность прежде всего в простоте — упражнения для различного уровня физической подготовленности. Кроме этого занятия фитнесом проходят под современное музыкальное сопровождение, тем самым улучшая эмоциональный фон занятий [1].
В современной физической культуре существует огромное количество оздоровительных направлений. Одни пользуются спросом у юношей (тренажёры, силовое двоеборье, силовая акробатика), другие — пилатес, аэробика, шейпинг, стрет-чинг — у девушек [4].
Но большая часть оздоровительных программ довольно узконаправленна, имеет локальное воздействие на организм и не даёт комплексного, то есть более широкого влияния на итоговый результат оздоровительной программы [2].
Поэтому существует необходимость применения на занятиях по физической культуре упражнений различных направлений фитнеса, что позволит более эффективно скорректировать фигуру девушек.
Объект исследования — учебный процесс по физической культуре студентов технического вуза.
Предмет исследования — методика коррекции фигуры средствами фитнеса у девушек 19-22 лет.
Цель исследования — внедрить методику применения комплексных фитнес-тренировок для коррекции фигуры девушек 19-22 лет на физкультурных занятиях в техническом вузе.
Гипотеза. Предполагается, что внедрённые комплексные фитнес-тренировки способствуют коррекции фигуры девушек 19-22 лет и, как следствие, оздоровлению их организма.
Теоретическая значимость исследования заключается в дополнении теории оздоровительных методик молодёжи с использованием специальных средств.
Практическая значимость — предложена методика коррекции фигуры средствами фитнеса у девушек. Результаты данного исследования могут быть использованы в виде методических рекомендаций в вузах и ссузах, спортивных клубах.
Задачи исследования:
1. Применить на практике экспериментальную методику с использованием упражнений различных фитнес-направлений, способных в комплексе эффективно корректировать фигуру девушек 19-22 лет.
2. Доказать эффективность экспериментальной методики коррекции фигуры девушек 19-22 лет.
Методы исследования. Для решения поставленных задач были использованы следующие методы:
- метод анализа научно-методической литературы;
- соматоскопия;
- антропометрия;
- пульсометрия;
- педагогический эксперимент;
- методы математической статистики.
Организация исследования. Исследование осуществлялось на базе Астраханского государственного технического университета с октября 2016 г. по март 2017 г. в три этапа.
В исследовании принимали участие 24 девушки 19-22 лет.
До начала исследования методом соматоскопии определили типы фигуры девушек: из 51 человека были отобраны 24 девушки 19-22 лет с типом фигуры «груша», так как этот тип фигуры один из самых распространённых. В дальнейшем отобранные девушки были разделены на две группы по 12 человек в каждой.
На первом этапе исследования была проведена антропометрия с целью выявления показателей размеров фигур девушек, участвующих в эксперименте. В результате тестирования девушек контрольной (КГ) и экспериментальной (ЭГ) групп до начала эксперимента было установлено отсутствие статистически достоверных различий (р > 0,05) по заявленным параметрам (табл. 1).
Таблица 1
Результаты антропометрии девушек контрольной и экспериментальной групп до эксперимента
Показатель ЭГ, X±m КГ, X±m
Вес, кг 72,8±4,3 71,9±3,4
Обхват плеча, см 30,8±0,66 30,9±0,83
Обхват бедра, см 70,6±3,85 67,3±2,6
Обхват голени, см 38,9±0,47 38,6±0,68
Обхват ягодиц, см 113,2±2,7 113,7±1,42
Обхват талии,см 83,7±3,4 85,3±5,1
Окружность грудной клетки, см 89,5±3,2 93,8±13,4
На втором этапе исследования была разработана экспериментальная методика коррекции фигуры. Испытуемые ЭГ занималась по экспериментальной методике, были выбраны следующие средства фитнеса: стретчинг и скипинг, групповая аэробика под музыку, упражнения атлетической гимнастики, степ-аэробика, включающая упражнения с дополнительными отягощениями. Кроме этого, широко использовались упражнения на фитболах, с обручем, на крутящейся платформе и роллере. Упражнения аэробики и скипинга (использовались как стандартные скакалки, так и длинные скакалки) применялись как средства, способствующие уменьшению жировых отложений, а упражнения атлетической гимнастики, степ-аэробика с отягощениями, упражнения с гимнастическим обручем, фитболами, на крутящейся платформе и роллере — как средства, совершенствующие формы тела.
В КГ занятия проводились по программе, направленной на развитие и укрепление всех групп мышц, без акцента на тип фигуры.
Обе группы занимались 2 раза в неделю, длительность каждого занятия составила 90 минут.
В ходе эксперимента, в начале и в конце занятий, в экспериментальной и контрольной группах была выполнена контрольная антропометрия (табл. 2).
В ЭГ после педагогического эксперимента зафиксировано статистически достоверное уменьшение веса тела девушек. В начале эксперимента данный параметр составил 72,1 кг, в конце эксперимента — 68,1 кг (5,5 %) (р < 0,05). В КГ вес тела также уменьшился — с 71,9 до 68,3 кг, но без достоверно значимых отличий (р > 0,05)
После эксперимента в ЭГ зафиксированы достоверные изменения (р < 0,05) почти всех изучаемых
Таблица 2
Результаты антропометрии девушек контрольной и экспериментальной групп до (1) и после (2) эксперимента
Показатель ЭГ, X±m КГ, X±m
1 2 1 2
Вес, кг 72,8±4,3 68,1±3,6 71,9±3,4 68,3±2,5
Обхват плеча, см 30,8±0,66 30,5±0,68 30,9±0,83 30,8±0,42
Обхват бедра, см 70,6±3,85 62,6±3,13 67,3±2,6 66,3±2,65
Обхват голени, см 38,9±0,47 37,7±0,37 38,6±0,68 38,6±0,82
Обхват ягодиц, см 113,2±2,7 107,3±2,7 113,7±1,42 112,8±1,92
Обхват талии, см 83,7±3,4 76±5,6 85,3±5,1 84,6±5,4
Окружность грудной клетки, см 89,5±3,2 91,8±3,17 93,8±13,4 92,4±13,42
И. А. Лакейкина, М. Х. Бегметова
антропометрических параметров, за исключением обхвата плеча, где изменения произошли в рамках 1 % (р > 0,05). В итоге обнаружено уменьшение обхвата ягодиц — со 113,2 до 107,3 см (5,2 %), бёдер — с 70,6 до 62,6 см (11,4 %), голени — с 38,9 до 37,7 см (3,15 %). Значимые, статистически достоверные (р < 0,05) изменения у экспериментальной группы произошли с параметром обхвата талии — с 83,7 до 76 см, что составило 10,9 %.
После эксперимента в ЭГ выявлена динамика показателя окружности грудной клетки: установлено его увеличение с 89,5 см до 91,8 см (2,6 %) (р < 0,05).
Потребность в коррекции объёма плеч у девушек отсутствовала, поэтому статистически достоверных изменений зафиксировано не было (р > 0,05).
В КГ статистически достоверных изменений изучаемых параметров не выявлено (р > 0,05). На конец эксперимента достоверных изменений (р > 0,05) по параметру обхвата талии не отмечено, он уменьшился на 1,3 % — с 85,3 до 84,6 см. Обхват плеча: до эксперимента 30,9 см; после эксперимента — 30,8 см.
Подтверждением изменения фигуры девушек ЭГ являются изменения индекса соотношения талии и бёдер (табл. 3).
Таблица 3
Индекс «талия / бёдра» девушек экспериментальной и контрольной групп до (1) и после (2) эксперимента
ЭГ, Х±т КГ, Х±т
1 2 1 2
0,73±0,03 0,65±0,04 0,73±0,03 0,72±0,03
После педагогического эксперимента у девушек экспериментальной группы произошло статистически достоверное изменение соотношения «талия/бёдра» (р < 0,05), в то время как в контрольной группе оно изменился мало (р > 0,05).
Выводы
1. Современные стандарты красоты диктуют довольно жёсткие пропорции женской фигуры: в идеале соотношение объёмов талии и бёдер должно составлять 0,60. Девушки 19-22 лет придают большое значение внешности, находясь в постоянном поиске оптимальных физических упражнений с целью коррекции своей фигуры и веса. Одним из перспективных направлений физической культуры с оздоровительной точки зрения являются фитнес-программы.
2. В настоящее время существует множество оздоровительных направлений фитнеса и разработанных по этим направлениям фитнес-программ. По разным подсчётам, количество программ колеблется в пределах 200 видов двигательной активности различных направлений фитнес-технологий: методики по классической и танцевальной аэробике, стретчингу; упражнений на специальных тренажёрах и оборудовании; упражнений с утяжелителями; циклические программы; методики игровой направленности; программы MindBоdi; методики, построенные на основе восточных единоборств и боевых искусств; упражнения в воде, комплексные программы; программы с предметами и т. д.
3. В процессе педагогического эксперимента по результатам антропометрии было выяснено, что среди девушек Астраханского государственного технического университета наиболее распространённым типом женской фигуры является «груша».
4. На занятиях физической культуры с девушками экспериментальной группы целенаправленно применялась методика коррекции фигуры, включающая в себя средства фитнеса: стретчинг и ски-пинг, групповая аэробика, упражнения атлетической гимнастики, степ-аэробика, включающая упражнения с дополнительными отягощениями, а также упражнения с обручем, фитболами, на крутящейся платформе и роллере.
5. После эксперимента в экспериментальной группе зафиксированы статистически достоверные изменения почти всех изучаемых антропометрических данных (р < 0,05) нижней части тела.
6. В контрольной группе положительная динамика зафиксирована на уровне отдельных показателей и статистически достоверных изменений изучаемых параметров не выявлено (р > 0,05).
7. В конце эксперимента эффективность данной методики была подтверждена контрольным тестированием, в котором зафиксирована положительная динамика показателей антропометрии девушек экспериментальной группы.
Список литературы
1. Иваненко, О. Л. Фитнес-технологии / О. Л. Иваненко, Т. М. Мелихова. — Челябинск : УралГУФК, 2007. — 58 с.
2. Куралёва, О. О. Социально-психологическое исследование мотивации к занятиям физкультурой младших школьников / О. О. Куралёва, О. Ю. Лоба-
нов, И. А. Лакейкина, М. Х. Бегметова, И. А. Кузнецов // Соврем. проблемы науки и образования. — 2015. — № 5. — С. 602-603.
3. Самсонова, Е. П. Комплексные физкультурно-оздоровительные занятия на основе фитнес-йоги с женщинами среднего возраста (30-40 лет) : дис...
Поступила в редакцию 10 ноября 2018 г.
канд. пед. наук / Е. П. Самсонова. — Смоленск, 2010. — 202 с.
4. Фёдорова, О. Н. Комплексное применение средств пилатеса и аквааэробики на занятиях с женщинами второго периода зрелого возраста : дис. канд. пед. наук / О. Н. Фёдорова. — СПб., 2012. — 185 с.
Для цитирования: Лакейкина, И. А. Фитнес-технологии как средство оздоровления студенток технического вуза / И. А. Лакейкина, М. Х. Бегметова // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. — 2018. — Т. 3, № 4. — С. 90-93.
Сведения об авторах
Лакейкина Ирина Александровна—старший преподаватель кафедры физического воспитания, Астраханский государственный технический университет. Астрахань, Россия. lucky [email protected]
Бегметова Марина Хасановна — старший преподаватель, кафедры технологии спортивной подготовки и прикладной медицины, Астраханский государственный технический университет. Астрахань, Россия.
PHYSICAL CULTURE. SPORT. TOURISM. MOTOR RECREATION
2018, vol. 3, no. 4, pp. 90-93.
Fitness Technologies as a Means of Improvement of Students of Technical University Lakeykina I.A.1, Begmetova M.Kh.2
Astrakhan State Technical University, Astrakhan, Russia
1lucky_32@bk. ru, [email protected]
This article describes the use of fitness technologies in physical education classes for students of a technical college. The results of studies on figure correction by means of fitness are presented.
Keywords: improvement, correction, students, physical education, fitness technologies.
References
1. Ivanenk O.L., Melikhova T.M. Fitnes tekhnologii [Fitness of technology]. Chelyabinsk, 2007. 58 p. (In Russ.).
2. Kuralyova O.O., Lobanov O.Yu., Lakeykina I.A., Begmetova M.H., Kuznetsov I.A. Sotsial'no-psikhologicheskoye issledovaniye motivatsii k zanya-tiyam fizkul'turoy mladshikh shkol'nikov [Socially is psychological research of motivation to engaging in physical education of junior schoolchildren]. Sovremennyye problemy nauki i obrazovaniya [Modern problems of science and education], 2015, vol. 5, pp. 602-603. (In Russ.).
3. Samsonova E.P. Kompleksnyyefizkul'turno-ozdoro-vitel'nyye zanyatiya na osnove fitnes-yogi s zhenshchin-ami srednego vozrasta (30-40 let) [Complex athletic-health employments on the basis of fitness yoga with the women of middle age (30-40). Thesis]. Smolensk, 2010. 202 p. (In Russ.).
4. Fyodorova O.N. Kompleksnoye primeneniye sredstv pilatesa i akvaaerobiki na zanyatiyakh s zhenshchinami vtorogo perioda zrelogo vozrasta [Complex application of facilities of pilates and aqua aerobics on reading with the women of the second period of mature age. Thesis]. St. Petersburg, 2012. 185 p. (In Russ.).