УДК 796.035
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СТУДЕНТОВ ФИЗКУЛЬТУРНОГО ВУЗА СРЕДСТВАМИ ФИТНЕСА
Е.О. Рыбакова, Т.Н. Шутова
Применение фитнес-технологий на сегодняшний день актуализировано и в спортивной практике, и в физическом воспитании образовательных учреждений, и в оздоровлении взрослого населения, что предопределило разработку программы подготовки студентов физкультурного вуза с применением средств фитнеса. Программа включает в себя атлетическую гимнастику, аэробику, аквафитнес, функциональный тренинг, детский фитнес, йогу, рекреационный фитнес.
Ключевые слова: профессиональное физкультурное образование, фитнес, фитнес-технологии для различных категорий населения.
Совершенствование подготовки высококвалифицированных кадров в сфере физической культуры и спорта является задачей огромной социальной важности. Решающее значение в совершенствовании системы подготовки бакалавров с высшим физкультурным образованием имеет разработка новых подходов к содержанию и организации учебного процесса, предполагающих и стимулирующих активность студентов к повышению качества профессиональной подготовки.
В физическом воспитании студентов используются разнообразные формы учебных и внеучебных занятий. Учебные занятия проводятся в виде: теоретических, практических, контрольных, учебно-тренировочных занятий, индивидуальных и индивидуально-групповых дополнительных занятий и консультаций. Также организуются самостоятельные занятия под контролем преподавателя. Все эти формы занятий не учитывают индивидуальные особенности занимающихся и тем более не учитывают их интересы и приоритеты, тем самым способствуют снижению мотивации студентов к занятиям. В данном контексте становится актуальным включение в образовательный процесс студентов физкультурного вуза средств фитнес-технологий [2].
Фитнес-технологии - это совокупность научно обоснованных способов и методических приемов, нацеленных на повышение оздоровительного процесса, удовлетворение потребностей студентов в двигательной активности. Они обеспечивают положительные эмоции студентов, удовлетворение их потребностей в укреплении здоровья, формирование положительного отношения к здоровому образу жизни, социальной успешности (Григорьев В.И.,2010) [1].
Эффективность различных направлений фитнеса заключается в комплексном воздействии на моторику, гемодинамическую, дыхательную и нервную системы организма, профилактику различных заболеваний. Эмоциональность занятий обеспечивается не только музыкальным сопровождением, создающим положительный психологический настрой,
его танцевальной и игровой направленностью, но и необходимостью согласовывать свои движения с действиями партеров в группе, что также повышает интерес к занятиям (Лахина Е.М., 2012). Это позволяет рассматривать фитнес как высокоэффективную систему оздоровительных занятий, направленных на улучшение физических кондиций, укрепление здоровья, гармоническое физическое развитие, а также повышение профессиональных компетенций студентов физкультурного вуза [3].
Педагогический эксперимент. Нами разработана программа совершенствования профессиональных знаний и умений в области фитнеса, необходимых и в спортивной практике, и в физическом воспитании образовательных учреждений, и в оздоровлении взрослого населения. Так, на 1-2-х курсах внедрены занятия по атлетической гимнастике, на 3-м курсе - по аэробике, детскому фитнесу и фитнес-технологиям для взрослого населения, на 4-м курсе - по аквафитнесу, функциональному тренингу, физическому воспитанию старших школьников и студентов в условиях тренажерного зала, йоге. Дифференциация и индивидуализация образовательного процесса заключалась в учете профиля подготовки студентов: спортивная тренировка, учитель физической культуры, физкультурно-оздоровительные технологии, адаптивная физическая культура. Педагогический эксперимент осуществлен на базе Чайковского государственного института физической культуры (Пермский край) с 2011 г. по 2015 г., со студентами с 1-го по 4-й курс.
Цель исследования: совершенствование программы подготовки студентов физкультурного вуза с детализацией средств фитнеса в будущей профессиональной деятельности.
Задачи:
1. Совершенствование общекультурных и профессиональных компетенций согласно «ФГОС 3+» средствами фитнеса.
2. Расширение практико-ориентированного подхода в обучении студентов физкультурного вуза.
3. Обучение алгоритму выбора фитнес-технологий и методики занятий для различного контингента занимающихся.
Средства преобразования профессиональной подготовки: фитнес-программы в рамках дисциплины «Физическая культура»; внедрение авторского алгоритма (Шутова Т.Н., Полунина Н.А.) обучения в рамках краткосрочного курса «Фитнес»; проведение фитнес-занятий на иностранном языке с целью детализации методики обучения и развития общекультурных компетенций (ОК-2, ОК-17); проведение практических занятий непосредственно с дошкольниками, школьниками, студентами и взрослым населением (ПК-15-19); дифференциация подготовки для профиля спортивной тренировки, учителей физической культуры и других направлений физкультурного образования.
Подготовка на профиле «спортивная тренировка», отличалась изучением методики функционального тренинга для единоборцев,
лыжников, представителей спортивных игр; применением фитнес-тренировки с элементами единоборств («тай-бо»); методики занятий в тренажерном зале с учетом специфики спортивной деятельности в указанных спортивных специализациях; освоением стретчинга, аквафитнеса; проведением части тренировки на иностранном языке.
Особенности профиля физкультурного образования (учитель ФК) заключались в обучении методики занятий в тренажерном зале для учащихся 8-х-11-х классов; содержании третьего урока по физической культуре на основе аэробики для девушек 7-х-11-х классов; освоении фитнес-комплексов с гантелями, скакалками, гимнастическими палками, набивными мячами в рамках раздела гимнастики, общей физической подготовки, укреплении и коррекции нарушений осанки; обучении инструкторов по оздоровительной и фитнес-аэробики для системы дополнительного образования; обучении методике детских фитнес-занятий для дошкольников и младших школьников.
Для профиля «адаптивная физическая культура» акцент сделан на освоении методики оздоровительных занятий в воде; элементы йоги, пилатеса, стретчинга в физическом воспитании студентов специальных медицинских групп; на обучении методике занятий в тренажерном зале при нарушениях осанки и зрения, при отклонениях в кардиореспираторной системе; на применении групповых программ низкой интенсивности с элементами гантельной гимнастики, оздоровительной аэробики, стретчинга.
Программа подготовки для профиля «оздоровительные технологии» отличалась методикой фитнес-занятий для дошкольников, студентов и взрослого населения; содержанием занятий аквааэробикой и аквафитнесом для женщин, мужчин и подростков; внедрением практических занятий непосредственно в фитнес-центрах; проведением занятий на иностранном языке в детализации и закреплении методики йоги, аэробики, функционального тренинга; организацией мастер-классов по кроссфиту, пилатесу, атлетической гимнастике, гиревому спорту и другим.
Результаты исследования. Проведенный эксперимент (табл.) позволил повысить интерес и практическую значимость фитнес-занятий студентов всех профилей.
Средние результаты интереса и практической значимости фитнеса в подготовке студентов всех профилей (балл)
Этапы исследования Атлетическая гимнастика ( Х ±о) Аэробика ( Х ±°) Аквафитнес ( Х Йога ( Х Детский фитнес ( Х ±о)
До 5,8±1,7 4,1±2,3 3,0±2,1 3,2±1,9 5,1±2,8
После 8,9±2,2 7,4±1,8 6,3±2,5 6,5±2,2 7,6±2,0
Так, студенты профиля спортивной тренировки высоко оценили значение атлетической гимнастики и силовой тренировки, при этом
динамика среди всех студентов составила от 5,8 до 8,9 баллов, также будущие тренеры отметили функциональный тренинг в повышении общей и специальной физической подготовленности спортсменов. Аэробика с элементами единоборств («тай-бо»), как указали будущие тренеры, может стать нестандартным средством повышения функциональной и физической подготовленности единоборцев.
Будущие учителя физической культуры также отдали предпочтение методике проведения занятий в тренажерном зале и оздоровительной аэробике (динамика всех профилей от 4,1 до 7,4 балла), они обозначили высокий интерес к разнообразным комплексам упражнений детского фитнеса, которые можно проводить в условиях уроков физической культуры и дополнительных занятиях в секциях. Интерес к детскому фитнесу среди всех испытуемых изменился от 5,1 до 7,6 баллов. Студенты освоили алгоритм проведения занятий в тренажерном зале для девушек и юношей, специальные упражнения для определенных мышечных групп, особенности дозирования нагрузки.
Представители адаптивной физической культуры обозначили аквафитнес как тренд фитнес-направлений (среднее значение всех профилей от 3,0 до 6,3 баллов), а также атлетическую гимнастику и йогу (от 3,2 до 6,5 баллов). Опрашиваемые отметили, что освоили алгоритм комплексов упражнений при нарушениях осанки и других отклонениях в состоянии здоровья в условиях малого спортивного и тренажерного залов.
Будущие фитнес-инструкторы (профиль оздоровительные технологии) выразили желание увеличить мастер-классы по инновационным методикам фитнеса с ведущими инструкторами города и края; высоко оценили практические занятия непосредственно со старшими школьниками и студентами младших курсов; отметили высокую степень закрепления методики занятия и развитии общекультурных компетенций средствами иностранных языков.
На рисунке представлены результаты изучения систематичности занятий студентами физкультурного вуза.
Посещаемость учебных занятий студентами
Из рисунка следует, что посещаемость занятий студентами всех специализаций повысилось на 12 %. Это свидетельствует о том, что повысились мотивация, а следовательно, и заинтересованность студентов в комплексных занятиях фитнесом. Пропуски занятий по состоянию здоровья понизились с 6 до 3 %, пропуски занятий без уважительной причине - с 12 до 3 %.
В заключение отметим, что разработанная программа эффективна и способствует повышению качества профессиональной подготовки бакалавров.
Список литературы
1. Григорьев В.И., Давиденко Д.Н., Малинина С.В. Фитнес-культура студентов: теория и практика: учеб. пособие. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2010. 228 с.
2. Кобылякова Л.В. Внедрение теории и методики оздоровительного фитнеса в систему физического воспитания студентов // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2014. № 4 (36). С. 27-30.
3. Лахина Е.М., Козлов А.В., Малорошвило Л.Н. Фитнес-технологии как компонент физкультурного образования студентов вузов // Теория и практика физической культуры. 2012. № 2. С. 36-39.
Рыбакова Елена Олеговна, канд. пед. наук, доц., elenakova@inbox.ru, Россия, Чайковский, Чайковский государственный институт физической культуры,
Шутова Татьяна Николаевна, канд. пед. наук, доц., tany-15 6@rambler.ru, Россия, Москва, Российский государственный экономический университет имени Г. В. Плеханова.
IMPROVING OF THE PROFESSIONAL EDUCATION FOR PHYSICAL CULTURE UNIVERSITY'S STUDENTS BY MEANS OF FITNESS
E.O. Rybakova, T.N. Shutova
Using of fitness technology to date and actualized in the sports practice and physical education in educational institutions and in the improvement of the adult population, which determined the development of training programs for students of sports high school using funds of fitness. The program includes athletic gymnastics, aerobics, aqua, functional training, children's fitness, yoga, recreational fitness.
Key words: professional physical education, fitness, fitness technology for various categories of the population.
Rybakova Elena Olegovna, candidate of pedagogical Sciences, associate professor, elenakova@inbox.ru, Russia, Tchaikovsky, Tchaikovsky State Institute of Physical Culture,
Shutova Tatiana Nikolaevna, candidate of pedagogic Sciences, associate professor, tany-156@rambler.ru, Russia, Moscow, Russian State University of Economics named after G.V. Plekhanov