ВЛИЯНИЕ КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ РЕГИОНА НА ФОРМИРОВАНИЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ МОЛОДЕЖИ 1
Бориско О. А., Миронцева С. А.
Бориско Ольга Александровна, Кубанский государственный университет, 350040, Россия, Краснодарский край, г. Краснодар, ул. Ставропольская, 149.
Эл. почта: [email protected]
Миронцева Светлана Александровна, Кубанский государственный университет, 350040, Россия, Краснодарский край, г. Краснодар, ул. Ставропольская, 149.
Эл. почта: [email protected]
В статье представлены результаты теоретического исследования влияния культурно-образовательной среды региона на формирование региональной идентичности молодежи в рамках политологического подхода.
Проведен анализ различных определений понятий «культурно-образовательное пространство», «культурно-образовательная среда», «культурно-образовательное пространство региона» и «культурно-образовательная среда региона». Сформулировано авторское понимание сущности культурно-образовательной среды региона на основе междисциплинарного подхода.
В данной статье исследуются теоретические основы региональной идентичности молодежи, также анализируется роль культурно-образовательной среды региона в формировании региональной идентичности молодежи. Для понимания специфики процесса формирования региональной идентичности молодежи субъектами культурно-образовательной среды авторы обратились к двум подходам: символическому интеракцио-низму и социальному конструктивизму, выявляя для себя основное определение в понимании сущности региональной идентичности в целом и специфики региональной идентичности молодежи. В работе отмечается роль культурной, образовательной и молодежной политики в процессе формирования региональной идентичности молодежи.
Авторы в своем исследовании рассмотрели различные государственные и негосударственные акторы культурной и образовательной среды, которые могут оказать влияние на формирование региональной идентичности молодежи, а также взаимодействие этих акторов. Влияние данных субъектов на формирование региональной идентичности молодежи было проиллюстрировано некоторыми региональными примерами и практиками, реализуемыми в Краснодарском крае.
В завершении авторы сформулировали вывод о том, что культурно-образовательная среда региона должна создавать необходимые условия для актуализации значимого прошлого опыта, важных для регионального сообщества традиций, а также сочетать эти условия с инновационными культурно-образовательными практиками для укоре-
1 Статья подготовлена в рамках проекта РГНФ № 16-13-23026 «Формирование региональной идентичности молодежи в культурно-образовательной среде Краснодарского края» (2016-2017 гг.).
нения настоящего и формирования устойчивой региональной идентичности и благоприятного образа будущего у молодежи. Это необходимо учитывать при организации культурно-образовательной и молодежной политики региона и во взаимодействии субъектов культурно-образовательной среды региона.
Ключевые слова: культурно-образовательная среда, культурно-образовательная среда региона, молодежь, региональная идентичность, региональная идентичность молодежи, культурная политика, образовательная политика, молодежная политика.
Исследования региональной идентичности в современной России продолжают быть достаточно актуальными, так как в России большое разнообразие регионов, в том числе поликультурных, со сложным составом населения, многообразием социально-культурной среды. В условиях нестабильности, возникновения экономической, социальной, межэтнической и межкультурной напряженности обращение к проблемам развития региональной культурно-образовательной среды в целом и влияния данной среды на формирование региональной идентичности представляется значимым.
Культура и образование играют огромную роль в развитии современного общества, передавая знания, ценности, традиции, жизненный и творческий опыт от поколения к поколению, развивая систему знаний и представлений о современности, закладывая и формируя образ будущего. Особое значение приобретает образовательное, ориентирующее и формирующее ценности, воспитательное и социализирующее влияние культуры и образования на молодежь.
Потенциал культурно-образовательной среды, в том числе региональной, может способствовать актуализации интереса у молодежи к историко-культурным ценностям, формированию чувства патриотизма, повышению уровня групповой идентификации и толерантности, формированию механизмов передачи ценностных ориентиров и выстраиванию позитивных смыслов. Все это может стать важным условием развития устойчивых территориальных сообществ. Таким образом, считаем значимым и актуальным исследование влияния культурно-образовательной среды региона на формирование в ее рамках региональной идентичности молодежи, в том числе через направленное воздействие культурно-образовательной политики и молодежной политики региона.
В настоящее время существует многообразие различных научных подходов в выявлении сущности и определении понятия «культурно-образовательная среда» в целом и «культурно-образовательная среда региона» в частности. Данный феномен носит междисциплинарный характер и формируется прежде всего в рамках педагогики, культурологии, философии, истории, психологии и социологии на стыке понятий «образовательная среда» и «культурная среда». Кроме того, некоторые исследователи употребляют его практически в качестве синонима такого феномена, как «культурно-образовательное пространство», которое в свою очередь также разделяют на «культурное пространство» и «образовательное пространство».
В то же время есть много работ, где сравниваются «пространство» и «среда», «образовательное пространство» и «образовательная среда», «культурно-об-
разовательное пространство» и «культурно-образовательная среда» и в ходе сравнения выявляются схожие характеристики и различия данных явлений. Многие исследователи отмечают, что в широком смысле «пространство» и «среда» являются близкими, но не синонимичными понятиями. Под «пространством» и «средой» часто подразумевают набор определенным образом связанных между собой условий, которые могут оказывать влияние на человека. При этом в большинстве своем в определении пространства не подразумевается включенность в него человека. Выделяется то, что пространство может существовать и независимо от включенности человека. В определении среды также отмечают отражение взаимосвязи условий, обеспечивающих развитие человека. В понятии «среда» подчеркивается присутствие человека в среде, взаимовлияние, взаимодействие окружения с данным субъектом (Кривых, 2011). В определении сущности среды также обращают внимание на совокупность людей, связанных общностью условий, оказывающих на них влияние.
Совокупность культурно-воспитательных и образовательных условий, в которых происходит социализация молодежи, в современной педагогике обозначается понятием «культурно-образовательная среда». Культурно-образовательная среда, по мнению М. П. Артамоновой, это динамичная совокупность культурно-образовательных условий и людей, действующих в этих условиях, имеющая подвижные пространственно-временные границы, обеспечивающая социализацию личности и в то же время развивающаяся в результате деятельности человека. Автор считает, что в культурно-образовательной среде осуществляются процессы, связанные с формированием личности, культурным развитием индивидов и социальных групп, передачей социокультурного опыта (Артамонова, 2014).
Е. С. Мертенс провела аналитический обзор современных подходов к трактовке «культурно-образовательной среды» как сложного интегрированного понятия в рамках педагогического исследовательского поля. Следует отметить, что Е. С. Мертенс в результате формулирует наиболее обобщенное и комплексное понимание сущности «культурно-образовательной среды», которая, по ее мнению, представляет собой совокупность образовательно-обучающих и культурно-воспитывающих условий, отражающих политическое и социально-экономическое развитие, состояние духовно-нравственной сферы общества, национально-культурные и исторические традиции, а также развивает и формирует личность (Мертенс, 2006).
Также отметим основные характеристики культурно-образовательной среды: формирующее влияние среды; наличие субъектов, оказывающих формирующее влияние; связь со временем и пространством; преемственность и использование имеющегося опыта; динамичность и изменчивость.
В культурно-образовательном пространстве и культурно-образовательной среде, образующейся в пределах одной страны, выделяют территориальные уровни:
- общегосударственный;
- региональный (субъекты федерации в федеративном государстве);
- муниципальный.
Под культурно-образовательным пространством региона И. Я. Мурзина понимает сложную организованную целостность, в которой ключевыми элементами выступают сферы культуры и образования, транслирующие и актуализирующие смыслы, созданные в процессе человеческой деятельности в регионе, влияющие на идентичность жителей и их образ жизни. Данный автор представляет культурно-образовательное пространство региона как систему координат, в которой реализуется человеческая деятельность, где «вертикаль» — это смыслы культуры (мировоззренческие, нравственные и др.), а «горизонталь» — географическое пространство, в котором они пребывают (Мурзина, 2014).
Е.П. Белозерцев понимает под «культурно-образовательной средой региона» сложное, интегрированное явление, способствующее изучению факторов, условий, средств учебно-воспитательного процесса; рассматривает данную среду как показатель уникальности территории и способ описания особенностей педагогической практики, присущих конкретной территории и зависящих от специфики местных условий соединения «культуры» и «образования» (Белозерцев, 2008).
Таким образом, сформулируем обобщенное авторское понимание сущности «культурно-образовательной среды региона» как сложного явления, представляющего собой динамичную совокупность образовательно-обучающих и культурно-воспитывающих условий формирования, социализации, и развития личности (в том числе на основе региональной идентичности), с участием различных акторов, включенностью самой личности, социальных групп и совокупности членов региональной общности, связанных данными условиями, а также взаимовлиянием культурно-образовательной среды региона с социализирующейся личностью и региональным сообществом в целом и взаимодействием между субъектами культурно-образовательной среды, где образовательно-обучающие и культурно-воспитывающие условия имеют пространственно-временные границы и уникальные региональные особенности: политическое и социально-экономическое развитие региона, состояние духовно-нравственной сферы регионального сообщества, культурные ценности и традиции, исторический и социокультурный опыт региона, а также символические средства, отражающие ценности, традиции и уникальность развития региона.
Важными качественными результатами социализирующего влияния культурно-образовательной среды как на отдельного индивида, так и на социальные группы и всю региональную общность будут: приобретение знаний о регионе проживания (малой родине), о региональном социуме; формирование позитивного образа региона и положительного отношения к базовым ценностям
регионального сообщества, патриотических чувств к малой родине, толерантности, а также возможности получения опыта участия в различных проектах, реализации социальных инициатив, творческой деятельности, что, безусловно, и формирует региональную идентичность.
В государствах, состоящих из поликультурных регионов, вопросы формирования региональной идентичности становятся сегодня очень актуальными. Особое внимание уделяется процессу формирования региональной идентичности молодежи как самой активной и мобильной социальной группы. Региональная идентичность позволяет отразить ценностные ориентации молодежи, состояние и динамику ее настроений, поведенческий потенциал молодых людей.
Для понимания специфики процесса формирования региональной идентичности молодежи субъектами культурно-образовательной среды необходимо обратиться к двум подходам: символическому интеракционизму и социальному конструктивизму. Представители символического интеракционизма (Ч. Кули, Дж. Мид, Ш. Страйкер) рассматривают идентичность как фактор и результат социального взаимодействия. Для исследователей важен процесс социальной интеракции, значимым фактором при формировании идентичности выступает влияние социального окружения. Конструктивисты (Б. Андерсон, П. Бергер, Т. Лукман, Н. Луман и др.) считают, что идентичность — результат социального конструирования (Бергер, Лукман, 1995). Сегодня при рассмотрении понятия идентичности конструктивизм является доминирующим научным подходом (Фадеева, 2016).
Региональную идентичность мы будем понимать как «комплекс символических и идейных установок и смыслов, связанный с процессом интерпретации регионального своеобразия, через который уникальность региона приобретает осязаемые черты в образах, символах и мифах, разделяемых членами регионального сообщества» (Семененко (ред.), 2011). Региональная идентичность — это отождествление себя с территорией, самоидентификация с общностью, проживающей в данном регионе и обладающей определенными особенностями. Внутригосударственный регион рассматривается проживающими там людьми как «особая часть» страны. Для рассмотрения концепта региональной идентичности важны элементы, связанные с культурными, этническими, религиозными характеристиками региона, политическими и экономическими отношениями в регионе, значимостью региона в структуре межрегиональных отношений в государстве, его потенциалом. В процессе региональной идентификации человека происходит отождествление себя с региональной общностью и выделение своей общности из населения всего государства, определение «других» или «остальных», сопоставление интересов, ценностей, оценок, характерных для жителей своего региона с «чужими» ценностями и интересами.
В структуре идентичности выделяют три основных компонента — когнитивный, эмоционально-оценочный и поведенческий. Отметим специфику
региональной идентичности молодежи. Особенности этой социальной группы влияют на характер всех трех составляющих в структуре региональной идентичности. Оставаясь максимально открытыми к получению новых знаний, молодые люди, обучаясь в старшей школе, в средних и высших учебных заведениях, уже способны к критическому анализу происходящих в регионе, стране и мире событий. Молодежь готова к формулированию собственной оценки событий, действий, способна к выражению и аргументированию своей точки зрения. Молодых людей достаточно легко привлечь к участию в мероприятиях и акциях.
Субъектами, формирующими представления молодежи о регионе, его истории, культуре, влияющими на отношение молодых людей к региону, выступают государственные и муниципальные органы власти, учреждения образования и культуры и институты гражданского общества. Региональные органы государственной власти разрабатывают и реализуют комплексную политику по формированию ценностей, оценок и представлений молодежи.
Основные знания о регионе, его истории, культуре молодые люди получают в процессе реализации образовательной политики. Процесс усвоения этих знаний отличается системностью и поэтапным усвоением. Только в данном процессе стоит уделять внимание не только истории развития региона, так как в этом случае возникает опасность увидеть в истории «утраченный рай» и те возможности, которые он содержал (Мурзина, 2014). Знания, получаемые молодежью с помощью деятельности субъектов культурной политики, призваны дополнять формируемую образовательными учреждениями картину мира, ориентированы в первую очередь на эмоциональное восприятие. Политика в сфере культуры направлена на преемственность, сохранение, трансляцию и воспроизводство ценностей культуры региона, создание возможностей для привлечения молодежи к культурной и творческой деятельности.
Государственные органы власти, проводя культурно-образовательную политику в отношении молодежи, создают нормативно-правовые акты, специальные региональные программы. Также органы государственной и муниципальной молодежной политики разрабатывают план молодежных мероприятий, к реализации которых могут быть привлечены и другие институты. Субъекты, которые конституируют идентичность, находятся в состоянии определения и переопределения (Малинова, 2005).
Реализуя культурно-образовательную политику, органы региональной власти постоянно разрабатывают и корректируют образовательные программы, способствующие формированию региональной идентичности молодежи. Например, во многих российских регионах уже длительное время в школьные образовательные программы включают учебные курсы по изучению особенностей развития региона (исторических, географических, социально-экономических, культурных). Так, в Краснодарском крае выросло уже поколение молодых людей с момента введения в школьную образовательную программу
общеобразовательных учреждений учебного курса «Кубановедение». Более 10 лет с 2004 г. предмет «Кубановедение» преподается в школах Краснодарского края. При этом стоит обратить внимание на следующее: при разработке учебников в различных регионах авторы стараются учитывать то, что «"осмысление настоящего" и "заряженность на будущее" молодых людей должны также получить свое воплощение в содержании образования» (Мурзина, 2014). Авторы стараются размещать в учебниках разделы с информацией о современной политической, экономической, социальной и культурной ситуации в регионе.
Также разрабатывается ряд современных интересных для молодежи проектов, связанных с культурным развитием, в том числе с использованием новых информационных технологий, с целью вовлечения большего количества молодежи. Можно привести один из примеров в рамках краевой молодежной политики в Краснодарском крае — проект «Литературная Кубань», целью которого является популяризация чтения и литературы среди молодежи. Этот проект состоит из нескольких мероприятий, в том числе в него входят создание и полное информационное сопровождение литературных групп муниципальных образований Краснодарского края в социальной сети «Вконтакте» (каждым районом создана литературная группа «Вконтакте», которая служит интерактивной площадкой для постоянного пополнения новыми произведениями местных авторов), издание сборника стихотворений молодых поэтов Краснодарского края («Литературная Кубань».), что, безусловно, направлено на поддержку молодых авторов, а также развитие в целом современной литературы Краснодарского края.
Средства массовой информации могут также подключаться к данному процессу, становясь в этом случае субъектом культурно-образовательной среды. Пример такого подключения — размещение газетой «Кубанские новости» информации, посвященной десятилетию введения «Кубановедения» в школах Краснодарского края (Жиляков, 2015). Еще одним из примеров может служить ориентир на взаимодействие и сотрудничество со средствами массовой информации в реализации в рамках краевой молодежной политики в Краснодарском крае проекта «Территория туризма», целью которого является развитие молодежного движения по продвижению и популяризации туристской деятельности среди молодежи Кубани. Предусматривается разработка новых туристских маршрутов Кубани, развитие клубов туристической направленности, а также агитационная и пропагандистская работа со средствами массовой информации (размещение баннеров, рекламы в социальных сетях, рекламы на ТВ, радио, в газетах) («Территория туризма».), что, безусловно, направлено в том числе на формирование региональной идентичности и положительного образа региона в молодежной среде.
Субъектами формирования региональной идентичности могут также выступать региональные партии (если таковые есть в политической системе страны) или региональные отделения общенациональных партий, которые
ориентируются на мнения граждан по определенным важным для региона вопросам. Политические партии привлекают молодых людей к участию в своих идеологически окрашенных мероприятиях.
В формировании региональной идентичности молодежи могут принимать участие общественные организации, молодежные объединения. Их значимость в этом процессе усиливается, если они сотрудничают в вопросах политики памяти с государством (Малинова (ред.), 2011). В качестве примера можно привести проект «Экспедиция "Имя Кубани"», который проводится народно-патриотической общественной организацией «За веру, Кубань и Отечество!» совместно с другими общественными организациями во взаимодействии с Администрацией Краснодарского края и Законодательным Собранием Краснодарского края, в рамках которой предусмотрена номинация «Молодое имя Кубани», где будут рассматриваться лица от 14 до 29 лет, добившиеся значительных результатов в молодежном движении, государственной, общественной и культурно-образовательной деятельности, внесшие достойный вклад в патриотическое и духовно-нравственное воспитание, социально-экономическое развитие Кубани, а также проявившие себя и в иных областях деятельности («Экспедиция "Имя Кубани"»...).
К новым субъектам, оказывающим определенное влияние на формирование идентичности молодежи (в том числе региональной), можно отнести молодежные сетевые сообщества, организаторов популярных у молодежи «третьих мест»2. Деятельность данных субъектов часто несистемна и хаотична. Новые акторы формирования идентичности молодежи чаще всего прививают определенные ценности молодому поколению через досуговые практики. Современная молодежь часто собирается в антикафе — месте, где организуются различные мероприятия, конференции, показы и обсуждения фильмов, книг. Особенностью молодежи, связанной с ее возрастом, является возможность жить «в разных измерениях», использовать разнообразные стереотипы поведения в разных ситуациях. В данном случае следует учитывать то, что различные субъекты, значимые для молодого человека, могут стремиться привить ему нередко разные по значению ценности.
Основные субъекты культурно-образовательной среды обычно формируют позитивные образы региона и региональной общности. Это соотносится с тем, что для человека наиболее естественным является стремление иметь позитивную идентичность, которая дает ощущение психологической безопасности и стабильности (Янгирова, 2011). Но молодые люди в процессе идентификации могут и сами выбирать критерии для сравнения себя с «другими», своего региона с другими регионами. Региональная идентичность относится к «многоуровневым» территориальным идентичностям, включает самоидентификацию
2 Третье место (англ. the third place) - часть городского пространства, место проведения досуга, которое не связано ни с домом («первое место»), ни с работой («второе место»).
индивидов с государством, регионом, городом, местностью и т.д. Региональная идентичность молодежи не противоречит общенациональному патриотизму, но не нужно забывать, что при особых условиях может быть связана с сепаратистскими настроениями.
Процесс идентификации отличается динамичностью и зависимостью от многих факторов, поэтому имеет незавершенный характер. Региональная идентичность имеет подвижный, динамичный характер.
Таким образом, региональная идентичность молодежи формируется различными государственными и негосударственными субъектами, характер этого процесса зависит от множества факторов, важными из которых являются объективные характеристики региона, ценности, интересы и действия заинтересованных акторов, в том числе самой молодежи. Субъекты формирования региональной идентичности могут стремиться к конструированию определенного образа региона в сознании молодежи, но никогда этот процесс не выйдет на завершающий этап, деятельность по формированию региональной идентичности носит постоянный характер. В силу большого числа субъектов культурно-образовательной среды, формирующих региональную идентичность молодежи, и разного характера их деятельности в данном направлении может возникнуть ситуация не только дополнения, но и взаимовытеснения образов (Mouffe, 1995). Поэтому необходимо, чтобы данный процесс отслеживался и координировался со стороны основных субъектов культурно-образовательной и молодежной политики региона, прежде всего, органов государственной и муниципальной власти. Представляется значимым в этой связи развитие культурно-образовательной среды региона с благоприятными условиями для формирования региональной идентичности молодежи. Важно включать различные формы взаимодействий субъектов, используя инновационные подходы и организованную совместную деятельность субъектов по сохранению, трансляции и усвоению норм, ценностей, знаний, традиций в соответствующих данной культурно-образовательной среде символических формах. Прежде всего, стоит обратить внимание на взаимодействие органов региональной культурно-образовательной политики и молодежной политики, а также коммуникацию с учреждениями культуры и образования. Такое взаимодействие может способствовать решению определенных проблем совместными усилиями, помочь выявить возможности инновационного развития. Но в то же время могут выявиться и проблемы в совместной деятельности (управленческие, организационные и методические) в различных аспектах развития культурно-образовательной среды совместными усилиями разных ведомств.
В завершении отметим то, что в условиях конкретного региона в зависимости от характера и интенсивности проблем, имеющихся ресурсов, деятельности различных субъектов, те или иные составляющие культурно-образовательной
среды могут выступать в качестве приоритетных направлений культурной, образовательной и молодежной политики региона.
Культурно-образовательная среда региона должна создавать необходимые условия для актуализации значимого прошлого опыта, важных для регионального сообщества традиций, а также сочетать эти условия с инновационными культурно-образовательными практиками для укоренения настоящего, формирования устойчивой региональной идентичности и благоприятного образа будущего. Особо значим данный подход, на наш взгляд, во влиянии культурно-образовательной среды региона на формирование региональной идентичности молодежи. Это необходимо учитывать при организации культурно-образовательной и молодежной политики региона и взаимодействии с субъектами культурно-образовательной среды региона.
Библиографический список
1. Артамонова, М. П. (2014). Культурно-образовательная среда школы как пространство социализации несовершеннолетних. Теория и практика общественного развития, 12, 74-77.
2. Белозерцев, Е. П. (2008). Культурно-образовательная среда — миф или реальность, традиция или инновация. Гуманитарий: научно-публицистический альманах, 7, 182-189.
3. Бергер, П., Лукман, Т. (1995). Социальное конструирование реальности. Москва: Медиум.
4. Жиляков, В. (2015, Март 18). Десять лет назад в программу школьников было введено Кубановедение. Кубанские новости. Режим доступа: http://kubnews.ru/news/9250/
5. Кривых, С. В. (2011). Соотношение понятий «среда» и «пространство» в социокультурном и образовательном аспектах. Мир науки, культуры, образования, 2 (14), 14-18.
6. «Литературная Кубань». Управление молодежной политики Министерства образования, науки и молодежной политики Краснодарского края. Режим доступа: http://molod.info/projects/literaturnaya-kuban/
7. Малинова, О. Ю. (ред.) (2011). Идейно-символическое пространство постсоветской России: динамика, институциональная среда, акторы. Москва: РОССПЭН.
8. Малинова, О. Ю. (2005). Исследование политики и дискурс об идентичности. Политическая наука, 3, 8-20.
9. Мертенс, Е. С. (2006). Развитие культурно-образовательной среды Смоленской губернии во второй половине XIX — начале XX века: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Смоленск.
10. Мурзина, И. Я. (2014). Региональное культурно-образовательное пространство: структура, функции, социокультурный потенциал. Москва: Перо.
11. Семененко, И. С. (ред.) (2011). Политическая идентичность и политика идентичности: в 2 т. Т. 1. Москва: РОССПЭН.
12. «Территория туризма». Управление молодежной политики Министерства образования, науки и молодежной политики Краснодарского края. Режим доступа: http://molod.info/projects/territoriya-turizma/
13. Фадеева, Л. А. (2016). Идентичность как категория политической науки: исследовательское поле и когнитивный потенциал. Политическая наука, 2, 164-180
14. «Экспедиция "Имя Кубани"». Режим доступа: http://xn-80abuchlk9b2g.xn — plai/ index.html
15. Янгирова, С. М. (2011). Социальная идентичность: общие проблемы. Вопросы теории и практики. Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение, 2 (8), 203-207.
16. Mouffe, C. (1995). Democratic Politics and the Question of Identity. In J. Rajchman (Ed.) The Identity in Question (pp. 33-47). New York: Routledge.
Статья поступила в редакцию 10.11.2016.
INFLUENCE OF CULTURAL AND EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF THE REGION ON THE FORMATION OF A REGIONAL YOUTH
IDENTITY
Borisko O. A., Mirontseva S. A.
Borisko Ol'ga Aleksandrovna, Kuban State University, 350040, Russia, Krasnodar region, Krasnodar, str. Stavropol'skaja, 149. E-mail: [email protected]
Mirontseva Svetlana Aleksandrovna, Kuban State University, 350040, Russia, Krasnodar region, Krasnodar, str. Stavropol'skaja, 149. E-mail: [email protected]
The article presents the results of a theoretical research of the influence of cultural and educational environment of the region on the formation of a regional youth identity in the framework of political science approach.
An analysis of different definitions of «cultural and educational space», «cultural-educa-tional environment», «cultural and educational environment of the region» and «cultural-educational environment of the region» was conducted. An understanding of the authors of the essence of cultural and educational environment of the region was formulated based on an interdisciplinary approach.
Theoretical foundations of regional identity of young people are investigated and also the role of cultural and educational environment of the region in the formation of a regional youth identity is analyzed in that article. The authors appealed to two approaches for understanding the specifics of the process of formation of the regional identity of youth by subjects of cultural and educational environment: symbolic interactionism and social constructivism, identifying for themselves the basic definition in understanding the essence of regional identity in general and the specifics of the youth regional identity. The paper notes the role of culture, education and youth policy in the process of formation of the regional identity of young people.
The authors in their research reviewed various state and non-state actors of cultural and educational environment which may have an impact on the formation of regional identity of young people, as well as the interaction of that actors. The impact of these subjects on the formation of regional identity of young people was illustrated by some regional examples and practices implemented in the Krasnodar region.
At the end the authors formulated a conclusion that the cultural and educational environment of the region should create the necessary conditions for the actualization of significant past experience, important for the regional community traditions, and also to combine these conditions with innovative cultural and educational practices for the rooting of the present
and the formation of a stable regional identity and a positive vision of the future of young people. This should be considered in the organization of cultural, educational and youth policies in the region and in the interaction of subjects of cultural and educational environment of the region.
Key words: cultural and educational environment, cultural and educational environment of the region, the youth, regional identity, regional identity of youth, cultural policy, education policy, youth policy.
References
1. Artamonova, M. P. (2014). Kul'turno-obrazovatel'naya sreda shkoly kak prostranstvo socializacii nesovershennoletnih [Cultural and educational environment of school as a space of socialization of minors]. Teoriya i praktika obshhestvennogo razvitiya [Theory and practice of social development], 12, 74-77.
2. Belozertsev, E. P. (2008). Kul'turno-obrazovatel'naya sreda — mif ili real'nost', traditsiya ili innovatsiya [Cultural and educational environment — myth or reality, tradition or innovation]. Gumanitarij: nauchno-publitsisticheskij al'manakh [Humanitarian: scientific and publicistic almanac], 7, 182-189.
3. Berger, P., Luckmann, T. (1995). Social'noe konstruirovanie real'nosti [Social Construction of Reality]. Moscow: Medium.
4. Zhilyakov, V. (2015, MapT 18). Desyat' let nazad v programmu shkol'nikov bylo vvedeno Kubanovedenie [Ten years ago Kubanovedenie was introduced into the program of pupils]. Kubanskie novosti [Kuban News]. Retrieved from: http://kubnews.ru/news/9250/
5. Krivyh, S. V. (2011). Sootnoshenie ponyatij "sreda" i "prostranstvo" v sotsiokul'turnom i obrazovatel'nom aspektakh [Interrelation of concepts of "environment" and "space"]. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya [The world of Science, culture, education], 2 (14), 14-18.
6. "The Literary Kuban". Upravlenie molodezhnojpolitikiMinisterstva obrazovaniya, nauki i molodezhnoj politiki Krasnodarskogo kraya [Youth Policy Department of the Ministry of Education, Science and Youth Policy of the Krasnodar Territory]. Retrieved from: http://molod.info/projects/literaturnaya-kuban/
7. Malinova, O. YU. (Ed.). (2011). Ideino-simvolicheskoe prostranstvo postsovetskoj Rossii: dinamika, institutsional'naya sreda, aktory [The ideological and symbolic space of postSoviet Russia: dynamics, institutional environment, actors]. Moscow: ROSSPEN.
8. Malinova, O. YU. (2005). Issledovanie politiki i diskurs ob identichnosti [Research of policy and discourse about identity]. Politicheskaya nauka [Political science], 3, 8-20.
9. Mertens, E. S. (2006). Razvitie kul'turno-obrazovatel'noj sredy Smolenskoj gubernii vo vtoroj polovine XIX — nachale XX veka [The development of cultural and educational environment of the Smolensk province in the second half of XIX — early XX century]: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. Smolensk.
10. Murzina, I. YA. (2014). Regional'noe kul'turno-obrazovatel'noe prostranstvo: struktura, funktsii, sotsiokul'turnyj potentsial [Regional cultural and educational space: structure, functions, socio-cultural potential]. Moscow: Pero.
11. Semenenko, I. S. (Ed.). (2011). Politicheskaya identichnost' ipolitika identichnosti [Political identity and identity policy]: v 2 t. T. 1. Moscow: ROSSPEN.
12. "The Territory of Tourism". Upravlenie molodezhnoj politiki Ministerstva obrazovaniya, nauki i molodezhnoj politiki Krasnodarskogo kraya [Youth Policy Department of the
Ministry of Education, Science and Youth Policy of the Krasnodar Territory]. Retrieved from: http://molod.info/projects/territoriya-turizma/
13. Fadeeva, L. A. (2016). Identichnost' kak kategoriya politicheskoj nauki: issledovatel'skoe pole i kognitivnyj potentsial [Identity as political science term: research area and cognitive resource]. Politicheskaya nauka [Political science], 2, 164-180.
14. Ehkspediciya "Imya Kubani" ["The Expedition 'Kuban name'"]. Retrieved from: http://xn-80abuchlk9b2g.xn — p1ai/index.html
15. Yangirova, S. M. (2011). Sotsial'naya identichnost': obshhie problemy [Social identity: common problems]. Voprosy teorii ipraktiki. Istoricheskie, filosofskie, politicheskie
1 yuridicheskie nauki, kul'turologiya i iskusstvovedenie [Issues of theory and practice. Historical, philosophical, political and legal sciences, cultural studies and art history],
2 (8), 203-207.
16. Mouffe, C. (1995). Democratic Politics and the Question of Identity. In J. Rajchman (Ed.) The Identity in Question (pp. 33-47). New York: Routledge.