УДК 323.2
Бориско Ольга Александровна
кандидат политических наук, доцент кафедры государственной политики и государственного управления Кубанского государственного университета
Миронцева Светлана Александровна
кандидат политических наук, доцент кафедры государственной политики и государственного управления Кубанского государственного университета
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ МОЛОДЕЖИ В КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ РЕГИОНА [1]
Borisko Olga Alexandrovna
PhD in Political Science, Assistant Professor, Public Policy and State Administration Department,
Kuban State University
Mirontseva Svetlana Alexandrovna
PhD in Political Science, Assistant Professor, Public Policy and State Administration Department,
Kuban State University
THE THEORETICAL MODEL OF YOUTH'S REGIONAL IDENTITY DEVELOPMENT IN CULTURAL AND EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF THE REGION [1]
Аннотация:
Основная цель, поставленная авторами данной статьи, - описать разработанную теоретическую модель формирования региональной идентичности молодежи в культурно-образовательной среде региона, а именно: структуру культурно-образовательной среды, составные элементы региональной идентичности, факторы, влияющие на процесс ее формирования, а также механизмы, ему способствующие.
Ключевые слова:
культурно-образовательная среда, культурно-образовательная среда региона, структура культурно-образовательной среды региона, молодежь, региональная идентичность, региональная идентичность молодежи, факторы формирования региональной идентичности молодежи, механизмы формирования региональной идентичности молодежи, культурная политика, образовательная политика.
Summary:
The main goal set by the authors of this article is to describe the developed theoretical model of young people's regional identity development in the cultural and educational environment of the region, namely: the structure of the cultural-educational environment, the constituent elements of the regional identity, the factors influencing its formation, as well as the mechanisms contributing to this process.
Keywords:
cultural and educational environment, cultural and educational environment of the region, structure of the cultural-educational environment of the region, youth, regional identity, regional identity of youth, factors of youth's regional identity development, mechanisms of youth's regional identity development, cultural policy, education policy.
Особую роль в процессе социализации молодежи играют культура и образование, в том числе на региональном уровне. В формировании региональной идентичности их роль также является ведущей. В связи с этим считаем важными исследование теоретических аспектов и разработку теоретической модели формирования региональной идентичности молодежи в культурно-образовательной среде региона как значимой части процесса социализации молодых людей. В рамках теоретической модели рассмотрим такие ее составляющие, как структура культурно-образовательной среды; элементы региональной идентичности; факторы, влияющие на культурно-образовательную среду региона и возникновение такого типа идентичности; а также механизмы, способствующие данному процессу.
Есть ряд исследователей, которые определяют структурные компоненты культурной и образовательной среды в общем, культурно-образовательной среды учебных заведений, а также образовательной среды региона. Например, М.П. Артамонова в структуре культурно-образовательной среды школы выделила два взаимосвязанных сектора: культурный и образовательный [2].
В рамках авторской теоретической модели формирования региональной идентичности молодежи попытаемся выделить собственную структуру культурно-образовательной среды региона, состоящую из следующих компонентов.
1. Ценностный, включающий совокупность общегосударственных, региональных, этнических ценностей, ценностей разных социальных групп, а также формируемых в культурно-образовательной среде региона, в том числе в учреждениях образования и культуры.
2. Нормативный, в который входят нормы, регулирующие культурную и образовательную политику как в стране в целом, так и в регионе в частности; лежащие в основе образовательного процесса по направлениям образования, в том числе в конкретных учебных заведениях; регулирующие деятельность учреждений культуры данного региона, а также иных субъектов культурно-образовательной среды.
3. Система знаний, формирующих базовое представление об уникальных территориальных особенностях и опыте развития региона.
4. Акторы (органы образовательной и культурной политики, образовательные организации и учреждения культуры, общественные и коммерческие организации, отдельные личности) -субъекты, принимающие участие в формировании и развитии личности в условиях культурно-образовательной среды региона.
5. Коммуникативный, включающий разные формы взаимодействий как между отдельными субъектами, так и между субъектами и региональной общностью.
6. Символический, представляющий собой систему символических средств, выражающих социокультурный опыт, ценности, нормы и знания, которые составляют существенную часть культурно-образовательной среды территории.
7. Информационный, включающий доступную информацию об особенностях региона, его культурно-образовательной среде, деятельности организаций образования, учреждений культуры, а также СМИ по предоставлению сведений о региональных особенностях и опыте развития.
Субъекты являются важным компонентом в структуре культурно-образовательной среды региона, активно формирующим представления молодежи о регионе, его истории, культуре, влияющим на отношение молодых людей к территории проживания. Субъекты можно классифицировать по двум основаниям: государственные и негосударственные, традиционные и новые.
Государственные органы власти посредством реализации образовательной и культурной политики определяют цели и приоритеты региональной идентичности молодежи. Региональные органы разрабатывают и реализуют комплексную культурно-образовательную политику по формированию ценностей, оценок и представлений молодых людей, в частности создают нормативно-правовые акты и специальные программы. Также органы государственной и муниципальной власти составляют планы молодежных мероприятий. Госучреждения могут проводить их сами либо привлекать к этому другие институты. Заметим, что процесс установления приоритетов и направлений работы в данной области никогда не останавливается и субъекты, которые конструируют идентичность, находятся в состоянии определения и переопределения [3, с. 15], постоянно корректируя проекты.
Институтами, которые непосредственно взаимодействуют с молодыми людьми и влияют на формирование их региональной идентичности, являются образовательные организации и учреждения культурной сферы (музеи, выставочные центры, театры и др.). Учебные заведения, ориентируясь на государственные и муниципальные программы, проводят системную работу в данном направлении, а институты культуры, чья деятельность чаще всего направлена не только на данную социальную группу, дополняют эту работу эпизодическим воздействием главным образом на эмоциональное восприятие молодежи.
Негосударственные институты (независимые СМИ, политические партии, общественные движения и т. д.) также принимают участие в процессе формирования региональной идентичности. Средства массовой информации, освещая региональные события, могут влиять на их восприятие молодыми людьми. Политические партии, являясь субъектами формирования региональной идентичности, могут привлекать молодежь к участию в своих идеологически окрашенных мероприятиях.
К новым субъектам, определяющим региональную идентичность, мы относим молодежные сетевые сообщества, организаторов востребованных досуговых мероприятий. Новые акторы формирования региональной идентичности, появившиеся сравнительно недавно, но приобретающие все большую популярность, чаще всего прививают определенные ценности молодому поколению через досуговые практики.
В структуре идентичности выделяют три основных компонента: когнитивный, эмоционально-оценочный и поведенческий. Рассмотрим эти составляющие в региональной идентичности молодежи. Первый включает в себя знания о регионе, его истории, культуре, экономических и политических характеристиках. Ко второму относятся оценка событий в регионе, стране, на международной арене, их критический анализ. Также к этому компоненту можно причислить разнообразные ценности, которые влияют на восприятие происходящего молодыми людьми и определяют их поведение. Поведенческая составляющая отвечает за готовность участвовать в общественно-политической, духовной и экономической жизни территории, определенные модели
поведения. Нужно отметить, что юношей и девушек достаточно легко привлечь к участию в мероприятиях и акциях.
Социализация, образование и культурное развитие молодого человека, как и формирование его региональной идентичности, не могут проходить вне окружающей среды. Поэтому при разработке теоретической модели формирования региональной идентичности молодежи в культурно-образовательной среде региона мы учитывали ряд факторов, влияющих как на культурно-образовательную среду в целом, так и на региональную идентичность в частности. В связи с этим за основу мы взяли модель, предложенную К.Е. Тумаковой [4]. В ней выделяются:
- стабильные факторы, воздействующие на формирование региональной идентичности (природно-географическое положение региона, история его развития, ментальность региональной общности, политико-правовой статус территории);
- относительно стабильные и управляемые факторы (культура, этнический состав, экономический потенциал, политико-управленческие процессы, деятельность региональных СМИ и др.).
К факторам, представляющим особое значение для формирования региональной идентичности в условиях модернизационных процессов современного общества, К.Е. Тумакова также отнесла человеческий потенциал территории, качество жизни регионального сообщества и вектор развития региона.
В рамках разрабатываемой теоретической модели представляется важным рассмотрение разных механизмов, способствующих реализации исследуемого процесса. Региональная идентичность молодежи формируется с помощью следующих механизмов.
- Правовые: развитие нормативно-правовой базы, определяющей место и значение региональной компоненты культурной и образовательной программ (на национальном уровне законодатель устанавливает объем региональной части в образовательном процессе, региональные власти наполняют данный компонент определенным содержанием).
- Организационные: подготовка программ, направленных на формирование региональной идентичности молодежи; проведение мероприятий, способствующих созданию благоприятного образа региона и региональной общности у молодежи; осуществление научных исследований по данной проблематике. Сюда же относятся механизмы взаимодействия разных субъектов формирования идентичности, которые аккумулируют работу всех институтов.
- Информационные: информирование молодежи в СМИ о запланированных мероприятиях, которые способствуют формированию представлений молодежи об истории, культуре, особенностях региона.
- Научно-аналитические: проведение комплексных исследований по теме региональной идентичности молодежи, формулирование рекомендаций субъектам реализации региональной образовательной и культурной политики по совершенствованию деятельности в данной области.
Итак, культурно-образовательная среда с ее основными элементами оказывает значимое влияние через разные механизмы на формирование региональной идентичности молодежи. Результатами данного процесса в рассматриваемой теоретической модели являются ее компоненты: приобретение молодыми людьми знаний об опыте развития и современной жизни территории проживания, создание позитивного отношения к базовым ценностям регионального сообщества и благоприятного образа будущего, связанного с жизнедеятельностью в конкретной местности, а также получение опыта самостоятельной и групповой социальной деятельности в регионе.
Представленная модель и ее применение на практике в деятельности субъектов, участвующих в процессе формирования региональной идентичности молодежи, должны сочетать в себе как традиционные способы, так и инновационные образовательные, культурные и информационные технологии. В связи с этим считаем важным дальнейшее исследование реализации рассмотренных в теоретической модели механизмов, а также выявление конкретных методик на примере анализа опыта того или иного региона.
Ссылки и примечания:
1. Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ в рамках проекта № 16-13-23026 «Формирование региональной идентичности молодежи в культурно-образовательной среде Краснодарского края» (2016-2017 гг.).
2. Артамонова М.П. Культурно-образовательная среда школы как пространство социализации несовершеннолетних // Теория и практика общественного развития. 2014. № 12. С. 74-77.
3. Малинова О.Ю. Исследование политики и дискурс об идентичности // Политическая наука. 2005. № 3. С. 8-20.
4. Тумакова К.Е. Социальные факторы формирования региональной идентичности в условиях современной России : автореф. дис. ... канд. социол. наук. Пенза, 2011.