Научная статья на тему 'Факторы, субъекты и механизмы формирования региональной идентичности молодежи в представлениях студентов и школьников Краснодарского края'

Факторы, субъекты и механизмы формирования региональной идентичности молодежи в представлениях студентов и школьников Краснодарского края Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
382
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЕЖЬ / ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ И СТУДЕНТОВ / РЕГИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / РЕГИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ МОЛОДЕЖИ / КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА РЕГИОНА / СУБЪЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ МОЛОДЕЖИ / МЕХАНИЗМЫ И ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ МОЛОДЕЖИ / КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / YOUTH / VIEWS OF SCHOOL AND UNIVERSITY STUDENTS / REGIONAL IDENTITY / REGIONAL IDENTITY OF YOUTH / CULTURAL AND EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF THE REGION / ACTORS OF YOUTH'S REGIONAL IDENTITY DEVELOPMENT / MECHANISMS AND TECHNOLOGIES OF YOUTH'S REGIONAL IDENTITY DEVELOPMENT / CULTURAL AND EDUCATION POLICY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Бориско Ольга Александровна, Миронцева Светлана Александровна

Основная цель статьи оценить результаты эмпирического исследования, посвященного выявлению представлений учащейся молодежи о факторах, субъектах, механизмах и технологиях формирования региональной идентичности молодых людей Краснодарского края в культурно-образовательной среде региона. Итоги фокус-группового анализа со студентами и школьниками края показали важность рассматриваемого процесса, понимание представителями молодого поколения значения традиционных субъектов, а также роли новых субъектов в формировании региональной идентичности молодежи, готовность предлагать более эффективные технологии работы в этом направлении. Полученные данные позволяют нам сделать выводы, что молодые люди оценивают деятельность субъектов по формированию региональной идентичности в регионе в целом как эффективную, а также знают о существующих проблемах и представляют перспективы улучшения проводимой в настоящее время работы в Краснодарском крае.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Бориско Ольга Александровна, Миронцева Светлана Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Factors, actors, and mechanisms of youth’s regional identity development in views of school and university students of the Krasnodar Territory

The purpose of this study is to review the results of the empirical research on identifying the students’ views on the factors, actors, mechanisms, and technologies of developing the regional identity of young people of the Krasnodar Territory in the cultural and educational environment of the region. The findings of the focus group study show that the youth’s regional identity development is a very important process, school and university students realize the significance of traditional actors, as well as the role of new actors in the development of the regional youth identity, the young people are ready to offer more efficient technologies in this field. The data obtained allow one to conclude that young people evaluate the actors’ activity in the regional identity development as an effective one. At the same time, they are aware of the current problems and represent the prospects for improving the ongoing activity in the Krasnodar Territory.

Текст научной работы на тему «Факторы, субъекты и механизмы формирования региональной идентичности молодежи в представлениях студентов и школьников Краснодарского края»

УДК 323.2:303.425.6-053.6(470.620)

https://doi.org/10.24158/pep.2017.12.3

Бориско Ольга Александровна

кандидат политических наук, доцент кафедры государственной политики и государственного управления Кубанского государственного университета

Миронцева Светлана Александровна

кандидат политических наук, доцент кафедры государственной политики и государственного управления Кубанского государственного университета

ФАКТОРЫ, СУБЪЕКТЫ И МЕХАНИЗМЫ ФОРМИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ МОЛОДЕЖИ В ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ СТУДЕНТОВ И ШКОЛЬНИКОВ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ [1]

Аннотация:

Основная цель статьи - оценить результаты эмпирического исследования, посвященного выявлению представлений учащейся молодежи о факторах, субъектах, механизмах и технологиях формирования региональной идентичности молодых людей Краснодарского края в культурно-образовательной среде региона. Итоги фокус-группового анализа со студентами и школьниками края пока-зали важность рассматриваемого процесса, понимание представителями молодого поколения значения традиционных субъектов, а также роли новых субъектов в формировании региональной идентичности молодежи, готовность предлагать более эффективные технологии работы в этом направлении. Полученные данные позволяют нам сделать выводы, что молодые люди оценивают деятельность субъектов по формированию региональной идентичности в регионе в целом как эффективную, а также знают о существующих проблемах и представляют перспективы улучшения проводимой в настоящее время работы в Краснодарском крае.

Ключевые слова:

молодежь, представления школьников и студентов, региональная идентичность, региональная идентичность молодежи, культурно-образовательная среда региона, субъекты формирования региональной идентичности молодежи, механизмы и технологии формирования региональной идентичности молодежи, культурно-образовательная политика.

Borisko Olga Alexandrovna

PhD in Political Science, Assistant Professor, Public Policy and State Administration Department, Kuban State University

Mirontseva Svetlana Alexandrovna

PhD in Political Science, Assistant Professor, Public Policy and State Administration Department, Kuban State University

FACTORS, ACTORS, AND MECHANISMS OF YOUTH'S REGIONAL IDENTITY DEVELOPMENT IN VIEWS OF SCHOOL AND UNIVERSITY STUDENTS OF THE KRASNODAR TERRITORY [1]

Summary:

The purpose of this study is to review the results of the empirical research on identifying the students' views on the factors, actors, mechanisms, and technologies of developing the regional identity of young people of the Krasnodar Territory in the cultural and educational environment of the region. The findings of the focus group study show that the youth's regional identity development is a very important process, school and university students realize the significance of traditional actors, as well as the role of new actors in the development of the regional youth identity, the young people are ready to offer more efficient technologies in this field. The data obtained allow one to conclude that young people evaluate the actors' activity in the regional identity development as an effective one. At the same time, they are aware of the current problems and represent the prospects for improving the ongoing activity in the Krasnodar Territory.

Keywords:

youth, views of school and university students, regional identity, regional identity of youth, cultural and educational environment of the region, actors of youth's regional identity development, mechanisms and technologies of youth's regional identity development, cultural and education policy.

Формирование региональной идентичности молодежи является важной составляющей культурно-образовательной политики Краснодарского края. Большую работу в этом направлении осуществляют региональные органы государственной власти в плане разработки институциональной основы формирования региональной идентичности и реализации широкого спектра разных мероприятий. Также в регионе ведется мониторинг результатов данной деятельности в целях ее совершенствования. Стоит отметить, что в этом процессе задействованы не только органы власти, но и институты гражданского общества.

Существует ряд факторов, оказывающих влияние как на культурно-образовательную среду, так и на формирование региональной идентичности. Они связаны со спецификой конкретного региона. Значимыми факторами этого процесса являются объективные характеристики региона, такие как символы, география, образ жизни, общая история, ценности, традиции и др. [2].

Например, К.Е. Тумакова в своей модели выделила следующие группы факторов, воздействующих на формирование региональной идентичности [3]:

- стабильные факторы (в частности природно-географическое положение, история развития региона и др.);

- относительно стабильные и управляемые факторы (экономический потенциал, политико-управленческие процессы, этнический состав региона и др.).

Краснодарский край имеет региональную специфику, определяемую рассмотренными группами факторов. Среди стабильных факторов, обладающих большим значением при формировании региональной идентичности молодежи, необходимо обратить внимание на географическое положение, а также благоприятные и разнообразные природные условия. История развития края связана с богатым культурно-историческим наследием территории, на которой он образовался.

Среди относительно стабильных и управляемых факторов, воздействующих на формирование региональной идентичности в целом и молодежи в частности, необходимо отметить большой экономический потенциал Краснодарского края. Благоприятная социально-экономическая ситуация, несомненно, является очень значимой для молодежи региона.

Важным фактором, влияющим на культурно-образовательную среду и формирование региональной идентичности, выступает и то, что регион является полиэтничным. Местные органы власти поддерживают этнокультурное развитие, регулярно способствуют организации мероприятий по взаимодействию представителей разных этнических культур, в том числе с участием молодежи.

В крае осуществляется активная политико-управленческая деятельность по разработке и реализации краевых программ, развитию молодежной политики и культурно-образовательной среды, проведению множества мероприятий для молодежи. Главным субъектом данной деятельности являются органы государственной власти края, и формирование региональной идентичности молодого поколения обусловлено их заинтересованностью в социально-экономическом, политическом, культурном развитии региона [4]. Они разрабатывают план молодежных мероприятий, которые реализуются самими органами власти либо с помощью других институтов.

Институтами, непосредственно взаимодействующими с молодыми людьми и влияющими на формирование региональной идентичности молодежи, выступают организации культурно-образовательной сферы. Школы проводят системную работу в данном направлении, а театры, музеи и т. п. дополняют эту деятельность эпизодическим воздействием, направленным главным образом на эмоциональное восприятие молодежи.

Средства массовой информации, в первую очередь популярные в молодежной среде электронные СМИ, влияют на восприятие молодыми людьми региональных событий. Молодежные сетевые сообщества, организаторов популярных у молодого поколения досуговых мероприятий можно отнести к новым субъектам, формирующим региональную идентичность молодежи. Именно через досуговые практики чаще всего прививают определенные ценности представителям данной возрастной группы новые акторы рассматриваемого процесса.

Интересно мнение самих молодых людей о важности процесса формирования региональной идентичности, о его субъектах, эффективных механизмах и технологиях. В статье раскрываются некоторые результаты эмпирического анализа по изучаемой проблематике. В 2017 г. было проведено фокус-групповое исследование, в котором приняли участие школьники муниципальных образований и студенты направлений бакалавриата и магистратуры гуманитарных и технических факультетов вузов Краснодарского края. Всего опрошено 10 фокус-групп, количество участников в каждой - от 10 до 15 человек.

По итогам бесед со студентами и школьниками получены интересные сведения о значимости для молодежи разных субъектов формирования региональной идентичности. И те и другие не отводят государству первое место в рассматриваемой сфере. Молодые люди признают, что государственные и муниципальные органы власти в Краснодарском крае проводят много мероприятий для молодежи, но в качестве наиболее важных субъектов в этой области они называют семью, образовательные учреждения, интернет-сообщества, блогеров. В отношении значимости новых субъектов это неудивительно, потому что молодые люди проводят много времени в сети Интернет, социальных сетях. По мнению опрошенных, сама молодежь выходит на первое место в вопросе формирования ее региональной идентичности.

Региональная идентичность молодежи формируется государством, региональными органами власти в первую очередь через систему образования. В Краснодарском крае в школе введен предмет «Кубановедение», дающий представления школьникам об истории, географии, культуре региона, а в вузах существует дисциплина «История Кубани». Можно отметить достаточно прохладное отношение молодых людей к этим предметам регионального компонента. Основная проблема, выделяемая школьниками и студентами, заключается в форме их преподавания: «Будет ли интересен этот предмет - всегда зависит от учителя», «Все зависит от преподавателя. Если преподаватель интересно ведет, водит на экскурсии, это интересно»,

«Это было скучно, это было неинтересно. Может, это от преподавателя зависит. Не было преподавателя, который бы заинтересовал, чтобы это было захватывающе». Многие участники исследования отметили, что в программах данных дисциплин основной упор делается в историческую компоненту, а рассмотрению современного этапа развития Кубани уделяется мало внимания. При этом респонденты отметили, что изучать историю своего региона необходимо.

Студенты сообщали, что в учебниках по кубановедению и истории Кубани нет такой системы, как в курсе по истории России, например: «Я из университетского курса "История Кубани" не поняла ничего, потому что тематика лекций и семинаров расходилась, все было несистемно». В подобных ситуациях проблему можно решить, если на помощь придут другие институты социализации молодежи, а именно - СМИ или семья: «Мне нравится история Кубани, участвовал в олимпиадах, на уроках преподавали плохо, но мне дедушка многое рассказывал», «Есть же программы "Кубань в лицах", "Краснодар в лицах"», «Мы ездили в Новороссийск, была экскурсия на Малую землю. Пока мы ехали, нам рассказывали о памятниках, об истории, это было очень интересно». О роли семьи говорили многие участники исследования: «Формированием идентичности должна заниматься семья. Это нормально, когда твои родственники рассказывают о том месте, где ты живешь. Ты узнаешь не только об истории места, а еще о своей семье».

Опрошенные отметили, что школьники региона ездят на экскурсии в этнографическую деревню Атамань, но указали, что у школ, особенно расположенных в сельской местности, есть трудности с организацией подобных экскурсий: «Сейчас, чтобы выехать куда-то, нужно очень много документов и согласований. Если городские школы могут это себе позволить, то сельские школы не имеют достаточных ресурсов».

В ответ на вопрос о том, что еще можно предложить, чтобы детям было интересно изучать предметы регионального компонента, молодые люди назвали популярную сегодня игру-экскурсию - квест. Игровые формы работы очень нравятся молодежи, они готовы не только в них участвовать, но и выступать организаторами и помощниками. У многих студентов уже есть опыт в проведении подобных мероприятий. Они отмечают, что получаемые знания во время таких игр намного лучше усваиваются и запоминаются молодежью: «Историю легче через игру учить», «В Краснодаре проходят спектакли-экскурсии "Голос города", в ходе которых можно изучать историю родного города, и это очень интересно». Еще молодым людям хотелось бы участвовать в мероприятиях, которые проводят клубы исторической реконструкции. Студенты называли и другие формы работы с представителями молодого поколения, способные активизировать интерес к изучению истории и культуры региона.

Молодежь привлекают мероприятия, приуроченные к праздникам: «У нас в вечернее время на День города на большом экране показывают фильмы об истории нашего города. И каждый год эти фильмы меняются, дополняются тем, что за год случилось. Если ты в течение года где-то участвуешь, ты можешь увидеть себя в этом фильме». Благодаря этому молодые люди понимают, что они часть своего города и часть его истории.

Молодежь замечает, что сегодня субъекты образовательной политики в регионе стараются объединить отдых детей с получением новых знаний: «Если раньше детские лагеря были развлекательными, то сейчас они больше развивающие».

Также назывались другие традиционные субъекты культурно-образовательной среды, которые участвуют в формировании региональной идентичности молодежи. Это Краснодарский академический театр драмы и музеи Краснодара, устраивающие для школьников и студентов экскурсии. В качестве субъектов, формирующих региональную идентичность, также упоминались религиозные организации, открывающие воскресные школы, куда родители приводят детей для получения религиозных знаний и знакомства с историей и культурой города и края.

Школьники и студенты называли казачество в качестве субъекта формирования региональной идентичности, но у молодежи неоднозначное отношение к этой социальной группе. Они указывают, что многие молодые люди «становятся казаками», чтобы получить какую-либо выгоду (приобрести новую работу, продвинуться по карьерной лестнице). Однако наблюдается и позитивное восприятие казаков, отмечаются их заслуги в обеспечении безопасности на улицах, помощи детям и молодежи: «У нас существует казачье общество, и молодежь в нем. Они проводят разные акции, помогают ветеранам, молодым людям, проводят сборы всяческие, какие-то соревнования казачьи. Некоторых ребят, которые из неблагополучных семей, казаки привлекают и перевоспитывают!». Представители молодого поколения считают важным, чтобы люди, называющие себя казаками, искренне ценили историю и культуру казачества. Положительное отношение к казачеству усиливается, когда история семьи переплетается с историей казачества и региона: «У меня семья казачья. У меня дедушки были казаки. Может, для меня это просто... я воспитана на этом! Для меня это очень дорого!».

На вопрос об особенностях молодежи Краснодарского края, которые отличают ее от данной возрастной группы других регионов, участники из студенческой среды отвечали, что молодые люди края патриотично настроены, «в крае есть военно-патриотические слеты, воспитание патриотизма молодежи и подростков, и эта работа начинается еще в начальной школе». Респонденты высказали мнение о высокой активности молодежи в регионе: «Она очень активна, потому что в школах очень сильно развивается самоуправление. В каждой школе есть соревнования, проводятся соревнования между школами. Каждый месяц какие-то слеты». Многие опрошенные замечали, что молодежь на Кубани творческая, представители молодого поколения принимают участие в разных творческих мероприятиях.

При этом молодые люди считают, что региональную идентичность не нужно воспитывать: «Мне кажется, она не прививается. Она как-то сама собой. Ты живешь в этом мире - ты его любишь и гордишься». Нужно пояснить, что эти слова сказаны об эмоциональном компоненте региональной идентичности, но знания о регионе, по мнению молодежи, должны быть получены еще в детском возрасте, с начальной школы, «когда начинают формироваться такие понятия, как "дружба", "любовь", "любовь к малой родине"», «первый-второй классы - дети еще маленькие, активные такие... А после они начинают уже формировать ценности». Целенаправленно любовь к Родине не формируется, ребенку объясняют, как нужно относиться к природе, памятникам культуры, обращают его внимание, что есть красота, добро, происходит знакомство с историей станицы, города, края, «ребенок вырастет и запомнит что-то с детства... Он будет говорить: "Мне никогда не говорили, что я люблю Родину, но я люблю Родину"». Это должен быть естественный процесс, подобные знания, ценности не должны навязываться. По мнению респондентов, важно с детского возраста формировать толерантное отношение к представителям разных национальностей, поскольку Краснодарский край является многонациональным.

Регион за последние несколько лет стал привлекателен для внутренних мигрантов. Сюда приезжает много молодежи из других субъектов РФ, чтобы поступить в вузы Краснодара и других городов края и остаться здесь после учебы. Среди участников фокус-групп тоже были студенты, приехавшие из других регионов России. Отвечая на вопрос, почему они выбрали Краснодарский край для учебы, респонденты чаще всего говорили о теплом климате и комфортных условиях для жизни: «Краснодар воспринимают как самый южный, самый теплый», «Много возможностей. Многие специалисты приезжают сюда, потому что им говорят, что здесь хорошие зарплаты. Экономически развитый регион. Здесь неплохой инвестиционный климат». Многие молодые люди, приезжая учиться в Краснодар, считают, что после окончания учебы перед ними откроется больше перспектив в трудоустройстве. Приведем некоторые ассоциации молодежи с Краснодарским краем: «Это курорты (современные), это деньги и работа. Здесь можно реализоваться в работе и действительно много зарабатывать». Однако опрошенные заметили, что для этого необходимо развивать регион, нужны инвестиции, следует осваивать новые сферы экономики, тогда молодежь не будет уезжать из Краснодарского края, наоборот, сюда будет приезжать еще больше молодых людей из других территорий. Кроме экономической составляющей привлекательности региона, участники исследования называли благоприятный климат, спокойную обстановку в плане межэтнических и межрелигиозных отношений и широкий спектр возможностей в сфере досуга. Немаловажным фактором являются известность и имидж ведущих вузов Кубани. Также важным фактором молодые люди считают наличие городов с развитой инфраструктурой. Это не только Краснодар, но и Сочи, и другие курортные города.

На вопрос, какие новые символы, привлекательные для молодежи как внутри края, так и за его пределами, могут составить дополнение традиционным, среди многих был дан очень интересный ответ: «Развитая социальная политика и молодежная политика. Просто для молодежи сам по себе регион должен быть привлекательным!». Край, проводя эффективную молодежную политику, создавая возможности для развития и самореализации молодежи, станет привлекательным для молодых людей не только с Кубани, но и из других субъектов России.

Новым потенциальным символом края, привлекающим молодежь, была названа популярная игра КВН: «КВН очень развит в Краснодарском крае. Особенно за последние лет шесть. Появились новые лиги. К нам приезжают команды со всей России, из Москвы, из всех городов». Также другие проекты культурной направленности, которые реализуются в регионе, могут заинтересовать молодых людей.

Новые популярные среди молодежи тренды, веяния можно использовать в формировании региональной идентичности. Например, новый вид спорта - воркаут: «Его здесь развивают. Это уличный вид спорта, раньше только на улице мальчики и девочки собирались. А сейчас профессиональные центры создаются, спортивные клубы. Туда приходят подростки, молодежь, они могут профессионально заниматься этим. За этим следят профессионалы. Это очень хорошо!». Также молодые люди называли спортивные мероприятия мирового, европейского

уровней (например, «Формулу-1»), которые проходили в регионе, в качестве событий, привлекающих внимание к краю и формирующих его имидж. В данном аспекте можно выделить и музыкальные проекты. Молодому поколению важно, чтобы проводились мероприятия, интересные молодежи и из Краснодарского края, и из других регионов.

Таким образом, исследование позволяет сделать выводы, что молодые люди оценивают работу традиционных субъектов формирования региональной идентичности молодежи в крае в целом как эффективную, проявляют интерес к деятельности новых субъектов, считая, что она может быть расширена. Выявлено, что школьники и студенты знают о существующих проблемах в этой области и представляют возможности и перспективы совершенствования деятельности в данном направлении.

Ссылки и примечания:

1. Работа выполнена при финансовой поддержке РФФИ в рамках проекта № 16-13-23026 а(р) «Формирование региональной идентичности молодежи в культурно-образовательной среде Краснодарского края» (2016-2017 гг.).

2. ¡nag H., Ünal F. The Construction of National Identity in Modern Times: Theoretical Perspective // International Journal of Humanities and Social Science. 2013. Vol. 3, no. 11. P. 225.

3. Тумакова К.Е. Социальные факторы формирования региональной идентичности в условиях современной России : автореф. дис. ... канд. социол. наук. Пенза, 2011. 26 с.

4. Zimmermann-Steinhart P. Creating regional identities? Theoretical considerations // Societal Regionalism in Western and Eastern Europe : ECPR Joint Sessions of Workshops. Granada, 2005. Р. 11.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.