Научная статья на тему 'Влияние культур коренных народов Крыма на формирование комплекса караимского женского свадебного костюма XVIII-XIX веков'

Влияние культур коренных народов Крыма на формирование комплекса караимского женского свадебного костюма XVIII-XIX веков Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
528
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЗАИМОВЛИЯНИЕ КУЛЬТУР / КАРАИМЫ / НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОСТЮМ / КОРЕННЫЕ НАРОДЫ КРЫМА

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Левицкая В. А.

В статье исследуются вопросы взаимовлияния культур двух коренных народов Крыма: крымско-татарского и караимского на основе сравнительного анализа их национальных свадебных костюмов. Дается сравнительный анализ основных составляющих частей, декора и аксессуаров свадебных женских костюмов крымских татар и караимов. В работе рассматривается построение орнаментальных композиций, рисунка вышивки и характерного колорита свадебных костюмов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние культур коренных народов Крыма на формирование комплекса караимского женского свадебного костюма XVIII-XIX веков»

ИССКУСТВОВЕДЕНИЕ

УДК 7(477.83 - 25)

Левицкая В.А.

Соискатель по специальности «Искусствоведение», Крымский инженерно-педагогический университет

ВЛИЯНИЕ КУЛЬТУР КОРЕННЫХ НАРОДОВ КРЫМА НА ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЛЕКСА КАРАИМСКОГО ЖЕНСКОГО СВАДЕБНОГО КОСТЮМА

ХУШ-Х1Х ВЕКОВ

В статье исследуются вопросы взаимовлияния культур двух коренных народов Крыма: крымско-татарского и караимского — на основе сравнительного анализа их национальных свадебных костюмов. Дается сравнительный анализ основных составляющих частей, декора и аксессуаров свадебных женских костюмов крымских татар и караимов. В работе рассматривается построение орнаментальных композиций, рисунка вышивки и характерного колорита свадебных костюмов.

Ключевые слова: взаимовлияние культур, караимы, национальный костюм, коренные народы Крыма.

Постановка проблемы. Сегодня по всему миру отмечается мощный всплеск интереса к национальным культурам малых народов, стоящих на грани исчезновения. Таким народом в Крыму являются караимы. Крымские караимы-тюрки — коренной народ Крыма, малочисленная народность, населяющая полуостров еще с давних времен, — является этнокультурным реликтом, потомками древнейшего населения Крыма и наследниками хазарской культуры. Караимы занесены в Красную Книгу ООН, как самый малочисленный народ в мире. Катастрофически исчезают даже наиболее устойчивые обряды и обычаи крымских караимов, именно это и определяет актуальность возрождения истоков культуры караимского народа, прежде всего через национальную одежду, как одну из самых значимых сторон материальной и духовной культуры народа.

В наши дни изучение культурного наследия крымских караимов обретает особую важность, связанную с проблемой самоидентификации народа в современном мире.

Актуальность изучения данной темы обусловлена и тем, что до настоящего времени не существует полного комплексного исследования, посвященного изучению и развитию национальной одежды крымских караимов.

Анализ последних исследований и публикаций. Специального обзора литературы, как и специальных исследований по свадебным костюмам караимов не существует. Исторические сведения о свадебных костюмах этого народа приходилось собирать по крупицам.

К концу XVIII — началу XIX в. относится небольшое количество данных по свадебным костюмам крымских татар и караимов, в основном это рисунки и иллюстрации путешествий И.Г. Георги и П.С. Палласа, выполненные художником Г.Х. Гейслером в 1793 -1794 г.г.

Записки путешествовавшего по Крыму в 1830-х годах А.Н. Демидова очень подробно проиллюстрированы находившимся с ним в то время художником Раффе. А. Демидов в своей работе «Путешествие в Южную Россию и Крым» в 1853г. дает краткое описание женского костюма.

Серьезным исследователем, оставившим значимые сведения по костюму крымских татар и караимов середины XIX века, был Г.И. Радде.

Большой вклад в исследования костюмов крымских татар и караимов внесла П.Я. Чепурина, давшая анализ цветовых сочетаний орнаментальных композиций в декоре свадебных костюмов этих народов.

Очень важные сведения по истории караимов, их материальной культуре, свадебного костюма и приданого невесты, украшений, обстановки, семейного и общественного быта, содержатся в статье Б.С. Ельяшевича «Караимские брачные договоры «шетары», которая была написана совместно с П.Я. Чепуриной — директором Евпаторийского музея.

Женский костюм, а также свадебный обряд караимов в Чуфут-Кале с достаточной точностью приведен в работе А. Г. Герцена и Ю. М. Могаричева «Крепость драгоценностей. Кырк-ор. Чуфут-кале».

Вопросы взаимовлияния культур коренных народов Крыма в одежде рассматриваются в работах Л. И. Рославцевой, Р. Абкадырова, Ю.А. Полканова, Х.А. Монастырлы.

Основным источником информации являются музейные экспонаты костюмов, которые хранятся в Российском Этнографическом музее Санкт-Петербурга, в Бахчисарайском историко-архитектурном музее, в экспозициях Евпаторийского караимского музея, Ялтинского историко-литературного музея, музее Феодосийского национально-культурного караимского общества «Мэхэбэтлик» (Согласие), в Караимском музее в городе Тракае (Литва).

Цель публикации. Актуальность изучения данной темы обусловлена прежде всего тем, что до настоящего времени не существует полного комплексного исследования, посвященного изучению и развитию национальной одежды крымских караимов.

Главной задачей является выявление не исследованных ранее сходств и различий в национальных свадебных костюмах крымских татар и караимов.

Наиболее ценная информация о путях формирования этноса сохраняется именно в свадебном костюме, который имеет самые стойкие традиции, всегда отраженные в деталях одежды рядом символических знаков. Свадебный костюм является историческим источником для изучения этногенеза и формирования культуры народа. Этнографические исследования свадебной одежды связаны с изучением традиционного кроя, технологии пошива и особенностями декорирования.

Полученные результаты. На формирование национального костюма крымских караимов повлияло много факторов: особенности географической среды обитания и климатические условия, хозяйственный уклад и историко-социальные процессы, культурные и религиозные процессы, а также влияние культур соседних народов.

В течение длительного периода на территории Крымского полуострова одновременно проживали несколько национальностей, что естественно привело к взаимному проникновению культур. В различные исторические периоды, в зависимости от численности преобладания той или иной национальности наблюдалась интенсивность влияния преобладающего этноса, как на культуру народов, населяющих Крым, так и на культуру народов соседних государств.

Из всех национальностей, проживающих в Крыму в течение длительного периода, наиболее многочисленными были крымские татары. Как представители господствующего этноса, они старались распространить татарские обычаи, изменяя особенности материальной культуры коренных народов, что очень явно отразилось и на костюме, ставшем для многих народов внешне объединяющим фактором. Очень сильное влияние крымско-татарского костюма испытали на себе народы, издавна жившие на полуострове — караимы и крымчаки. Свадебные костюмы крымских татар и караимов очень похожи, но все же есть отличия.

Проанализируем влияние крымско-татарской культуры на караимскую на примере комплексов женских свадебных костюмов, сложившихся к началу XX в. Свадебный костюм невесты у этих народов во всех своих деталях, за исключением чисто свадебных элементов, не отличался от традиционного праздничного костюма. Сравнивая костюмы по ассортименту, крою, используемым тканям и материалам, дополнениям (головным уборам,

поясам, обуви, украшениям), были выявлены следующие особенности. Оба костюма состояли из длинной и широкой нижней рубашки (хлопчатобумажной или шелковой), длинного верхнего распашного платья, шаровар, доходящих до щиколотки и верхней кофточки. Свадебная одежда была особенно нарядной. Ее шили из самых дорогих тканей — парчи, шелка, бархата, замши, расшивали по воротнику, краям рукава и подола золотыми и серебряными нитями, шнуром, жемчугом.

Социальным положением определялось качество материала одежды. У крымских татарок рубашки «кетен кольмек» шили из тонкой домотканой хлопчатобумажной ткани, с прямым коротким разрезом на груди и одной пуговицей на шее. Под рубашку надевали длинные широкие с глубокими складками шаровары «думан» или «дон». Нижние части штанин, начиная от колен, делались из ярко-красной материи с таким расчетом, что они всегда были видны из-под рубашки. Караимские невесты носили одноцветные, чаще белые шаровары «шальвары» с широким напуском «токмебалаклы шальвар». Нижние рубахи караимки шили из тончайших хлопчатобумажных и льняных тканей с оборками и кружевами, а также из крученого шелка. В качестве отделки использовали вышивку золотом. Тканые рубахи украшали геометрическим орнаментом. Поверх нижней рубахи караимки надевали нижнее платье или верхнее — длинный кафтан «антери», напоминающий по форме платье. Нижнее платье длинное изготавливали из хлопчатобумажной и атласной ткани, а также из дамасской ткани «шамаладжи» — это разноцветная хлопчатобумажная полосатая материя с наиболее любимым синим цветом.

Верхнее платье «капама» было особенно роскошным, длиной до пят из тканей, привезенных из разных стран. Это турецкая шерсть и «гробарин» — плотная шелковая ткань; тонкое ярко красное сукно «кармазин»; легкая шерстяная косотканная материя «стамед»; полосатый дамасский атлас, вышитый золотыми нитями, и полосатый китайский штоф, вышитый золотом.

Это и дорогие венецианские ткани, и персидские шелковые ткани «хара» с цепеобразными полосками. Цветовая гамма очень разнообразна: ярко-красный, вишневый, темно-бордовый, зеленый, синий, темно-фиолетовый, белый. Манишка, борта и подол верхнего платья вышивались растительным узором. Верхнее платье распашное, часто отрезное и присборенное по линии талии с цельнокроенными или втачными рукавами. Крымские татарки поверх рубашки надевали короткий до колен или несколько ниже кафтан «зыбын» с короткими рукавами, вырезом на груди «кокус», который закрывался нагрудником «кокуслюк».

Верхнее платье крымской татарки составлял длинный до пят кафтан, который плотно облегая тело женщины, ниже талии значительно расширяется при помощи особых клиньев «джабу» по боковым швам. Длинное распашное платье невесты всегда было красного цвета. Платье и нагрудник с золотыми монетами, надевавшиеся на невесту, представляли подарки жениха, причем платье бывало чаще бархатное, обшитое тесьмой "шерт". В старину платье не дарилось, а дарился только материал и золотые монеты, а уже из них шились платье и нагрудник. Платье на талии стягивалось широким поясом из шелка, бархата, кожи с металлическими вставками и металлической пряжкой в виде двух выпуклых полусфер. Пояс был обязательным атрибутом свадебного костюма крымско-татарских и караимских женщин, так как служил своеобразным оберегом.

Пояса крымских татарок «къолан» или «къапакълы къушакъ» отличались мастерством выполнения, привлекали внимание красотой и изысканностью узоров — цветочных и геометрических. Плетеные из золотых нитей, серебряные и позолоченные, филигранные, бархатные, расшитые золотом, на кожаной основе — самые разные пояса украшали свадебные костюмы. Следует отметить изящное исполнение пряжки сложных форм: в виде корзин с цветами, круглых, миндалевидных. Основными видами декорирования поясов служили гравировка, зернение, филигрань, чеканка, литье, серебрение, чернение.

Использовались и накладки из серебряных пластинок. Пояса из серебра, выполненные в технике филиграни, были большой ценностью и передавались из поколения в поколение.

У караимок пояса отличались большим разнообразием, но имели более простой вид. Бляхи на поясах всегда имели круглую форму в виде двух полусфер. На поясе делали металлические вставки, реже использовали драгоценные камни. По всей длине пояс расшивался золотом или серебром традиционными орнаментами.

В крымско-татарском свадебном костюме широко распространены жилеты (сыралгъан тончукъ), расшитые по горловине, бортам, низу сложным орнаментом золотыми или серебряными нитями.

В отличие от крымских татарок, поверх платья караимки надевали бархатные кофточки «фермам», «кырха», длиной до талии и без застежек, распахнутые на груди с широкими рукавами чуть ниже локтя. Кофточки шили главным образом из бархата, атласа, шелка, реже из парчи, и расшивали золотыми и серебряными нитями разных оттенков традиционным караимским узором по полочкам, спинке и рукавам. На кофточках всегда соблюдалась определенная схема расположения узора. Тканые и вышитые узоры, располагавшиеся на деталях одежды, по мнению многих исследователей, изначально выполняли обереговые функции, так как их обычно помещали на местах, прикрывающих самые уязвимые и значимые участки тела.

Крымские татарки на голову надевали конусообразную бархатную шапочку «фес», вышитую золотом или серебром, иногда украшенную мелкими монетами и покрытую круглой с узорами пластиной золотого цвета «фес тепелик». Поверх фески набрасывается белого цвета тонкий длинный шарф «марама» из самотканой кисеи с вышивкой по краям, покрывающей заднюю половину головы и шеи.

Расшитый шарф «шербенти» входил в состав головного убора невесты, его накидывали поверх фески, когда наряжали ее к свадьбе. При этом лицо обязательно закрывала густая вуаль, называвшаяся по-разному в разных районах — и "чадра", и "фередже марама", и "бурумчик", и просто "вуаль".

Поверх этого убора набрасывали белое покрывало "фередже", закрывавшее лицо, голову и всю фигуру и оставлявшее только щелочки для глаз. А на фередже надевалась еще одна, весьма необычной формы накидка "дувак" (тур. — "свадебная фата"). Эта накидка имела форму островерхого башлыка. Спереди она закрывала лицо, а сзади спускалась до пят. Шили "дувак" обычно из парчовой ткани и часто из семи разноцветных кусков. Дувак не сшивался, а только наметывался.

Головным убором караимских женщин также является феска, но она имеет скругленную форму с выпуклым донышком, покрытым сверху ажурной накладкой, расшитой жемчугом. Часто сбоку фески свисают кисти золотистого цвета. Феска покрывалась марамой, платком, шелковой вуалью, вышитой золотом с галунами, пышным тюлем, украшенным золотыми нитями.

Головное покрывало вышивали золотыми и шелковыми нитями караимским растительным двусторонним орнаментом, по краям оставляли бахрому, кисти или вязаную сетку. В качестве свадебных вуалей носили, закрывая лицо, алый шелк «алчетки» и расшитый золотыми нитями шелковый тюль «дюль бент». Узор на шарфах обычно состоял из нескольких повторяющихся мотивов, помещенных в одном горизонтальном ряду.

Обувь крымско-татарской невесты — мягкие сафьяновые туфли «терлик» с загнутыми кверху остроконечными носами.

Распространенной обувью у караимских женщин были мягкие изящные сафьяновые сапожки, расшитые мишурой «ишлеме мест», поверх которых надевали твердые туфли без задников.

Вывод. Таким образом, можно сделать вывод, что процесс взаимного проникновения культур народов, длительное время проживавших на территории Крыма, наиболее ярко

отразился в свадебных костюмах коренных народов. И преобладающий этнос оказывал наиболее сильное влияние на культуру и национальный костюм соседних народов.

Литература

1. Герцен А. Г., Могаричев Ю. М. «Крепость драгоценностей. Кырк-ор. Чуфут-кале», Таврия, Симферополь, 1993, с. 100.

2. Демидов А. «Путешествие в Южную Россию и Крым», Бизнес-Информ, Симферополь, 2011, с. 85-256.

3. Ельяшевич Б.С., Чепурина П. Я., «Караимские брачные договоры «шетары», Оттиск из Известий Таврического Общества Истории, Археологии и Этнографии, т.1, 1927.

4. Караимская народная энциклопедия, Том 1, Москва, 1995, с. 42.

5. Караимская народная энциклопедия, Том 6, часть II, Крым, 2007, с. 178-181.

6. Каралезли Х. Старинный обычай татарского заручения и свадьбы в деревнях Дерекой, Аи-Василь и Аутка Ялтинского района, Казань, 1992, с. 234-235.

7. Полканов А. И. «Крымские караимы (караи — коренной малочисленный тюркский народ Крыма)», Париж, 1995, с. 245.

8. Полканов Ю.А. «Национальный костюм крымских караимов», Известия Крымского Республиканского краеведческого музея, № 7, Симферополь, 1994, с. 22-31.

9. Рославцева Л. И. Одежда крымских татар XVIII-начала XX вв.: Историко-этнографическое исследование. Наука, Москва, 2000, с.104.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.