Научная статья на тему 'Традиционный свадебный костюм крымской татарки'

Традиционный свадебный костюм крымской татарки Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
898
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СВАДЕБНЫЙ КОСТЮМ КРЫМСКОЙ ТАТАРКИ / ЗНАЧЕНИЯ ЦВЕТА В ОДЕЖДЕ / ВЫШИВКА / ЯЗЫК ОРНАМЕНТА

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Эмирусеинова Л. Х.

В работе исследуется традиционная одежда крымских татар, из чего состоял свадебный костюм крымской татарки. Цветовая гамма, значение цвета и виды вышивки в костюме.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Традиционный свадебный костюм крымской татарки»

УДК: 391

Эмирусеинова Л. Х.

студентка гр. ДПИ- 13 ГБОУ ВО РК «Крымский инженерно-педагогический университет»

Научный руководитель: Левицкая В. А.

старший преподаватель, ГБОУ ВО РК «Крымский инженерно-педагогический университет»

ТРАДИЦИОННЫЙ СВАДЕБНЫЙ КОСТЮМ КРЫМСКОЙ ТАТАРКИ

В работе исследуется традиционная одежда крымских татар, из чего состоял свадебный костюм крымской татарки. Цветовая гамма, значение цвета и виды вышивки в костюме.

Ключевые слова: свадебный костюм крымской татарки, значения цвета в одежде, вышивка, язык орнамента.

В свадебном обряде с его сложной системой символов и большим количеством участников, каждый из которых играл свою роль в этом изначально сакральном действие, наиболее выразительно проявлялось ритуальное значение многих элементов костюма, веками вороживших одни и те же символы. В свадебном костюме чаше использовали дорогостоящие ткани: парча, шелк, бархат. Которые обшивались тесьмой «шерт», и были украшены богатой вышивкой, обычно на рукавах и на груди. Так же для украшения использовался бисер или мелкие бусины. Свадебное платье чаще всего было с бархатной ткани, обязательно красным, бордовым, или алым цветом. Алый цвет означал символ любви, красоты и жизни. Все оттенки красного цвета исполняли и защитную функцию. Именно поэтому невесты надевали платья именно этого цвета.

Женский костюм во всех деталях, за исключением именно свадебных элементов, костюм особо не отличался от традиционно праздничного костюма. Традиционный праздничный костюм, несомненно, является настоящим произведением декоративно-прикладного искусства, которые отражают уникальные исторические, этнографические и художественные особенности культуры крымско-татарского народа [3].

Стоить отметить, что силуэт женского костюма был Х-образным, который плотно фиксировался по линии талии, что достигал как специальным кроем платья, так и обязательным был пояс «къушакъ» с ювелирными пряжками. На талии носили Филигранный пояс, который назывался «йипишликъушакъ». Ручная работа из серебра — ажурная объемная филигрань, зернь.

Головной убор «алтын фес» Бархат на хлопчатобумажной основе. Внутренняя прокладка — картон. Имитации золотых монет «мамедие» диаметром 0,18 см и 0,22 см (79 шт.). Навершие «тепелик» из серебра ручной работы в технике филигрань. Высота достигала 8 см, диаметр 14 см.

В состав головного убора также входил шарф, который накидывался поверх фески, что называлась «шербенти».

Нагрудник «кокуслюк прикрывал глубокий вырез платья традиционного кроя и одновременно который служил и украшением. Нагрудник держался с помощью завязок на шее и ниже груди, завязываемый на спине. Ручная работа. Длина 30 см, ширина 23 см. Сукно на хлопчатобумажной основе, красного цвета на изнаночной. Латунные диски диаметром 0,18 см для имитации золотых монет — 117 шт [1].

Цвет в одежде нес в себе определенный сакральный смысл, поэтому крымские татары всегда придавали особое значение выбору цвета, той или иной одежды по разным случаям.

По изученным матариалам «Крымскотатарская символика» публикация С. Харахады-Касич. Есть подробное описание значения цвета в одежде. Алый цвет — символ любви, красоты, и жизни. Поэтому невесты надевали платья, в которых превалировал алый цвет, о чем свидетельствуют произведения фольклора.

В легенде об Арзы къыз есть такие строчки: «Ал шали антерини кийген Арзы, отургъан миндеринден турып, келип одасындан чыкъкъан. Арзы (в день свадьбы, одетая в алое шерстяное платье, поднялась с миндера и вышла из комнаты невесты.

Зеленый цвет — символ свободы. Зеленого цвета платья носили девушки незамужние и не засватанные, т. е свободные. Желтый — цвет солнца и золота. Именно этими цветами украшали вышивкой, монетами праздничные наряды. Белый — цвет траура, горя, грусти, разлуки. Голубой цвет — символ ясного чистого неба, мира. Розовый цвет означал о том, что девушка еще не замужем, но засватана. Серебряный цвет символизирует лунный свет. Этот цвет имеет глубокий смысл. Известно, что луна испокон веков почиталась тюркскими народами. Традиционно выполнялась отделка и орнаментация, как и в праздничных так и повседневных костюмов, выполнялись серебряными нитками [4].

Крымскотатарская орнаментика, сформировалась в результате слияния византийских традиций и искусства Востока. Изображение человека было запрещено из-за религиозных соображений, что в последствии привело к передачи человеческого образа в символах. [2]

Огромная заслуга Мамута Чурлу в том, что он раскрыл целую систему знаков крымскотатарской вышивки, открыл особый язык орнамента вышивки. Каждый знак имеет свое значение. Крымскотатарский орнамент на столько универсален, что его можно использовать где угодно.

Женский знак-виноград, бадем(миндаль), мужской знак-ляле(тюльпан), основание родового дерева-стабильность, устойчивость, сила продолжение рода.

Орнаменты применялись различные — геометрические, эпиграфические, растительные, зооморфные. Изображение человека было запрещено из-за религиозных соображений, что в последствии привело к передачи человеческого образа в символах.

Основными элементами растительного орнамента являются: бадем (крым.тат. — миндаль) это знак девушки, роза — это знак женщины, гвоздика — знак пожилой женщины и мудрости жизни, тюльпан — знак юноши или мужчины, цветок источающий свет — это символ Божьей мудрости, треугольник — знак земли (основа благосостояния) в основании, пальметта — вершина вертикали. Пальметта — это изображение цветка розы в положении профиля. Элементы, которые повторяются в виде цветочков и лепестков, это берекет (крым.тат.- изобилие, достаток), гранат — плодородие и достаток.

Если работа за компонована в квадрат, самую устойчивую форму на Земле, это показывает мужскую структуру, как символ опоры и надежности, если же это круг, то женскую, символ изменчивости, динамичности и изящности. Семейное древо, изображенное внутри миндаля, символизирует молодую девушку, мечтающую о семье и детях. Некоторые символы растолковываются в различных источниках по-разному [5].

Вывод: Каждый из символов имел свое значение, так же играл важную роль изначально сакральном действие. Выразительно проявлялось ритуальное значение многих элементов костюма, веками вороживших одни и те же символы. В свадебном костюме чаше использовали дорогостоящие ткани: парча, шелк, бархат. Платья украшались золотой вышивкой в основном на груди и рукавах, и тесьмой «шерт». Также использовался бисер и мелкие бусины. Известно, что свадебное платье было с бархатной ткани, обязательно красным, бордовым, или алым цветом, который означал -символ любви, красоты и жизни. Все оттенки красного цвета исполняли и защитную функцию. Свадебный костюм особо не отличался от традиционно праздничного костюма. Свадебный наряд невесты состоял из верхнего платья, нижнего платья, головного убора «фес», нагрудник «кокуслюк», который служил одновременно и как украшение, шарф, который накидывался на фес — «шербенти».

Главными украшениями наряда кроме вышивки, был «тепелик» — навершие на фесе (выполненная в технике филигрань), а так же филигранный пояс»къушакъ». Значения цвета в одежде. Зеленый цвет-символ свободы. Желтый- цвет солнца и золота. Белый — цвет траура, горя, грусти, разлуки. Голубой цвет- символ ясного чистого неба, мира. Розовый цвет означал о том, что девушка еще не замужем, но засватана. Серебряный цвет символизирует лунный свет, серебряный цвет использовали в вышивки.

На основе проделанной огромной работой Мамута Чурлу, которому удалось собрать богатый материал по орнаментике, известно, что каждый знак имеет свое значение. Раскрыт язык орнамента, ведь известно, что изображение человека было запрещено из-за религиозных соображений, что в последствии привело к передачи человеческого образа в символах. Крымскотатарский орнамент на столько универсален, что его можно использовать где угодно.

Литература

1. Абдулаева Г. А. Золотая эпоха крымского ханства: очерки. — Симферополь. — Крымнаучпедгиз, 2012. — 216 с.

2. Заатов И. Крымскотатарское декоративно-прикладное искусство и изобразительное искусство. Симферополь: Тарпан, — 2003. — 336с.

3. Рославцева Л. И. Одежда крымских татар XIX — начала ХХ вв. Историко-этнографическое исследование. — М.: Наука, 2000. — 204 с.

4. Султанбеков Р. Т. Крымскотатарская символика.Симферополь, — 2002. Харахады-Касич. С, — С,36-38

5. Скибин Р. [Электронный ресурс] / Р. Скибин — Режим доступа: http://www.rustemskibin.com/?page_id=2375#toggle-id-3.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.