УДК: 391
Кадырова А. Я.
студентка гр. ДНИ- 13 ГБОУ ВО РК «Крымский инженерно-педагогический университет»
Научный руководитель: Левицкая В. А.
старший преподаватель, ГБОУ ВО РК «Крымский инженерно-педагогический университет»
СИНТЕЗ ТРАДИЦИЙ И СОВРЕМЕННОСТИ В КРЫМСКОТАТАРСКОМ КОСТЮМЕ
В работе изучается традиционный крымскотатарский костюм и характеризуются его основные составляющие части. Рассматривается проблема возрождения традиций в костюме крымских татар: декор, особенности кроя и шитья. А также изучается система стилизации и реализации традиционного костюма в современном мире.
Ключевые слова: национальный костюм, крымские татары, традиционный костюм, этномода, этнический стиль, стилизация.
Цель статьи, провести исследования и сравнительный анализ традиционного и современного крымскотатарского костюма.
Актуальность заключается в востребованности современным миром, новых дизайнерских решений в костюме, с учетом традиционных и национальных особенностей. На сегодняшний день этническое самосознание играет важную роль в жизни человека. Поэтому стало актуально возвращаться к истокам и возрождать традиции и культуру, также модернизировать материальную культуру в соответствии с современными тенденциями.
Полученные результаты. Исследования, посвященные крымскотатарскому костюму, провела Рославцева Л. И. и в своей научной работе дала точное описание традиционного одеяния, способам пошива и декора у крымских татар. Частично упоминания о крымскотатарском костюме встречаются в очерках путешественников, таких как, Г. Радде, Н. Наллас, Т. Нассек, Е. Марков. Также характеристику крымскотатарского традиционного костюма XVIII века можно встретить в работах В. Возрина.
Национальный костюм крымских татар является, настоящим произведением декоративно-прикладного искусства. Он включает в себя, натуральные ткани, ручную вышивку, сакральный орнаментальный мотив, тонкую ювелирную работу. Он несет в себе определенную культурную ценность и духовную значимость.
Крымскотатарский костюм складывался веками, видоизменялся под влиянием природных условий, уклада жизни и быта. Он гармонирует с характером людей, окружающей природой, средой. Гармония с природой является одним из важнейших принципов жизненного уклада крымских татар. Синтез природы и человека явно выявлен в национальной одежде. В первую очередь — это разнообразие натуральных тканей и растительная орнаментика.
Основной характеристикой крымскотатарского искусства являются сдержанность, мягкость, стремление к гармонии. Каждая крымская татарка являлась автором замысловатых орнаментов, различных техник кроя и пошива костюма, чтобы как можно ярче подчеркнуть свою индивидуальность. Но при создании этого уникального культурного явления каждая мастерица учитывала веками сложившиеся законы традиционной вышивки и самобытные особенности народа [4].
Туалет крымской татарки был четко разделен на праздничный и бытовой (повседневный). Традиционный праздничный костюм, бесспорно, является настоящим произведением декоративно-прикладного искусства, отражающим уникальные исторические, этнографические и художественные особенности культуры
крымскотатарского народа. В свадебном или обрядовом костюме часто использовали дорогостоящие ткани (парча, шелк, бархат). Он был богато украшен вышивкой обычно на рукавах и на груди. Так же использовали мелкие бусины или бисер. Повседневный же костюм был проще, обычно состоял из широкого кроя рубахи и платья-халата. Использовали недорогие ткани с различными принтами и мелкими набивными рисунками, также актуальна была полоска. В таком костюме женщина могла свободно выполнять домашние работы, ходить к ручью за водой, присматривать за детьми, а во время беременности такой костюм прекрасно скрывал чрево матери от дурного глаза. Поверх платья женщины надевали передники, иногда даже в несколько слоев. Фес в повседневной жизни обычно не носили, на голову аккуратно повязывали белоснежную косынку, иногда украшенную незамысловатым цветочным орнаментом. Кисти рук женщины принято было скрывать специальными манжетами «элькъапык», которые были пришиты к рукавам, либо пристегивались на пуговицы. Под платье надевали длинную рубаху и штаны на широкий шаг [3, 6].
Одной из важнейшей составляющей любого национального костюма, является нижняя рубаха, она должна была быть свободной и функциональной. У крымских татар такая рубаха называлась «ич кольмек» или «ич тюб», это была широкого кроя рубаха, обычно шитая из хлопчатобумажной ткани. Нижние платья были длинные и короткие (чуть ниже колена), с длинным вырезом на груди и невысоким воротником-стойкой. Иногда по горловине была сборка и воротник, который спереди застегивался на брошь [5].
Поверх рубахи носили верхнее платье «чабулу антер», это платье-халат, отрезное по талии. «На ней было энтери из Константинопольской шелковой материи, застегнутой на талии круглыми золотыми пуговицами; узкие рукава перехватывались браслетами из золотых цепочек с дорогими негранёными камнями.» — такую характеристику «антеру» дала, Татьяна Пассек, описывая дочь одного из татарских вельмож [3, с. 226]. Верхнее платье шили из плотной ткани, импортной или домотканной. Полочку украшали национальной вышивкой, срезы и швы обрабатывали тонкой лентой, это носило как практический характер, так же и символический. Рукав был отрезной сильно зауженный к низу, также встречался цельнокроеный рукав. Линии в одежде предполагали внешнюю защиту от злых духов и нечистых взглядов, поэтому все срезы обшивали шелковыми лентами. Стоит отметить, что важную роль играла изнанка одежды, швы обтачивали косой бейкой так, чтобы обратная сторона платья или рубахи была приятна к телу и выглядела аккуратно [4].
«Девушки носят широкие панталоны и рубашку, застегнутую у шеи, разрезанную спереди, падающую до колен; сверх того — платье, тоже разрезанное спереди из полосатой шелковой материи с длинными узкими рукавами, отворотами, вышитыми золотом.», — такую характеристику одежде горного региона дал Петр Паллас [3, с. 175]. В горных регионах Крыма женщины носили укороченный вариант платья или рубахи, этому есть практическое объяснение, так как горная местность предполагает широкий шаг, а укороченное платье не сковывает движения [3,2].
Стоит отметить, что символическим цветом у крымских татар был красный, поэтому свадебное платье часто было выполнено из красного или бордового отреза. На следующий день после свадьбы невеста выходила к гостям в платье зеленого (травяного) цвета, это символизировало весну и свежесть [3].
Под низ укороченного антера одевали шаровары «думан» или «токума штан» в тон платья или рубахи, иногда совмещали с коротким жилетом, который назывался «тончукъ». Такой жилет часто украшали национальной вышивкой по борту и горловине. Зимой под верхнюю одежду подстегивали утепленную жилетку «зыбын». В холодное время года женщины носили длинные, шерстяные чулки, которые назывались «сарылы чорап» [8].
«У женщин этот тип платья представляли такие детали, как белая полотняная рубаха с длинными широкими рукавами. Знать шила ее из шелка-сырца. Длинные широкие с глубокими складками шаровары закрывали щиколотку, низ шаровар шили из крашеного полотна. Длинное распашное платье обычно шилось из полосатой шелковой ткани. Платье
обтягивало торс и имело выступающие бока. На платье надевали расшитый золотом, обтягивающий грудь жилет. Он имел круглый вырез у горловины и застегивался на ряд частых пуговиц. Талию охватывал серебряный филигранный пояс. Женщины по-разному обвязывали голову различного рода платками, а девушки носили шапочки круглой формы с кистью...» — пишет Рославцева И., характеризуя крымскотатарский женский костюм XVIII века [6]. Важную роль в крымскотатарском костюме играет «салта марка» — это короткая и легкая курточка, с рукавом чуть ниже линии локтя. Новерх куртки носили теплый шерстяной платок, который назывался «шал» [4].
Как отдельный пункт в женском крымскотатарском костюме, можно рассматривать головные уборы и платки. Одним из важнейших элементов женского гардероба, считалась «марама» — это тканная головная шаль, с индивидуальным геометрическим орнаментом по всему полотну ткани. Срезы платка обрамлялись ручным кружевом или бахромой. Марама считалась головным убором состоявшейся и замужней женщины, или женщины в возрасте, молодые девушки мараму не носили [8].
Нокрывалом для головы молодых женщин служила «фырланта» или «шербенти», это подобный мараме платок, скрывающий голову и кисти рук. Но краю шербенти украшали вышивкой из тонких шелковых нитей, орнамент был раппорнтым, состоящим из одного повторяющегося элемента, либо из определенной орнаментальной Б-образной композиции
[5].
Ритуальным покрывалом служила плотная накидка из белого отреза ткани — «фередже», она является прототипом восточных някябов (мусульманское женское покрывало во весь рост, с вырезом для глаз). Фередже была длинной, иногда достигая 5-7 метров в длину. Также допускаются предположения, что фередже являлась дорожным покрывалом, защищающим женский организм от влияния внешних факторов. Женщины в повседневной жизни носили и обычную косынку из белого полотна, называлась она — «баш -явлукъ» [6].
Конечно же характерной чертой крымскотатарского женского костюма, является «фес», это женский головной убор, напоминающий нижнюю часть усеченного конуса. «Фес» имеет глубокую историю, а также достаточно распространен среди народов Северного Кавказа, адыгейцы, карачаевцы, черкесы, осетины и др. «Фес» — головной убор в виде маленькой шапочки (таблетки), богато украшенной вышивкой или монетами. «Фес» должен быть высотой в четыре пальца женской руки, не слишком большим и не слишком маленьким, должен хорошо держаться на голове. Так же правильное ношения «феса», заключается в том, чтобы он был продолжением линии лба. Данный головной убор девочки носили с малых лет, об этом писал Евгений Марков, «Самая крошечная, двухлетняя крымскотатарская девчушка, возившаяся в пыли, одета почти так же как взрослые; у каждой своя крошечная шапочка, у каждой свой бешметик по мерке — это добрый обычай, нечасто встречаемый в семье русского простолюдина; он свидетельствует об инстинктивном признании человеческого достоинства, человеческих прав даже в ребенке. Этот обычай мне особенно кидался в глаза, по противоположности с нашим русским.» [7, с. 45]. Девочка с детства привыкала к соответствующей осанке и ходьбе. Навершие «феса» украшали филигранным, круглым изделием, который назывался — «тепелик». Тепелик изготавливали в ювелирных мастерских и инкрустировали различными камнями. У мужчин головной убор назывался — «къалпакъ» и изготавливался он из каракуля. Каракуль — это кожа с мехом, снятая с новорожденных ягнят [6].
Ностепенно можно перейти к описанию обуви. Так особый интерес вызывает обувь подобная японским «гэта» (деревянные сандалии), у крымских татар они назывались «налыны». Это деревянная обувь. Надевали для похода в баню (во избежание грибковых болезней стоп), во время стирки и в непогоду. Обычно они были на высокой платформе, состоящей из двух деревянных каблуков. Также женщины носили мягкие кожаные туфельки, с загнутыми вверх носками — «терлики» или мягкие сафьяновый сапожки [2].
Крымские татарки любили украшения и аксессуары, конечно же самым важным атрибутом достойной девушки, являлся пояс. Пояс показывал статус девушки, ее социальное значение и передавался из поколения в поколение. «Къушакъ», является настоящим произведением ювелирного искусства, искусная работа мастеров, каждый завиток имеет определенный символический смысл. Бляшка пояса была либо полностью филигранная, либо чеканная из металла. Центральная часть пояса обязательно должна была быть на пупке, так как она защищала чрево женщины [8].
Еще одним важным аксессуаром служил «кокюслюк» или «герданлыкъ», это нагрудная, V- образная деталь, состоящая из выложенных в несколько рядов монет либо жемчужной сетки.
Изучив все особенности крымскотатарского традиционного костюма, можно постепенно перейти к анализу работ известных крымскотатарских дизайнеров. В целом, мастеров, занимающихся крымскотатрским стилем в одежде не так много, не многие смогли себя проявить, но с каждым днем интерес к возрождению традиций в костюме растет.
Этнический стиль — это уникальное направление в дизайне, возрождение традиций и усовершенствование их в современном мире. Этнический стиль в одежде предполагает, использование комплекса характерных элементов в одежде определенного этноса, применение силуэта, кроя, декора присущего какому-либо народу, стилизацию национальных мотивов в современном костюме. На сегодняшний день в сфере дизайна очень распространен этнический стиль, в том числе и крымскотатарский.
Современные крымскотатарские дизайнеры обращаются к истокам культуры народа и возрождают традиции в костюме. Коллекции бывают разнообразные, как в направлении прет-а-порте, авангард, классика, вечерние и свадебные костюмы. Дизайнеры используют традиционный силуэт, ткани, орнаменты и аксессуары, усовершенствуют костюм применяя стилизацию и используют новейшие технологии при изготовлении. Также способствуют возрождению традиционного костюма, мастера крымскотатарской вышивки, ткачества и ювелирного искусства. Национальный костюм в современном решении, на данный момент очень востребован, так как в среде крымских татар появляются свои телевизионные каналы, тематические вечера, конференции и театральные представления.
Модельер, консультант по стилю и имиджу, дизайнер и универсальная творческая личность — Халиде Чилингирова. Дизайнер вдохновляется традициями крымских татар и очень заинтересована в возрождении и развитии крымскотатарской культуры. Халиде Чилингирова в первую очередь заинтересована в востребованности публикой, поэтому она работает в направлении прет-а-порте.
Одной из первых коллекций дизайнера были костюмы, выполненные из войлока, в технике валяния «Магия войлока». Модельер за основу взяла традиционные силуэты, орнаментальные мотивы и модернизировала их на современный уровень. В работах дизайнера прослеживается грамотность и знание крымскотатарского традиционного костюма, что делает работы Халиде Чилингировой по-своему оригинальными.
На данный момент Халиде Чилингирова зарекомендовала себя как профессионального дизайнера и стилиста. Стиль Чилингировой заключается в элегантности, редко ассиметричных формах, мягкие теплые оттенки и легкие орнаментальные мотивы. Также модельер дает упор на силуэт, что не маловажно, так как силуэт крымскотатарского костюма достаточно характерен и узнаваем. Чилингирова зарекомендовала себя сейчас как дизайнера национального головного убора, феса. Она изготавливает их из натуральной кожи с использованием традиционных орнаментов.
Творческая личность, заинтересованная в развитии этнической моды крымских татар, это выпускница «Крымского инженерно-педагогического» университета — Эмиршаева Низе. Первый крымскотатарский модельер которая расширила границы этномоды Крыма. Работы Эмиршаевой настолько непривычны взгляду, что могут вызывать двойственные чувства. Модельер работает в направлении авангард, что не совсем привычно для крымской
публики. Также Низе Эмиршаева, работает в направлении прет-а-порте, она шьет свадебные платья и современные костюмы в крымскотатарском стиле.
Коллекции Эмиршаевой Низе, в очередной раз подтверждают разноплановость современной крымскотатарской моды. Это тот, дизайнер, который идет в ногу со временем и применяет новые идеи и задумки в каждом своем костюме. Несмотря на свой молодой возраст, автор достаточно плодотворна, на своем счету имеет уже две коллекции в стиле авангард, «Метаморфозы души» и «Безмолвие Крыма». У модельера еще много идей, в планах создать коллекцию, посвященную крымскотатарскому авангарду, что еще более интригует модную публику. Автор ищет в крымскотатарском стиле нечто особенное, она зацикливается на мелочах, из каких-то неприметных элементов, Эмиршаева может создать шедевр.
Подтверждением профессионализма Эмиршаевой Низе является ее образование, она дипломированный закройщик и портной. Именно профессиональная подкованность позволяет ей не ограничивать свои возможности, модельер использует сложные материалы и техники кроя. С каждым днем дизайнер чему-то учиться и осваивает что-то новое.
Одной из ведущих дизайнеров на сегодняшний день, является Ленара Османова. Автор уже зарекомендовала себя и пользуется широкой популярностью в сфере крымских татар. Дизайнер умело и ловко использует цвет, мягко передает силуэт, использует качественные ткани. Акцент дает на детали, на аксессуары и украшения, которые изготавливает сама.
Ленара Османова основала свой бренд «Lenara Osman», ассортимент ее изделий достаточно разнообразен. Каждое изделие индивидуально, имеет свою форму, структуру и дополняется стильными украшениями. Ленара Османова основывается на крымскотатарских традициях и в своем воплощении костюма, в основном дает упор на форму и силуэт. Ассортимент ее изделий достаточно широк и безграничен, его может примерить на себя девушка, не имеющая никакого отношения к крымским татарам.
Выводы. Под влиянием времени крымскотатарская материальная культура не утратила своей ценной уникальности. Напротив, на сегодняшний день актуально возрождать материальную и изобразительную культуру, т.к. традиции — это тот стержень, на котором формируется самобытность этноса. Поэтому можно прийти к общему выводу, что возвращение к истокам формирует новое мироощущение и эстетическое восприятие. Современные модельеры за основу берут традиционное начало и анализируют его сквозь призму собственного сознания, формируя новые и интересные дизайнерские решения. Крымскотатарские дизайнеры сформировали собственный стиль, характеризующий богатую культуру и долгую историю народа. Современный крымскотатарский костюм содержит и синтезирует в себе культурные ценности и элементы современности, использование новейших технологий намного упростили изготовление крымскотатарского костюма. Безусловно, у крымскотатарских дизайнеров есть перспективы, модельеры с каждым разом все больше проявляют и реализуют себя, как профессионалов в области фэшн индустрии.
Литература
1. Абдулаева Г. А. Золотая эпоха крымского ханства: очерки. — Симферополь. — Крымнаучпедгиз, 2012. — 216 с.
2. Андриевский А. А. "Крым и крымские татары». Киев. 1883г.
3. Араджиони М. А., Герцен А. Г. Хрестоматия по этнической истории и традиционной культуре старожильческого населения крыма. Часть первая. Мусульмане. — Симферополь: Таврия-Плюс, — 2004. — 768с.
4. Возгрин В. Е. История крымских татар. Том — III.: Крымнаучпедгиз,2013. — 804
с.
5. Заатов И. Крымскотатарское декоративно-прикладное искусство и изобразительное искусство. Симферополь: Тарпан, — 2003. — 336 с.
6. Рославцева Л. И. Одежда крымских татар XIX — начала ХХ вв. Историко-этнографическое исследование. — М.: Наука, 2000. — 204 с.
7. Марков Е. Л. Очерки Крыма: Картины крымской жизни, истории и природы. — Киев: Издательский дом «Стилос», — 2006. — 512с.
8. Черкезова Эльмира. В поисках утраченной гармонии. — Симферополь: Тарпан,-2009. — 208 с.