ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА 47
ЭКОНОМИКА И ПРАВО 2009. Вып. 2
УДК 332.146.2
Н. С. Давыдова
ВЛИЯНИЕ КРИЗИСА НА РАЗВИТИЕ ПРОМЫШЛЕННОСТИ В УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ
Проанализирована система антикризисных мер на уровне регионального промышленного комплекса. Предложены направления совершенствования антикризисной системы управления развитием региональной промышленности, включающие применение комплекса антикризисных механизмов на разных стадиях кризиса. Показаны возможности кризиса как стимула структурной перестройки региональной промышленности, улучшения качества промышленного роста.
Ключевые слова: антикризисное управление, региональный промышленный комплекс, промышленная политика, структурная перестройка.
Отличительной чертой бюджетного послания Президента РФ Д.А. Медведева на 2010-2012 гг. стал прагматичный консерватизм, в основе которого - предположение о том, что экономический кризис и его последствия для России затянутся на три или более лет [1]. Уже сегодня последствия экономического кризиса глубоко отразились на ситуации в регионах РФ.
В Удмуртской Республике за январь-апрель 2009 г. темп роста к соответствующему периоду прошлого года объема отгруженных товаров обрабатывающих производств составил 87,6% к аналогичному периоду прошлого года. В наибольшей степени стагнировало производство в таких видах экономической деятельности, как производство транспортных средств и оборудования (темп роста к соответствующему периоду прошлого года 65,9%). Мировой экономический кризис привел к сокращению платежеспособного спроса на металлопродукцию как на внутреннем, так и на внешних рынках. В Удмуртии темп роста металлургического производства и производства готовых металлических изделий к соответствующему периоду прошлого года составил 71,3 %, в производстве кожи, изделий из кожи и производстве обуви темп роста к соответствующему периоду прошлого года составил 74,3%.
Относительно стабильная ситуация и рост производства наблюдались по трем видам экономической деятельности обрабатывающих производств: производство машин и оборудования (темп роста к соответствующему периоду прошлого года 108,9%), химическое производство (темп роста к соответствующему периоду прошлого года 146,7%), целлюлозно-бумажное производство, издательская и полиграфическая деятельность (темп роста к соответствующему периоду прошлого года 127,5%).
По данным проводимого Министерством промышленности и транспорта еженедельного мониторинга предприятий, в мае по сравнению с началом года ухудшилась ситуация с обеспеченностью оборотными средствами, доступностью кредитных ресурсов. В то же время 17 % опрошенных предприятий по сравнению с 7% в феврале констатировали улучшение ситуации со сбытом, несколько улучшилось, по оценке предприятий, положение с опла-
той за поставленную продукцию, а доля руководителей предприятий, оптимистично оценивающих ситуацию, в мае составила 8,3%, увеличившись с нулевой отметки в начале года. В целом ситуацию в сфере обрабатывающих производств можно оценить как достаточно напряженную.
В феврале 2009 г. Правительством УР утвержден План по преодолению негативных последствий мирового финансового кризиса [2]. Комплекс мер по поддержке обрабатывающих производств включает еженедельный мониторинг ситуации на предприятиях, результаты которого обобщаются и доводятся до Минэкономразвития и Минрегионразвития РФ, а также служат основой для обсуждения и выработки антикризисных мер на рабочих совещаниях с руководителями предприятий, представителями федеральных органов государственной власти и органов государственной власти Удмуртской Республики.
Из финансовых мер поддержки антикризисный план предусматривает предоставление налоговых льгот на осуществление инвестиционной деятельности, субсидирование части затрат по уплате процентов по кредитам и лизинговым платежам. Для дополнительной поддержки малых и средних промышленных предприятий в 2009 г. Правительством УР размер субсидии увеличен с 1/2 до 2/3 ставки рефинансирования. Правительством Удмуртии утверждены победители конкурса инвестиционных проектов на право возмещения за счёт средств республиканского бюджета части процентной ставки по кредитам и части затрат по уплате лизинговых платежей. Ими стали инвестиционные проекты технического перевооружения ООО «Глазовский завод “Химмаш”», и проект производства новых видов сталей и сплавов ОАО «Научно-исследовательский институт металлургической технологии».
Продолжает действовать механизм предоставления налоговых льгот. По результатам проведенного уже в этом году конкурса инвестиционных проектов право получения льгот по налогу на имущество организаций предоставлено ОАО «НИТИ "Прогресс”», реализующему инвестиционный проект «Производство стальных панельных радиаторов отопления» и ОАО «Научноисследовательский институт металлургической технологии», реализующему инвестиционный проект «Производство новых видов сталей и сплавов».
В целях поддержки предприятий, обеспечивающих инвалидов рабочими местами, предоставлено право на получение субсидий на коммунальные услуги за счет средств бюджета Удмуртской Республики трем предприятиям Общероссийской общественной организации инвалидов «Всероссийского ордена Трудового Красного Знамени общества слепых» в Удмуртской Республике: ООО «ИП “Спутник”» им. Е.М. Исаенко, ООО «СУПП “Радиотехника” ВОС», ООО «Глазов.Электрон» в общей сумме 6 млн. 867 тыс. руб.
Меры по финансовой поддержке предприятий были бы непродуктивны без решения проблем стимулирования спроса. В целях стимулирования спроса на выпускаемую продукцию предприятий республики в текущем году будет продолжена работа по развитию субконтрактации, в том числе по расширению базы данных субконтрактации, где сейчас более 100 предприятий, а также организована Биржа субконтрактации (аналогично 2008 г.), в результате размещены кооперационные заказы на сумму свыше 205 млн. руб. Кроме того, Центром субконтрактации при Министерстве промышленности и транспорта орга-
низуется участие предприятий республики в Биржах субконтрактов в других городах Российской Федерации - Москве, Саранске, Ярославле.
Еще одно исключительно важное направление продвижения продукции наших предприятий - это работа с крупными потребителями. 9 апреля 2009 г. подписан протокол рабочей встречи Президента Удмуртской Республики А.А. Волкова и Президента ОАО «РЖД» В.И. Якунина «О производстве и поставке продукции промышленных предприятий УР для нужд ОАО “РЖД” в 2008 году и задачах на 2009 год», участниками реализации которого будут 6 предприятий Удмуртской Республики.
Другая важная часть антикризисных мероприятий - это содействие предприятиям в получении средств из бюджета РФ - в рамках федеральных целевых программ и мероприятий Программы антикризисных мер Правительства Российской Федерации [3]. В реализации федеральных целевых программ участвуют ФГУП «Воткинский завод» в ФЦП «Развитие ОПК РФ на 2007-2010 годы и на период до 2015 года», «Промышленная утилизация вооружения и военной техники (2005-2010 годы)», ОАО «ИЭМЗ “Купол”» в ФЦП «Развитие ОПК РФ на 2007-2010 годы и на период до 2015 года», ОАО «Чепецкий механический завод» в ФЦП «Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на 2008 год и на период до 2015 года», ОАО «Элеконд» в ФЦП «Развитие электронной компонентной базы и радиоэлектроники на период 2008 - 2015 годы».
В условиях сокращения спроса на гражданскую продукцию работа по гособоронзаказу становится важнейшим условием сохранения производственного и кадрового потенциала предприятий ОПК. В настоящее время все восемь предприятий республики, относящихся к ОПК, работают по гособоронзаказу, ряд предприятий сотрудничают с ними в рамках кооперационных поставок. В то же время в реализации гособоронзаказа существуют определенные сложности. Идет уточнение объемов финансирования, затягивается проведение тендеров на изготовление оборонной продукции. До настоящего времени предприятиям ОПК не выделены средства господдержки, предусмотренные программой антикризисных мероприятий Правительства РФ.
Говоря о специфичных мерах господдержки для различных отраслей, можно отметить, что в этом году два инвестиционных проекта предприятий лесопромышленного комплекса республики включены в федеральный Перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов: инвестиционный проект ООО «Балезинский ДОК» - «Модернизация действующих фанерного и лесопильного производств, перепрофилирование мебельного цеха, организация лесозаготовительных работ» и проект «Реконструкция и техническое перевооружение лесоперерабатывающей инфраструктуры» ЗАОр МДНП «Красная Звезда». Включение проекта ООО «Балезин-ский ДОК» в Перечень позволит предприятию взять в аренду лесосечный фонд в объеме 323 тыс. м3 без проведения аукциона на льготных условиях и привлечь дополнительно, на срок реализации проекта, ежегодно на развитие производства средства в объеме 7,8 млн. руб., которые необходимо было бы перечислять в федеральный бюджет как арендную плату.
В республике реализуется Ведомственная целевая программа дополни-
тельных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда Удмуртской Республики, на 2009 г. В рамках этой программы предприятия могут получить финансирование для организации опережающего профобучения работников, общественных работ [4].
Предприятиями реализуются и собственные антикризисные мероприятия. Ситуация с занятостью регулируется путем использования гибких графиков рабочего времени (сокращенный рабочий день, сокращенная рабочая неделя).
Косвенно оценить результативность принимаемых антикризисных мер можно по результатам мониторинга социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, проводимого Минрегионразвития РФ в 1 квартале 2009 г. [5] (табл.1).
Таблица 1
Оценка эффективности антикризисных мер в регионах РФ по индексу физического объема промышленного производства
В % к соответствую-щему месяцу прошлого года В % за период с начала года к соответствующему периоду прошлого года В % к предыдущему месяцу
Российская Федерация 86,3 85,7 111,1
Удмуртская Республика 93,5 92,5 106,7
Место Удмуртской Республики в рейтинге 84 регионов Российской Федерации 30 27 59
В целом необходимо констатировать, что в условиях текущего кризиса как со стороны органов федеральной, так и региональной власти предпринимаются значительные усилия по снижению его негативных последствий. Присутствует определенная системность, выделены основные приоритеты антикризисных действий. Предложен комплекс конкретных антикризисных механизмов, в том числе для поддержки промышленного сектора (субсидии, госгарантии и др.), выделены значительные объемы денежных средств. Безусловно, есть и серьезные сложности в непосредственной реализации антикризисных мероприятий, которые осложняют доведение средств господдержки до предприятий реального сектора. Однако объем финансовых затрат не гарантирует эффективности реализуемых мер в условиях разворачивания кризиса. Гораздо более эффективным было бы использование этих средств превентивным образом, предупреждая возникновение кризиса. Отечественные и зарубежные исследователи обращают внимание, что кризисы следует рассматривать не только как стечение неблагоприятных ситуаций, хотя для отдельного экономического субъекта это может быть и так, а как общую закономерность, свойствен-
ную рыночной экономике, представляющую возможность изменить структуру производства, темпы и уровень социально-экономического развития, выйти на более высокий уровень экономической безопасности [6].
В практике хозяйственного и государственного управления созданы различные антикризисные механизмы. Их можно разделить на следующие группы.
Механизмы диагностики (мониторинга) - это совокупность механизмов, направленных на выявление кризисных симптомов, проблем, слабых и «узких» мест в системе управления, которые могут свидетельствовать о приближении кризиса.
Механизмы прогнозирования - это совокупность механизмов, направленных на прогнозирование возникновения, развития и вероятностных последствий кризисных ситуаций. К ним можно отнести моделирование, эксперименты, экспертизы.
К механизмам предупреждения относятся меры заблаговременной подготовки на случай возникновения кризисных ситуаций, устранение слабых мест в законодательстве, управлении и др., которые могут сыграть отрицательную роль в случае возникновения таких ситуаций. К таким мерам относятся различные программы, например, связанные с подготовкой страны в ВТО.
К механизмам реагирования относится организация и координация адекватных действий по преодолению чрезвычайных (непредвиденных) кризисных ситуаций и их последствий в случае возникновения кризисных ситуаций (примеры - Перечни возможных кризисных ситуаций, Типовые программы кризисного реагирования и др.).
Механизмы контроля включают механизмы проверки соответствия процесса функционирования управляемого объекта принятым антикризисным решениям, выявление результатов антикризисных воздействий на управляемый объект.
Общие механизмы антикризисного управления реализуются в государственной политике регулирования экономики. На разных этапах цикла они приобретают определенную специфику, обусловленную характером экономических процессов и целями экономической политики.
На пике, подъеме цикла ведущую роль приобретают механизмы регулирования (определение новых направлений развития - научно-техническое прогнозирование, форсайт, развитие инновационной инфраструктуры, обеспечение справедливых условий для конкуренции, развитие человеческого капитала и т.д.).
На этапе спада, рецессии, ведущую роль приобретают стабилизационные меры, такие как стимулирование потребительского спроса, субсидирование и др.
При депрессии приоритет отдается чрезвычайным мерам, направленным на снижение негативных последствий, таким как предотвращение массовой безработицы, активизация госзакупок, санация неплатежеспособных предприятий и др.
На этапе оживления, подъема, главенствующая роль отдается механизмам стимулирования, таким как коррекция налоговой системы, ограничение импорта конечной промышленной продукции, стимулирование экспорта, льготное кредитование, создание государственных институтов развития и др.
Безусловно, что применение данных механизмов, помимо адекватности
различным этапам экономического цикла, имеет и иные ограничения. Так, в условиях дефицитности бюджета возможности финансовых механизмов -льготного кредитования, субсидирования и др. будут ограничены. Есть определенное противоречие и между распределительной и стимулирующей функцией налоговых механизмов. Основное препятствие проведения последовательной политики в области ограничения импорта - отсутствие четких подходов к цели и задачам развития может привести к использованию ее в интересах лишь отдельных заинтересованных групп.
Комплексное сочетание антикризисных механизмов позволяет определить своевременность применения антикризисных мер, их адекватный выбор и вариабельность в соответствии с характером экономических процессов и целями экономической политики, обеспечить необходимую гибкость и эффективность.
В современной практике государственного антикризисного управления приоритет зачастую отдается механизмам непосредственного реагирования. Они устраняют некоторые негативные последствия кризисов и смягчают их последствия, но не создают условий для развития. Характер кризисных процессов требует использования новых механизмов антикризисного управления, которые могут не только предотвратить и смягчить негативные последствия кризисов, но и использовать их возможности для кардинального изменения существующей системы после кризиса.
Концептуальная схема и содержание взаимосвязанных антикризисных механизмов, применяемых на разных стадиях кризиса, представлена на рис. 1,2.
Роль государственного управления на различных этапах кризиса
Рис. 1 Механизмы антикризисного управления
Ниши
кшиттртж-
(UUUii
У.ЦГЛ
ОДшн»
сипота
TM-I1 LZEJ
НЩЛЦШН
'.IMJ4 L'|
Шятмжршпм
Зкрцц
1МЦШЛ л J.'iJKM'H
rhnwA гфдрт
I'fii
:Wi<uur
leu
fhVpai*
■Mr#
. инэгак
ИХН1
Dkmmli
тклвдшш
ШС1Е
Тшнфмс
r/iiit it
Ш7.
Eln-vHi:
J-W14
IPT*
^ИГу^Д
iuuxe'i
йци
ИШПШП
i:n 1кчМ1Г djunm у йг» i jiptjpmuAvipin'i лэшфш xir±
"i ян ■«; '«iji4 ЛЬнгфааяшис иэсрацршашаи ГВДТОШДГ
/пшшр
.'пзинс и:с:гпас з
щшяшл
JDOCiiMlk
"ь'ЛГГПШ
r^rmtw
iiuiiu: ivjK.i ■
m
*30
:-J0
ь-л
"105
Рис.2. Модель антикризисного управления в разрезе подсистем развития промышленного комплекса региона, мер господдержки и целевой структуры
Из вышеизложенного следует, что в основу антикризисных мер должна быть положена идея глубокой структурной перестройки региональной промышленности. Структурная перестройка является тем инструментом, с помощью которого в производственном комплексе может осуществляться адекватное реагирование на изменение внешних и внутренних условий.
В современной экономической науке очень часто понятиями «структурная перестройка» и «реструктуризация» обозначаются одни и те же процессы. Под реструктуризацией в современной экономической науке понимают:
- процесс комплексного изменения методов функционирования предприятия [7. С. 18];
- совокупность мероприятий по комплексному приведению условий функционирования компании в соответствие с изменяющимися условиями рынка и выработанной стратегией ее развития [7. С. 20];
- процесс, направленный на создание условий для эффективного использования всех факторов производства в целях повышения финансовой устойчивости и роста конкурентоспособности [8. С. 7].
Важнейшими критериями оценки эффективности структурной перестройки в процессе достижения целей функционирования производственного комплекса является достижение целевых ориентиров для всех его важнейших подсистем:
- экономической подсистемы - требуемых темпов роста производства;
- инвестиционной подсистемы - необходимого уровня обновления производственных фондов;
- инновационной подсистемы - желательной доли инновационной продукции;
- структурно-функциональной подсистемы - целевого удельного веса обрабатывающей промышленности;
- финансовой подсистемы - требуемого уровня рентабельности;
- социальной подсистемы - темпа роста уровня реальной заработной платы;
- организационно-экономической подсистемы - оптимального удельного веса бюджетных средств, направляемых на развитие промышленности.
Таким образом, структурная перестройка понимается как постоянный процесс ликвидации диспропорций, возникающих в производственном комплексе под влиянием внешней и внутренней среды и сложившегося соотношения факторов производства.
Эффективность структурной перестройки заключается в создании такой структуры, которая обеспечивает максимальное удовлетворение потребностей при оптимальных затратах и позволяет выпускать высокорентабельную и конкурентоспособную продукцию с ориентацией на устойчивое развитие.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бюджетное послание Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2010-2012 годах //http://kremlin.ru/appears/2009/05/25/1400 type63373 216772.shtml
2. План по преодолению негативных последствий мирового финансового кризиса в Удмуртской Республике. Утвержден распоряжением Правительства Удмуртской Республики от 16 февраля 2009 года № 105-р // http://udm-mpt.ru/files/1225844127.doc.
3. Программа антикризисных мер Правительства Российской Федерации на 2009 год // www.govemment.ru/content/governmentactivity/antikrizismeriprf/5431178.htm
4. Ведомственная целевая программа дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда Удмуртской Республики, на 2009 год // www.izh.ru/izh/info/34007.html
5. Мониторинг социально-экономического развития субъектов Российской Федерации // http://www.minregion.ru/OpenFile.ashx/znachen pokaz1kvart.xls?AttachID=2483
6. Батчаев А.Р., Климов С.М., Ходачек А.М. Государственное регулирование региональной экономики: учеб.-метод. пособие. СПб.: ИВЭСЭП; Знание, 2003.
7. Реформирование предприятий: типовая программа, методические рекомендации, опыт реструктуризации: сб. док. М.: Изд. центр «Акционер», 1998. 151 с.
8. Белых Л.П., Федотова М.А. Реструктуризация предприятия: учеб. пособие для вузов. М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2001. 399 с.
Поступила в редакцию 05.05.09
N.S. Davydova, candidate of economics, associate professor
Еffect of the crisis on the development of industry in the Udmurt Republic
The system of crisis management measures in the regional industrial complex is analyzed. Lines of improvement of the development of the crisis management system in regional industries, including the use of complex crisis management mechanisms at different stages of the crisis are considered. The paper shows the possibilities of the crisis as an incentive adjustment of regional industry and improvement of the quality of industrial growth.
Давыдова Надежда Станиславовна, кандидат экономических наук, доцент Институт экономики и управления ГОУВПО «УдГУ»
426034, Россия, г. Ижевск, ул. Университетская, 1 (корп. 4)
E-mail: [email protected]