Научная статья на тему 'Моделирование антикризисного управления промышленным комплексом региона в современных социально-экономических условиях'

Моделирование антикризисного управления промышленным комплексом региона в современных социально-экономических условиях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
149
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ДЕПРЕССИВНЫЙ РЕГИОН / ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / АНТИКРИЗИСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / DEPRESSED REGION / INDUSTRIAL ESTATE / CRISIS MANAGEMENT / PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Романова Марина Валерьевна

В статье доказывается необходимость использования механизма государственно-частного партнерства в целях антикризисного управления промышленным комплексом региона в современных социально-экономических условиях. Выявляются ограничения и рассматриваются возможности комплексного применения преимуществ сотрудничества государства и частного бизнеса в совокупности с существующими инструментами антикризисного управления на примере промышленно-развитого, но, согласно типологии Министерства регионального развития, депрессивного региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODELLING CRISIS MANAGEMENT OF A REGION INDUSTRY IN THE TERMS OF CURRENT SOCIO-ECONOMIC CONDITIONS

The article proves the necessity to use public-private partnership (PPP) for crisis management of industry in a region in the terms of current socio-economic conditions. The author identified main constraints and opportunities of complex application of PPP advantages with the existing tools of crisis management as an example of the depressed region with a high level of industrial development.

Текст научной работы на тему «Моделирование антикризисного управления промышленным комплексом региона в современных социально-экономических условиях»

МОДЕЛИРОВАНИЕ АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ ПРОМЫШЛЕННЫМ КОМПЛЕКСОМ РЕГИОНА В СОВРЕМЕННЫХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ

УДК 330.322.16

Марина Валерьевна Романова,

аспирант, кафедра отраслевой экономики, Удмуртский государственный университет, г. Ижевск

Эл.почта: [email protected]

В статье доказывается необходимость использования механизма государственно-частного партнерства в целях антикризисного управления промышленным комплексом региона в современных социально-экономических условиях. Выявляются ограничения и рассматриваются возможности комплексного применения преимуществ сотрудничества государства и частного бизнеса в совокупности с существующими инструментами антикризисного управления на примере промыш-ленно-развитого, но, согласно типологии Министерства регионального развития, депрессивного региона.

Ключевые слова: депрессивный регион, промышленный комплекс, антикризисное управление, государственно-частное партнерство.

Marina V. Romanova,

Post-graduate student,the Department of Industry Economics, Udmurt State University, Izhevsk E-mail: [email protected]

MODELLING CRISIS MANAGEMENT OF A REGION INDUSTRY IN THE TERMS OF CURRENT SOCIO-ECONOMIC CONDITIONS

The article proves the necessity to use public-private partnership (PPP) for crisis management of industry in a region in the terms of current socio-economic conditions. The author identified main constraints and opportunities of complex application of PPP advantages with the existing tools of crisis management as an example of the depressed region with a high level of industrial development.

Keywords: depressed region, industrial estate, crisis management, public-private partnership.

1. Введение

В настоящее время для большинства регионов России характеризуются социально-экономическими показателями, уступающими среднероссийскому уровню. Одним из таких регионов является Удмуртская республика (УР), которая по среднедушевому валовому региональному продукту (ВРП) почти в 1,5 раза уступает среднему показателю по стране (в республике - 157 тыс. руб., в РФ -242 тыс. руб. в 2010 г.) [1]. Особенностью структуры ВРП республики является то, что основной доход экономики образуется за счет предприятий обрабатывающих производств и добычи полезных ископаемых. На примере республики автором будет произведено моделирование системы по выявлению основных ограничений развития промышленного региона и построению механизма антикризисного управления промышленностью, которая может быть использована для других регионов России.

2. Проблемы диверсификации промышленного производства депрессивных регионов

Посткризисное развитие регионального промышленного комплекса характеризуется наличием ряда ограничений, препятствующих исполнению целевого сценария диверсификации промышленного производства республики и сдерживающих рост его инновационной составляющей [2]. Согласно типологии Министерства регионального развития, республика является депрессивным регионом [3]. В связи с этим, внедрение высокотехнологичного производственного процесса будет сдерживаться из-за влияния следующих факторов: не достаточно высоким уровнем социально-экономического развития, слабой финансовой обеспеченностью республики и высокой долей межбюджетных трансфертов, низкой долей затрат на информационные и телекоммуникационные технологии (в 2010 г. - 0,59% от всех затрат) и количеством зарегистрированных патентов [4]. При этом, отметим, что депрессивные регионы привлекают иностранных инвесторов, которые нуждаются в дешевой рабочей силе. Поэтому опережающий рост заработной платы в промышленном секторе экономики будет стимулировать отток потенциальных инвесторов и заказов, ориентированных на данное преимущество. Низкая оплата труда в свою очередь не способна стимулировать повышение производительности. Изыскание и привлечение инвестиций частного бизнеса, действующего на территории республики и заинтересованного в повышении благосостояния населения как возможного потребителя производимой продукции, на основе государственно-частного партнерства (ГЧП) является решением данной проблемы. С другой стороны, в рамках повышения устойчивости бюджетной системы стратегией предусмотрено формирование инфраструктуры поддержки малого и среднего бизнеса и повышения зависимости наполняемости бюджета республики от их деятельности, что будет связано с развитием малого предпринимательства, а также среднего бизнеса, прежде всего в таких секторах экономики, как производство нефтегазового оборудования (отдельные сегменты), агропромышленный комплекс, легкая промышленность, транспорт и другие. Основополагающие принципы ГЧП заложены в основу целевого сценария развития республики, связанного с использования финансовых и управленческих ресурсов, прогрессивных знаний и технологий частного бизнеса, что позволит перейти к выпуску высокотехнологичной конкурентоспособной продукции.

Следует отметить, что основная часть инвестиционных проектов Удмуртской Республики в области развития промышленности, имеющая стратегически важное значение для региона, предусматривает иные, отличные от ГЧП, формы реализации. С целью выявить причины нами был проведен сравнительный анализ уровня развития ГЧП в республики относительно федерального уровня (табл. 1).

По нашему мнению, в Удмуртской республике ГЧП находится на ранней стадии развития: теоретическая и институциональная база ГЧП совершенствуется, а типовые схемы практического взаимодействия Правительства УР, органов

№6, 2012

66

Таблица 1. Сравнительная характеристика современного состояния ГЧП в рамках развития промышленного комплекса в Российской Федерации и Удмуртской Республике

Российская Федерация (федеральный уровень) Удмуртская Республика (региональный уровень)

Нормативно-правовая база в области развития промышленного комплекса

Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 г. Стратегия социально-экономического развития Удмуртской Республики на период до 2025 года Программа социально-экономического развития Удмуртской Республики на 2010-2014 гг. Закон Удмуртской республики №73-Р3 от 27.12.2005 «О государственной промышленной политике Удмуртской республики» Распоряжение Правительства Удмуртской республики от 06.09.2004 №911-р «О приоритетах развития промышленности Удмуртской республики на период до 2015 г.» ВЦП «Развитие машиностроения и металлообработки в Удмуртской республике на 2011-2013 гг.» РЦП «Развитие лесного хозяйства и лесопромышленного комплекса Удмуртской Республики на 2009 - 2013 гг.» ВЦП «Развитие легкой промышленности Удмуртской Республики на 2011-2013 гг.»

Нормативно-правовая база ГЧП

нет Закон УР от 09.10.2009 №39-Р3 «Об участии Удмуртской Республике в государственно-частных партнерствах»

Институты ГЧП

Инвестиционный Фонд РФ «Банк развития и внешнеэкономической деятельности» (Центр ГЧП Внешэкономбанка) Российский союз промышленников и предпринимателей (Комитет по ГЧП и инвестиционной политике) ОАО «Российская венчурная компания» ОАО «РОСНАНО» ГК «Ростехнологии» Управление инвестиций и ГЧП при Министерстве экономики УР Совет по инвестиционной деятельности Рабочая группа при Правительстве УР по рассмотрению инвестиционных проектов

Формы ГЧП

Сервисный контракт Договор на управление Аренда Лизинг Соглашение о разделе продукции Концессия Совместные предприятия Особые экономические зоны Предоставление УР в аренду частному партнёру находящихся в собственности республики земельных участков, на которых располагаются или должны располагаться объекты соглашения о партнёрстве Предоставление УР частному партнёру во владение и пользование недвижимого и (или) движимого имущества, находящегося в собственности республики Предоставление бюджетных инвестиций в объекты государственной собственности республики Участие УР в реализации инвестиционных, инновационных проектов Предоставление налоговых льгот

Примеры проектов ГЧП

Строительство Богучанского ЦБК ОЭЗ промышленно-производственного типа «Титановая долина» в Свердловской области Индустриальный парк «Шексна» Вологодской области Промышленно-производственная ОЭЗ в Липецкой области ОЭЗ промышленно-производственного типа «Тольятти» Развитие инфраструктуры индустриальных парков Калужской области Строительство и эксплуатация на платной основе мостовых переходов через реку Кама и реку Буй у города Камбарка на автомобильной дороге Ижевск - Сарапул - Камбарка -граница Республики Башкортостан в Удмуртской Республике Проект предусматривает косвенное влияние на развитие промышленности республики.

местного самоуправления и частного бизнеса по реализации партнерских проектов с использованием различных форм сотрудничества только начинают формироваться. Созданная на сегодняшний день в республике законодательная база по стимулированию инвестиционной деятельности и развитию ГЧП соответствует требованиям разработанного Агентством стратегических инициатив стандарта региональной политики для развития

бизнес-среды. Однако в настоящее время пока что не обозначено окончательно реализованных проектов ГЧП в области развития промышленности республики.

3. Моделирование антикризисного управления промышленным комплексом региона

Для решения описанных выше проблем использования инструмента ГЧП на наш взгляд в Удмуртской

республике следует использовать следующую схему использования ГЧП в области управления промышленным комплексом и связанной с этим управлением инвестиционной политикой (рис.1).

С целью комплексного использования инструмента ГЧП нами введен новый промежуточный инструмент управления промышленностью Удмуртской республики- программа антикризисного управления промыш-

Фактические показатели состояния промышленного комплекса УР

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ: прогнозные показатели по федеральным целевым и государственным программам развития промышленности РФ (Министерство промышленности и торговли РФ)

Положительная динамика (опережение)

> 1

Матрица благоприятных факторов развития промышленного комплекса УР

Я р

Р и

л

х

у

=

х I

о В:

У "С

РЕГИОНАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ: прогнозные показатели по программам развития отраслей промышленности УР (Министерство промышленности и энергетики УР)

Отрицательная динамика (отставание)

> 1

Матрица негативных факторов развития промышленного комплекса УР

Программа антикризисного управления промышленным комплексом УР (среднесрочный период)

Я р

х

¡с э

•е-•е-

а> кт

х

Стратегия развития промышленного комплекса УР (долгосрочный период)

+

Карта ресурсного потенциала УР

Список проектов ГЧП в качестве приложения к РЦП и ВЦП развития промышленности УР

Инвестиционные и инновационные проекты

Формирование рынка ГЧП проектов (Министерство экономики УР), их реализация и мониторинг.

Бюджетное обеспечение программ

Инвестиционное обеспечение проектов

Потребности в реализации общественно-значимых проектов

5 в

с

в

НАСЕЛЕНИЕ УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

л

х и

и о о р

и н д и в

ю

д у

ь

в л

ЙН ГЬ

п о

в с ре

л

д

с

о л

в

31

о о

ее

ед в

р

л

с

Рис. 1. Модель антикризисного управления промышленным комплексом региона на основе использования

инструмента ГЧП.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ленным комплексом. Название «программа антикризисного управления» не должна восприниматься в узком смысле- как ряд мер, направленный на вывод промышленности из кризисного состояния. Любое управление, не зависимо от текущего положения промышленного комплекса, всегда должно нести превентивный антикризисный характер, то есть содержать элементы

предупреждения возникновения кризиса и использования существующих отрицательных факторов кризиса для развития промышленности.

Ряд мероприятий антикризисного превентивного управления промышленностью республики предлагается составлять на регулярной основе на среднесрочный период, опираясь на анализ текущего состояния отрас-

лей промышленности в сравнении с запланированными показателями на федеральном и региональном уровне. Базой для проведения данного анализа будут показатели существующих федеральных и республиканских целевых, ведомственных программ. С нашей точки зрения, целесообразно составлять и периодически обновлять матрицу выявленных и прогнозируемых

№6, 2012

68

негативных, в случае отставания от плана, и позитивных, в случае опережения запланированных показателей, факторов развития промышленности.

Программа антикризисного управления промышленным комплексом в свою очередь является инструментом корректировки более долгосрочных показателей развития промышленного комплекса, заложенные стратегией социально-экономического развития республики. Основное отличие программы антикризисного управления промышленностью от республиканских целевых программ и ведомственных целевых программ заключается в том, что она формируется в целом для всего промышленного комплекса республики с учетом сложившихся трудностей развития каждой из отраслей, вновь появившихся возможностей и выявленных ресурсов, особенностей взаимодействия отраслей промышленности между собой. В совокупности ресурсный потенциал республики с мероприятиями антикризисной программы и целевыми показателями стратегии, должны определять действия государственного сектора в области инвестирования проектов поддержки и развития различных отраслей промышленности региона, путем внесения в качестве приложения списка проектов ГЧП к республиканским и ведомственным программам развития отраслей промышленности Удмуртской Республики.

Организационная структура механизма ГЧП в республике требует функционирования системы определенных институтов на каждом из этапов антикризисного управления промышленным комплексом республики. Автор предполагает, что формирование стратегии развития республики должно происходить по определенной концепции - специально образованным координирующим органом регионального развития. Основным отличием данного органа является смешанный состав его участников (представителей государственной власти и частных предприятий), подразумевающих создание базы ГЧП уже на данном этапе. Участники со стороны частного сектора представляют интересы по производству наиболее конкурентоспособных товаров и предоставлению услуг, связанных с республикой. В свою очередь Министерству промышленности и энергетики УР, опираясь на ежегодный мониторинг состояния промышленного комплекса и анализ отклонений пока-

зателей развития промышленности от установленных, целесообразно разрабатывать программу антикризисного управления промышленным комплексом Удмуртской Республики с учетом положительного и отрицательного тренда матрицы факторов развития. Общая матрица факторов образуется за счет группировки факторов, влияющих на каждую отдельно взятую отрасль: внешние и внутренние. По мнению автора внешние факторы развития отрасли промышленности- это факторы спроса и экстравертивные факторы предложения, имеющие свое влияние на уровень издержек. К внутренним факторам относятся факторы развития производительных сил и производственных отношений.

Разработанная программа в комплексе со стратегией развития республики и картой ресурсного потенциала региона являются основой для определения направлений промышленности, в которых существует потребность в реализации социально-значимых проектов, с необходимостью и возможностью вовлечения частного бизнеса в них. Считаем, что формирование списка проектов ГЧП в качестве приложения к РЦП и ВЦП необходимо осуществлять Министерством промышленности и энергетики УР совместно с Министерством экономики УР, а ответственным за формирование рынка ГЧП проектов - Министерство экономики УР.

Процесс мониторинга процесса реализации проекта ГЧП особой группой на уровне президента республики позволит своевременно оценивать эффективность инвестиционных затрат республиканского бюджета, качественные и количественные показатели проекта, а на основании полученных значений корректировать выплаты частным инвесторам, тем самым стимулируя их к осуществлению проектов ГЧП качественно и с наименьшими издержками.

Таким образом, в текущих условиях развивающегося рынка проектов ГЧП ведущая роль в формировании пакета проектов должна быть возложена на государственный сектор. В целях повышения информированности представителей бизнеса о возможности участия в проектах ГЧП и описании преимуществ участия для частного сектора, предлагается использовать официальный сайт www.udminvest.ru для опубликования разработанного списка приоритетных проектов ГЧП в области развития отраслей промышленности, а Управлению инвестиций

и ГЧП при Министерстве экономики УР разработать памятки для частного инвестора с пошаговым описанием его действий для каждой из конкретных форм ГЧП в случае проявления заинтересованности в совместной реализации инвестиционных проектов.

4. Заключение

В заключении автором отмечается, что низкий уровень инвестиционных вложений в основные средства промышленного комплекса большинства депрессивных регионов России не позволяют сделать вывод о том, что происходит модернизация и обновление производственной базы. Автором предложен алгоритм комплексного использования такого перспективного инструмента инвестиционной политики как ГЧП в рамках антикризисной производственной программы управления промышленностью кризисных регионов.

Литература

1. Регионы России. Социально-экономические показатели// Федеральная служба государственной статистики РФ, 2011.

2. Давыдова Н. С. Проблемы и возможности совершенствования управления региональным промышленным комплексом в посткризисный период»// Вестник ИжГТУ, №1(45), 2010.

3. Типология социально-экономического развития субъектов Российской Федерации// Министерство регионального развития РФ, www. archive.minregion.ru (дата обращения: 29.08.2012).

4. Регионы России. Социально-экономические показатели// Федеральная служба государственной статистики РФ, 2011.

References

1. Russian regions. Socio-economic indicators // Federal State Statistics Service, 2011.

2. Davydova N.S. Challenges and opportunities for management improving of the regional industrial complex in the post-crisis period/Bulletin IzhSTU, №1(45), 2010.

3. The typology of socio-economic development of the russian regions // The Ministry of regional development, www. archive.minregion.ru (date accessed: 29/08/2012).

4. Russian regions. Socio-economic indicators // Federal State Statistics Service, 2011.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.