ЭКОНОМИКА И ПРАВО
ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
УДК 339
Ю.В. Шишакова, К.В. Шишаков
МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА АНТИКРИЗИСНОГО МОНИТОРИНГА ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА
Рассматривается мониторинг кризисов и банкротства промышленного комплекса в теории антикризисного управления. Основное внимание уделено основополагающим вопросам формирования системы антикризисного мониторинга промышленного комплекса.
Ключевые слова: мониторинг, антикризисное управление, промышленный комплекс.
Промышленный комплекс составляет основу национальной экономики. Процессы, возникающие и протекающие в нем, оказывают влияние на все стороны общественной жизни. Актуальность наблюдения за ними и своевременная коррекция таких процессов в настоящее время только повышается. На это влияют накопившиеся противоречия существующей мировой экономической системы, ускорение динамики общего развития, увеличение потенциала регулирующей функции, ускорение реактивного отклика мировой экономики на ее возмущения и другие факторы. Все вышеперечисленное привело к возникновению важнейшей формы наблюдения за быстропротекающими экономическими процессами - мониторинга.
В современной экономике формализация процессов в проблемных областях и направлениях все чаще проводится в рамках теорий кризисов и катастроф. Это повлияло на то, что в общей системе мониторинга социально-экономического развития выделился и стал быстро развиваться мониторинг антикризисного развития. Антикризисный мониторинг промышленного комплекса является одним из важнейших направлений системы социально-экономического мониторинга и непосредственно влияет на все стадии работы системы регулирования мировой и национальной экономики.
Нашей целью является рассмотреть теоретико-методологическую основу системы антикризисного мониторинга промышленного комплекса.
Данная статья является продолжением работы [1] и основана на таких научных экономических направлениях, как антикризисное управление и маркетинг, которые непосредственно связаны с темой антикризисного мониторинга промышленного комплекса. Среди публикаций в этих направлениях выделим энциклопедию [2], достаточно системно раскрывающую основы мониторинга финансового состояния предприятия в рамках антикризисного финансового управления. Среди авторских работ будем использовать статьи [3-5], посвященные диагностике кризисов и банкротства в рамках экономического анализа, а также работы [6-9], раскрывающие маркетинговые процедуры мониторинга. Комплексно антикризисный механизм мониторинга экономического развития предприятий изложен в работе [10].
Основы методологии антикризисного мониторинга промышленного комплекса. Методология представляет собой систему принципов научного исследования. Это наиболее общие философские подходы к познанию. В практическом приложении методология исследований представляет собой совокупность целей и стратегий исследования, включающую промежуточные ориентиры и приоритеты, а также средства и методы исследования. На ее основе определяются методы, техники, методики и процедуры исследований. Они, в свою очередь, являются основой организации исследования - определения порядка проведения и распределения ресурсов для достижения результатов исследования.
Методологический раздел исследования обычно включает в себя следующие элементы: 1) формулировку темы, проблемы, определение цели и постановку задач исследования; 2) определение объекта и предмета исследования; 3) уточнение и интерпретацию основных понятий; 4) выдвижение рабочих гипотез. Рассмотрим эти элементы применительно к проблеме антикризисного мониторинга промышленного комплекса как элемента системы мониторинга экономического развития.
Одной из проблем исследований здесь являются разработка и теоретико-методологическое обоснование системы антикризисного мониторинга промышленного комплекса [1].
Мониторинг как элемент системы управления. С процессной точки зрения, мониторинг экономического развития выделяется в качестве начального звена системы процессов экономического обеспечения эффективной деятельности предприятий. В этом случае его можно представить как одну из стадий цикла системы управления социально-экономическими процессами: мониторинг текущего
2011. Вып. 1 ЭКОНОМИКА И ПРАВО
состояния системы ^ выявление проблемных областей и направлений ^ разработка альтернативных вариантов управленческих решений ^ выбор наилучшего варианта стратегии и отвечающего ей варианта тактики ^ их реализация ^ контроль результатов ^ мониторинг нового состояния системы. При этом функции мониторинга как начальной стадии и функции контроля как конечной стадии во многом пересекаются и дополняют друг друга.
С точки зрения организации общего процесса управления промышленными предприятиями, мониторинг экономического развития правильнее рассматривать как одну из обеспечивающих функций традиционных (повседневных) циклов управления: наблюдение ^ управление ^ контроль. В этом случае мониторинг осуществляется непрерывно, формируются дополнительные корректирующие обратные связи в отлаженных (повседневных, традиционных) и новых создаваемых контурах управления экономическими процессами. Такая непрерывность мониторинга обеспечивает не только последовательность, но и параллельность циклов системы регулирования с обратной связью. Повышается размерность систем наблюдения, регулирования и управления, усложняются их структуры, расширяются возможности системы управляющих воздействий.
Мониторинг как первый этап системы антикризисного управления. Система мониторинга кризисных ситуаций представляет собой специально организованные действия по определению характера кризисов и вероятности их наступления. Она необходима для их своевременного обнаружения и распознавания. При раскрытии основ методологии антикризисного мониторинга промышленного комплекса удобнее использовать процессную (первую) точку зрения. В ее рамках сфокусируем свое внимание на направлении антикризисного управления. Здесь процесс антикризисного управления промышленным комплексом можно представить в виде следующих этапов (по аналогии, см. [2]):
1) мониторинг областей и направлений деятельности, определяющих общий антикризисный уровень развития промышленных предприятий; 2) разработка системы профилактических мероприятий, направленных на нейтрализацию угроз кризисов, на сохранение или повышение антикризисной устойчивости предприятий; 3) идентификация общих параметров кризиса при диагностировании его наступления (масштаб кризиса, степень воздействия, период протекания), а также уточняющих параметров (проблематика, острота, области развития, причины, характер, возможные последствия, фаза проявления и др.); 4) исследование факторов, обусловивших возникновение кризиса предприятий и генерирующих угрозу его дальнейшего углубления; 5) оценка потенциальных возможностей предприятий по преодолению кризиса; 6) выбор направлений экономической стабилизации предприятий, адекватных масштабам кризисного состояния (восстановление платежеспособности, достижение финансовой и экономической устойчивости, обеспечение устойчивого развития в долгосрочной перспективе и др.); 7) разработка и реализация комплексной программы вывода предприятий из кризиса; 8) контроль ее реализации; 9) разработка и реализация мероприятий по устранению негативных последствий кризиса.
Жизненный цикл антикризисного мониторинга в целом коррелирует с жизненным циклом развития предприятий, основными стадиями которого являются: кризис ^ депрессия ^ оживление ^ подъем ^ бум (рост) ^ насыщение.
Построение развитой системы мониторинга особенно актуально для предприятий с имеющимся небольшим запасом антикризисной устойчивости или работающим в экономических направлениях с повышенным риском. Непосредственно в период кризиса ограниченные средства предприятия обычно перераспределяются с направления мониторинга на разработку антикризисной программы и реализацию антикризисных мер. В результате для конкретного промышленного предприятия значимость системы антикризисного мониторинга будет максимальна в предкризисные периоды его развития и минимальна в периоды бурного экономического роста. Для предприятий, проявляющих признаки неплатежеспособности, антикризисный мониторинг может стать определяющим во всей системе антикризисного управления. В этом случае потребуется построение системы эффективного взаимодействия между административными органами, фискальными, коммунальными службами, правоохранительными органами и самим предприятием.
Антикризисный мониторинг промышленного комплекса является частью системы социальноэкономического регулирования, выступая в роли информационных каналов ее обратной связи. Поэтому он имеет свои особенности по сравнению с антикризисным мониторингом отдельных предприятий. В первую очередь это обусловлено тем, что экономические циклы отдельных промышленных предприятий индивидуальны и не всегда совпадают с циклами национальными и мировыми. Значимость же
антикризисного мониторинга промышленного комплекса в большей степени зависит от цикличности развития национальной и мировой экономики, чем от частных циклов отдельных предприятий.
Место антикризисного мониторинга в системе антикризисного управления. Антикризисный мониторинг является первой стадией процесса антикризисного управления. Он позволяет определить первые признаки предкризисного состояния предприятий и сделать первые шаги к его оздоровлению. Для промышленного комплекса он является основой, определяющей успешность всей экономической политики в регионе. Такой мониторинг осуществляется организациями, отвечающими за экономическую политику (а не органами, связанными с реализацией процедур банкротства). Его значимость крайне велика и сильно влияет на эффективность затрат на все другие стадии процесса антикризисного управления. Неэффективность мониторинга будет только усиливать уровень кризисности развития, так как известно, что к кризису обычно приводит: а) невидение управляемых процессов и б) стремление управлять неуправляемыми процессами (пустая трата ресурсов). Исправление ошибок антикризисного мониторинга может оказаться чрезмерно затратным.
Основные составляющие антикризисного мониторинга. Выделив место и значимость мониторинга в системе антикризисного управления, перечислим основные составляющие антикризисного мониторинга промышленного комплекса, на которые следует обращать первостепенное внимание (по аналогии, см. [2]): 1) выделение группы объектов наблюдения, формирующих «кризисное поле»;
2) формирование системы наблюдаемых показателей (параметров) - «индикаторов кризисного развития»; 3) определение периодичности наблюдения индикаторов кризисного развития; 4) измерение отклонений наблюдаемых индикаторов кризисного развития от нормативных (разрешенных, предусмотренных, плановых); 5) проведение анализа отклонений индикаторов кризисного развития по каждому объекту кризисного поля; 6) постановка предварительного диагноза степени антикризисного (кризисного) уровня развития предприятий, его обоснование и характеристика.
Объекты исследования. Группу объектов наблюдения «кризисного поля» составляют объекты исследования в проблеме антикризисного мониторинга промышленного комплекса. С точки зрения региональной экономики, это, в первую очередь, проблемные промышленные предприятия с разной степенью угрозы банкротства. С точки же зрения конкретного предприятия, это узкие места их деятельности и направления, связанные с повышенным уровнем риска. Предметом исследования являются свойства и характеристики систем антикризисного мониторинга предприятий промышленного комплекса, зависящие от воздействия факторов окружающей среды. Такие свойства и характеристики проявляются через систему индикаторов антикризисного развития. Последние составляют основу диагностики кризисов и банкротства промышленных предприятий.
Результаты исследования являются результатами диагностики. Целью диагностики является установление диагноза объекта исследования. Диагноз состояния - это установление соответствия объекта выбранному уровню, норме. Поэтому процедурно выделяют два этапа диагностики: 1) установление принадлежности объекта к определенному классу; 2) выявление отличий диагностируемого объекта от объектов своего класса путем сравнения его фактических параметров (индикаторов антикризисного развития) с базовыми (удовлетворительными для рассматриваемого региона). Отсюда следует, что в объект исследования могут быть включены и «успешные» предприятия промышленного комплекса (в целях установления нормативов по антикризисной устойчивости). На основе выбранной системы антикризисных индикаторов все рассматриваемые предприятия разделяются на группы с разным уровнем антикризисной устойчивости. Анализ характеристик «успешных предприятий» выявит базовые значения индикаторов антикризисного развития. Сравнение с ними фактических индикаторов антикризисного развития «проблемных предприятий» будет показывать меру антикризисной устойчивости, или уровень их кризисности.
Определение диагноза в качестве одного из результатов антикризисного мониторинга основывается как на диагностике статического состояния (на данный момент времени), так и на диагностике процесса (в течение периода времени). Наиболее простой и понятной формой диагностики процесса являются непрерывные (или периодические) оперативные (ежедневные), кратко-, средне- и долгосрочные прогнозы экономического развития промышленных предприятий и масштабов поражения их кризисными явлениями. Организация оперативных прогнозов важна для принятия повседневных решений в условиях риска. Она может напоминать службу типа «предсказание погоды».
Дополнительно отметим, что в антикризисном мониторинге диагностика кризисов и банкротства должна формироваться системно, то есть охватывать широкий круг направлений анализа.
Антикризисный мониторинг с позиций системного анализа. Формируя систему антикризисного мониторинга промышленного комплекса, нельзя игнорировать основные принципы системного ана-
2011. Вып. 1 ЭКОНОМИКА И ПРАВО
лиза. Напомним, что системный анализ предполагает выделение исследуемой системы из окружающей среды и исследование как процессов внутри системы, так и процессов взаимодействия системы с внешней средой. В нашем случае внешней средой является среда окружения промышленных предприятий. При этом для конкретных предприятий внешней средой в большей мере является микросреда окружения, а для промышленного комплекса повышается значимость макросреды окружения. Методология и методы исследования микросреды и макросреды окружения наиболее развиты в маркетинге. Здесь микро- и макросреда окружения для предприятий промышленного комплекса являются окружающей средой маркетинга.
В таком понимании микросреда окружения в общем случае состоит из сил и факторов, созданных фирмой и находящихся под ее контролем. Сюда входят: контингент работников фирмы, организационная структура, маркетинговая служба, поставщики, торговые посредники, клиенты (потребители), конкуренты, финансово-кредитные учреждения (обслуживающие фирму), общества защиты прав потребителей, общественное мнение и другие. Макросреда окружения включает силы и факторы глобального масштаба, действующие на региональный рынок в целом (в том числе и на фирму). Они непосредственно не связаны с фирмой и являются неконтролируемыми ею. Если микросреду фирма формирует, то к макросреде приспосабливается, адаптируется в ней. В макросреду обычно входят политические, юридические и законодательные, экономические, научно-технические, демографические, экологические, культурные, социальные факторы и др.
Описание и исследование окружающей среды в антикризисном мониторинге, как и в маркетинге, будет основываться на технологии сегментации. Это позволяет разделить окружающую среду на однородные группы (сегменты) по заранее определенным критериям (признакам). Ими могут выступать экономические, социальные, географические, демографические, психографические и другие признаки. На их основе производится дробление и объединение влияния окружающей среды на промышленные предприятия в однородные группы. Дополнительными характеристиками сегментации окружающей среды с позиций подверженности промышленного комплекса экономическому кризису могут являться масштаб кризиса, проблематика, острота, области развития, причины, характер, возможные последствия, фаза проявления и другие характеристики.
Таким образом, в рамках системного анализа к объектам исследования следует добавить внешнюю среду промышленного комплекса, а к предметам исследования - систему индикаторов микро- и макросреды окружения (см. рис.).
Рис. Формирование системы индикаторов антикризисного мониторинга
Методы антикризисного мониторинга промышленного комплекса. Метод представляет собой основной способ сбора, обработки и анализа данных. Требуемые данные могут быть получены на основе сбора и обработки информации. При этом используют следующие виды информации: справочную, нормативную, аналитическую, рекомендательную, экономическую, социальную, регулирующую и др. Для антикризисного мониторинга в первую очередь представляют интерес данные бухгалтерского баланса, финансового учета, управленческого учета на промышленных предприятиях, текущая и прогнозная информация о рынке (региональном, национальном, мировом). Из них важной является информация о динамике кредиторской задолженности предприятий, характеристика реального состояния предприятий, информация об окружении и т.п. Следует также обращать внимание на планы и программы вывода предприятий из предкризисного (кризисного) состояния.
Официальная информация собирается своими службами и распределяется по установленным информационным каналам. Требуется только выделение и настройка соответствующих информационных каналов для системы антикризисного мониторинга. Кроме такой официальной информации, может потребоваться и специальная информация (неофициальная, полученная специальными методами, фокусируемая на «скрытых» индикаторах и т.п.).
Методы обработки полученных данных в антикризисном мониторинге традиционны. Это, в первую очередь, группировка данных. Далее их можно обработать путем расчета различных индексов и статистических показателей. Методы обработки собранных данных естественно дополняются методами их анализа.
Общие методы анализа. Среди общих методов анализа данных в антикризисном мониторинге выделим следующие: быстрый качественный анализ на основе результатов наблюдения (основа качественной диагностики), количественный анализ на основе сравнения (основа неформализованной диагностики), методы анализа и синтеза, индукции и дедукции, моделирования, обработки мнений экспертов. В антикризисном мониторинге широко применяются методы маркетинга, экономического анализа, исследования систем управления, а также статистические и эконометрические методы исследования и др.
Анализ системы представляет собой определение свойств и функций системы на основе заданной структуры. Поэтому на его основе строится формализованная диагностика. Синтез системы заключается в построении такой структуры системы, которая позволит получить требуемые свойства и функции. На его основе определяются основные антикризисные мероприятия. Используя метод индукции, проводят исследования от частного к общему. На этой основе формируются базовые критерии диагностики уровня антикризисной устойчивости. С помощью метода дедукции формируют заключение о частном на основе характерных свойств общего. Метод моделирования применяется в построении модели. В антикризисной диагностике в основном используются эконометрические модели, формализующие количественные зависимости на основе массива распределения данных наблюдения (например, при формализации связей предприятий с внешней средой) и факторные модели экономического анализа, уточняющие причины низких экономических показателей и выявляющие резервы и варианты их улучшения.
Методы антикризисного мониторинга. Перечисленные общие методы имеют свои варианты в разных приложениях. В антикризисном мониторинге наиболее важны методы получения информации и методы ее анализа. При этом сбор и анализ информации будут различаться для внешней среды и для внутренней среды промышленного комплекса. В первом случае будут доминировать методы маркетинга, во втором - методы экономического анализа (анализа финансовой и хозяйственной деятельности предприятий).
Из маркетинга, в частности, потребуются следующие методы: 1) предварительный анализ рынка путем группировки (сегментация потребителей - целевого сегмента и покупателей - целевой аудитории); 2) комплексный анализ окружающей среды (макросреды и микросреды); 3) горизонтальный анализ товарных позиций фирм на рынке (на основе идентификации жизненных циклов товаров с учетом затрат на их продвижение); 4) вертикальный анализ товарных позиций фирм на рынке (исследование товарного ассортимента и товарной номенклатуры); 5) трендовый анализ рыночных позиций фирм и промышленного комплекса региона (основа для стратегического анализа рынка);
6) сравнительный анализ фирм промышленного комплекса региона с другими фирмами (анализ конкурентоспособности); 7) факторный анализ рынка.
Основой экономического анализа являются аналогичные методы исследования: сравнительный, горизонтальный, вертикальный, трендовый, факторный и другие методы анализа. Сюда также можно добавить методы диагностики кризисов и банкротства.
Дальнейшая конкретизация методов исследования производится «обратным путем» - от желаемых выходных результатов. Так как выходными результатами антикризисного мониторинга являются результаты диагностики, рассмотрим диагностику более подробно.
Методы диагностики уровня антикризисной устойчивости. По аналогии [2] будем различать 1) экспресс-диагностику и 2) систему фундаментальной диагностики.
Экспресс-диагностика отличается быстротой получения предварительных результатов и минимальными затратами на их получение. Она ориентирована на оперативную деятельность предприятий. В этом отношении экспресс-диагностика может быть повседневной (особенно для предприятий с интенсивным рыночным обменом с внешним окружением, для предприятий с высоким риском направлений деятельности и для предприятий с сильной зависимостью от ежедневных рыночных инди-
2011. Вып. і ЭКОНОМИКА И ПРАВО
каторов). Более редкая периодичность ее проведения может иметь место при принятии тактических решений. Экспресс-диагностика проводится на основе легко и быстро получаемой информации. По отношению к внутренней среде промышленного комплекса это, в первую очередь, данные финансового учета, могут быть использованы и данные управленческого учета. По отношению к внешней среде - это различные биржевые сводки, отражающие интенсивность рыночных процессов.
Экспресс-диагностика включает следующие четыре основных этапа: 1) выделение (идентификация) «подозрительных объектов» из сформированной системы контролируемых (обозначенных для наблюдения) объектов «кризисного поля»; 2) выбор «эффективных индикаторов» (индикаторов с высокой чувствительностью к результатам диагностики) из сформированной системы индикаторов кризисного развития; 3) проведение различных вариантов традиционного анализа (сравнительного, горизонтального, вертикального, факторного) «подозрительных объектов» на основе исходных данных -значений «эффективных индикаторов»; 4) формирование заключения об изменении уровня антикризисной устойчивости, об интенсивности угрозы сценариев кризисного развития текущей ситуации и об их масштабности.
Например, объектами кризисного поля финансового управления конкретным предприятием рекомендуется считать: а) чистый денежный поток предприятия, б) рыночную стоимость предприятия,
в) уровень концентрации финансовых операций в зонах повышенного риска, г) структуру капитала предприятия, д) состав текущих затрат, е) состав активов, ж) состав финансовых обязательств по срочности погашения [2].
При этом показатели - индикаторы оценки угрозы возникновения финансового кризиса делят на абсолютные (показывают объем различных сторон объектов кризисного поля) и относительные (безразмерные коэффициенты характеризуют структуру объектов кризисного поля и являются основой при их взаимном сравнении).
Минимальными рыночными индикаторами кризисного развития здесь могут быть выбраны: 1) биржевые сводки, 2) изменение доли рынка, 3) показатели обновления ассортимента.
Система фундаментальной диагностики призвана уточнить и углубить результаты экспресс-диагностики. Она учитывает все объекты кризисного поля и всю систему индикаторов кризисного развития. Такая диагностика значительно более трудоемка, затратная и хуже формализована. В последнем случае допускаются расширение и изменение списка объектов кризисного поля, системы индикаторов кризисного развития и методов их анализа. Фундаментальную диагностику рекомендуется использовать периодически. При этом допускаются различные уровни глубины и трудоемкости системы фундаментальной диагностики. В зависимости от масштаба исследований можно выделить ежемесячную, ежеквартальную и годовую диагностики. В этом отношении система фундаментальной диагностики больше ориентирована на формирование (или коррекцию) стратегических направлений развития промышленного комплекса. Срочная фундаментальная диагностика может потребоваться при отсутствии требуемой определенности в результатах экспресс-диагностики, а также в критических ситуациях жизнедеятельности промышленных предприятий.
Фундаментальная диагностика основывается на комплексном исследовании, на углубленном факторном анализе и на расширенном всестороннем прогнозировании. Перечислим основные направления системы фундаментальной диагностики: 1) расширенная систематизация факторов внешней среды и внутренней среды промышленного комплекса; 2) проведение комплексного анализа на основе всех доступных методов анализа (экономического, корреляционного, эконометрического, SWOT, факторного и т.п.); 3) прогнозирование развития промышленного комплекса, отдельных предприятий и внешней рыночной среды; 4) прогнозирование способности к нейтрализации кризисных угроз за счет внутреннего потенциала; 5) выработка заключения и пояснения к нему об изменении уровня антикризисной устойчивости, об интенсивности угрозы сценариев кризисного развития текущей и будущих ситуаций и об их масштабности.
Важнейшими рыночными индикаторами кризисного развития здесь могут быть выбраны: а) изменение доли рынка, б) показатели обновления ассортимента, в) объем продаж, г) прибыль с единицы продукции, д) развитие продукта (новизна), е) развитие рынка (увеличение его емкости), ж) темп развития рынка (рост рынка), з) доля рынка, и) возможности фирм, к) ситуация на рынке, л) позиция на рынке, м) привлекательность рынка, н) преимущество товаров фирм, о) конкурентные преимущества: цена, себестоимость, качество, ресурсоемкость и др. В антикризисном мониторинге перечисленные факторы изучаются с точки зрения кризисности и риска.
Техники, методики и процедуры антикризисного мониторинга промышленного комплекса. Техника - это совокупность специальных приемов, связанных с методом. В последнее время технику
часто объединяют с методикой. Различают их в специальных случаях, для разграничения большого количества техник и методик. Методика представляет собой совокупность технических приемов, связанных с методом. Методики детализируют и разграничивают варианты применения метода. Процедура - это последовательность операций, общая система действий. Процедуры важны при организации деятельности служб антикризисного мониторинга.
Методики и процедуры антикризисного мониторинга представляют собой заключительные стадии его разработки и обычно связаны с конкретными предложениями для выбранных сегментов исследования промышленного комплекса. Возможные варианты таких методик системно представлены в работах [3-9].
Заключение. Сформулированные и систематизированные методологические основы антикризисного мониторинга промышленного комплекса являются базой его построения. В конкретных практических приложениях требуется их углубление, конкретизация и спецификация. Их развитие также связано с организацией служб антикризисного мониторинга, что осуществляется на базе выбранной системы методик и процедур.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Шишакова Ю.В., Шишаков К.В. Построение системы антикризисного мониторинга промышленного комплекса региона // Проблемы региональной экономики. 2009. № 3-4. С. 130-138.
2. Энциклопедия финансового менеджера. Т.4: Управление финансовой стабилизацией предприятия. М.: Оме-га-Л, 2008. 512 с.
3. Шишакова Ю.В., Шишаков К.В. Факторы управления критериями диагностики банкротства // Проблемы региональной экономики. 2008. № 1-2. С. 187-196.
4. Шишакова Ю.В., Шишаков К.В. Системная диагностика кризисов и банкротства с учетом влияния маркетинговой деятельности. Ч. 1: Диагностика по показателям экономической деятельности // Вестн. Удм. унта. Сер. Экономика. 2008. Вып. 1. С. 89-100.
5. Шишакова Ю.В., Шишаков К.В. Системная диагностика кризисов и банкротства с учетом влияния маркетинговой деятельности. Ч. 2: Многокритериальная и интегральная диагностика // Вестн. Удм. ун-та. Сер. Экономика и право. 2009. Вып. 2. С. 112-і25.
6. Шишакова Ю.В. Система маркетинговых коммуникаций и рекламная деятельность. Ижевск: ИЭиУ УдГУ, 2007. 39 с.
7. Шишакова Ю.В., Шишаков К.В. Прикладной маркетинг. Ижевск: ИЭиУ УдГУ, 2007. 204 с.
8. Шишакова Ю.В., Шишаков К.В. Исследование рынка в маркетинговой деятельности фирмы. Ижевск: ИЭиУ УдГУ, 2008. 64 с.
9. Шишакова Ю.В., Шишаков К.В. Исследование рынка методами эконометрики // Проблемы региональной экономики. 2009. № 1-2. С. 136-143.
10. Шишакова Ю.В., Шишаков К.В. Антикризисный механизм мониторинга экономического развития предприятий. Ижевск: Изд-во «Удмуртский университет», 2010. 314 с.
Поступила в редакцию 09.12.10
Yu. V. Shishakova, K. V. Shishakov
Crisis monitoring methodological basis for industrial companies
Crisis and bankruptcy monitoring for industrial companies in crisis control theory is considered. Special attention is given to basic problems of forming the system of crisis monitoring for industrial companies.
Keywords: monitoring, crisis control, industrial companies.
Шишакова Юлия Валентиновна, кандидат экономических наук, доцент Шишаков Константин Валентинович, кандидат физико-математических наук, доцент Институт экономики и управления ГОУВПО «УдГУ»
426034, Россия, г. Ижевск, ул. Университетская, 1 (корп. 4)
Shishakova Yu.V., candidate of economics, associate professor Shishakov K.V., candidate of physics and mathematics Institute of Economics and Management Udmurt State University
462034, Russia, Izhevsk, Universitetskaya str., 1/4