учащихся, это не какой-то отдельный этап в работе над данным правилом, они пронизывают собой всю систему упражнений в период изучения данной темы. Вот их основные виды:
1. Упражнения в словообразовании, направленные на пополнение словарного запаса ребенка рядом однокоренных слов, на умение оперировать значением слова при подборе однокоренных слов.
2. Упражнения, связанные с работой над значением слова ( многозначность,
прямое и переносное значение; слова, близкие и противоположные по значению). Эти упражнения воспитывают у учащихся привычку вникать в значение слова, отграничивать однокоренные слова от слов, близких по значению (синонимов), формируют навык употребления слов в соответствии с их значением, воспитывают навыки речи точной и выразительной.
3. Упражнения в составлении словосочетаний и предложений.
4. Упражнения, связанные с выполнением в процессе списывания или диктовки различных заданий, направленных на композиционную и стилистическую обработку текста.
Предложенная система упражнений реализуется на определенном лексическом материале с учетом предъявляемых к нему программных требований. При отборе материала учитывались следующие условия:
1. Отбирались слова, которые являются наиболее употребительными в речи
детей данного возраста, значение которых либо известно учащимся, либо может быть усвоено ими в результате подбора однокоренных слов, слов- синонимов.
2. Предлагаются виды работы в основном со словами, прозрачными по своему морфологическому составу. Не следует предлагать детям слова с чередующимися гласными в корне, например, ОПОЗДАТЬ, ОПАЗДЫВАТЬ и т.п., слова с чередующимися полногласными и неполногласными сочетаниями, например, ВОРОТА-ВРАТА и т.п. Количество слов с чередующимися согласными следует ограничить теми, значение которых легко соотносится со значением однокоренных слов, например, СНЕГ-СНЕЖОК и т.п.
3. Подбор слов дается с учетом возможностей учащихся начальной школы в словоизменении и словообразовании. Так, например, такое слово как БОЛТАТЬ (разболтанный) требует выработанного навыка словообразования, а слова типа ПРЕПОДАВАТЕЛЬ - навыка структурного анализа, и поэтому не могут быть предложены учащимся в качестве мате- риала для упражнений.
Анализ лексики учебников по русскому языку (разных авторов) и указанных условий позволяет определить тот минимум гнезд однокоренных слов, которые должны усвоить учащиеся начальной школы как в процессе изучения данной темы, так и в дальнейшей работе при изучении других тем курса русского языка. Список гнезд помещен в приложении к данной разработке, он составлен с учетом лексики учебников по русскому языку в объеме данной темы. Библиографический список
1. Д. Н. Богоявленский. Психология усвоения орфографии. Изд. «Просвещение», М., 1966 г.
2. А. В. Текучев. Методика русского языка в средней школе. Изд. «Просвещение», М., 1970 г.
3. В. А. Лебедев «Уроки русского языка в 1 классе» Владимир 2000 г.
4. О. И. Дмитриева «Поурочные разработки по русскому языку во 2 классе» Москва «ВАКО» 2007 г.
5. О. И. Дмитриева «Поурочные разработки по русскому языку в 3 классе» Москва «ВАКО» 2006 г.
6. О. Н. Крылова «Поурочные разработки по русскому языку в 4 классе Москва «Экзамен» 2008 г.
7. Московский городской институт усовершенствования учителей «Изучение темы «Правописание безударных гласных в корне слова» Москва 1977 г.
8. А. К. Аксенова «Сборник диктантов» Москва «Просвещение» 1980 г.
9. Ф. Д. Костенко «Сборник диктантов» Москва «Просвещение» 1972 г.
Свиридова Марина Сергеевна,
учитель физической культуры МОУ лицей № 8 «Олимпия», г. Волгоград
Слюсарева Ольга Федоровна,
учитель физической культуры МОУ лицей № 8 «Олимпия», г. Волгоград [email protected]
Влияние коммуникативных действий учащихся старших классов на формирование навыка командной игры в баскетбол Аннотация работы. Определение влияния коммуникативных действий на формирование навыка командной игры в баскетбол.
Ключевые слова: баскетбол, коммуникативные действия учащихся, командная игра, схема командной игры, критерии оценивания командной игры.
Актуальность выбранной темы объясняется, тем, что к 9 классу навыки основных элементов игры в баскетбол (передачи, броски, перемещения, тактические действия в нападении и защите) сформированы, поэтому при изучении игры в баскетбол в старших классах 90% времени уделяется групповым и командным упражнениям. Учащиеся должны научиться понимать друг друга, учитывать возможности каждого игрока в команде, позицию партнера по деятельности, согласовывать усилие по достижению общей цели
Как показывает практика, далеко не всегда эти взаимодействия получаются в командной игре. От чего же зависит успех или не успех команды?
Гипотеза мы предполагаем, что успех усвоения навыка командной игры в баскетбол будет зависеть от степени сформированности коммуникативных действий старшеклассников.
Целью нашей работы было определение влияние коммуникативных действий на формирование навыка командной игры в баскетбол.
Для достижения цели необходимо было решить комплекс задач.
1) Перегруппировать программный материал в разделе «баскетбол»
2) Провести вводный контроль игры в баскетбол и определить экспериментальный класс.
3) Выбрать необходимые модели игры в баскетбол и проанализировать с учащимися их преимущество и недостатки.
4) Выработать совместно с учащимися критерии оценивания командной игры в баскетбол
5) Создать разнообразные условие формирования коммуникативных действий учащихся при командной игре в баскетбол.
6) Провести итоговый контроль усвоения навыка командной игры в баскетбол
7) Проанализировать полученные данные.
Определив задачи, мы приступили к их реализации.
Эксперимент проводился на 9 классах муниципального общеобразовательного учреждения лицей № 8 «Олимпия» г. Волгоград в разделе программы «Баскетбол». Раздел программы включает 20 часов.
Мы начали с изменения рабочей программы. Если ранее по программному материалу на каждом уроке планировалось после 5-6 минутной разминки давать упражнения в парах, тройках и только в конце основной части учебную игру, то теперь, после традиционно проведенных 4 уроков (эти уроки помогли ребятам вспомнить пройденный материал прошлого года), в экспериментальном классе сразу после разминки предлагалась учебная игра.
На 5 уроке был проведен вводный контроль игры в баскетбол, который показал, на каком уровне каждый класс владеет целостным действием (оценивание навыков игры проводил учитель).
По итогам вводного контроля для эксперимента был выбран класс с самым низким уровнем усвоения навыка игры, а для контроля с самым высоким уровнем владения навыка игры.
Затем на 6 уроке совместно с учащимися экспериментального класса были выбраны и проанализированы модели и критерии оценивания игры в баскетбол. Были выбраны несколько моделей (схем) игры в защите (зонная защита) и нападении (при зонной защите).
Рис. 1 Вводный контроль уровня владения навыка игры в баскетбол (в процентах)
Существует много типов зонной защиты, которые определяются расстановкой игроков вокруг охраняемой корзины [1, 2].
Были выбраны 2е модели игры: 2-1-2 и 1-3-1
В расстановке 2-1-2 один из игроков располагается перед корзиной у пунктирной линии области штрафного броска. Два игрока становятся впереди справа и слева от него у верхних углов трех-секундной зоны, Два других игрока располагаются под щитом справа и слева от области штрафного броска.
В зонной расстановке 1-3 - 1 три игрока располагаются в области штрафного броска. Один из них - на вершине области штрафного броска, второй - сразу же за линией штрафного броска, а третий - прямо перед корзиной. Оставшиеся два защитника становятся по бокам области штрафного броска справа и слева от центрального игрока.
Совместно с ребятами были определены преимущество и недостатки, а также тактические действия при зонной защите.
Преимущество зонной защиты
1) Дает возможность расставить игроков в соответствии с их физическими, техническими и психическими особенностями.
2) Является более командной, легко осваивается, способна компенсировать индивидуальные проблемы игроков в обороне.
3) Способствует контратаке и частым перехватам мяча
4) Менее уязвима против комбинаций и заслонов.
Недостатки зонной защиты.
1) Менее пригодна против команд с сильным снайпером.
2) Углы площадки при зонной защите менее защищены.
Нападение против зонной защиты.
□ Низкий
□ Средний
□ Высокий
контр.кл.
экспер.кл.
1) Стараться стремительным нападением разбить зону до её построения (такая атака называется быстрым прорывам )
2) Если быстрый прорыв не получился, нападающие должны перейти к позиционному нападению.
3) Создать численное преимущество над защитниками на одной из сторон площадки.
Совместно с учащимися были разработаны критерии оценивания навыка командной игры в
баскетбол и разработан оценочный лист навыка командной игры :
1) Выполняется ли модель игры, предложенная играющей командой.
2) Учитываются ли физические, технические и психические особенностями игрока команды в предложенной модели (амплуа каждого игрока).
3) Существует ли взаимопонимание (коммуникативные действия) игроков команды.
Решение 5 задачи проходило в 3 этапа.
На первом этапе (последующие 5 уроков) для игры в баскетбол ребятам экспериментального класса предлагалось создать постоянные смешенные (девочки и мальчики в одной команде) 4 команды, причем ребята должны были сами выбрать капитанами тех учеников, которые, по их мнению, лучше всех владеют навыками игры в баскетбол. Затем, выбранные учащиеся, поочерёдно, последовательно набирали свою команду.
В виде домашнего задания, каждой команде было предложено подобрать самостоятельно модель (схему) командной игры в защите и нападении или использовать модели, выбранные при обсуждении на уроке, причем каждая команда должна была, учитывая возможности каждого игрока, определить его место и действия в выбранной модели игры.
Учащиеся контрольного класса после традиционных упражнений в парах и тройках делились на 4 команды по расчёту в строю и затем по предложенному преподавателем готовому оценочному листу проводили самооценку и взаимооценку навыков игры в баскетбол.
На следующем уроке учащимся экспериментального класса после разминки и жеребьевки (команды определили, кто с кем играет) сразу предлагалась игра в баскетбол. Две команды играют, а другие две команды анализируют игру, затем меняются.
Анализ игры в баскетбол проводился по ранее выработанным критериям в виде оценочных листов. Каждая команда сообща оценивала игру своей команды и игру других команд по уровням владения. В результате самооценки и взаимооценки всех игр выяснилось, что с заданием справилась только одна команда.
Рис. 2. Оценочный лист навыка командной игры в баскетбол
Именно в этой команде капитан сумел организовать свою команду так, что каждый понимал, осознавал свою роль в игре и значение для команды. Они взаимодействовали сообща доброжелательно и поэтому смогли выиграть у более сильных игроков. В других командах капитаны брали практически всю деятельность на себя. Ребята не понимали друг друга, и не знали, что им делать, возникали ссоры, взаимные обвинения.
После обсуждения причин неудачи выяснилось, что в команде не были сформированы коммуникативные действия, и каждый игрок действовал самостоятельно отдельно от команды. Неподготовленным учащимся была предложена помощь в выборе модели (схемы) игры, но все команды от помощи отказались.
На последующих 4 уроках все команды подготовили свои модели игры и успешно справлялись с заданием. Ребята активно обсуждали игру в своей команде, оценивали командные действия соперников.
Такая организация занятий позволила сформировать более продуктивные коммуникативные действия в постоянных командах и как следствие повысить уровень владения навыка командной игры.
Но нам было интересно, как теперь ребята смогут играть и взаимодействовать в незнакомых условиях. Перенесется ли навык коммуникативных действий в незнакомые команды.
На 2 этапе (последующие 3 урока) учащиеся были распределены по принципу сильных и слабых команд. Мальчики и девочки отдельно.
Самооценка и взаимооценка игры была по использованным ранее критериям. Проведенная работа показала, что как не странно, но именно в слабых командах на первом этапе складывались более комфортные отношения, чем в сильных командах.
После обсуждения выяснилось, что это связанно с тем, что ребятам в сильных командах было намного труднее делиться своим лидерством и им понадобилось больше времени, чтобы научиться коммуникативным действиям .Такая организация команд позволила ребятам приобрести новый опыт общения. На 3 этапе (последующие 5 уроков) команды формировались по расчету в строю, причем мальчики и девочки отдельно. Капитаны не определялись.
Самооценка и взаимооценка игры была по использованным ранее критериям. Учащиеся намного быстрее, чем предложенной ранее системой проведения занятий, находили свое место в команде, умели намного быстрее понимать друг друга и проявлять коммуникативное действия.
На последнем уроке перед итоговым контролем учащиеся контрольного класса после традиционных упражнений в парах и тройках делились на 4 команды по расчёту в строю и затем по ранее использованному оценочному листу проводили самооценку и взаимооценку навыков игры в баскетбол.
На последних 2-х уроках проводился предварительный и итоговый контроль (команды формировались по расчету в строю), который показал, что учащиеся экспериментального класса быстрее находили свое место в командной игре, осознано взаимодействовали друг с другом в нападении и защите.
Итоговый контроль показал, что учащиеся экспериментального класса показали более высокую динамику в усвоение навыка игры в баскетбол по сравнению с контрольными классами. С главным упражнением раздела (учебной игрой в баскетбол) успешно справились 99,% учащихся. Причем доброжелательные взаимоотношения доминировали на протяжении всей игры с разными командами.
Проанализировав, проделанную работу, мы пришли к следующему выводу, что для более продуктивного усвоения навыка командной игры в баскетбол надо создавать разнообразные условия для формирования коммуникативных действий учащихся. Для этого необходимо:
1) внести изменения в рабочую программу прохождения учебного материала, выделив больше времени на целостную игровую деятельность.
2) создать условия для совместной и самостоятельной работы учащихся при выборе моделей (схем) игры и критерии их оценивания.
3) создать условия для самостоятельной работы учащихся в выборе учебного пространства и различных форм организации коммуникативных действий учащихся при командной игре в баскетбол.
Практическая значимость результатов исследования состоит в возможности их использования, при изучении программного материала в разделе баскетбол, для учащихся 10-11 классов, а также во внеурочное время. Ссылки на источники
1. Баскетбол. Секреты мастера : 1000 баскетбольных упр. / Гомельский А.Я. - М.: Гранд-фаир, 1997. - 224 с.
2. Библия баскетбола : 1000 баскетбольных упражнений / Гомельский А.Я. - М.: Б. И., 1994. - 215 с.
Семененко Надежда Михайловна,
учитель физики МАОУ СОШ № 25, г. Томск
Развитие креативных способностей обучающихся на основе деятельностного подхода в процессе обучения физике Аннотация. В статье раскрывается суть деятельностного подхода в обучении физике, который состоит в том, что на любом занятии организуется деятельность самих обучающихся по созданию и применению отдельных элементов или системы физических знаний. Здесь важно не упустить, дать развиваться личности дальше, дать возможность реализовать себя не только на школьной скамье, но и в дальнейшей жизни.
Ключевые слова: деятельнотный подход, креативность, индивидуальные образовательные траектории (ИОТ).
% вОп 50 40 30 20 10 0
□ Низкий
□ Среднй
□ Высокий
экспер.кл.
контр.кл.