Научная статья на тему 'Развитие креативных способностей обучающихся на основе деятельностного подхода в процессе обучения физике'

Развитие креативных способностей обучающихся на основе деятельностного подхода в процессе обучения физике Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
419
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ДЕЯТЕЛЬНОТНЫЙ ПОДХОД / КРЕАТИВНОСТЬ / ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТРАЕКТОРИИ (ИОТ)

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Семененко Надежда Михайловна

В статье раскрывается суть деятельностного подхода в обучении фи-зике, который состоит в том, что на любом занятии организуется деятельность самих обучающихся по созданию и применению отдельных элементов или системы физических знаний. Здесь важно не упустить, дать развиваться личности дальше, дать возможность реализовать себя не только на школьной скамье, но и в дальнейшей жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Семененко Надежда Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие креативных способностей обучающихся на основе деятельностного подхода в процессе обучения физике»

Самооценка и взаимооценка игры была по использованным ранее критериям. Проведенная работа показала, что как не странно, но именно в слабых командах на первом этапе складывались более комфортные отношения, чем в сильных командах.

После обсуждения выяснилось, что это связанно с тем, что ребятам в сильных командах было намного труднее делиться своим лидерством и им понадобилось больше времени, чтобы научиться коммуникативным действиям .Такая организация команд позволила ребятам приобрести новый опыт общения. На 3 этапе (последующие 5 уроков) команды формировались по расчету в строю, причем мальчики и девочки отдельно. Капитаны не определялись.

Самооценка и взаимооценка игры была по использованным ранее критериям. Учащиеся намного быстрее, чем предложенной ранее системой проведения занятий, находили свое место в команде, умели намного быстрее понимать друг друга и проявлять коммуникативное действия.

На последнем уроке перед итоговым контролем учащиеся контрольного класса после традиционных упражнений в парах и тройках делились на 4 команды по расчёту в строю и затем по ранее использованному оценочному листу проводили самооценку и взаимооценку навыков игры в баскетбол.

На последних 2-х уроках проводился предварительный и итоговый контроль (команды формировались по расчету в строю), который показал, что учащиеся экспериментального класса быстрее находили свое место в командной игре, осознано взаимодействовали друг с другом в нападении и защите.

Итоговый контроль показал, что учащиеся экспериментального класса показали более высокую динамику в усвоение навыка игры в баскетбол по сравнению с контрольными классами. С главным упражнением раздела (учебной игрой в баскетбол) успешно справились 99,% учащихся. Причем доброжелательные взаимоотношения доминировали на протяжении всей игры с разными командами.

Проанализировав, проделанную работу, мы пришли к следующему выводу, что для более продуктивного усвоения навыка командной игры в баскетбол надо создавать разнообразные условия для формирования коммуникативных действий учащихся. Для этого необходимо:

1) внести изменения в рабочую программу прохождения учебного материала, выделив больше времени на целостную игровую деятельность.

2) создать условия для совместной и самостоятельной работы учащихся при выборе моделей (схем) игры и критерии их оценивания.

3) создать условия для самостоятельной работы учащихся в выборе учебного пространства и различных форм организации коммуникативных действий учащихся при командной игре в баскетбол.

Практическая значимость результатов исследования состоит в возможности их использования, при изучении программного материала в разделе баскетбол, для учащихся 10-11 классов, а также во внеурочное время. Ссылки на источники

1. Баскетбол. Секреты мастера : 1000 баскетбольных упр. / Гомельский А.Я. - М.: Гранд-фаир, 1997. - 224 с.

2. Библия баскетбола : 1000 баскетбольных упражнений / Гомельский А.Я. - М.: Б. И., 1994. - 215 с.

Семененко Надежда Михайловна,

учитель физики МАОУ СОШ № 25, г. Томск

Развитие креативных способностей обучающихся на основе деятельностного подхода в процессе обучения физике Аннотация. В статье раскрывается суть деятельностного подхода в обучении физике, который состоит в том, что на любом занятии организуется деятельность самих обучающихся по созданию и применению отдельных элементов или системы физических знаний. Здесь важно не упустить, дать развиваться личности дальше, дать возможность реализовать себя не только на школьной скамье, но и в дальнейшей жизни.

Ключевые слова: деятельнотный подход, креативность, индивидуальные образовательные траектории (ИОТ).

% вОп 50 40 30 20 10 0

□ Низкий

□ Среднй

□ Высокий

экспер.кл.

контр.кл.

Великая цель образования - это не знания, а действия

Герберт Спенсер

В настоящее время в России идет процесс формирования новой дидактической модели образования, основанной на реализации деятельностного и компетентностного подходов. Главной целью и результатом работы школы признается становление молодого поколения, владеющего современными не только знаниями, но и комплексом умений (компетенций), поколения развитых самостоятельных личностей.

В основу стандарта второго поколения положены новые принципы его построения, которые основываются на том, что важнейшими условиями, становления современной личности становятся такие качества, как инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения. Стандарт трактует понятие «результат образования» с позиции деятельностного подхода, согласно которому психологические особенности человека, качества личности есть результат преобразования внешней предметной деятельности во внутреннюю - психическую. Деятельностный подход в своем личностном компоненте предполагает, что в центре обучения находится сам обучающийся - его мотивы, цели, его неповторимый психологический склад, т.е. обучающийся, как личность, когда он не пассивно усваивает новое знание, а включён в самостоятельную учебно-познавательную деятельность;

• готов к самостоятельному проектированию и реализации своей профессиональной деятельности;

• имеет определенный уровень мыслительной гибкости;

• способность к самостоятельному и конструктивному выбору в различных ситуациях;

• умеет ориентироваться и самореализовываться в разных социальных средах;

• имеет универсальные умения действовать вне рамок формального образования в меняющихся социальных, экономических и культурных условиях.

Современному обществу требуется человек, обладающий креативным мышлением.

Креативность (от англ. create - создавать, англ. сгеа^е - созидательный, творческий) - творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления и входящие в структуру одаренности в качестве независимого фактора, а также способность решать проблемы, возникающие внутри статичных систем. Согласно авторитетному американскому психологу Абрахаму Маслоу - это творческая направленность, врожденно свойственная всем, но теряемая большинством под воздействием среды. На, бытовом уровне креативность проявляется как смекалка - способность достигать цели, находить выход, из кажущейся безвыходной ситуации используя обстановку, предметы и обстоятельства необычным образом. Шире - нетривиальное и остроумное решение проблемы. Креативность делает процесс мышления увлекательным и помогает находить новые решения старых проблем. Психологи единодушны в том, что креативность и интеллект - не одно и то же. Согласно многочисленным результатам компетентных исследований, не все люди с высоким IQ обладают креативностью. Для формирования креативного потенциала обучающихся физика, как учебный предмет, располагает значительными возможностями, среди которых необходимо выделить, прежде всего, высокий уровень социально-практической значимости физики, разнообразие видов учебно-познавательной деятельности обучающихся в процессе ее изучения, политехническую направленность содержания учебного материала, возможность широкого применения полученных знаний и умений на практике. Эти задачи эффективно решаются при деятельностном подходе, индивидуализации образовательного процесса в массовой школе. Концепцию "учения через деятельность" предложил американский ученый Д. Дьюи. Важно, чтобы эта деятельность была многовидовой, рассчитанной на задействование разнообразных способностей человека - памяти, развитие мыслительной деятельности обучающихся:

• научить мыслить, искать причины явлений, анализировать полученные знания, применять в новой обстановке, в других областях знаний, не отделять физику от математики, химии, биологии, это можно сделать на уроке решения физических задач не как способе закрепления изученного материала, а как микромодель научного исследования, особенно экспериментальных и изобретательских задач.

Экспериментальные и изобретательские задачи отличаются тем, что нет строгих указаний по их выполнению, ученик сам находит способ решения проблемы, самостоятельно составляет план эксперимента, самостоятельно отбирает приборы и материалы. Я считаю, что такие задачи развивают ребенка. Результатом решения таких задач является создаваемая учениками образовательная продукция: идея, гипотеза. Обучающиеся при решении задач с использованием инструментов ТРИЗ, не просто приобретают опыт разрешения проблем, но опыт самостоятельного действия в нестандартных ситуациях, когда путь от исходного затруднения к разрешению проблемы не задан извне. Им необходимо делать самостоятельный осознанный выбор и взять на себя ответственность за принимаемые решения. Ребята очень любят участвовать в городском турнире Рыцарей творчества по физике."Турнир Рыцарей творчества по физике "- коллективное состязание обучающихся в умении решать сложные проблемные задачи, требующие нестандартного подхода, особенностями турнира является то, что задачи носят научно-исследовательский характер. Участие в турнире помогает развивать свою точку зрения, грамотно и четко изложить свою мысль, логично обосновать ход своих

рассуждений при выполнении заданий. При этом вырабатываются навыки психологической готовности к поведению в нестандартных ситуациях, творческого инициативного подхода к делу. Если изучать явления окружающего мира по определённому плану, включающему такие пункты, как определение места явления в окружающем мире, выявление и объяснение тайн и проблем, связанных с данным явлением, генерация идей по управлению и применению явления, причём всё это делать с использованием инструментов ТРИЗ, то будет происходить развитие креативного мышления обучающихся. Уроки с использованием таких заданий отличаются особой познавательной активностью обучающихся, целостностью решаемых дидактических задач и эффективностью всего процесса обучения, т. к. задания содержат в себе не только необходимые для решения сведения, но и информацию, активизирующую познавательную деятельность и создающую положительный эмоциональный настрой обучающегося.

Экскурсия в мир физики

(7 класс)

Лучший способ заинтересовать ребят физикой - показать, как они, сталкиваясь с необычными ситуациями, могут выйти из них победителем, и поможет им именно эта наука.

Цель урока: Систематизировать, повторить, закрепить знания обучающихся в игровой форме по темам: «Что изучает физика», «Первоначальные сведения о строении вещества», « Взаимодействие тел», создать условия, для повторения учебного материала используя проблемное обучение.

Образовательный аспект: повторить в игровой форме понятия, которые являются базовыми для данных тем обобщить и проверить знания; научить применять полученные знания к теоретическим и практическим заданиям;

Показать значение физики, взаимодействия тел в жизни человека, быту, технике

Развивающий аспект: формировать умения применять знания в нестандартных ситуациях; способствовать развитию креативного мышления, развивать умение анализировать факты, развивать наблюдательность, память.

Воспитательный аспект: развивать познавательный интерес, мотивацию изучения физики, используя интересные сведения, умение видеть физику вокруг себя; совершенствовать коммуникативные навыки при работе в группах, способности формирования навыка рефлексии; воспитание убежденности в возможности познания природы, уважения к творцам науки и техники.

Тип урока: урок повторения, мотивации систематизации, обобщения знаний, закрепления умений.

Форма урока: урок- экскурсия.

Эпиграфы к уроку: « Обучающая игра: аргументы в пользу революции в образовании» М. Барбар.

«Ум заключается не только в знании, но в умении прилагать знания на деле». Аристотель

Оформление: На доске написаны эпиграфы и слова из стихотворения:

Физика важна!

Физика нужна! Без нее не сделать нам ни шагу!

Пояснительная записка:

• Выбирают обучающихся класса, которые готовят сценки: « Юрист»,

« Журналист», опыты самостоятельно;

• Работа ведется фронтально и по группам, вопросы задает учитель, а группам карточки, отвечать может любой обучающейся и от группы;

• За самый точный ответ выставляется бал;

• Обучающиеся набравшие больше всего баллов получают оценки и награды;

Ход урока

Учитель: Сегодня у нас с вами необычный урок, мы будем пить чай и объяснять физические явления. Сочетание «физика» и «пить чай», понятно, непривычно, но чтобы оно стало естественным, зависит от нас с вами.

Утром вы встаете и с удовольствием пьете чай, но уверена , что вы не задумывались над сопровождающими этот процесс физическими явлениями. Попробуем сделать вместе!

Этап 1 « Решение проблем»

1. Как с точки зрения физики объяснить для чего мы накрываем чайник крышкой, когда кипятим в нем воду?( Ответ. Накрывая чайник крышкой, мы сохраняем в нем тепло, которое сообщает воде нагреватель, уменьшаем теплообмен)

2. Загадка- сказка. В некотором царстве, в некотором государстве жил - был царь.

И было у него три дочери - красавицы. Но не спешил строгий отец выдавать дочерей замуж за первых встречных принцев, всех сватавшихся заставлял выполнить три сложных - пресложных задания, и они терпели неудачу.

Однажды пришел во дворец принц красавиц - молодец. И выполнил все три задания. Рад царь- государь. Рады царевны -красавицы, стоят, перешептываются. А добру молодцу не до радости. Пока задания выполнял, все к царевнам присматривался, и полюбилась ему младшая царевна.

Но как сказать царю об этом, не обидев старших царевен?

Подумав, обратился он к царю с такими словами: « Нагадала мне цыганка, что если понравится несколько девушек, то надо выбрать ту, у которой быстрее закипит вода в кастрюле». Удивился царь этим словам. Но велел растопить жарко -прежарко большую печь, принести три одинаковых кастрюли, наполнить их равными количествами воды и накрыть одинаковыми крышками. Предложил дочерям выбрать по кастрюле и следить, когда в ней закипит вода...

Вопрос: Как вы думаете, у какой царевны вода закипит раньше? Почему?

(Ответ. У младшей царевны)

3. Зачем рекомендуют сначала заварочный чайник обдать кипятком и лишь, затем заварить чай? (Ответ. Чтобы стенки чайника нагрелись, и чай заваривался при более высокой температуре воды, т.к. вкус чая зависит от температуры)

4.Задачи Шерлока Холмса.

Хотите чаю?- спросил хозяин дома пришедшего к нему Шерлока Холмса.

• Да,- ответил гость.

• Вот и хорошо,- сказал хозяин.- Сладкого?

• Да,- подтвердил Холмс.

Я люблю горячий чай, поэтому кладу в него кусочки сахара только перед тем, как пить,- продолжал хозяин. Разумно это делать раньше, сразу, как вам налили чай,- посоветовал Шерлок Холмс.

Прав ли он? (Ответ. Прав. Сахар растворяется в жидкости, молекулы вследствие своего хаотичного движения и диффузии распределяются по всему объему чая, температура тут же понизится; чем меньше она будет отличаться от комнатной, тем медленнее чай будет остывать.) Этап 2 « Работа в группах» Карточка 1

1. Частицы, из которых состоят молекулы, называются.....(Ответ. Атомы)

2. Сохранение объема и формы - это свойство......( Ответ. Твердых тел)

3. Одним из основателей учения о молекулярном строении вещества был великий ученый....(Ответ. М.В. Ломоносов)

4. Чем выше температура тела, тем скорость движения молекул.(Больше)

5. Как изменится расстояние между молекулами при переходе из воды в пар? (Ответ. Увеличится)

6. Некий город стоит на реке, которая течет только ночью. Как это объяснить? (Ответ. Начало реки - высоко в горах. Днем Солнце растапливает горный снег, образуется порция воды, которая подходит к ночи, утром порция заканчивается. Так повторяется ежедневно. Существует в Чили)

Карточка 2

1. Объем тела при нагревании уменьшается....( Нет).

2. Объем жидкости при охлаждении уменьшается т. к. промежутки между молекулами становятся меньше.(Да)

3. При сжатии газа уменьшается размер молекул.....(Нет)

4. Атомы состоят из молекул.......( Нет)

5. Молекулы водяного шара отличаются от молекул воды.......(Нет)

6. Все молекулы взаимодействуют между собой. (Да) Карточка 3

1. Что удерживает человека на земле? (Ответ. Сила тяжести)

2. Явление изменение формы тела? (Ответ. Деформация)

3. Вода в газообразном состоянии? (Ответ. Пар)

4. Сколько агрегатных состояний у воды? (Ответ. Три)

5. Длина траектории ( Ответ. Путь)

6.Медицинские нитки должны быть достаточно толстыми, поэтому ушко иголки тоже должно быть широким. Такая иголка при наложении швов оставляет большой след, рвет ткани, образуя дополнительные ранки. Как быть ? Предложите усовершенствование иглы. (Ответ. Отказаться от иглы, металлизировать конец нити, который будет выполнять функцию иглы).

Карточка 4

1. Как называется процесс превращения пара в жидкость? (Ответ. Конденсация)

2. Можно ли нагреть сковородку, если у вас есть несколько таблеток спирта и больше ничего? (Ответ. Можно, если натереть сковородку таблеткой спирта)

3. Прибор для измерения силы? (Ответ. Динамометр)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. В каких единицах ( СИ ) выражается плотность пуха ? (Ответ. В кг\ м3)

5. Почему пламя спички направлено вверх? (Ответ. Теплый воздух поднимается вверх)

6. Почему сырые спички не зажигаются или зажигаются плохо? (Ответ. Вода не горит и уменьшает доступ кислорода) Карточка 5

1. Когда килограммовая гиря имеет большую массу летом или зимой? (Ответ. Масса не изменяется )

2. Какие силы возникают в рессорах детской коляски и каково устройство рессор, их назначение? (Ответ. Силы упругости. Рессоры состоят из упругих пружин. При езде по плохой дороге сохраняют плавность хода в результате своей деформации)

3. Для изготовления шоколадных конфет из сиропа или повидла нужно сделать бутылочку из шоколада и заполнить ее сиропом или повидлом

Если они холодные, то процесс заполнения идет медленно. Если горячие - быстро, но шоколад плавится, много конфет уходит в брак. Как поступить?

(Ответ. Заморозить начинку и окунуть в горячий шоколад)

4. Почему мяч подпрыгивает, когда им ударяют о землю, а камень нет? (Ответ. Мяч наполнен воздухом, который сжимается, при этом вследствие силы отталкивания между молекулами создается сила упругости, заставляющая мяч принять прежнюю форму).

5. Отличаются ли молекулы воды по строению от молекул льда? (Ответ. Нет) б.Что является мерой взаимодействия тел? (Ответ. Сила)

Этап 3 « Черный ящик»

Учитель: Назовите лакомство для мужчин, юношей, учеников. (Сигареты) Как родители могут узнать, курят их дети или нет?

Слайд: Курильщики ежегодно « выкуривают», т.е. выбрасывают в атмосферу 720 т. синильной кислоты, 384000 т. аммиака, 108000т никотина,600000т. дегтя и более 550000т угарного газа. Общая масса окурков на Земле за год составляет 2.520.000т, табачный дым окутывающий землю, задерживает ультрафиолетовые лучи, в среднем 25% видов веществ содержащихся в табаке, сгорает и разрушается в процессе курения, 50% уходит в окружающую среду,20% попадает в организм курильщика и только 5% остается в папиросе или фильтре сигареты. При курении проникают радиоактивные элементы: полоний, висмут, цезий, свинец - они найдены в табачном дыме, накапливаются в легких, в костном мозге, лимфатических узлах.

Этап 4 « Физика нужна!

Без нее не сделать нам ни шагу»

1 Сценка « Подруги»

Сидят за столом , пьют чай и рассуждают о том, что физика им будет не нужна, а на дом задали сочинение и задачи.

Первая. Не буду писать сочинение по физике и учить!

Я гуманитарий от рождения .

Юристом буду я и физика мне не нужна!

Вторая. А я пойду учиться в ТГУ

Журналистом буду.

Зачем мне физика, совсем я не пойму?

Учить ее я не хочу.

Учитель: Прошли годы.....

Сценка « Журналист»

В кабинет к редактору входит с рукописью журналист. За столом сидит редактор. Редактор. Принес статью?

Журналист. Принес ( подает статью. Редактор читает)

Редактор. Ты что написал?! « Машинист резко нажал на тормоз, и поезд встал, как вкопанный». Журналист. А почему бы и нет?

Редактор. А это?! « Теплоход проплывал мимо меня , и я любовался красиво переливающейся под прозрачной водой красной линией , тянувшейся по всему борту теплохода». Журналист. А разве так бывает?

Редактор. Слушай! « Свет, рождающийся в недрах Луны, манил и зазывал туда, откуда он появился « Ты, сколько классов кончил?

Журналист. 11 классов и факультет журналистики.

Редактор. Вероятно, ты на уроках физики смотрел в окно или спал. А это что? « Тонкий писк комара, издаваемый его тонюсенькими голосовыми связками, мешал мне заснуть». Ты совсем не знаешь физику! Поищите работу в другой газете. Вопрос. Что не понравилось редактору?

( Ответы.1.Поезд не может остановиться мгновенно, будет продолжать движение по инерции.

2.Ватерлиния не может быть под водой: она показывает допустимую осадку судна.

3. Луна светит отраженным солнечным светом

4.Писк комара создается колебаниями его крылышек, а не голосовыми связками.) Учитель : Китайская сказка. « Как пытали каменную плиту»

У мальчика, торговавшего пончиками, украли монеты. Для разоблачения вора судья Баи - гунн приказал срочно притащить чан с водой и каждому присутствующему велел монету в чан бросить. Сам рядом стоит, смотрит. Вот подошел какой - то человек, монету в чан опустил. Смотрит Баи- гунн: по воде сразу поплыли жирные круги. Как закричит судья: « Это ты, пес, у ребенка деньги украл! Признавайся!

Как объяснить с точки зрения физики, произошедшее? ( Ответ. Жир поднялся вверх, поскольку он имеет плотность меньшую, чем вода и не растворяется в ней)

2. Пословицы

а) Отрезанный ломоть к хлебу не приставишь.

б) Ложка дегтя бочку меда испортит.

3. Опыты.

Этап 5 « Итог урока»

Учитель: Знать физику должен каждый;

Любое тело, любой человек - всегда и однажды,

Ведь она везде и вся:

Гвоздь забивая, что - неся,

Иль воду разливаешь,

Игрушку ломаешь.

О физике легенды слагают,

Ученых великих не забывают.

Без знаний не выжать тебе на Земле.

Живи дружно с наукой всегда и везде!

Учите физику! Будете много знать!

Физика - удивительная : она интересна и всемогуща, даже если в ней очень слабо разбираешься. Есть одна наука-физика. Все остальное -коллекционирование марок. Это сказал великий ученый Эрнест Резерфорд. Спасибо, вам за урок.

Такие уроки приближают обучение к жизни, реальной действительности. Обучающиеся на таких уроках охотно включаются в деятельность, ибо нужно проявить не только свои знания, но и смекалку, творчество.

Таким образом, суть деятельностного подхода в обучении физике состоит в том, что на любом занятии организуется деятельность самих обучающихся по созданию и применению отдельных элементов или системы физических знаний. Здесь важно не упустить, дать развиваться личности дальше, дать возможность реализовать себя не только на школьной скамье, но и в дальнейшей жизни. Считаю особо важным формировать и развивать творческую личность, человека, который будет адаптирован к нелегким условиям современной действительности, ум и талан, которого не пропадет для общества и для него самого в результате:

• подготовке к турнирам, олимпиадам по физике

• индивидуальных занятий с одаренными детьми

• работы школьного научного общества, учебно-поисковой, учебно-исследовательской, научно-исследовательской.

Для такой работы применяю методы проблемного обучения, стимулирования и мотивации, самостоятельной познавательной деятельности обучающихся, строю индивидуальные образовательные траектории (ИОТ) с обучающимися, которые интересуются физикой. Выявив в ученике творческие задатки, создав ему мотивацию учитывая его профессиональные планы на будущее, я выстраиваю для него учебный план, сочетающий необходимость выполнения основной учебной программы и исследовательской работы.

ИОТ - один из этапов самоопределения личности, а исследовательская деятельность является способом реализации индивидуальной образовательной траектории и служит проверкой адекватности выбора обучающимися ИОТ.

Школа должна помочь обучающимся осознать, что исследовательская деятельность является одним из решающих факторов развития их способности самостоятельно учиться, готовности к самостоятельным действиям и принятию решений. В рамках работы школьного научного общества про-

ходит сотрудничество обучающихся с некоторыми ведущими научными вузами г. Томска (ТГАСУ, ТГПУ, ТПУ), атомным центром. Организация исследовательской деятельности обучающихся как средство реализации их индивидуальных образовательных траекторий будет наиболее успешной, если обеспечивается создание ситуаций успеха на этапе представления обучающимися исследовательских работ через участие в презентационных мероприятиях (форумах, конференциях, семинарах, выставках) различного уровня - от городского до Всероссийского. Мне хотелось бы закончить статью словами Теплова Б.М: «Способность существует только в движении, только в развитии. В психологическом плане нельзя говорить о способности, как она существует до начала своего развития, так же как нельзя говорить о способности, достигшей своего полного развития, закончившей свое развитие. Приняв, что способность существует только в развитии, мы не должны упускать из виду, что развитие это осуществляется не иначе, как в процессе той или иной практической или теоретической деятельности. Не в том дело, что способности проявляются в деятельности, а в том, что они создаются в этой деятельности» Развитие креативного мышления обучающихся должно проявиться в повышении результативности при решении проблем, при генерации идей по применению получаемых в школе знаний. Обучение физике способствует становлению и развитию нравственных черт личности - настойчивости, целеустремленности, познавательной активности, самостоятельности, креативному мышлению т.к.современному обществу требуется активная личность; творческая личность; личность, способная найти выход из любой сложившейся ситуации; личность, приспособленная к жизни в современном меняющемся мире; личность, способная к самообразованию. Библиографический список

1. Альтшуллер Г.С. Найти идею. Новосибирск, 1886.

2. Беляева Г.И. « Без знания физики удачи не видать!» Журнал «Физика в школе». №4 2008г.

3. Богоявлевская Д.Б. Творчество и одаренность// Труды научно- методического семинара « Наука в школе». Том 2. М.:НТА «АПФН»,2004.С.53-59.

4. Богоявлевская Д.Б. Идентификация творческих способностей// Труды научно - методического семинара « Наука в школе». Том 2. М.:НТА «АПФН»,2005.С.3-10.

5. Бояркина В. И. Развитие креативного и экологического мышления школьников путём применения алгоритма творческого изучения явления. МОУ СОШ №15

6. Елькин В. И. «Необычные учебные материалы по физике».- М;» Школа- Пресс» 2001г.

7. Теплов Б. М. Ум полководца. http://ru.wikipedia.org/

8. Теров А. А. Педагогические условия индивидуализации образовательного процесса в сельской школе и самоактуализация личности старшеклассника[Текст] / А.А. Теров // Сибирский педагогический журнал. - 2003. - № 5. - С. 252- 262. (0,75 п.л.)

9. Приложение к газете «Первое сентября». «Физика».

10. http:// ru. wikipedia.org /wiki/ Креативность

11. http://www.adalin.mospsy.ru /dictionary/.php ?...

12. http://www.it-med.ru /library/k/creativ.htm

Сентябрева Анна Александровна,

учитель английского языка МБОУ гимназия №136, г. Нижний Новгород [email protected]

Дополнительная образовательная программа кружка «Веселый Английский» Аннотация. Данная дополнительная образовательная программа является авторской, изучаемые темы подобраны с учетом возрастных особенностей учащихся от 9 до 11 лет. Программа рассчитана на один год обучения по 2 часа в неделю.

Ключевые слова: кружковая деятельность, лингвистический кругозор, коммуникативно-речевой такт, фонетика, грамматика, лексика, социокультурные компоненты, теоретическая часть, методическое обеспечение.

Одной из основных задач современной системы образования является формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих умение учиться. Совершенствование образовательных технологий сегодня позволяет учащемуся развиваться и самосовершенствоваться через сознательное, активное и осмысленное усвоение нового социального опыта. Одной из возможностей такого нового опыта может выступать занятие учащихся в кружке "Funny English".

Иностранный язык стал в полной мере осознаваться как средство общения, средство взаимопонимания и взаимодействия людей, средство приобщения к иной национальной культуре и как важное средство для развития интеллектуальных способностей школьника.

На занятиях кружка учащиеся совершенствуют свои знания, умения и навыки, убеждаются в практическом значении иностранного языка, в организации общения, приобретении дополнительной информации, с пользой проводят свое свободное время.

В процессе занятий учащиеся читают, обсуждают тексты о стране изучаемого языка, знакомятся с детским зарубежным фольклором, у них появляется дружелюбие и толерантность к представителям других стран и их культуре.

Кружковая деятельность готовит их к участию в общешкольных мероприятиях на изучаемом языке, способствует их самопознанию, самоутверждению и самовыражению. Тематики работы кружка дополняют и углубляют материалы урока, способствуют их более прочному усвоению, предусматривают связь с жизнью учащихся и стимулируют их потребность в общении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.