КЛАССИФИКАЦИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ МАТЕРИАЛА «РУССКАЯ ЛАПТА» ПРОГРАММЫ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ ШКОЛЬНИКОВ 5-6-Х
КЛАССОВ
Геннадий Николаевич Германов, кандидат педагогических наук, профессор, Воронежский государственный институт физической культуры (ВГИФК), Евгений Владимирович Готовцев, кандидат педагогических наук, доцент, Воронежский государственный архитектурно-строительный университет (ВГАСУ), Ирина Викторовна Машошина, соискатель,
Воронежский государственный институт физической культуры (ВГИФК)
Аннотация
Определена пульсовая напряженность двигательных заданий материала «лапта» в программном материале по физической культуре учащихся в 5-6 классах; представлена классификация заданий на блоки и модули по степени пульсовой напряженности ЧСС.
Ключевые слова: общеобразовательная школа, учащиеся 5-6 классов, урок физической культуры, комплексная программа, вариативная часть, русская лапта, двигательное (тренировочное) задание, частота сердечных сокращений - ЧСС, кардиомониторы «POLAR».
GAME “LAPTA” MOTION EXERCISES' CLASSIFICATION WITHIN THE PROGRAM OF PHYSICAL EDUCATION AMONG THE 5TH-6TH YEARS PUPILS
Gennady Nikolayevich Germanov, the candidate of pedagogical sciences, the professor, The Voronezh State Institute of Physical Culture,
Evgenie Vladimirovich Gotovtsev, the candidate of pedagogical sciences,
the senior lecturer,
The Voronezh State Architectural and Civil University,
Irina Viktorovna Mashoshina, the competitor,
The Voronezh State Institute of Physical Culture
Annotation
The pulse intensity of “lapta”'s motion exercises in program materials for the 5th-6th years students and the new classification of tasks based on blocks and modules have been made depending on the cardiac rate intensity.
Key words: the comprehensive school, the 5th-6th years students, the physical education lesson, the complex program, the variable part, the Russian “lapta”, the training task, the cardiac rate, the cardiac monitoring devices «POLAR».
МЕТОДИКА
В экспериментальной работе решалась задача: определить пульсовую напряженность двигательных заданий (ДЗ) лапты в программном материале по физической культуре учащихся в 5-6 классах [5]; осуществить классификацию заданий материала «лапта» для учащихся 5-6 классов на блоки-модули по степени пульсовой напряженности ЧСС.
Использовался комплекс инструментальных методик для анализа функционального состояния сердечно-сосудистой системы (ССС). Контроль ЧСС в условиях учебных занятий осуществлялся с помощью кардиомониторов «POLAR-S610, S810», а в отдельных случаях - с помощью командной системы «POLAR Team System». При анализе функциональной активности ССС фиксировались следующие данные: 1) текущее время урока; 2) время выполнения отдельных двигательных заданий на уроке;
3) исходная ЧСС; 4) максимальная ЧСС; 5) минимальная ЧСС; 6) средняя ЧСС; 7) сумма ударов сердца; 8) объем работы в зонах относительной мощности (%). С учетом фактических данных рассчитывались расчетные показатели: 1) «пульсовой напряженности (ПН-ДЗ) двигательных заданий»: отношение суммы ударов сердца за время этапа (задания) (СУС-ДЗ) ко времени этапа (задания) (№): «ПН-ДЗ» = СУС-ДЗ / №; 2) «пульсового прироста покоя (ППП-ДЗ) двигательных заданий»: отношение пульсового
напряжения (ПН-ДЗ) к значению исходной ЧСС (ЧССисх): «П1II 1-ДЗ»= (ПН-ДЗ / ЧССисх)-1; 3) «привнесенной функциональной нагрузки (ФН-ДЗ) двигательного задания»: произведение ППП-ДЗ на суммарное время двигательного задания (Х№): «Фн-ДЗ» = ППП-ДЗ х Х1дз [6].
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Русская лапта представляет собой содержание вариативной части программного материала по физической культуре [1]. Соответственно погодным и климатическим условиям, занятия по русской лапте проводятся как в спортивном зале, так и на спортивной площадке. Следует отметить, что организационные условия проведения занятий накладывают отпечаток на итоговую суммарную нагрузку урока. Так, при проведении занятий в зале суммарная функциональная нагрузка урока составляет 11,71 усл/ед, в то время как на площадке - 18,63 усл/ед. Например, «ДЗ: перебежка в «кон» в условиях зала характеризуется значением ПН-ДЗ, равным 136 уд/мин и ППП-ДЗ - 0,36 усл/ед. В условиях же игры на площадке это ДЗ определяется ПН-ДЗ - 167 уд/мин и ППП-ДЗ - 0,64 усл/ед, которые четко фиксируют больший прирост ЧСС. Аналогичное положение можно отметить и в отношении «ДЗ: перебежка с линии «кона» в «город». В зале его ПН-ДЗ составляет 141 уд/мин и ППП-ДЗ равен, соответственно, 0,41 усл/ед, на площадке - ПН-ДЗ - 173 уд/мин и ППП-ДЗ - 0,70 усл/ед.
Структурная и количественная организация выполняемых двигательных действий первейшим образом предопределяет их функциональный эффект. В этой связи в программах обучения и подготовки учащихся 5-6-х классов используется система физических упражнений, которые отличаются либо по структурному признаку - легкоатлетические, игровые, гимнастические, либо по функциональному признаку - 1, 2, 3 уровень и т.п. Так, «ДЗ: подача мяча в круг приземления» вызывает 10% прирост ЧСС. Его ПН-ДЗ на уроке - 105 уд/мин, а ППП-ДЗ - 0,05 усл/ед. «ДЗ: осаливание соперника в движении после передачи партнера» вызывает 40% прирост ЧСС, ПН-ДЗ которого соответствует 140 уд/мин, а ППП-ДЗ - 0,37 усл/ед (табл. 1).
Таблица 1
Анализ пульсовой напряженности двигательных заданий и их привнесенная функциональная нагрузка в урок физической культуры с элементами лапты у ______________________ учащихся 5 класса____________________________
Содержание двигательных заданий и сп 1 Л $ Время этапа (задания) ЧСС уд/мин Сумма ударов сердца за время ДЗ (СУС-ДЗ) Пульсовое напряжение (ПН-ДЗ), уд/мин Пульсовой прирост покоя (ППП-ДЗ), ед Привнесенная нагрузка ДЗ (Фн-ДЗ) в урок, ед
максимальная средняя минимальная
Текущее время урока (мин: с) ^ Ї СЗ м СП ^ о й ° 3 ^ 8
А Б В Г Д Е Ж З И К
Начало урока 0 0:00:00 Исходная ЧСС - 102 уд/мин
Построение, рапорт, постановка задач 1 0:01:20,0/1,33 115 105 101 157 118 0,16 0,21
Ходьба и ее разновидности 2 0:02:30,0/1,17 118 114 111 142 121 0,19 0,22
Бег и его разновидности 3 0:08:35,0/6,08 163 143 115 881 145 0,42 2,55
ОРУ на месте в кругу: для рук, ног, туловища 4 0:10:55,0/2,33 145 138 128 333 143 0,40 0,93
ОРУ на месте: для ног и туловища: приседы, выпады, наклоны, повороты 5 0:13:40,0/2,75 154 137 123 388 141 0,38 1,05
Перестроение, подготовка к игре, деление на команды 6 0:14:40,0/1,00 134 129 124 139 139 0,36 0,36
Игра в нападении: неполная перебежка 20 м 7 0:15:55,0/1,25 157 137 127 182 146 0,43 0,54
Неполная перебежка 40 м, осаливание игрока 8 0:17:15,0/1,33 178 147 128 208 156 0,53 0,71
Игра в защите: смещение в направлении бегущего соперника 9 0:19:25,0/2,17 142 136 127 306 141 0,38 0,83
Осаливание в движении после передачи мяча партнером 10 0:21:45,0/2,33 143 135 127 326 140 0,37 0,86
Игра в нападении: удар по мячу боковой свеча в дальнюю зону 11 0:22:50,0/1,08 144 135 128 157 145 0,42 0,45
Перебежка после удара в «кон» 12 0:24:05,0/1,25 173 157 134 209 167 0,64 0,80
Нахождение за линией кона, ожидание перебежки 13 0:25:20,0/1,25 158 143 134 190 152 0,49 0,61
Обратная перебежка с линии «кона» в «город», 2 очка 14 0:26:30,0/1,17 179 162 148 202 173 0,70 0,82
Осаливание команды: бег с мячом навстречу бегущему сопернику; переосаливание 15 0:27:55,0/1,42 169 155 141 232 163 0,60 0,85
Игра в нападении: полная перебежка, 2 очка 16 0:30:00,0/2,05 191 166 133 359 175 0,72 1,48
Неполная перебежка 20 м после нереализованного удара 17 0:31:50,0 / 1,83 153 144 133 276 151 0,48 0,88
Перебежка в «кон» 18 0:33:20,0/1,50 174 162 139 256 171 0,68 1,02
Перебежка с линии «кона» в «город», 2 очка 19 0:36:05,0/2,75 179 169 151 478 174 0,71 1,95
Игра в нападении: удар по мячу боковой свеча, ловля «свечи» соперником 20 0:37:50,0/1,75 152 144 133 264 151 0,48 0,84
Окончание игры, подведение итогов урока, заключительные действия 21 0:40:00,0/2,17 143 135 123 292 134 0,31 0,67
Всего по уроку ЧСС максимальная - 191 уд/мин, средняя - 144 уд/мин. Прибавочная функциональная нагрузка урока - 18,63 усл/ед.
Интенсивность работы в зонах ЧСС IV - 4,0% III - 21,3% II - 57,3% I - 17,4%
В то же время еще больший прирост ЧСС (на 60%) отмечается при выполнении «ДЗ: бег с мячом навстречу бегущему сопернику, переосаливание» из блока индивидуальных тактических действий нападающего. Его характеризует ПН-ДЗ, равное 163 уд/мин и ППП-ДЗ - 0,60 усл/ед. Выполнение технического приема «полная перебежка» определяется 80% приростом ЧСС. Значения его ПН-ДЗ - 175 уд/мин и ППП-ДЗ -
0,72 усл/ед определяют отнесение к 8 кластеру. Выполнение же отдельных технических или технико-тактических приемов, элементов, заданий в рамках двусторонней игры или контрольных встреч характеризуется 100% приростом ЧСС и, соответственно, отнесением к 10 кластеру классификации (табл. 2).
В исследовании установлено, что занятия русской лаптой на уроках физической культуры близки по воздействию к легкоатлетическим упражнениям, так как «пульсовой прирост» составляет 14-22 усл/ед. Наибольшее тренирующее воздействие оказывают уроки легкой атлетики, в них «пульсовой прирост» после выполнения стандартных легкоатлетических ДЗ составляет 1600-2400% (или 16-24 усл/ед) от исходной ЧСС, на уроках спортивных игр - 12-20 усл/ед, на уроках гимнастики - 8-16 усл/ед [2-
4].
Таблица 2
Классификация двигательных заданий по их «пульсовому приросту» - вызываемому стандартному сдвигу ЧСС в сравнении с исходной величиной - применительно к содержанию материала по лапте вариативной части Комплексной программы физического воспитания учащихся 5-х классов
Кластеры двигательных заданий Тренировочные (двигательные) задания технической подготовки
Технические элементы и приемы ТТД и задания в нападении ТТД и задания в защите
I кла- стер 10% прирост ЧСС от исходной величины Техника владения мячом. Подача мяча. Ловля мяча двумя руками на месте: летящего на уровне груди, выше головы, на расстоянии вытянутых рук. Ловля мяча сидя на площадке. Изучение и закрепление положений ног, туловища, рук в основных стойках игрока: находящегося в поле, подающего мяч, располагающегося в стартовой стойке.
Подача мяча в круг приземления: за счет ног, за счет маха руки, на заданную высоту, на точность приземления. Передача мяча одной на месте сверху, сбоку, снизу, «боковой пас». Передача мяча с близкого расстояния 3-10 м.
II кла- стер 20% прирост ЧСС от исходной величины Ловля мяча двумя и одной рукой с лета, после отскока, катящегося, прыгающего по площадке. Ловля мяча, летящего «свечой». Ловля мяча в падении, в прыжке. Бросок мяча с места на точность, с разворотом. Нахождение в зоне очередности, ожидание начала перебежки. Игра в поле без результативных действий.
Техника передвижений. Перемещение игрока шагом лицом, спиной, боком. Остановки, повороты, прыжки на месте толчком двух и одной ноги. Передача мяча на месте со среднего (10-30 м) расстояния. Выполнение передачи игроку, подающему сигнал. Выполнение передачи на точность.
III кла- стер 30% прирост ЧСС от исходной величины Ловля мяча двумя и одной рукой в движении при броске с близкого расстояния 3-10 м, с дальнего расстояния 30-40 м. Броски по движущейся мишени; в игрока, совершающего финт или увертывание. Сочетание способов перемещений шагом и бегом. Удары лицевой сверху, лицевой снизу «свеча», боковой, боковой «свеча», индивидуальная техника с учетом выбора биты и ростовых данных. Передача мяча на дальность. Передача мяча в движении: с разворотом в сторону партнера, в падении. Осаливание соперника с близкого и дальнего расстояния, стоящего на месте, бегущего навстречу, убегающего.
IV кла- стер 40% прирост ЧСС от исходной величины Броски с разных дистанций. Осаливание в движении после передачи партнера с разных дистанций. Удары в горизонтальную цель и на дальность. Удары в заданные зоны, на точность приземления. Удары на количество попаданий по мячу. Обманные удары с ложным замахом, со сменой позиции и способа удара. Изучение приемов, позволяющих избежать осаливания: прогиб, прыжок в сторону, проскальзывание вперед руками, кувырок и других. Изучение и закрепление навыка самостраховки при падении.
V кла- стер 50% прирост ЧСС от исходной величины «Вынос» мяча (бросок на дальность за линию «дома»). Бег равномерный. Неполная перебежка 10-20 м в нападении. Индивидуальные тактические действия нападающего, находящегося за линией дома, за линией кона, действия при осалива-нии, при осаливании партнера команды, приносящего очки. Индивидуальные тактические действия в защите: выбор места для ловли мяча при ударе сверху, сбоку, «свечой»; для получения мяча от партнера. Выбор места для осали-вания перебежчика; при расположении нападающего за линией кона; при перебежке двух, трех и более нападающих; действия при обратном переосаливании.
VI кла- стер 60% прирост ЧСС от исходной величины Бег переменный, с изменением направления и скорости, рывками, по дугам. Неполная перебежка 30-45 м в нападении. Бег в защите для оса-ливания, бег в защите после осаливания.
VII кла- стер 70% прирост ЧСС от исходной величины Перебежка в «кон», перебежка с линии «кона» в «город». Групповые тактические действия в нападении: действия нападающих при ударах сверху, ударов «свечой», дальних боковых ударов. Групповые перебежки за линию кона, за линию дома: однонаправленные, разнонаправленные, веером. Переключения в выполнении ТТД нападения в условиях учебнотренировочного процесса с высоким психическим и физическим напряжением при контроле за интенсивностью, длительностью упражнений и количеством повторений. Системы нападения 6-00, 2-2-2. Розыгрыш в нападении 2, 4, 6 очков. Групповые тактические действия в защите: действия защитников при ударах сверху, сбоку, «свечой». Взаимодействие переднего, центрального и правого (левого) дальнего защитников при выполнении перебежки с линии дома. Взаимодействие дальнего (левого, правого), центрального, переднего защитников при выполнении перебежки с линии кона. Взаимодействие игроков задней линии при осали-вании бегущего в «кон» нападающего. Командные действия при одиночных перебежках соперника; при групповых перебежках соперника; при самоосаливании соперника; при проигрыше командой матча.
VIII кла- стер 80% прирост ЧСС от исходной величины Полные перебежки.
IX кла- стер 90% прирост ЧСС Учебные игры. Индивидуальные и командные действия нападения в учебной игре Индивидуальные и командные действия защиты в учебной игре
X кла- стер 100% прирост ЧСС Контрольные встречи. Совершенствование индивидуальной техники и командной тактики игры в двухсторонней игре
Участие в соревнованиях. Соревнования школьного, районного и областного масштаба.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
В проведенном исследовании проанализирован комплекс уроков физической культуры годичной подготовки учащихся 5-6 классов с элементами легкой атлетики, спортивных игр - баскетбола, волейбола, лапты, а также гимнастики, в которых содержание материала соответствовало требованиям и рекомендациям «Комплексной программы физического воспитания школьников среднего возраста» [5].
Результаты корреляционного анализа показывают, что нагрузки в IV и III зонах пульсовой интенсивности являются определяющими для тренирующей направленности уроков физической культуры. Так, привнесенная функциональная нагрузка на уроках физической культуры определяется, в первую очередь, удельным весом работы в IV зоне интенсивности (ЧСС свыше 176 уд/мин), при этом корреляционная связь имеет сильную статистическую зависимость (г=0,818). Подобная зависимость проявляется и в отдельных циклах уроков с элементами легкой атлетики (г=0,789, г=0,941), баскетбола (г=0,629), гимнастики (г=0,851), волейбола (г=0,888), русской лапты (г=0,904). Удельный вес работы в III зоне интенсивности (ЧСС 156-175 уд/мин) также имеет важнейшее значение для укрепления здоровья и повышения физической подготовленности учащихся. Результаты корреляционного анализа обнаружили среднюю статистическую связь с общей функциональной нагрузкой урока (г=0,798). Средние значения коэффициента корреляции между общей нагрузкой урока и объемом работы в III зоне интенсивности определялись при анализе функциональной активности учащихся на уроках легкой атлетики (г=0,663, г=0,925), баскетбола (г=0,772), гимнастики (г=0,653), русской лапты (г=0,568).
Примечательно, что нет статистической взаимосвязи между привнесенной функциональной нагрузкой урока и объемом работы во II зоне интенсивности (ЧСС 136-155 уд/мин). Лишь в уроках гимнастики такая связь определилась (г=0,798), что
еще раз характеризует уроки гимнастики как занятия со средней и низкой функциональной активностью. В уроках легкой атлетики изучаемая зависимость оказалась отрицательной, когда г=-0,923. Выскажем спорное суждение, что функциональная нагрузка на уроке в большей мере определяется включением в него интенсивных двигательных заданий с высоким тренирующим потенциалом, нежели общей моторной плотностью урока, когда упражнения низкой функциональной стоимости выполняются длительно по времени, но, тем не менее, не оказывают тренирующего и укрепляющего воздействия. Отрицательная корреляционная связь обнаружилась при анализе взаимозависимости общей функциональной нагрузки урока и объемов физической работы в I зоне интенсивности (ЧСС 91-130 уд/мин) и выразилась коэффициентом корреляции г=-0,832. Отрицательная зависимость проявляется и в отдельных циклах уроков с элементами легкой атлетики (г=-0,626, г=-0,880), баскетбола (г=—0,905), гимнастики (г=—0,938), русской лапты (г=-0,746).
ЛИТЕРАТУРА
1. Германов, Г. Н. Русская лапта в основе построения вариативной части учебной программы по физической культуре учащихся 10-11-х классов [Текст] / Г. Н. Германов, Е. В. Готовцев, И. В. Машошина // Культура физическая и здоровье. - 2008. -№ 4 (18). - С. 24-31.
2. Готовцев, Е. В. Содержание и направленность тренировочных нагрузок в годичном цикле подготовки игроков в русскую лапту 16-18 лет на этапе спортивного совершенствования [Текст] : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / Готовцев Евгений Владимирович. - М., 2003. - 23 с.
3. Готовцев, Е. В. Планирование в спортивной тренировке юных игроков в русскую лапту [Текст] : метод. рекомендации / Е. В. Готовцев, Г. Н. Германов. - Воронеж : [б.и.], 2006. - 116 с.
4. Готовцев, Е. В. Педагогический контроль в спортивной тренировке юных игроков в русскую лапту [Текст] : метод. рекомендации / Е. В. Готовцев, Г. Н. Германов. - Воронеж : [б.и.], 2006. - 131 с.
5. Комплексная программа физического воспитания учащихся ЬХ! классов = [Текст] / авт. В. И. Лях, А. А. Зданевич. - М. : Просвещение, 2006. - 126 с.
6. Матвеев, Л.П. Общая теория спорта и ее прикладные аспекты [Текст] : учеб. для завершающего уровня высшего физкультурного образования. - 4-е изд., испр. и доп. - СПб. : Лань, 2005. - 384 с.
Контактная информация: [email protected]
ТЕХНОЛОГИЯ ПРАВОВОЙ ПОДГОТОВКИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ СПОРТИВНЫХ СООРУЖЕНИЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ОБУЧАЮЩИХ ИГР
Иван Александрович Гладин, соискатель, Санкт-Петербургский государственный политехнический университет (СПбГПУ)
Аннотация
В работе представлены результаты проведенного исследования по обоснованию и разработке педагогической технологии правовой подготовки руководителей спортивных сооружений с использованием обучающих игр. Автором выявлены педагогические условия, необходимые для эффективной реализации данной технологии. Экспериментально доказана высокая эффективность разработанной технологии для повышения уровня юридической грамотности руководителей спортивных сооружений.
Ключевые слова: руководители спортивных сооружений; правовая подготовка; обучающие игры; технология.