f
L
Библиографический список | |
1. Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1986. § о
2. Божович Л.И., Славина Л.С. Психическое развитие школьника и его Э S воспитание. М., 1979. =
3. Кон И.С. Психология ранней юности. М., 1989.
4. Маркова А.К. Психология обучения подростка. М., 1975.
5. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. М.; Воронеж, 2000.
6. Сидоров К.Р. Самооценка, уровень притязаний и эффективность учебной деятельности старшеклассников // Вопросы психологии. 2007. № 3. С. 149-157.
7. Фролов Ю.И. Психология подростка: Хрестоматия. М., 1997.
8. Хлыбова Е.В. Общевозрастные и специфические особенности процесса социализации подростков 15-17 лет // Среднее профессиональное образование. 2009. № 3. С. 49-51.
9. Челепева Л.Н. Агрессивность и особенности самосознания личности подростка: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. Краснодар, 2001.
Е.А. Сорокоумова, Н.Ю. Молостова
Влияние когнитивных структур самосознания на проявления социальной неуверенности младших школьников
В статье обсуждается вопрос о влиянии когнитивных структур самосознания на проявления социальной неуверенности младших школьников. Авторы рассматривают социальную неуверенность как сложное интегративное образование, особенности ее проявлений у детей младшего школьного возраста, причины ее формирования в процессе социализации. В статье обсуждаются условия освоения младшим школьником позитивного социального опыта, необходимого для формирования социальной уверенности.
. к Ключевые слова: социальная неуверенность у младших школьников, соци-
1 <5 альный опыт, самосознание младших школьников.
ss is
го 0J
ср s
Iго В настоящее время в обществе возник новый социальный заказ: вместо
о послушных исполнителей востребованы люди, быстро ориентирующиеся
5 в различных ситуациях, творчески решающие поставленные перед ними задачи, способные к активному участию в социальных преобразованиях общества.
Одной из центральных задач современной педагогической психологии является нахождение механизмов, форм и способов психологического раскрепощения личности, способной к продуктивной деятельности, построению успешных социальных взаимоотношений с окружающими людьми, с самим собой.
Наряду с этим уже со школьного возраста можно наблюдать проявление социально-психологических барьеров, проявляющихся в структуре отношений личность - личность, личность - группа, групп - группа, опосредованных различными мотивами общения. Во всех перечисленных случаях выделяются трудности, влияющие на активность и особенности проявлений личности во взаимоотношениях с социумом.
В ряде исследований психологов [1; 4; 6; 7], определяющим в личностном и социальном развитии современное подрастающее поколение, рассматривается необходимость формирования деятельного самосознания, интегральной способности осознающего субъекта обобщать все многообразие своих жизненных проявлений. Субъекта с таким самосознанием отличает интерес к деятельности, желание самому осуществлять в ней выборы, активность и инициативность, уверенность в своих силах, включенность в какую-либо совместную деятельность, в межсубъектные отношения.
Способность личности к социализации с ранних этапов развития связана с освоением представлений о себе, усвоением оценок окружающих, познанием своих возможностей. Многоступенчатый и сложный процесс самопознания ребенка сопряжен с разнообразными переживаниями, которые в дальнейшем обобщаются в эмоционально-ценностное отношение личности к себе. Когнитивные структуры, обеспечивающие процесс самопознания личности, дают возможность субъекту адекватно отслеживать и сознавать себя в изменяющихся условиях жизни и собственного развития, в сложной системе человеческих отношений.
В различных видах деятельности развивающаяся личность переживает свою идентичность, обеспечивающую его самоопределение в прошлом, в текущем отрезке времени и в будущем, а также участвует в процессах
индивидуализации и персонализации, необходимых для самосовершенст- к вования индивида. Особое значение в этом процессе принадлежит учеб- | о ной деятельности младших школьников, где и берет начало понимание | § окружающего мира, других людей и себя самого. ^
В настоящее время процесс идентификации рассматривается как важный механизм, во многом определяющий развитие личности в онтогенезе, имеющий определенное значение - формирование способа самосознания как основы социализации, обеспечивающее овладение индивидом общеродовыми качествами, тождество человека с человечеством.
Одним из важнейших институтов социализации личности в обществе является школа. Включаясь в новые социальные отношения, школьник на начальных этапах обучения участвует не только в усвоении информации - знаний и правил, необходимых для успешного осуществления учебной деятельности, но и в общении, коммуникации, соответствующей структуре общества и господствующему в нем типу взаимоотношений.
Взаимодействие с социальными объектами в системах «ребенок - взрослый», «ребенок - дети», «ребенок - учитель», в различной степени обеспечивает удовлетворение потребностей младшего школьника. Постепенно у него формируются представления об эталонном (должном) в системе школьных и общественных отношений, в сравнении с которым формируются и представления о себе.
Освоенный младшим школьником механизм идентификации способствует расширению его представлений о себе, что, в зависимости от потребностей и их удовлетворения, может идти разными путями. Гипертрофированная и недостаточная идентификация в сравнении со сверстниками и окружающими его взрослыми в различной степени препятствуют «зарождающейся идентичности», блокируют самостоятельное и аутентичное самоопределение. Такой путь в значительной степени обедняет формирующиеся представления о себе у младшего школьника, ограничивает появление новых позитивных знаний о себе. Оптимальным вариантом для формирования представлений о себе в структуре самосознания, на наш взгляд, может являться так называемая «умеренная степень идентификации» [7], «гармоническое взаимодействие» [3], выражающееся в достаточном для личностного развития и удовлетворения потребностей личности в накоплении представлений о себе в процессе отождествления с различными социальными группами и категориями.
Опираясь на вышесказанное, мы попытались изучить особенности влияния когнитивных структур самосознания на проявления социальной неуверенности у современных младших школьников.
. к Мы рассматриваем социальную неуверенность как сложное интегра-1 о тивное образование, центральными компонентами которого являются
т (3
! I недостаточное накопление представлений о себе, недостаточная адек-§ ватность самоотношения индивида к собственным навыкам, умениям и о способностям, удовлетворение своих потребностей, проявляющиеся в 5 ситуациях взаимодействия с различными социальными объектами [2].
Исследуя специфику компонентов социальной неуверенности у современных младших школьников, мы выявили определенные особенности ее составляющих: недостаточность сформированности представлений о себе, зависимость личности от внешней детерминации, несогласованность представлений Я-реального и Я-идеального, недостаточно развитые умения и способности, необходимые ребенку для его включенности в различные виды деятельности в процессе обучения и внеучебной деятельности.
Особое значение, по нашему мнению, для развития личности младшего школьника представляют те когнитивные составляющие, которые выступают в качестве определяющих характер межличностного взаимодействия. Важным компонентом когнитивных структур представляется образ себя и процессы самооценки эффективности собственных действий в процессе построения взаимоотношений и взаимодействии с окружающими, дополняемые представлениями о своих способностях, достижениях, базирующихся на оценке значимых взрослых в этом возрасте (учителя, родителей) и сверстников.
Завися от условий социализации, социальная неуверенность в младшем школьном возрасте представляет собой результат многократно повторяемых объектных отношений «я - социальный объект». У многих детей представленная на начальных этапах онтогенеза отрицательная интроекция со стороны значимых взрослых усваивается ими без анализа ее смысла. Идентификация на этапе обучения в младших классах активизирует когнитивное развитие ребенка с последующим анализом механизма соотнесения «я» и «объекта». Определяющиеся со временем границы социальных контактов расширяются, в которых появляются ранее усвоенные когниции (представления о себе) в результате оценки значимых взрослых и сверстников. Блокирующие знания и убеждения о себе обычно активируются под воздействием особых, стрессовых для субъекта социальных ситуаций, увеличивающихся с возрастом ребенка, отдельных индикаторов, которые напоминают о его прошлом негативном опыте. Последнее часто связано со снижением активности младшего школьника, неадекватностью его самоотношения к собственным навыкам, умениям и способностям, недостаточному удовлетворение своих потребностей,
снижении мотивации достижения успеха, проявляющиеся в ситуациях взаимодействия.
Таким образом, социальную неуверенность следует рассматривать во взаимосвязи с особенностями развития когнитивной составляющей самосознания. Это определяется как возрастными особенностями, а именно возрастной незрелостью когнитивной сферы, так и преобладанием блокирующих представлений о себе у субъекта, закрепленных его социальным опытом.
Учитывая то, что социальная неуверенность рассматривается нами в тесной взаимосвязи с когнитивными компонентами самосознания, сформированного в процессе социального опыта, можно сказать, что социальная уверенность, в свою очередь, во многом формируется под влиянием социально опосредованных оценок поведения и результатов ведущего вида деятельности индивида (учебной для младшего школьника), становящихся постепенно индивидуально-психологическими характеристиками в процессе адаптивного самоутверждения.
Познание младшим школьником себя является постоянно развивающимся процессом. Это подчеркивает неисчерпаемые возможности процесса самопознания, как его содержательной, так и функциональной стороны [5; 6]. Условием, определяющим непрерывность динамики формирования представлений личности о себе, своих возможностях является изменение самой действительности и взаимодействий с социумом. Необходимость младшего школьника обращаться к своему «Я» в процессе социальных взаимодействий, совершенствовать и расширять знания о себе обеспечивает познание им своих возможностей, особенностей, социально-личностных качеств.
Не всякий социальный опыт способствует успешному социальному развитию личности. Как справедливо подчеркивала Л.И. Божович, «психическое развитие ребенка, формирование его личности может быть понято лишь в рамках его социализации... но... "образцы", с которыми он встречается в ходе своего развития, отнюдь не однозначны. Они могут представлять собой продукты творческой, созидательной деятельности., но они могут быть продуктом негативного опыта. и, если процесс социализации проходит стихийно., то нет никакой гарантии, что он будет направлен на усвоение лучших, а не худших образцов» [1].
Мы опираемся на положение о необходимости освоения младшим школьником позитивного социального опыта, заключающегося в осознании им своих социальных возможностей, ролей, представлений о себе и обеспечивающего поступательное развитие личности, эффективное взаимодействие с окружающими, качественное изменение социальной
. к позиции, что может способствовать формированию у него социальной 1 о уверенности в конкретных ситуациях взаимодействия. Как отмечает
т о
Ц I Д.И. Фельдштейн, «...именно социальное развитие, определенный уро-§ вень его обеспечивают развитие и интеллектуальное, отражаясь в стрем-
о
о лении растущего человека занять качественно новую социальную пози-| цию» [7].
Исходя из того, что общение - это одна из областей деятельности, которая обеспечивает развитие и дальнейшую самоактуализацию личности в обществе, мы считаем, что при организации коллективной деятельности в условиях образовательного процесса и во внеучебной деятельности, в ходе освоения младшими школьниками различных способов взаимодействия при решении практических задач и разрешении проблемных ситуаций, возможно формирование у них новых представлений о себе, расширяющих позитивные когнитивные структуры самосознания и позитивное самовосприятие.
Расширение позитивных когнитивных структур самосознания и позитивное самовосприятие в процессе освоения младшим школьником позитивного социального опыта способны создать основу для освоения им эффективных способов взаимодействия с окружающими и могут способствовать формированию новых позитивных представлений о своих возможностях, социальной уверенности.
Библиографический список
1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб., 2008.
2. Молостова Н.Ю. Общие подходы к изучению социальной уверенности в зарубежных и отечественных психолого-педагогических исследованиях // Инициативы XXI века. 2013. № 1. С. 68-70.
3. Мухина В.С. Проблема генеза личности. М., 1985.
4. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М., 2008.
5. Сорокоумова Е.А. К проблеме самопознания современного младшего школьника // Вестник МГГУ им. М.А.Шолохова. Сер. «Педагогика и психология». 2015. № 2. С. 106-113.
6. Сорокоумова Е.А. Этапы экспериментального исследования развития самопознания в процессе обучения // Известия Самарского научного центра РАН. 2014. Т. 16. № 2-1. С. 124-132.
7. Фельдштейн Д.И. Психология взросления: структурно-содержательная характеристика процесса развития личности. М., 1999.
8. Эриксон Э. Жизненный цикл: эпигинез идентичности // Психология личности / Сост. Д.Я. Райгородский. Самара, 1999. В 2 т. Т. 1. С. 305-438.