Научная статья на тему 'Психолого-педагогические обоснования регулятивной функции социальной уверенности младшего школьника'

Психолого-педагогические обоснования регулятивной функции социальной уверенности младшего школьника Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
396
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ УВЕРЕННОСТЬ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА / РЕГУЛЯТИВНАЯ ФУНКЦИЯ / ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / SOCIAL CONFIDENCE OF PRIMARY SCHOOL LEARNERS / REGULATORY FUNCTION / ORGANIZATION OF ACTIVITIES / SOCIAL RELATIONS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Сорокоумова Е. А., Молостова Н. Ю.

В статье приводятся психолого-педагогические обоснования регулятивной функции социальной уверенности младшего школьника. Особое внимание авторами уделено регулятивной функции социальной уверенности как необходимому внутреннему условию организации ребенком своего поведения, деятельности и социальных отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Сорокоумова Е. А., Молостова Н. Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychological and pedagogical basis of the regulatory function of social confidence of primary school leaners

The article describes psychological and pedagogical justification of the regulatory function of social confidence of primary school learners. Special attention is paid to the regulatory function of social confidence as an essential internal condition of the organization of the child’s behavior, activities and social relations.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогические обоснования регулятивной функции социальной уверенности младшего школьника»

/

сс сс

§ | Е.А. Сорокоумова, Н.Ю. Молостова

I 8

Психолого-педагогические обоснования регулятивной функции

социальной уверенности младшего школьника

В статье приводятся психолого-педагогические обоснования регулятивной функции социальной уверенности младшего школьника. Особое внимание авторами уделено регулятивной функции социальной уверенности как необходимому внутреннему условию организации ребенком своего поведения, деятельности и социальных отношений.

Ключевые слова: социальная уверенность младшего школьника, регулятивная функция, организация деятельности, социальные отношения.

Начало систематического обучения в школе связано не только с изменениями социальной ситуации в жизни ребенка, но и с изменением его социального статуса. Учебная деятельность в современной начальной школе продолжает оставаться ведущей. В ней происходит развитие всех познавательных психических процессов и личности младшего школьника в целом. В начальной школе учитель организует учебную деятельность учащихся как совместную творческую деятельность, учит их работать в определенном темпе, ориентироваться на других детей, уметь планировать и согласовывать свои действия и действия партнеров, подчиняться групповым правилам.

Регулятивные функции социальной уверенности младшего школьника во многом определяют его учебную деятельность и поведение в игровых ситуациях, строящихся на основе социальных норм, учебных мотивов и позитивного эмоционального отношения к ней.

Освоение структуры нового вида деятельности, переход к иной социальной позиции обуславливает необходимость формирования у младшего школьника регулятивной функции социальной уверенности, отвечающей за осознанность действий, за способность осуществлять выбор в конкретных социальных ситуациях.

Говоря о социальной уверенности, мы имеем в виду целостное системное образование, включающее в себя совокупность компонентов и характеристик: представления о себе, критерии, формы, виды оценок, способы социального поведения, его самоконтроль, мотивация достижения успеха в ведущей и других видах деятельности, обеспечивающие

ш

ее г^

самореализацию личности (познания и самоутверждения своих возмож- Е ностей) и успешную социальную адаптацию в обществе с оптимальным о ^ достижением персональных и общественных целей. Общение и взаимо- 5 ° действие со сверстниками является для младшего школьника мощным | 1 средством в формировании социальной уверенности [2]. |<§

Сверстник выступает в роли «зеркала», в котором ученик начальной о § школы видит отражение своего бытия, находит интуитивное понимание ч о своего состояния, стремления к самовыражению. В младшем школь- с ном возрасте ребенок делает важный шаг от совершенствования своих индивидуальных особенностей к их успешному применению в группе, от собственной активности, инициативы - к групповой активности и переживанию себя как члена группы, от использования языка для конструктивного общения с другими к его использованию для конструктивного общения в группе.

В рамках деятельностного подхода К.А. Абульханова-Славская дает определение уверенности в социальных отношениях как типологической характеристики личности, ее активности через соотношение саморегуляции с притязаниями и достижениями, удовлетворенностью личности, как качества личности или ее состояние в процессе осуществления деятельности, которое возникает при оптимальном совпадении требований и способностей их выполнить, обеспечить [1]. Данное определение, на наш взгляд, является актуальным и относительно современного младшего школьника.

Изучая личность младшего школьника во взаимоотношениях с окружающим миром, мы рассматриваем ее в процессе социализации, в которой она усваивает обобщенно-интегральные знания о себе, отношение к себе и собственные самооценки, осваивает опыт самоконтроля и взаимодействия с окружающими взрослыми людьми и сверстниками. Опираясь на положение С.Л. Рубинштейна о неразрывности развития личности в целом с социальным опытом и событиями жизненного пути человека, мы видим категорию социальной уверенности младшего школьника как отражение качества и содержания его взаимоотношений с окружающим миром, миром других людей, с самим собой [5].

Выполняя регулятивные функции, социальная уверенность выступает необходимым внутренним условием организации младшим школьником своего поведения, деятельности и отношений.

Так, важной составляющей социально-личностного развития на этапе начального обучения в школе является выполнение обязанностей, формирование ответственного отношения к учебной деятельности, проявление волевых усилий при достижении учебных целей, а также формирование самоконтроля за проявлениями эмоционально-волевой сферы

*

2Е и поведения в отдельных социальных ситуациях и произвольной регу-¥ § ляции поведения личности в целом.

т-.

о [5 Взрослея, младший школьник учится управлять врожденной эмо-й ^ циональностью, трансформировать ее в соответствии с требованиями с социума и культуры, осуществляя контроль за своей деятельностью с точки зрения выполнения им принятых норм и правил. Различают внешние формы контроля, обеспечивающие возложение ответственности за результаты его деятельности (подотчетность, оценивание, наказуемость и т.п.) и внутренние формы саморегуляции его деятельности (чувство ответственности, чувство долга), формирующие определенные стратегии поведения, которые укладываются в рамки понятия «локус контроля».

Социальная уверенность, выполняя регулятивную функцию и, во многом, определяя трансформацию от внешних форм контроля к внутренним формам саморегуляции деятельности, опосредствует восприятие и понимание окружающего мира, других людей и самого себя в мире людей.

Именно понимание как процесс и результат порождения, нахождения и интерпретации личностных смыслов субъектов взаимодействия, общения и обучения становится психологическим механизмом социальной уверенности младшего школьника.

Основным звеном формирования регулятивной функции социальной уверенности младшего школьника мы определяем процесс общения и взаимодействия, организуемый учителем. Именно во взаимодействии с другими учащимися и с учителем происходит формирование представлений учащихся о ценностях с опорой на их личный опыт; обогащение эмоционального опыта младших школьников переживанием других людей через проживание эмоционально-нравственных ситуаций; развитие способности к оцениванию и выбору по критерию ценностей; включенность в активное взаимодействие с значимыми и близкими другими людьми в окружающем мире.

С позиций социальной уверенности ее регулятивная функция проявляется в жизнедеятельности младшего школьника; в управлении им операциями учебной деятельности; в построении взаимодействия с окружающим миром; в особенностях понимания им себя и действительности, позволяющих осознать себя как частицу окружающего мира; через актуализацию собственного личностного опыта в процессе понимания и усвоения знаний о предметном мире и о других людях, и моделирования им, на этой основе, своей индивидуальной картины мира [3].

Благодаря регулятивной функции, социальная уверенность выступает необходимым внутренним условием организации младшим

135

CC CN

школьником своего поведения, деятельности и отношений. Регулятив- Е

ная функция, на наш взгляд, не ограничивается решением задач адапта- § ^

ции и приспособления к меняющимся окружающим условиям: она явля- g °

ется важнейшим условием в процессе мобилизации ребенком своих сил, 1 1

реализации своих возможностей, творческого потенциала. | g

Таким образом, регулятивная функция социальной уверенности о §

во многом определяет успешность выполнения ребенком младшего So

школьного возраста норм и правил взаимоотношений с окружающи- с ми; самоконтроль поведения в ситуациях, требующих самостоятельных действий ребенка с опорой на имеющийся у него жизненный опыт; способность к оцениванию своих поступков с точки зрения соответствия их ценностям, принятым в обществе.

Библиографический спиоск

1. Абульханова-Славская К.А. Типология активности личности // Психологический журнал. 1985. Т. 6. № 5. С. 15-18.

2. Молостова Н.Ю. Общие подходы к изучению социальной уверенности в зарубежных и отечественных психолого-педагогических исследованиях // Инициативы XXI века. 2013. № 1. С. 68-70.

3. Сорокоумова Е.А. Психология самопознания в обучении. М., 2010.

4. Сорокоумова Е.А. Психология самопознания как научная основа развития субъектов обучения. М., 2012.

5. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. СПб., 2017.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.