/
сс сс
§ | Е.А. Сорокоумова, Н.Ю. Молостова, М.В. Ферапонтова
1 8
2 ¡5
Психолого-педагогические аспекты становления ответственности младшего школьника поколения Z
В статье анализируются критерии формирования ответственности младших школьников поколения Z: знание социальных, нравственных норм поведения, возможность осуществления младшим школьником выбора, ответственного отношения к учебной деятельности, проявление волевых усилий в достижении целей, непосредственного опыта саморегуляции своего поведения. Ключевые слова: младший школьник поколения Z, ответственность у младших школьников, значение семьи для младшего школьника, младший школьник как субъект социальных отношений.
В настоящее время в научный обиход психологов и педагогов входит новая теория - теория поколений, разработанная американскими учеными в 1991 г., основанная на ценностях среднего класса, которые формируются в возрасте 10-12 лет под влиянием социальных изменений в обществе и на основе ценностей семьи.
Дети, родившиеся после 2000 г., по этой теории относятся к так называемому поколению 2. В настоящее время в начальной школе учатся представители этого поколения, которые по возрастной периодизации Д.Б. Эльконина называются младшими школьниками, с характерными для этого возраста особенностями и новообразованиями [6].
Начало систематического обучения в школе связано не только с изменениями социальной ситуации в жизни ребенка, но и с изменением его социального статуса. Освоение структуры нового вида деятельности, переход к иной социальной позиции обуславливает необходимость формирования у младшего школьника ответственности за свои действия как способности осуществлять выбор в конкретных социальных ситуациях.
Ответственность считается важнейшим свойством личности. В психологии ответственность понимается как осуществляемый в разных формах контроль над деятельностью субъекта с точки зрения выполнения им принятых норм и правил.
Различают внешние формы контроля, обеспечивающие возложение на субъекта ответственности за результаты его деятельности (подотчетность, оценивание, наказуемость и т.п.) и внутренние формы
147
ее
саморегуляции его деятельности (чувство ответственности, чувство | долга), формирующие определенные стратегии поведения человека, о ^ которые укладываются в рамки понятия «локус контроля». 5 °
В рассмотрении социальной ситуации на этапе личностного развития | 1
современного представителя поколения 2, младшего школьника, мы 2 <§
[Ео
опираемся на ее определение в антропометрической психологии, данное о рд В.И. Слободчиковым, как поступательное движение человека к само- чю стоятельности и саморазвитию [5]. с
Относительно младшего школьного возраста мы понимаем ответственность как интегративную характеристику, определяющую его поведение в учебной и других видах деятельности на основе социальных норм, учебных мотивов и позитивного эмоционального отношения к ней. В структуре ответственности младшего школьника мы выделяем мотивационный, когнитивный, эмоционально-волевой и поведенческий компоненты.
Мотивационный компонент определяет возможность осуществления младшим школьником выбора, т.е. сознательного предпочтения определенной линии поведения, который может осуществляться в усложненных условиях, например, в конфликтных, где сталкиваются его внутренние интересы, а также интересы личностей или групп людей. Выбор всегда есть результат поисков нравственных позиций человека, который сознательно отбирает важные для него ценности и на основе этого готов или не готов к исполнению нравственного поступка. Следовательно, способность к оцениванию и выбору по критерию ценностей является одним из важнейших условий формирования ответственности у младших школьников.
Когнитивный компонент включает в себя знание младшим школьником социальных, нравственных норм поведения, соответствующих социальной роли школьника, склонность придерживаться их в своем поведении. Социализируясь в обществе, человек связан с ним множеством нормативных систем. Социальные нормы являются необходимым условием социального развития личности младшего школьника.
Эмоционально-волевой компонент отвечает за осознание обязанностей, формирование ответственного отношения к учебной деятельности, проявление волевых усилий при достижении учебных целей. Важной составляющей социально-личностного развития младшего школьника является формирование самоконтроля за проявлениями эмоционально-волевой сферы и поведения в отдельных социальных ситуациях и произвольной регуляции поведения личности в целом. Взрослея, ребенок учится управлять врожденной эмоциональностью, трансформировать ее в соответствии с требованиями социума и культуры.
* | Поведенческий компонент определяет выполнение младшим школь-| § ником обязанностей и правил поведения, достижение учебных целей, о 5 отчет за результаты деятельности. Освоение детьми на практике знаний, ч правил взаимоотношений, непосредственного опыта в их применении с при решении учебных, проблемных коммуникативных ситуаций, формирование новых представлений о себе, саморегуляции своего поведения, развитие новых оценочных отношений, мотивации сознательного предпочтения определенной линии поведения, определяющей достижение успеха в учебной деятельности, являются важным источником формирования ответственности младшего школьника.
Младший школьник выступает как субъект социальных отношений, прежде всего, в ведущем виде деятельности - в учебной деятельности. Здесь формируются различные способы взаимодействия и общения с другими людьми - со сверстниками, учителями, родителями. Впоследствии эти способы взаимодействия переносятся на другие виды деятельности (трудовую, коммуникативную и др.). Поэтому необходимым условием формирования ответственности младшего школьника является деятельность, которая становится для него не только способом развития мышления, но и необходимой социальной практикой.
В процессе деятельности возникает необходимость социальной ориентации на другого, партнера по взаимодействию. Степень личной вовлеченности в социальную ситуацию и личной ответственности за результаты деятельности в процессе ее выполнения во многом определяют успешное развитие когнитивного, мотивационного, эмоционально-волевого и поведенческого компонентов ответственности младшего школьника [9].
Социокультурная среда, в которой протекает вся жизнь младшего школьника, является источником, обеспечивающим развитие личности, совместная деятельность и общение - движущей силой. Для младшего школьника в организации такой среды бесспорно важное значение имеет семья. Модель мира человек изначально получает от окружающих его людей (родителей, близких), впоследствии активно строит сам, объединяясь в этой работе с другими. Как справедливо подчеркивала Л.И. Божович, психическое развитие ребенка, формирование его личности может быть понято лишь в рамках его социализации [1].
Формирование ответственности у младшего школьника в условиях семьи определяется единством представлений родителей о нормах, ценностях, развитии нравственных чувств, мотивах ответственного поведения и поступках. При этом предполагается, что ребенок выступает как субъект социальных отношений, осваивая знания, их эмоциональное прочувствование в личном опыте социальных взаимоотношений
с родителями и окружающими людьми, что обеспечивает внутреннее | принятие норм поведения и ценностей. о ^
Деятельностный компонент образует пространство (совокупность) 5 ° различных видов деятельности, реализуемых в условиях семьи и изме- 1 1 няющихся на протяжении семейного цикла жизни. Компетенции, сфор- | 2 мировавшиеся в процессе познавательной деятельности, обеспечива- о § ют развитие личностных качеств человека [4]. Включенность ребенка чю в процесс общения и деятельности является основным звеном форми- с рования ответственности за свое поведение и результаты деятельности, представлений о себе. Познание младшим школьником через призму семьи окружающего мира и себя является необходимым, постоянно развивающимся процессом, обеспечивающим неисчерпаемые возможности самопознания, как его содержательной, так и функциональной стороны, с огромными психологическими ресурсами человека как личности [7].
К характеристикам, определяющим семью как субъект социокультурной среды, в которой формируется личность младшего школьника, могут относиться: личностные особенности родителей; родительское отношение; родительские установки, директивы, предписания, сценарии, образ ребенка, его будущего и соответствующие им типы поведения; родительские позиции; типы позитивного и ложного родительского авторитета и любви; семейные позиции и роли ребенка; стили, типы, тактики воспитания; стили общения; черты патогенных типов воспитания и общения с ребенком; родительские реакции, типы, формы отношений «мать - ребенок» [8].
По мнению А.Я. Варга, родительские отношения - это система разнообразных чувств к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимание характера и личности ребенка, его поступков. Родители младшего школьника создают условия для развития личности ребенка и его способности быть субъектом процесса своего социального развития, поэтому семья определяется нами как система детско-родительских, родительско-детских отношений, включающая в себя стиль семейного воспитания, эмоциональные контакты и атмосферу, готовность к сотрудничеству, взаимные позиции [2].
Важнейшую задачу изменений в детско-родительских отношениях с целью развития ребенка младшего школьного возраста составляют: постепенная автономизация в процессе освоения им учебной деятельности и достижение эмоциональной дифференцированности личности ребенка в семье; процесс перестройки детско-родительских отношений на основе взаимного уважения, основанных на учете индивидуальных
2 | личностных особенностей; оценивание действий, поступков ребенка |о с позиции его целостной личности и осознания ее значимости. о 5 Трансформация родителями своего жизненного опыта, установок, § ^ чувств ребенку, способствующих освоению детьми знаний норм и пра-с вил взаимоотношений, организация ситуаций, требующих самостоятельных действий ребенка с опорой на имеющийся у него жизненный опыт, обеспечивают формирование у него представлений о ценностях, обогащают эмоциональный опыт ребенка своими переживаниями и чувствами других людей, развивают способность к оцениванию своих поступков и окружающих с точки зрения соответствия их ценностям, ставят перед необходимостью осуществления выбора, соответствующего нормам взаимодействия в семье и в обществе.
Исходя из вышесказанного, необходимыми условиями и критериями, обеспечивающими эффективность становления ответственности у младших школьников поколения 2, являются:
- формирование представлений детей о семейных и общественных ценностях с опорой на их личный опыт;
- обогащение эмоционального опыта младших школьников переживанием других людей, и в первую очередь, членов семьи, через проживание эмоционально-нравственных ситуаций;
- развитие способности оценивания и выбора по критерию ценностей;
- включенность в активное взаимодействие с близкими, другими людьми в окружающем мире.
Современная семья создает условия для развития у младшего школьника способности быть субъектом процесса своего социального и личностного развития, обеспечивая возможность формирования личности в более целесообразном направлении в соответствии с его индивидуальными особенностями (задатками, способностями, особенностями развития) и требованиями к основному виду деятельности (самостоятельности, ответственности, активности).
Нами проведены исследования по изучению уровня сформированно-сти компонентов ответственности у младших школьников. В исследовании приняли участия младшие школьники (8-9 лет) Нижнего Новгорода в количестве 56 человек.
Для изучения мотивационного компонента ответственности использовался опросник школьной мотивации (модифицированный вариант Н.Г. Лускановой). Анализ мотивации младших школьников к ведущему виду деятельности показал, что большинство испытуемых младших школьников (41,7%) охотно посещают школу. Им нравится учиться и чувствовать себя школьниками (социальная ответственность). Третья часть детей (33,6%) предпочитает внеучебную деятельность
(кружки, секции, компьютерные игры). Низкую мотивацию к деятельно- |
сти, требующую самоконтроля и усилий, проявляют 13,7% учащихся. Как § ^
правило, такие дети уже на этапе младшего школьного возраста испы- 5 ° тывают значительные трудности в обучении и снижение интереса к ней.
Однако, по результатам исследования, можно сказать, что больше * <§
сЕо
половины детей нацелены на высокие результаты в деятельности, о рд
что дает возможность становления ответственности как личностного чю
шо
качества. с
При изучении когнитивного компонента ответственности нами была использована серия картинок, изображавших поведение людей в различных ситуациях взаимодействия в семье. Большинство детей (78,5%) адекватно понимают и оценивают поведение и происходящие на картинке события, соотнося их с принятыми нормами поведения в обществе. Другая часть детей (18,3%) затрудняются в объяснении ситуации и не могут ее правильно оценить. Это говорит о недостаточном понимании сути происходящего. Небольшое количество испытуемых (3,2%) не дают четкого ответа и интерпретации происходящего на изображении. Это свидетельствует о непонимании ситуации или неумении вербализовать происходящее.
Однако исследование когнитивного компонента ответственности говорит о преобладании высокого уровня у младших школьников знаний правил взаимоотношений в ситуациях взаимодействия в семье и обществе.
Уровень сформированности эмоционально-волевого компонента у младших школьников мы исследовали при помощи методики «Изучение уровня саморегуляции» (автор У.В. Ульенкова). Высокий уровень самоконтроля и саморегуляции показало 35,2% испытуемых, выше среднего - 53,6%, средний уровень бы отмечен у 9,5% младших школьников, принявших участие в исследовании. Низкий и очень низкий - не отмечены. Как видно из результатов диагностики, у большей части детей младшего школьного возраста механизмы саморегуляции, во многом определяющие становление ответственности, сформированы в достаточной степени.
Исследуя особенности поведенческого компонента ответственности, мы использовали рисуночный тест С. Розенцвейга (модификация Н.В. Тарабриной). Умение детей сотрудничать со сверстниками показало 69,5% испытуемых. Анализируя ответы детей относительно причин возникающих конфликтов, было установлено, что дети (65,3%) часто видят причину разногласий в других детях, возникших обстоятельствах, снимая ответственность за случившееся с себя. Менее выраженными оказались ответы, в которых ребенок рассматривает свои собственные
2 | ошибки (30,2%) и особенности своей личности и вообще относит-|о ся к ситуации как к незначительной (24,8%). Подобное сочетание о 5 также свидетельствует о недостаточно сформированной ответственно-ч с сти за свои проявления и поведение в целом.
с В ходе исследования были установлены личностные особенности
детей младшего школьного возраста с разным уровнем ответственности.
Дети с низким уровнем ответственности робки, испытывают трудности в общении со сверстниками, их игровая и учебная деятельность в основном носит индивидуальный характер, к которой они проявляют невысокий интерес. У таких детей часто наблюдается средний уровень саморегуляции, трудности в поведенческой сфере.
Дети со средним уровнем сформированности ответственности стремятся к общению со сверстниками, однако их успешному общению мешают препятствия в виде критического отношения к их поведению, неспособности ориентироваться в ситуации общения, адекватно реагировать на происходящее. Мотивация и саморегуляция проявляются преимущественно на среднем и высоком уровне.
Дети с высоким уровнем ответственности коммуникативны, умеют взаимодействовать со сверстниками, адекватно оценивают происходящее и свое поведение, нацелены на результат в учебной и других видах деятельности, способны контролировать свое поведение, замечать и исправлять допущенные ошибки.
На основании проведенного исследования можно говорить о том, что у большинства испытуемых младших школьников поколения 2 становление всех компонентов ответственности происходит на основе семейных ценностей.
Библиографический список
1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб., 2008.
2. Варга А.Я. Системная семейная психотерапия: Курс лекций. СПб., 2001.
3. Варга А.Я., Столин В.В. Практикум по психодиагностике. Психодиагностические материалы. М., 1988.
4. Молостова Н.Ю. Влияние стиля детско-родительских отношений на социальную уверенность младших школьников // Коллекция гуманитарных исследований. 2016. № 1. С. 63-67.
5. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии: Введение в психологию субъективности: Учебное пособие. М., 1995.
6. Сорокоумова Е.А., Николаева Е.С. Поколение 1 в процессе самопознания // Социальный компьютинг: основы, технологии развития, социально-гуманитарные эффекты: Материалы Четвертой Международной научно-практической конференции. М., 2015. С. 196-202.
153
ее
7. Сорокоумова Е.А. Психология самопознания в обучении: Монография. Е М., 2010. § к
8. Сорокоумова Е.А., Молостова Н.Ю. Семья младшего школьника как субъ- § о ект образовательной среды // Коллекция гуманитарных исследований. с ^ 2016. № 2. С. 67-70. ы 1
го
9. Сорокоумова Е.А., Лобанова А.В. Специфика семейной социализации 1 т в современных социокультурных условиях // Социокультурные и психо- о рд логические проблемы современной семьи. Актуальные вопросы сопрово- ^ о ждения и поддержки: Материала: международной научно-практической с ° конференции. Тула, 2015. С. 40-45.
10. Сорокоумова Е.А. Развитие самопознания в процессе учебной деятельности в начальной школе // Наука и школа. 2005. № 3. С. 8-14.
Е.А. Суроедова, Г.Н. Уварова
Особенности политического мировоззрения
старшеклассников
с разным уровнем рефлексивности
В статье представлены эмпирические результаты выявления содержания и определения степени выраженности политических ценностей, политической информированности и патриотизма у старшеклассников с разным уровнем ретроспективной, ситуативной, перспективной рефлексии и рефлексии общения, взаимодействия с другими людьми. Установлено, что старшеклассники со средним и низким уровнем рефлексии ориентируются на разные политические ценности.
Ключевые слова: политическое мировоззрение старшеклассников, политическое сознание старшеклассников, политические ценности старшеклассников, рефлексивность у старшеклассников, процесс смыслопередачи у старшеклассников.
В ситуации отсутствия четко намеченных ценностных ориентиров, низкой политической культуры молодежи современной России, появлении политических организаций, основанных на религиозной, национальной, расовой нетерпимости, отсутствия цензуры в СМИ, которая пропагандирует вседозволенность, эгоизм, насилие, актуальным является исследование политического мировоззрения старшеклассников.