Научная статья на тему 'Влияние качества банковского обслуживания на эффективность деятельности коммерческих банков'

Влияние качества банковского обслуживания на эффективность деятельности коммерческих банков Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
219
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММЕРЧЕСКИЙ БАНК / COMMERCIAL BANK / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ECONOMIC EFFICIENCY / СПРЕД / SPREAD / МАРЖА / MARGIN / УДОВЛЕТВОРЁННОСТЬ КЛИЕНТА / CUSTOMER SATISFACTION / СТАНДАРТИЗАЦИЯ УСЛУГ / STANDARDIZATION OF SERVICES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Юдинцева Лариса Анатольевна

В статье дан анализ различных подходов к определению экономической эффективности банковской деятельности. В качестве самостоятельного компонента, влияющего на эффективность банков, выделена система управления, в основе которой лежит удовлетворённость клиентов банковским обслуживанием.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMPACT OF THE QUALITY OF BANKING SERVICES ON THE EFFECTIVENESS OF COMMERCIAL BANKS’ ACTIVITIES

The article analyzes various approaches to definition of economic efficiency of banking business. The management system is highlighted as a separate component affecting the efficiency of banks, which is based on satisfying the clients by Bank service.

Текст научной работы на тему «Влияние качества банковского обслуживания на эффективность деятельности коммерческих банков»

- рост объёма налоговых поступлений в бюджет Республики Хакасия до 784 109,6 тыс. рублей ежегодно;

- увеличение оборота малых и средних предприятий до 38 968,9 млн рублей ежегодно (рис. 5).

Рис. 5. Общий объём финансирования на 2014-2016 годы (в млн рублей)

В рамках Программы не только предоставляются гранты и субсидии, но также проводятся такие мероприятия, как семинары, конференции, мастер-классы для предпринимателей в целях обмена опытом и обучения ведению бизнеса [5].

Несмотря на всё вышесказанное, остаётся очень много вопросов. Ежегодно выделяются денежные средства на поддержку малых и средних предприятий, но происходит их сокращение. Очевидно, нужно иметь в виду, что на развитие малого и среднего бизнеса влияет не только финансовая поддержка, но и налоговые и страховые отчисления, внешние условия, которые и приводят к сокращению малого и среднего предпринимательства. Это значит, что программы поддержки не настолько эффективны, как кажется на первый взгляд. Возможно, ситуацию может изменить реформирование системы поддержки малых и средних предприятий, например, усиленный контроль над расходованием выделяемых средств, введение новых мер поддержки и др.

Библиографический список

1. О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации: Федеральный закон от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ. -URL: consultant.ru/document/cons_doc_LAW_156924 (дата обращения: 12.11.2013).

2. Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Республике Хакасия на 2012-2014 годы: Республиканская целевая программа, утверждённая постановлением Правительства Республики Хакасия от 20.10.2011 № 677. - URL: http://www.r-19.ru/mainpage/documents/akty/post_prav/62706/68040/68707.html (дата обращения: 23.11.2013).

3. Аналитическая записка о состоянии малого и среднего предпринимательства в Республике Хакасия за 2013 год. - URL: http://r-19.ru/mainpage/authority/21/ekonomi-ministry/15829/15834/74040.html (дата обращения: 25.12.2013).

4. Федеральная налоговая служба. - URL: http://www.nalog.ru/rn19/related_activities/statistics_and_analytics/regstats/ (дата обращения: 21.11.2013).

5. Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Республике Хакасия на 2014-2016 годы»: подпрограмма // Государственная программа Республики Хакасия «Экономическое развитие и повышение инвестиционной привлекательности Республики Хакасия (2014-2016 годы)», утверждена постановлением Правительства Республики Хакасия от 13.11.2013 № 610. - URL: http://www.r-19.ru/mainpage/authority/21/ekonomi-ministry/documents/programs/60768/69735.html (дата обращения: 25.12.2013).

© Гаврилова Е. В., Черемных Н. А., 2014

УДК 336.7

ВЛИЯНИЕ КАЧЕСТВА БАНКОВСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ

Л. А. Юдинцева

Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова

В статье дан анализ различных подходов к определению экономической эффективности банковской деятельности. В качестве самостоятельного компонента, влияющего на эффективность банков, выделена система управления, в основе которой лежит удовлетворённость клиентов банковским обслуживанием.

Ключевые слова: коммерческий банк, экономическая эффективность, спред, маржа, удовлетворённость клиента, стандартизация услуг.

Основным содержанием нового этапа в развитии банковской сферы должно стать повышение качества банковской деятельности, предполагающее расширение состава банковских продуктов и услуг и совер-

шенствование способов их предоставления, обеспечение долгосрочной эффективности и устойчивости бизнеса кредитных организаций [1]. При этом необходимо учесть, что экстенсивный путь развития банковской системы себя не исчерпал. Уровень проникновения банковских услуг невысок (прежде всего в регионах), доля кредитов в инвестициях и финансировании основных фондов остаётся низкой. Необходимо увеличить доступность банковских услуг и повысить их качество. В настоящее время особое значение должно придаваться сохранению и развитию банков в регионах, что позволит качественно укрепить финансовые системы регионов страны [2]. Сегодня в России зарегистрировано более одной тысячи действующих кредитных организаций, однако банковская отрасль до сих пор считается монополизированной, так как на рынке доминируют несколько крупных банков с государственным участием (Сбербанк России, ВТБ, Рос-сельхозбанк, Газпромбанк и Банк Москвы), на которые приходится в сумме около 45 % всех банковских активов [3]. Рынок банковских услуг нуждается в поддержании здоровой конкуренции для повышения эффективности работы самих банков.

В настоящей статье рассматривается влияние качества банковского обслуживания на эффективность деятельности коммерческих банков. В первую очередь необходимо остановиться на трактовке понятия «эффективность деятельности банков» вообще. В современной экономической литературе можно обнаружить большое число концепций эффективности деятельности предприятия.

В наиболее распространённой классификации эффективности деятельности предприятия, предложенной британским экономистом М. Фарреллом ещё в 1957 году, выделяется два типа: техническая эффективность и эффективность распределения [4].

Первый тип эффективности связан с максимизацией выпуска продукции при заданных ресурсах. Второй тип сводится к минимальному использованию комбинации ресурсов при заданном уровне объёма продукции.

Методы анализа эффективности деятельности банка можно разделить на две группы:

- метод финансовых коэффициентов, традиционный для оценки результатов банковской деятельности;

- эконометрический метод.

Эконометрический метод берёт за основу понятие границы эффективности. Эффективность банка или банковского сектора рассчитывается исходя из близости значений показателей отдельного банка (например, издержек, объёма предоставленных услуг и т. д.) к потенциальной или фактической границе эффективности. Граница эффективности, в свою очередь, рассчитывается исходя из производственной функции. В рамках эконометрического подхода параллельно развиваются параметрические и непараметрические методы. Эконометрический метод используется, как правило, в академических работах ввиду сложности и трудоёмкости вычислений. Прежде всего вследствие наглядности и простоты применяется метод финансовых коэффициентов.

В условиях формирующейся рыночной экономики в России понятие «эффективность» в большинстве случаев определяется через способность коммерческого банка либо к достижению в краткосрочной перспективе определённых финансовых показателей (прибыль, рентабельность), либо к удовлетворению иных интересов собственников данной кредитной организации.

С одной стороны, подход к измерению эффективности через показатели прибыли, рентабельности капитала или рентабельности активов подкупает своей простотой, чёткостью, наглядностью и является относительно честным и удобным критерием именно для сравнения банков с похожими структурами в противоположность другим отраслям.

С другой стороны, часто не учитывается тот факт, что ни один из названных показателей результатов деятельности не является долгосрочным. Прибыль или рентабельность акционерного капитала, как правило, не дают перспективного взгляда на положение дел. В них закладывается информация в лучшем случае на несколько последующих лет. Более того, такой показатель, как прибыль, ориентирован главным образом на управление счётом прибылей и убытков и весьма слабо отражает фактические объёмы и сроки возникновения денежных потоков. Показатели прибыли оценивают эффективность деятельности организации за прошедший период, а не её возможности и будущий потенциал [5].

Комплексная оценка экономической эффективности коммерческого банка включает в себя анализ экономической эффективности, параметрами которой являются:

- деятельность банка как единого целого;

- продажа банковских продуктов в разрезе типов продукции;

- продажа банковских продуктов в разрезе бизнес-подразделений коммерческого банка;

- продажа банковских продуктов в разрезе клиентов.

Вывод о степени эффективности деятельности коммерческого банка можно сделать на основе сравнения фактической величины маржи между приносящими доход активами и платными пассивами банка с величинами минимально допустимой маржи и минимально достаточной маржи.

Минимально допустимая маржа рассчитывается как отношение суммы минимально допустимых расходов банка к текущему среднедневному объёму его работающих активов. К минимально допустимым расходам относятся накладные расходы, а также условные доходы / расходы, возникающие вследствие наличия разности в объёмах работающих активов и платных пассивов банка.

При расчёте минимально достаточной маржи к минимально допустимым расходам банка добавляется плановая величина прибыли к распределению, скорректированная на фактически уплачиваемую банком ставку налога на прибыль, а также на законодательно установленную минимальную величину отчислений в резервный фонд.

Отсюда очевидно, что:

- если фактическая маржа меньше минимально допустимой, то банк «проедает» себя;

- если фактическая маржа выше минимально допустимой, но ниже минимально достаточной, то рентабельность банка ниже заданной;

- если фактическая маржа больше минимально достаточной, то уровень рентабельности банка соответствует

желаемому.

Величины минимально допустимой и минимально достаточной маржи банка используются и при оценке эффективности банковских продуктов, деятельности бизнес-подразделений банка, обслуживания клиентов банка. Объектом для сравнения с ними в данном случае служит фактическая величина соответствующей маржи.

Вышеописанный подход к оценке экономической эффективности банковского обслуживания позволяет количественно решать задачи определения возможной величины скидки банка по тарифам клиенту либо расчёта минимального экономически эффективного объёма операций клиента с банком. Для этого фактическая маржа по обслуживанию клиента сравнивается с минимально допустимой и минимально необходимой маржой банка. Очевидно, что банк может соглашаться на скидки до тех пор, пока фактическая маржа больше минимально необходимой маржи. Обслуживание клиентов с фактической маржой ниже минимально допустимой и отсутствием перспектив развития взаимного бизнеса должно прекращаться.

Таким образом, представленная методика оценки экономической эффективности банка и компонентов его бизнеса позволяет выделить «созидателей» и «разрушителей» стоимости банка, а также количественно оценить их вклад в данные процессы.

Для оценки эффективности работы банка можно воспользоваться коэффициентами, характеризующими стабильность работы коммерческого банка с точки зрения сбалансированности активных и пассивных операций [6].

1. Соотношение мгновенных кредитов и депозитов S1 позволяет определить пропорции кредитных и депозитных портфелей банка сроком до востребования и на один день, то есть характеризует степень использования привлечённых пассивов при размещении ресурсов на срок менее одного дня:

51 = Кр1 / Д1, (1)

где Кр1 - кредиты и другие размещённые средства до востребования и на 1 день, руб.;

Д1 - привлечённые средства до востребования и на 1 день, руб.

2. Соотношение срочных кредитов и депозитов S2 позволяет определить пропорции срочных (свыше 1 дня) кредитных и депозитных портфелей, то есть характеризует степень использования привлечённых пассивов при размещении ресурсов на срок свыше 1 дня. Недостаток этого показателя обусловлен существующими правилами бухгалтерского учёта в кредитных организациях, которые не дают возможности оценить пропорции кредитных и депозитных портфелей по конкретным срокам востребования и погашения:

52 = Кр2 / Д2, (2)

где Кр2 - кредиты и другие размещённые средства свыше 1 дня, руб.;

Д2 - депозиты и другие привлечённые средстве свыше 1 дня, руб.

3. Показатель управления мобильными ресурсами S3 является более широкой разновидностью показателя S2, поскольку, помимо выданных кредитов, привлечённых займов и депозитов, банк опирается на торговый портфель ценных бумаг, расчётных и текущих счетов, а также привлекает средства за счёт выпущенных ценных бумаг. Показатель S3 выявляет сбалансированность (пропорции) наиболее управляемых активов и пассивов. Он может служить обобщённым индикатором управления мобильными потоками при активных и пассивных операциях. Повышенный интерес к данному показателю вызван задействованием значительного количества финансовых инструментов:

S3 = (Кр + Цб) / ( Т + Д + Оцб), (3)

где Кр - общий кредитный портфель банка (Кр1 + Кр2), руб.;

Цб - торговый портфель ценных бумаг, руб.;

Т- текущие и расчётные счета, руб.;

Д - общий объём депозитов и других привлечённых средств (Д1 + Д2),руб.;

Оцб - обязательства банка по выпущенным банком ценным бумагам, руб.

4. Показатель управления расчетами S4 позволяет определить пропорции средств по расчётам, по активным и пассивным операциям банка. Он является характеристикой интенсивности потоков платежей с внешними контрагентами, к которым относятся банки-корреспонденты, правительственные органы (Минфин), валютные и фондовые биржи, собственные филиалы, дебиторы по хозяйственным операциям. Значение показателя, близкое к единице, свидетельствует о сбалансированности потоков платежей. Значение больше единицы характеризует преимущественный «отток» ресурсов на текущий момент через средства в расчётах, а меньше единицы - «приток» ресурсов в банк:

S4 = Ра / Рп, (4),

где Ра - требования по внутрибанковским расчётам, руб.; Рп - обязательства по внутрибанковским расчётам, руб.

5. Показатель текущей доходности S5 позволяет определить эффективность текущей деятельности банка через сопоставление текущих доходов и расходов. Он представляет непосредственный интерес для менеджеров банка при оценке его ежедневной работы. На месячные или квартальные отчётные даты (в зависимости от учётной политики банка) показатель имеет нулевое значение:

S5 = Тдох / ТРасх, (5),

где Тдох - текущие доходы банка, руб.; Трасх - текущие расходы банка, руб.

Для оценки параметров, которые в наибольшей степени повлияли на прибыльность деятельности банка, необходимо провести расчёт показателей эффективности деятельности банка (табл. 1 и 2).

Таблица 1

Показатели для анализа эффективности деятельности коммерческого банка

Определение показателя Диапазон оптимальных значений Экономическое содержание показателя

Прибыль / активы 0,01-0,04 Эффективность работы активов

Прибыль/доходы 0,08-0,20 Прибыль в рублях доходов

Доходы / активы 0,14-0,22 Доход с каждого рубля активов

Прибыль / капитал 0,15-0,40 Эффективность использования стержневого капитала

Мультипликатор 8-20 раз Объём активов, который удаётся получить с каждого рубля собственного капитала

Детализирующими показателями эффективности работы кредитной организации являются процентная маржа и спред, характеризующие рост чистых доходов банка от совершаемых операций.

Таблица 2

Дополнительные показатели эффективности работы коммерческих банков

Определение показателя Диапазон оптимальных значений Экономическое содержание показателя и экспертные оценки возможных значений

Процентная маржа / доходные активы 0,01-0,03 Эффективность работы доходных активов, уровень чистого процентного дохода от доходных активов

Спред 0,08-0,20 Разброс процентных ставок между вложениями и привлечением ресурсов. Отрицательное или слишком маленькое значение спреда свидетельствует о неэффективной (или убыточной) процентной политике; его высокая величина означает либо недоиспользование возможностей привлечения дополнительных ресурсов, либо слишком рискованный портфель активов

Процентные доходы / процентные расходы 110,0-125,0 раз Степень покрытия процентных расходов процентными доходами

Г. Г. Лоботаева и А. А. Насонова предлагают при оценке эффективности работы коммерческого банка применять иные показатели (табл. 3) [7].

Таблица 3

Показатели эффективности работы коммерческого банка

Наименование показателя Порядок расчёта Рекомендуемое значение, %

Соотношение операционных расходов и Операционные расходы / Операционные 50-70 %

доходов доходы

Соотношение операционных доходов и Операционные расходы / Суммарные Не ниже ставки рефинансирования плюс

активов активы (минус) 3 п.п.

Нельзя не согласиться с тем, что стабильная прибыльность банка зависит от эффективности управления операционными расходами. Рост доли операционных расходов в общем объёме расходов, как правило, свидетельствует о неблагоприятном состоянии конъюнктуры рынков, на которых банк приобретает кредитные ресурсы, или ухудшении руководства его деятельностью.

Доходность активных операций определяется отношением операционных доходов к суммарным активам. Стабильный прирост операционных доходов свидетельствует об успешной деятельности банка.

С. Моисеев, Д. Круглов и другие авторы утверждают, что при всём многообразии финансовых коэффициентов существует лишь один показатель, который уже своим названием свидетельствует об эффективности банка, - «коэффициент эффективности» (efficiency ratio). Он представляет собой отношение расходов банка к его доходам [8].

Однако, по мнению авторов, коэффициент эффективности является достаточно субъективным показателем. Основным его недостатком выступает отсутствие связи с другими параметрами банка, например с его размером (объёмом активов), хотя известно, что отношение активов банка к совокупным активам банковского сектора

играет огромную роль, к примеру, в доступе к финансовым ресурсам. На выгодный и значительный заём небольшому банку труднее рассчитывать, чем банку крупному.

В Соединённых Штатах Америки средний коэффициент эффективности достигает 57 %, в Японии - 66 %. В странах еврозоны в 2006 году коэффициент эффективности крупнейших банковских групп достигал 59 %. В Европейском Союзе крупнейшие банки имеют эффективность в 54 %.

В России среднее значение коэффициента эффективности по крупнейшим банкам немногим превышает 40 %. Например, у Сбербанка России коэффициент эффективности достигает 46 %, у Внешторгбанка - 42 %. У специализированных и средних банков коэффициент эффективности ниже вдвое. У банка «Русский Стандарт» он составляет 21 %, у Судостроительного банка - 23 %. В редких случаях у специализированных банков и банков местных властей коэффициент может временно подниматься до 80 %.

Указанные выше исследователи провели анализ российского банковского сектора и выявили основные внешние и внутренние факторы банковской эффективности [8]. По результатам данных исследований в России решающими для эффективности деятельности банков факторами являются рентабельность активов, расходы на одного сотрудника, инвестиционная специализация, местоположение банка, влияние собственников и размер самого банка.

Мы согласны и с мнением Д. В. Белова, который выделяет следующие причины неэффективности деятельности коммерческих банков:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- низкий уровень менеджмента;

- неэффективное использование потенциала работников;

- несоответствие информационных систем потребностям бизнеса;

- потери от некачественного оказания услуг;

- потери вследствие неоптимально выстроенных цепочек [9].

Однако эффективность деятельности коммерческого банка это не только результаты его деятельности, но и эффективная система управления. Существующий подход к оценке эффективности банков, основанный на расчёте финансовых коэффициентов, всё меньше удовлетворяет растущие потребности менеджмента и акционеров. На стоимость банковского бизнеса оказывают влияние многие нематериальные активы, как то: известный бренд, знания и опыт ключевых сотрудников, отношения с клиентами и партнёрами, использование передовых технологий, связей с правительственными организациями, социальная ответственность бизнеса и т. д. Построение системы ключевых показателей эффективности помогает руководителям сфокусироваться на главных, приоритетных в данном периоде направлениях деятельности [10].

Одними из ключевых нефинансовых показателей эффективности деятельности коммерческого банка являются качество услуг (продуктов) и качество процессов. Улучшение качества банковских услуг ведёт к наращиванию клиентской базы, росту объёма продаж и, как следствие, повышению эффективности деятельности коммерческого банка.

Большинство российских банков не может не задумываться о качестве своих услуг. Постоянное внимание к этой проблеме приводит банки к пониманию необходимости использования системы, которая бы обеспечивала управление качеством. Такой системой может стать система менеджмента качества, основанная на применении стандартов.

В настоящее время в банковском секторе можно выделить три уровня стандартизации: международный, национальный (макроуровень) и корпоративный (микроуровень) [11]. На верхнем международном уровне в качестве регуляторов выступают международные финансовые институты и экономические организации, на национальном уровне - Центральный банк, специальные органы регулирования и надзора, на третьем уровне - стандарты, разрабатываемые банковским сообществом.

Библиографический список

1. О Стратегии развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2015 года. - URL: http://www.garant.ru (дата обращения: 11.12.2013).

2. Постановление XXII съезда Ассоциации региональных банков // Деньги и кредит. - 2011. - № 8 - С. 19-25.

3. Анасимова, А. И. Структура рынка банковских услуг и ее влияние на конкуренцию / А. И. Анасимова, А. В. Верников // Деньги и кредит. - 2011. - № 11 - С. 53-56

4. Farrell, M. The Measurement of Productive Efficiency / М. Farrell // Journal of Royal Statistical Society. - 1957. - Part 3. - P. 253-281.

5. Толчин, К. В. Об оценке эффективности деятельности банков / К. В. Толчин // Деньги и кредит. - 2007. - № 9 - С. 15-17.

6. Малеева, А. В. Анализ деятельности коммерческого банка: учебное пособие (курс лекций) / А. В. Малеева. - Ставрополь: ГОУ ВПО СевКавГТУ, 2008. - 523 с.

7. Лоботаева, Г. Г. Система ключевых показателей устойчивости коммерческого банка / Г. Г. Лоботаева, А. А. Насонова //Аваль. - 2006. -№ 3 - С. 7-11

8. Моисеев, С. Эффективность российских банков / С. Моисеев, Д. Круглов, М. Кузьмин [и др.] // Экономическая политика. - 2008. - № 4 -С. 154-157.

9. Белов, Д. В. Сущность банковской эффективности и её разновидности / Д. В. Белов. - URL:http://elibrary.finec.ru/ materials_files/izv/IzvSPbUEF2009_3_c87_90_s.pdf (дата обращения: 01.12.2013).

10. Лобанова, Т. Н. Система ключевых показателей эффективности деятельности банка / Т. Н. Лобанова // Управление в кредитной организации. - 2008. - № 4 - С. 50-53.

11. Костерина, Т. М. К вопросу о стандартизации банковской деятельности / Т. М. Костерина, Т. А. Галочкина // Деньги и кредит. - 2011. -№ 11 - С. 61-65.

© Юдинцева Л. А., 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.