УДК 378
ВЛИЯНИЕ ИДЕОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ НА НАЦИОНАЛЬНУЮ ИДЕЮ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ
Фарходжонова Нодира Фарходжоновна,
Наманганский инженерно-педагогический Институт, Узбекистан
e-mail: nfarhodj onova@inbox. uz
INFLUENCE OF IDEOLOGICAL PROCESSES NATIONAL IDEA IN THE CONDITIONS OF GLOBALIZATION
Nodira Farhodjonova
Assistant Namangan engineering-pedagogical institute, Uzbekistan
АННОТАЦИЯ
В статье рассматриваются вопросы защиты молодого поколения от негативного влияния различных идей и идеологий, анализируются проблемы психологической безопасности личности в процессе глобализации и влияния идеологических процессов на национальную идею.
ABSTRACT
The article deals with the protection of the young generation of bliss-tive effect of different ideas and ideologies, analyzed the psychological problems of security of the person in the process of globalization and the ideological influence processes on a national idea.
Ключевые слова: глобализация, идея, духовность, национальная идея, идеологические процессы, информация, Интернет, современная технология, моральные угрозы, массовая культура.
Keywords: globalization, idea, spirituality, national idea, the ideological processes, information, internet, modern technology, the moral threat, mass culture.
Современный этап человеческой истории характеризуется интенсивностью и интеграцией международных отношений во всех сферах социальной, политической, экономической, духовной, культурной жизни. В частности, из-за развития средство связи и улучшения технико-технологических средств космической и теле-радио системы связи, компьютера, электронной почты и Интернета идеологические процессы стали глобальными и расширились возможности идеологического влияния. Возникшие на определённой территории или в определенной стране идеологии в быстром темпе распространяются по всему миру.
По мнению специалистов, человечество переживает на сегодняшний день новую информационную революцию, и это не первая революция в истории человеческого общества. Если формирование речи расширило возможности передачи информации, то появление письменности открыло пути сохранности её на длительное время и передачи информации на огромные расстояния, даже через время, отдельно от его создателя. Издание газет и журналов ещё больше усилило оперативность и расширило масштабность передачи письменной информации. А радио и телевидение, обеспечивая передачу информацию через звук и изображение, подняло её на новый качественный уровень. Уровень охваченности средств массовой информации, говоря иначе, осуществление деятельности в местном, общенациональном, региональном или международном(глобальном) масштабе ещё больше расширило её круг воздействия. Интернет превратился в важное звено сегодняшнего информационного обиталища.
В развитии человеческого общества произошли серьёзные изменения в национально-духовной жизни человека и общества в новом качестве. Усиливается и темпы культурного развития человечества. А именно, быстрый рост научных изобретений, количество информации и людей, занятых в сфере науки, наглядно показан в увеличении объёма научной деятельности в два раза каждые 10-15 лет. Несмотря на это, нельзя себе представить развитие духовности и культуры человечества в качестве ровного процесса.
Но существуют ещё народы и регионы, отставшие от сегодняшних завоеваний человечества. Никакая народность, регион не могли существовать абсолютно отдельно от своей духовности, культуры. В процессе взаимного влияния между культурами в каждую национальную культуру входят элементы другой культуры. Такой процесс взаимного влияния и обогащения растёт вместе с усилением развития общества, соответствуя ему. Особенно, великие изменения, произошедшие в 20 веке в промышленности, транспорте, а прогресс в средствах связи ещё больше ускорил этот процесс и охватил почти все сферы культуры. Однако время показало также противоречивость этих процессов. Про-
шедший очень сложный и противоречивый, богатый взлётами и падениями исторический путь общество вступило в новое тысячелетие.
Будущее человечества, его лицо в новом тысячелетии во многом определяется также современными особенностями развития. С этой точки зрения, говоря об особенностях прогресса сегодняшней национальной идеи, необходимо отметить возникновение отрицательных явлений, таких как широкое распространение элементов бескультурья, проявление агрессии в культуре в новой форме. В том числе, случаи, приводимые к разрушению ценностей, сформировавшихся в течение веков традиционных обществ, опираясь на идеологическое давление, организационные основы и материально-финансовые ресурсы, пытаются прививать под видом универсализма и глобализма, образца и эталона. Вместе с тем, необходимо отметить, что под влиянием всеобщего укрепления национального духа, происходящее в разных уголках мира, наблюдается рост чувства стремления к восстановлению национальных ценностей, сохранению самобытности национальной культуры. В глобализации идеологических процессов намечаются два совершенно отличающихся друг от друга направлений, тенденций:
1) Интернационализация и универсализация возникших в определённом месте общечеловеческих ценностей, духовно- просветительских благ, выходя из исторических рамок.
2) Абсолютизация этнических, культурных, конфессиональных, классовых, расовых, территориальных, региональных самобытностей на уровне социального, экономического, политического, духовно-просветительского развития приводит к идеологической глобализации отрицательных событий, серьёзно угрожающих человечеству.
«Взаимная борьба различных старых и новых идеологий как никогда приобретает стремительный оттенок. Трения между различными, иногда противоречащими друг другу мировоззрениями, политическими, национальными, религиозными течениями, сектами становятся причинами кровопролитных столкно-
вений, массовых истреблений» [1]. Таким же, идеологическая глобализация подготавливает почву для широкого распространения « произведений искусства», пропагандирующие низость, злодейство, безнравственность. Молодёжь показывает высокую коммуникативную активность благодаря своему стремлению к новому и наличию свободного времени. Такие их особенности могут привести и к отрицательным последствиям, это естественно. Это определяется существующей опасностью попадания их к влиянию агрессивных идеологий в различных формах и «красивом» виде, совмещающих в себе «от лёгкой эротики» до « открытой порнографии», от насилия до открытой жестокости, оказывающих сильное воздействие на сознание человека. Конечно, такие случаи могут привести к серьёзным отрицательным последствиям в воспитании всесторонне развитых высоко духовных личностей, являющихся основой прогресса национальной идеи. «Если последовательно рассмотрим историю человечества, развитие его мышления, то увидим существующую издавна и продолжающую до сих пор борьбу между благими идеологиями и учениями, призывающими человека к высоким целям, совершенству и жестокими и вредными идеологиями» [2].
Глобализация идеологических процессов рождает опасность ослабления самобытности национальной идеи и проникновения в неё «массовой культуры», формирующейся в содружестве высокоразвитых стран. Глобализация, являясь плодом интеллектуального потенциала и самоотверженного труда человечества, не может предотвратить его от духовного обнищания и национальному духовному распаду. Человечество, само того не желая становится причиной появления отрицательных последствий [3].В процессе глобализации исчезают такие понятия, как «моя нация», «мой народ», «моя страна», а появляются понятия, по выражению А.Тойнби «общий дом», «общая судьба» и «общие заботы» и в результате любую нацию можно превратить любую нацию в массовое стадо, уничтожая её самобытность. А в результате народ может потерять свою национальную идею и историю.
Цивилизация XXI века превратила тенденцию завоевать мир разумом в своеобразную тенденцию современного прогресса, приоритетную особенность овладения геополитических статусов. И поэтому мощь государства, потенциал страны, сегодня измеряют не ядерными полигонами, а потенциалом идейных, идеологических полигонов. Известно, политические силы, стремящиеся к расширению рамок своего влияния, осуществляют свою идеологическую насильственную деятельность, угрожающую безопасности граждан и общества, направленную на ослабление и разрушение конституционного и политического строя, против стабильности и спокойствия определённого государства, общества, нации через различные идеологические средства. Они для достижения своих целей, сначала стремятся подчинить сознание населения стран, которых хотят завоевать, взять под свой контроль. Вообще, основная цель идеологической пропаганды и агитации, распространяемой через различные средства в процессе идеологической глобализации - борьба за овладение сознанием человека. Потому что любая идея после принятия её человеком, будет иметь статус практической жизненной программы, приведёт в движение определённой цели. Поэтому на сегодняшний день главная цель идеологической войны- овладение сознанием, душой личности. Самая большая опасность сейчас - бесконечная идеологическая борьба за овладение сознанием и душой человека. Злые силы, прилагающие все силы к овладению, попытаются мастерски использовать телекоммуникационные средства, современную технику, а также религиозные, национальные чувства, социально - экономические трудности в жизни для достижения своих подлых целей. «Не надо забывать о том, уделив особое внимание этому вопросу,- казалось бы, маленькая незначительная информация, направленная против просвещения человека, усиливаясь за счет глобализации в информационном мире, может нанести невидимый, но непоправимый громадный вред [4]».
Известный своими пропагандами безнравственных идей французский писатель Маркиз де Сад так писал о завоевании стран с помощью идеологии:
«Для завоевания нами всего мира совсем необязательно участвовать в крупных сражениях , воевать, проливая кровь французских солдат в далёких странах, совсем необязательно гнить им и их сапогам . Если мы сможем распространить нашу нравственность (то есть безнравственность) моими и подобными книгами и другими путями в других странах, в частности на Востоке, добиться чтобы это стало образом жизни этого народа, весь мир будет у наших ног, мы сможем овладеть душами всего человечества...» Вышеуказанная мысль прославленного своими книгами, пропагандирующим безнравственность , французского писателя нашла своё доказательство в истории. Когда мы читаем произведение узбекского писателя Пиримкула Кадырова «Хумоюн и Акбар», становимся свидетелями столкновений идеологий. Во времена Акбаршаха, в период ожесточённой борьбы между человеколюбивой, общечеловеческой идеологией, свободного вероисповедания и разрушительной идеологией национального подстрекательства, религиозных трений, французский разведчик Альберт Прейро под видом того, что он якобы обучит сына Акбара Салима французскому языку, морскому делу и мореплаванию, стал насаждать свою безнравственную идеологию, скрывая от его отца показывать аморальные фотографии женщин, потихоньку подрывая отношения отца с сыном, в итоге, испортил их отношения и ударил топором в корень этой династии. В результате этого возникло много сложностей в политике Акбара, развитии страны, в достижении согласия между различными народностями и вероисповеданиями. В возникновении этих сложностей большую роль сыграл сын Акбара - Салим, разум которого был отравлен разрушительной идеологией. Отсюда видно, что для подчинения человеческих душ и мышления, совсем необязательно сражаться оружием, можно использовать для этого идеологическое влияние.
На сегодняшний день идеологические процессы в мире оказывают своё положительное и отрицательное воздействие, таким образом, их можно разделить на следующие группы:
I Группа охватывает созидательные идеологии: мир, стабильность и прогресс, национальное согласие, религиозная толерантность, свобода человека и совершенство личности, приоритет общечеловеческих ценностей.
II Группа охватывает реакционные идеологии: война, вооружение, терроризм и экстремизм, расовая непримиримость и национализм, религиозный фанатизм, тоталитаризм, эгоизм, приоритет узких интересов
Сложные процессы, возникающие в мировом масштабе, увеличение в том или другом государстве расовой нетерпимости, преступлений фанатичного характера, молодёжи, употребляющих наркотические средства, невнимание к духовным и воспитательным вопросам показывают возможность появления опасности и в результате приводят к кризису общества. Надо отметить, что глобализация характеризуется идеологизации новой формы социально-политической жизни, происходит прививание во все сферы нового образа жизни, «нового учения». А роль «нового учения» играет либерализм Запада. Идеологии, продолжающие идеи коммунизма, с такой же интенсивностью и последовательностью пытаются внедрить в жизнь новые модели и решения. Так, за либеральными «интернациональными силами» лежат интересы определённого государства, как раньше за коммунизмом стояли интересы определённого государства.
Глобализация идеологических процессов, ускорив повышение у людей материальных и моральных потребностей, изменила их традиционный менталитет. В виду того , что изменения в национальном менталитете людей в сегодняшнее время, происходят под влиянием формирующейся «массовой культуры», в них развиваются не положительные качества, а такие отрицательные особенности, как индивидуализм, стремление к славе, накоплению любыми путями богатств, пренебрежения к другим, алчность, жестокость, отдаление друг от друга. Направление процесса глобализации в формировании общечеловеческой духовности, играющий большую роль в предотвращении отрицательных качеств в людях, стал самой важной задачей перед сегодняшней цивилизацией.
Построение правового демократического государства, гражданского общества в Узбекистане, основанного на рыночной экономике, связано с участием в общечеловеческих процессах , происходящих сегодня в мире. Поэтому анализ содержания и смысла глобализации идеологических процессов в мире и особенностей влияния их на жизнь и развитие нашего народа имеет очень важное значение. На сегодняшний день глобализация идеологических процессов, охватив все страны и регионы на земле, показывает следующие особенности:
Во - первых, интеграция в мировом масштабе, охватив все сферы социально- экономической, политико-духовной жизни делает национальные границы условными.
Во - вторых, являясь объективным процессом особенность глобализации социально-политических отношений сейчас, характеризуется влиянием на все сферы жизни общества без исключения.
В - третьих, общие закономерности развития общества, выражая процессы дифференциации в моделях национального развития, конкретизирует на национальном уровне общие закономерности в развитии человечества.
В - четвёртых, характеризуется интенсивностью идеологических отношений в результате развития средств связи, технико-технологических, интеллектуальных основ, международных социальных, экономических, политических, духовно- культурных отношений.
В осуществлении приоритетных идеологий национального развития важное значение имеет социально-политическое положение внутри страны и за её пределами. Каждая идеология выражает желания, общественное мнение, определенную политическую выгоду социальной группы, в качестве воплощения политического сознания и служит гарантом, основой социально-политического устойчивого развития
Каждая идеология в качестве политического разума, объединяющего в себе определённые политические интересы социальной группы в обществе, выражая желания и мышления общественности, соответствует духу народа, а также
служит моральной основой, гарантом социально - политического стабильного развития в обществе.
Каждое общество и государство имеют самостоятельные модели развития, хотя они отличаются друг от друга формой , содержанием, не исключают общих закономерностей развития. То есть, с одной стороны, защищает интересы объединения человечества в благих целях. Со второй стороны, самобытность в национальном развитии формируется под влиянием идеологической среды, культурного быта, социальной жизни, политического строя определённого государства. [5] «Проще говоря, каждая ступень развития определённого общества и государства требует учитывать требования и условия, предоставляемые самой жизнью. Можно сказать, каждая ступень развития - это новые проблемы и новые задачи на пути их устранения. Это- закономерность жизни, мы не можем её игнорировать, и не имеем права игнорировать»
Итак, времена проходят и меняются. Только мировоззрение народа, духовное лицо, смысл и содержание нации, переходя от поколения к поколению, продолжаются в новых красках. Этот вечный и непрерывный процесс в качестве национального феномена выражает в себе чувства, мировоззрения и отношения, духовный мир гражданина.
Если идея национальной независимости в период глобализации идеологических процессов учитывает духовность народа, эту продолжительность, преемственность и неотъемлемость в культурном развитии нации, опирается на него, объединяет в себе национальный дух и национальное настроение, будет живучим и влиятельным. Когда национальные государственные вопросы, намеченные цели общества превратятся в мечты обычных людей, социально- политические процессы приобретут невозвратимую особенность. А эта тенденция призывает членов общества строить жизнь на основе здорового мышления, жить своим умом, самостоятельно стоять на ногах.
Список литературы:
1. Каримов И. Жамият мафкураси - халкни халк, миллатни миллат килишга хизмат этсин. -Т.:Узбекистон, 1999. -Б. 85.
2. Каримов И. Юксак маънавият - енгилмас куч. -Т.:Маънавият, 2008. -Б.112.
3. Отамуродов С. Глобаллашув ва миллий-маънавий хавфсизлик. -Т.: Узбекистон. -Б.14.
4. Каримов И. Узбекистонда демократик узгаришларни янада чукурлаштириш ва фукаролик жамияти асосларини шакллантиришнинг асосий йуналишлари. -Т.: Узбекистон, 2011. -Б. 18.
5. Каримов И. Юксак маънавият - енгилмас куч. -Т.: Маънавият, 2008. -Б.115.
References:
1. Karimov I. Zhamijat mafkurasi - halKni halK, millatni millat Kilishga hizmat jetsin. -T.:yzbekiston, 1999. -B. 85.
2. Karimov I. Juksak ma#navijat - engilmas kuch. -T.:Ma#navijat, 2008. -B.112.
3. Otamurodov S. Globallashuv va millij-ma#navij havfsizlik. -T.: yzbekiston. -B.14.
4. Karimov I. yzbekistonda demokratik yzgarishlarni janada chuKurlashtirish va fuKarolik zhamijati asoslarini shakllantirishning asosij jynalishlari. -T.: yzbekiston, 2011. -B.18.
5. Karimov I. Juksak ma#navijat - engilmas kuch. -T.: Ma#navijat, 2008. -B.115.