19. Stone J., Pattillo K. Al-Qaeda's use of female bombers in Iraq: A case study // Women, gender and terrorism / L. Sjoberg, C.E. Gentry (Eds.). - Athens, GA: Univ. of Georgia press, 2011. - P. 159-175.
20. Sutten M.L. The rising importance of women in terrorism and the need to reform counterterrorism strategy / School of advanced military studies. - Fort Leavenworth, KS, 2009. - 54 p. - Mode of access: http://www. dtic.mil/docs/citations/ ADA506225 (Дата обращения - 11.11.2016.)
21. The Islamic State in Iraq and the Levant and the Al-Nusrah Front for the People of the Levant: Report and recommendations submitted pursuant to resolution 2170 (2014) / UN. Security Council. - N.Y., 2014. - 14.11. - S/2014/815. - P. 3-35. -Mode of access: http://www.securitycouncilreport.org/atf/cf/%7B65BFCF9B-6D27-4E9C-8CD3-CF6E4FF96FF9%7D/s_2014_815.pdf (Дата обращения -11.11.2016.)
22. Victor B. Army of roses: Inside the world of Palestinian women suicide bombers. -N.Y.: St. Martin's press, 2003. - 320 p.
23. Zakaria R. Women and Islamic militancy // Dissent. - North Hollywood, CA, 2015. -Vol. 62, Issue 1 (Winter). - P. 118-125. - Mode of access: https://www.dissent-magazine.org/article/why-women-choose-isis-islamicmilitancy (Дата обращения -11.11.2016.)
«Проблемы европейской безопасности: Сб. науч. тр. / РАН. ИНИОН», М, 2017 г., вып. 2, с. 103-124.
К. Авазов,
старший преподаватель
кафедры гуманитарных и экономических наук (Сурхандарьинский областной институт переподготовки и повышения квалификации работников народного образования, Республика Узбекистан) ВНЕШНИЕ И ВНУТРЕННИЕ УГРОЗЫ СОВРЕМЕННОСТИ, БЕЗОПАСНОСТЬ И СТАБИЛЬНОСТЬ В ОБЩЕСТВЕ И ИХ ВЗАИМОСВЯЗЬ
Аннотация. В данной статье излагаются вопросы формирования идеологического иммунитета как основы обеспечения безопасности и стабильности в обществе и их взаимосвязь.
Ключевые слова: геополитика, национальная идея, идеологическая угроза, идеологический вакуум, идеологический иммунитет, безопасность, терроризм, глобализация, фанатизм, религиозный экстремизм.
Геополитические цели, как правило, бывают созвучными с другими компонентами идеологической политики. Идеологическое воздействие превращается в самое влиятельное средство геополитики. Определенные политические силы имеют в виду создание идеологической среды подчинения своим интересам сознания и мышления различных народов мира, особенно молодежи, посредством оказания идеологического воздействия. Для современного глобализирующегося мира актуальными являются идеологические угрозы.
Приоритетная цель идеологических войн - это целенаправленное идеологические воздействие и манипулирование общественным сознанием, завоевание и удержание власти, достижение политического, военного и экономического превосходства без учета интересов государств, уступающих в экономической, политической и военной мощи, что может представлять серьезную опасность для межгосударственных отношений.
Под духовной угрозой нужно, прежде всего, понимать, идеологическую, идейную и информационную агрессию, направленную на любого человека независимо от языка, религии, веры, против его свободы в полном смысле слова, с целью полного разрушения его духовного мира [1].
Формирование идеологического иммунитета является основой обеспечения безопасности и стабильности.
В одном из своих выступлений первый Президент Республики Узбекистан И.А. Каримов сказал: «Идеологический полигон в десятки раз мощнее, чем ядерный полигон, и отсутствие идеологического иммунитета приведет к хаосу и развращению всего мира» [2].
Во всем мире на этом идеологическом полигоне идет борьба. Примером могут служить ситуации в соседних странах, таких как Афганистан, Ирак, Сирия, Ливия, Йемен, и в странах ближнего зарубежья - Украине, Грузии, Молдове.
Конфликты возникают из-за сформировавшегося идеологического вакуума в сознаниях людей.
В отдельных регионах веками кочевые народы уживались с оседлыми, иранские племена с тюркскими, мусульмане с иудеями и христианами.
Изучая историю духовной культуры Узбекистана и Центральной Азии, можно заметить весьма важное явление. В Средние века, наряду с быстрым развитием здесь точных наук -географии, математики, астрономии, медицины, появлением целого
созвездия имен в этих сферах, в крае жили и творили знаменитые в мусульманском мире теологи, убедительно отстаивавшие гуманистические, морально-нравственные черты ислама. Светские науки и религиозные знания не противостояли и не отрицали друг друга.
В регионе практически все светские ученые уважительно относились к теологии, и многие из них, за редким исключением, были верующими. Они признавали духовные, нравственные аспекты ислама, не выступали против его установлений, рассматривая окружавший мир в свете разума и правды.
Процесс демократизации общественно-политической жизни в Узбекистане создал условия для формирования различных партий, движений и организаций, для развития их деятельности. Все они всесторонне поддерживают деятельность руководства Узбекистана, направленную на сохранение и укрепление стабильности в обществе, необратимость экономических и социально-политических преобразований, создание светского государства.
Но, как это случается и в других молодых государствах, в Узбекистане также могут появиться силы, противостоящие законно избранному правительству.
История человечества показала, что фундаментализм очень опасен в любой форме. В настоящее время появляются идеологи, призывающие к отрицанию всех позитивных явлений, к непризнанию никаких социальных норм и правил, которые бы не одобрялись религиозными фанатиками.
Различные течения и секты ислама в Узбекистане являлись фундаменталистскими по своему характеру. Для всех них была характерна изначальная профессиональная конспиративная структура, построенная по единому образцу. Все они ставили перед своими членами жесткие условия, ориентированные на непримиримость и подрывную деятельность, свержение светского государства.
Анализ идейных установок, организационных структур различных экстремистских, фундаменталистских, религиозных партий, движений, организаций, даже их названия в Узбекистане свидетельствуют об экспорте идеологии ваххабизма. Все они создавались в Узбекистане по определенному шаблону, в отдельных случаях частично менялось лишь название организации. А такие организации, как «Братья-мусульмане», «Хизб ут-Тахрир аль-Ислами», даже не меняли своего названия [3].
Исламское движение Узбекистана позаимствовало название от иракского и ливанского исламского движения - ИДИ, ИДЛ, ак-рамия (борцы за веру) - от иранских организаций, воины ислама (ислом лашкарлари) - от «воинства Аллаха» (Сирия, Палестина, 60-е годы) и т.д.
Отношение фундаменталистов к властям: непримиримая оппозиция официальной власти; свержение светских правительств; политико-государственное самоопределение мусульман, основополагающее насилие в качестве джихада, т.е. создание теократического исламского государства.
Однако реальное положение в стране по отношению к исламу свидетельствует о другом - сегодня в обществе сохраняется мнение, что ислам способен приобщить людей к высшим духовным, нравственным и культурным ценностям; что он остается важным компонентом национального самосознания. Активизация религиозного сознания больше всего проявляется в стремлении определенных слоев соблюдать обряды и ритуалы.
Идеологи радикального ислама не могут подавить светское общественное развитие и вытеснить светские взгляды на жизнь, имеющие в Узбекистане давние традиции. Доминирующее положение в жизни общества всё же занимает светскость.
С другой стороны, вакуум, образовавшийся в Центральной Азии из-за давления бывшей советской идеологии и разрушения религиозной инфраструктуры, создал благоприятные возможности для распространения радикальных исламских течений, основанных на чуждых народам Центральной Азии религиозно-культурных традициях.
Предотвращение угроз, связанных с влиянием радикального ислама, зависит, прежде всего, от динамики демократизации общества, решения насущных социально-экономических, экологических, демографических проблем, создания таких социально-политических и экономических условий, которые способствовали бы гармонизации материальной и духовной жизни человека. Мир и спокойствие, гражданское согласие, религиозная терпимость, равноправное участие представителей различных культур в жизни общества - отличительные черты современного Узбекистана, опыт которого представляет ценность в укреплении межрелигиозного и межкультурного диалога.
Ислам Каримов в своей книге «Наша цель - свободная и процветающая Родина» отметил необходимость повышения религиозной грамотности народа посредством распространения
знаний, а также повышения политической и правовой культуры граждан, прежде всего молодого поколения, изучения законодательства, посвященного деятельности религиозных организаций, правам и обязанностям в этой сфере [4].
В ст. 57 Конституции Республики Узбекистан сказано: «Запрещаются создание и деятельность политических партий, а равно других общественных объединений, имеющих целью насильственное изменение конституционного строя, выступающих против суверенитета, целостности и безопасности республики, конституционных прав и свобод граждан, пропагандирующих войну, социальную, национальную, расовую и религиозную вражду, посягавших на здоровье и нравственность народа, а также военизированных объединений, политических партий по национальному и религиозному признакам. Запрещается создание тайных обществ и объединений» [5].
Ислам Каримов в ответах на вопросы главного редактора журнала «Тафаккур» в 1998 г. сказал: «С идеей можно бороться, спорить только идеей, с мыслью - только мыслью, с невежеством -только просвещением. Сейчас, когда человечество вступило в новое тысячелетие, борьба старых и новых идеологий набирает стремительный темп. Разнообразные, иногда совершенно противоречивые мировоззрения, споры между политическими, национальными, религиозными течениями, сектами порой выходят за рамки дискуссий и становятся причиной кровавых столкновений, массовых убийств, приносят много бедствий людям».
Мы должны воспитывать себя в духе добродетельных идей. В идеологической картине современного мира все ярче бросается в глаза деятельность «идеологических полигонов», ведущих борьбу с помощью различных средств, оказывающих влияние на души и сознание человека. Такие идеологические полигоны возникают в результате усиления борьбы за овладение сознанием и душами людей, и эта борьба ведется не с боевым, а, прежде всего, с помощью идеологического оружия.
Мир по территориальному признаку разделен на различения регионы и континенты. Эти территории имеют четкие границы. Однако человечество к концу ХХ в. столкнулось с проблемами, не знающими границ. К их числу относятся такие проблемы, как конфликты региональные, религиозно-этнические, на основе агрессивного национализма и шовинизма, духовный кризис, наркомания, терроризм и др.
К тому же целый ряд проблем возникает в связи с процессами глобализации, ускорения потока информации. Негативным является тот факт, что возникают различные силы, пытающиеся расширить сферу своего влияния различными идеологическими средствами, завоевать душу и сознание людей, заставляя, таким образом, целые народы и государства следовать за ними. Основной принцип, определяющий идеологическую картину мира, заключается именно в этом.
Термин «полигон» взят из греческого слова, которое означает «многогранность». Обычно под полигоном мы подразумеваем специфическое поле, где испытывается оружие и техника, ведется подготовка войск, проводятся военные тренировки и занятия.
Из опыта истории известно, что в целях захвата чужих территорий или защиты своей непрерывно совершенствовались виды военных вооружений. Все они направлялись на уничтожение живой силы и материальных средств реального или предполагаемого врага. Сейчас идеологическим полигоном стало мировоззрение всего человечества и каждого народа. Ибо народ, у которого завоеваны душа и сознание, будет побежден врагом. Понятие «идеологический полигон» впервые употреблено И. Каримовым в ответах на вопросы главного редактора журнала «Тафаккур».
Сегодня человек живет, ощущая постоянное влияние, распространяющееся из ближних и дальних идеологических источников различного толка, которые служат лишь интересам определенных государств и политических сил.
Формирование идеологического иммунитета определяется степенью его соответствия природе народа, образу его жизни и мышления, а самое главное, как оно отражает национальные интересы и чаяния общества. Только такая идеология выдержит испытания временем и жизнью, ей поверят люди и примут ее в качестве убеждения. Только тогда она приобретет духовно-нравственную силу и станет сильнее самого современного оружия.
Достижение наших благородных целей, окончательное освобождение от старых идеологических догм, недопущение идейного вакуума, защита от посягательств чуждых идей, воспитание всесторонне развитых личностей - всё это требует формирования новой идеологии, соответствующей интересам нашего общества. Ни один народ, четко представляющий свои жизненные цели, заботящийся о своем будущем, никогда не жил и не сможет жить без национальной идеи и идеологии. Без идеи любое государство и общество, не говоря уже о человеке, неизбежно собьются с пути.
Очень важно в нынешних условиях преодоления идеологического вакуума сформировать у народа, прежде всего у подрастающего поколения, идеологический иммунитет. Эту работу необходимо осуществлять разумно и осторожно, подобно тому, как опытный садовник-аксакал нежно и заботливо растит молодые саженцы.
Нет необходимости разъяснять подробно возросшую роль идеологии в современных условиях, когда в обстановке информационного взрыва, процесса глобализации проявляется стремление определенных сил расширить сферу своего влияния, разделив тем самым мировое пространство на поля противоборства. Должна быть ясна необходимость учета идеологической ситуации, сложившейся на постсоветском пространстве, положение в Центрально-Азиатском регионе, важность заполнения вакуума, появившегося в результате отказа от старой идеологии новой - идеологией национальной независимости, чтобы активно противодействовать попыткам проникновения чуждой идеологии и деструктивных идей в Узбекистан.
Безопасность того или иного региона зависит не только от внутренних факторов. Негативные и деструктивные элементы внутри отдельных государств, например такие, как сепаратизм, межэтнические проблемы или ущемление политических прав граждан, умело используют очень крупные геополитические игроки для усиления своего влияния. При этом чисто хозяйственные интересы часто вуалируются политическими лозунгами и продвижением западных ценностей.
На сегодняшний день Центрально-Азиатский регион (ЦАР) как единое целое фактически не подготовлен к современным вызовам и рискам. Подобное положение настораживает, так как, согласно ряду прогнозов, угроза безопасности, как в местном, так и во всемирном разрезе, будет иметь в дальнейшем стойкую тенденцию к усилению, особенно в случае вероятного конфликта вокруг Ирана и дальнейшего сохранения нерешенности иракской и афганской проблем. При этом под давлением комплексов внутренних и внешних угроз саму Центральную Азию могут ожидать серьезные саботирующие последствия [7].
ЦАР еще не готов противостоять этим процессам в полной мере. Пока что речь может идти только о минимизации негативных явлений в регионе. Особенно важным видится активизация взаимодействия между центральноазиатскими государствами.
В этом могли бы сыграть решающую роль такие местные структуры, как ОДКБ и ШОС.
Не секрет, что каждая республика региона определяет свою внутреннюю и внешнюю политику исходя из своих интересов, географической расположенности, хозяйственного запаса, языковой и культурной близости со странами дальнего и ближнего зарубежья. Так рождаются прямо в наших глазах концепты типа «нейтральный прагматизм» и т.п.
С точки зрения национальных интересов в этом ничего зазорного нет, однако с точки зрения местной безопасности такие факторы вызывают определенную тревогу. Абсурдно, но страны Запада, нуждаясь больше всех в ресурсах ЦАР, как и в начале 1920-х годов, не перестают выдвигать политические требования в современном мире. Хотя опыт Грузии, Киргизии и особенно Украины показал, что «цветные революции» не могут быть ударным механизмом для развития. Они толкают общество в пучину перманентной борьбы политических сил за власть.
Одной из самых часто встречающихся форм разрушительных идей и идеологий является религиозный фундаментализм. Его сторонники в определенные периоды господствовали и на Западе, и на Востоке. Он и сейчас возникает в разнообразных формах в различных регионах. Сторонники фундаментализма объединяются вокруг идей терроризма, религиозного экстремизма путем оправдания торговли оружием, наркобизнеса. На самом деле цель носителей идей фундаментализма и экстремизма заключалась не в восстановлении религиозных ценностей. Их цель - создание, посредством использования этих идей, обстановки нестабильности, межрегиональной и межнациональной распрей, а в конечном счете - захват власти. Эти попытки могут привести к непоправимым трагедиям. Они хотят загнать мир, в том числе и нашу страну, в пучину кровопролития и братоубийства, как это имеет место в Ираке, Ливии, Афганистане и Сирии [8].
В настоящее время не исключена вероятность проведения в регионе террористических акций со стороны религиозных экстремистов.
Лидер Узбекистана И. Каримов в своем произведении «Узбекистан на пороге ХХ1 века: угроза безопасности, условия стабильности и гарантии развития» отмечал: «Многочисленные политики, ученые, журналисты пытались дать свое понимание причин явления конца ХХ века, которое получило самые различные названия - "исламский ренессанс", "реисламизация", "феномен
ислама" и т.п. Не вдаваясь в дискуссию о понятиях, хотелось бы заострить внимание на том, что происходящие под флагом возрождения исламских ценностей явления очень разнообразны, порой противоречивы и даже разнополюсны».
Следует особо отметить, что в последнее время в Центральной Азии активизируется и Пакистан. Если до сих пор единственным препятствием для бурного развития нормальных отношений было присутствие на сопредельных с Афганистаном территориях террористических группировок, угрожающих безопасности Центральной Азии, то последние попытки вытеснить их оттуда воспринимаются очень позитивно.
Подтверждением тому может служить подписанное Узбекистаном, Казахстаном, Афганистаном и Пакистаном соглашение о строительстве железной дороги от узбекского Термеза до пакистанского Пешавара через Кабул. В свою очередь Китай планирует строительство части железной дороги, которая соединит его западные районы с Киргизией и Узбекистаном. Так что богатые ресурсы этого региона настойчиво привлекают не только страны Запада.
Здесь уместно сказать об афганском факторе денормализа-ции. Международные силы по обеспечению безопасности в Афганистане (1САФ) не скрупулезно учитывают местные особенности и теряют шансы на успех. Складывается впечатление, что страны Запада, в первую очередь США, борются не с террористами, а за право сохранения своего присутствия в этом регионе как можно дольше.
В результате афганцы, уставшие ждать от них хоть какого-то облегчения и улучшения жизни, постепенно переходят на сторону талибов. Более того, есть предположения, что Запад подталкивает правительство Афганистана на примирение с «Талибаном». А с возвращением талибов к власти после ухода оттуда сил коалиции Афганистан может превратиться в еще более масштабный очаг напряженности. И это в первую очередь ощутят на себе подконтрольные республики Центральной Азии. Словом, специалисты не очень оптимистичны в своих прогнозах относительно контролируемости региона.
Не следует забывать о том, что архитектура безопасности Центральной Азии находится на стадии формирования. Это очень болезненный процесс в силу ряда причин. Он требует взаимного доверия и уступок, а к ним не всегда готовы главы государств. Отсюда осложняется и следующая задача: нормализация нацио-
нальных интересов всех участвующих сторон. Они подчас противоречат друг другу. Выработка согласованной политики во многом зависит от сбалансирования интересов внешних игроков, которые на страны региона имеют разную степень влияния. Разрешение тугого узла противоречий во многом зависит от активизации местных структур. Ведь безопасность каждой отдельно взятой страны немыслима без обеспечения ее в Центрально-Азиатском регионе в целом [2].
Глобализация превратилась в передовой феномен социального быта, политики, экономики и культуры современной эпохи. Нельзя забывать ее положительных сторон во всех мировых государствах. Но начавшаяся во втором десятилетии ХХ в. «арабская весна» в ряде арабских государств, таких, как Египет, Тунис, Ливия, Иордания, Сирия, Йемен, может перейти на другие страны.
Популизм - это невыполнение своих обязанностей, что является причиной падения экономики таких государств, как Марокко, Йемен, Ливия, и привело эти страны к хаосу.
В первые годы независимости в нашу республику под маской исламской религии стали проникать сторонники религиозного фундаментализма, такие как «Хизб ут-Тахрир аль-Ислами», «Тав-ба», «Таиф», «Таблигиты», «Нуровцы». У них была цель завоевать умы и души молодежи путем обучения якобы основам ислама, читая Священную книгу Коран, а в результате из них готовились лица, противостоящие нынешней конституционной власти. Они старались нанести определенный ущерб с целью слома социально-политического строя Узбекистана, созданного народом в развитие национальной государственности [7].
Идея единства для создания государства под эгидой халифата, единой империи - вот мечта исламского фундаментализма. Однако идти против прогресса истории и человечества не позволяет сама жизнь и требования времени. И этого не захочет сам народ.
Несмотря на это, сторонники этой идеи продолжают борьбу против законности, против Конституции Республики Узбекистан, созданной волей народа. Фундаменталисты подпольно организуют политическую борьбу путем организации нелегальной учебы. Распространяют клевету, будто «Узбекистан насилует религию». Привлекают молодежь как исполнителей своих целей. Формирование «воинов-зомби» - это один из путей радикальных религиозных группировок.
Особенностью в характере действий экстремистов является то, что они считают правильными только свои личные идеи и дви-
жения. Фанатики не соглашаются с иными мыслями, оправдывают только свои взгляды, хоть и сами они не правы [8].
Свидетельством этому является движение фанатиков ваххабитов в Намангане в декабре 1991 г., а также создание антиконституционных религиозных течений «Адолат», «Ислом лашкарлари», в отдельных местностях - «Нур», «Тавба», отправка молодежи в Турцию для обучения террору в 1992 г., издание брошюр «Жи-ход» и руководств по проведению партизанской войны и другой литературы экстремистского толка, обучение молодежи в религиозных учебных заведениях в Пакистане, Турции, Афганистане, прохождение специальной подготовки в подпольных и религиозных учебных центрах [9].
Появление идеологического вакуума в первые годы независимости послужило не созидательной, а разрушительной силой для республики. Это привело к оказанию чрезмерного влияния на верующих, к нетерпимому отношению к другому вероисповеданию, к появлению религиозных фанатиков, влиянию на несформи-ровавшееся сознание молодежи.
Место Узбекистана в Центральной Азии весьма специфично. В этом регионе Узбекистан является государством с наиболее многочисленным населением (свыше 32,5 млн человек), имеет огромный экономический и научный потенциал. В Узбекистане разработана и успешно реализуется своеобразная модель перехода к рыночной экономике. Узбекистан имеет в Центральной Азии высокий интеллектуальный потенциал, богат ресурсами, рабочей силой. Он территориально является связывающим звеном между Европой и Азией, проводит миролюбивую политику в регионе, реально обеспечивает политическую стабильность.
Как мы знаем из истории, не раз предпринимались попытки завоевать этот край. И в наше время таких фактов не мало. Используют различные методы борьбы: насилие, захватничество, терроризм и др. Они привлекают к себе простых и малограмотных людей, особенно молодежь. Более десяти религиозных групп сегодня продолжают подпольную борьбу за завоевание умов части молодежи.
Почему наши идеологические враги привлекают в свои ряды именно молодежь? Потому, что ее обмануть легко. Целью идеологических врагов является внедрение разрушительных идей под маской обучения религии с раннего возраста. Некоторые молодые люди не могут осознать понятие религиозного фундаментализма. Действующие религиозные экстремисты под видом исламской
религии пытаются управлять умами молодежи, стремятся поймать в свою ловушку еще несформировавшуюся молодежь. Пользуясь неопытностью молодых людей для достижения своих грязных целей, они порочат идеи ислама.
Таким образом, формирование идеологического иммунитета определяется степенью его соответствия природе народа, образу его жизни и мышления, а самое главное, как оно отражает национальные интересы и чаяния общества. Только такая идеология выдержит испытания временем и жизнью, ей поверят люди и примут ее в качестве убеждения. Только тогда она приобретет духовно-нравственную силу и станет сильнее самого современного оружия. Силами широкой общественности, интеллигенции, деятелей науки и культуры, прежде всего работников духовно-просветительной сферы, необходимо поднять на новый уровень деятельность, направленную на совершенствование и утверждение основных принципов идеологии национальной независимости в сознании людей. Особо надо подчеркнуть, что главной целью является превращение национальной идеи и идеологии независимости в основу мировоззрения, духовный стержень каждого живущего в нашей стране человека.
На сегодняшний день в распоряжении человечества накопилось столько оружия и боеприпасов, что его достаточно, чтобы несколько раз уничтожить земной шар. Однако самая большая опасность сегодня - непрерывно продолжающаяся идеологическая борьба за души и сознание людей, а особенно молодого поколения. Сегодня решающую роль играют не сражения на ядерных полигонах, а борьба на идеологическом фронте. Никогда не следует забывать эту горькую истину.
Литература
1. Каримов И.А. Наша главная цель - неуклонно следовать курсом построения свободного общества и благополучной жизни // Народное Слово. - 8 декабря
2007. - № 12.
2. Каримов И.А. Высокая духовность - непобедимая сила. - Т.: Маънавият,
2008.
3. Каримов И.А. Узбекистан на пороге ХХ1 века: Угрозы безопасности, условия и гарантии прогресса. - Т.: Узбекистан, 1997.
4. Каримов И.А. Наша высшая цель - независимость и процветание Родины, свобода и благополучие народа. - Т.: Узбекистан, 2000.
5. Конституция Республики Узбекистан. - Т.: Узбекистан, 2009.
6. Каримов И.А. Миллий истиклол мафкураси - хал; эътикоди ва буюк кела-жакка ишончдир. - Т.: Узбекистон, 2000.
7. К. Комилов, У. Хасанбоев, Н. Хошимов. Диний экстремизм ва халкаро терроризм - жамият тараккиётига тахдид. - Т.: Тошкент Ислом университети нашриёт - матбаа бирлашмаси, 2009.
Статья предоставлена автором для публикации в бюллетене «Россия и мусульманский мир».