Мартыненко Анна Борисовна
помощник адвоката, соискатель кафедры теории и истории права и государства СКФ Академии госслужбы при Президенте РФ, г. Ростов-на-Дону
Влияние государственного насилия на правосознание
граждан
Государство, используя власть, разрешает «противоречия между необходимостью порядка и разнообразием интересов в обществе, сопряженных с конфликтами1 . Вполне понятно, что никто не будет полагаться на «сознательность» граждан, никто не будет их уговаривать, чтобы одни поступались своими интересами ради других. Не только государство, но и власть тесно связаны с насилием.
Власть в государстве строится либо на использовании насилия, либо с учетом его возможного применения: «элита стремится в любом случае легитимизировать расширенное применение насилия. Если нарушается закон, то для обоснования этого нарушения используются аргументы из дискуссий о соотношении права и закона, о легальности и легитимности, букве и духе законов и т.п. За всем этим незримо присутствует уже подзабытый принцип политической целесообразности, несовместимый с принципами построения правового демократического государства и характерный для периода революционных преобразований»2.
Используя правоохранительные органы для упрочения господствующего положения соответствующих классов, государственная власть не
может пренебрегать объективно необходимой юридической формой и должна обеспечивать экономически необходимый правопорядок. Благодаря праву государственная власть приобретает престиж законной власти. При этом классовое насилие и принуждение вводятся в соответствующие рамки, в определенной мере стабилизирующие отношения между властью и населением.
При явной помощи права и суда классовое подавление приобретает некую общую форму, в которой осуществляется и борьба против общеуголовной преступности. Правовая же форма подавления классовых противников государством как политической организацией господствующего класса в нормальной обстановке оказывается наиболее действенной, позволяет прикрыть эту функцию подавления якобы общими целями борьбы с антиобщественными элементами, в которой должно быть заинтересовано все население страны. Сегодня, как и в давние времена, расправа с классовым противником часто прикрывается ссылками на высшие интересы страны и нации, мотивируется задачами безопасности государства, торжества справедливых принципов правосудия и законности. «Когда классовая борьба накаляется до предела, когда выступления масс нельзя остановить отдельными
1 Гаджиев К.С. Политическая наука. М., 1994. С. 98.
2 Егоров В.К. Насилие и легитимность режима // http://www.nns.ru/analytdoc/konf6.html
41
судебными процессами и правовые средства оказываются бессильными, государственный аппарат отбрасывает законность и прибегает к прямому насилию, расстреливая не только народ, но и собственное право, творя произвол и беззакония. Однако никакой класс и никакие правители никогда не могли на длительное время упрочить свою власть средствами грубого произвола и террора. Причина тому не только возмущение народа, но и разрушение того правопорядка, который необходим для осуществления материального производства, распределения и обмена. Разложение законности, отказ от правовых методов осуществления государственной власти подрывает его экономическую основу. Действуя деструктивно, пренебрегая правом или возводя в закон сугубо произвольные устремления, государство перестает быть объективно необходимой классовому обществу управляющей системой, а сам государственный механизм испытывает глубочайшую коррупцию и теряет ту слаженность, которая свойственна или должна быть свойственна политической организации высшего порядка, охватывающей все население страны. Наконец, правовой нигилизм лишает государство качества официального представителя общества, власть теряет ореол общепризнанности и законности, что непременно отражается на стапели ее идейно-нравственной поддержки со стороны граждан»1.
Таким образом, можно согласиться со следующим определением государственного насилия - это преднамеренное действие (физическое, экономическое, политическое (идеологическое), правовое, психологическое (психическое), информационное, административно-бюрократическое и др.) со стороны государства и его органов, осуществляемое вопреки воли человека, направленное на нанесение ему ущерба (или его уничтожение), облеченное в юридическую форму и выражающее волю господствующего (находящегося у власти) в обществе класса2.
Как государственное насилие влияет на правосознание граждан России?
Нельзя забывать, что от уровня, качества, характера, содержания правосознания в значительной степени зависит то, каким будет поведение человека в обществе - правомерным, соци-
ально полезным или неправомерным, социально вредным и опасным. И примером здесь может служить преступный образ жизни, сопровождающийся деградацией личности и существенной деформацией правосознания, в котором доминирующие позиции начинают занимать антиобщественные «ценности» и криминальные установки так называемого «воровского закона» - своеобразного неписаного кодекса преступного мира.
Криминальные последствия демонстрации по государственным каналам средств массовой информации сцен жестокости и насилия, как показывают социологические исследования, тесно связаны с психологической склонностью людей, и особенно молодежи, к подражанию понравившимся героям. Регулярное созерцание на телеэкране сцен жестокости формирует нередко убежденность у людей, что только с помощью насилия можно добиться жизненного успеха.
Не случайно еще И.А. Ильин одним из первых поднял важную проблему деформации и дефектности правосознания. Он указывал: «... Уродливое, извращенное правосознание остается правосознанием, но извращает свое содержание; оно обращается к идее права, но берет от нее лишь схему; пользует его по-своему, злоупотребляет им и наполняет его недостойным, извращенным содержанием; возникает неправовое право, которое, однако, именуется «правом» и выдается за право»3.
Деформация правового сознания - это социальное явление, характеризующееся изменением его состояния, в силу чего у носителей формируются определенные идеи, представления, взгляды, чувства и настроения, переживания и эмоции, которые искаженно отражают юридическую действительность и выражают отрицательное отношение к действующему праву, законности, правопорядку.
Наиболее распространенными формами деформации правового сознания граждан в современной России, по нашему мнению, являются: правовой инфантилизм, правовой нигилизм, правовой фетишизм и перерожденное правосознание. Важное значение для уяснения природы деформации правового сознания имеет выделение и характеристика соответствующих ее видов.
1 Явич Л.С. Общая теория права. Л.: Изд-во ЛГУ, 1976. С. 43-44.
2 Автор солидаризируется с мнением Мартыненко Б.К., активно разрабатывающим современное теоретико-правовое учение о насилии. См.: Мартыненко Б.К. Теоретико-правовой анализ категории насилия: постановка проблемы // Ученые записки. Юбилейный выпуск. Т. 1. Северо-Кавказский филиал Российской академии правосудия (г. Краснодар). 2006; Мартыненко Б.К. Категория государственного насилия // Ученые записки. Юбилейный выпуск. Т. 1. Северо-Кавказский филиал Российской академии правосудия (г. Краснодар). 2006; Мартыненко Б.К. От категории насилия - к дефиниции государственного насилия // Право и правосудие в современном мире. Сборник материалов конференции. Северо-Кавказский филиал Российской академии правосудия (г. Краснодар). 2006.
3 Ильин И.А. О сущности правосознания. М., 1993. С. 20.
_42
В зависимости от уровня обобщения и с учетом их носителей необходимо различать три вида этого явления: деформацию общественного, группового (в т.ч. профессионального) и индивидуального правосознания. От степени и глубины иска-женности при отражении правовой действительности в качестве самостоятельных видов целесообразно рассматривать деформацию обыденного и теоретического правосознания.
Пустившее глубокие корни в современном российском обществе перерожденческое правосознание характеризуется не только степенью общественной опасности, но и мотивацией. Перерожденческое правосознание основано на сознательном отрицании закона по мотивам корысти, алчности1.
Вот всего лишь несколько примеров из деятельности госорганов.
Ныне работа в милиции не является престижной и высоко оплачиваемой, поэтому кадровый состав часто состоит из лиц, не имеющих высшего образования и достаточного опыта: «... среди «следователей МВД до 60% не имеют юридического образования». Это приводит к чудовищным и просто нелепым ошибкам при расследовании»2. Вследствие этого низкое качество следствия восполняется оперативным, силовым воздействием.
Необходимо отметить и возросшее опасение большинства граждан усугубить проблемную ситуацию и стать жертвой необоснованного насилия. Так, практика насилия со стороны МВД наиболее часто проявляется при задержании из-за чрезмерного и необоснованного его применения (61%). Показательно, что другим распространенным поводом для совершения насильственных действий в отношении задержанных является демонстрация силы (избили беспричинно, «для куража»). В 16% случаев избивают для получения нужных показаний. Насилие и жестокость имеют самостоятельное значение, в сущности, являясь неотъемлемым атрибутом действий милиции3. «Произошло определенное перерождение
правоохранительных органов, обязанных бороться с преступностью, в силовые структуры, у которых принципиально другие функции и другие задачи; идет их массовая депрофессионализация именно как правоохранительных органов. Дальнейшая ступень - превращение силовых структур в карательные органы»4.
Сегодня, в современном российском обществе, пропитанном государственным насилием, укоренен животный страх перед репрессивными институтами, парализующий какое-либо сопротивление насилию со стороны органов правопорядка или госбезопасности, практически полностью отсутствует гражданская ответственность и солидарность перед угрозами этих органов, инерция покорности и терпения в отношении любых форм насилия (не только государственного)5.
Государственное насилие обесценивает человеческую жизнь и влечение за собой некро-филизацию преступности. И рост числа убийств и актов насилия над личностью - лучшее тому подтверждение. Так, Москва за последние годы превратилась в достаточно опасное место пребывания. В 1997 г. в Москве совершено 17,1 убийств на 100 тыс. жителей. Для сравнения скажем, что в Брюсселе этот показатель составил 0,2, в Токио -1,16.
Образ постсоветской России - это «находящееся в глубоком экономическом и политическом кризисе, духовно падшее коррумпированное государство, полностью отчужденное от своих граждан. Считая, что государственная структура далеко не правовая, большинство граждан оправдывает насилие. »7
В неправовом государстве право для граждан не является предметом уважения, тем более ценностью. Оно ассоциируется с внешним принуждением, соблюдение которого обязательно, если есть «надзиратель», в иных условиях его можно игнорировать. В такой ситуации в отношениях граждан с социальными (в том числе государственными) институтами начинают преобладать неправововые («неформальные») элементы,
1 Баранов П.П., Русских В.В. Актуальные проблемы теории правосознания, правовой культуры и правового воспитания: Учебное пособие. Ростов н/Д, 1999. С. 34.
2 Преступность как угроза национальной безопасности России // Организованная преступность: тенденции, перспективы борьбы // http://crime.vl.ru/docs/books/book/g1/1 .htm.
3 Произвол правоохранительных органов - практики и первопричины: Вопросы правосознания, правовой культуры и правового поведения граждан России // http://www.mhg.ru/proizvol/4707DAD.
4 Преступность как угроза национальной безопасности России // Организованная преступность: тенденции, перспективы борьбы // http://crime.vl.ru/docs/books/book/g1/1 .htm.
5 См.: Шереги Ф.Э. Социология права: прикладные исследования. СПб.: Алетейя, 2002.
Произвол правоохранительных органов - практики и первопричины: Вопросы правосознания, правовой культуры и правового поведения граждан России // http://www.mhg.ru/proizvol/4707DAD.
7 Там же.
43
нередко трансформирующееся в коррупцию, шантаж, мошенничество, насилие1.
И сегодня в структуре ценностей современных жителей России доминируют: на первом месте - совесть, на втором месте - семья, на третьем месте - деньги, и только на четвертом - закон. По мнению Ф.Э. Шереги, установки россиян на соблюдение закона, в сущности, позитивные, но граждане оставляют за собой право их не соблюдать2. В действительности, граждане, отвечая на вопрос о пользе права, знания его норм, утверждают, что знание прав и норм закона в нашей стране «мало что дает человеку» (47%). Такая установка на бесполезность кодифицированного правого поведения сохраняет общество в состоянии апатии3.
В современной политике насилия, направленной на самосохранение существующей власти, единым стержнем государственного насилия является идущая сверху линия насильственного насаждения противоположного предшествующему общественного строя. Она включает меры по насильственной смене экономико-политического, социально-культурного, национального и духовно-нравственного строя общественной жизни: «... в России не просто широко распространено насилие. Оно неуклонно нарастает, принимает все более авторитарные, своевольные, абсолютные, диктаторские формы»4, а институты общества не только не подавляют его, но и сами производят насилие.
Небывалый рост насилия над людьми и страной в целом отмечен в современной России начала 90-х гг. ХХ в., когда был взят курс на насильственное разрушение всех общественно-государственных, экономико-культурных структур общества. Россия всего за несколько лет была отброшена на задворки цивилизации и поставлена в положение третьесортной страны. Граждане восхваляют государство сквозь стиснутые зубы, но от них требуют еще и непритворной любви к нему5.
Сегодня российскому менталитету присуща не только политическая демагогия и популизм, но и эклектичность воззрений, представлений, взглядов, деформированность правосознания и т.п. Для него характерна идеологическая
сумбурность, непостоянство и непоследовательность экономических, политических, правовых и иных взглядов, сочетание в социальном сознании несовместимых ментальных схем, стереотипов. До сих пор обществу непонятны цели государственного строительства. Власть не дает на этот вопрос конкретного ответа, ограничиваясь ссылкой на переходный характер нынешнего этапа развития общества, что усиливает неверие народа в эффективность власти.
Государственное насилие деформирует все виды правосознания. Самое опасное в нынешнем состоянии российского общества - не экономический и социальный кризисы, и даже не конфликты, а то усиливающееся ощущение духовной пустоты, бессмысленности, бесперспективности, временности всего происходящего, которое зримо охватывает все новые и новые слои россиян6.
Несомненно, деформация правового сознания приносит социальный вред, общественно опасна, так как она, проявляясь на разных уровнях и в различных формах (которые взаимно переплетаются и дополняют друг друга), дестабилизирует существующий политический, правовой и социальный порядок, вносит в жизнь общества дух конфронтации и насилия. Деформация правосознания так переворачивает ситуацию в обществе, что факты нарушения права начинают восприниматься гражданами как положительные явления и проявления свободы.
Деформация правового сознания под влиянием государственного насилия не только формирует неприязнь по отношению к государству, действующей системе права, но и подвергает сомнению саму возможность правовой регламентации общественных отношений в принципе.
Однако мы полагаем, было бы ошибочно рассматривать проблему растущего государственно-правового насилия как специфическую проблему только лишь постсоветского общества.
Возможно, насилие в постсоветском обществе представляет собой в обостренной форме способ силового разрешения конфликтов, характерный для многих государств переходного периода.
1 См.: Шереги Ф.Э. Указ. соч.
2 Произвол правоохранительных органов - практики и первопричины: Вопросы правосознания, правовой культуры и правового поведения граждан России // http://www.mhg.ru/proizvol/4707DAD.
3 Отчет по исследованию «Физическое насилие в правоохранительных органах (опрос врачей и фельдшеров скорой помощи и травмопунктов)». Левада-центр, июль 2004.
4 Семенов В.С. Ситуация современного политического насилия в России // http://www.nns.ru/analytdoc/konf3.htm.
5 Пашин С. Государство и гражданское общество, или Игра в орлянку // http://index.org.ru/journal/16/pashin.html.
6 См.: Слепцов Н.С. Криминализация социальной среды как основная причина насилия // Молодежь и насилие: причины, формы проявления, методы предупреждения. Материалы российско-немецкого семинара. 21-23 марта 1994 г. М., 1995. С. 34-35.
м