Более быстрыми темпами система кооперации развивается там, где она поддерживается администрацией субъекта Российской Федерации в рамках региональных программ.
Так, в Астраханской области (рис. 1), зарегистрировано всего 34 кооператива, но все из них являются действующими и входят в единую региональную систему потребительской кооперации, которая включает в себя подсистему кредитной кооперации, подсистему снабженческо-заготовитель-ных кооперативов и подсистему страховых кооперативов. В состав кооператива второго уровня «Астраханский фермер» входят 9 кооперативов первого уровня, членами которых являются 1500 сельхозпроизводителей (К(Ф)Х, ЛПХ, ИП). Кооперативы первого уровня обеспечивают ресурсами (системами капельного орошения и удобрениями) малые формы хозяйствования (в основном занятыми производством овощей, картофеля и бахчевых), а также обеспечивают заготовку произведенной продукции и ее поставку в торговые сети.
Так, в 2010 г. кооперативами области поставлено в крупные торговые сети (в том числе «Метро», «Лента», «Азбука вкуса» и др.) 25 тыс. т ово-щебахчевой продукции и картофеля. Вся продукция соответствует предъявляемому уровню качества торговых сетей (картофель вымыт, расфасован, промаркирован), пользуется повышенным спросом.
Кредитование мелкотоварных сельхозпроизводителей осуществляется через систему кредитной кооперации, в состав которой входят 12 кредитных кооперативов первого уровня, число членов которых с 2006 по 2010 г. увеличилось с 950 до 2000 человек, число выданных ими субсидированных кредитов возросло со 130 до 480, а сумма - с 97 до 480 млн руб.
Кроме того, в 2009 г. в Астраханской области зарегистрирован межрегиональный кооператив 3-го уровня потребительских кооперативов по заготовке, переработке и реализации сельскохозяйственной продукции, в состав которого вошли кооперативы Волгоградской и Оренбургской областей, Ставропольского края и других регионов. Перерабатывающие кооперативы производят овощеконсервную продукцию высокого качества в современной упаковке и поставляют ее в торговые сети. При этом они несут ответственность перед потребителями (торговыми сетями г. Астрахань, г. Москва, г. Екатеринбург) за сроки и качество поставок.
Информационную поддержку членам кооперативов оказывает созданная в регионе газета «Народная кооперация». Обучение и консультация специалистов кооперативов осуществляется в Астраханском консультационно-методическом центре. Можно констатировать, что в Астраханской области создана система кооперации в трех отраслях: овощеводстве, картофелеводстве и производстве бахчевых культур, которая может служить примером для других регионов.
Таким образом, роль региональной системы кооперации заключается в том, что она обеспечивает концентрацию мелкотоварного производства, повышает доступ малым формам хозяйствования к цивилизованным рынкам сырья и продовольствия в условиях глобализации экономики, обеспечивает возможность использования конкурентных преимуществ сельских территорий, и создает условия для перевода мелкотоварного производства на инновационную модель развития.
ВЛИЯНИЕ ГЛОБАЛЬНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА НА ИНВЕСТИЦИИ В ПРОИЗВОДСТВО МИНЕРАЛЬНЫХ УДОБРЕНИЙ
М.А. Григель, асп. Всероссийского института аграрных проблем и информатики им. А.А Никонова
Мировой рынок минеральных удобрений дольше других отраслей выходил из глобального кризиса 2008 г. Даже в течение лета 2010 г. цены находились на уровне годовых минимумов. Этот факт, прежде всего, объяснялся тем, что цены на основные продовольственные товары не показывали роста, вследствие чего потребители минеральных удобрений не стремились увеличить закупаемые объемы. Такой крупный потребитель, как Китай, сократил их импорт. Позитивные для этого рынка перемены произошли летом из-за необычайной засухи, в связи с чем стоимость большинства продовольственных товаров резко выросла. Так, с июля 2010 г. стоимость пшеницы на мировом рынке выросла на 41%, кукурузы на 52%, а сои на 45% (рис. 1).
Сегодня фундаментальные условия и оптимизм на рынке сырья обеспечивают рост цен на минеральные удобрения. Дефицит и сокращение запасов сельхозкультур увеличили потребность в урожае будущего года, а более высокие цены на сельскохозяйственную продукцию подстегнули по-
купательскую способность фермеров. В конце октября - ноябре среднегодовые цены на азотные и фосфорные удобрения впервые поднялись до посткризисных, а производителям калийных удобрений впервые за два года удалось провести заметное повышение цен. Коэффициент запасы/потребление зерна сейчас находится на минимальном за последние несколько лет уровне, в сочетании с высоким спросом со стороны сельского хозяйства. Это указывает на то, что в 2011 г. спрос на минеральные удобрения может превысить потребление. Мировые цены на сельхозпродукцию близки к пику, а мощности по производству минеральных удобрений полностью загружены, что говорит об ограниченности предложения на минеральные удобрения. Кроме того, возможному сценарию снижения цен будут препятствовать такие факторы, как вполне вероятный рост экспортных пошлин на азотную и фосфорную продукцию в Китае, а также рост регулируемых тарифов на природный газ в России и странах СНГ.
14 12 10 8 6 4 2 0
0 9 0 0 0 0 8 0 0 0 0 0 0 0 0 { 1 0 0 0 1 1 0
ф м 0 м ю ю 0 0 и д и ф м а м ю ю а в s в д
-Пшеница
-Кукуруза
1200 1000 800 600 400 200 0
—Хлористый каллий
Диммонийфосфат
-Карбамид
Источник: Bloomberg.
Рисунок 1 - Стоимость основных продовольственных товаров, долл ./бушель
Источник: Bloomberg.
Рисунок 2 - Стоимость основных видов _минеральных удобрений, долл./т
Однако осенний подъем цен на рынке минеральных удобрений (рис. 2) вряд ли является началом полномасштабного ралли, подобного тому, которое имело место в 2007-2008 гг.: нынешняя ситуация принципиально отличатся от ситуации трехлетней давности прежде всего тем, что в азотном и фосфорном сегменте производители уже не испытывают столь серьезного давления со стороны издержек1. Кроме того, в 2007-2008 гг. цены двигали вверх бум производства биотоплива и рост потребления удобрений со стороны Китая (Потерянные 300-400 тыс. т ежемесячного импорта в КНР составляют 8-12% от мирового потребления -это довольно большой объем для рынка, устойчивый рост потребления на котором оценивается в 2-5% в год.)
. Среди минеральных удобрений наибольшим потенциалом роста обладает хлористый калий, цены на него восстанавливались гораздо медленнее чем цены на другие минеральные удобрения, азотные и фосфорные удобрения поднялись в цене более чем в два раза с минимумов 2009 г., в то время как цены на хлористый калий выросли всего только на 1421%. Дополнительным рычагом роста российской калийной отрасли может стать либерализация внутреннего рынка хлористого калия, составляющего около 10% продаж российских производителей.
В мировой торговле минеральными удобрениями азотные удобрения занимают первое место, на их долю приходится порядка 60% мирового потребления удобрений. Злаковые культуры потребляют почти половину всего объема азотных удобрений, используемых в мире.
Компания «СИБУР-Минудобрения» входит в тройку крупнейших производителей азотных удобрений в России. Компания производит аммиак, азотные удобрения (аммиачную селитру, карбамид, сульфат аммония) и капролактам. Производственные площадки компании находятся в Кемерово, Ангарске и Перми. Компания удерживает лидерство в экспорте карбамида, а также является крупнейшим поставщиком азотных удобрений на российский рынок (рис. 3).
1 595 1 223 1 062
Аммиак Карбамид Селитра
Источник: СИБУР, отчетность компании.
Рисунок 3 - Объемы производства азотных удобрений компанией ОАО «СИБУР-Минудобрения», 2010 г.
В связи с ростом спроса на азотные удобрения на мировых рынках, появилась необходимость развития имеющихся и создания новых рыночных преимуществ на каждой из площадок Компании и минимизация их слабых сторон путем кастомизации продуктового ряда и сбытовой политики в соответствии с возможностями и потенциалом географически близких и коммерчески перспективных рынков.
Производство минеральных удобрений - довольно прибыльная сфера инвестиций, так как их использование в сельскохозяйственном производстве субсидируется из федерального и региональных бюджетов в рамках государственной программы по развитию сельского хозяйства 2008-2012 гг. (табл. 1).
Нетрудно заметить, что субсидии на минеральные удобрения составляют почти 60% бюджета по разделу создания общих условий функционирования сельского хозяйства из федерального бюджета. Доля финансирования из региональных бюджетов выросла за год с трети до 42%, однако, с большой вариацией по видам. Неслучайно целевые показатели Госпрограммы по внесению минеральных удобрений выполняются при любом секвестирова-нии бюджета. Так, в 2009 г. было внесено 2,4 млн т.д.в. при плановых 2,2 млн т.д.в., в 2010 г. - 2,6 при плановых 2,5 млн д.т.в.
Подобные условия делают инвестиции в производство минеральных удобрений крайне привлекательными для отечественного и иностранного капитала, и многие компании наращивают производство год от года.
1 Три года назад цена на газ на спотовом американском рынке была почти в два раза выше, а сера - важный компонент при производстве фосфорных и комплексных удобрений стоила более чем в пять раз дороже.
Таблица 1 - Ресурсное обеспечение Госпрограммы в 2008-2010 гг. по направлению «Создание общих условий функционирования сельского хозяйства», млн руб.
Наименование мероприятий 2008 г. 2009 г. 2010 г.
План Факт Отклонение от плана, % План Факт отклонение от плана, % План Факт отклонение от плана, %
Создание общих условий функционирования сельского хозяйства, всего 9863 17720 79,7 12 917 17819 38,0 13781 10191 -26,1
В том числе: капитальные вложения на обновление мелиоративных систем 5006 5006 0 5835 4960 -14,0 5810 2700 -53,5
Субсидии на минеральные удобрения 2300 10300 +347 3400 9690 +185 4120 5942 +44,2
Уд. вес расходов на субсидирование минеральных удобрений в общем бюджете раздела, % 58,1 54,3 58,3
Источник: рассчитано автором на основе данных Минсельхоза России
РАЗВИТИЕ ЛИЗИНГА В СВЕТЕ МИРОВОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ И ФИНАНСОВОЙ ГЛОБАЛИЗАЦИИ А. Шувалов, асп. Всероссийского института аграрных проблем и информатики им. А.А. Никонова
В целях ускоренной модернизации отечественного сельского хозяйства было принято решение в рамках Приоритетного национального проекта и позднее Госпрограммы о значительных бюджетных вложениях в ОаО «Росагролизинг», которое должно было стать одним из основных каналов снабжения хозяйств новой техникой и племенными животными. Федеральный лизинг должен был решать проблемы, связанные с государственной необходимостью обеспечить продовольственную безопасность страны, за счет создания благоприятных условий для технического перевооружения и модернизации отраслей сельского хозяйства. В течение ряда лет компания получала государственные средства в виде взноса в свой уставный капитал. В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации №122-р от 4 февраля 2009 г. уставный капитал ОАО «Росагролизинг» был увеличен на 25 млрд руб. в дополнение к уже ранее произведенным взносам. Однако данные действия не привели к желаемым результатам. Предлагаемые ОАО «Росагролизинг» условия в большинстве случаев не устраивают сельскохозяйственных производителей, снижается масса потенциальных лизингополучателей. Так, в 2006 г. 37% опрошенных выразило намерение в ближайшие два года взять технику в лизинг, при этом сумма предполагаемой лизинговой сделки в среднем равнялась 6 млн руб. для СХО и около 3,5 млн руб. для К(Ф)Х. В 2009 г. уже только 20% всех хозяйств выборки выразили желание в ближайшие два года взять технику в лизинг, при этом ее примерная стоимость в среднем может составить 7,4 млн руб. на хозяйство [1, 2].
Племенной скот в лизинг в 2006 г. собирались брать 20% респондентов. Средняя стоимость лизинговой сделки, по мнению респондентов, могла составить 3 млн руб. для СХО и 1 млн руб. для К(Ф)Х. К 2009 г. доля желающих взять племенной скот в лизинг уменьшилась до 8% [1, 2].
Такие результаты проведенного обследования говорят о том, что возникли серьезные проблемы, которые тормозят процесс модернизации сельскохозяйственного производства. Одной из причин такого положения можно назвать отсутствие конкуренции на рынке лизинговых услуг, в том числе
практически полное отсутствие у сельскохозяйственных производителей возможностей использования международного лизинга.
Развитие лизингового рынка в мире связано не только с увеличением количества стран-участниц, интенсивным развитием производств и интеграцией, но и с расширением и объединением международного лизинга, с ростом возможностей обеспечивать необходимые для лизингового процесса ресурсы из иностранных источников. Однако в Западной Европе, по данным «1_еаБЕигоре», международный лизинг осуществляется пока лишь в пределах 2% общего объема лизинговых операций.
Поскольку лизинг в каждой стране развивается на законодательной базе данного государства, то он подпадает под национальные режимы, как по налогообложению, так и по бухгалтерской отчетности, и это зачастую сдерживает интеграцию международного лизинга.
Гармонизация лизинга в международном масштабе достигается при полном экономическом и валютном союзе. Например, в странах-участницах Европейского Союза, где происходит сближение юридических норм, регулирующих лизинговую деятельность, а также соответствующих экономических условий происходит процесс унификации налоговых систем, сближения режимов амортизации, унификации бухгалтерского учета лизинговой деятельности.
На данном этапе единого рынка лизинга фактически нет, но процессы объединения национальных рынков уже начались. Происходит сближение условий осуществления лизинговых операций за счет унификации общих условий для предпринимательства, которые оказывают влияние на лизинговый бизнес, а также принятие Евросоюзом решений, непосредственно касающихся лизинга.
Экономические условия в рамках Евросоюза позволяют унифицировать налогообложение корпораций, тем самым, обеспечивая охват самых больших сегментов рынка. Налоговые реформы, осуществляемые Евросоюзом, предусматривают общие принципы:
- доходы облагаются налогом в той стране, где они получены;
- устраняется двойное налогообложение;