Реализация агропродовольственной политики в сфере материально-технического обеспечения должна учитывать тенденцию роста импорта сельскохозяйственной техники, а также расширение сборки импортной агротехники на территории Российской Федерации.
В рамках антикризисных мер Правительства РФ было принято решение о субсидировании процентных ставок по кредитам на покупку только отечественных сельхозмашин. С 2009 г. государственные банки «Сбербанк» и "Россельхозбанк» не предоставляют кредиты на покупку зарубежной техники. В 2009 г. на государственном уровне был принят ряд мер, стимулирующих рост материально-технического обеспечения сельскохозяйственных товаропроизводителей. На 25 млрд руб. был увеличен уставный капитал «Росагролизинга» для закупки отечественной сельхозтехники, сельхозоборудования, племенного скота, техники и оборудования для пищевой и перерабатывающей промышленности и последующей передачи их по договорам лизинга. При этом совет директоров «Росагролизинга» решил увеличить до 15 лет срок договора лизинга техники и оборудования отечественного производства, перенести выплату авансового платежа на 12 месяцев после приобретения техники, а первый лизинговый платеж - на 18 месяцев.
Положительные итоги реализации Программы в 2008 г. наблюдались не только в материально-техническом обеспечении, но и в других сферах ресурсного потенциала. В 2008 г. были превышены плановые показатели по предотвращению выбытия из оборота сельскохозяйственных угодий, по внесению минеральных удобрений, по поставке племенного крупного рогатого скота, по увеличению удельного веса площади, засеваемой элитными семенами, по привлечению кредитных ресурсов.
Между тем, если в 2008 г. многие показатели программы были выполнены более чем на 100%, то на 2009 г. они были скорректированы в сторону снижения от планируемых значений. Финансово-экономический кризис конца 2008-2009 гг. негативно повлиял на реализацию отдельных направлений программы. В частности, на выполнение целевых показателей в 2009 г. по приобретению техники.
В дальнейшем наращивание имущественного потенциала будет сдерживаться снижением инвестиционных возможностей предприятий АПК, постоянным ростом цен на материально-технические ресурсы, сохранением общей кризисной ситуации в экономике страны, сокращением реально располагаемых доходов населения.
Основной упор Государственной программы в области технико-технологического перевооружения АПК сделан на переводе отрасли на инновационный путь развития. Инновационные процессы в АПК имеют свою специфику: их отличает многообразие региональных, отраслевых, функциональных, технологических и организационных особенностей. Условия и факторы, влияющие на инновационное развитие сельского хозяйства, можно разделить на негативные (сдерживающие инновационное развитие) и позитивные (способствующие ускорению инновационных процессов).
К первым можно отнести наличие природных ресурсов, значительный научно-образовательный и соответствующий уровню инноваций трудовой потенциал, емкий внутренний продовольственный рынок, возможность производить экологически безопасные, натуральные продукты питания.
В качестве негативных условий факторов следует отметить ведомственную разобщенность и ослабление научного потенциала аграрной науки. Для отечественной аграрной науки характеры: высокая степень сложности организационной структуры и ведомственная разобщенность (более 20 министерств и ведомств, участвующих в решении проблем АПК); многообразие форм научно-технической и инновационной деятельности; значительный удельный вес в научных исследованиях проблем, имеющих региональный, отраслевой и межотраслевой характер; большая продолжительность исследования некоторых проблем, связанных с воспроизводственным процессом. Эта специфика создает определенные трудности в управлении аграрными научными исследованиями и аграрной наукой в целом. Другими словами, вопрос в аграрном секторе России упирается в освоение инноваций с учетом финансовых возможностей отрасли, а также в организационные аспекты.
РОЛЬ РЕГИОНАЛЬНОМ СИСТЕМЫ КООПЕРАЦИИ В УСТОЙЧИВОМ РАЗВИТИИ МАЛЫХ ФОРМ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ
Д.Н. Фетисов, к.э.н., зав .каф. Волгоградский кооп
В результате проведения реформ в аграрном секторе сложилась многоукладная экономика, наряду с крупными и средними сельскохозяйственными организациями, агрофирмами и агрохолдингами, развиваются фермерские хозяйства и личные хозяйства населения.
В 2010 г. малыми формами хозяйствования Российской Федерации произведено более половины всей отечественной сельскохозяйственной продукции, в том числе 21% зерновых культур, 28% подсолнечника, 90% картофеля, 87% овощей, 42% мяса, 55% молока. В трети регионов страны доля производства низкорентабельного и даже убыточного мяса и молока в малых формах хозяйствования составляет 70-85%.
Крупнотоварное интегрированное производство является в настоящее время более эффективным, чем мелкотоварное, по той причине, что в нем обеспечивается замкнутый цикл производства и
ый институт Российского университета кооперации
контроль качества на каждом этапе технологической цепочки. Малые формы хозяйствования, даже при условии обеспечения эффективного производства отдельных видов сельскохозяйственной продукции (зерна, подсолнечника, овощей, картофеля, фруктов) за счет своих предпринимательских способностей и высокой мобильности в принятии решений, испытывают большие трудности со сбытом произведенной продукции. Немногочисленные фермерские хозяйства, специализирующиеся на производстве продукции животноводства, испытывают трудности, как со снабжением ресурсами, особенно кормами, так и со сбытом произведенной продукции, их доступ к цивилизованным рынкам сырья и продовольствия в условиях глобализации экономики, ограничен.
Следует подчеркнуть, что во многих экономически развитых странах именно фермеры обеспечивают население качественным продовольствием собственного производства, его экспорт в другие
страны. При этом, концентрация мелкотоварного производства обеспечивается на кооперативной основе, которая сочетает предпринимательство и совместную работу мелких производителей в технологической цепочке по производству продукции, ее переработке, транспортировке, хранению и доставке потребителю, и обеспечивает синергетиче-ский эффект, высокую ее конкурентоспособность.
В России, потребительские кооперативы в рамках мероприятий Приоритетного национального проекта «Развитие АПК» в 2006-2007 гг. и трех лет (20082010 гг.) реализации Государственной программы развития сельского хозяйства, созданы, но они пока не представляют собой систему, обеспечивающую концентрацию мелкотоварного производства.
По данным Минсельхоза России на 1 января 2009 г. в России было создано 5100 кооперативов, на 1 января 2010 г. - 5585 кооперативов, на 1 января 2011 г. - 6654 кооператива. То есть кооперативное
движение в стране ежегодно нарастает. Наиболее быстрыми темпами в последние годы увеличивается число снабженческо-заготови-тельных кооперативов. Их доля в общем числе кооперативов увеличилась за пять лет с 7,1 до 55,4%. Доля перерабатывающих возросла с 1,3 до 18%, а доля кредитных кооперативов -снизилась с 91,2 до 26,6%. Однако, не все созданные кооперативы функционируют. Не могли осуществлять свою деятельность и числились в 2010 г., как неработающие кооперативы: 31,4% кредитных, 36,9% перерабатывающих, 32,3% снабженческих и сбытовых. Причиной этого является слабая материально-техническая база, особенно в перерабатывающих кооперативах. В отдельных кооперативах не хватает квалифицированных кадров, способных оформлять договорные отношения между кооперативом и его членами в соответствие с принципами кооперации и действующим законодательством.
Рисунок 1 - Региональная система кооперации Астраханской области
К тому же в 2010 г. были сокращены объемы кредитования. Потребительские снабженческо-сбытовые и перерабатывающие кооперативы получили 458 кредитов и займов на сумму 3008 млн руб., что в 2 раза меньше, чем в 2009 г.
Исследования показали, что выделяемых кредитных ресурсов на развитие потребительских кооперативов недостаточно, так как в расчете на один зарегистрированный кооператив получено менее 1 млн руб. субсидированных кредитов. Тогда как, действующими нормативно-правовыми актами предусмотрено, что сезонное (краткосрочное) кредитование может быть до 15 млн руб. в год, выделение инвестиционных кредитов до 40 млн руб.
По нашим расчетам, на проведение модернизации отраслей мелкотоварного производства (поставку высокопродуктивных пород животных и сбалансированных кормов; семян высокоурожайных сортов сельскохозяйственных культур и удобрений, приобретение техники и оборудования), требуется не менее 15-20 млн руб. в расчете на кооператив. Только при условии выделения таких средств, может быть использован резерв по наращиванию продукции в малых формах хозяйствования. Причем, требуется в каждой отрасли создавать систему кооперации (обеспечивающую замкнутый цикл функционирования экономической системы: снабжение -производство - заготовка - переработка продукции), а не один кооператив.
Более быстрыми темпами система кооперации развивается там, где она поддерживается администрацией субъекта Российской Федерации в рамках региональных программ.
Так, в Астраханской области (рис. 1), зарегистрировано всего 34 кооператива, но все из них являются действующими и входят в единую региональную систему потребительской кооперации, которая включает в себя подсистему кредитной кооперации, подсистему снабженческо-заготовитель-ных кооперативов и подсистему страховых кооперативов. В состав кооператива второго уровня «Астраханский фермер» входят 9 кооперативов первого уровня, членами которых являются 1500 сельхозпроизводителей (К(Ф)Х, ЛПХ, ИП). Кооперативы первого уровня обеспечивают ресурсами (системами капельного орошения и удобрениями) малые формы хозяйствования (в основном занятыми производством овощей, картофеля и бахчевых), а также обеспечивают заготовку произведенной продукции и ее поставку в торговые сети.
Так, в 2010 г. кооперативами области поставлено в крупные торговые сети (в том числе «Метро», «Лента», «Азбука вкуса» и др.) 25 тыс. т ово-щебахчевой продукции и картофеля. Вся продукция соответствует предъявляемому уровню качества торговых сетей (картофель вымыт, расфасован, промаркирован), пользуется повышенным спросом.
Кредитование мелкотоварных сельхозпроизводителей осуществляется через систему кредитной кооперации, в состав которой входят 12 кредитных кооперативов первого уровня, число членов которых с 2006 по 2010 г. увеличилось с 950 до 2000 человек, число выданных ими субсидированных кредитов возросло со 130 до 480, а сумма - с 97 до 480 млн руб.
Кроме того, в 2009 г. в Астраханской области зарегистрирован межрегиональный кооператив 3-го уровня потребительских кооперативов по заготовке, переработке и реализации сельскохозяйственной продукции, в состав которого вошли кооперативы Волгоградской и Оренбургской областей, Ставропольского края и других регионов. Перерабатывающие кооперативы производят овощеконсервную продукцию высокого качества в современной упаковке и поставляют ее в торговые сети. При этом они несут ответственность перед потребителями (торговыми сетями г. Астрахань, г. Москва, г. Екатеринбург) за сроки и качество поставок.
Информационную поддержку членам кооперативов оказывает созданная в регионе газета «Народная кооперация». Обучение и консультация специалистов кооперативов осуществляется в Астраханском консультационно-методическом центре. Можно констатировать, что в Астраханской области создана система кооперации в трех отраслях: овощеводстве, картофелеводстве и производстве бахчевых культур, которая может служить примером для других регионов.
Таким образом, роль региональной системы кооперации заключается в том, что она обеспечивает концентрацию мелкотоварного производства, повышает доступ малым формам хозяйствования к цивилизованным рынкам сырья и продовольствия в условиях глобализации экономики, обеспечивает возможность использования конкурентных преимуществ сельских территорий, и создает условия для перевода мелкотоварного производства на инновационную модель развития.
ВЛИЯНИЕ ГЛОБАЛЬНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА НА ИНВЕСТИЦИИ В ПРОИЗВОДСТВО МИНЕРАЛЬНЫХ УДОБРЕНИЙ
М.А. Григель, асп. Всероссийского института аграрных проблем и информатики им. А.А Никонова
Мировой рынок минеральных удобрений дольше других отраслей выходил из глобального кризиса 2008 г. Даже в течение лета 2010 г. цены находились на уровне годовых минимумов. Этот факт, прежде всего, объяснялся тем, что цены на основные продовольственные товары не показывали роста, вследствие чего потребители минеральных удобрений не стремились увеличить закупаемые объемы. Такой крупный потребитель, как Китай, сократил их импорт. Позитивные для этого рынка перемены произошли летом из-за необычайной засухи, в связи с чем стоимость большинства продовольственных товаров резко выросла. Так, с июля 2010 г. стоимость пшеницы на мировом рынке выросла на 41%, кукурузы на 52%, а сои на 45% (рис. 1).
Сегодня фундаментальные условия и оптимизм на рынке сырья обеспечивают рост цен на минеральные удобрения. Дефицит и сокращение запасов сельхозкультур увеличили потребность в урожае будущего года, а более высокие цены на сельскохозяйственную продукцию подстегнули по-
купательскую способность фермеров. В конце октября - ноябре среднегодовые цены на азотные и фосфорные удобрения впервые поднялись до посткризисных, а производителям калийных удобрений впервые за два года удалось провести заметное повышение цен. Коэффициент запасы/потребление зерна сейчас находится на минимальном за последние несколько лет уровне, в сочетании с высоким спросом со стороны сельского хозяйства. Это указывает на то, что в 2011 г. спрос на минеральные удобрения может превысить потребление. Мировые цены на сельхозпродукцию близки к пику, а мощности по производству минеральных удобрений полностью загружены, что говорит об ограниченности предложения на минеральные удобрения. Кроме того, возможному сценарию снижения цен будут препятствовать такие факторы, как вполне вероятный рост экспортных пошлин на азотную и фосфорную продукцию в Китае, а также рост регулируемых тарифов на природный газ в России и странах СНГ.