Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ФСБ У 28/2023 «ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ » НА ПРОЦЕСС ИНВЕНТАРИЗАЦИИ И УЧЕТНУЮ ПОЛИТИКУ'

ВЛИЯНИЕ ФСБ У 28/2023 «ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ » НА ПРОЦЕСС ИНВЕНТАРИЗАЦИИ И УЧЕТНУЮ ПОЛИТИКУ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФСБУ 28/2023 / инвентаризация / учетная политика / FASB 28/2023 / inventory / accounting policy

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Железнякова Е. А.

Статья посвящена актуальной в настоящее время теме совершенствования бухгалтерского учета организаций путем вступления в действия федеральных стандартов бухгалтерского учета и, а также связанных с ней вопросов особенностей использования в практике. В работе акцентируется внимание на особенностях влияния ФСБУ 28/2023 «Инвентаризация» на бизнес-процессы организаций, на организацию инвентаризации и учетную политику

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPACT OF FASB 28/2023 “INVENTORY” ON THE INVENTORY PROCESS AND ACCOUNTING POLICY

The article is devoted to the currently relevant topic of improving the accounting of organizations through the entry into force of federal accounting standards and, as well as related issues of the specifics of their use in practice. The work focuses on the specifics of the impact of FASB 28/2023 “INVENTORY” on the business processes of organizations, on the organization of inventory and accounting policies

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ФСБ У 28/2023 «ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ » НА ПРОЦЕСС ИНВЕНТАРИЗАЦИИ И УЧЕТНУЮ ПОЛИТИКУ»

ВЛИЯНИЕ ФСБУ 28/2023 «ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ» НА ПРОЦЕСС ИНВЕНТАРИЗАЦИИ И УЧЕТНУЮ ПОЛИТИКУ

Железнякова Е.А. кандидат экономических наук, доцент, Московская международная академия, Москва

Аннотация

Статья посвящена актуальной в настоящее время теме совершенствования бухгалтерского учета организаций путем вступления в действия федеральных стандартов бухгалтерского учета и, а также связанных с ней вопросов особенностей использования в практике. В работе акцентируется внимание на особенностях влияния ФСБУ 28/2023 «Инвентаризация» на бизнес-процессы организаций, на организацию инвентаризации и учетную политику.

Ключевые слова: ФСБУ 28/2023, инвентаризация, учетная политика

IMPACT OF FASB 28/2023 "INVENTORY" ON THE INVENTORY PROCESS AND ACCOUNTING POLICY

Elena A. Zheleznyakova Ph.D., Associate professor, Moscow International Academy, Moscow

Abstract

The article is devoted to the currently relevant topic of improving the accounting of organizations through the entry into force of federal accounting standards and, as well as related issues of the specifics of their use in practice. The work focuses on the specifics of the impact of FASB 28/2023 "INVENTORY" on the business processes of organizations, on the organization of inventory and accounting policies.

Keywords: FASB 28/2023, inventory, accounting policy

СС 1 апреля 2025 года вступает в силу новый Федеральный стандарт бухгалтерского учета 28/2023 «Инвентаризация» (далее ФСБУ 28/2023) согласно приказу Минфина от 13.01.2023 № 4н. Организации имеют право применять стандарт досрочно и применить правила для годовой инвентаризации 2024 года. Большинство организаций начали вникать в новый стандарт только сейчас при подготовке внутренних регламентов и учетной политики на 2025 год, поэтому далее в статье рассмотрим ключевые аспекты, на которые сейчас важно обратить внимание, выделим отличительные сравнения старых и новых правил проведения инвентаризации.

Ключевые изменения в процедуре инвентаризации ФСБУ 28/2023

ФСБУ 28/2023 существенно изменил порядок инвентаризации, который нужно закрепить в учетной политике. Требования к обязательной инвентаризации подверглись корректировке в ряде случаев. Например, от организаций теперь требуется проводить инвентаризацию активов при их возврате по договорам аренды либо безвозмездного пользования. Добавилось исключение о том, что обязательную инвентаризацию не нужно проводить ни при передаче, ни при возврате имущества, если передача активов в аренду, управление, безвозмездное пользование — обычная деятельность предприятия. При реорганизации в форме преобразования проводить инвентаризацию больше не нужно, потому что в этом случае меняется только организационно-правовая форма операционной деятельности бизнеса.

Также подверглись изменению методы проверки наличия имущества, именно список способов инвентаризации стал открытым. ФСБУ 28/2023 позволяет теперь использовать альтернативные методы выявления фактического наличия активов, например, видео- и фотофиксацию, которые возникли благодаря Covid-ным ограничениям.

ФСБУ 28/2023 добавил новый способов инвентаризации - осмотр, к имеющимся в списке из методических рекомендаций, в которых в качестве способов были указаны только подсчет, взвешивание, обмер. Осмотр как способов инвентаризации использовался и до вступления в силу ФСБУ 28/2023 при инвентаризации оборудования или недвижимости. В документации организации метод инвентаризации прописывается для каждого вида имущества, поэтому данная поправка не повлияет на объем работы бухгалтеров. ФСБУ 28/2023 указал необходимость инвентаризации отложенных налоговых обязательств и активов.

Использование любого альтернативного метода инвентаризации нужно обосновать в учетной политике. При выборе альтернативной техники проверки наличия имущества ФСБУ 28/2023 требуется принимать в расчет такие факторы, как удаленность объекта, ограничение доступа к нему и затратность использования традиционных процедур инвентаризации. Сегодня инвентаризация запасов может проводиться с помощью дронов и RFID-технологий, а навалочные запасы быстро пересчитывают с помощью технологии 3D-сканирования. Благодаря ФСБУ 28/2023 в учетной политике нужно отразить особенности проведения технологически сложной инвентаризации и порядок документирования ее результатов.

Теперь организациям, которые передают технологически сложную инвентаризацию на аутсорсинг, стоит особенно тщательно следить за комплектностью документов, получаемую от исполнителей, особенно обращать внимание на выполнение требований в отношении материально ответственных лиц. В соответствии с новым

стандартом документы, подтверждающие фактическое наличие активов, должны включать расписку материально ответственного лица, которая удостоверяет, что инвентаризационная комиссия проверила наличие имущества в присутствии материально ответственного лица и у него нет претензий к результатам подсчетов. Конечно, возникают сложности если на складе работает более тысячи человек, то расписку материально ответственного лица можно сделать в виде специального приложения к инвентаризационной ведомости, что позволит и соблюсти требования ФСБУ 28/2023, и снизить трудозатраты сотрудников.

Стандарт скорректировал требование о квалификации результатов инвентаризации (п. 8 ФСБУ 28/2023) и добавил обязанность организациям определять в процессе инвентаризации возможности дальнейшего использования имущества. Кроме того, в новом стандарте детальнее представлен порядок учета излишков, теперь нужно отражать по балансовой или справедливой стоимости либо по балансовой стоимости аналогичных объектов, но указаний относительно использования того или иного вариант ФСБУ 28/2023 не содержит. Как и все новые ФСБУ, рассматриваемый стандарт также ссылается на правила МСФО (IFRS) 13 «Оценка справедливой стоимости» при оценке стоимости.

В методических рекомендациях Минфина было указано, что организации должны отражать результаты инвентаризации в том месяце, когда ее завершили, а по годовой инвентаризации — 31 декабря (п .5.5 приказа от 13.06.1995 № 49). В ФСБУ 28/2023 указано, что если организация провела инвентаризацию активов в период с 1 октября по 31 декабря отчетного года, то допускается регистрировать ее результаты любой датой по 31 декабря включительно. Результаты инвентаризации обязательств и имущества на забалансовых счетах нужно отражать строго 31 декабря.

ФСБУ 28/2023 уточнил список документов, которыми нужно оформлять результаты инвентаризации:

- акты обмеров, технические расчеты, документы, оформляющие результаты перевеса;

- предоставленные материально ответственным лицом объяснения о пересортице;

- объяснения причин, по которым недостача не отнесена на виновных лиц.

При оформлении результатов инвентаризации можно использовать инвентаризационные описи, акты, сличительные ведомости, но утвержденных форм больше нет, поэтому организации обязаны разработать и утвердить шаблоны, объединяющие сведения о фактическом наличии объектов.

Так же ФСБУ 28/2023 исключен из сферы действия бюджетные организации. В рамках изменений в новом стандарте рекомендовано организациям в целях создания благоприятных условий для проведения инвентаризации обеспечить всю команду средствами связи согласно п. 7 ФСБУ 28/2023. Также организации обязали не только опечатывать места хранения активов в отсутствие инвентаризационной комиссии, но и установить в помещениях охранную сигнализацию или систему видеонаблюдения, что повышает затраты организаций как на процедуру инвентаризации, так и затраты на хранение товара.

В ФСБУ 28/2023 ввели новое правило для отражения в учете испорченных активов, подлежащих использованию либо продаже, то есть стоимость данных объектов нужно корректировать на сумму обесценения.

В рамках нового стандарта обновили порядок признания результатов инвентаризации недействительными. Методические рекомендации Минфина предусматривали, что в отсутствие хотя бы одного члена комиссии результаты инвентаризации можно считать недействительными, то есть итоги инвентаризации можно было оспорить, когда отсутствует более 20 процентов от числа всех членов комиссии. Также ФСБУ 28/2023 сократил число случаев, когда возникает необходимость создавать инвентаризационную комиссию. Ранее действовавшие правила предписывали создавать ее практически всегда. Исключение составляли ситуации, когда объем имущества был небольшой. В ФСБУ 28/2023 говорится о том, что комиссию необходимо создавать только при обязательной инвентаризации, за исключением случаев, когда из работников в компании есть только генеральный директор и главный бухгалтер. Кроме того, новый стандарт, в отличие от методических указаний Минфина, не предъявляет специальных требований к составу комиссии.

Инвентаризация инструмент для защиты от доначислений по налогам организаций

Информация из инвентаризационной ведомости пригодится, когда в организации есть основные средства, облагаемые налогом на имущество (нежилое здание, жилой комплекс, гараж, машино-место). Перечень имущества регламентирует ст. 374 Налогового кодекса Российской Федерации. В случае если инспекторы заподозрят, занижение налога, то можно убедить их в правильности расчетов, показав копию ведомости. Инвентаризация основных средств нужна раз в три года (п. 27 Положения, утв. приказом Минфина от 29.07.1998 № 34н, п. 15 ФСБУ 28/2023). Но так как проверять состояние объектов надо ежегодно, инвентаризацию проще проводить каждый год (п. 37, 38 ФСБУ 6/2020). Организациям стоит проверять сроки использования основные средства, способы амортизации, ликвидационную стоимость, признаки физического обесценения. Конечно ежегодная инвентаризация - это трудозатратно, так как при наличии значительного количества объектов основных средств инвентаризация может отнимать значительное время. Чтобы ускориться многие организации внедряют систему штрихкодов, в которые закладывают характеристики объектов и локации. Это позволяет идентифицировать каждый объект, не тратя время на сверку с документами.

При инвентаризации ТМЦ всегда есть возможность обнаружить недостачи и порчу, поэтому в процессе есть возможность подготовить все подтверждающие документы, чтобы списать такие расходы при расчете на прибыль. Чтобы сократить время на пересчет, компании делят материалы на две группы. Первая — объекты, с которыми в учете обычно не бывает нестыковок, вторая — те, что часто расходятся с учетом. Основное внимание уделяют объектам второй группы. Для первой группы достаточно провести выборочную инвентаризацию, п. 24 ФСБУ 28/2024 это не запрещают. Например, когда есть невскрытые упаковки запасов, можно пересчитать лишь часть коробок.

Часто встречается ситуация, когда организации не списывают израсходованные материалы, чтобы не ухудшать финансовый результат. В таких случаях инвентаризация проводится формально. В целях снижения риска формальной инвентаризации основных средств и ТМЦ, рекомендуется включать в комиссию внешних экспертов, не заинтересованных в искажении данных. При большом количестве объектов по-

может двойная проверка, когда разные люди проверяют результаты инвентаризации (рис. 1).

Рисунок 1 - Критерии для объектов учета основных средств и ТМЦ при инвентаризации

Для многих организации важно обратить внимание на незавершенное производство, так как от данной статьи бухгалтерского баланса тоже зависит точная сумма налога на прибыль. Стоимость незавершенного производства включается в себестоимость продукции, поэтому если незавершенное производство завышается или занижается, то это искажает базу по прибыли. Излишками незавершенного производства можно искусственно увеличить расходы, снижая налоговые отчисления. В ФСБУ 28/ 2023 предлагается три варианта для отражения излишков по результатам инвентаризации:

- отразить по справедливой стоимости

- отразить по балансовой стоимости

- отразить по балансовой стоимости аналогичных активов.

В таком случае возникает вопрос для бухгалтера какой способ выбрать, рекомендуется последовательность действий и подходы закрепить в учетной политике или в иных методических положениях. Объекты надо оценивать по балансовой стоимости на основании с обнаруженными активами первичных документов, если такой стоимости нет, то следует ориентироваться на стоимость аналогичных активов, которые есть в организации. Если в организации нет аналогичных объектов, то излишки следует учитывать по справедливой стоимости, ориентируясь на рыночную стоимость (рис. 2). Например, для золотодобывающей фабрики незавершенное производства стоит оценивать по рыночной стоимости относительно содержащегося золота в не-переработанной руде. Пересчитывать изделия незавершенного производства или капстроительства следует раз в год по состоянию на отчетную дату, при этом для некоторых организаций будет достаточно посчитать разницу между поступившими в производство объектами и выбывшими из него. Также допускается устраивать инвентаризацию в более комфортный момент, когда снижается или останавливается производство или бизнес, например для магазинов в ночное время. Данное решение значительно снизит трудозатраты и возможные убытки от остановки бизнеса.

-\

•Фактическое наличие заделов и незаконченных изделий, находящихся в производстве.

•Комплектность заделов незавершенного производства. •Остаток незавершенного производства по аннулированным и приостановленным заказам

_/

-\

• Наличие в составе незавершенного капитального строительства оборудования, переданного в монтаж, еще не начатый.

•Состояние законсервированных объектов, причины консервации

_/

Рисунок 2 - Критерии для объектов учета незавершенного производства при инвентаризации

Инвентаризация для оценочных обязательств и резервов

Оценочные обязательства, согласно МСФО (IAS) 37 «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы», — это обязательство с неопределенным сроком исполнения или обязательство неопределенной величины. Обязательство-существующая обязанность организации, возникающая из прошлых событий, урегулирование которой, как ожидается, приведет к выбытию из организации ресурсов, содержащих экономические выгоды. Большинство организаций из-за высокой занятости не проводят инвентаризацию резервов в бухгалтерском учете или проводят формально, при этом они рискуют занижением своих расходов, завышением прибыли, с которой распределяют дивиденды. После выплаты дивидендов чистые активы компании могут оказаться ниже уставного капитала, что может привести организацию к отказам от кредитования или даже к банкротству.

Оценочные обязательства и резервы требуется проверять на предмет обоснованности и правильности расчетов резервов и отчислений в них, например, при проверке резерва по сомнительным долгам надо оценить, обоснованность включения в него задолженности, наличие резерва обязательств, обеспеченных гарантией, залогом или другим способом (рис. 3).

•Сверка суммы резерва и начисленных отпускных за год -

•Сверка суммы вознаграждений, начисленных за год, с резервом

-

-

•Сверка фактических расходов на текущий ремонте резервом. •Сверка остатка резерва с расходами на дорогостоящий ремонт.

•У резерва на текущий ремонт не было остатка на конец года

_/

-

•Сверка остатка резерва, который можно перенести на следующий год

-

Рисунок 3 - Критерии для объектов учета оценочных обязательств и резервов при инвентаризации.

Инвентаризация расчетов с контрагентами и списание безнадежной дебиторской задолжности

Особое внимание требуется уделять расчетам с контрагентами, так как не оплаты создают риски для организаций оказать в судебных тяжбах, то негативно сказывает не только на финансовых результатах, но и на репутации организаций. Судебные иски и споры - это всегда потеря денег для любой организации. Инвентаризация расчетов и обязательств проводится по данным бухгалтерского учета, что есть в программном обеспечение, то проверяется и сверяется по актам сверки с контрагентами и с бюджетом по состоянию на 31 декабря. На практике начинают проводить сверку с контрагентами с сентября и заканчивают к марту следующего года, до момента сдачи отчетности и прохождения аудиторской проверки. Задача бухгалтерии и ответственных подразделений за расчеты и договора состоит в том, чтобы получить акты сверок до составления годовых деклараций и отчетов, тогда организация успеет исправить возможные нестыковки в учете без каких-либо сложностей и последствий.

Отметим, что ФСБУ 28/2023 ввел ответственность бухгалтера при инвентаризации за корректность учета, с которым организация сопоставляет данные о наличии инвентаризируемых объектов, отражение результатов инвентаризации в учете, при этом бухгалтер также обязан участвовать в проверке имущества, кроме того, именно сотрудники бухгалтерии готовят распорядительные документы о проведении инвентаризации, формируют описи и ведомости, контролируют выполнение инвентаризационных процедур.

Иногда организации без документального подтверждения списывают долг контрагентов. Налоговые органы почти всегда расценивают данное списание как необоснованное уменьшение базы налога на прибыли, поэтому организации списание долгов сопровождают документами, обосновывающими невозможность взыскания долга, например решения суда, акты о банкротстве.

Для оптимизации рабочего процесса бухгалтерии необходимо организовывать контроль за инвентаризации, например, вести реестры проведенных плановых и внеплановых инвентаризаций. Контроль длительности межинвентаризационного периода необходим для организаций с большим количеством мест хранения имущества, и актуален контроль и отслеживание состояния резерва под потери и недостачи.

При инвентаризации дебиторской и кредиторской задолженности требует проверить основания возникновения задолженности, суммы и сроки, а при проверке задолженность перед ИФНС и фондом требуется сверить сальдо ЕНС, остатки по данным фонда, то определить наличие расхождений между бухгалтерским учетом и информацией- контролеров. Расхождений быть не должно, при наличии разногласий необходимо оперативно их урегулировать.

Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 22.02.2024 № А55-29495/2022 отражает разрешение суда для списания безнадежной дебиторской задолженности без приказа и акта инвентаризации. Часто возникает ситуация, когда организации включают в состав внереализационных расходов дебиторскую задолженность с истекшим сроком давности, при отсутствии резервов по сомнительным долгам в течение отчетного периода. При отсутствии акта инвентаризации и приказа на списание дебиторской задолженности специалисты налоговой службы признают данное действие неправомерным. Данное постановление напоминает организация-

ми, что требование о представлении информации для налоговой проверки должно содержать состав документов, которые обязан собрать налогоплательщик. Организации правомерно подтверждают возникновение просроченную дебиторской задолженности первичными документами. Общий срок исковой давности по взысканию долгов — три года, поэтому данные первичного учета законно используются в качестве аргументов. В целях избегания расходов и трудозатрат на суды, написание ответов на требования налоговых органов, рекомендуется организациям проводить анализ дебиторской задолженности в рамках годовой инвентаризации.

Таким образом при разработке учетной политики на 2025 год организациям нужно зафиксировать методику выбора возможных вариантов использования в текущей деятельности бракованных запасов и готовой продукции или вышедших из строя основных средств. В учетной политике организациям требуется углубляться в методологию оценки стоимости излишков в части выбора варианта их учета по справедливой стоимости и описать алгоритм ее определения. Кроме того, стоит указать, как предполагается использовать метод оценки активов по балансовой стоимости аналогичных активов, в каких случаях и по каким критериям их определять.

Отказываться от созданных постоянно действующая центральная инвентаризационная комиссия организациям не стоит торопиться, достаточно обновить регламенты определяющие основные функции комиссии, персональный состав и председателя. Стоит оставить центральной инвентаризационной комиссии право утверждать графики и сроки проведения годовой инвентаризации, а также рабочие инвентаризационные комиссии. В состав рабочих инвентаризационных комиссии лучше включать представителей администрации компании, сотрудников бухгалтерии, обязательно рабочих специалистов: инженеров, айтишников, именно такая совместная работа позволяет проводить инвентаризацию максимально продуктивно и обосновывать с профессиональной и экспертной точки зрения сроки полезного использования и ликвидационную стоимость для основных средств.

Список литературы

1. Приказ Минфина России от 13.01.2023 N 4н «Об утверждении Федерального стандарта бухгалтерского учёта ФСБУ 28/2023 «Инвентаризация» - Минфин России. - [Электронный ресурс].

2. Приказ Минфина РФ от 13.06.1995 N 49 (ред. от 08.11.2010) «Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств» - Минфин России. - [Электронный ресурс].

3. Дружиловская Э.С. Новые ФСБУ и их влияние на оценку учетных объектов коммерческих и не коммерческих организаций - Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях, 022 №14. С. 2-15.

4. Ермакова О.В., Колесник Н.Ф. Комментарии к новому ФСБУ № Инвентаризация» - Управленческий учет, 2022 №19. С. 2-10.

5. Кузьмина Т.М. Проект ФСБУ «Инвентаризация»: ожидание и реальность - Транспортное дело России, 2022 №4. С 48-50.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.