ТЕRRА ECONOMICUS ^ Экономичeский вестник Ростовского государственного университета ^ 2010 Том 8 № 1 (часть 2)
6 СОВРЕМЕННАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ
ВЛИЯНИЕ ФИНАНСОВОГО КРИЗИСА НА ИЗМЕНЕНИЕ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЙ СТРУКТУРЫ БАНКОВСКОГО СЕКТОРА
Ю.Н. ЛОЗОВАЯ,
аспирант,
Южный федеральный университет, e-mail: [email protected]
В статье рассмотрены особенности и экономические результаты интернационализации финансовых услуг в условиях глобализации, а также повышение роли государства в обеспечении надежности на основании инструментов и технологий увеличения капитализации банков.
Ключевые слова: финансовые услуги; глобализация; интернационализация; капитализация; надежность банков.
The article considers some peculiarities and economic results of financial services' internationalization process and increase of a role of a state in the financial accountability maintenance on the basis of instruments and technologies of rising banks capitalization.
Keywords: financial services; globalization; internationalization; capitalization; financial accountability.
Коды классификатора JEL: G21.
В настоящее время мировой процесс находится в неустойчивом состоянии, которое влечет за собой спектр как оптимистических, так и пессимистических сценариев развития. Оптимистические сценарии основываются на формировании ограничений развития экономической глобальной системы как однополюсного мира. В результате глобализации резко усиливается разрыв между мирохозяйственными центрами и периферией.
Современный экономический кризис показал, что экономика стран, вступивших на путь индустриального развития, развивается по тем же законам, что и экономика стран постиндустриальных характеристик.
Оценивая итоги системного кризиса, можно выделить основные тенденции развития национальных финансово-кредитных рынков на перспективу. Например, основными трендами развития российской банковской системы в 2010 г. будет укрупнение и развитие информационно-сетевых технологий.
Для того чтобы выявить особенность институционального развития национальной банковской системы, следует выделить тенденции, которые уместно разделить на те, которые актуальны для банков как экономических агентов рынка, и на те, которые важны для клиентов. Совершенно очевидно, что основным трендом для отечественных банков будет консолидация банковского рынка. В финансово-кредитный сектор вложено много средств, поэтому финансовый кризис банки проходили с наибольшим количеством денег по сравнению с другими отраслями.
© Ю.Н. Лозовая, 2010
Важной особенностью стратегии развития российских банков было ограничение активных операций на рынке. Тратить аккумулируемые ресурсы банки боялись вследствие высоких рисков заемщиков. Средства распределялись по банковскому рынку неравномерно: в то время как малые и средние банки искали деньги, у крупных банков с ликвидностью было все в порядке. В этих условиях они получили огромное конкурентное преимущество.
На российском банковском рынке возникает диспропорция экономических агентов: богатые банки становятся все богаче, а бедные все беднее. Отмеченная диспропорция на банковском рынке будет только увеличиваться. В этом же направлении работает и государство, поддерживая банки, способные кредитовать крупную экономику. В связи с этим на отечественном рынке финансово-кредитных услуг будет наблюдаться тенденция опережающего развития государственных банков по сравнению с частными.
Что касается развития клиентоориентированной концепции, как основной тенденции в отношении клиентов, то здесь будет наблюдаться осторожное возвращение банков к кредитованию частных клиентов. Если в 2009 г. банкам нужна была ликвидность и они, привлекая депозиты, устраивали гонку процентных ставок по вкладам и при этом не давали кредитов, то интерес банков к депозитам и кредитам в 2010 г., очевидно, выровняется. Постепенно будут упрощаться условия предоставления займов, в том числе ипотечных, хотя ждать ликвидных продуктов и нормальных условий кредитования на российском рынке придется еще долго. Как следствие, кредиты будут становиться все более и более доступными.
На отечественном рынке также отмечается тенденция сокращения числа банков и их консолидация. С 1 января 2010 г. отзываются лицензии у банков, которые не набрали 90 млн рублей собственного капитала. Таких банков на российском рынке немного, их количество измеряется десятками. В их число попали очень маленькие, а в некоторых случаях действительно «проблемные» банки, которые проводят нетранспарентные операции.
В настоящее время общее число отечественных банков составляет чуть более 1000. Динамика сокращения численности банков в 2009 г. была такая же, как и в предыдущем — лицензии были отозваны у нескольких десятков. И кризис ее не усугубил. Следующее пороговое событие должно произойти в 2012 г., когда лицензию отзовут у банков с капиталом менее 180 млн рублей.
Параллельно этому идет естественный процесс «вымывания» банков. Знаковым же можно считать прогноз уменьшения в 2010 г. количества банков с четырехзначного числа до трехзначного, то есть банков в России до конца года станет меньше тысячи. Что касается мелких банков, от них хотят избавиться потому, что они несущественны с точки зрения экономики. Но оппоненты данной идеи считают, что подобный подход противоречит идее свободного предпринимательства.
Культурные традиции и особенности национального устройства финансовой системы не дают представления о том, сколько точно должно быть банков. Некоторые чиновники называют цифру 300 или 500, но заявления эти носят, скорее, публицистический характер. Сравнивать российскую банковскую систему с западными аналогами малоэффективно, потому что, например, в Америке несколько тысяч банков, но там совершенно другая культура привлечения денег, способы финансирования и так далее. Это определяют и культурные традиции, и особенности устройства финансовой системы в той или иной стране. Сравнительная компа-
ТЕRRА ECONOMICUS ^ Экономичeский вестник Ростовского государственного университета 2010 Том 8 № 1 (часть 2)
ТЕRRА ECONOMICUS ^ Экономичeский вестник Ростовского государственного университета ^ 2010 Том 8 № 1 (часть 2)
ративистика между странами не может дать четкого представления, сколько же должно быть банков, и подойти к этому вопросу с этой точки зрения просто невозможно.
Несколько лет назад Правительство РФ начало развивать стратегию распространения банковских услуг в регионах, повышения доступности банковских услуг. Ряд мер был предпринят Банком России, началась активная экспансия банков в регионы. Некоторые банки развивали региональные сети во многом с прицелом на то, чтобы нарастить капитализацию, стоимость банка. Ведь чем больше региональная сеть, тем выше конкурентоспособность банка и больше его цена. Вместе с тем, развитие региональной сети предполагает серьезные затраты. Убыточность вышла на первый план, банки стали сокращать региональную сеть, закрывать убыточные отделения.
В настоящее время стоимость активов банка уже не связывается с наличием протяженной региональной сети. Как следствие, во многих регионах, небольших городах остаются, например, только офисы «Сбербанка», что, несомненно, ухудшает ситуацию в регионе, потому что влечет за собой снижение конкурентности, доступности услуг и качества сервиса.
Количественным выражением институциональных сравнительных преимуществ выступает, в том числе, величина банковской маржи — разницы между ставками привлечения и размещения денежных средств банками. Меньшая величина маржи, характерная для стран-лидеров, означает более эффективное финансовое посредничество. Банки из стран «финансового центра» стремятся на рынки стран «финансовой периферии» для того, чтобы реализовать свои институциональные преимущества.
Одной из причин, способствующих формированию в банковской сфере преимущества местоположения, является высокорегулируемый характер этой отрасли в условиях финансовой глобализации. Для регуляторов рынка финансовокредитных услуг практически во всех странах мира свойственно настороженное отношение к трансграничному предоставлению банковских услуг и серьезное внимание к формам и способам продвижения иностранных банков на национальный банковский рынок.
Банки-нерезиденты, крупнейшие российские банки и крупные финансовопромышленные холдинги смогут более оперативно докапитализировать свои дочерние банковские структуры в России. При увеличении капитала банков Банк России не будет проверять финансовое состояние таких инвесторов и источники происхождения средств. Банки и их собственники при этом сэкономят время, а ЦБ — ресурсы, которые будут использованы для усиления надзора по другим направлениям.
Послабления по докапитализации банков зафиксированы в поправках в Инструкцию о регистрации и лицензировании, обнародованных на официальном сайте регулятора. ЦБ не будет проверять финансовое положение и источники, из которых проводится докапитализация банка больше чем на 20%, если его конечными бенефициарами являются компании, имеющие высокие рейтинги международных и российских агентств, или банки, относящиеся к первой и второй классификационным группам по экономическому положению и имеющие высокие российские рейтинги.
Компаниям и банкам, которые будут стремиться докапитализировать свои дочерние предприятия по упрощенной процедуре, необходимо иметь долгосрочный
кредитный рейтинг не ниже уровня «B» по классификации агентства Standard & Poor's или Fitch («В2» от Moody's), либо рейтинг кредитоспособности не ниже «BB-» от агентства RusRating, «В++» от «Эксперт РА», «А-» от Национального рейтингового агентства, либо «А» от агентства AK&M, о чем указывается в новой редакции инструкции Банка России [1].
Докапитализировать по упрощенной схеме можно будет только банки, уже обладающие капиталом не менее 180 млн руб., уровнем капитала, установленным в качестве минимального для банков с 2012 г. Таким образом, можно сделать вывод о том, что Банк России стремится облегчить укрупнение средним и крупным игрокам с прозрачной структурой собственности.
Следует отметить, что количество банков, соответствующих установленным критериям, в связи с тем что Банк России разрешил использовать рейтинги российских агентств, будет увеличиваться. В наибольшей степени поправки будут актуальны для банков-нерезидентов, желающих докапитализировать свои дочерние компании на российском рынке.
Отказ регулятора от процедуры проверки финансового состояния инвестора и происхождения средств в отношении части банков ускорит для них процедуру докапитализации, что благоприятно повлияет на надежность банка. Ускорение процедур докапитализации будет полезно самому регулятору, так как Центробанк высвободит собственные ресурсы для решения задач ужесточения контроля над вторым этапом докапитализации мелких банков.
Несмотря на развитие электронных форм продажи услуг, оказание финансовых услуг предполагает присутствие финансовых операторов на том рынке, где эти услуги предоставляются. В финансовой сфере, где особую роль в формировании конкурентных преимуществ участников рынка играет доступ к информации, в условиях глобализации экономики значимость фактора присутствия увеличивается.
Следует также отметить, что финансово-кредитная сфера относится к числу высокорегулируемых государством. Коммерческие банки подлежат дополнительному по сравнению с другими экономическими агентами налогообложению в виде резервных требований, к тому же они обладают монопольными правами на некоторые виды деятельности, в первую очередь, привлечение вкладов. Суверенитет акционеров в банковской отрасли ограничен гораздо сильнее, чем в большинстве других отраслей, поскольку максимизация прибыли, представляющая собой цель акционеров, не тождественна минимизации вероятности краха банка как цели регулятора.
Учитывая сложность осуществления контроля в сфере услуг, национальные регуляторы рынка часто настаивают на оказании услуг через структуры, находящиеся на территории данной страны. Это требование влияет на себестоимость оказания финансово-кредитных услуг и может нивелировать сравнительные конкурентные преимущества.
Снижение ставок по кредитам стало следствием улучшения ситуации в стране в целом, и в частности состояния заемщиков — предприятий реального сектора. Качество заемщиков отражается на работе банков и ставках, которые они устанавливают. Кроме того, определенную роль в удешевлении кредитов сыграла работа банков по очистке балансов от токсичных активов.
Однако, несмотря на снижение ставок, деньги для предприятий остаются еще слишком дорогими, особенно если они используют их для выполнения тех задач,
TERRA ECONOMICUS ^ Экономичeский вестник Ростовского государственного университета 2010 Том 8 № 1 (часть 2)
ТЕRRА ECONOMICUS ^ Экономичeский вестник Ростовского государственного университета ^ 2010 Том 8 № 1 (часть 2)
которые ставятся сегодня правительством. Существующая на сегодняшний день стоимость кредитов была бы приемлемой, если бы предприятиям нужно было просто удержаться на плаву, но для дальнейшего развития экономики кредитные ставки непозволительно высоки.
Финансовая отрасль относится к числу стратегических отраслей, сохранение которой под национальным контролем необходимо с точки зрения безопасности страны. Применение положений теории сравнительных преимуществ к финансово-кредитному сектору национальной экономики требует учета отраслевой специфики, под влиянием которой инструменты и технологии экономического регулирования могут заметно изменяться.
Полностью отказываться от помощи национальным банкам ни сейчас, ни после выхода из кризиса правительства стран, в которых финансовые рынки только формируются, не должны. Учитывая особое состояние российской банковской системы, ее неразвитость, низкую капитализацию, достаточно невысокий уровень качества предоставляемых банковских услуг и технологий, Правительство России должно заниматься антикризисным регулированием банковской системы, используя такие виды господдержки, как рефинансирование банков в ЦБ путем расширения ломбардного списка.
Теория международной экспансии производства и предоставления услуг и транснационализации капитала, непосредственно относящаяся именно к банкам, была разработана в 1970-1980-х гг. X. Грубелем [3, с. 349-363], который в своих работах выделял в качестве конкурентных преимуществ наличие сетевой структуры.
Развивая информационно-сетевую концепцию ведения бизнеса, транснациональные банки быстро осваивались на новых локальных рынках и начинали работать с крупными местными компаниями, частными клиентами, предлагая доступ к специализированным услугам, прежде всего к информации, относящейся к стране базирования этих банков.
Выбор банком организационной формы своего зарубежного присутствия (например, не представительство, а полномасштабный дочерний банк) подает важный сигнал клиентам на родине в плане оценки ими странового риска и планирования предстоящих зарубежных операций.
В зарубежной экономической литературе выделяются два интеграционных фактора концепции следования банков за клиентами, которые касаются пространственного размещения банков в зарубежной стране.
Хозяйственные системы стран, ориентирующихся на сферу услуг, становятся менее капиталоемкими, сберегая значительные излишки. С демографической точки зрения эти экономики, как правило, имеют стареющее население, что для банков означает перспективу снижения спроса на многие банковские продукты и уменьшения объема рынка. По мнению зарубежных исследователей [3], одна из причин экспансии испанских банков в Латинскую Америку состоит в том, что население в Испании стареет, а в Латинской Америке растет и остается относительно молодым.
Новая концепция транснационализации банковских услуг, с помощью которой можно выделить особенности и инструменты международной экспансии крупных банков из развитых стран на локальные рынки, представлена в работе А.В. Кузнецова [2, с. 36-39].
Анализируя понятие психологического расстояния между странами, которое определяется как географической удаленностью, так и языковыми и культурными барьерами, экономисты рассматривает его как важнейший фактор, обусловливающий направление и интенсивность прямых иностранных инвестиций. В этой связи ведется речь о разделении мира на «блоки культур» (англо-американский, германский, романо-европейский, латиноамериканский, дальневосточный и т.д.).
Наибольшей интенсивности прямых иностранных инвестиций (ПИИ), по мнению А.В. Кузнецова, следует ожидать внутри соответствующего блока. В Канаде более 70% всех ПИИ происходят из США, а в Мексике, с которой у США имеются очевидные языковые и культурные различия, американских ПИИ лишь 33%. 55% ПИИ в Финляндии — шведские, свыше 40% ПИИ в Австрии — германские, более 25% ПИИ в Ирландии — британские. Похожие цифры характеризуют зарубежные инвестиции компаний не только из стран — экономических гигантов, но и небольших государств: почти 40% венгерских ПИИ и 22% чешских ПИИ направлены в Словакию, основная часть эстонских ПИИ приходится на соседние Латвию (32%) и Литву (39%), словенские ПИИ обнаруживаются прежде всего в Хорватии (30%) и других республиках бывшей Югославии (27%) [2, с. 75-76].
Можно найти объяснение экспансии банков на розничный рынок зарубежных стран: культурная близость позволяет использовать апробированные на домашнем рынке маркетинговые технологии, лучше анализировать соответствующие риски и проще интегрировать купленный местный банк в единую структуру. Следует принимать во внимание, что свои сети ТНК развивают вследствие реализации трех преимуществ.
Во-первых, для того чтобы стать транснациональной компанией, фирма должна обладать уникальным конкурентным преимуществом, например торговой маркой, что позволяет ей успешно действовать на зарубежном рынке (преимущество собственности). Во-вторых, с точки зрения фирмы должна быть эффективной эксплуатация зарубежных производственных активов (преимущество местоположения). В-третьих, фирма должна предпочитать собственный контроль над эксплуатацией зарубежного производственного актива передаче его по контракту в пользование внешней фирме.
Например, автомобильный концерн осуществит зарубежную инвестицию в том случае, если он владеет дизайном и технологией создания машины, производство которой за рубежом эффективнее, чем дома, и при этом считает необходимым контролировать ее производство через право собственности на завод, ее выпускающий. Только при одновременном соблюдении всех трех условий осуществление зарубежной инвестиции оказывается выгоднее экспорта машин из своей страны либо передачи технологии по лицензии местному производителю.
Часто иностранные банки, входящие на новый для себя рынок (особенно формирующийся рынок развивающихся стран), сталкиваются с проблемой отрицательного отбора: им достаются только клиенты с плохим кредитным качеством, от которых отказываются местные банки.
Транснациональные банки, чтобы быть конкурентоспособными, должны обладать определенным специфическим преимуществом — преимуществом собственности, которое включает следующие факторы: использование более дешевого фондирования, лучших технологий управления и оценки рисков, инструментов снижения издержек благодаря эффекту масштаба, позволяющих компенсировать трансакционные издержки и достичь устойчивого положения.
ТЕRRА ECONOMICUS ^ Экономичeский вестник Ростовского государственного университета 2010 Том 8 № 1 (часть 2)
ТЕRRА ECONOMICUS ^ Экономичeский вестник Ростовского государственного университета ^ 2010 Том 8 № 1 (часть 2)
Банки, выходя на зарубежный рынок, вынуждены искать свой механизм компенсации трансакционных издержек. Таким механизмом часто оказываются специфические знания (информация первого и второго уровней) о стране происхождения и связи с ней, позволяющие таким банкам с большей эффективностью, чем банкам-резидентам, обслуживать торговые операции, работать с недавними иммигрантами, прибывшими из этой страны, и оказывать услуги ее компаниям, выходящим на зарубежный рынок.
Развитость информационной компоненты становится одновременно фактором, индикатором и результатом развития коммерческого банка на локальном рынке. Качество и эффективность информационной инфраструктуры, которая одновременно является инфраструктурой бизнеса, становится фактором притяжения и развития деловой активности.
Особенности банковской отрасли исторически предопределили то обстоятельство, что большое значение для банков всегда имели преимущества местоположения, поскольку существенная часть банковских услуг в экономике, в которой не использовались информационно-сетевые технологии, могла оказываться только в том месте, где находился клиент. Развитие информационных технологий уменьшает роль этого фактора, поэтому на локальных рынках возможны трансграничные операции иностранных банков.
В связи с этим основной задачей регуляторов на локальных рынках является снижение трансграничных операций и расширение институциональной структуры финансово-кредитного рынка за счет прихода иностранных компаний, которые формируют дочерние предприятия.
ЛИТЕРАТУРА
1. Дементьева, С. Инвесторам освободили капитал / С. Дементьева [Электронный ресурс] // Коммерсантъ. — 2010. — 19 марта. — № 47 (4347). — С. 2. — Режим доступа: http://www.kommersant.ru/doc.aspx?DocsID=1339074
2. Кузнецов, A.B. Интернационализация российской экономики: инвестиционный аспект / А.В. Кузнецов. — М.: КомКнига, 2007.
3. Grubel, Н. The Theory of International Banking / H. Grubel // Banca Nazionale del Lavoro Quarterly Review. 1977. No. 123. P. 349-363. Aliber, R.Z. International Banking: A Survey / R.Z. Aliber // Journal of Money, Credit, and Banking. 1984. Vol. 16. No. 4. P. 661-678.
4. Sebastian, М., Hernansanz, С. The Spanish Banks' Strategy in Latin America: SUERF Working Paper № 9. Paris: SUERF, 2000.