ТЕRRА ECONOMICUS (Экономичeский вестник Ростовского государственного университета) ^ 2009 Том 7 № 3 (часть 3)
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ АНТИКРИЗИСНЫЕ МЕРЫ В БАНКОВСКОЙ ОТРАСЛИ ЭКОНОМИКИ РОССИИ
А.Б. АКИШИН
Северо-Кавказский научный центр, Южный федеральный университет,
аспирант,
г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 140
В статье рассматриваются практические действия и меры политико-экономического воздействия на банковскую сферу со стороны государства в условиях сложившегося мирового экономического кризиса. Изучены антикризисные меры, реализованные в банковской отрасли за последний год.
Ключевые слова: банковская сфера; антикризисные меры; экономика; государственное регулирование; кредит.
Коды классификатора JEL: 038.
В июне 2009 г. правительством РФ был озвучен окончательный вариант антикризисной программы на 2009 г. Одним из приоритетов было названо формирование мощной финансовой системы как надежной основы для развития российской экономики. Предусмотрены меры, которые помогут сформировать устойчивый финансовый рынок, привлекательный для отечественных и иностранных инвесторов. Обозначено приоритетным направление стремление государства создавать условия для активизации долгосрочного инвестирования. Ставится целью обеспечение макроэкономической стабильности. Это большое направление включает в себя меры, направленные на повышение устойчивости обменного курса рубля, на сокращение дефицита бюджета, снижение инфляции, сдерживание цен, оживление финансового рынка страны, выход крупных игроков на международные рынки и в конечном счете становление сильной, устойчивой экономики, не зависящей от колебаний цен на нефть.
Итак, прошел уже год, как два крупнейших американских ипотечных агентства — Фанни Мае и Фредди Мак — перешли под прямое управление правительства США. Следом было объявлено о банкротстве крупнейшего американского банка Леман Бразерс. Вслед за этим посыпались мировые фондовые рынки, в том числе и в России. И через неделю, 15 сентября, мировой финансовый кризис докатился до России. Вследствие мирового кризиса спад в российской экономике в I полугодии текущего г. превысил 10%, а промышленное производство сократилось почти на 15%.
Грянувший мировой финансовый кризис умело расставил акценты и приоритеты на банковском рынке России, сумев выявить слабых и сильных участников. Только на начало г. число убыточных банков выросло почти в три раза. Так, по данным ЦБ, на начало г. в России было 56 убыточных кредитных организаций, к августу их количество выросло до 180. Число прибыльных банков, наоборот, сократилось — с начала г. на 141. Согласно оценкам госчиновников и экспертов, российскую банковскую систему должна была накрыть вторая волна кризиса и его последствий. Однако ситуация не только не ухудшилась, но и наметились перспективы улучшения. Всему этому способствовал целый комплекс мер, проводимых государством и Банком России.
В условиях нарастающей паники в банковском секторе, бегства вкладчиков из банков и последующего оттока средств со счетов банков было принято решение с 1 октября 2008 г. вклады размером до 700 тыс. рублей обеспечить 100-ной страховой защитой. Эта мера позволила остановить панические настроения клиентов и вернуть часть средств во вклады.
Было принято беспрецедентное решение о беззалоговом кредитовании коммерческих банков. Так, Банком России было выделено порядка 1,3 трлн рублей на повышение ликвидности. Также Минфином были проведены аукционы на общую сумму порядка 1126,6 млрд рублей. Эти средства передавались трем ведущим госбанкам: Газпромбанку, Сбербанку, Внешторгбанку, с целью поддержки межбанковского рынка кредитования. Общий же объем средств, выделенный ЦБ, доходил до 4 трлн рублей (против 34 млрд рублей за весь 2007 г.). Поддержка со стороны государства подоспела очень вовремя и помогла отечественным банкам успешно пройти самый тяжелый период. У банков появились деньги, и кризис ликвидности, который грозил остановкой финансового рынка и замораживанием платежей, купировали.
Также Агентством по страхованию вкладов было направлено более 250 миллиардов рублей на санацию проблемных банков. Часть средств, 129 млрд, — это кредиты Банка России, а 122 млрд — бюджетные средства. На данный момент под контролем агентства находится 18 банков. Проверки, проводимые агентством, выявили серьезные «ошибки». Так, у этих банков, также как и у банков, прошедших процедуру банкротства, были отмечены плохой кредитный портфель, пренебрежение в формировании резервов, низкое качество управления и прочие проблемы. Важно отметить, что процедура санации банков позволила не только поддержать клиентов проблемного банка, избежать крупных потерь, но и усилить позиции пришедшего на выручку банка.
Тем временем только за июль этого года еще около 60 банков оказались убыточными, а число прибыльных — сократилось на 65 организаций. И прирост, по мнению экспертов, продолжится. Ведь на устойчивость банков влияет задолженность предприятий. На долю кредитных портфелей приходится более 70% их активов. А общий объем просроченной задолженности уже составляет порядка триллиона рублей. И ожидается последующий рост, но, возможно, уже не такими темпами, как раньше. Однако в целом ситуация и здесь не столь критична, «плохих» долгов становится меньше — на данный момент примерно 4,5% от всего объема кредитного портфеля.
© Акишин А. Б., 2009
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ АНТИКРИЗИСНЫЕ МЕРЫ В БАНКОВСКОЙ ОТРАСЛИ
65
Также наметились определенные тенденции прекращения спада в кредитовании реального сектора экономики. Так, в августе кредитный портфель банков даже вырос на 0,7%, и по мнению финансовых аналитиков это скорее не какой-то локальный всплеск, а следствие улучшения финансово-экономической ситуации. Кстати, постепенный рост кредитования был отмечен и у региональных банков. Было принято решение о солидарной ответственности по правительственным гарантиям в части снижения кредитных рисков.
Ассоциацией региональных банков было предложено законодательно закрепить создание особого вида кредитной организации «региональный банк» и ввести для таких банков специальные требования по размеру капитала, по обязательным нормативам ЦБ, одновременно ограничив их деятельность определенным перечнем услуг. Это даст возможность после 1 января 2010 г. (когда вступает в силу требование по минимальному капиталу в 90 млн рублей) сохранить на рынке мелкие региональные банки. Сейчас около 300 организаций не вписываются в данный норматив. Если они к 1 января не увеличат капитал, то должны будут реорганизоваться в небанковские кредитные учреждения.
В начале г. была реализована программа правительства по субсидированию процентных ставок в автокредитовании. Был проведен отбор на следующих условиях: банк должен иметь филиалы во всех субъектах Российской Федерации и участие государства или Центрального банка в уставном капитале кредитной организации должно составлять не менее 50%. Данным требованиям в полной мере соответствовали только три банка: Сбербанк, Внешторгбанк и Россельхозбанк. Условием льготного кредитования была покупка автомобиля, произведенного на территории России, стоимость которого не должна была превышать 350 тыс. рублей, а с сентября 2009 г. и 600 тыс. рублей. Ожидаемый прогноз таков, что объем продаж по этой программе будет составлять около 12% от рынка автокредитования в 2009 г. Основным преимуществом российской программы является то, что государство компенсирует средства банкам, а не производителю.
Также успешной мерой по стабилизации ситуации можно считать снижение ставки рефинансирования. С апреля этого г. ставку уменьшали уже семь раз — с 13 до 10% годовых. Регулятором была достигнута докризисная стоимость заемных денег, что, по мнению экспертов, должно в ближайшее время активизировать банковское кредитование.
Смягчение требований пойдет на пользу подавляющему числу кредитных организаций, полагает Дмитрий Медведев. За первые полгода, без учета Сбербанка, понесла убытки вся банковская система. Между тем, если в течение двух кварталов подряд банк показывает убытки, для него вводится запрет на прием вкладов граждан, напоминает Медведев. Если действовать строго в рамках этих правил, от денег граждан уже должны были бы отлучить некоторые банки, в том числе и довольно крупные, отмечают эксперты. В то же время предлагается сохранить право Банка России на введение запрета, в случае если нарушение нормативов угрожает интересам кредиторов и вкладчиков. При этом срок таких отклонений должен быть более двух месяцев.
В апреле нынешнего года президентом был подписан закон, отменяющий обязательное лицензирование деятельности по финансированию под уступку прав денежного требования. Банки не спешат использовать новую норму закона для создания аффилированных компаний и перевода на их баланс факторинговых операций. Более 70% опрошенных ответили, что не собираются создавать такую структуру, 18% оставили вопрос без ответа, 12% сообщили, что «пока не планируют», а 6% — уже создали такую компанию. Тем не менее большинство компаний и банков с оптимизмом смотрят на дальнейшие перспективы факторингового бизнеса. 53% респондентов развивают и инвестируют в факторинговое направление и планируют продолжать развитие. Текущая динамика устраивает 13% факторов, они не планируют изменений. 26% ожидают окончания кризиса либо стабилизации внешней экономической среды для принятия решения об инвестировании в дальнейшее развитие факторинга.
Просроченная задолженность российских банков на 1 августа выросла до 5,4% ко всему объему кредитного портфеля, как сообщил директор департамента лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций ЦБ РФ Михаил Сухов на банковском форуме в Нижнем Новгороде.
По словам М. Сухова, за июль темп роста просроченной задолженности нефинансовому сектору превысил среднеквартальный уровень и был выше 11% при среднем по второму кварталу в 10%. При этом общий прирост просроченной задолженности в июле составил 9,4% при среднеквартальном уровне в 8,9%. Как считает М. Сухов, первый месяц квартала всегда демонстрирует рост просрочки выше среднеквартального уровня. Тем не менее в июле рост был ниже в полтора раза по сравнению с апрелем и в два раза по сравнению с январем. «Из этого следует вывод, что темп роста просроченной задолженности идет по затухающему сценарию», — сказал глава департамента.
Однако эксперты считают, что радоваться рано, равно как и говорить о затухающем сценарии. По прогнозам мировых рейтинговых агентств, просроченная задолженность российских банков к концу г. может дорасти до критической отметки в 20-25%. Этот пессимизм разделяет и большинство российских банковских экспертов. На руках у банков образовалось огромное количество залогов, которое им надо как-то реализовать, для того чтобы расчистить собственные балансы. Есть еще один негативный момент, который может отрицательным образом сказаться на банковских балансах — программа внутренних заимствований на текущий год, которую Минфин пока не может нормально реализовать. Из плановых 429 млрд рублей, которые планировалось занять на внутреннем рынке для латания федерального бюджета, удалось получить чуть более 100 млрд. В этой связи Минфин уже понизил планку привлечения кредитов в 2010 г. на внутреннем рынке более чем на 400 млрд рублей.
И если даже не хватит прибыли, полученной банками, а пока это действительно только убытки, то не стоит забывать о резервах и фондах, создаваемых банками, именно за счет этих средств может быть частично списана просроченная задолженность. Основная задача и стратегия банков на сегодня — сохранение бизнеса и клиентской базы. Именно на это направлены основные расходы банков. Ну а инвесторам с показателями рентабельности придется подождать. Кроме того, это не означает, что проблемные кредиты безнадежны. В случае даже частичного восстановления и положительных трендов в российской экономике при стабильных ценах на нефть и сокращения наиболее значительных статей расходов как государства, так и банковской системы, можно ожидать сокращения и просроченной, и проблемной задолженности. Поэтому это не катастрофа, это — продолжение депрессивного сценария стресс-теста финансового сектора России без оглядки на западное рефинансирование и инвесторов.
ТЕRRА ECONOMICUS ^кономичєский вестник Ростовского государственного университета) ^ 2009 Том 7 № 3 (часть 3)
TERRA ECONOMICUS ^кономичєский вестник Ростовского государственного университета) ^ 2009 Том 7 № 3 (часть 3)
66
А.Б. АКИШИН
Также в планах ЦБ внедрение новых инструментов. Например, уже все подготовлено для того, чтобы кредитовать банки под залог золотых слитков. Буквально на днях в Госдуму внесен законопроект о секьюритизации: он позволит банкам «упаковывать» в ценные бумаги разные финансовые активы и закладывать права по ним, получая финансирование. Причем закладывать можно будет не только ипотеку, но и автокредиты, потребительские ссуды. А это в свою очередь разогреет кредитный рынок.
Завертеться кредитному рынку поможет и механизм увеличения капитала банков через облигации федерального займа (ОФЗ). Банки, получившие такой взнос в свой капитал, должны будут нарастить кредитный портфель на сумму господдержки и выдавать ссуды по ставке не выше ставки рефинансирования плюс три процентных пункта, напомнил директор департамента финансовой политики Минфина Алексей Саватюгин. Правда, претендовать на такую докапитализацию смогут немногие. По подсчетам Саватюгина, не более 80 банков. К тому же условия господдержки весьма жесткие — банки обяжут ввести в совет директоров представителя государства, который будет иметь право вето по главным вопросам. Один банк, признал Саватюгин, уже заранее отказался от подобной госпомощи. Впрочем, дал он понять потом журналистам, никто и не собирается докапитализировывать банки в принудительном порядке.
Но может случиться так, что государственные ценные бумаги, которые не находят спроса на внутреннем рынке, заставят приобретать банки. Программа будет выполнена, зато «плохие долги» вырастут. И хотя российские ОФЗ и ГСО являются надежным и привлекательным инструментом, тем более что выпускаются они на короткие сроки под 12-13% годовых, в условиях недостатка ликвидности могут оказаться грузом для банковской системы.
В свете всех этих событий и мер по выходу из кризиса национальной экономики в целом, хочется отметить, что протекционистские и регулятивные меры государственной политики имеют достаточно положительные результаты. Россия проходит свой, не имеющий мировых аналогов, путь становления рыночной экономики. Совершенствуются рыночные механизмы, появляется опыт принятия нестандартных решений, растет квалификация и профессионализм, появляются новые продукты, дифференцируются старые, внедряются новые технологии и т. д. Тем не менее, несмотря на все вышесказанное, хочется надеяться, что такое плотное вмешательство государства в экономику будет носить временный характер, и экономика России будет продолжать развиваться по законам свободного рынка.
ЛИТЕРАТУРА
1. Масленченков Ю.С. Внешнеэкономический потенциал национальной экономики. М.: Перспектива, 2GG6.
2. Пугач О. Прогнозы банков в жанре horror // Банковское обозрение. 2GG9. № б/10. С. 28-43.
3. Романов К. Банки без государства не справятся // Банковское дело. 2GG9. № 4/9. С. 2G-25.
4. ТурбановА. Важнейшие события 2GG8 г. // Банковское обозрение. 2GG9. № 1. С. 3G-32.
5. Хорошев С. Региональные банки не должны остаться в стороне // Банковское дело. 2GG9. № б. С. 32-35.
6. http://bo.bdc.ru/.
7. http://bankdelo.ru/.
8. http://cbr.ru/.