Мировая экономика
влияние финансового кризиса мира на экономические процессы азербайджанской республики
Как показывает история финансовых кризисов в мире, в результате этих кризисов повторяются лихорадки мировой хозяйственной системы. Следует подчеркнуть, что эти кризисы проявляются преимущественно в виде финансовых и валютных кризисов. В основе нынешней рыночной нестабильности лежат проблемы на мировых кредитных рынках. Основные уроки более заметных финансовых кризисов в мире характеризуются следующим образом:
- в результате процесса глобализации кризисы появляются все чаще и распространяются на все более обширные территории, однако глобализация не всегда увеличивает опасность и масштабность кризисов;
- раннее вмешательство центральных банков позволяет более эффективно ограничить их распространение, в сравнении с более недостойными действиями;
- на начальной стадии кризиса трудно определить, приведет ли финансовый кризис к более существенным последствиям;
- регулятивным органам часто не удается идти в ногу с финансовыми инновациями, которые могут спровоцировать кризис.
Анализ истории финансовых кризисов показал, что причиной банковского паралича времен Великой депрессии стал длительный период непрекращающейся паники. Например, во время Великой депрессии политические и экономические действия правительственных кругов были необдуманными, и предпринятые меры не помогли своевременно решить проблемы, возникшие в связи с финансовым кризисом.
Ш.Т. АЛИЕВ, кандидат экономических наук Азербайджанский государственный экономический университет
Следует подчеркнуть, что с исторической точки зрения, в периодических появлениях финансовых кризисов ничего нового нет. В XIX — XX вв. мировая хозяйственная система пережила несколько международных финансовых кризисов, которые по силе не уступают и даже превосходят недавние потрясения на фоне последних финансовых кризисов в развивающихся странах, в особенности мексиканский кризис 1994 — 1995 гг. и его «эффект текилы» в Латинской Америке и других странах. В азиатском кризисе 1997 — 1998 гг., распространившемся на Россию и Бразилию, появилась теория, что финансовые кризисы (как валютные, так и банковские) имеют тенденцию распространяться на другие страны, как заразная болезнь. Если обратить внимание на особенности некоторых финансовых кризисов, то девальвация в Мексике случалась трижды начиная с 1973 г.: в 1976, 1982 и 1994 гг., и все валютные кризисы были вызваны несоответствием макроэкономической политики установленному валютному режиму. В Германии в начале 1990-х гг. Бундесбанк ужесточил денежную политику, и в результате высокие процентные ставки в Германии в сочетании со слабым долларом способствовали притоку капитала в ФРГ. Курс марки вырос, и для продолжения функционирования Европейской валютной системы — ЕВС другим странам надо было либо снизить инфляцию ниже немецкого уровня, либо изменить обменные курсы своих валют. Однако они не хотели ни проводить жесткую денежную политику, ни девальвировать свои валюты, но, в конце концов, рынок вынудил их к девальвациям. Следует отметить, что, например, только за последние 10 — 15 лет с валютными
кризисами столкнулись, как отмечено ранее, Мексика (1995), Бразилия (1995, 1999, 2002), страны Юго-Восточной Азии (1997), Россия (1998), Турция (2001), Аргентина и Эквадор (2002).
Если рассмотреть финансовый кризис в России в 1998 г., то, с одной стороны, этот кризис усугублялся в виде оттока «коротких денег», вызванного азиатским кризисом 1997 г., с другой стороны — снижением цен на нефть, ухудшившим состояние государственных финансов и платежного баланса России. В то же время наряду с девальвацией рубля и кризисом государственных финансов летом 1998 г. произошло резкое обострение банковского кризиса. Российский кризис 1998 г. наглядно показал, как работает данный механизм. В 1997 г. Россия испытывала огромный приток краткосрочного капитала. Объемы торгов на фондовом рынке ежедневно росли, реальная ставка банковского процента неуклонно снижалась, приближаясь к нулевой отметке. Несмотря на общую неэффективность экономики переходного периода, иностранные кредиторы и инвесторы рассматривали Россию как страну, которой в случае затруднений будет оказана любая финансовая международная помощь для поддержания текущей ликвидности. После азиатского кризиса осенью 1997 г. ситуация в корне изменилась. Помимо того, что иностранные инвесторы из развитых стран были вынуждены ликвидировать часть своих портфелей для покрытия убытков, понесенных в Азии, суверенный инвестиционный риск России резко возрос вследствие исчерпания резервов МВФ. На поддержание экономики стран Азии МВФ выделил более 50 млрд долл. США. Следовательно, снизилась вероятность того, что России, в случае аналогичных затруднений, будет оказана соответствующая финансовая помощь. Это обстоятельство ускорило отток краткосрочного капитала из страны и почти полностью остановило приток дополнительных займов. В 1998 г. чистый перевод ресурсов в Россию стал отрицательным, и это стало важной предпосылкой для объявления дефолта по государственному долгу.
Следует обратить внимание прежде всего на уроки всех кризисов, чтобы сделать самые верные выводы по оздоровлению реальных секторов экономики и укреплению банковской системы. Роль катализатора кризиса в 1998 г. в России, как было отмечено, сыграли внешние факторы: падение цен на нефть и отток «горячих денег» из страны. Как видно, стоит серьезно задуматься: и сегодня в нефтяных странах, прежде всего в Азербайджане, экономика страны более всего связана с нефтяным
фактором, ведь все параметры указанного финансового кризиса в России в 1998 году в той или иной степени наблюдаются в период нынешнего финансового и кредитного кризиса.
Оценивая уровень нынешнего финансового кризиса, следует подчеркнуть, что мир находится на пороге одного из самых худших экономических кризисов, который охватит все пространство мирового рынка и будет провоцировать существенный спад экономик во многих странах мира. Кроме того, по прогнозам МВФ, глобальный рост в мире замедлится до 3 % в 2009 г. по сравнению с 5 % в
2007 г., 3,9 % — в 2008 г. Прогнозируется, что начавшийся кредитный кризис, который парализовал финансовые рынки многих ведущих стран мира, может резко повредить структуры реальных секторов экономики, прежде всего сектора промышленности. Более того, действия государственных властей США наводят на мысли о масштабности финансового кризиса и привлекают пристальное внимание к срочности принимаемых мер.
События и анализ глобального масштаба финансового кризиса показывают, что мировая экономика и ее рынки испытывают огромные трудности. Европейское пространство и страны Азии уже страдают от финансового и кредитного кризисов. Китай также не стал исключением и чувствует негативное влияние мирового кризиса. Основной стимулирующий рычаг для ускоренного развития китайской экономики — экспорт стал буксовать, т. е. экспорт китайских товаров снижается как в США, так и другие страны мира. В 2009 г. в Китае прогнозируется дальнейший спад экономики и, как следствие, сокращение экспорта, углубление проблем в секторе недвижимости, рост безработицы и пр. Рост ВВП Китая, по прогнозам МВФ, в 2009 году составит 8,5 % против предполагаемых 9,7 % в
2008 г. Правительство Китая уже выделило в качестве помощи экономике страны 586 млрд долл. США до 2010 г., при этом большую часть этих средств предполагается потратить на поддержание и развитие инфраструктуры, на социальные нужды и пр.
Следует подчеркнуть, что влиянию мирового финансового кризиса подверглись банковские системы и реальные секторы экономик стран бывшего СССР. Прогнозируется снижение темпов роста экономик во всем постсоветском пространстве, и страны СНГ будут испытывать в предстоящие два года негативные последствия мирового финансового кризиса. Мировой кризис особенно отражается на ценах основных экспортных товаров экономик России, Азербайджана, Казахстана, прежде всего
нефти. Кроме того, имеются пессимистические прогнозы по следующим факторам:
- в связи с финансовым кризисом и увеличением инфляции образуется возможность угрозы девальвации национальных валют;
- с увеличением размера финансового кризиса может образоваться несостоятельность или серьезные недостатки системы регулирования финансовых рынков и кредитных институтов;
- слабость финансовых интеграций среди стран СНГ может не дать возможности осуществить оперативное совместное противостояние в случае углубления финансового кризиса и т. д. Следует отметить, что среди стран СНГ кризис
наименьшим образом коснулся финансового рынка Азербайджана. Однако в условиях глобального экономического кризиса и усилившегося финансово-кредитного кризиса многие отечественные и независимые эксперты высказывают мнение, что экономика Азербайджана все-таки ощутит влияние этих кризисов. По мнению экспертов в Азербайджане, фондовые рынки еще не сильно развиты, к тому же банковская система пока функционирует в системе закрытости от внешней банковской системы. Более того, уже сегодня ясно, что глобальный кредитный кризис ликвидировал последние надежды реализации проекта дебютного выпуска азербайджанских евробондов и замедлил создание частных пенсионных фондов.
Кроме того, не следует забывать, что Азербайджан — нефтедобывающая страна и, значит, в связи финансовым кризисом и ослаблением потребительских позиций наших основных стран-партнеров возможно снижение темпов развития экономики Азербайджана, так как потери от снижения цены на нефть неизбежны. Кроме того, в начальной стадии кризиса больше всего привлекает внимание кризис ликвидности. Если высокорейтинговые банки и финансовые структуры будут повреждены последствием финансового кризиса, то, несомненно, банковско-финансовая система страны окажется уже в совсем другой ситуации, и снижение нефтяных доходов будет усиливаться. С началом нынешнего кризиса со стороны Национального банка Азербайджана (НБА) принимался ряд мер, прежде всего в целях обеспечения финансовой стабильности банковской системы страны и нейтрализации внешних факторов риска. НБА, имея в своем активе валютные резервы свыше 5,4 млрд долл. США, начал осуществлять превентивные меры по обеспечению гибкости инструментов, по ликвидности и пруденциальному регулированию
устойчивости пока молодой банковской системы Азербайджана против внешнего финансово-кредитного кризиса в мире.
Однако приостановка или ограничение выдачи потребительских кредитов азербайджанскими банками уже привлекают внимание. В то же время ряд банков Азербайджана в своем капитале имеют иностранный капитал; так, банковский сектор привлек иностранный капитал до 2 млрд долл. США в виде кредитной линии.
Если рассмотреть уже замеченные факторы влияния финансового кризиса в мире на экономические процессы Азербайджана, эти факторы в основном проявляются в следующих направлениях:
— существенно ограничена возможность открытия новых кредитных линий для банков страны по аккредитивам и пр.;
— падение покупательной способности населения и в результате ускорение «съедания» собранных капиталов и вкладов, в том числе усиление тенденции изъятия обратно вкладов из банков;
— усиление тенденции увеличения потока дешевого импорта, особенно потребительских товаров и их негативное воздействие на местных производителей;
— ослабление предпринимательской деятельности в связи с ограничением финансовых ресурсов, прекращение или снижение деятельности отдельных производственных, коммерческих структур и предприятий;
— замораживание определенных проектов, нереальность прогнозирования их в ближайшем году и в результате потеря реальных, в то же время постоянных рабочих мест;
— заметное снижение строительного бума и разворачивания крупных проектов в этой сфере, последствия чего проявятся в увеличении безработицы;
— из-за ограничения финансовых ресурсов наметилось сокращение перечня инфраструктурных проектов, которое, несомненно, приведет к уменьшению рабочих мест;
— поскольку в государственном бюджете страны нефтяные доходы составляют 60 — 70 %, естественно, что уменьшение нефтяных доходов в связи с падением цены на нефть негативно отразится на реализации отдельных проектов, предусмотренных в рамках бюджета, особенно, на наш взгляд, инвестиционных проектов, так как в бюджете Азербайджана цена на нефть заложена на уровне 70 долл. за баррель и т. д.
В то же время следует подчеркнуть, что в последние годы процессы экономического развития Азербайджана протекают динамично. Так, в 2003 —
2008 гг. объем ВВП увеличился в 2,7 раза; промышленное производство выросло примерно в 3 раза; в экономику было инвестировано более 54 млрд долл. США. Валютные запасы страны с 2 млрд долл. США в 2003 г. выросли в 2008 г. до 21 млрд долл. США. По прогнозам экспертов Международного валютного фонда, рост ВВП Азербайджана будет наиболее высоким среди стран СНГ в 2009 г. Следует отметить, добыча нефти в Азербайджане в
2009 г. прогнозируется на уровне 63 млн т. В 2010 г. планируемый объем добычи нефти составит 66 млн т., а в течение 2011 — 2015 гг. ежегодный объем добычи составит 67 млн т. Однако, несмотря на динамичное развитие экономики страны за последние годы, прогнозируется, что снижение цен на нефть и воздействие финансовых (экономических) кризисов в мире на экономические процессы Азербайджана со временем могут сказаться на экономике страны в той или иной форме. Как было отмечено, оттенки мирового кризиса уже легли в основу главного финансового документа Азербайджана — бюджета на 2009 г., с заложенным пессимистическим сценарием в 70 долл. США за баррель в качестве базовой цены на нефть. Как известно, продолжается снижение цены на нефть, и стоимость нефти уже опустилась ниже отметки в 40 долл. за баррель.
Можно отметить, что пока государственный бюджет Азербайджана по итогам 2008 г. не будет иметь серьезных убытков в связи с нынешним снижением мировых цен на нефть, так как точка безубыточности государственного бюджета на 2008 г. находилось на уровне цены за нефть 40 долл. за баррель. Для сравнения, запас прочности государственных бюджетов ряда стран региона выглядит следующим: Казахстан — 59 долл. /барр., Иран — 90 долл. /барр., Ирак — 111 долл. /барр., Катар — 24 долл. /барр., Кувейт — 33 долл. /барр., Ливия — 47 долл. /барр., Бахрейн — 75 долл. /барр., Оман — 77 долл. /барр. Саудовская Аравия — 49 долл. /барр. и, наконец, с самыми лучшими показателями ОАЭ — 23 долл. /барр.
В условиях кризисов особое значение имеет диверсификация внешнеторгового оборота страны. По прогнозам МВФ, ожидается рост внешнеторгового оборота Азербайджана в 2009 г. — 60,2 млрд долл. (профицит торгового баланса — 30,8 млрд долл. США). Кроме того, прогнозируется рост профицита текущего счета платежного баланса
Азербайджана в 2009 г. на уровне 26,2 млрд долл., или 38,6 % ВВП страны. Наконец, влияние финансового кризиса на реальные секторы экономики, в частности, на ненефтяной сектор, выразится в снижении роста ВВП Азербайджана по этому сектору, и в 2009 г. этот показатель снизится до 8 %, кроме того, ожидается колебание темпов нефтяного ВВП.
Следует подчеркнуть, что руководство страны считает необходимым в максимальной степени уберечь Азербайджан от негативных последствий мирового финансового кризиса, так как экономика Азербайджана является частью мировой экономики и происходящие за рубежом процессы так или иначе могут отразиться и на Азербайджане. В целом реальные секторы экономики в условиях финансовой нестабильности могут удержаться на твердых позициях, если в проводимую экономическую политику страны оперативно будут внесены необходимые корректировки. С этой целью, на наш взгляд, необходимо учесть следующее:
- в полном масштабе диверсифицировать реальные секторы экономики страны и расширить возможности выпуска конкурентоспособной продукции с увеличением их экспортной ориентации;
- усилить модернизацию и реконструкцию отстающих реальных секторов экономики страны, тем самым увеличить роль ненефтяных доходов главного финансового рычага страны — бюджета;
- увеличить масштаб превентивных мер в области финансово-кредитной системы страны, усилить иммунитет от кризисов молодой банковской сферы страны, обеспечить полномасштабное развитие аграрного сектора и сельскохозяйственных регионов, усилить занятость населения с акцентом на качественный показатель рабочих мест и трудовых ресурсов;
- рационально использовать валовые официальные резервы страны и активы Государственного нефтяного фонда, тем самым сохраняя бдительность на период продолжения финансового кризиса в мире и т. д.
Кроме того, в целях уменьшения негативных последствий финансовых кризисов мира на Азербайджан наряду с традиционными мерами необходимо обеспечить внедрение новых экономических инструментов, технологий, инноваций и пр. Тем более что в парламенте страны рассматривается принятие закона «О специальных экономических зонах». С принятием этого закона эксперты пред-
полагают существенную активизацию процессов внедрения новых технологий, модернизации существующих промышленных мощностей и применения ключевых функций инновационных систем. В последние входят формирование более прогрессивной инновационной политики, создание регулирующей среды для инноваций, человеческого капитала, по укреплению материальных активов и по внедрению научных и инновационных приоритетов, усилению поддержки новых высокотехнологичных отраслей реальных секторов экономики, услуг, туризма и пр.
В заключение необходимо отметить, что Азербайджану следует ускорить реализацию создания особых экономических зон. В целом в мировой практике особые экономические зоны зарекомендовали себя как эффективный механизм, способный стимулировать развитие реальных секторов экономики в сторону инновационной экономики путем развития инфраструктуры, снижения административных барьеров, количества контрольных мероприятий, наличием льгот по таможенным процедурам, налоговыми преференциями, льготным режимом выкупа и аренды земли и пр. Более того, в этих зонах инвестиционный климат существенно привлекателен для потенциальных инвесторов: проявляется особый интерес к технико-внед-
ренческим направлениям инновации, таким как микро- и наноэлектроника, оптоэлектроника, информационно-коммуникационные системы, нанотехнологии, наноматериалы и пр.
На наш взгляд, реализация этих мероприятий могла бы существенно помочь в преодолении негативных последствий финансового кризиса, тем самым обеспечить рост в целом экономики страны и способствовать экономическому развитию Азербайджана и ускоренному вхождению его в мирохозяйственную систему.
список литературы
1. Материалы Государственного статистического комитета Азербайджанской Республики. URL: http://www.azstat.org.
2. Материалы Министерства экономического развития Азербайджана. URL:http://www. economy.gov.az.
3. Алиев Ш.Т. Вопросы экономического роста и финансовых ресурсов Азербайджана в контексте нефтяного фактора // Финансы и кредит. 2008. № 30 (318) . С. 61 - 64.
4. Алиев Ш. Т. Проблемы организации и перспективы развития особых экономических зон. Баку. «Наука», 2008. 252 с.