важность применения новых экономических инструментов в экономике Азербайджана
Ш.Т. АЛИЕВ,
кандидат экономических наук Азербайджанский государственный экономический университет
В статье исследовано применение новых экономических инструментов в экономике Азербайджана. Проанализированы интеграционные процессы на международном и региональном уровнях. Автор наряду с ведущим нефтяным фактором исследует обеспеченность Азербайджана другими энергоносителями, а также природными ресурсами. Обоснована необходимость организации производства конкурентоспособной продукции, усиления развития реального сектора экономики. Обоснована необходимость применения особых экономических зон.
Ключевые слова: экономика, инструмент, интеграция, регион, потенциал, инвестиция, валюта, запас, эксперт, нефть, диверсификация, глобализация.
Азербайджан как нефтедобывающая страна, безусловно, испытывает на себе влияние нефтяного фактора во всех векторах экономического цикла (процессов) страны и его многополярных секторах. Поскольку львиную долю национального промышленного продукта, в том числе экспорта, составляют нефть и нефтепродукты, назрела острая необходимость диверсификации ассортимента конкурентоспособной продукции экспортного назначения за счет ненефтяных секторов экономики Азербайджана. Развитие ненефтяного сектора должно стать приоритетным направлением в развитии экономики Азербайджана и реализации намеченных мероприятий, по прогнозам экспертов, окажет весомое влияние на развитие производственных секторов страны, обеспечение потребительских нужд внутри страны и увеличение ассортимента конкурентоспособных товаров на экспорт [7].
Процессы экономической трансформации и глобализации обусловливают важность верного выбора направлений торговых связей страны, в значительной степени определяющих эффективность внешнеэкономической политики, способствуя совершенствованию структуры специализации
80 -
производства, расширяя сферу международной торговли не только сырьевой, но и промышленной продукции, создавая кредитную и инвестиционную базы для технологической модернизации национальной экономики. Как и в других странах с постсоветской переходной экономикой, в Азербайджане с самого начала независимого развития возникла необходимость рационального использования производственного потенциала посредством включения страны в процесс международного разделения труда и активного участия в мирохозяйственных отношениях. Так, международный товарообмен позволяет участвующим в нем странам повышать продуктивность своего производства, поскольку устраняет необходимость самостоятельно производить все потребляемые ими товары и услуги. Благодаря международной торговле страна может специализироваться и в тех отраслях производства и сегментах рынка, где ее фирмы относительно более конкурентоспособны, чем иностранные, и ввозить в страну те товары и услуги, по которым ее фирмы уступают зарубежным.
Особо следует отметить, что в течение двухвековой истории теорий международной торговли — начиная с конца XVIII в. — подавляющее большинство их авторов являлись приверженцами свободной, не регламентируемой государством торговли между отдельными странами. Впервые критерии рациональности развития международной торговли и соответственно выгоды, которые она несет ее участникам, сформулировал А. Смит в концепции, получившей название «Теории абсолютных преимуществ». Она положила начало развитию классической теории, обосновавшей необходимость и важность свободного внешнеторгового товарообмена между странами. Однако теория Хекшера-Олина, получившая название «Теория сравнительных преимуществ»,
основана на более прогрессивных двух принципиальных положениях:
• страны — участницы внешнеторгового обмена отличаются между собой по составу и величине факторов производства, которыми они наделены. Например, одни страны располагают избытком трудовых ресурсов при относительном недостатке капитала, другие — избытком капитала при относительном недостатке трудовых ресурсов, необходимых для приведения его в действие;
• товары различаются между собой по величине и структуре затрат разных факторов производства. Так, например, производство текстильных изделий требует большого количества затрат труда при относительно малых затратах капитала. В то же время для развития производства станков страна должна располагать значительными капитальными ресурсами. Американский экономист В. Леонтьев, исследуя
особенности внешней торговли США в 1940—1960 гг., пришел к выводу, на первый взгляд противоречащему теории Хекшера-Олина. В соответствии со сложившимися представлениями об экономике США, характеризующимися избытком капитала и недостатком трудовых ресурсов, в экспорте этой страны должны были преобладать капиталоемкие товары, а в импорте — трудоемкие. Расчеты, проделанные В. Леонтьевым, привели к противоположному выводу: в послевоенный период из США вывозились преимущественно товары, производство которых требовало относительно больших затрат труда, чем капитала, т. е. трудоемкие товары, а при ввозе в страну преобладали капиталоемкие товары.
Изменения, произошедшие в развитии мировой экономики и международной торговли во второй половине XX в., не опровергли основных положений классической теории. Между тем ряд фактов, которые сложились в последние десятилетия, обусловили возникновение новых теорий, отражающих реалии современного этапа экономического и технологического развития мирового сообщества. Дополнительный импульс в развитие современных теорий международной торговли внесли достижения таких ведущих экономических наук XX в., как менеджмент и маркетинг. Используя одну из фундаментальных концепций маркетинга — модель жизненного цикла продукта, американский экономист Р. Вернон в 1966 г. выдвинул предположение, что для многих промышленных товаров, являющихся объектами международной торговли, сравнительное преимущество может со временем перемещаться из одной страны в другую. Жизненный цикл продукта вклю-
чает четыре стадии (фазы): возникновение, рост, зрелость и спад. Каждая из перечисленных стадий характеризуется определенной величиной издержек производства данного товара, специфическим соотношением спроса и предложения на него как на внутреннем, так и на внешнем рынках.
В начале 1990 гг. американский экономист М. Портер опубликовал результаты исследований по конкурентным преимуществам стран, которые, с одной стороны, являются безусловным продолжением классической теории международной торговли, а с другой — отражают изменившиеся условия конкуренции на мировых товарных рынках, перемены, произошедшие в отраслевой структуре производства и внешнеторгового обмена, возросшую роль крупных компаний [8]. М. Портер обобщил четыре комплексных свойства конкурентных преимуществ, называя их детерминантами (определяющими моментами) конкурентного преимущества страны. Детерминанты конкурентного преимущества — характеристики наиболее значимых источников конкурентных преимуществ компаний обрабатывающих отраслей промышленности. В числе детерминантов М. Портер называет: факторные условия или параметры факторов, условия спроса или параметры спроса, состояние родственных и поддерживающих отраслей и состояние конкуренции в отрасли и стратегию фирмы.
Следует отметить, что на основе изучения и осмысления прикладных аспектов основных положений теории М. Портера для экономики Азербайджана, ряд исследователей сделал вывод, что «... на современном этапе при формировании внешнеэкономического сектора республики, экспортной ориентации выбор и развитие конкурентных отраслей, основанных на природно-географических факторах, в сфере реализации внешнеэкономической политики нашим государством должны оцениваться как оптимальный путь» [4], так как большинство топливно-энергетических и сырьевых отраслей Азербайджана вполне конкурентоспособно и на пространстве мировых рынков в защите не нуждается. Вместе с тем в Азербайджане есть отрасли обрабатывающей промышленности, явно неконкурентоспособные не только на внешних, но и на внутреннем рынках. Им не помогут никакие меры протекционизма, и защищать их от внешних конкурентов бессмысленно (по крайней мере, на нынешнем этапе). В то же время в Азербайджане немало отраслей, которые при обеспечении им некоторой протекции способны обрести второе «дыхание», а без нее они могут пойти на дно. В тех случаях, когда протекция необходима, важно соблюдать баланс между интересами местных про- 81
изводителей и интересами местных же потребителей по каждому конкретному товару и услуге. Не будучи членом Всемирной торговой организации (ВТО), Азербайджан не пользуется режимом наибольшего благоприятствования в большинстве стран-партнеров. Импортируемые ими азербайджанские товары облагаются более высокими пошлинами, чем аналогичные товары, поступающие из стран — членов ВТО. Кроме того, экспорт Азербайджана дискриминируется с помощью антидемпинговых мер, когда ввозимые из Азербайджана товары кажутся властям той или иной страны подозрительно дешевыми. Следует подчеркнуть, что значительная часть тор-гово-политических препятствий на пути экспорта может быть преодолена со вступлением Азербайджана в ВТО. Став членом ВТО, насчитывающей уже свыше 140 государств-членов, Азербайджан в долгосрочном плане, несомненно, выиграет. Перед ним откроются широкие перспективы: выгодное участие в международном разделении труда, привлечение иностранных инвестиций, структурная перестройка своей экономики, ускорение темпов роста и жизненного уровня населения. Однако вступление в ВТО сопряжено с принятием на себя обязательств по всему пакету соглашений Уругвайского раунда, который был выработан без участия Азербайджана. Чем дальше оттягивается вступление Азербайджана в ВТО, тем дольше отечественные предприятия-экспортеры будут испытывать относительную дискриминацию на рынках других стран — участниц ВТО, тем труднее им будет найти и закрепить свои ниши в мировом рыночном пространстве, тем меньше шансов на возрождение технологически передовых отраслей нашей экономики.
Недостаточный уровень развития производственных сил Азербайджана в бывшем СССР, связанный в значительной мере с сырьевой направленностью экономики, и незавершенность рыночных реформ ограничивают возможности использования опыта высокоразвитых стран в формировании подходов к наиболее оптимальной модели внешнеторговых связей в стратегическом аспекте. В этом деле следует исходить из сложившихся реалий в экономике Азербайджана и его региональных особенностей как в стратегическом, так и в тактическом аспектах. Следует специально подчеркнуть, что расширение различных видов продукции не промежуточного, а конечного потребления нефтепереработки и изготавливаемых из них товаров народного потребления по существу не имеет ограничений. Так, если Азербайджан вывозит нефть и нефтехимические изделия в виде первичного сырья и промежуточной продукции
82 -
4—6 наименований, то в зарубежных странах они вторично перерабатываются и в виде конечной продукции ввозятся в республику более чем в 100 наименованиях. Сказанное относится и к другим видам сырья, вывоз которого, так же, как и продуктов неглубокой переработки нефти должен оцениваться как тактический маневр. После решения этих тактических задач в будущем вывоз нефти как сырья должен быть, но нашему мнению, сокращен, а экспорт продуктов ее глубокой переработки увеличен [5]. По мере решения задач рыночной трансформации, реструктуризации экономики на новейшей научно-технической основе предстоит много сделать по выдвижению в качестве стратегического экспортного ориентира внешнеторговой модели Азербайджана высокотехнологичной и наукоемкой конечной продукции. Например, производство нефтяного оборудования является крупным потенциальным источником экспорта. Кроме того, Азербайджан имеет возможность производства конкурентоспособной на мировом рынке продукции приборостроения, металлургии, нефтехимии и других отраслей.
Одной из высокоэффективных сфер, определяющих экспортную направленность экономики Азербайджана, может стать аграрный сектор, так как сравнительные преимущества природных условий и традиции в сельском хозяйстве создают для этого все необходимые предпосылки.
Вопрос резкого повышения интереса к развитию международной кооперации и расширению внешнеэкономических связей для усиления интеграционных процессов в мировую систему хозяйствования бывших республик СССР, в том числе Азербайджана, стал одним из первостепенных стратегических задач на постсоветском этапе [2]. Однако сразу после приобретения независимости в Азербайджанской республике стали падать уровень производства, ВВП, остановились крупные промышленные предприятия, ускорилась инфляция, разрушилась банковская платежная система, прерывались хозяйственные (кооперационные) связи, в целом обнаружился подлинный размер отсталости. Следует подчеркнуть, что в Азербайджане экономические реформы проводятся в основном за счет собственных ресурсов страны, где на долю товарного экспорта нефтепродуктов и других видов экспортной продукции (нефтехимии, хлопка-волокна, сельскохозяйственной продукции, металлургии и пр.) приходится до 80 % всех валютных поступлений. Необходимо отметить, что исходя из мирового опыта, эффективная реструктуризация национальной экономики, повышение экспорт-
ного потенциала, улучшение структуры импорта с учетом потенциальных возможностей основных секторов национальной экономики и масштабы его перспективного развития, увеличение технических возможностей переработки местных сырьевых ресурсов, увеличение качественных показателей отечественной продукции, повышение конкурентоспособности продукции национальных производителей, обеспечение экономической безопасности и национальные интересы страны, формирование политики эффективного повышения финансово-кредитных и инвестиционных ресурсов, создание внешнеторговой политики независимого Азербайджана в соответствии с потенциалом национальной экономики страны рассматриваются как самые важные задачи в ближайшее время.
Следует отметить, что одной из главных причин нахождения стран СНГ в относительно слабых позициях в рейтинге конкурентоспособности стран мира, по мнению экспертов и аналитиков, является схожесть технологий и производств, унаследованных от СССР. В числе самых конкурентоспособных 50 стран мира нет ни одной из стран СНГ. Россия заняла 51-е, Азербайджан 69-е, Украина 79-е, Казахстан-66-е место и т. д. В первую десятку рейтинга вошли США, Швейцария, Дания, Швеция, Сингапур, Финляндия, Германия, Нидерланды, Япония и Канада [11].
Таким образом, в одночасье превратившиеся в «страны-реформаторы» из планово-командной системы, республики бывшего СССР до сих пор не могут укрепиться в ведущих позициях в числе стран мира по конкурентоспособности. Поэтому главной задачей этих стран, в том числе Азербайджана, должно быть ускорение обновления секторов экономики на основе современных технологий и инновационных новшеств с целью повышения конкурентоспособности их продукции, исходя из принципов согласованных и твердо реализуемых межстрановых соглашений (стратегических парт-нерств), в зависимости от разделения труда в рамках СНГ с учетом международного разделения труда и процессов мировой хозяйственной системы.
Следует отметить, что в последние годы процессы экономического развития Азербайджана складываются неплохо. Так, в 2003—2008 гг. объем ВВП увеличился в 2,7 раза, и промышленное производство выросло примерно в 3 раза. За 2003—2008 гг. в экономику Азербайджана было инвестировано более 54 млрд долл. Валютные запасы страны в 2003—2008 гг. выросли в 10 раз, и до конца 2008 г. ожидается их увеличение до 20 млрд долл. США [6]. По словам Президента Азербайджана, основная
задача Правительства Азербайджана на предстоящие годы — это обеспечение продовольственной безопасности страны. В стране принимаются меры по увеличению реальной работы по обеспечению зерном за счет собственных ресурсов. В то же время уже 90—95 % потребляемого в Азербайджане масла, мяса, яиц, сахара, молочной продукции производится в пределах страны. Ведь в бытность СССР, большая часть этих продуктов в Азербайджан поступала из других республик. По словам Президента Азербайджана, «Наша цель — чтобы наша продукция, производимая в Азербайджане, была конкурентоспособной не только в регионе, но и в мире» [10].
По прогнозам экспертов Международного валютного фонда, рост ВВП Азербайджана в 2008 г. составит 16 %. Среди стран СНГ в Азербайджане в 2008—2009 гг. прогнозируется наиболее высокий рост ВВП. Для сравнения, в другой нефтяной стране — Казахстане рост ВВП в 2008—2009 гг. ориентировочно составит 4,5 и 5,3 % соответственно. Ожидается продолжение экономического роста Азербайджана с превышением общемировых показателей. Если в 2007 г. ВВП Азербайджана на душу населения составил 3,5 тыс. долл., то по итогам 2008 г. ВВП на душу населения ожидается на уровне 5,6 тыс. долл., а в 2009 г. прогнозируется на уровне свыше 6,0 тыс. долл. По мнению академика З. Самедзаде, в среднесрочной перспективе экономический рост Азербайджана стабилизируется на уровне 8—12 % в год. Доля добывающей промышленности в общем объеме производства составила 79,8 %. Стремительный рост экспорта связан с нефтяными факторами, т. е. за счет экспорта нефти и нефтепродуктов. Следует отметить, что если добыча нефти в 2007 г. составила 42,6 млн т, то в 2008 г. ожидается 52,0 млн т, а в 2009 г. прогнозируется уже 63,0 млн т. В 2010 г. планируемый объем добычи нефти в Азербайджане составит 66,0 млн т, а в 2011—2015 гг. ежегодный объем добычи составит 67,0 млн т [9].
Анализы показывают, что экономика Азербайджана в контексте нефтяного фактора стремится к укреплению передовых позиций и улучшению конкурентоспособности в мировой хозяйственной системе, охваченной глобальным финансовым и экономическим кризисом [10]. Правда, официальные круги Азербайджана заявляют, что в результате предпринятых мер и применяющихся на финансовом рынке страны гибких средств кризис не создаст большую опасность для банковской системы Азербайджана, только интегрирующейся в мировой рынок. Эти меры предусматривают обеспечение высокой гибкости инструментов по ликвидности
- 83
и комплексное пруденциальное регулирование устойчивости банковской системы Азербайджана против внешнего экономического и финансового кризиса. В настоящее время валютные резервы Азербайджана составили 17,0 млрд долл., и эти резервы в 1,7 раза больше совокупного внешнего долга страны. Однако, по мнению независимых экспертов, снижение цен на нефть и воздействие влияния финансовых (экономических) кризисов в мире на экономические процессы Азербайджана со временем станут замеченными в той или иной форме. Оттенки мирового кризиса уже легли в процессы формирования главного финансового документа Азербайджана — бюджета на 2009 г. Следует отметить, что объем государственного бюджета, до 40 % доходной части которого формируется за счет нефтяных доходов, на 2009 г. значительно увеличился. При этом доходы бюджета в 2009 г. прогнозируются на уровне 27,9 % ВВП (на 16,1 % больше, чем в 2008 г.) и расходы на уровне 28,3 % ВВП (на 11,7 % больше, чем в 2008 г.). При подготовке проекта за основу брались определенные приоритеты социальной и инвестиционной направленности бюджетных расходов, предпочтение отдавалось максимально эффективному использованию в средне- и долгосрочной перспективе средств, полученных с высокой доходностью от нефтяного сектора, усилению финансовой дисциплины и обеспечению прозрачности, устойчивым темпам развития ненефтяного сектора, стабильному состоянию макроэкономической ситуации в стране, сокращению по возможности инфляционных воздействий, управлению экономикой и стимулированию ее динамичного развития.
Следует подчеркнуть, что в условиях глобализации экономических процессов и интеграционных направлений перспективное развитие свободных зон и возможность их формирования более эффективным способом обусловливаются такими факторами, как повышение конкуренции экспортируемых товаров, усиление конкурентоспособности предпринимателей и инвесторов. Безусловно, применение новых экономических инструментов и проводимые мероприятия окажут положительное влияние на повышение рейтинга конкурентоспособности Азербайджана среди стран мирового хозяйства и помогут успешному продвижению азербайджанских товаров на мировые рынки. Кроме того, в целях исполнения Указа Президента Азербайджана Ильхама Алиева от 06.03.2007 (№ 538 «О создании специальных экономических зон в Милли Меджлисе (парламент страны) ожи-
дается принятие соответствующего закона. Этот закон уже рассматривался в первом чтении. Законопроект предусматривает льготные налоговый и таможенный режимы для компаний, которые будут работать в свободных экономических зонах. В частности, все товары и сырье, импортируемые для нужд компаний, будут освобождены от уплаты всех видов таможенных пошлин и налогов. Создание свободных экономических зон позволит сбалансировать развитие регионов и усилить процессы внедрения инноваций, даст серьезный толчок решению вопросов модернизации и внедрения новшеств и технологий в отстающие по развитию от общего темпа экономического развития страны реальные секторы экономики, в первую очередь секторы промышленности [1].
Исследования показывают, что принятые меры по ускорению социально-экономического развития Азербайджана усилят его престиж в мировой хозяйственной системе и поднимут рейтинг конкурентоспособности среди стран мира, тем самым ускорят вхождение экономики Азербайджана в мировую хозяйственную систему.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алиев Ш. Т. Проблемы организации и перспективы развития особых экономических зон. — Баку: Наука. — 2008. - 252 с.
2. Алиев Ш. Т. Важнейшие факторы развития торгово-экономических отношений между Азербайджаном и Россией. Региональная экономика: теория и практика. - № 4(61) - 2008. С. 22-27.
3. Алиев Ш. Т. Вопросы экономического роста и финансовых ресурсов Азербайджана в контексте нефтяного фактора. Финансы и кредит. - № 30(318). -2008. С. 61-64.
4. Бархударов М. И. Проблемы и особенности внешнеэкономических связей Азербайджанской Республики в условиях глобализации. - Баку. - 2003. -С. 141.
5. Гаджиев Ш. Г. Азербайджан на пути к мировому сообществу: стратегия внешнеэкономического развития. - Киев. - 2000. - С. 502.
6. Материалы Государственного статистического комитета Азербайджанской Республики. www.azstat.org.
7. Материалы Министерства экономического развития Азербайджана. www.economy.gov. az.
8. Портер М. Международная конкуренция: конкурентное преимущество стран. Перевод с англ. / Под общей ред. В.Д. Щетинина. - М. - 1993.
9. Сайт Информационного агентства INFOLine. www. advis.ru.
10. Сайт Президента Азербайджана. www.prezident.az.
11. The Global Competitiveness Report (2008-2009).