МИРОВОЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС И ПУТИ ЕГО преодоления в Азербайджане
Р.М. Джабиев,
главный научный сотрудник Института экономики Национальной академии наук Азербайджана (г Баку), доктор экономических наук, профессор
В статье рассматриваются вопросы минимизации последствий мирового финансового кризиса для Азербайджана, предлагаются пути выхода из него. На основе большого фактического материала выявляются сильные и слабые стороны в экономике республики. Сильные стороны — это высокие темпы роста макроэкономических показателей, увеличение внутренних инвестиций, незначительная доля внешних заимствований и др. Слабые стороны — это сильная интеграция в мировую экономику, где в азербайджанском экспорте на долю нефти и нефтепродуктов приходится более 70%, присутствие в республике свыше 200 корпораций со 100% иностранным капиталом, сильная зависимость азербайджанских банков от иностранного капитала, слабое развитие рынка ценных бумаг и др. В этой связи даны предложения и рекомендации по сбалансированному развитию экономики.
Ключевые слова: Азербайджан, мировой экономический кризис, интеграция.
История мировых экономических кризисов своими корнями уходит в далекое прошлое. Первый мировой экономический кризис начался в 1857 г. в Америке, в связи с массовым банкротством железнодорожных компаний и обвалом рынка акций. Кризис нанес удар не только экономике США, но и Германии, Англии и Франции.
Второй мировой экономический кризис начался в 1873 г. в Австрии и Германии. Предпосылкой для кризиса был кредитный подъем в Латинской Америке, подпитываемый из Англии, и спекулятивный подъем на рынке недвижимости в Германии и Австрии, который закончился крахом фондового рынка в Вене. Фондовые рынки в Цюрихе и Амстердаме также обвалились. В США также началась банковская паника.
Третий международный финансовый кризис, вызванный началом Первой мировой войны, начался в 1914 г. Причина — тотальная распродажа бумаг иностранных эмитентов правительствами США, Великобритании, Франции и Германии для финансирования военных действий.
Четвертый мировой экономический кризис связан с послевоенной дефляцией и рецессией, которые произошли в 1920-1922 гг., а также банковскими и валютными кризисами в Дании, Италии, Финляндии, Голландии, Норвегии, США и Великобритании.
1929-1933 гг. — время Великой депрессии. 24 октября 1929 г (черный четверг) на Нью-Йоркской фондовой бирже произошло резкое снижение акций, ознаменовавшее начало крупнейшего в истории мирового экономического кризиса. Стоимость акций ценных бумаг упала на 60-70%, резко снизилась деловая активность, был отменен золотой стандарт для основных мировых валют. К концу 1929 г. падение курсов ценных бумаг достигло фантастической суммы в 40 млрд долл. Закрывались фирмы и заводы, лопались банки, миллионы безработных бродили в поисках работы. Кризис бушевал до 1933 г., а его последствия ощущались до конца 30-х гг.
1957 г. — первый послевоенный мировой экономический кризис продолжался до середины 1958 г. Он охватил США, Великобританию, Канаду, Бельгию, Нидерланды и некоторые другие капиталистические страны. Производство промышленной продукции в развитых капиталистических странах снизилось на 4%. Армия безработных достигла почти 10 млн человек.
1973 г. — экономический кризис, начавшийся в США, по широте охвата стран, продолжительности, глубине и разрушительной силе значительно превзошел мировой экономический кризис 1957-1958 гг. и по ряду характеристик приблизился к кризису 1929-1933 гг. К середине 1975 г. число полностью безработных в развитых капиталистических странах достигло 15 млн человек. В 1973 г. также произошел первый энергетический кризис, который был инициирован странами-членами ОПЕК, снизившими объемы добычи нефти, в результате чего стоимость нефти на мировом рынке увеличилась на 67%.
19 октября 1987 г. американский фондовый индекс Dow Jones Industrial обвалился на 22,6%. Вслед за американским рынком рухнули рынки Австралии, Канады, Гонконга. Возмож-
ная причина кризиса: отток инвесторов с рынков после сильного снижения капитализации нескольких крупных компаний.
Самое масштабное падение азиатского фондового рынка со времен Второй мировой войны наблюдалось в 1997 г. Кризис стал следствием ухода иностранных инвесторов из стран ЮгоВосточной Азии. Причина заключалась в девальвации национальных валют региона и высоком уровне дефицита платежного баланса стран ЮВА. По подсчетам экономистов, азиатский кризис снизил мировой ВВП на 2 трлн долларов.
1998 г. — один из самых тяжелых экономических кризисов в истории России. Причины дефолта: огромный государственный долг России, низкие мировые цены на сырье и пирамида государственных краткосрочных облигаций, по которым правительство РФ не смогло расплатиться в срок. Курс рубля по отношению к доллару с августа 1998 г. по январь 1999 г. упал в 3 раза — с 6 руб. за доллар до 21 руб. за доллар [1]
Нынешний мировой экономический кризис носит глобальный характер и практически не осталось стран, которых он в той или иной степени не затронул. Напомним, что в США, на родине финансового кризиса первым предвестником мирового кризиса стал ипотечный кризис. Лопнув, ипотечный пузырь стал детонатором крушений банковской сферы по всему миру, что, в свою очередь, вызвало падение промышленного производства во всех экономиках мира: повсеместно наблюдается дефицит денег. Процесс принял необратимый характер и естественно стал распространяться на смежные с макроэкономикой сферы, вызывая социальное напряжение и политическую дестабилизацию.
В результате кризиса около одного миллиона американцев потеряли свои дома, и, по словам Президента США Б. Обамы, еще шесть миллионов человек может постигнуть та же участь. В этой связи, для спасения финансовой системы Конгресс США выделил 700 млрд долл., а затем еще и 787 млрд долл. для стимулирования экономики. Реализацией этого плана, по словам Б. Обамы, станет сохранение 3,5 млн рабочих мест.
Вторым шагом американского президента стало утверждение программы поддержки жилищного рынка, что позволит рефинансировать выплаты по ипотеке пяти миллионам заемщиков, а также осуществить компенсирующие выплаты ипотечным агентствам с целью оказания помощи должникам, которым грозит отчуждение собственности за долги [2].
Вслед за США многие страны мира также прибегли к массированному вливанию бюджетных средств в свои экономики. Так, Китай, обладающий самыми крупными золотовалютными резервами в мире, выделяет на эти цели 586 млрд долларов, Япония — 250 млрд. Германия — 80 млрд Испания — 50 млрд, Канада — 45 млрд, Франция — 35 млрд, Великобритания — 30 млрд, Индия и Австралия — по 20 млрд, Южная Корея — 11 млрд, Бразилия — 5 млрд, Таиланд, Сингапур и Чили — по 3 млрд долларов и т.д. [3]
В России всего на реализацию антикризисных мер предполагается выделить 1,4 трлн рублей [4]. Правительство России намерено реализовать на практике требование «помощь в обмен на эффективность». Господдержку в рамках антикризисных
мер получат только те предприятия, которые смогут разработать программу повышения своей конкурентоспособности, обеспечат более эффективную работу в сфере финансов, обеспечат нормы трудового законодательства [5].
Всемирный банк опубликовал доклад о перспективах развития мировой экономики. Согласно этому документу, в 2009 г. и глобальная экономика, и глобальная торговля уменьшатся впервые со времен Второй мировой войны. В докладе Всемирного банка говорится, что многие развивающиеся страны, которые быстро росли в последние годы, были подкошены падающим экспортом, падающими ценами на товары, уменьшающимися зарубежными инвестициями и исчезающими кредитами.
Глава МВФ Доминик Стросс-Кан в свою очередь выразил крайнюю обеспокоенность складывающейся ситуацией, отметив, что 2009 год будет самым ужасным годом глобального экономического кризиса, который он сравнил с «лесным пожаром мирового масштаба» [6].
Глобальный экономический кризис затронул и азербайджанскую экономику. Хотя многие его последствия не столь видны в республике, некоторые даже считают, что в Азербайджане никакого кризиса нет. По их мнению, мы просто боремся с чужим кризисом у себя дома. Так ли это? Попробуем разобраться.
Необходимо отметить, что на фоне мирового экономического кризиса макроэкономические показатели Азербайджана неуклонно росли. Так, в 2008г. по сравнению с 2007 г. ВВП страны вырос на 10,8%, в том числе в промышленности — на 6% . ВВП на душу населения в 2008 г. составил 4440 манат , или 5403,9 доллара, что на 9,5% выше 2007 г. Высокими темпами развивались и другие отрасли народного хозяйства страны. Инвестиции, направленные в основной капитал выросли в 2008 г. по сравнению с 2007 г. на 34,3%. Доходы населения увеличились на 37,8%, а среднемесячная зарплата- на 24,2%.
В отчете Европейского банка реконструкции и развития говорится, что в 2009 г. темпы роста экономики Азербайджана составят 15%. Что касается ненефтяного сектора экономики, то по прогнозам Правительства республики на 2009-2012 гг. рост в этом секторе составит в среднем 10% в год. Такие темпы роста макроэкономических показателей позволят минимизировать влияние мирового кризиса на экономику страны.
Кроме того, немаловажными факторами, способствующими минимизации последствий кризиса на экономику республики, являются увеличение внутренних инвестиций над внешними, незначительная доля внешних заимствований, слабое развитие в стране рынка ценных бумаг и др. Так, в 2008 г. в экономику и в социальную сферу страны из всех источников финансирования было вложено инвестиций в сумме 9,1 млрд манат (7,4 млрд долл.), что на 34,3% больше чем в 2007 г. Из общего объема инвестиций, на долю внутренних инвестиций приходится 75,5%, а на долю внешних инвестиций — 24,5%.
Что касается внешнего долга Азербайджана, то он на начало 2009 г. составил 2,5 млрд долларов. Его доля в ВВП страны составила 6,6%. Расходы на выплату внешнего долга в 2008 г. составили 286,3 млн долл., из которых 214 млн приходится на погашение основного долга и 72,3 млн — на выплату процентов. На оплату внешнего долга использованы как бюджетные средства, так и валютные резервы.
Таким образом, на фоне мировой рецессии, Азербайджан, как и в прежние годы, так и в 2009 г. сохранит высокие темпы роста макроэкономических показателей.
В то же время, высокие темпы роста макроэкономических показателей еще не означают, что республика полностью застрахована от воздействий глобального экономического кризиса, который может продолжаться несколько лет. Какие же все-таки последствия может испытать Азербайджан?
Во-первых, необходимо отметить, что Азербайджан интегрирован в мировую экономику. В 2008 г. наша страна вела торговлю со 137 странами с годовым товарооборотом более 50 млрд долларов. В числе этих стран 53% относятся к европейским странам. В азербайджанском экспорте более 70% приходится на нефть и нефтепродукты. Благодаря высоким ценам на нефть, в страну потоком текли нефтедоллары. И за то время, когда цены на углеводородное сырье были высокими, мы наивно полагали, что так будет вечно. Сейчас все изменилось. Цены на нефть упали почти в 3 раза, соответственно снизились и доходы от продажи нефти. Также снились и размеры экспортной пошлины на нефть, которая напрямую зависит от цены нефти — чем дешевле нефть, тем меньше пошлина.
Отметим, что бюджет республики на 2009 г. был сверстан из расчета 70 долл. за баррель нефти. При нынешней цене нефти в 45-50 долл. за баррель, вероятность ее повышения в ближайшем будущем, по мнению ряда аналитиков, равна нулю. Поэтому бюджет республики на 2009 г. должен быть пересмотрен. По мнению вице-президента Всемирного банка Шигео Кацу, «падение цен на нефть может негативно отразиться на Азербайджане. Так, снижение стоимости барреля нефти на 10 долларов наносит ущерб в размере 3 млрд долл.» [7]
Конечно, финансовый кризис и резкое падение цен на нефть, а следовательно и доходов не входили в планы государства. Благо, в Нефтяном фонде сегодня скопились средства порядка 12 млрд долл., часть из которых, по всей вероятности, будут направлены на восполнение недостающих в бюджете средств. Но так долго продолжаться не может. Ведь снижение цен на нефть также влияет и на уменьшение отчислений в Нефтяной фонд. На наш взгляд, если цена на нефть к началу 2010 г. не повысится до 80-90 долл. за баррель, то Азербайджан почувствует, как быстро тают резервы Нефтяного фонда. Причем почувствует это на пике нефтедобычи (в 2009-2014 гг. ожидается наибольший доход от продажи нефти).
Во-вторых, сегодня в стране действует свыше 3000 предприятий, в капитале которых присутствуют иностранные инвестиции. Да еще свыше 200 транснациональных корпораций со 100% иностранным капиталом представляют 68 стран мира. Поэтому финансовый кризис в этих странах оказывает влияние и на деятельность дочерних компаний, функционирующих в Азербайджане.
В-третьих, в настоящее время банки Азербайджана привлекли около 2 млрд долл. зарубежных кредитов по низким процентным ставкам. При этом, подавляющее большинство привлеченных банками средств приходится на зарубежные кредиты и всего 2% от общей суммы — на долю централизованных ресурсов Национального банка Азербайджана. Поэтому азербайджанские банки автоматически становятся зависимыми от зарубежных кредитных структур. Если зарубежные банки обанкротятся и потребуют обратно свои средства у азербайджанских банков, то положение у последних будет незавидное.
В этой связи, Президент Азербайджана И. Алиев отмечал на заседании кабинета министров, посвященном социально-экономическому развитию страны в 2008 г. «Мы можем разместить в самых надежных местных банках определенный объем хранящихся за рубежом валютных резервов, но с условием, что эти средства будут направляться исключительно в реальный сектор экономики и чтобы государственный контроль над их расходованием был крайне строгим».
С другой стороны, положение азербайджанских банков усугубляется еще и тем, что привлеченные ими зарубежные кредиты по низким процентам, затем выданы нашим предпринимателям по более высоким процентным ставкам. Эти кредиты, в основном, краткосрочные, Но среди них есть и долгосрочные, миллионные кредиты. Но сегодня и они пострадали от движущегося к нам из-за рубежа кризиса. К примеру, в свое время крупные бизнесмены Азербайджана приобрели стройматериалы по докризисным ценам из-за рубежа для строительства высотных домов. В процессе строительства этих домов (а их в стране около 700), цены на стройматериалы в мире резко снизились на 30-40%, что повлекло за собой снижение цен на жилье. Снизились и объемы строительных работ.
В-четвертых, весьма критическое положение сложилось у предпринимателей Азербайджана, получивших кредит в Национальном фонде поддержки предпринимательства под 7% годовых. Погасить эти кредиты они не в состоянии потому, что не могут продать свой товар. При снижении цен на многие товары, погасить кредит при ставке 7% становится для предпринимателей весьма сложной проблемой.
Теперь, когда банки ведущих стран мира, пытаясь помочь своим финансовым гигантам, до минимума уменьшили свои ставки рефинансирования, что сделало доступным дешевые централизованные ресурсы, ожидать каких-либо высоких доходов от валютных ресурсов из-за рубежа не приходится. Поэтому Национальный банк Азербайджана с начала февраля 2009 г. снизил учетную ставку с 8 до 5%, а с начала марта 2009 г. она снижена до 3%. Это позволит банкам из централизованных кредитов выдавать кредиты предприятиям, компаниям и фирмам под низкий процент.
Однако как уже отмечалось, из всех средств, привлеченных частными банками в качестве займов, более 90% приходится на зарубежные кредиты. Поэтому, несмотря на низкую кредитную ставку Национального банка республики, азербайджанские банки еще долгое время будут зависеть от зарубежных банков. И чтобы устранить эту зависимость, необходимо возвратить в намеченные сроки кредиты зарубежным банкам. Но для этого необходимо, чтобы заемщики наших банков — т.е. предприниматели в намеченные сроки возвратили полученные кредиты. Как показали опросы, проведенные с предпринимателями, уложиться в намеченные срои с возвратом кредитов они не смогут из-за низкого спроса на их продукцию. Поэтому вся надежда на государство. Учитывая сложившееся положение, правительство планирует предоставить предпринимателям на возвратной основе 120 млн манат. Однако эта сумма слишком мала и поэтому будет распределяться избирательно, т.е. деньги получат те предприниматели, которые за время работы зарекомендовали себя с положительной стороны.
Что касается азербайджанских банков — заемщиков международных банков, то государство также примет участие в их стимулировании. Распоряжением Президента страны И. Алиева предполагается передать местным банкам часть валютных средств. Однако доступ к этим средствам будут иметь те банки, которые примут решение увеличить свой уставной капитал за свой счет. Помощь государства будет оказана банкам для кредитований предприятий, компаний, фирм, сельхозпредприятий, торговли и др. Деньги будут даны банкам на возвратной основе.
В-пятых, в настоящее время Национальный банк Азербайджана тратит немалые средства из своих резервов на поддержание курса национальной валюты-маната. Сегодня текущий нац-банковский курс валют определяется, исходя из заявок банками на покупку или продажу долларов или евро. И если в ходе сделок курс «зашкаливает» или, наоборот, падает ниже допустимых для устойчивого рынка пределов, то Нацбанк в любой момент может войти в торги и стабилизировать курс на так называемой средневзвешенной отметке. Это и есть интервенции, которые Нацбанк проводит регулярно. На эти цели тратятся огромные средства налогоплательщиков. Лишь в январе-феврале 2009 г. из резервов Нацбанка Азербайджана было израсходовано 300 млн долларов на поддержание национальной валюты-маната. О чем это говорит? В первую очередь об ослаблении нашей валюты по отношению к доллару. А все это ведет к росту цен. Почему? Потому что наша страна импортозависимая. Значительную часть товаров, а также оборудования и сырья для производства мы покупаем за рубежом за иностранную валюту. Поддерживая манат на уровне выше доллара, Нацбанк освобождается от долларов на многие миллионы, тем самым сокращая свои резервы, в том числе и золотовалютные. А резервы, в том числе и золотовалютные, нужны Нацбанку для поддержания курса национальной валюты, для выплаты компаниями и фирмами внешних долгов, а также долгов по госгарантиям и импортерам, чтобы оплачивать поставки продукции и.т.д.
На начало 2009 г. валютные резервы, которыми располагает Азербайджан достигли 18 млрд долларов. Порядка 10 млрд из них находится на балансе Государственного нефтяного фонда Азербайджана, 6 млрд — валютные запасы Нацбанка и около 2 млрд долларов — на счетах Государственного казначейства. Чтобы обезопасить свои резервы и избежать потерь от изменения курсовой разницы, Нацбанк в конце 2008 г. внес изменения в структуру валютных резервов. Теперь они на 60% состоят из долларов США, на 30% из евро и 10% — фунтов стерлингов. А с начала 2009 г. решением Нацбанка нормы обязательного резервирования по банковским обязательствам, как в национальной, так и в иностранной валюте снижены с 6% до 3 %.
В связи с мировым кризисом многие страны также выходят из стадии консервации долларов и стали сбрасывать их на поддержание национальных валют. В первую очередь сбрасывать доллары вынуждены страны-экспортеры углеводородов. Раз нефть дешевеет, а валютная выручка от продажи нефти снижается, следовательно, национальные валюты стран-экспортеров нефти слабеют. Поэтому приходится искусственно поддерживать национальные валюты.
В настоящее время, как известно, основными держателями доллара являются Китай и Япония, на которые приходится почти 3 трлн. долларов, а также нефтедобывающие страны. Но главное слово остается за Китаем, который имеет в резервах
2 трлн. долл. И пока нефть дешевеет, Китай закупает в основном сырье — нефть, руду, металлы, уголь, тем самым, создавая у себя стратегические запасы. Не так давно КНР скупила газ в Туркмении, Судане, месторождения меди, кобальта, коксующегося угля — в России. В начале февраля 2009 г. были подписаны соответствующие документы об организации долгосрочных поставок российской нефти в Китай и строительства «ветки» от нефтепровода Восточная Сибирь — Тихий океан, по которой пойдет эта нефть. Россия в течение 20 лет будет поставлять в Китай ежегодно 15 млн тонн нефти. Кстати, недавно Китай закачал в свои хранилища 100 млн баррелей дешевой нефти, купленной за 30-40 долларов за баррель [8].
Сегодня Китай одна из немногих стран, которая выдает кредиты Америке. И не потому, что деньги девать некуда, а потому что на эти деньги Китай стремится все больше продать товаров Америке. В то же время Америка сама наращивает внешний долг, объем которого на конец 2007-2008 финансового года достиг 5,8 трлн долл., или почти 41% ВВП. Для Америки наращивание внешнего долга — единственный способ удержаться на плаву. Дело в том, что по старым долгам США расплачивается не за счет средств бюджета — они просто влезают в новые долги. И когда наступает время погашения долгов, запускается печатный станок. На эти средства США покупают реальные товары, расплачиваясь за это виртуальными деньгами.
Россия сегодня располагает валютными резервами в размере 400 млрд долл. Поэтому сейчас, когда всем нужны деньги для спасения своей экономики, страны с крупными резервами оказались в выгодном положении. Часть своих резервов Россия использовала, чтобы усилить свои позиции как регионального экономического лидера, предоставив займы Украине, Белоруссии, Киргизии и Армении [9]. Азербайджан также делает первые шаги в этом направлении, предоставив кредит Грузии в размере 300 млн долл. на 25 лет под символическую ставку в 1% для совместного строительства железной дороги Баку — Ахалкалаки — Карс.
Таким образом, из вышеизложенного видно, что мировой кризис коснулся и нашей страны. По словам министра финансов республики С. Шарифова, ... «мировой кризис поставил экономику страны лицом к лицу с серьезными испытаниями. Анализ показывает, что кризис будет значительно более глубоким, сокрушительным и долгосрочным. По самым оптимальным сценариям ожидается, что он прекратится лишь в конце 2010, в начале 2011 г.» [10].
Президент страны И. Алиев на заседании Правительства Азербайджана в январе 2009 г. выдвинул ряд мер в целях минимизации последствий мирового экономического кризиса. Это:
— финансовый мониторинг, включающий поддержку национальных банков, контроль за кредитами и процентными ставками;
— размещение части валютных резервов государства в азербайджанских банках;
— дальнейшая выдача льготных кредитов для предпринимателей;
— борьба с монополизмом;
— вложение инвестиций в реальную экономику;
— поддержка социальных обязательств;
— переориентация промышленных предприятий на внутренний рынок;
— обеспечение продовольственной безопасности.
Кроме того, в связи со снижением цен на нефть необходимо снизить цены на энергоносители (бензин, газ, свет) и на воду для предпринимателей, чья продукция экспортируется не менее чем на 30%.
В целях стимулирования предпринимателей, производящих и реализующих инновационную продукцию, необходимо в первые три года отменить ставку НДС, а налог на прибыль снизить с 22% до 10%;
В целях стимулирования предпринимателей следует снизить проценты за кредит по линии Национального фонда поддержки предпринимательства с 7% до 1-2%. Одновременно следует произвести перерасчет для предпринимателей, получивших кредит с начала 2008 г. по ставке 7%;
Правительству республики в целях покрытия задолженности перед зарубежными банками следует передать местным банкам часть валютных средств. Доступ к этим средствам должны получить те банки, которые примут решение по увеличению своего капитала за свой счет.
Литература
1. Маркетинг. — 2009. — № 1. — С.35-36.
2. Известия. — 2009. — 19 февраля.
3. Известия. — 2009. — 26 февраля
4. Известия. — 2009. — 7 апреля
5. Известия. — 2009. — 13 апреля
6. Азербайджанские известия. — 2009. — 18 апреля
7. Неделя. — 2009. — 28 ноября
8. Известия. — 2009. — 16, 19 февраля
9. Известия. — 2009. — 2 апреля
10. Неделя. — 2009. — 20 февраля
ВЛИЯНИЕ ДЕВАЛЬВАЦИИ НА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ РОССИЙСКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ В ПЕРИОД МИРОВОГО КРИЗИСА
М.И. Лисина,
начальник отдела маркетингового анализа ОАО«Нэфис Косметикс»(г Казань), соискатель кафедры экономической теории Казанского государственного университета
В статье анализируется способность девальвации повысить конкурентоспособность российских предприятий в период мирового финансового кризиса. Сопоставляя различные объективные данные и опираясь на мнения ведущих экспертов, автор приходит к выводу о невозможности включения механизмов повышения конкурентоспособности предприятий за счет ослабления курса рубля в силу ряда причин (нехватка свободных мощностей, износ оборудования, зависимость от импортных технологий и сырья).
Ключевые слова: конкурентоспособность, девальвация, кризис.
В целях повышения конкурентоспособности и поддержания отечественного производителя в период мирового кризиса правительством Российской Федерации были предприняты ряд мер, в частности — девальвация.
В течение двух месяцев (декабрь 2008 — январь 2009) Банк России постепенно ослаблял национальную валюту. Действия, направленные на мягкую девальвацию, Центробанк объяснил тем, что это «дало возможность субъектам российской экономики отреагировать на валютные риски и позволило избежать негативных последствий резкого снижения валютного курса рубля для экономики в целом и ее отдельных секторов». Однако ожидания ослабления рубля, основанные на убежденности, что это могло бы поддержать рост российской экономики и повысить конкурентоспособность отечественного производителя, спорны. Эффект девальвации можно сравнить с палкой о двух концах. Реакция бизнеса на девальвацию оказалась разной.
С одной стороны, по представлению власти и мнению ряда аналитиков, девальвация рубля должна помочь российской экономике. Падение курса рубля правительство представило как положительное явление. В условиях мирового финансового кризиса и всеобщего спада производства разрешение курсу рубля снижаться имело трактовку политики повышения конкурентоспособности отечественных предприятий и политики импортоза-мещения. По словам Путина В.В., девальвация национальной валюты облегчает положение российских предприятий, повышая конкурентоспособность их продукции. Министр финансов А. Кудрин положительно отозвался о действиях Центробанка по искусственному понижению курса рубля. «Процесс девальвации — это сильное лекарство, которое позитивно повлияло на здоровье экономики. Это означает, что сейчас появятся деньги в экономике, ликвидность восстановится», — сказал глава Минфина в феврале текущего года. По заявлению А. Кудрина, «эффект девальвации (рубля) фундаментально и позитивно повлияет на исправление платежного баланса, устранение отрицательного торгового баланса и увеличит стимулы для притока капитала» [11]. По мнению помощника президента А. Дворковича, в стране созданы условия для роста конкурентоспособности российских товаров: «Сегодня стал выгоден экспорт, начинают возобновляться поставки различных товаров, появилась возможность конкурировать с импортом» [12].
По замыслу власти, более дешевый рубль простимулирует производителей, ориентированных на внутренний рынок (как это было в 1998 г.) и повысит рентабельность экспортеров. В связи с ростом курса доллара произведенные в долларовых зонах товары будут терять конкурентоспособность, и с полок магазинов поэтому исчезнет большая часть импортных продуктов. Министр финансов Алексей Кудрин подчеркивает, что в этом году Россию ожидает значительное уменьшение импорта, но именно оно создаст условия для быстрого экономического роста впоследствии (при этом Кудрин ссылается на ситуацию после кризиса 1998 года, когда сначала произошло резкое уменьшение импорта, зато в 2000 году Россия показала экономический рост на 10%). Многие специалисты говорят о том, что в 2009 году можно ожидать сокращения импорта на 35-40%. Правда, заметим, ситуация здесь не однозначна, поскольку большая часть импорта идет из Белоруссии, Украины, Турции, Польши, Бразилии, у которых также слабеет валюта. Если посмотреть курс рубля по страновой корзине для отдельных отраслей, то картина может существенно измениться. Например, из-за значительной доли этих стран в импорте мясомолочной продукции, позитивный эффект от ослабления рубля для российских производителей мяса и молока был вдвое меньше, чем в среднем по экономике.
Признавая положительное влияние снижения курса рубля, часть экономистов считает, что только девальвация может противостоять обвалу промышленности — это задействует механизмы, работавшие на рост экономики РФ в 1999 году, стимулирует импортозамещение и экспорт. Падение курса рубля скажется на предприятиях, завязанных на использовании импортных составляющих. Вырастет себестоимость производства и в этой ситуации производители будут вынуждены переходить на отечественные аналоги, тем самым замыкая денежный поток внутри страны. В итоге деньги российского бюджета и отечественных компаний будут меньше утекать к товаропроизводителям из других стран и больше стимулировать внутренний платежеспособный спрос. И этим спасут российскую экономику в условиях кризиса.
Очевидно, что подорожание иностранной валюты способно обеспечить значительное сокращение импорта. При этом власти исходят из того, что понижение курса рубля также является важным средством обеспечить внутреннее производство