октябрь Ною (295) ЗНиСО
27
УДК 613.6:656
СУБЪЕКТИВНАЯ ОЦЕНКА ВОДИТЕЛЯМИ ГРУЗОПАССАЖИРСКОГО АВТОТРАНСПОРТА УСЛОВИЙ ТРУДА И ВЛИЯНИЯ ИХ НА СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ
И.В. Федотова, С.А. Аширова, М.М. Некрасова, М.А. Бобоха
ФБУН «Нижегородский НИИ гигиены и профпатологии» Роспотребнадзора,
Нижний Новгород, Россия
На основании анонимного анкетирования водителей автобусов, осуществляющих пассажирские перевозки, и водителей грузового автотранспорта проанализирована субъективная оценка влияния факторов производственной среды на состояние здоровья. Водители отмечают выраженное негативное воздействие загрязненности воздуха кабин, шума, вибрации, напряженности и тяжести, режима труда и отдыха на состояние костно-мышечной, пищеварительной, нервной, сердечнососудистой систем.
Ключевые слова: водители автобусов и грузового автотранспорта, анкетирование, условия труда, состояние здоровья.
I.V. Fedotova, S.A. Ashirova, M.M. Nekrasova, M.A. Bobokha □ SUBJECTIVE EVALUATION OF WORKING CONDITIONS AND THEIR INFLUENCE UPON HEALTH STATUS DONE BY DRIVERS OF CARGO-AND-PASSENGER MOTOR TRANSPORT □
Nizhny Novgorod Research Institute for Hygiene and Occupational Pathology, Rospotrebnadzor, Nizhny Novgorod, Russia.
Based on an anonymous questionnaire of drivers engaged in passenger traffic and cargo carriage, the authors analyzed driver's subjective evaluation of the influence of work environmental factors upon health status. The drivers noted a pronounced negative impact of air pollution into cab, noise, vibration, tension and severity, regimen of work and rest upon musculoskeletal, digestive, nervous and cardiovascular systems.
Key words: drivers of bus and cargo motor transport; questionnaire; working conditions; health status.
В настоящее время водители автотранспорта оказались наиболее многочисленной и стабильной профессиональной группой среди мужчин трудоспособного возраста. В течение рабочей смены водители подвергаются воздействию комплекса неблагоприятных производственных факторов: токсичных химических веществ, шума, общей и локальной вибрации, неблагоприятного микроклимата, физических нагрузок, зачастую превышающих предельно допустимые, высокой напряженности труда [9, 10, 11]. Указанные условия труда могут значительно повышать риск развития профессиональных и профессионально обусловленных заболеваний, в том числе опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой системы, ожирения [2, 8, 15, 16].
Несмотря на напряженный характер режима труда, значительная часть водителей продолжает работать после 10 лет стажа [7]. Следует отметить, что стабильность профессиональной группы во многом определяется не только объективной характеристикой условий труда, но и субъективным отношением работника к социально-экономическим гарантиям, которым он обеспечивается при занятости конкретной деятельностью.
Цель исследования - на основании анонимного опроса оценить критериальную значимость для водителей условий труда как фактора риска для здоровья и особенности социального поведения представителей данной профессиональной группы.
Методы исследований. Анкетный опрос проведен среди водителей, обслуживающих современные марки автобусов ЛИАЗ 52-56 и МАЗ 52-95, осуществляющих внутригородские
пассажирские перевозки, а также водителей грузового транспорта (КАМАЗ, Газель, ГАЗ, Урал, Валдай, ЗИЛ, УАЗ), обеспечивающих грузоперевозки также в черте города. Анкета состояла из 133 вопросов, объединенных в блоки. В паспортной части анкеты респонденты отвечали на вопросы, касающиеся возраста, профессии, квалификации, стажа работы. Раздел о социально-бытовой сфере включал сведения о семейном положении, среднем доходе на 1 человека, жилищных условиях. Основная часть анкеты содержала вопросы, направленные на выявление субъективной оценки условий и характера труда, влияния их на состояние здоровья. Задавались также вопросы об условиях продолжения профессиональной деятельности, о предпринимаемых водителями усилий по ведению здорового образа жизни, а также о вредных привычках. Водители отвечали на вопросы анкеты анонимно, самостоятельно. Всего проанализировано 127 анкет водителей автобусов и 91 - водителей грузового автотранспорта.
Результаты исследования. Результаты анкетирования показали, что большинство респондентов (91 % водителей всех видов автотранспорта) были в возрасте 45-60 лет. Среди водителей грузового автотранспорта было больше работников со стажем более 30 лет (66,3 ± 5,0 % против 44,9 ± 4,4 % водителей автобусов, 1 = 3,21, р < 0,002). Преобладание лиц старшего возраста среди водителей отмечено многими авторами, что связывают с непрестижностью, тяжестью этой профессиональной деятельности, приводящими к нежеланию молодежи идти в данную профессию.
28
ЗНиСО ОЖМ, №10 (29Е)
По социальному статусу профессиональные группы имеют много общего: практически все водители имели семью (93 % женаты и имели 1-2 ребенка), большая часть водителей проживала в хороших условиях (78,3 % - водители автобусов, 83,5 % - водители грузовиков), большинство водителей имеет только среднее общее образование (52,0 % - водители автобусов и 62,6 % - водители грузовиков). Доходы на одного члена семьи у 33,5 % водителей автобусов и 81,3 % водителей грузовиков не превышали на момент анкетирования уровня прожиточного минимума.
Среди причин различных дискомфортных состояний, развивающихся в течение или сразу после работы, примерно с одинаковой частотой водители отмечали такие вредные профессиональные факторы, как загазованность, запыленность, шум, вибрация, микроклимат (табл. 1). Причем в обеих группах на первое ранговое место водители ставят загазованность, хотя по данным нашего исследования концентрации вредных веществ не превышают ПДКВРЗ. Следует отметить, что при проведении анкетного опроса водителей автобусов г. Москвы на шум, вибрацию и запахи в кабине жаловались около 30 % респондентов [8].
Водители грузовиков в отличие от водителей автобусов в 5,7 раза (1 = 7,02; р < 0,001) чаще жаловались на нерациональную освещенность рабочего места. Почти четверть из них отмечают как неблагоприятный фактор физическое напряжение, связанное с перемещением (удержанием) тяжестей, что отражает специфику их работы, которая включает участие в по-грузочно-разгрузочных операциях при ликвидации аварий на водопроводных сетях. Преобладающий контингент водителей автобусов (92,9 %) был доволен конструктивными особенностями новых машин, в частности тем, как оборудовано рабочее место в автобусах. Тем не менее почти половина из них жаловались на неудобную позу, что практически в 2 раза чаще, чем среди водителей грузовиков (1 = 3,57,
р < 0,001). Также чаще они отмечали сухость воздуха - в 2,9 раза (1 = 2,61, р < 0,02).
Усталость в конце смены, которая является субъективным отражением состояния утомления, чаще отмечали водители автобусов (в 1,3 раза; 1 = 2,60; р < 0,02), что, по-видимому, обусловлено более длительным нахождением их за рулем по сравнению с водителями грузовиков (более 80 % и менее 50 % времени смены соответственно). Поскольку рабочий день у водителей автобусов начинается очень рано (в 4-5 ч), большая их часть жаловалась на сонливость (85,0 %), и в течение рабочего дня водители боролись со сном, выпивая кофе, тонизирующие напитки, чай. Доля лиц, совершивших аварии, в обеих группах одинакова (50,4 % и 50,5 %).
Анализ субъективной оценки состояния здоровья показал, что у водителей грузовиков преобладали жалобы со стороны нервной системы (в 1,9 раза чаще, чем водители автобусов, 1 = 5,99; р < 0,001) (табл. 2). Возможно, это связано с характером работы: водители грузового транспорта работали аврально, без определенного режима работы, принимая участие в ликвидации аварийных ситуаций. Нерациональный режим труда и отдыха, необходимость адаптации к скользящему графику работы, приводят к раннему формированию чувства стойкого переутомления, сопровождающегося большим количеством жалоб на ухудшение самочувствия и снижением общей работоспособности [1].
У водителей автобусов первое ранговое место принадлежит жалобам на боли в различных отделах опорно-двигательного аппарата (в 1,6 раза чаще, чем у водителей грузовиков, 1 = 3,38, р < 0,001). Это, по-видимому, обусловлено значительно большим временем, проводимым ими за рулем. При этом они не только находятся в фиксированной позе, что создает нагрузку на определенные скелетно-мышечные группы, но и более длительное время, чем водители грузовиков, подвергаются воздействию вибрации, для которой опорно-двигательный аппарат также является основной мишенью воздействия.
Таблица 1. Факторы рабочей среды и трудового процесса, отмеченные водителями автобусов и грузовых автомобилей в качестве причин различных дискомфортных состояний, развивающихся в течение или сразу после работы
Симптомы Водители автобусов (127) Ранговое место Водители грузовых автомобилей (91) Ранговое место
Загазованность воздуха на рабочем месте 60,0 ± 4,35 1 64,8 ± 5,01 1
Запыленность воздуха на рабочем месте 39,0 ± 4,32 5 30,8 ± 4,84 5
Повышенная/пониженная температура воздуха на рабочем месте 41,0 ± 4,36 4 47,2 ± 5,19 3
Шум 29,0 ± 4,03 6 31,9 ± 4,86 4
Вибрация 17,3 ± 3,36 8 20,9 ± 4,26 9
Сухость воздуха 16,0 ± 3,25 9 5,5 ± 2,39* 11
Блескость, высокая или низкая освещенность рабочего места 8,7 ± 2,50 10 49,5 ± 5,24* 2
Необходимость сосредоточенного наблюдения 27,6 ± 3,97 7 27,5 ± 4,68 6
Монотонность труда 48,0 ± 4,43 2,5 8,8 ± 2,97* 10
Неудобная рабочая поза 48,0 ± 4,43 2,5 25,3 ± 4,56* 7
Физическое напряжение, связанное с перемещением (удержанием) тяжестей - - 23,1 ± 4,42* 8
* Различия достоверны
октябрь Ною (295) ЗНиСО
29
Таблица 2. Наиболее частые симптомы, возникающие к концу смены у водителей автобусов и
грузовых автомобилей
Симптомы Водители автобусов (127) Ранговое место Водители грузовых автомобилей (91) Ранговое место
Чувство раздражительности, депрессия, головная боль 42,5 ± 4,38 4,5 79,1 ± 4,26* 1
Жалобы со стороны желудочно-кишечного тракта (вздутие и боли в верхней половине живота, изжога, отрыжка, рвота, тошнота и др.) 48,0 ± 4,43 2 60,4 ± 5,13 2
Боли в области сердца, одышка, высокое артериальное давление 42,5 ± 4,38 4,5 56,6 ± 5,20* 3
Бронхит, кашель, частые ОРВИ 46,5 ± 4,43 3 52,7 ± 5,23 4
Боли в области спины, шеи, плеч, рук и ног 60,0 ± 4,35 1 37,4 ± 5,07* 5
* Различия достоверны
Второе место в обеих группах занимают жалобы на состояние желудочно-кишечного тракта, причем водители грузовиков жаловались несколько чаще. Это может быть обусловлено нерациональной организацией питания как на автопредприятии, так и в организации, осуществляющей грузоперевозки. Буфет на автопредприятии был организован не на всех диспетчерских пунктах и работал только до 13 часов. Столовая в автопарке работала также до 14 часов. Таким образом, только водители автобусов, работающие в первую смену, имели возможность получить горячее питание, вечерняя смена не обеспечивалась питанием вообще. Однако из-за потери времени в «пробках», водители автобусов часто не успевали выполнить все запланированные рейсы, что отражалось не только на их заработной плате, но и лишало регламентированных обеденных перерывов, поэтому 90 % водителей зачастую не использовали регламентированный обеденный перерыв и питались в автобусах «домашним пайком».
Анализ режима питания водителей грузового автотранспорта показал, что пользоваться столовой также могли только работающие в первую смену, поскольку она открыта до 15 часов, при условии нахождения в этот период на автобазе. Большинство водителей грузовиков не имели такой возможности и, как водители автобусов, питались тем, что взяли из дома.
Водители грузовиков более часто, чем водители автобусов, предъявляли жалобы на различные нарушения функции сердечно-сосудистой системы (в 1,3 раза, X = 2,07; р < 0,05). Управление транспортом для многих исследователей ассоциируется с высоким риском сердечно-сосудистых заболеваний [7, 14, 17, 18]. По мнению Башкирёвой А.С. с соавт. (1999), проанализировавшими распространенность сердечно-сосудистой патологии среди водителей грузового транспорта, гипертоническая болезнь и ИБС, регистрируемые в 40-49 лет, могут расцениваться как индикаторы риска [3].
Достаточно высока у водителей частота жалоб на различные нарушения органов дыхания, что очевидно обусловлено воздействием комплекса химических веществ, обладающих раздражающим действием на слизистые (пары бензина, оксиды азота и углерода, формальдегид), и взвешенных частиц, часто присутствующих в кабине [5, 6, 9, 12, 13]. В работе Ю.В. Воронкова (2015) приводятся сведения, что доля заболе-
ваний органов дыхания в структуре болезненности водителей составляет более 50 % [4].
Анализ распространенности вредных привычек показал, что алкогольные напитки 90 % водителей автобусов употребляют 1 раз и более в месяц, а при стрессах - до 2-3 раз в неделю в количествах более 200 г за один раз. Большинство водителей грузовиков (71,4 %) употребляют алкоголь чаще 1 раза в неделю, 90 % из них - в количестве более 200 г за 1 раз. Многие водители курят (более 70 %), причем значительная часть из них (53,0 %) имеют стаж курения свыше 5 лет и выкуривают более 10 сигарет ежедневно. Аналогичные данные о распространенности вредных привычек среди водителей получены и другими исследователями [8].
Только 5,5 % водителей автобусов и 6,6% водителей грузовиков занимаются фитнессом (бассейн, бег, утренняя гимнастика). Из мер, предпринимаемых водителями для сохранения своего здоровья, практически все отметили, что проходят медицинские осмотры, флюорографию, стараются больше времени бывать на свежем воздухе, проводить отпуск за городом, в санаториях и домах отдыха, употреблять в пищу больше свежих овощей и фруктов.
Готовы продолжать работу после достижения пенсионного возраста 50,4 % водителей автобусов и 46,2 % водителей грузовиков в основном из-за финансовых соображений (маленькие пенсии). При этом условия и режим труда хотели бы изменить почти треть всех водителей в обеих группах. Водители грузового автотранспорта для улучшения условий работы предлагали организовать центральные мастерские по ремонту грузового автотранспорта и заменить изношенную технику, улучшить конструкцию машин (оборудовать кондиционеры и «плавающие» сиденья, усовершенствовать коробку передач, облегчить сцепление рулевого управления), улучшить дороги. Водители автобусов считают, что система начисления зарплаты, принятая в настоящее время на автопредприятиях (учитывается количество выполненных рейсов), нуждается в существенной коррекции, поскольку насыщенность города автотранспортом, выраженная интенсивность движения на дорогах часто мешает выполнению запланированного количества рейсов.
Выводы.
1. Результаты анкетного опроса свидетельствуют, что субъективное мнение водителей выделяет профессиональные факторы, опасность
30
ЗНиСО октябрь №>10 (29Е)
которых подтверждена и объективными исследованиями: загазованность и запыленность, шум, вибрация, напряженность и тяжесть труда.
2. Почти все водители (87-100 %) связывают изменения в состоянии своего здоровья с неблагоприятным воздействием условий труда. Жалобы водителей на боли в области спины, рук, ног, усталость в конце рабочего дня, раздражительность, боли в сердце, сердцебиение и др. свидетельствуют о том, что профессиональные факторы предъявляют повышенные требования к таким органам и системам, как нервная, сердечно-сосудистая, костно-мышечная. При этом значительное функциональное напряжение этих систем может привести к срыву адаптации и развитию патологии.
3. Для большинства водителей характерно нерегулярное питание, злоупотребление алкоголем и курение. Лишь незначительное число водителей стараются поддерживать физическую форму. Низкая физическая активность и распространенность вредных привычек могут способствовать ухудшению состояния здоровья и повышать риск развития профессионально обусловленных заболеваний.
ЛИТЕРАТУРА
(п. 11-18 см. References)
1. Башкирева А.С. Особенности психической адаптации и распространенность пограничных нервно-психических расстройств у водителей грузового автотранспорта // Медицина труда и промышленная экология. 2003. № 9. С. 18-24.
2. Башкирева А.С. и др. Продуктивное старение или «эффект здорового работника»? Ретроспективный анализ заболеваемости водителей автотранспорта / А.С. Башкирева, В.Г. Артамонова, В.Х. Хавинсон // Успехи геронтологии. 2009. № 4 (22). С. 539-547.
3. Башкирева А.С. и др. Распространенность сердечно-сосудистой патологии среди водителей автотранспорта / А. С. Баш-кирева, Г.В. Латфуллин, М.П. Вафина // Казанский медицинский журнал. 1999. Т. LXXXI. С. 11-13.
4. Воронков Ю.В. О социально-трудовых проблемах водителей транспортных средств // Россия молодая: передовые технологии - в промышленность. 2015. № 3. С. 127-131.
5. Гребеньков С.В. и др. Гигиенические условия труда и состояние здоровья водителей транспорта в Санкт-Петербурге / С.В. Гребеньков, Е.В. Милутка, А.А. Сидоров [и др.] // Медицина труда и промышленная экология. 2013. № 8. С. 1-6.
6. Диордичук Т.И. Условия труда водителей грузового автотранспорта и их роль в формировании отдельных форм патологии // Актуальные проблемы транспортной медицины. 2005. № 2. С 59-63.
7. Еселевич С.А. и др. Оценка профессиональной пригодности работников транспорта / С.А. Еселевич, Н.Ю. Бояринова // Материалы X Всероссийского конгресса «Профессия и здоровье». Москва, 6-8 декабря 2011 г. М., 2011. С. 166-169.
8. Игонин Е.Г. и др. Профессиональные и непрофессиональные факторы риска у водителей Московского городского наземного транспорта, их влияние на структуру заболеваемости и развитие метаболического синдрома / Е.Г. Игонин, К.Г. Гуревич, А.М. Попкова [и др.] // Медицина критических состояний. 2010. № 3(3). С. 10-17.
9. Прокопенко Л.В. и др. Оценка рабочей среды водителей различных типов автобусов / Л.В. Прокопенко, И.Г. Шев-кун // Медицина труда и промышленная экология. 2009. № 7. С. 12-17.
10. Савинова Ю.В. Научные подходы к проблемам оценки и прогнозирования профессиональной надежности водителя автобуса городского пассажирского транспорта // Строи-тельство-2015: Строительство. Дороги. Транспорт. Материалы Международной научно-практической конферен-ренции, Ростов-на-Дону, 16-17 мая 2015 г. Ростов-на-Дону: Редакционно-издательский центр РГСУ, 2015. С. 71-73.
REFERENCES
1. Bashkireva A.S. Osobennosti psikhicheskoy adaptatsii i ras-prostranennost pogranichnykh nervno-psikhicheskikh rass-troystv u voditeley gruzovogo avtotransporta [Peculiarities of mental adaptation and the prevalence of border neuropsychiat-
ry disorders among cargo vehicle drivers]. Meditsina truda i pro- _ myshlennaya ekologiya. 2003, no. 9, pp. 18-24. (In Russian)
2. Bashkireva A.S., Artamonova V.G., Havinson V.H. Produk- —^ tivnoye stareniye ili «effekt zdorovogo rabotnika»? Retrospek- ^ tivnyy analiz zabolevayemosti voditeley avtotransporta [Pro- ^^ ductive aging or «healthy worker effect»? A retrospective analysis of the morbidity of cargo vehicle drivers]. Uspekhi h gerontologii. 2009, no. 4(22), pp. 539-547. (In Russian)
3. Bashkireva A.S., Latfullin G.V., Vafina M.P. Rasprostranen-
nost serdechno-sosudistoy patologii sredi voditeley avtotrans- i_
porta [Prevalence of cardiovascular pathology among vehicle drivers]. Kazanskiy meditsinskiy zhurnal, 1999, vol. LXXXI, pp. 11-13. (In Russian)
4. Voronkov Yu.V. O sotsialno-trudovykh problemakh voditeley transportnykh sredstv [The social-labour problems of vehicle drivers]. Rossiya molodaya: peredovye technologii - v pro-myshlennost, 2015, no. 3, pp. 127-131. (In Russian)
5. Greben'kov S.V., Milutka E.V., Sidorov A.A. [et al.] Gigiyen-icheskiye usloviya truda i sostoyaniye zdorovia voditeley transporta v Sankt-Peterburge [Hygienic working conditions and state of health of transport drivers in Saint Petersburg] Meditsina truda i promyshlennaya ekologiya, 2013, no. 8, pp. 1-6. (In Russian)
6. Diordichuk T.I. Usloviya truda voditeley gruzovogo avtotransporta i ikh rol v formirovanii otdelnykh form patologii [Working conditions of cargo vehicle drivers and their role in the formation of separate forms of disease]. Aktualnye problemy transportnoy meditsyny, 2005, no. 2, pp. 59-63. (In Russian)
7. Eselevich S.A., Bojarinova N.Yu. Materialy X Vserossiyskogo kongressa «Professiya i zdorovye» [Materials X of the All-Russian congress «Profession and Health»]. Moscow, 6-8 December 2011, Moscow, 2011, pp. 166-169. (In Russian)
8. Igonin E.G., Gurevich K.G., Popkov A.M. [et al.] Professional-nyye i neprofessio-nalnyye faktory riska u voditeley Mosk-ovskogo gorodskogo nazemnogo transporta. ikh vliyaniye na strukturu zabolevayemosti i razvitiye metabolicheskogo sindroma [Professional and non-professional risk factors of drivers of the Moscow city ground transport and their influence on the pattern of morbidity and the development of metabolic syndrome]. Meditsina kriticheskich sostoyaniy, 2010, no. 3(3), pp. 10-17. (In Russian)
9. Prokopenko L.V., Shevkun I.G. Otsenka rabochey sredy vodite-ley razlichnykh tipov avtobusov [Assessment of the working environment of drivers of different types of buses]. Meditsina truda I promyshlennaya ekologiya, 2009, no. 7, pp. 12-17. (In Russian)
10. Savinova Yu.V. Stroitelstvo-2015: Stroitelstvo. Dorogi. Transport. Materialy Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konfer-enrentsii [Construction-2015: Construction. Roads. Transport. Materials International nauchno-praktiches-, which konferenren-tion], Rostov-on-don, 16-17 may, 2015, Rostov-on-don: publishing center of RSSU, 2015, pp. 71- 73. (In Russian)
11. Adams-Guppy J., Guppy A. Truck driver fatigue risk assessment and management: a multinational survey. Ergonomics, 2003, vol. 46, pp. 763-79.
12. Adetona O., Sjodin A., Zheng L. [et al.] Personal exposure to PM2,5 and urinary hydroxy-PAH levels in bus drivers exposed to traffic exhaust, in Trujillo, Peru. J. Occup. Environ. Hyg, 2012, vol. 9, p. 217-229.
13. Chan L.Y., Lau W.L., Wang X.M. [et al.] Preliminary measurements of aromatic VOCs in public transportation modes in Guangszhou, China. Environ. Int, 2003, vol. 29, pp. 429-435.
14. Hitosugi M., Gomei S., Okubo T. [et al.] Sudden illness while driving a vehicle - a retrospective analysis of commeccial drivers in Japan. Scand. J. Work Health, 2012, vol. 38, pp. 84-87.
15. Jensen A., Kaerlev L., TUchsen F. [et al.] Locomotor diseases among male long-haul truck drivers and other professional drivers. Int. Arch. Occup. Environ. Health, 2008, vol. 81, pp. 821-827.
16. Thiese M.S., Moffitt G., Hanowski R.J. [et al.] Commercial driver medical examinations: prevalence of obesity, comorbid-ities, and certification outcomes. J.f Occup.& Environ. Medicine, 2015, vol. 57, pp. 659-665.
17. Wang P.D., Lin R.S. Coronary heart disease risk factors in urban bus drivers. Public Health, 2001, vol. 115, pp. 261-264.
18. Wu W.T., Tsai S.S., Lin M.H. [et al.] Utility of overnight pulse oximetr as a screening tool for sleep apnea to assess the 8-year risk of cardiovascular disease: Data from a large-scale bus driver cohort study. Int. J. Cardiol, 2016, vol. 225, pp. 206-212.
Контактная информация:
Федотова Ирина Викторовна, тел.: +7 (831) 436-18-23, e-mail: [email protected]
Contact information: Fedotova Irina, phone: +7 (831) 436-18-23, e-mail: [email protected]